- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,62 Мб
Характерные черты японского традиционного костюма
Содержание
Введение
. Общая характеристика культуры и искусства Японии
. Характеристика принципов формирования костюма Японии
. Общая характеристика костюма Японии
.1 Состав японского костюма
.2 Аксессуары
.3 Виды кимоно
.4 Покрой кимоно
.5 Современный костюм
. Современная интерпретация костюма Японии в работах известных дизайнеров (Дж. Гальяно, А. Маккуин, Ис. Мияке, М. Прада)
. Характеристика коллекции современной одежды, разработанной на основе исторического костюма Японии
Заключение
Библиографический список
Введение
Япония – страна, расположенная на Японском архипелаге, состоящем из 6852 островов, окруженных Тихим океаном. Страна с необыкновенной природой, красота которой, скорее всего, повлияла на возникновение такой древней религии как Синтоизм, т.е. поклонение природе. Культура Японии в основном вся взаимосвязана с верованиями, а выражение этой связи мы видим в искусстве. Возможно, это священное почтение является причиной того, что доминирующим принципом в эстетике <#”577098.files/image001.jpg”>
Рисунок 1. Бонсай Рисунок 3. Икебана
Икеба́на, представленная на рисунке 2, – искусство создания композиций из срезанных цветов <#”577098.files/image003.jpg”> <#”577098.files/image004.jpg”> <#”577098.files/image005.jpg”> <#”577098.files/image006.jpg”> <#”577098.files/image007.gif”> <#”577098.files/image008.gif”> <#”577098.files/image009.gif”> <http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Kimono-zbirka.png?uselang=ru>1. Правый рукав 2. Левый рукав 3. Правая нательная часть 4. Левая нательная часть 5. Правый край «окуми» 6. Левый край «окуми» 7. Накладной воротник 8. Основной воротник
Схема объединения частей кимоно (Номер частей соответствует номерам в схеме покроя)
.5 Современный костюм
В калейдоскопичном мире клубной одежды и аксессуаров, прочное место модного атрибута заняли так называемые в народе «ниндзя-шуз» или «Таби».
Ниндзя-шуз – это «народное» название японской традиционной обуви таби, что дословно переводится как «чехол для ноги». Пройдя проверку прочности на многочисленных рейвах в Гоа, таби приобрели необычайную популярность среди рейверов и из абсолютно функциональной обуви стали модным девайсом среди хэппи пиплз, которые привезли их в Европу и США, где дизайнеры часто экспериментировали с их внешним видом.
Японцы сначала очень удивлялись, когда видели, как рейверы адаптируют их традиционную обувь, однако произошел реэкспорт идеи и японцы начали производить модернизированные виды джикатаби к общей радости рейверов.
Еще одна вещь из японского гардероба прочно завоевывает европейские подиумы – это Оби.
Сегодня оби – это гипертренд, пишут модные журналы, при помощи которого можно создать из обычного скучного образа облик женщины, которая следит за модой, стремится выглядеть элегантно и изысканно, будь-то деловая леди или яркая студентка. Оби – это пояс, способный как скрыть недостатки фигуры, так и подчеркнуть ее достоинства. Ведь мы – не японцы, и потому для нас нет строгих правил в повязывании оби.
Фактически все модные дома обратили внимание на пояс-оби. В общем, на вопрос: с чем сочетать пояс-оби? Ответ один: со всем! Красивый оби придаст завершенность и элегантность самому простому наряду, объединит разрозненные детали в единое целое. Оби станет блестящим акцентом на любом наряде: от макси-платья до строгого костюма.
4. Современная интерпретация костюма Японии в работах известных дизайнеров (Гальяно, Маккуин, Мияке, Прада)
Джон Гальяно
Как описывают показ коллекции Джона Гальяно на Неделе высокой Моды в Париже журналисты: «…Подиум на какое-то время превратился в театр гейш. Эту коллекцию можно назвать самой яркой, самой выразительной и самой живописной. Ведь в зале порхали бабочки, и расцветала сакура…Платья и костюмы, представленные на Неделе Высокой моды, были изготовлены из вручную расшитого шелка и атласа. Великий дизайнер сумел не только прикоснуться к истории Востока, но и передать весь колорит нарядов гейш. Свои работы он приурочил к десятилетию работы в Доме Кристиан Диор.
Александр МакКуин
Английский модельер Александр МакКуин навсегда вошел в историю моды как создатель невероятных коллекций, наполненных фантазийными мирами, порожденными фантазией дизайнера. Четырежды он признавался британским модельером года. Также два года подряд Александра МакКуин называли самым молодым модельером года. Как никто другой он умел своими нарядами пробуждать в людях сильные эмоции.
Иссей Мияке
Модельер создает идеальную одежду для жизни в городе: драпировки и плиссе его нарядов гармонично сочетаются с легкими и практичными тканями, удобными в носке и не требующими дополнительного ухода!
Концепция Иссей Мияке заключается в том, чтобы творчество было свободно от предрассудков, а также от уже существующих рамок и границ – а также, чтобы это творчество могло стать реальностью посредством исследований и экспериментов. Именно этой концепции Модный Дом Issey Miyake следует со дня открытия и по сей день…
В отличие от западной одежды, где покрой ориентируется, прежде всего, на изгибы тела, японский способ кроя учитывает особенности ткани – это и есть основной принцип дизайна одежды для Issey Miyake. Может быть, именно поэтому он так упорно и долго ищет новые ткани и материалы для своей одежды.
Прада
В новом сезоне Prada представила интерпретации на тему кимоно, традиционной японской обуви и растительных орнаментов. На подиум выходили девушки в костюмах, похожих на современное кимоно и босоножках, отдаленно напоминающих обувь гэта. Черные лаконичные платья прямого силуэта с принтами в виде белых цветов. Туфли на платформе сменялись имитацией еще одной национальной обуви Японии – таби – традиционной для самураев.
Кроме черного, в коллекции использованы сливовый, зеленый и розовый цвета. Прада вновь использует Любовь к мехам в летней коллекции, накидки и пальто из каракуля сочетает с вещами из шелка и тонкого трикотажа.
5. Характеристика коллекции современной одежды, разработанной на основе исторического костюма Японии
Формообразование современного костюма, на основе японского возможно при сохранении всех достижений предшествующих поколений и параллельном применении некоторых подходов в создании одежды, таких как:
слияние отдельных элементов японской культурной традиции с европейским дизайном и зарождение принципиально новых тенденций формообразования современного костюма.
Наиболее характерными признаками японского этностиля являются смещение лини плеча, расширенный рукав, акцент на талии; расширение плечевого пояса, заужение низа изделия; сочетание признаков воротник-планка и запах, наличие Х-образного силуэта.
Особое значение имеет колористическое решение традиционного японского костюма и размещение психологического центра.
При создании традиционного японского костюма используется прием наложения большого количества деталей одежды друг на друга (многослойность и ее имитация).
В женском кимоно используется декоративное зонирование, важными участками при нанесении рисунка являются левое плечо, область груди и участок между лопатками, область колена, и т. д.
Японский стиль, как проявление национальной культуры Японии, характеризуется модульным принципом формообразования костюма с четко установленными пропорциями и манерой закрепления одежды на фигуре.
Отличительной чертой современного направления является появление нового метода проектирования одежды – деконструктивизма, суть которого заключается в отходе от классических европейских норм посадки костюма на фигуре. Метод деконструкции был предложен японскими дизайнерами Ё. Ямамото и Р. Кавакубо в начале 1980-х гг.. Работы японских дизайнеров оказали сильнейшее влияние на модельеров Европы, которые с интересом использовали асимметричный крой, неровные края одежды; разрывы, всевозможные прорези и дырки; деление конструкции на правую и левую половины; инверсию (швы наружу, лацканы на спине, застежки в нетрадиционных местах, вытачки «на лицо»); элементы незавершенности; нарушение традиционной технологии. Сам термин, который широко распространился в мире моды в начале 1990-х гг., был заимствован из философии постмодернизма. М.Хайдеггер считал, что деконструкция является способом нового восприятия жизни и образом мышления новой эпохи для которого характерны свободная ассоциативность и отказ от рационализма. В эпоху постмодернизма самовыражение возможно только путем присвоения традиции, нового комбинирования уже известного, разрушения другого. Децентрация означает исчезновение в постмодерне понятий «центра», господствующей, «высокой» культуры. Деканонизация – борьба с традиционными ценностными центрами. Основным методом этой борьбы является деконструкция (разрушение) центрированных структур, моделей сознания и самосознания человека, общества, культуры. Соответственно в области дизайна деконструкция означает критическое и ироническое отношение к правилам и авторитетам, новую интерпретацию традиций, разрушение канонов.
Заключение
В ходе выполнения курсового проекта был тщательно изучен исторический японский костюм. Рассматривая историю культуры страны, были сделаны выводы, что традиционный костюм формировался под влиянием иностранных заимствований и эстетических предпочтений, религиозного мировоззрения и политического регламента в одежде, которое отразилось в силуэтной линии кимоно, рисунках по ткани и орнаментах, особенно ритуализированном способе одевания костюма. В ходе подробного изучения составляющих частей традиционного костюма были замечены такие особенности, как прямоугольный крой во всех видах одежды, многообразие стилизованных рисунков на тканях и деревянной обуви, искусный подход к аксессуарам.
Познакомившись с видами кимоно, было обнаружено, что ношение одежды в Японии было очень регламентировано. Это обусловило различие в крое, способах завязывания оби, местах нанесения рисунка и видах орнамента. В современных интерпретациях японского костюма примечательно то, как известные дизайнеры, используя элементы традиционной одежды ломают стереотипы этих же традиций и создают совершенно новые образы, сохранив эстетику Японии, такой прием называют деконструктивизмом.
В ходе разработки современной коллекции на основе исторического костюма была сделана попытка максимально сохранить линии кроя традиционного костюма, сочетание цвета, используемое японскими мастерами, при этом меняя длину кимоно, делая ее наиболее приемлемой для европейского человека.
Традиционный костюм во всех его проявлениях служит творческим источником для проектирования и стилизации современной одежды, поэтому особенно важно изучение национальных социокультурных особенностей, принципов создания формы костюма, смысла орнаментальных сюжетов и цветовой эстетики.
Рисунки костюмов, вдохновивших на создание одежды и эскизы, созданные на основе традиционных костюмов находятся в Приложении А.
Библиографический список
1. Акияма Кэнзоо, История Японии; М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002
. Бродский В.Е. Сходство и контрасты. О взаимосвязи японского и европейского декоративно-прикладного искусства / В.Е. Бродский. – Искусство. 1962. -№ 2. – С. 55-61.
. Главева Д.Г. Традиционная японская культура: специфика мировосприятия. М., 2003.
. Дж.Б. Сэнсом. Япония: краткая история культуры, СПб., «Евразия»
. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
. Конрад Н. Запад и Восток. М.: Наука, 1963.
. Николаева н. Япония – Европа. Диалог в искусстве. М., 1996. С. 232.
. Хованчук О.А., История японского костюма с древнейших времен до середины ХХ в. Владивосток 2006.
. Хованчук О.А. Особенности формирования японского традиционного костюма и эстетического мировоззрения.
. П.Ю. Шмидт "Природа Японии " (1904)
12. <http://www.modmod.ru/article?id=2840>
. <http://www.jp-club.ru/?p=2133> характ совр колл
. <http://bellezza-storia.livejournal.com/63302.html> гально клоп
. <http://club.osinka.ru/topic-116773> оби
. <http://news.leit.ru/archives/9213> эдо комон
. http://www.liveinternet.ru/users/2988966/post213051086/ шнур-обидзиме