- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,88 Кб
Храм – синтез культовых искусств
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Факультет психологии
Реферат
Учебная дисциплина: История культуры и психология искусства
Тема: «Храм – синтез культовых искусств»
Выполнила: Милославская А.В.
Студентка 4 курса 410 группы
заочного отделения
факультета психологии
Преподаватель: Богатырева Е.Н.
Саратов 2014
Содержание
Введение
.Понятие «культовое искусство»
2.Храм – синтез культовых искусств
.Символика крестово-купольного храма
Заключение
Список литературы
Введение
культовый искусство храм символика
«Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4)
На путь Христианства народ Древней Руси вступил далеко не первым народом из Европы, Византийская церковь уже пережила к этому времени длительный период борьбы с ересями и отступлениями. Сложилось стройное и продуманное богословское учение, выработанное Святыми Отцами в процессе преодоления заблуждений, пытавшихся размыть и затемнить Богооткровенную Истину.
Русское религиозное сознание воспринимало христианскую доктрину, как нечто завершенное и абсолютно незыблемое. Не равнодушие к философским вопросам и размышлениям о высоком, но приятие в сердце этой нераздельной целостности, неразрывно связанной с богослужением и духовным опытом, характерно для формировавшегося на протяжении веков национального сознания русского народа.
Знаменателен рассказ летописи о первом вхождении наших предков в Храм Божий. Послы князя Владимира, Крестителя Руси, были пленены дивной красотой византийского богослужения. Христианство открылось русским людям небесною красотой и посредством этого уникального дара народ наш воспринял христианскую веру как откровение спасительной Красоты и Добра, преображающих мир.
Слово – это великая могущеcтвенная сила. Но, кроме слова, есть вещи, которые тоже могут выражать наши состояния, наши переживания. Это музыка, это пластика, это живопись, изобразительное искусство.
И на протяжении ряда столетий случилось так, что христианский храм, в идеале, конечно, стал действительно синтезом искусств.
1. Понятие «культовое искусство»
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
Понятие «культ» часто встречается в научной литературе, при этом существуют различные подходы к определению сущности и содержания данного понятия.
Культ (от лат. «cultus» – почитание, поклонение, от «colo» – возделываю, почитаю) – это религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами, в том числе божеств; а также совокупность ритуалов (обрядов), связанных с таким почитанием.
Культ – система почитания сверхъестественных сил, состоящая в совершении определенных обрядовых действий (жертвоприношений, богослужений и т.д.), которым приписывается способность влиять на эти силы в желательном духе. Культ развивался из верований в сверхъестественные силы (духов, богов) и необходимости их умилостивления человеком (умилостивительный культ) или принуждения их (магия).
«Культ – главный вид религиозной деятельности. Его содержание, значение и символика задаются соответствующими представлениями, идеями, догматами, изложенными в воспроизводимом в ходе действа культовом тексте. Предмет культа – различные явления и силы, осознаваемые в форме религиозных образцов (материальные вещи, животные, природная среда, светила и пр.), наделяемые религиозным сознанием особыми свойствами и связями. Разновидностями культа являются: ритуальные пляски вокруг изображения животных, предметов охоты, заклинания духов, камлания, богослужения, обряды, праздники, молитвы, исповедь, пост и др.»
Исходя из выше изложенных определений можно дать понятие культовое искусство – это искусство, которое является своеобразным культом в сознании людей.
Культовое искусство в первой своей функции выступает как средство возбуждения и усиления религиозных чувств, средство, содействующее связи верующих со сверхчувственным, трансцендентным, потусторонним миром. Но искусство и в системе культа продолжает оставаться художественным творчеством, продолжает вызывать эстетические переживания.
Для примера в Православном культовом искусстве передается не только телесная внешность Христа, Богоматери, святых, но его главной задачей является постижение и выражение их божественной потусторонней сущности. Но также не стоит забывать, что в православном культовом искусстве возникло противоречие между тенденцией к условности, схематизации, деформации реальности и тенденцией к художественно правдивому изображению реальных явлений, образов и событий.
Исходя из этого можно выделить следующие функции культового искусства:
·специфически-религиозная функция, направленная на укрепление и усиление религиозных верований,
·эстетическая функция, которая вызывает и развивает эстетические чувства и переживания и формирует эстетический вкус.
. Храм – синтез культовых искусств
В церковном искусстве можно, правда лишь условно, выделить 2 стороны :
·внутренную (или смыслообразующую)
·внешнюю (или смыслосоставляющую)
Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.
В своей сущности церковное искусство является отражением молитвенного опыта человека.
Храмы являются внешней стороной церковного искусства. Храмы – это культовые постройки, которые воплощают образ мироустройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности.
Православный храм представляет сбой сложный, неисчерпаемый в своей обозримости целостный символ – это одновременно и образ Вселенной, и образ существующей в ее пределах Церкви, распространенной по всему миру и созерцаемой в перспективе. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души.
Расположение храма, его архитектура, убранство, система росписи символически выражают то, что непосредственно изобразить невозможно.
К примеру, внешний цвет храма нередко отражает его посвящение – Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику :
·Белый – храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня;
·Голубой – в честь Пресвятой Богородицы;
·Красный – посвященный мученику (мученикам);
·Зелёный – преподобному;
·Жёлтый – святителю.
Количество куполов на храмах также символично :
·1 – символизирует Единого Бога;
·3 – Святую Троицу;
·5 – Спаситель и четыре евангелиста;
·7 – семь таинств Церкви;
·9 – по числу ангельских чинов;
·13 – Спаситель и двенадцать апостолов;
·25 – говорят о пророчестве Иоанна Богослова;
·33 – по числу лет земной жизни Спасителя.
Не стоит забывать и о символике цвета куполов :
·Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
·Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
·Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый – цвет Святого Духа.
·В монастырях встречаются черные купола – это цвет монашества.
Конструктивной основой синтеза искусств в храме выступает архитектура. Она создает многомерное пространство храма, которое и составляет архитектоническую основу синтеза искусств в древнерусском крестово-купольном храме. Это пространство имеет два духовных центра – алтарь и купол. И там, и там по символике храмового пространства располагается духовное небо со всеми его обитателями. Соответственно основные направления пространственного движения в храме – с запада на восток (к алтарю) и снизу вверх (к куполу) – воплощаются в некий новый вектор духовного пространства от мира дольнего к миру горнему.
. Символика крестово-купольного храма
Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей. Крестово-купольный тип храма полностью соответствовал данным требованиям.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствовал купол над амвоном, перекрывавший центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Наиболее удачным типом храма для византийского богослужения оказалась укороченная базилика, увенчанная куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенная алтарем на восток. Эта композиция получила название крестово-купольной.
После крещения Русь унаследовала очень многое из византийской культуры, изначально зодчие старались скопировать архитектуру церквей, с течением времени строительство храмов обретало неповторимый почерк и свой собственный сакральный смысл.
Вопрос об архитектурном символизме крестово-купольного храма был решен советским искусствоведением – от Н. И. Брунова и В. Н. Лазарева до А. Л. Якобсона и А. И. Комеча – давно и однозначно: храм – образ мира. Эта космологическая концепция, находящая удовлетворение в самом элементарном и рационалистическом объяснении смысла храма, прочно укоренилась как в академической науке, так и в массовом, просветительском искусствознании, по существу, де символизируя архитектурное пространство и закрывая путь к его живому восприятию.
Храм как человек. Антропологическая символика заложена в самом чине освящения византийского храма. «Храм… созидается во образ нашего тела, которое есть храм Божий… При освящении храма совершается подобное тому, что делается для освящения каждого верующего. Освящение храма подобно св. крещению и миропомазанию…». На материале древнерусской архитектуры антропологическую символику выразительно описывает Д. С. Лихачев: «…Храм – это своего рода человек. Не случайно поэтому основные части храма названы по подобию человека: окна-это очи человека'(корень «окна» – око), купол – глава, поставлена эта глава храма на/шее, основание храма – его подошва. Защитные от дождя выступы над окнами-очами – бровки». Хотя византийские толкователи храмовой символики предпочитали, как мы видели, не столько телесное, сколько духовное уподобление храма человеку, ставя в соответствие членение внутреннего пространства на алтарь, наос и притвор тройственному составу человека – духу, душе и телу, на следующей ступени символической иерархии – «обоженности», «шествию по пути спасения» и «началу исправления человека после грехопадения» и т. д.
Храм как покров. Этот символический образ тоже нередко исключительно наглядно воплощается в архитектуре крестово-купольного храма, центральное конструктивное звено которого – купол на четырех опорах – образует священный балдахин, осеняющий самое значимое, святое. Это как бы коллективный покров над народом, актуализирующим образ церкви. В индивидуальном восприятии купольный храм может являться символической шапкой, митрой, шлемом причастника под покровом купола. В этом случае круг под куполом становится нимбом, который в свою очередь ощущается как символ святости, т. е. покрова из нетварного света.
В куполе-шлеме просвечивает воинская символика,/присутствующая в литургическом чине и превращающая участника богослужения в «воина Христова». Эта символическая линия почти буквально была материализована в некоторых куполах древнерусских храмов.
1.Софийский Собор
Образцом византийского стиля на Руси стал храм Св. Софии в Киеве (ХI в.), построенный, как и храмы в Константинополе, из кирпича. Но увеличенный двумя рядами колонн в ширину и одним в длину, киевский храм приобрел вид грандиозного крестово-купольного массива с пятью продольными И четырьмя поперечными нефами. Ритуал cpeднeвeкoвoгo pyccкoгo двора, требующий отделить князя и eгo свиту от массы молящихся, обусловил ту же модель организации хоров, что и в Софии Константинопольской. Опоясывая с трех сторон центральное ядро храма – над северными, западными и южными нефами, хоры через тройные арки выходят в светлое пространство храма под куполом, насыщаясь Cвeтом через центральные главы, а также через световые барабаны малых глав над ними. Обилие света и приподнятый тpeмя уступами к рукавам центрального креста свод создают ощущение гигантского cвeтoвoгo столпа, на который как бы нанизывается пространство храма.
Вместе с тем отдельные детали свидетельствуют о coxpaнении славянских языческих образов. Столбы храма имеют крестчатую форму, не свойственную византийской архитектуре, и уподобл.яют интерьер Софии Киевской лесу, где ряды древесных стволов охватывают открытую поляну – пространство под куполом. При этом ярко выраженная вертикаль и пирамидальность подкупольного пространства собора coзвучны образу мифологического мирового древа. В славянской мифологии – это райское дерево Вырий с всадниками, зверями, птицами в ветвях. Они встречаются и в декоративном оформлении собора.
Также тонко выстроен пирамидальный объем собора снaружи. С трех сторон – с запада, севера и юга – к нему примыкают двухэтажные галереи-гульбища, не характерные для византийского зодчества и являющиеся скорее данью народной языческой традиции. Собор увенчан тринадцатью куполами (что также несвойственно византийской строительной традиции), растущими словно на глазах. Нарастание по высоте идет от малых, без световых барабанов главок к главам со cвeтoвыми барабанами над хорами, затем – к высоким куполам над рукавами центрального креста, завершаясь в центральной главе, взмывающей над общим объемом. Вся эта сложная конструкция, гapмонично разрастаясь вширь, ввысь, в длину, создает пирамидальный объем, напоминающий форму погребального кypгaнa – мифологического прообраза мировой горы.
Вместе с тем собор Св. Софии, сохраняя в деталях отзвук славянской языческой традиции, символизировал тот новый мир, в котором предстояло жить православному русскому человеку.
2.Внешнее устройство Храма
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Если первообраз – Царство Небесное – это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза.
Архитектура не в состоянии адекватно воссоздать небесный первообраз хотя бы потому, что только некоторые святые люди при земной жизни были удостоены видения Небесного Царства, образ которого по их объяснениям не может быть выражен никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.
В Откровении св. евангелиста Иоанна Богослова (Апокалипсисе) символический образ Небесного Града – Святого Иерусалима передан в следующих определениях:
"Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот… с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот" (Откр.21:12-13);
"Город расположен четвероугольником… длина и широта, и высота его равны" (Откр.21:16);
"Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу" (Откр.21:18);
"Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему" (Откр.22:3).
В земных образах храмов эти характеристики могут выражаться следующим образом:
·квадратная форма плана и кубическая форма объема;
·трехчастные членения с каждой стороны;
·центричность планировочной структуры;
·иерархия ее элементов с престолом посредине;
·драгоценное убранство (золото, камни);
·белизна.
Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.
Храм – есть образ Вселенской Церкви, ее основных принципов и устройства. В Символе веры Церковь именуется "Единой, Святой, Соборной и Апостольской". Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают кубические объемы древнерусских храмов, увенчанных одной главой.
Святость Церкви может образно выражаться белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых.
Соборность и апостольская преемственность выражаются как в иерархическом устройстве самой Церкви, так и в центричности композиции, иерархической упорядоченности частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.
В святоотеческих толкованиях храм уподобляется также образу Бога.
Так, триединству Бога соответствует трехчастная структура храма.
Неотмирность Бога и Церкви выражается в формах храма, отличных от форм жилых и иных сооружений земного назначения.
Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.
Средняя часть храма – чувственный мир.
В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати, изливаемой в Таинствах, становятся искупленными, освященными, причастниками Царства Божия.
Если в алтаре помещается божественное начало, то в средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. И если алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами, то средняя часть храма означает частицу будущего обновленного мира, новое небо и новую землю в собственном смысле, причем обе эти части входят во взаимодействие, в котором первая просвещает и руководит второй. При таком их отношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.
Иконостас, отделяющий алтарь от средней части храма, выражает мысль о самой тесной и неразрывной связи между миром чувственным и духовным посредством молитвенной помощи изображенных на иконах небожителей.
Различные по высоте зоны средней части храма также получают толкование Святых Отцов: верхняя зона означает видимое небо, причем светильники изображают звезды, паникадила – круги планет. Нижняя зона означает землю.
Притвор является символом мира неоправданного, греховного.
Древнерусский храм завершается главой луковичной формы.
Если плоский византийский купол над храмом напоминает небесный свод над землей, а готический шпиль католического храма выражает стремление души ввысь, к небесам, то русская луковичная глава напоминает огненный язык, символизируя идею молитвенного горения, необходимого каждому христианину для единения с Богом.
Иногда храм строится в плане в виде креста в знак того, что Церковь, то есть собрание верующих во Христа, получает спасение благодаря Его искупительной Крестной Жертве.
Круглая форма храма символизирует вечность Церкви, так как круг, не имеющий ни начала, ни конца, – символ вечности.
Продолговатая форма храма в виде корабля означает, что Церковь подобно кораблю спасает нас в житейском море. Мачта в центре корабля -вертикаль, идущая к куполу и кресту над храмом. Поддерживающие купол "паруса" храма с изображенными на них Евангелистами, возвестившими миру Слово Божие, – это крепящиеся к мачте корабля паруса, наполненные Духом Божиим и ведущие корабль-Церковь к тихой пристани Царства Небесного.
3.Внутреннее устройство Храма
Символика храма объясняет верующим сущность храма как начала будущего Царства Небесного, ставит перед ними образ этого Царства, пользуясь видимыми архитектурными формами и средствами живописной декорации для того, чтобы сделать доступным нашим чувствам образ невидимого, небесного, божественного.
Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался и иметь помещения:
·священнослужителей, совершавших богослужение,
·для молящихся верных, то есть уже крещеных христиан;
·для оглашенных (т.е. только готовившихся принять крещение), и кающихся.
Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святая святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три основные части:
·алтарь,
·средняя часть храма, или собственно "церковь",
·притвор.
Алтарь – главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной, обозначает небо, жилище Самого Господа.
"Небо на земле" – ещё одно название алтаря.
Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания – снимать оружие.
Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол, жертвенник и горнее место.Заключение
Византийская церковь использовала в качестве главной категории символ, в отличии от античности, где основами были мера, гармония, мимесис. Именно символ, образ, уподобление переняла церковь Руси от Византии. Но также зодчие внесли немало изменений в символике церкви.
Список литературы
1.Большая советская энциклопедия. – М.: Изд-во «Советская энциклопедия», 1974
2.Данилец А. статья «Православный Храм как синтез искусств», 2013
.Лихачев Д.С. Заметки о русском. М., 1984.
.Религиоведение: учеб. пособие и учеб. словарь-минимум. – М.: Гардарики, 2002.
.Советская историческая энциклопедия. – М.: .: Изд-во «Советская энциклопедия», 1965. Т. 8.
.Федеральное Агентство по образованию ГОУ ВПО Уральский государственный технический университет – УПИ Кафедра «Строительное производство и экспертиза недвижимости» лекция «Византийская архитектура»
.Щур Э.З. «Страницы истории культуры» – 1998.