- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,47 Кб
Художественная культура Древней Греции и Рима
Содержание
Введение
. Художественная культура Древней Греции
. Основные ценности древнеримской культуры
. Архитектурные стили античного мира
Заключение
Список использованных источников
Введение
На протяжении всего исторического развития древние Греция и Рим, при всем разнообразии общественных отношений и государственного устройства в каждой из этих стран, создали богатейшее, большое и неповторимое культурное наследие.
Культуры Греции и Рима – это две взаимосвязанные, хотя и не тождественны части одного целого. Античная культура оживает в абсолютно новом виде в произведениях художников Возрождения.
На основе античной традиции в европейской практике утверждаются гуманистическое мировоззрение, ценности земного бытия, идеал совершенной гармоничного человека. Именно сочетание гуманизма, любознательности, рационализма с художественным совершенством делает культуру античного мира одним из ведущих духовных достижений человечества.
В европейском искусстве древнеримские произведения часто служили своеобразными эталонами, которым подражали архитекторы, скульпторы, художники, стеклодувы и керамисты, резчики гемм и декораторы садов и парков. Бесценное художественное наследие древнего Рима продолжает жить как школа классического мастерства для искусства современности.
1. Художественная культура Древней Греции
Художественная культура Древней Греции возникла в конце I тысячелетия до н. э. на островах Эгейского моря и распространилась по всему Средиземноморью. Её возникновению благоприятствовали климатические условия и выгодное географическое положение. Морское судоходство способствовало развитию торговли и ремёсел. От имевших связь с Древним Египтом жителей острова Крит позаимствовала многое и древнегреческая архитектура
История Древней Греции делится на четыре периода:
Первобытная эпоха (II тысячелетие до н. э. – VII век до н. э.). Поселение на территории Греции древнегреческих племён: дорийцев и ионийцев. Гомеровский эпос, "Илиада" и "Одиссея" относятся именно к этому времени. Греки поклонялись многим богам. Каждое племя жило в отдельном городе-государстве – полисе. Началось расслоение общества, и в результате завоеваний было создано богатое мощное государство.
Выделение Спарты и Афин из числа других полисов. Это уже архаическая эпоха (VII -VI вв. до н.э.). В результате греко-персидских войн доминирующее положение среди греческих полисов заняли Афины (V-FV вв. до н. э.).
Во время правления Перикла Афины продолжают играть главную роль в политике и культуре (эпоха расцвета). В результате Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой, которая продолжалась 30 лет, потерпевшие поражение Афины сходят с исторической арены.
Македонцы, во главе с Александром Великим (Македонским), создают обширную империю, в состав которой вошли ослабевшие греческие полисы, Малая Азия и Египет.
Эпоха эллинизма (позднего расцвета). В 146 г. до н. э. Древняя Греция окончательно теряет независимость и попадает под власть Рима.
Художественная культура Древней Греции
Греки активно интересовались окружающим миром и природой в целом. Они сделали много открытий в медицине, астрономии, математике. Произведений древнегреческого изобразительного искусства сохранилось мало и, в основном, это рисунки на вазах (т.н. "краснофигурная" и "чёрнофигурная керамика").
Древнегреческая архитектура в истории
Древней Греции насчитывается немало выдающихся памятников зодчества. Все они включали декоративные рельефы и скульптурные изображения. Наилучшие их образцы принадлежат к классической эпохе.
Это реалистические изображения обнажённых людей. Самым крупным скульптором этого времени был Фидий, который создал скульптуры афинского Парфенона. Мраморные скульптуры древнегреческих богов раскрашены в естественные цвета. Около 800 г. до н. э. возник общегреческий стиль. К этому времени относится также возникновение Олимпийских Игр. Кроме храмов, посвященных богам, древнегреческие зодчие умели строить пользовавшиеся большой популярностью театры и гимнастические залы.
Древнегреческая архитектура – храм.
Храмы возникли довольно рано. Алтарь, где находилась статуя божества, строился по аналогии с древней формой – мегароном (мегарон – прямоугольный зал с очагом и входным портиком), внутри которого находилась особая комната, доступная только священнослужителям. Простой народ участвовал в церемониях, находясь за пределами храма, и шумел в своё удовольствие. Пространство храма зрительно расширялось за счёт того, что на подступах к зданию устанавливали два столба.
С дальнейшим развитием этой архитектурной формы стали ставить целый ряд столбов (колонн), а потом и два ряда. Главный вход располагался как раз между двумя рядами столбов. Ориентировка храма по линии "восток-запад" на протяжении сотен лет оставалась неизменным правилом для архитекторов. Колонны же соединялись вверху плоским перекрытием. В архаическое время для этого использовались сначала деревянные балки, а затем каменные плиты. Храмы классического времени строили из мрамора и богато украшали.
Главным средством изменения облика зданий являлся ордер (архитектурный вид) колонны. В древнегреческой архитектуре получили развитие три ордера колонн: массивная дорическая колонна, ионическая колонна с резной верхней частью, и коринфская колонна с растительным орнаментом из камня в верхней части.
С течением времени колонны становились менее массивными, однако общий вид ордеров сохранялся; колонны применялись на протяжении многих столетий в разных архитектурных стилях. На колонну сверху опускался архитрав (главная балка). Над архитравом располагалась треугольная стена – аттик. Греческие колонны по окружности имели вертикальные желобки, так называемые каннелюры. Для уменьшения нагрузки верхний торец колонны делался выпуклым. Для усиления соответствующего оптического впечатления от внешнего вида здания изменяли расстояние между колоннами.
Театр
Древнегреческий театр строился, как правило, на склоне холма. В театре мы можем видеть расположенные ступенями сиденья и возвышение – сцену. При строительстве театра большое значение имело гармоничное сочетание особенностей рельефа местности и конструкции здания.
Древнегреческая архитектура – жилые дома
Основная форма древнегреческого жилого дома – тот же мегарон, т.е. дом в одно помещение.
С передней стороны дома располагался атриум – прихожая с верхним естественным светом. Постепенно, с расширением занимаемого домом пространства во все стороны, атриум превратился во внутренний двор. Позже появился и задний двор с колоннами (перистилиум). Окна жилых комнат выходили на задний двор, а с фасада древнегреческий дом был закрыт.
К сожалению, мы имеем мало информации о том, как древнегреческий дом выглядел изнутри. Известно то, что стены его расписывались, деревянный потолок набирался из толстых балок и имел расписные кессоны (углубления на потолке правильной геометрической формы). Пол украшался каменной мозаикой или покрывался коврами.
Древнегреческая архитектура, художественная культура Древней Греции оказали сильное культурное влияние на искусство и архитектуру позднейших эпох и, в первую очередь, на материальную культуру и зодчество Древнего Рима.
2. Основные ценности древнеримской культуры
культура искусство архитектурный античный
В античный антропоцентризм греков римляне внесли черты более трезвого миропонимания. Точность и историзм мышления, суровая проза лежит в основе их художественной культуры, далекой от возвышенной поэтики мифотворчества греков.
Римская культура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них – Август, который с гордостью заявляет, что принял Рим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным.
Художественная культура Рима отличалась большим разнообразием и пестротой форм, в ней были отражены черты, свойственные искусству народов, покоренных Римом, иногда стоявших на более высокой степени культурного развития.
Основные принципы художественной культуры двух народов были в своих истоках различны. Прекрасное, «надлежащая мера во всем», было для грека и идеалом и принципом культуры.
В области монументальной скульптуры римляне остались далеко позади греков и не создали памятников столь значительных, как греческие. Но они обогатили пластику раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторические рельеф, который составил важнейшую часть архитектурного декора.
Лучшим в наследии римской скульптуры был портрет. Как самостоятельный вид творчества он прослеживался с начала 1 века до н. э. Римляне явились авторами нового понимания этого жанра. Они, в отличие от греческих скульпторов, пристально и зорко изучали лицо конкретного человека с его неповторимыми чертами.
Самое гигантское зрелищное сооружение Древнего Рима – Колизей, место грандиозных зрелищ и гладиаторских боев. Строители должны были удобно разместить в его огромной каменной чаше 50 тыс. зрителей. Мощные стены Колизея разделены на четыре яруса сплошными аркадами, в нижнем этаже они служили для входа и выхода.
Спускающиеся воронкой места разделялись согласно общественному рангу зрителей. По грандиозности замысла и широте пространственного решения с Колизеем соперничает храм Пантеон, пленяющий свободной гармонией. Выстроенный Аполлодором Дамасским, он представляет классический образ центрально-купольного здания, самого большого и совершенного в античности. В дальнейшем крупнейшие зодчие стремились превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения. Античное чувство меры осталось недосягаемым.
Художественные идеалы римского искусства 111-IV вв. н. э. отражали сложный характер эпохи: распад древнеантичного уклада жизни и миропонимания сопровождался новыми исканиями в искусстве. Грандиозные масштабы некоторых памятников в Риме и в его провинциях напоминает архитектуру Древнего Востока.
В эпоху империи получили дальнейшее развитие рельеф и круглая пластика. На Марсовом поле был возведен монументальный мраморный Алтарь мира (13-9 гг. н. э.) по случаю победы Августа в Испании и Галии. Верхняя часть алтаря завершается рельефом, изображающим торжественное шествие к алтарю Августа, его семьи и римских патрициев, наделенных точными портретными характеристиками. Мастерство исполнения, свободный рисунок свидетельствуют о греческом влиянии.
Ведущее место в римской скульптуре по-прежнему занимал портрет. Его новое направление возникло под воздействием греческого искусства и получило название «августовский классицизм». В век Августа резко изменился характер образа – в нем отразился идеал строгой классической красоты, это тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Появились парадные придворные портреты в рост, исполненные сдержанности и величия.
Позднее создаются произведения жизненные и убедительные, и портрет достигает одной из вершин своего развития. Стремление к индивидуализации образа порою доходило в своей выразительности до гротеска. В портрете Нерона, с низким лбом, тяжелым подозрительным взглядом из-под припухших век и зловещей улыбкой чувственного рта, раскрывается холодная жестокость деспота, человека низменных, необузданных страстей.
В пору кризиса античного мировоззрения (II в. н. э.) в портрете фиксируется индивидуализм и одухотворенность, самоуглубление и вместе с тем утонченность и усталость, характеризующие период упадка.
Тончайшая светотень и блестящая полировка поверхности лица заставляли светиться мрамор изнутри, уничтожали резкость линий контура; живописные массы беспокойно льющихся волос, оттеняли своей матовой фактурой прозрачность черт. Таков портрет «Сириянки», облагороженный тончайшими переживаниями. В изменившемся от освещения выражении лица сквозит еле заметная ироническая улыбка. При изменении точки зрения улыбка исчезает – выступает оттенок грусти и усталости.
К этой эпохе относится монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия, вновь установленная в XVI в. по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме.
Третий век – эпоха расцвета римского портрета, все более освобождающегося от традиционных идеалов, художественных приемов и типов и обнажившего самую сущность портретируемого.
Этот расцвет совершился в сложных противоречивых условиях упадка, разложения Римского государства и его культуры, изживания форм высокого античного искусства, но вместе с тем и зарождения в недрах античного общества нового общественного феодального порядка, новых могучих творческих тенденций.
Поздний период развития портрета отмечен внешним огрублением облика и повышенной духовной экспрессией. Таким образом в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для средневекового искусства. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.
Римское искусство завершило большой период античной художественной культуры. В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную. Разрушенный, разграбленный варварами в IV-VII вв. Рим опустел, среди его руин вырастали новые селения, но традиции римского искусства продолжали жить. Художественные образы Древнего Рима вдохновляли мастеров Возрождения.
3. Архитектурные стили античного мира
Античное (от латинский – древность) – стиль архитектуры который непосредственно связано с цивилизацией древней Греции и Рима. От начала I тысячелетия до н. э. по V век н.э. период, который называется античной. Основался и развивался культура древнего Греции, древнего Рима и в соседних странах.
Поскольку обе цивилизация развивался в одном промежуток времени, строительная технология в оба цивилизациях в общих чертах похожи друг другу. В архитектуре основные строительные материалы били мягкий камен, который легко обрабатывались.
А также известняк и мрамор тоже широко использовались. Эти материалы в основном для строительство общественных помещений применялся. Для столби, перекрытия и кровли использовали дерево. В качестве строительного материала кирпич тоже очень актуально пользовался в кладке стен и их облицовке.
По вкуса по строительству, между греками и римлянами били значительные разница. Это очень четко показалось в общих решениях здании и конструкции. А также в архитектурном творчестве и в гражданских зданиях проявлялись отличия.
Греческие храмы.
Когда идет речь о храмах сперва вспоминается о древне греческих богов. Таких как Зевс, Афина, Аполлон и т.д. А построенные храмы для богов показывает их могущественность. С точки зрения строительство особенности храмов в их столбы. По периметру храма очень близко стоявшие колонны для начало били сделаны из дерева, постепенно заменялись каменными. Эти колонны назывались дорические и микенский.
Со временем с перемещением греческих племена на территории Греции появится много городов и государств. Этот период равняется примерно 2 тысячелетия до н.э. Именно в это время создаются всем известные государств, таких как Афина, Спарта и др.
При совершенствовании этих государств в мире впервые появляются художественная литература, искусство театра, складывается фундаменты для совершенной архитектуры и изобразительного искусство.
Римские города тоже не чуть не отстали от греков по плану совершенство и цивилизации. Надо заметит, что по градостроительство, древнегреческое мастерство господствовал над римлянами. Но на формы искусство в Римское градостроительство больше влияли местные традиции.
Кроме того строительство города в провинциях тоже отличали римскую архитектуру от греков.
Уникальность римлян заключалось в том, что строительство города проходили строго организованно. Поскольку и эти планировки должны били отвечать на условии жизни: суровые дисциплина, военной дух, огромное торговля и т.д. Парадные улицы с колоннадами, монументами и арками выражали бесподобности города. Еще один создания Римских мастеров бил «типовой» город. Особенности таких городов в их перпендикулярных улиц. Пересечения дорог били центром города.
Заключение
Таким образом, античное наследие и традиции, их гуманистический смысл составляли основу прежде всего ближневосточных культуры и искусства. Например, в Александрии сложился просветительский центр, в котором пересекались пути греческой и древневосточной культурных традиций, расцветала высокое искусство.
Греческое искусство и культура – это огромнейшее наследие древнего народа, состоящее из памятников скульптуры, архитектуры, литературы, живописи, философии, театра, музыки, художественных ремесел. Все это стало неотъемлемой частью мировосприятия и жизнедеятельности мирового социума. Вот почему античное искусство для нас является классикой. Оно вечно, не подвластное времени, потому что воплощает общечеловеческие ценности.
Античность, ее культура и искусство – это неиссякаемый источник идей, мыслей, художественных открытий. Из него человечество во все времена черпало вдохновение к созиданию прекрасного. Без этого бессмертного наследия невозможно представить пути социального и духовного прогресса человечества, его будущее.
Список использованных источников
1. Грант М. Цивилизация Древнего Рима/ М. Грант- М., 2003
2. Искусство Древнего мира: Л. Д. Любимов / Москва, АСТ, Астрель, 2002 г.- 240 с
. Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. / А.И. Кравченко- М.: Академический проект, 2001
. Кобылина М.М. Искусство древнего Рима./ М.М. Кобылина- М., 1991.