- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 13,5 Кб
Христианская вера и гонения
Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия
Христианская вера и гонения
(Общецерковная история)
Выполнил: Аристов Дмитрий Сергеевич
Студент: 1 курса ЗО бакалавриата
Санкт-Петербург 2014 г.
"Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех." (Мф. 5, 11)
Христианская вера и гонения
В Церковной истории первых веков сильнее всего привлекает к себе борьба Христианской Церкви за существование и завоевание себе достойного места и существенного положения в мире. Весь мир, с самого основания Христианства, с ненавистью относился к христианам и возводил на них гонения. И это прослеживается с Рождества Христова – правитель Ирод Великий, истребил 14 тысяч Вифлеемских младенцев, рассчитывая погубить Богомладенца Иисуса.
Гонения на христианство были закономерным процессом, не все приняли и поняли новую веру, об этом предупреждал сам Господь Иисус Христос: "Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое…" (Мф. 24, 9). С невиданной силой обозначился крестный путь Церкви, узы и темницы ждали учеников Христовых, их предавали на мучения и убивали. Что было еще ожидать от безумных людей, если сам Господь наш Иисус Христос был "позорно" распят своими же соотечественниками на Кресте, которые не могли смириться с мыслью, что Иисус – тот Самый Мессия, про Которого писали все пророки.
Быстрое распространение Христианской веры повлекло за собой возникновение недовольства во многих слоях общества, и среди иудеев, и среди язычников, последовало открытое неприятие и отрицание Христианской веры. Иудейский и языческий мир вступает в борьбу с христианами, уничтожая их, устраивая гонения и преследования. Но, вопреки воле и стараниям иудеев и язычников, святая Церковь с присущей ей Божественной силой быстро распространяется.
Часть иудеев, в основном простолюдины, благодаря проповеди апостолов, присоединилась к Церкви. Группа защитников национальных интересов и старозаветной религии, во главе с Синедрионом, понявшая, что зарождающееся христианское общество хочет вместо старой религии установить новую, решила отстаивать свои убеждения и установленный порядок.
В 36 году от иудеев пострадал архидиакон Стефан, избранный и поставленный Апостолами на службу диаконом. Его оболгали иудеи за то, что он будто бы: "говорил хульные слова на Моисея и на Бога" (Деян. 6, 11). Его привели на суд Синедриона, затем мучили: "и побивали камнями Стефана…", а он молился Господу и в какой-то момент этого многострадального моления: "преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил." (Деян. 7, 59-60).
Иудеи впоследствии были наказаны Господом за неверия в пришедшего Мессию и убийство Спасителя – войной с римлянами и разрушением Иерусалима, так исполнилось заклятие иудеев: "народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших." (Мф. 27, 25). Разрушение Иерусалима, которое начал Веспасиан и закончил Тит (69-70 гг.), поражает своими ужасами. С разрушением Иерусалима и выселением в Пеллу христианская община потеряла историческую родину. Соответственно последующие развитие христианской Церкви происходит в языческой среде.
Язычники могли терпимо относиться к чуждой вере, если она не вмешивалась в их жизнь. А вера христиан во многом исправляла образ языческой, привычной жизни: любовь была вместо эгоизма, смирение сменило гордость, пост и воздержание заняли место роскоши и излишествам, многоженство не приветствовалось, не было поклонения идолам, цари не были богами, жертвы не приносились, повышалось значение рабов, милосердие, благотворительность и меценатство ставились во главу угла.
Появление и быстрое распространение христианства в греко-римском обществе, встретили сильной ненавистью во всех слоях общества. "Чем мы вредим вам, Эллины? Почему вы ненавидите, как самых отъявленных злодеев, тех, которые следуют слову Божью?" задает вопрос Тертуллиан. Ненависть была очень сильна и особенно усиливалась в периоды общественных бедствий.
Христиане тщательно скрывают свои богослужения и быт от язычников. "Посвящение в наши таинства – говорит Тертуллиан, даже и для благочестивых людей, сопряжено с удалением непосвященных." Скрытная жизнь христиан кажется многим подозрительной и это порождает домыслы, что если христиане прячутся, то они совершают что-то заслуживающее осуждения, преступное. К тому же христиане не имели статуй, а в первое время и храмов – и это дико для язычников и безбожно. Сущность гонения на христиан находилась в основе Римского государства и особенностях самого христианства, как религии не отвергающей прочие культы и поэтому вся империя восстала против христиан и уничтожала их.
Древнеримский историк-язычник и личный секретарь императора Адриана – Светоний в частности говорит, что были "наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия". Во многих сочинениях авторов того времени (Цельса, Апулея, Лукиана и др.) христианство изображено в виде вредной и действующей без стыда сектой людей, без каких-нибудь законов – божественных и человеческих.
Жестокое гонение на христиан произошло в Риме (62-68 гг.), в годы царствования римского императора Нерона. Поводом к гонению был пожар в 64 году, затеянный Нероном, но его виновниками были объявлены христиане. Началось преследование христиан: их распинали на крестах, отрубали головы, устраивали репрессии в местах, казалось бы не пригодных для казней – в цирках и амфитеатрах, на аренах выпускали голодных зверей. Были у Нерона и другие развлечения, так называемые массовые гулянья, когда из христиан облитых смолой и привязанных к столбам, делали живые факелы. В 67 году от репрессий Нерона пострадали столпы христианства – апостолы Петр и Павел. Жесточайшее преследование быстро разошлось по Римской империи, но вопреки воле преследователей оно только сильнее укрепило дух христиан.
Последовало второе гонение на Христиан при императоре Домициане (81-96 гг. н.э.), он был жестоким человеком и убил собственного брата. Ненавидя христиан, Домициан издает указ: "Ни один христианин, однажды ставший перед судом, не может быть освобожден от наказания, если только он не отречется от своей веры". Про христиан в те времена было высказано множество лжи, очень противоречивой и гнусной, в которую можно поверить под влиянием слепой ненависти: их обвиняли во всех катаклизмах, которые происходили в империи. За деньги христиан предавали властям. Христианине не принесшие клятву верности императору были убиты, особенно исповедники веры. Мученик Тимофей, ученик апостола Павла и старейшина Ефесской церкви до 97 г., упрекнул ефесских язычников в идолопоклонстве – избитый дубинками он умер спустя два дня.
Императора Траяна сменил Адриан (117-138 гг.), который продолжил третье гонение с прежней жестокостью. Примерно 10000 христиан он уничтожил за время правления. Казни христиан были очень похожи на казнь Спасителя увенчанного терновым венцом, распятого на кресте и мучимого: "один из воинов копьем пронзил Ему ребра…" (Ин. 19, 34).
Насколько была сильна вера в Бога и Царствие Небесное у христиан, что матери подбадривали своих детей, которых мучили язычники, претерпеть до конца: как вдова-христианка, по имени София и три ее дочери, названные как христианские добродетели: Вера, Надежда, Любовь. С горячей молитвой и материнским благословением, три отроковицы, а старшей было всего двенадцать лет, смело пошли на мучения за Христа. Матери их, Софии, было нестерпимо больно от душевных мук и материнской любви к детям, но она не предала Спасителя и он принял ее к Себе.
Адриан не обращал внимания на прошлые заслуги своих придворных, за отказ от участия в праздниках с жертвоприношениями он казнил и военачальников и их семьи, без разбора. Но влиять на императоров было все таки можно. Гонения продолжались до той поры, пока Квадратий, старейшина из Афин, не выступил в защиту христиан и Аристид, афинский философ, направил послание императору. Это способствовало ослаблению гонений и смягчению императора.
Император Марк Аврелий (162 – 180 гг.) любил философствовать и написал классический труд по стоицизму "Размышления", в основе которого лежит безразличное отношение к боли и наслаждениям. Марк Аврелий был жесток и безжалостен к христианам и воздвиг четвертое гонение. Преследования были жестоки и многие наблюдавшие за казнями содрогались от ужаса и удивлялись мужеству страдальцев. Мученикам дробили прессами ноги, набивали обувь гвоздями или острыми предметами и заставляли так ходить, рвали бичами и плетками их мускулы и вены. После нестерпимых пыток, их убивали, при этом только единицы отрекались от Христа или просили своих мучителей уменьшить их страдания.
Пятое гонение, начал император Люций Септимий Север (193-211 гг.), который сначала благосклонно относился к христианам, потому, что его исцелил от тяжелой болезни один христианин, помолившись. Произошло это перед тем, как ненависть римских жителей переполнила чашу терпения и забытые законы против христиан снова заработали. Христиан стали обвинять и наказывать за все катаклизмы. Но невзирая на вновь начавшееся гонение, Церковь устояла, и многие приходили к Господу по всей Римской империи. Тертуллиан, пишет, что империя скорее всего опустела бы, не останься в ней христиане.
Далее при императоре Гелиогабале (218-222 гг.) христиан оставили в покое на некоторое время. Император был сторонником сирийского культа солнца, который должен был, по его мнению, объединиться с христианством, да и народ стал более терпимее относиться к христианам. Подробнее узнав о них, особенно в лице мучеников, рассеиваются подозрения в народе, относительно жизни и учения христиан.
Были среди императоров и здравые мужи. Александр Север (222-235 гг.) не видел в христианах ничего ненавистного, но не считал христианство истинной религией. У него даже было изображение Христа Спасителя. При разрешении спора между христианами и язычниками, император остался на стороне первых. Александра Севера убил его приемник Максимин Фракиянин (235-238 гг.), который люто ненавидел христиан. Гонение тогда затронуло в основном Понт и Каппадокию.
Императоры Гордиан (238-244 гг.) и Филипп Аравитянин (244-249 гг.) относились к христианам очень снисходительно и благосклонно. Преследования на время прекратились и христианству был открыт путь к народным массам и оно без особых проблем распространялось по всей империи. Но фанатичная языческая партия ненавидела христиан все больше. И язычникам повезло – империя оказалась в руках Декия Траяна (249-251 гг.).
Император Декий хотел искоренить христианство, а также уничтожить всех последователей. Язычники с радостью исполняли приказы императора, видя в этом выгоду для империи. За период гонения было уничтожено много христиан. Юношу Петра за отказ поклониться богине Венере и назвавшим ее распутной, растянули на дробильном колесе и пытали, пока кости его не раздробились, а затем его обезглавили. В Александрии пострадали Александр и Епимах, их побили палками, истязали крючьями и сожгли.
Построив в 251 году языческий храм в Ефесе император Декий приказал жителям города придти и принести жертвы идолам. Семеро воинов, христиан: Константин, Дионис, Иоанн, Малхус, Маргиан, Максимиан и Серион, отказались, были брошены в темницу, а затем безжалостно замурованы пещере, где они умерли от жажды и голода. Но пришло время и Декий умер, а его приемник Галла занят был войной с готами и это приостановило гонение на христиан.
Восьмое гонение начато в 257 году при императоре Валериане (253 – 260 гг.) и продолжалось три с половиной года. Многие священники и епископы были казнены, в т.ч. святой мученик Киприан, епископ Карфагенский. Как на образец благоразумного мужества, святой Амвросий Медиоланский указывает на архидиакона Лаврентия, который, увидев Папу Сикста и двух диаконов Феликиссима и Агапита, ведомых на казнь, стал проситься с ними. Но Папа Сикст сказал Лаврентию: "Не оставляю тебя, сын мой. Я старец и иду на легкую смерть, а тебе предстоят более тяжкие страдания. Знай, что через три дня после нашей смерти и ты пойдешь за мной. А теперь пойди, продай церковные сокровища и раздай гонимым и нуждающимся христианам".
Папу Сикста и диаконов казнили, отрубив им головы, а архидиакона Лаврентия отправили в темницу, где он исцелил большое число больных, именем Господа Иисуса и крестил всех желающих. Архидиакона Лаврентия доставили к императору и тот приказал отдать спрятанные сокровища. Святой Лаврентий попросил отсрочки на три дня, чтобы показать где сокровища. Не теряя времени, он позвал многих нищих и больных, питавшихся только милостыней от Церкви, и, приведя их, объявил: "Вот те сосуды, в которых вложены сокровища. И все, кто влагает свои сокровища в эти сосуды, с избытком получают их в Царствии Небесном". Святого Лаврентия мучили, уговаривали поклониться идолам, поджаривали на раскаленных углях. А он говорил мучителям: "Вот, вы испекли одну сторону моего тела, поверните на другую и ешьте мое тело!". Умирая, он произнес: "Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сподобил меня войти во врата Твои", – и с этими словами испустил дух.
Девятое гонение произошло при Аврелиане (270 – 275 гг.). С одной стороны это был успешный воин и полководец не давший варварам перейти через реку Рейн и вернувший Британию, Галлию, Испанию, Сирию и Египет в состав Римской империи, но для Христиан это был очередной варвар и гонитель Церкви. Пресвитер Феликс стал первым мучеником, в 274 г. он был обезглавлен. Император Аврелиан установил в империи культ солнца и требовал от всех поклонения новому божеству. Отказывавшиеся это делать были подвергнуты ссылкам и казням.
Все гонения происходившие до периода правления императора Диоклетиана (284 – 305 гг.), были лишь подготовкой и проверкой на прочность Христианской веры. Гонение устроенное Диоклетианом было самым жестоким. Желание императора возродить старинную языческую религию Рима было причиной возникновения преследования, по величине самого массового и величайшего во всей Римской империи. Интересно, что в самом начале правления, Диоклетиан был терпим к христианам. Но его приемный сын и преемник Галерий, убедил Диоклетиана, что нужно уничтожить христианство.
Невинная кровь полилась 23 февраля 303 года. Все началось с Никомедии, ранним утром, каратели отправились к главной церкви христиан, выломали двери и предали огню все священные книги. Диоклетиан и Галерий, бывшие при этом заставили сравнять храм с землей. Император подписал указ, по которому все что принадлежало христианам: церкви и книги, было уничтожено, а сами они схвачены как предатели и брошены в темницы. Христианин сорвавший этот указ и поносивший императора, был замучен и приговорен к смерти через сожжение.
Для большей уверенности, в неотвратимости наказания христиан, по приказу Галерия подожгли дворец императора и после пожара обвинил в этом христиан. Всеобщее гонение на христиан в империи было спровоцировано этим пожаром. В течении 10 лет были зверски уничтожены тысячи христиан, их убивали без оглядки на возраст и пол, не щадили ни кого. Разделив в 286 г. империю на две части – Восточную и Западную, Диоклетиан остался правителем Восточной части и там были самые жестокие гонения.
Ненависть язычников была велика, ненавидели даже слово "христианин". Христиан стали обвинять во всех несчастьях и неудачах. Пытали жестоко и фанатично, как только могло выдумать воспаленное, безумное сознание. Великомученицу Параскеву Пятницу сначала терзали железными гвоздями и кинули в темницу, исцеленную Ангелом Божиим, повесили на дереве и жгли тело факелами, не сломив воли, ей отсекли мечом голову (300 г.). Невинные христиане целыми семьями гибли в огне, из-за поджогов домов, их топили в Мраморном море привязывая на шеи тяжелые камни. Христиан на прочность проверяли самыми изощренными средствами: бичеванием, огнем, кинжалами, распятием на кресте, ядом, морили голодом и не давали воды. Городок Фригия был подожжен и все сгорели – они верили во Христа.
Правители нескольких провинций, уставшие от постоянных убийств, пытались доказать императору, что он ошибается в своих действиях. В какой-то мере это помогло остаться в живых многим христианам, но их изувечили: отрезали уши или носы, выкололи глаза, раздробили и сломали кости, выжгли огнем открытые части тела, чтобы заклеймить их как христиан. Гонение на христиан подошло к вершине своей жестокости в 304 г., когда остался всего один год до отречения Диоклетиана от престола. Язычники предчувствовали перемены и причиняли христианам все более невыносимые страдания.
В это время пострадала святая великомученица Анастасия Узорешительница, дочь язычника и тайной христианки, сохранившая девство и помогавшая мученикам в темницах, отдавшая все свое богатство нуждавшимся. Анастасию схватили и отвели к императору Диоклетиану. Ей предоставили выбор между богатством и пытками. Святая, не колеблясь, указала на орудия пыток: "Окруженная этими предметами, я стану прекраснее и угоднее вожделенному Жениху моему – Христу…". Анастасию пытались осквернить, 60 дней морили голодом, пытались утопить на корабле с другими заключенными и все безрезультатно. Святую Анастасию растянули между четырьмя столбами над костром и она предала дух свой Господу.
Диоклетиан в 305 году отошел от дел и отдал управление правителям: западной части империи – Аврелию Валерию Констанцию, и восточной – Гайю Галерию Максимиану, своему соправителю и зятю. На западе, христиане получили передышку, а на востоке, гонения продолжались, и цель их была одна – уничтожение христианской церкви. Но это не удалось и Слава Богу. Попытка римских правителей уничтожить Церковь Христову провалилась и была началом конца гонений в Римской империи. Господь решил по Своему и в его планах был уже человек который стал вскоре императором Римской империи.
Константин совместно с злейшим врагом христиан, восточным императором Галерием и его приемником полководцем, Ликинием, издали эдикт в 311 году о прекращении гонения на христиан. В результате этого эдикта все христиане, были свободны от гонений и возвращены из заточения. Вновь стали открываться христианские храмы. Язычники, ближе узнав христиан, радовались вместе с ними, изумляясь силе Бога христианского, который защитил Свою Церковь. В 312 г. император Константин, убив тирана Максентия, стал единовластным правителем запада и полностью встал на сторону христиан. На востоке в 313 г. Ликиний уничтожает Максимина и утверждает свое господство в провинциях.
В первые века Церковь и христианство закрепляются с помощью различных знамений, образов и чудес, различных действий Святого Духа. Происходит это благодаря смелым и не сгибаемым страдальцам за имя Христово, укрепленным Святым Духом. Победа, которую одержало христианство над иудейством и язычеством, над самым сильным государством древнего мира – Римской империей, большой и богатой его культурой, "и одержало эту победу именно без внешней силы, а только чрез нравственную мощь веры и любви, терпения и постоянства – есть одно из возвышенных зрелищ истории и вернейший аргумент за его Божественный характер."
Выдержав трехвековую борьбу с иудейским и языческим миром, она утверждается в Греко-Римской империи навсегда. Борьба Христовой Церкви с иудейством и язычеством и составляет характеристическую особенность первого периода истории Церкви.
христианин гонение мученик языческий
Список использованных источников
1.Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1998.
2.Православие и современность. Электронная библиотека. Н.Д. Тальберг. История Церкви. Ч.1, стр.41.
.Жизнь двенадцати цезарей" Светоний. Нерон, 16
.Православие и современность. Электронная библиотека. М.Э. Поснов. История Христианской Церкви.
.Православный Церковный календарь.
.Страдание святых мучеников Лаврентия архидиакона, Сикста папы и прочих с ними. В изложении святителя Димитрия Ростовского.
.Фокс Д. Книга мучеников. Раздел I. Первые шестнадцать столетий.