- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,48 Кб
Хозяйство и культура обских угров (ханты манси)
Министерство образования и науки
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Алтайская государственная педагогическая академия»
Филологический факультет
Кафедра философии и культурологи
Вид: Реферат
По дисциплине Этнология
Тема: Хозяйство и культура обских угров (ханты манси)
Выполнил
Студент 4 курса
ОЗО специальность
Культурология
Пекнов Дмитрий Анатольевич
Барнаул 2012г.
Введение
Манси (манс. меньдси, моансь; устаревшее – вогулы, вогуличи) – малочисленный народ в России, коренное население Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Ближайшие родственники хантов. Говорят на мансийском языке, но вследствие активной ассимиляции около 60 % используют в обиходе русский язык.
Общая численность 11432 человек (по переписи 2002).
Ха́нты (самоназвание ханти, хандэ, кантэк, устар. остяки́) – коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири Самоназвание «ханты» означает люди.
Язык и письменность
Мансийская письменность существует с 1931 года – на основе латинского: A, B, D, E, F, G, H, I, J, K, L, Ļ, M, N, Ņ, Ŋ, O, P, R, S, S̷, T, Ţ, U, V, Z, Ь
С 1937 года – на основе русского алфавита: А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж, З, И, Й, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю,
Литературный язык основан на сосьвинском диалекте.
Хантыйский язык входит в угорскую группу уральской языковой семьи и делится на три группы диалектов – северную, с четырьмя диалектами, южную, с тремя диалектами и восточную, с тремя диалектами. Внутри диалектов выделяются наречия.
Диалектарная раздробленность затрудняла создание письменности. В 1879 году букварь на одном из диалектов хантыйского языка издал Н. Григоровский. В последствии, священником И.Егоровым на обдорском диалекте создан букварь хантыйского языка, который затем был переведен на ваховско-васюганский диалект. В начале, 1930-е гг. основой хантыйской азбуки послужил казымский диалект, с 1940 г. в основу литературного языка был положен среднеобской диалект. В настоящее время письменность существует на основе пяти диалектов хантыйского языка: казымском, сургутском, ваховском, сургутском, среднеобоком.
Происхождение и история
Как этнос манси сложились в результате слияния местных племен уральской неолитической культуры и угорских племен, двигавшихся с юга через степи и лесостепи Западной Сибири и Северного Казахстана.
Двухкомпонентность (сочетание культур таежных охотников и рыболовов и степных кочевников – скотоводов) в культуре народа сохраняется и поныне.
Первоначально манси жили на Урале и его западных склонах, но коми и русские в XI-XIV веках вытеснили их в Зауралье. Наиболее ранние контакты с русскими, в первую очередь с новгородцами, относятся к XI веку.
С присоединением Сибири к Российскому государству в конце XVI века русская колонизация усилилась, и уже в конце XVII века численность русских превысила численность коренного населения. Манси постепенно вытеснялись на север и восток, частично ассимилировались, в XVIII веке формально были обращены в христианство. На этническое формирование манси повлияли различные народы.
В Чаньвенской (Вогульской) пещере, расположенной вблизи поселка Всеволодо – Вильва в Пермском крае были обнаружены следы пребывания вогулов. По мнению краеведов, пещера была капищем (языческим святилищем) манси, где проводились ритуальные обряды. В пещере были найдены медвежьи черепа со следами ударов каменных топоров и копий, черепки керамических сосудов, костяные и железные наконечники стрел, бронзовые бляшки пермского звериного стиля с изображением человека-лося, стоящего на ящере, серебряные и бронзовые украшения.
Предки хантов проникли с юга в низовья Оби и заселили территории современных Ханты-мансийского и южные районы Ямало-ненецкого автономных округов, а с конца I тысячелетия на основе смешения аборигенов и пришлых угорских племён начался этногенез хантов .
Ханты называли себя больше по рекам, например Kondikhou ï = «люди Конды», As-jah = «народ Оби» и из последнего, возможно, произошло русское наименование хантов – остяки, хотя по мнению других исследователей русские могли заимствовать слово «остяк» из татарского «уштяк» = варвар.
Быт
Традиционные занятия – охота, рыболовство, оленеводство, земледелие, скотоводство. Рыболовство распространено на Оби и на Северной Сосьве. В верховьях Лозьвы, Ляпины, Северной Сосьвы – оленеводство, оно заимствовано у хантов в XIII-XIV веках. Земледелие заимствовано у русских в XVI-XVII веках. Из скота разводят лошадей, коров, овец, птиц. Из промысловых рыб ловили хариуса, язя, щуку, плотву, налима, карася, осетра, стерлядь, нельму, муксуна, щокура, пыжьяна, сырка, а в Северной Сосьве водилась и пресноводная сельдь, изысканный деликатес.
Орудия ловли рыбы: остроги, сети. Ловили рыбу, перегораживая ручьи запрудами. Большое значение в быту имел сибирский кедр, с которого собирали огромный урожай кедровых орехов. Кроме того, из плетеного кедрового корня изготовлялись предметы быта, посуда, ящики, коробки, корзины (так называемые корневатики). Распространены были изделия из бересты, коробки, туеса, деревянная посуда, ложки, корыта, ковши, а также простейшая мебель. Использовались гончарные изделия.
В районе Приобья археологами было обнаружено также большое количество наконечников стрел, копий, мечи, топоры, шлемы, бронзовое литье. Известны были им и доспехи. Манси и Ханты достигли также определенных успехов в обработке железа, но наибольшее их мастерство проявилось в обработке дерева. Из археологических находок большой интерес представляют серебряные блюда иранского и византийского происхождения. Для передвижения манси и ханты уже в древности использовали лодки – долбленки, лыжи, нарты (с собачьей, оленьей или конной упряжкой). Из оружия им были известны луки и стрелы, рогатины, различного типа клинки. Для охоты использовались различные ловушки (чирканы) и самострелы.
Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Поселок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой – прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп – избы русского типа, летом – конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов – крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом – открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах.
Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, суконного или сатинового, двойной оленьей шубы (ягушка, сах), платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов – из оленьей шкуры (малица, гусь), или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан).
Пища – рыба, мясо (вяленое, сушеное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.
У хантов были зимние и летние поселения. Зимой мужчины уезжали из дома в тайгу на охоту. Женщины оставались дома, ухаживали за скотом, вывозили из тайги мясо лося, завозили продукты для охотников. У юганских хантов, в отличие от салымских, были еще и весенние поселения, куда они перебирались всеми семьями в апреле, если еще стоял лед. В зимние юрты возвращались в конце августа. Для жителей юрт по среднему и верхнему Салыму путь от летников до зимников занимал две недели.
Ловля рыбы: запорами (перегораживание реки) – с сентября по март, сетями – как только вскрывалась река, с мая по август
Охота: на пушного зверя – как только выпадал снег, с середины октября; на водоплавающую птицу – сентябрь, апрель; на лося, медведя – с января по март мужчины уезжали из дома охотиться по урманам.
Собирательство: в июле-сентябре собирали ягоды, в августе-сентябре – кедровые орехи.
Зимние поселения: постоянное место обитания, стационарные постройки. Если место позволяло рыбачить практически круглый год, и охота отступала на второй план, то зимнее поселение устраивали неподалеку от летнего. В зимних юртах строили только наземные срубы. Помимо жилых построек были и хозяйственные: свайные и наземные амбары, помосты и вешала для сушки рыбы, хлебные печи, загоны для скота, бани.
Летние поселения: главным занятием было рыболовство, поэтому поселения делали в низовьях реки. Жили в постоянных жилищах, либо в берестяных шалашах или лодках. Другой вид летнего поселения, не связанный с рыбной ловлей, устраивался в период сенокоса на время заготовки сена. На охотничьих угодьях строили специальные избушки.
Традиционные верования манси и ханты
Верующие – формально православные, однако сохраняются традиционный шаманизм, культ духов – покровителей, предков, медведя (медвежьи праздники). Богатый фольклор, развитая мифология.
Религиозные воззрения этноса, характерные для периода, предшествующего утверждению мировых религий.
Вера обских угров в духов – покровителей, духов природы и воды возникла в глубокой древности в повседневной борьбе за выживание, в целях самосохранения. Можно утверждать, что В. манси возникли на базе погребального обряда, почитания памяти умершего близкого человека. В проведении погребального обряда (он является первой стадией религии манси) ведущими исполнителями до сих пор признаются женщины, в основном пожилые.
Вторая стадия религии – Хара кан: он сооружается в память об утонувших в воде, погибших в лесу или на войне, то есть не преданных земле. В проведении обряда принимают участие как мужчины, так и женщины. Хара кан делают мужчины, пользуясь топором. Ходят же туда молиться в основном женщины, пожилые мужчины и подростки со своими матерями.
Третья стадия религии манси – Пурлахтын кан (иногда просто кан), обряд, который проводится только при участии мужчин: молятся выдающимся духам – предкам мужского или женского пола. Обряд установился, вероятно, при патриархате. Женщины остаются дома. В такие дни нельзя посещать кладбище.
Четвертая стадия религии – Тoрум кан (буквально – место Бога).
Предполагается, что здесь существует проход в небесный рай. Собираются мужчины раз в году, во время весеннего полноводья, молятся, чтобы летом был хороший улов рыбы и устраивают соревнование на двух лодках. Самое главное в этом молебне – соорудить Тoрум йив – "Божье дерево". Оно состоит из семи обрезков деревьев разной породы (в фундаменте на корню оставляется пень кедра: дерева Калтась – праматери).
Объектом религиозных обрядов манси являются духи – покровители.
Это души умерших выдающихся предков, одухотворенные потомками. У манси для наименования своих покровителей есть несколько терминов-табу, возникших в разные эпохи, например: уламанув – "наши вещи" – символы овеществленных духов-покровителей, хранимые в святом месте дома или в специальных постройках; акиянув, aкванув – "наши деды, бабушки"; нaянув, oтыранув – "наши героини, богатыри"; термин отыр восходит к татарскому заимствованию odur – "богатырь", най – "женщина"; пупганув, тoрманув – "наши духи – покровители, боги иконы".
Последний термин у манси возник после установившихся контактов с русским православным населением. Еще при жизни нaй oтыры сделали что-то значительное для своего народа, и поэтому после смерти их души не погибают, а продолжают жить и оказывать помощь людям, если они хранят память о предках: поклоняются им, символически угощают, устраивая обрядовые угощения после удачной охоты, рыбной ловли. Они обращаются к ним за помощью во время голода, болезни и т.д., обещая вознаградить духа – покровителя при первой же возможности.
Приносили духам – покровителям и кровавые жертвы, например Oтыру – коня, Нер oйке – белого оленя, Торуму – лося. По преданиям, одни нaй oтыры считаются древними, другие – более поздними или пришедшими из других краев. Одни духи – покровители были одинокими, молодыми и даже детьми, другие – семейными, у них были дети. Некоторые из этих детей впоследствии тоже признаны бессмертными.
Судя по преданиям и героическим песням сыгвинских манси, было шесть нaй oтыров (пять мужчин и их сестра), положивших основу жизни на территории Сосьвы, Сыгвы (Сакв-я), Оби (около устья Сосьвы) и Пелыма.
Все они по настоящее время именуются по названиям тех мест, где их считали хозяевами: Тaгт котиль oйка, Нер oйка, Полум тoрум oйка, Пэк oйка и Хaныслам нaй эква. По преданиям, все они дети Нуми Торума, жили якобы на небе. Все пять братьев и их сестра на земле оказались случайно, осмелившись оспаривать волю отца.
Судя по археологическим находкам, о которых сказано будет ниже, манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику. У них выделялись и сословия князей (воевод), богатырей, дружинников. Все это отражено и в фольклоре.
В народном искусстве основное место занимает орнамент, мотивы которого сходны с мотивами родственных хантов и селькупов. Это – геометрические фигуры в виде оленьих рогов, ромбов, волнистые линии, меандр типа греческого, зигзагообразные линии, расположенные чаще в виде полосы. Среди бронзового литья чаще попадаются изображения животных, орла, медведя.
В культуре хантов сохранился древний пласт верований, не связанный с представлениями о духах: когда-то давно помощниками предков хантов в их нелегкой охотничьей жизни были не духи, а сами животные или фигурки этих животных.
К тому же далекому периоду относят тотемистические представления, предполагающие веру в родство той или иной группы кровных родственников (рода) с каким-либо животным. Возникает запрет убивать и есть это животное, формируются различные варианты его почитания или даже культ.
Например, медведя в прошлом почитали повсеместно, приписывая ему способность охранять членов семьи от болезней, разрешать возникшие между людьми споры, подгонять лося к самострелу охотника. Медведь выступал в роли судьи и поборника справедливости. Обвиняемый в краже держал в руках медвежью лапу или стоял перед черепом и говорил: "Если я взял зверя из чужой ловушки то ты, лесной старик, разорви меня вот этими когтями".
Лесным человеком медведя называли не случайно. В отношении к этому зверю сочетались два противоположных взгляда: с одной стороны, он зверь, объект охоты, источник пищи, а с другой бывший человек, родственник, родоначальник. Это даже сверхчеловек, потому что когда-то он был младшим сыном бога Торума, но последний за непослушание спустил его с небес на землю.
Отношения между людьми, добывшими медведя, и самим медведем раскрываются на так называемом медвежьем празднике. Его назначение исследователи усматривают в стремлении помирить медведя (его душу) с убившими его охотниками. Церемонии в течение всего праздника направлены в адрес родственника-предка.
Почти везде почитался лось. Это был символ достатка, благополучия. На Васюгане зафиксировано поверье о неожиданно появляющейся из земли белокаменной фигурке лося. Считалось, что она может появиться не перед всеми, а только перед тем, кого ожидает удачная охота. В прошлом широко распространен был праздник по случаю добычи первого лося весной. Было запрещено раскалывать лосинные кости, подсаливать мясо, резать его железным ножом – это говорит о древности подобных обычаев. Как и медведь, лось приравнивался к человеку, о них нельзя было говорить плохо. Лося называли не собственным именем, а прибегали к описательным формулировкам типа "вещь с длинными ногами".
Большим почитанием пользовалась лягушка, которую называли "между кочек живущая женщина". Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды и даже играть заметную роль при выборе брачного партнера. По рассказам васюганских хантов, молодой мужчина якобы мог "присушить" понравившуюся ему женщину, пришив косточку лягушки к рукаву своей одежды и при первом удобном случае как бы нечаянно прикоснувшись к женщине. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорожденному крепкое здоровье и долгую жизнь.
Медведь, лось и лягушка почитались повсеместно. Кроме того, зафиксировано особое отношение к животным и птицам со стороны представителей отдельных семей. Например, на Сыне только Еприны не могли убивать журавля, только Куртамовы не могли добывать горностая. На Казыме священными считались летучая мышь, пескарь, кошка; на Васюгане, Агане и Пиме – бобер. С каждым из запретных животных люди связывали свою жизнь, благополучие.
Но не только с животными люди связывали свою судьбу, а и с предками. Современный обычай чтить память умерших уходит корнями в глубокую древность. На заре истории людям было чуждо представление о полной смерти и смерть принималась как переход из одного состояния в другое, из одного мира в другой. Поэтому люди полагали, что ушедшие в другой мир небезучастны к судьбе оставшихся и если по отношению к ним проявлять заботу, то такую же заботу проявят и они к своим потомкам.
Предки хантов искали поддержку и у деревьев. Пару растущих рядом больших деревьев называли дедушкой и бабушкой; кроме того, дерево мыслилось как лестница, которая связывала земной, подземный и небесный миры.
Дедушками и бабушками называли не только деревья, но и отдельные мысы – как на Васюгане мыс Пяй-ими "Старушка", вдающийся в озеро Тух-эмтор. Проповедники христианства удивлялись, когда узнали, что ханты такой мыс почитают больше, чем Иисуса Христа.
Антропологическая характеристика
Манси и Ханты характеризуются следующим комплексом признан:
низкий рост (менее 160 см в среднем для мужчин);
общая грацильность (миниатюрность строения);
неширокая голова, мезо- или долихокефальная по форме и низкая по высоте; -прямые мягкие черные или русые волосы;
темные или смешанные глаза;
заметно варьирующий по группам процент монгольской складки века, прикрывающей слезный бугорок (эпикантус); -различное по форме лицо средней высоты, с заметной уплощенностью и скуластостью;
ослабленный рост бороды;
относительно широкий рот;
небольшая толщина губ;
средневыступающий или убегающий подбородок.
юганский ханты мансийский поселение
Список литературы
1. Гемуев И.Н. Мировоззрение Манси. Дом и Космос. М.: Наука, 1990.
. Гемуев И. Н. Народ манси: воплощение мифа – Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003.
. Гемуев И. Н., Сагалаев А. М., Соловьев А. И. Легенды и были таежного края – Новосибирск, 1989.
.Ищенко В., Сысуев Ю. Народ манси: история расселения. Информационно просветительский портал ХМАО-Югры.
.Манси Народы России. Атлас культур и религий – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. – 320 с.
. Соколова З. П. и др. Манси Народы Западной Сибири : Ханты. Манси. Селькупы. Ненцы. Энцы. Нганасаны. Кеты / Отв. ред. И. Н. Гемуев и др. – М.: Наука, 2005. – С. 199-303. – 805 с. – (Народы и культуры).
. Соколова З. П. Ханты и манси: взгляд из XXI в. – М.: Наука, 2009. – 756 с. – 800 экз. Энциклопедия "Народы и религии мира", М., 1998. Энциклопедия "Мифы народов мира" в 2 томах.