- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,77 Кб
Хоровое творчество В.Я. Шабалина. Хоры a cappella
Министерство культуры Российской Федерации
Федеральное агентство по культуре и кинематографии
Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Кафедра музыкознания и музыкально-прикладного искусства
Реферат на тему:
«Хоровое творчество В.Я. Шабалина. Хоры a cappella»
Выполнила: студентка 4 курса
МузО-101 ОЗО
Халиуллина Ирина Владимировна
Проверил: заслуженный деятель искусств РФ,
Профессор Шабалина Ольга Ивановна
Кемерово
Содержание
Введение
- Хоровые произведения В.Я. Шебалина. Жанр хора а cappella
- Хор «Зимняя дорога» на стихи А. Пушкина
Заключение
Список литературы
Введение
Наследие Шебалина велико: романсы, песни, хоры, инструментальные пьесы, шесть симфоний, девять квартетов, два трио, концерты, сюиты, кантаты, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам, балет, две оперы, водевили и т. д. Трудно, да, пожалуй, и невозможно, решить: что же главное в творчестве этого разносторонне одаренного художника. Композитор ярко, самобытно проявил себя во всех жанрах и в каждом из них сумел создать высокохудожественные произведения.
Вокальная и хоровая музыка – сфера творчества, к которой Шебалин обратился с самых первых своих шагов и в которой работал до последних дней жизни. В ней есть произведения, которые по праву должны быть включены в золотой фонд советской музыкальной культуры. Вместе с тем это и творческая лаборатория композитора, ибо здесь вырабатывались наиболее характерные черты музыки Шебалина. Виссарион Яковлевич глубоко постиг выразительные возможности вокального произнесения слова, тембра человеческого голоса, песенной природы вокальной мелодики. Именно в вокальном творчестве вырабатывались и кристаллизовались те реалистические приемы искреннего, задушевного интонирования, которые затем переходили в инструментальную музыку и оперы. Вокальное творчество Шебалина отличается большим тематическим и жанровым разнообразием: романсы, песни, вокальные циклы, хоры а сарреllа, крупные вокально-симфонические произведения.
1. Хоровые произведения В.Я. Шебалина. Жанр хора а capella
шебалин хор творчество
В первых юношеских произведениях Шебалина намечаются основные направления его будущих творческих интересов к хоровому жанру. Композитор любил и хорошо знал хор, отлично владел многообразнейшими приемами его звучности, от простого одноголосия до развернутых полифонических форм.
В хоровых сочинениях Шебалина, всегда ярко индивидуальных, прослеживаются органичные связи с народным многоголосием и приемами классической полифонии.
В числе учебных работ Шебалина можно назвать трехчастный мотет строгого стиля а cappella на латинский текст «О, Vеnus reginа» («О, царственная Венера»).
В 30-е годы основное направление в хоровом творчестве Шебалина – массовые песни. Большинство их написано композитором для двухголосного (реже одноголосного) хора с сопровождением или без него. «Музыкальная „задача" песни предельно проста,- пишет Шебалин,- однако в простую и скромную форму надо вложить большое идейное содержание. Мучаешься, критикуешь собственное изделие, ищешь мелодической броскости и лаконизма. Все это заставляло напряженно мыслить, обогащало композиторский опыт». В этом же русле накопления опыта следует рассматривать и сочинение Шебалиным кантаты для смешанного хора и большого симфонического оркестра на текст поэта Н. Асеева «Синий май, вольный край», ор. 13 (1930). Кантата исполнялась на концерте советской музыки в Большом театре Союза ССР в 1931 году. Шебалин считал ее неким подготовительным этапом к созданию своей монументальной драматической симфонии «Ленин» (ор. 16, 1931), где хоровая партия развита, сложна (от отдельных реплик до грандиозного фугато в третьей части) и является равноправным участником симфонического действия. Дальнейшее претворение подобного принципа использования хора в творчестве Шебалина находим в кантате «Москва» ор. 38 (1946) и его операх «Солнце над степью» и «Укрощение строптивой». [2, с. 32]
Много внимания Шебалин уделяет хоровой музыке с конца 40-х и вплоть до 60-х годов. Теперь его привлекает этот жанр в своем, так сказать, чистом виде. Большинство произведений – сравнительно небольшие хоры а сарреlla на стихи русских и советских поэтов. Шебалин раскрывается в них как тонкий и проникновенный лирик, как большой художник, наделенный удивительно добрым, мудрым восприятием мира. Ярко и четко проявляются в произведениях Шебалина индивидуальные черты, присущие его хоровому стилю, русскому по самой природе своей. Анализ мелодики и гармонии хоровых партитур Шебалина вскрывает органическую связь музыкального языка композитора с самобытными национальными его истоками, песенностью, распевностью, ладовостью. Многоголосие Шебалина – это сочетание, синтез гомофонного, полифонического и подголосочного складов. Следует отметить мелодическое богатство, развитость, хоровых партий. Конечно, и в хоровых сочинениях композитор столь же требователен к качеству текста, его поэтической и образной стороне, сколь и в романсах; слово всегда выпуклое, ясное, прекрасно «донесено» до слушателя.
В 1949 году Шебалин создает на стихи Пушкина «Пять хоров без сопровождения» для смешанного состава ор. 42: «Послание декабристам», «Зимняя дорога», «Песня о Степане Разине», «Эхо», «Стрекотунья белобока». После первого же исполнения эти мастерские произведения получают высокую оценку, а затем и заслуженную любовь исполнителей и слушателей. С той поры пушкинские хоры Шебалина прочно входят в репертуар множества профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов. «Пять хоров» на стихи Пушкина могут рассматриваться как цикл, который трактуется как всегда у Шебалина весьма расширительно. Это определенный круг тем, поэтическое и стилевое единство текста, метод образных и музыкальных сопоставлений, контрастов, линия внутренней динамики, логика тональных связей. В то же время каждая хоровая миниатюра – вполне законченное самостоятельное музыкальное произведение и имеет конкретную яркую образную сферу. Так, в сосредоточенно-суровом, мужественном первом хоре – «Во глубине сибирских руд» – смена метра (4/4 и 3/2) призвана более выпукло «подать» слово, гибко передать ритмику пушкинского стиха. В романсном творчестве Шебалина уже отмечалось сходное явление. Но, пожалуй, в хорах эту свободу ритмического дыхания скорее следует рассматривать как по-своему претворенную метроритмическую переменность, идущую от русской народной песни. Один из лучших хоров цикла «Зимняя дорога» – чудесная вокальная пастель. Каждая нота, деталь, оттенок в образе – все ювелирно отточено, продумано, и, вместе с тем, вдохновенно. «Сжатость» музыкального пространства, проявляющаяся в постоянном возвращении к тоническом-трезвучию, «привязанность» неширокой по диапазону мелодии к квинте лада создают почти зримый образ зимней дороги, морозной стылости, одиночества. Предельно выразительная скромная лирическая мелодия и вся фактура хора «сплетены» композитором как тончайшая кружевная вязь. По-русски распетая основная тема буквально «дышит» в своем свободном подголосочном развитии, ритмоинтонационном варьировании. В музыке этой небольшой хоровой миниатюры и «разгулье удалое» (с единственным «размашистым шагом» в мелодии у мужских голосов), и «сердечная тоска», и звуковая иллюзия «одинокого колокольчика» (звончатые повторы тонического звука си-бемоль 1-й октавы у сопрано на фоне выдержанных аккордовых вертикалей альтов, теноров, басов). Великолепное знание и ощущение вокала, использование регистров, тембров исходя из глубокого проникновения в сущность стиха (его смыслового и образного содержания), мягкость гармонических красок, тщательнейшая отработка нюансировки, уравновешенность формы – таковы основные приемы, при помощи которых композитор создал музыку, адекватную гениальным стихам великого русского поэта, что предопределило успех этой жемчужины хорового творчества Шебалина. [3, с. 100]
От былинных песен, от богатырских образов Глинки, Бородина, Римского-Корсакова тянутся нити к хору «Песня о Степане Разине». В мощных унисонах, гомофонном складе, плагальных оборотах мелодии и гармонии, в утверждающей мажорности коды чувствуется эпическая сила и удаль молодецкая. По-своему на русской интонационной основе претворяет Шебалин традиции хорового многоголосия старых мастеров (Орландо Лассо) в хоре «Эхо» с известным приемом отзвуков-имитаций. Колористические возможности хоровой звучности с большим мастерством используются в очаровательном хоре «Стрекотунья-белобока». Оживленный ритм скороговорки с характерным единообразием (движение восьмыми), аккордовым складом составляют яркий контраст средней части, где звучит выразительная мелодия у сопрано соло на фоне выдержанных аккордов аккомпанемента (альты, тенора и басы с закрытым ртом). [3, с. 111]
Продолжающие линию пушкинских хоров произведения Шебалина на тексты Лермонтова «Могила бойца», «Белеет парус одинокий» и «Утес» ор. 47 (1951) также отличаются глубиной постижения поэтического стиля, тонкостью красок, напевностью, разнообразием полифонических приемов.
Интенсивно работает Шебалин над воплощением в хоровом творчестве советской темы, которая преобладает в данном жанре. В этих сочинениях предстает композитор-патриот и гражданин, полный любви и уважения к Отчизне, с которой честно делил тяготы и радости ее. В сознании Шебалина существовало некое неразрывное единство жизни человеческой (его собственной) с жизнью народа, природы, а это и рождает ту подкупающую искренность высказываний, которая столь ощутима в его творчестве. Примерами подлинно гражданственной лирики являются замечательные хоры, посвященные теме Великой Отечественной войны, на тексты А. Софронова ор. 44 (1949): «Полынок» (для мужского хора), «Дикий виноград» (для женского хора) и «Бессмертник» (для смешанного хора). Стихотворения привлекли внимание композитора не только своим содержанием (все они о мужестве и стойкости советских людей в борьбе с фашизмом), но и прекрасно претворенным здесь приемом художественной аллегории, свойственной народной поэзии и народной песне. И именно эту особенность сремится Шебалин подчеркнуть в музыке хоров по интонационному, ладовому, метрическому строению, приемам полифонического развития, близким народной песне и русской хоровой классике. Композитор создает хоры на тексты М. Танка (ор. 45), М. Исаковского (ор. 50), «Три хора на стихи советских поэтов» (ор. 49), «Три хора на стихи молдавских поэтов» (ор. 52), два хоровых цикла для детей (ор. 57 и 59), обработки народных песен и др. Каждому из названных циклов (и отдельных сочинений) свойствен тот или иной образный настрой, предпочтительный отбор мелодических интонаций, гармонических, полифонических средств, разнообразны жанровые признаки, тематика и т. д.
. Хор «Зимняя дорога» на стихи А.Пушкина
В хоровом творчестве В.Я.Шебалина наиболее полно проявилась связь с традициями русской музыкальной классики.
В 1949 году к 150-летию со дня рождения Пушкина Шебалин написал пять хоров на стихи великого поэта: "Послание декабристам", "Песня о Стеньке Разине", "Зимняя дорога", "Стрекотунья-белобока", "Эхо". В этих хорах проявились основные черты творчества композитора: тонкое проникновение в характер и содержание текста, опора на народно-песенные интонации и вместе с тем свежесть и современность мелодического и гармонического языка.
Разнообразен музыкальный стиль "пушкинских" хоров. Задумчивость и энергичная "разговорность" отличают "Послание декабристам", былинной силой и удалью наполнена "Песня о Стеньке Разине". "Стрекотунья- белобока" – маленькое хоровое скерцо с контрастной средней частью (хор с закрытым ртом аккомпанирует солистке). Хор "Эхо" написан в стиле старинных хоровых произведений с таким же названием (несколько голосов исполняют отзвуки последних фраз). [4. с. 156]
Пушкин – природа, непосредственно действующая самым редким своим способом: стихами. Поэтому правда, истина, прекрасное, глубина и тревога у него совпадают автоматически.
У А.С. Пушкина в стихотворении «Зимняя дорога» зима тоскливая и холодная. Печальные поляны освещены холодным лунным светом. Пустынная зимняя дорога кажется поэту скучной.
― Глушь и снег… Навстречу мне только версты полосаты попадаются одне. Даже веселый колокольчик тройки ― утомительно гремит. Дорога кажется бесконечной, а в душу поэта закрадывается сердечная тоска, пробужденная песнями ямщика. В такую холодную зимнюю ночь становится очень тоскливо и невольно мечтается о встрече с дорогим сердцу человеком возле горящего камина.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне…
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Шебалин взял лишь часть сочинения Пушкина. Он убрал любовную тему в своем произведении,так как хотел передать именно тоскливое, грустное настроение от созерцания унылого зимнего пейзажа. Сочинение "Зимняя дорога" Шебалин назвал хоровым романсом. В нем эмоциональность, лиризм сочетаются с благородной строгостью и простотой; отчетливо проявляются черты народности (мелодические обороты, ладовая окраска, переменность размера, плагальность). [3, с. 112]
С чуткостью большого художника он отразил в музыке элегическую грусть пушкинского стихотворения. Картину зимней ночи, размеренно катящиеся по снегу сани, звон колокольчика, песню ямщика, одинокого путника с его грустными мыслями композитор выписал как бы акварельными красками, придав хоровой звучности черты яркой музыкальной изобразительности.
Сочинение написано для четырех голосного смешанного хора a cappella. Произведение представляет собой хоровую миниатюру. Этот жанр отличается сжатым изложением фактуры музыки, формированием образа за счет лаконичных выразительных средств, использованием небольшого по объему поэтического текста с определенной идеей, заложенной в нем, что и наблюдается в "Зимней дороге".
Форма произведения строфическая, но можно выделить 4 эпизода.
Первый эпизод:"Сквозь волнистые туманы…"
Эпизод состоит из двух предложений. Начинается одновременным вступлением всех хоровых партий на piano. Мелодия звучит в партии сопрано, а все остальные голоса выполняют роль подголоска. Небольшого диапазона мелодия, непрерывно развертывается и имеет витиеватый характер. Ее гибкость подчеркнута подвижными динамическими нюансами.
На протяжении всего эпизода чередуется звучание полного хорового состава с неполным, где отсутствует партия сопрано. С помощью этого появляется эффект звучания эхо. Высокая тесситура в партиях тенор и бас придает музыки легкость и невесомость.
Гармония диатоническая, красочная, насыщена обращениями D7. В самом начале используется тонический органный пункт в партии басов, что хорошо передает тоскливое настроение. Эпизоду характерна обильность плагальных оборотов (T S T), встречающихся с первых тактов произведения. Используется натуральный минор, параллельно переменный лад. Эти черты характеризуют стиль народной музыки. Встречаются отклонения в f moll и Des dur.
Начало второго предложения построено на предыдущем материале. Далее на словах "Колокольчик однозвучно…" используется прием звукоимитации – в партии сопрано звучит многократное повторение восьмой на одной ноте, изображающее звон колокольчика, а остальные партии выполняют роль гармонического фона.
Второй эпизод: "Что-то слышится родное…"
Второй эпизод звучит ярким контрастом по отношению к первому. Начинается со звучания неполного состава (отсутствует партия басов). Мелодия становится более распевной, глубокой и широкой. Начало предложения имеет плавное, но стремительное восходящее мелодическое движение, подчеркнутое crescendo. Динамика этого эпизода контрастная и выразительная.
На слова "То разгулье удалое…" – звучит мужской хор. Мелодическое движение начинается с восходящего скачка (в партии босов-септима; в партии тенор-нона). Динамическое развитие от mf-f. Ритмический рисунок разнообразен пунктирным ритмом, что вносит в характер задор и молодецкую удаль. Далее, отвечая мужчинам, вступает женский хор – звучит полный состав. Это является нам яркой кульминацией произведения.
Автор применяет дивизи в партиях сопрано и тенор – в этот момент голоса дублируют друг друга и появляется звучание параллельных октав. Автор вносит это в сочинение для колоритности в звучании хора.
Далее на слова: "То сердечная тоска…" – происходит резкий динамический спад, смена настроения, смена лада. После такого яркого развития музыка как будто начинает замирать и приводит нас к началу следующего эпизода на слова "Ни огня,ни черной хаты…"
Третий эпизод: "Ни огня ,ни черной хаты…"
Эпизод передает нам состояние души поэта, пустоту и его одиночество. Интонация монотонная. Мелодия малоподвижна, развивается в небольшом диапазоне. Создается пустой, стылый образ вечности. Динамика умеренная в рамках pp-mf. В этом эпизоде встречаются отклонения в Des dur и f moll. В альтерации на слова "Глушь и снег" – чувствуется тяготение к D dur, так как звучит D2 к этой тональности, но модуляции в светлую тональность не происходит – музыка снова возвращается в f moll.
В эпизоде постоянно используется переменный размер (4/4 ,3/2).
Автор часто использует в музыке движение терциями, октавные унисоны, звучание пустых квинт – это напоминает нам, что Шебалин стилизовал музыку под фольклорное произведение.
Четвертый эпизод является репризой этого произведения. "Скучно, грустно: путь мой скучен…" [3, с. 115]
Эпизод построен на материале первого эпизода. Фактура имеет аккордовый склад. Движение происходит более крупными длительностями и создается ощущение, что садится темп. Далее повторяется имитация звона колокольчика, но в этот раз происходит diminuendo – что приводит нас к окончанию этой миниатюры.
Произведение заканчивается на слова "лунный лик" в низкой тесситуре в партии басов-октавистов.
В последнем такте используется авторская ремарка Morendo – требующая постепенное уменьшение силы звука, до полнейшего его замирания.
Диапазоны хоровых партий:
Сопрано – ре 1 октавы – фа 2 октавы
Альт – си малой октавы – си-бемоль 1 октавы
Тенор – ми-бемоль малой октавы – соль-бемоль 1 октавы
Бас – си-бемоль контроктавы – ми-бемоль 1 октавы
Вокально-хоровые трудности:
смены темпа 4/4 – 3/2
постоянные смены характера исполнения и образов
динамические контрасты
низкие и высокие тесситуры в мужских партиях
Шебалин был одним из самых культурных и эрудированных музыкантов своего поколения. Серьезность, интеллектуальность, некоторая академичность стиля присуще его творчеству. Творчество Шебалина продолжило лучшие традиции русской музыки, которые он воспринял от своего учителя Н. Я. Мясковского.
Заключение
Необходимо отметить и некоторые общие закономерности, присущие всему хоровому творчеству Шебалина. В первую очередь – это дальнейшее развитие традиций русской хоровой классики, с ее реалистической содержательностью, отточенностью форм, широтой мелодического дыхания, мастерством полифонических приемов, великолепным владением хоровой звучностью, распределением голосов, регистров, тембров. Затем – преломленная сквозь призму индивидуального композиторского мышления глубокая и плодотворная связь с советской массовой и русской народной песней (что проявляется в особенностях мелодики и гармонии, включении и выключении голосов, подхватах, вторах, подголосочном развитии и т. д.). Причем композитор идет по пути все большего сближения, интонационного слияния этих разнородных пластов, и, в зависимости от образа, в каждом конкретном случае превалируют те или иные стилистические закономерности. «…Шебалин очень чуток к ладовым особенностям песни, интересно раскрывает „переливчатость – переменность" функционального значения ступеней лада, ладовые модуляции. Разнообразие форм диатонического мажора и минора, подчеркнутая роль квинтового тона, следы пентатонных образований в виде различного рода трихордных попевок, рассредоточенный хроматизм, богатство под-голосочных взаимоотношений – все эти черты народно-песенной культуры можно наблюдать в шебалинских обработках» [ мюллер].
Все перечисленные признаки присутствуют и в собственном языке композитора, как бы прорастая из глубинных народных корней его музыки. Как и в романсном творчестве, закономерности поэтической речи, декламационность отходят на второй план. Главное для композитора – мелодия и ее жизнь, напевность, песенная наполненность фактуры; отсюда – повторы отдельных слов и целых фраз, временное их смещение и возникающая таким образом полифонизация всей хоровой ткани.
В хоровой музыке проявились лучшие стороны композиторского дарования, мастерства и человеческой личности Виссариона Яковлевича. Хоровые и вокальные произведения сыграли большую роль в формировании индивидуального стиля композитора и содействовали развитию и укреплению реалистических тенденций в советской музыке. Плодотворная работа Шебалина в данном жанре явилась активнейшим стимулом, а в какой-то мере и способствовала дальнейшему развитию целого направления советской школы хорового творчества. Расцвет ее мы видим и в наши дни.
Список литературы
1.Асафьев, Б. Пути развития советской музыки / Б. Асафьев // Очерки советского музыкального творчества. – М.-Л.: Музыка, 1977. – с. 13-23.
2.Бонч-Осмоловская, Е. К. В. Я. Шебалин : Монография / Е. К. Бонч- Осмоловская. – Л.: Музыка, 1983. – 136 с.
.Мюллер, Т. Хоры а сарреllа В. Шебалина / Т.Мюллер // В. Я. Шебалин. – М.: Музыка, 1970. – с. 100-122.
.Памяти В.Я. Шебалина: Воспоминания. Материалы. – М.: Советский композитор, 1984. – 287с.
.Шебалина, А.М. Шебалин В.Я. / А.М. Шебалина. – М.: Советский композитор, 1990. – 302с.