- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 15,46 kb
Художественное народное творчество
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
. КОЛЛЕКТИВЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА – ЯРКИЕ ОБРАЗЦЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
. РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
художественный самодеятельность коллектив народный творчество
ВВЕДЕНИЕ
Важным направлением в работе учреждений культуры является обращение к своим историческим корням. Возрождение и сохранение народных традиций – работа кропотливая и многообразная. Любовь к родному краю начинается с детства и надолго сохраняется в душе человека, если его правильно воспитали. И основы этого воспитания, несомненно, закладываются в коллективах художественного народного творчества. Поэтому тема контрольной работы и актуальна и практически значима.
Объект исследования – коллективы художественного народного творчества. Предмет исследования – развитие коллективов художественного народного творчества (художественной самодеятельности) до начала 1990 годов. Цель исследования – определение роли коллективов художественного народного творчества в сохранении традиционной культуры и развитии этнохудожественных навыков личности.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи:
·определить художественную самодеятельность как вид художественной деятельности и как активное средство воспитания и образования личности;
·выявить особенности коллективов художественного народного творчества в художественной самодеятельности;
·охарактеризовать пути развития коллективов художественного народного творчества на примере Губкинской территории.
Методы исследования: изучение теории вопроса; анализ литературных источников; наблюдение; анализ полученных результатов.
Контрольная работа базировалась на трудах: С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева, А.Каргина, К.Иващенко, Н.П. Алексенко и других.
художественный самодеятельность коллектив народный творчество
1. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЩЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ
Среди всех видов народного творчества в клубах самое видное место занимает художественная самодеятельность. Уровень ее развития является одним из решающих показателей эффективности всей работы клубов.
Непрофессиональная художественная деятельность существует в двух основных формах: во-первых, в форме неорганизованной, когда повседневная художественная практика людей предстает как стихийное проявление эстетических потребностей и художественных способностей, и, во-вторых, в форме организованной, когда общество и сами участники такой деятельности сознательно и целенаправленно ее организуют, развивают и совершенствуют.
Неорганизованную художественную деятельность мы встречаем в повседневной жизни очень и очень часто. К.Иващенко вспоминает: "Елецкую рояльную я впервые услышала при весьма необычных обстоятельствах. Дело было в Липецке. Мы с родственниками ехали в городском троллейбусе, в руках у дяди Толи была рояльная гармошка. Взял он ее в руки да вдруг как заиграет! И сразу атмосфера в троллейбусе переменилась. Люди заулыбались, словно оттаяли от своих невеселых мыслей. А женщина-водитель еще и попросила: "Мужчина с гармошкой, сядьте, пожалуйста, вперед и спойте что-нибудь".
Тут мои родственники осмелели, и тетя Варя затянула тонким пронзительным голосом:
Сыграй, Толя, сыграй, радной,
Мы с табой старонки адной.
Дальше дядя Толя сочинил, видно, на ходу:
Гармоница, играй чашша!
Няхай слыша Москва наша!
Один пассажир говорит: "Я уже три остановки лишних проехал. Выходить не хотелось: давно гармонь не слыхал. Спасибо вам!"
Участие в художественных самодеятельных коллективах есть организованная непрофессиональная деятельность трудящихся по освоению художественной культуры.
Организационно оформленная художественная самодеятельность возникла сразу же после Великой Октябрьской революции, как "инстинктивный порыв масс в сторону искусства".
Право людей в нашей стране на освоение культурных ценностей и на собственное художественное творчество, законодательно закрепленное Конституцией, осуществляется на практике благодаря созданию широкой сети культурно-просветительных учреждений, в частности клубов.
Для эффективного руководства народным творчеством в стране действует система организационных и методических центров – Домов народного творчества и Домов художественной самодеятельности. Создана и успешно развивается система подготовки руководящих кадров художественной самодеятельности, возникла специальность руководителя художественной непрофессиональной деятельности.
Впервые в истории общество через государственные, профсоюзные и другие институты обеспечивает материальную основу развития самодеятельности (имеется в виду оплата руководителей и педагогов, предоставление помещений для самодеятельных коллективов, обеспечение их музыкальными инструментами, костюмами, реквизитом, оборудованием студий и т.д.).
Об организованном характере и невиданном размахе нашей художественной самодеятельности свидетельствует проведение региональных смотров, а также фестивалей художественного народного творчества.
Художественную самодеятельность отличает также то, что эта деятельность не только привлекательна и лично значима для каждого участника, но и имеет общественный характер. Самодеятельные коллективы ставят перед собой общественно значимые задачи, добровольно и безвозмездно участвуют в концертах и других формах художественного обслуживания населения, проводят праздники и другие массовые мероприятия, занимаются художественным оформлением клубов и различных общественных помещений, выпускают фотовыставки и фильмы, в совокупности составляющие художественно-документальную летопись нашей жизни.
Общество и сами участники художественной самодеятельности рассматривают занятия искусством как род общественной работы, где совмещаются, сливаются личная страстная заинтересованность и труд на благо других людей. В этом плане художественная самодеятельность представляет собой форму безвозмездного общественного труда.
Отличительной чертой художественной самодеятельности является ее массовость. По данным официальной статистики, число участников самодеятельности составляет более 25 миллионов человек взрослых и детей. И это число отражает только традиционные виды самодеятельности: сюда не всегда включаются фотолюбители, мастера чеканки по металлу, флористы, занимающиеся созданием художественных композиций из природных материалов, и представители ряда других видов художественной деятельности. Если участниками самодеятельности считать всех, кто в организованных формах (в кружках, студиях, объединениях, коллективах) занимается деятельностью, имеющей художественный характер, то вышеназванная цифра окажется значительно большей.
Можно назвать еще один ее признак – общественную значимость художественных результатов. Художественная самодеятельность прошла путь от наивных и несовершенных творений до образцов искусства высокой гражданской и художественной зрелости. Если раньше понятие "самодеятельность" вызывало у многих людей несколько снисходительное отношение, то в настоящее время – в творчестве лучших коллективов и исполнителей – самодеятельность превратилась в полноценный компонент художественной культуры общества.
Художественная самодеятельность имеет самую широкую, общенародную социальную базу. В самодеятельности участвуют представители всех социальных слоев общества.
Марксистская философия исходит из признания того факта, что эстетические потребности и способность к художественной деятельности есть родовые качества человека как социального существа, а не удел избранных. Всеобщий характер способностей к художественной деятельности подтверждается практикой первобытнообщинного строя, когда художественное начало было неотделимо от труда, быта, обрядов, праздников. Разделение труда, социально-классовая дифференциация общества привели не только к разрыву труда и искусства, жизни и искусства, но и к отчуждению человека от своей сущности, в частности художественной сущности.
Таким образом, художественную самодеятельность не только привлекательна и лично значима для каждого участника, но и имеет общественный характер.
2. КОЛЛЕКТИВЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА – ЯРКИЕ ОБРАЗЦЫ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Коллективы народного искусства. Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях.
Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном, естественном виде – искусство певцов, инструменталистов, сказителей, народных мастеров ковроткачества, керамики, чеканки, резьбы и т.д.
Во-вторых, это профессиональные формы организации народного искусства, например мастерские и художественно-промышленные комбинаты на базе старинных художественных промыслов, Северный русский народный хор и другие исполнительские ансамбли и коллективы, развивающие национальные и местные художественные традиции. Каждая из таких профессиональных организаций в различной степени связана с подлинно народной основой: в одних случаях можно видеть бережное следование традициям прошлого, в других – вольные обработки народных мотивов.
Формой народного искусства является и самодеятельность, ориентированная на художественную народную культуру. В разных республиках и регионах художественная самодеятельность играла неодинаковую роль в сохранении и развитии народных форм искусства. Так, на Кавказе, в Средней Азии самодеятельность, наследующая национальные традиции, весьма развита и близка к своей первооснове. В некоторых же районах Центральной России внимание к народному искусству было ослаблено. Тенденция освоения городской культуры здесь нередко приводила к тому, что даже в сельской самодеятельности копировались формы развития профессионального искусства (академический хор, театр и др.). Самодеятельность "народного плана" нередко оказывалась эклектичной.
Вместе с тем в стране насчитывается немало районов, где художественная самодеятельность сыграла исключительно важную роль в развитии национальной культуры. Она оказалась средством организации, консолидации элементов народного искусства, базой, на которой вызрели соответствующие профессиональные формы. Так, например, многие малые народности Севера, Приамурья на базе культпросветучреждений развивали национальные формы художественной деятельности. Здесь возникли и самодеятельные и профессиональные национальные ансамбли.
Самодеятельность народного характера – многоплановое явление. Иногда на клубной сцене звучит собственно фольклор. Это происходит, когда народному певцу, сказителю, группе женщин, еще помнящих народные песни, предлагают выступить перед публикой. Привлечение общественного внимания к творчеству народных мастеров – важная задача клубов, особенно в местностях, где молодежь односторонне ориентирована на городскую культуру и без должного уважения относится к местным художественным традициям.
Однако простое перенесение фольклора на сцену еще не решает задачи. Нередко фольклорные номера в концертном исполнении не воспринимаются публикой. Для того чтобы фольклорный материал был понят аудиторией, а исполнители чувствовали себя максимально естественно, необходимо проводить определенную работу, как со зрителями, так и с кружковцами. Фольклору следует посвящать тематические вечера, которые могут строиться как живая беседа ведущего (естественно, знатока местной художественной культуры) с исполнителями. Еще лучше, если на встрече со зрителями воссоздаются посиделки, свадьбы, гуляния. Здесь, конечно, нужен режиссер, хорошо знающий соответствующий обряд. Это не обязательно профессионал. Режиссуру можно поручить признанному умельцу: в среде фольклорных исполнителей всегда есть свои "заводилы", свои авторитеты.
Другим видом самодеятельности, ориентированной на народное искусство, является самодеятельность, ставящая перед собой задачу воссоздания фольклорных произведений. Участники таких коллективов первоначально не являются мастерами или знатоками народного искусства, но хотят овладеть им. Необходимым элементом работы и учебы оказываются этнографические исследования, экспедиции, встречи со знатоками фольклора в естественной для них обстановке.
Еще один вид самодеятельности – коллективы, которые не ставят перед собой задачи точного воспроизведения фольклора, берут его как основу, как мотив и подвергают существенной переработке, осовремениванию, приспосабливают к жизни на эстраде. Это и ансамбли народных танцев, где танцы ставятся клубными балетмейстерами на основе элементов народной хореографии, и оркестры народных инструментов, исполняющие обработки народных мелодий, и вокальные эстрадные группы, находящиеся под воздействием профессиональных вокально-инструментальных ансамблей фолькстиля.
Эффективность работы этой самодеятельности существенно зависит от специальной культуры руководителя. Постановки и аранжировки такого плана могут далеко отходить от подлинников и первоисточников. Здесь не может быть запретов или каких-либо ограничений. Однако следует различать творческую и грамотную разработку народных мотивов от эклектики, а кроме того, не питаться в сознании публики и участников отождествлять это направление в исполнительской самодеятельности с подлинным фольклором.
Таким образом, художественное народное творчество – огромная и чрезвычайно важная сфера работы клуба, требующая истинно творческого подхода. Руководство художественным народным коллективом не может осуществляться на основе жестко предписанной технологии. Но в качестве общей методики управления следует использовать общепедагогическую теорию коллектива, социально-психологическую теорию управления групповой деятельностью.
3. РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВОВ НАРОДНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА ПРИМЕРЕ ГУБКИНСКОЙ ТЕРРИТОРИИ
Понятие "народное творчество" широко, емко и очень неоднородно по своему характеру и уровню. В него входит крестьянское искусство, кустарные художественные промыслы, творчество ремесленников, песенная традиция. На Губкинской территории в силу географическо-исторической и культурной ситуации получили распространение ремесла бытового назначения: ткачество, вышивка, вязание крючком, плетение из лозы и лыка, кожевенное, бондарное, кузнечное ремесло.
Сегодня мы видим результаты большой работы, которая началась в 80-х годах ушедшего столетия по возрождению традиционной культуры. По крупицам собирали энтузиасты и любители старины то, что было утрачено за годы партократии и гонений на традиции народа. Любовь к народному искусству и традиционным промыслам подрастающему поколению передают 132 умельца и 17 мастеров. Они обучают детей и подростков основам ковроткачества, вышивки, вязания, токарной обработки древесины, резьбы по дереву, бисероплетения.
Из обычных нитей фантазия кружевницы Е. Бобылевой создает неповторимые узоры. Молодой мастер Богословского Дома ремесел А. Лисютин обучает детей тонкостям резьбы по дереву. Навыки лозоплетения в Коньшинском Доме мастера детвора перенимает у С. Потемкина. Сегодня игрушка – это забава. А в старину она была оберегом, защищала детей от нечистой силы. Мастеру Дома ремесел из Богословки Е. Захаровой удалось по рассказам старожилов восстановить технологию изготовления тряпичной куклы-закрутки.
В течение нескольких последних лет стало традиционным проведение районного творческого смотра-конкурса мастеров народных художественных промыслов и ремесел "Живая Русь". Он проводится с целью пропаганды лучших образцов народного прикладного творчества, поддержки мастеров декоративно-прикладного искусства. Чтобы люди могли получше познакомиться с самобытными мастерами, в Белгородском музее народного творчества была организована выставка традиционной культуры Губкинского района, посетители которой ознакомились с такими ремеслами, как ковроткачество, плетение на бердышках, роспись по дереву. Навыки декоративной обработки древесины и поныне сохранены стараниями мастеров из Истобного, Коньшино, Богословки, Сергеевки.
Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах детей, молодежи, всех жителей Губкинской территории, дают нам возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций.
В начало восьмидесятых годов 20-го столетия уходят исторические корни фольклорного ансамбля "Воскресение", детского фольклорного ансамбля "Ладушки", клубов "Затейник" и "Славянская травница", музея "Живая старина". Они создают основу традиционной народной культуры Губкинской территории.
Фольклорный ансамбль "Воскресение" ведет большую исследовательскую работу по изучению и сохранению уникального песенного стиля нашего края, который, неустанно воскрешая прекрасные образцы народной песни, дает им новую жизнь на концертной сцене. Материал для работы ансамбль черпает из экспедиций по селам Белгородчины. Каждый участник ансамбля работает с исполнительницами народных песен. Расшифровано более 1400 старинных песен, собраны уникальные исследовательские материалы по селам Губкинского района: Присынки, Теплый Колодезь, Мелавое и т.д. Экспедиции помогают делать новые записи традиций, обрядов, и песенного творчества. Ценно, что весь материал активно используется при проведении семинаров по возрождению традиционной культуры, в репертуаре фольклорного ансамбля "Воскресение" и детского фольклорного ансамбля "Ладушки". Творчество "Воскресения" известно далеко за пределами области. Ансамбль – дважды лауреат Всероссийского телерадиоконкурса "Голоса России". Он удостоен первой премии Международного конкурса "Красная горка" (г. Брянск).
Для детей и подростков создан клуб "Затейник", где они знакомятся с календарно-обрядовыми праздниками, разучивают старинные народные игры, колядки, щедровки, веснянки, заклички.
В целях возрождения и поддержки традиционной культуры в рамках празднования Дней славянской письменности и культуры проводится детский фестиваль народного творчества "Майский карагод", который содействует развитию народного исполнительского мастерства, выявлению новых фольклорных коллективов.
На протяжении многих веков на Губкинской территории исторически складывались песенные этнокультурные связи и традиции. Сегодня песенную традицию представляют 23 фольклорных и этнографических коллектива, в том числе 11 детских. В основе их деятельности лежат возрождение и пропаганда песенного фольклора, самобытных танцев, устного народного творчества. Животворящий родник исконных старинных песен есть в селе Чуево, где песенное наследие сохраняют и передают молодому поколению участницы фольклорно-этнографического коллектива "Посиделки". Участниками фольклорного ансамбля "Родник" Богословского Дома культуры был восстановлен по крупицам старинный свадебный обряд. И теперь на Губкинской территории постепенно входит в традицию проведение современных свадеб на старинный лад.
Хор "Русская песня" появился на базе ДК "Строитель – в феврале 1986 года, у истоков его создания стояли руководитель Валентина Григорова и концертмейстер Иван Ченцов. Достаточно скоро образовался стабильный коллектив из 27 человек, отличительными чертами которого, стали целеустремленность, желание овладеть вершинами вокального искусства, и плоды трудов не заставили себя долго ждать. Благодарственные письма, почетные грамоты и дипломы территориальных, областных, региональных конкурсов и фестивалей, и самое долгожданное – звание "народный", присвоенное хору в 1990 году.
Дружная хоровая семья объединила не только профессионалов, но и просто любителей народной песни, причем разных возрастов: самой старшей участнице около 80 лет, самой младшей – чуть больше 20-ти.
Руководитель коллектива B.C. Григорова считает основной задачей не только сохранение народных традиций, но и стремление привить любовь к русской песне молодому поколению. Как не гордиться нашими солистами. Валентина Беседина, например, – всегда делает удивительно интересные подголоски и в совершенстве владеет трещотками и ложками. Настоящим украшением исполняемых произведений является бубен, который в руках Лидии Сироткиной звучит по-особенному звонко и весело.
В 1986 году создан хор ДК "Строитель" "Русская песня". "За 20 лет концертной деятельности хор объехал немало городов и районов. Память, словно фотопленка, хранит самые яркие впечатления, – говорит концертмейстер хора "Русская песня" Сергей Щуплов. Не раз были и курьезные случаи, но всегда спасала взаимовыручка. Спустя рукава в хоре не работает никто, поскольку каждый чувствует ответственность перед слушателями, да и репертуар хора требует серьезного отношения. Это не только песни нашего края и различных регионов России, позволяющие некоторую импровизацию, но и произведения, заимствованные из репертуара профессиональных коллективов Воронежского русского народного и Кубанского казачьего хоров".
Более 20 лет радует губкинцев работа академического народного хора ветеранов Великой Отечественной войны "Живая память", руководит которым заслуженный работник культуры Н.Н. Новик. Наталья Николаевна имеет специальное музыкальное образование, и успех хора обеспечен именно счастливым сочетанием профессионализма его руководителя и любовью к хоровому пению участников хора.
"Ты играй, играй, гармошка!
Веселись, народ честной,
Если ноженьки устанут,
На руках пойдем домой!"
А вот что возникнет импровизированный конкурс, никто даже предположить не мог. Читал свои стихи сотрудник НИИКМА Н.Ф. Иовлев. Пенсионер Н.Я. Постовой прочитал тоже свои стихи о родном Губкине. И задуманный конкурс гармонистов перерос в настоящий фольклорный праздник.
Мы на празднике осеннем –
Веселей играй, гармонь!
Завлечем вас своим пеньем.
В сердце загорит огонь!
Задорными, лукавыми частушками собственного сочинения начал свое выступление фольклорный ансамбль завода ЖБИ-2. Нарядные костюмы, звонкие голоса – не могли не вызвать аплодисменты и улыбки зрителей.
А вот перед публикой фольклорный ансамбль, приехавший на праздник из опытно-производственного хозяйства "Сергеевское". Его выступление явилось, как принято говорить, гвоздем программы. В ярких сарафанах, с балалайками вышли участницы ансамбля. Прекрасно спели они русские народные песни "Утушка луговая" и "Подай балалаечку". А частушки братьев Заволокиных рассыпал на всю округу М. А. Овсянников.
Праздник познакомил, праздник подружил… Именно этим он еще более притягателен для всех его участников. Нынешняя "Золотая осень" познакомила, подружила супругов пенсионеров Архиповых и стропальщика управления КМАэлектромонтаж А.Ф. Мацына. Прекрасное получилось трио: Татьяна Прохоровна играет на бубне, Михаил Федорович – на балалайке, а Александр Федорович – гармонист". Часто такие встречи заканчивались многолетней дружбой и совместным творчеством.
Народное творчество сохранятся в семьях любителей и почитателей старины, традиционной народной культуры. Любимы в народе самобытные частушечники, балалаечники, гармонисты, вопленицы на похоронах (на свадьбах уже не вопят, ушли эти традиции). Так, известны в Губкине семья-ансамбль любителей народной песни Власовых. Бабушка, дочка, невестка, сын и маленькая внучка радовали горожан на городских праздниках.
Таким образом, фольклорное и песенное творчество – живой родник народной души. На Губкинской территории народные коллективы получили постоянную прописку и зеленую улицу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди всех видов народного творчества в клубах самое видное место занимает художественная самодеятельность. Уровень ее развития является одним из решающих показателей эффективности всей работы клубов. Отличительной чертой художественной самодеятельности является ее массовость.
Народное искусство представляет собой древнейший пласт художественной культуры. В настоящее время оно существует в различных проявлениях. Во-первых, это собственно народное искусство в его подлинном, естественном виде – искусство певцов, инструменталистов, сказителей, народных мастеров ковроткачества, керамики, чеканки, резьбы и т.д. Во-вторых, это профессиональные формы организации народного искусства.
Формой народного искусства является и самодеятельность, ориентированная на художественную народную культуру и ставящая перед собой задачу воссоздания фольклорных произведений. Участники таких коллективов первоначально не являются мастерами или знатоками народного искусства, но хотят овладеть им. Необходимым элементом работы и учебы оказываются этнографические исследования, экспедиции, встречи со знатоками фольклора в естественной для них обстановке.
Еще один вид самодеятельности – коллективы, которые не ставят перед собой задачи точного воспроизведения фольклора, берут его как основу, как мотив и подвергают существенной переработке, осовремениванию, приспосабливают к жизни на эстраде. Это и ансамбли народных танцев, где танцы ставятся клубными балетмейстерами на основе элементов народной хореографии, и оркестры народных инструментов, исполняющие обработки народных мелодий, и вокальные эстрадные группы, находящиеся под воздействием профессиональных вокально-инструментальных ансамблей фолькстиля.
Таким образом, коллективы народного творчества базируются как на профессиональном мастерстве их организаторов, так и на живом самобытном народном таланте и любви к творчеству.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алексенко Н.П. История Губкинского района. – Губкин, 1999. – 173 с.
2.Гладких В. "Играй, гармонь!" Как традиционное мероприятие "Золотая осень" переросло в фольклорный праздник // Знамя Ильича. – 1988. – 27 сент.
.Жеглова Е. 1000 страниц о России: культура //Эфир Губкина. – 2005. – 3 февр.
.Жеглова Е. Русская песня. // Эфир Губкина. – 2006. – 16-22 февр.
.Иващенко К. Гармоница, играй чашша!: наследие // Народное творчество. – 1988. – №4. – С. 5-6.
.Истомина О. Живет в народе красота: таланты и поклонники // Белгородские известия. – 2006. – 17 февр.
.Каргин А. Фольклористы все учены – ну и мы не дураки // Народное творчество. – 1988. – №4. – С. 14-15.
.Клубоведение / Под ред. проф. С.Н. Иконниковой и проф. В.И. Чепелева. – М.: Просвещение, 1980. – 397 с.
.Кузив Т. Родовод: фестивали и конкурсы // Народное творчество. – 1988. – №5. – С. 7-8.
.Луначарский А.В. О воспитании и образовании. – М.: Просвещение, 1976. – 276 с.
.Мазерина А. Ремесло за плечами не виснет // Народное творчество. – 1988. – №4. – С. 11-13.
.Мирошникова Л.В. "Быть роднику чистым, человеку – духовно богатым" //Муниципальный мир. – 2001. – №4. – С.99 – 106.
.Резникова Е. Рукотворная краса // Эфир Губкина. – 2005. – 6-13 октября.