- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 684,84 Кб
Художественное проектирование и изготовление женского платья делового стиля
Художественное проектирование и изготовление женского платья делового стиля
1. Характеристика модели
1.1 Характеристика белорусского народного костюма
Опишем, как был устроен белорусский народный костюм, чтобы дать общее представление о народном костюме вообще, чем характерна белорусская вышиванка и другие элементы одежды.
Преобладающим цветом в народном костюме белорусов был белый, другие цвета определялись местностью. Летом носили лен, зимой – сукно. Мужчины носили штаны, рубаху, шерстяной или плетеный узорчатый пояс. Голову покрывали картузом, капелюшем или магеркой, в зависимости от времени года. Женская одежда была многообразнее – юбка, рубаха, фартук, жилетка, наметка или платок на голову. Мужская и женская верхняя одежда отличались только длиной и украшениями, крой у них был одинаков.
Будничная одежда была простой, без украшений, а все свое мастерство женщины вкладывали в изготовление праздничной одежды. Её требовалось много.
Самая главная и необходимая часть одежды – рубаха (кашуля). Невеста должна была иметь 3-5 женских и 5-6 мужских рубах с вышивкой. Несколько рубах нужно было для себя, рубаха для свекрови в подарок, рубаха для жениха в подарок, для свекра и крестных. Многие сельхозработы сопровождались обрядами, связанными с одеждой. Так, в Витебской губернии выводили вола на пахоту и вытирали ему переносье женской рубахой, чтобы не боялся работы. А в Могилевской губернии выходили жать в лучшей одежде.
Кашули отличались разнообразием кроя и орнамента, с преобладанием геометрических форм. Ближе к югу Белоруссии в орнаменте появляются растительные мотивы. В мужских рубахах (белорусская вышиванка) украшались орнаментом рукава, ворот и подол. Мужскую рубаху носили поверх штанов, подпоясываясь поясом.
Женщины поверх рубахи надевали безрукавку и юбку. Рукава рубахи обильно декорировались орнаментом, заканчивались гладкой или манжетой «в сборку», которая соответствовала воротнику. Большую декоративную роль исполняла юбка, которая была разнообразна по декору и материалу. Её шили из льняного полотна, шерстяной ткани или смески льна с шерстью «дрыліховые». Юбки имели много названий. В зависимости от материала из льна «спадніца», из шерсти и полушерсти клетчатая или полосатая – «андарак».
По подолу проходит широкая цветная полоса с геометрическим орнаментом. Рисунок полос и клеток юбок («спадніц» и «андараков») отличается разнообразием, поражая богатейшей фантазией и тонким вкусом белорусских ткачих. В некоторых районах носили «паневы» – распашные юбки, соединенные только на поясе, а также «паневы-плахты».
Фартук – обязательная деталь белорусского женского народного костюма. Он был будничный и праздничный. Праздничный – украшали тканым или вышитым узором. В народных обрядах фартук использовали как подарок.
В Могилевской области мать жениха, встречая молодую, расстилала перед входом фартук, на который та должна была встать, а в Гродненской области молодая на второй день свадьбы дарила фартуки девочкам – членам новой семьи. Фартук закрывал юбку спереди целиком, поэтому его декору придавали большое значение. На белом льне вышивались геометрические узоры, которые увеличивались по ширине от верха к низу и узор заканчивался широкой полосой с крупным орнаментом.
Обязательной частью национальной одежды являлся пояс. Появляться на людях без пояса считалось неприличным. Поражает разнообразие узоров поясов, каждый из которых неповторим. Ряды геометрических фигур, расположенные по длине пояса в определенном ритме, в каждом случае просто уникальны.
Женщины носили длинный пояс, несколько раз обертывая его вокруг талии, мужские пояса были в «два обхвата». Поверх рубахи концы пояса завязывали под животом слева, на верхней одежде – выше живота спереди. Женатые мужчины носили широкие яркие пояса, холостые – узкие, шириной в два пальца. Поскольку при завязывании концы опускали на одежду, концы украшались «шарами», кистями, «кутасами». Поясам было отведено огромное значимое место в народных обрядах. Девушка дарила пояса во время сватовства. Накануне свадьбы она дарила жениху вместе с рубахой штаны и пояс, а сватам – пояса, прикрепляя их к плечу.
Перед венчанием развешивала пояса в амбаре, в хлеву, над сундуком в клети, чтобы в новой семейной жизни в доме был достаток. К свадебному столу молодую брат мужа вел на поясе, который хранился затем для будущего ребенка. Приезжая в дом мужа, молодая бросала на печь пояс. На второй день она дарила пояса мальчикам, членам новой семьи.
Пояс как обрядовый предмет требовался и после свадьбы. В первый год замужества молодая жена, сжав сноп, обвязывала его поясом, который дарила потом мужу.
С поясом у белорусов связаны некоторые приметы и поверья. Например, накануне Нового Года хозяйка связывала поясом однородные предметы попарно, чтобы все животные в доме «парились». А для того, чтобы овцы не разбегались в поле и вместе со стадом возвращались домой, выгоняя их в первый раз на пастбище после зимы, на пороге овчарни расстилали пояс и полотенце.
Верхняя одежда у белорусов имела несколько названий – зипун, свита, свитка. Свитку шили из полотна, сотканного из льняных и шерстяных нитей и обрабатывали, чтобы получалась плотная ткань. Стоячий воротник, вырезы карманов, края рукавов, правую запашную полу обшивали фабричной тканью, шерстяным плетеным шнуром и вышивали гарусом. По узорам угадывали, откуда прибыл на кірмаш владелец свитки. Женщины носили также безрукавки, которые имеют много названий – «гарсэт», «кабат», «шнуровка», «кітлік». Общее у них одно – шила безрукавку женщина один раз в жизни из дорогой покупной ткани. Это мог быть бархат, парча, шелк, шерстяная ткань, яркое сукно или ситец. Безрукавку расшивали лентами, позументом, шелковым шнуром. Готовили её в девичестве, донашивали в замужестве. Дорогая безрукавка передавалась по наследству.
Прически и головные уборы строго зависели от возраста и семейного положения женщины. Традиционная прическа девчат – одна или две косы с вплетенными лентами. Одним из древнейших типов женского головного убора была у белорусов наметка. После венчания в доме невесты совершали обряд «навивания» её на молодую. Девушка должна была приготовить несколько наметок, т. к. приходилось дарить их сватье, крестной и свекрови. На крестинах родильница дарила наметку «бабке», которая тут же надевала её на себя. Способы повязывания наметки очень разнообразны.
Белоруски носили также платки, которые надевали на чепец. Платки тоже завязывали по-разному. Чепец всегда был головным убором замужней женщины. Она носила его днем и надевала на ночь, убирая под него волосы. Выходя на улицу, поверх надевали платок. Чепцы были шелковые, шерстяные, атласные, с набивными узорами, украшены шелком, тесьмой.
До сих пор народные костюмы бережно хранятся в сундуках, их надевают на свадьбы, на праздники песни, на выставки народного творчества, устраиваемые в стране. Современные модельеры Беларуси черпают идеи и вдохновения из образа национального костюма. Яркой вспышкой на прошедшем в 2013 году конкурсе «Мельница моды» стала коллекция «История про ЭТО…» гомельского дизайнера Евгения Иванчика, основной идеей которой является насыщенность костюма национальными элементами и их интерпретация на современный лад.
Белорусский народный костюм представлен на рисунках 1.1.1 и 1.1.2.
Рисунок 1.1.1 – Белорусский народный костюм
Рисунок 1.1.2. – Белорусский народный костюм
Рисунок 1.1.3 – Коллекция «История про ЭТО…», автор Е. Иванчик, национальный фестиваль-конкурс «Мельница моды-2013»
1.2 Описание внешнего вида
На рисунке 1.2.1 представлено платье женское, выполненное из льняной однотонной ткани для повседневной носки. Платье прямого силуэта.
Перед цельновыкроенный, длина платья – до линии середины бедра, на уровне линии талии обработана кулиска, в которую вставлен декоративный шнур. В боковых швах обработаны разрезы – до линии бедер. Застежка выполнена в виде фигурного каплеобразного разреза, обработанного косой бейкой, на петлю и пуговицу.
Спинка со средним швом.
Рукава платья покроя реглан, длина рукава – до линии локтя, низ рукава обработан швом в подгибку, в припуск которого вставлена узкая эластичная тесьма.
Горловина платья овальной формы обработана косой бейкой.
Низ платья обработан швом в подгибку с закрытым срезом.
Отделкой платья служат повторяющиеся ряды отделочной тесьмы и вьюнчика настроченные по низу платья, на боковые разрезы и в области шва втачивания рукава; применение отделочного шнура.
Силуэтные линии плавные; имеются конструктивно-декоративные линии (шов втачивания рукава, линия выреза на переде, линия горловины) и декоративные (линии настрочной отделки платья: тесьма и вьюнчик); платье однотонное белого цвета. Пропорции по согласованности подобные (равные), ритм в костюме – простой, с элементами пропорционально-последовательного; модель симметрична и статична. Композиционный центр – отделочные элементы по низу платья (рисунок 1.2.1). Данная модель выбрана в качестве объекта труда.
На рисунке 1.2.2 изображена модель платья женского для торжественных случаев из льняной ткани А-образного силуэта.
Платье отрезное по линии талии.
Перед лифа состоит из двух частей: горизонтальной фигурной кокетки и нижней части; на лифе платья обработаны фигурные рельефы, для достижения прилегания по талии и выпуклости по груди.
Спинка лифа платья состоит из двух частей: горизонтальной фигурной кокетки и нижней части; в среднем шве спинки обработана застежка на тесьму – «молния», обработаны рельефы.
Горловина платья окантована отделочной косой бейкой.
Открытые части пройм обработаны обтачками.
Юбка полусолнце. В шов притачивания юбки к лифу вставлен стилизованный фартук, как на переде, так и на задней части юбки. Низ юбки обработан швом вподгибку с закрытым срезом.
Отделкой платья служат настроченные на перед и спинку, на нижние части фартуков отделочные тесьмы разной ширины и вьюнчик, идущий ряд вышивки по низу фартука.
Силуэтные линии прямые плавные, имеются конструктивные линии (средний шов спинки, шов притачивания юбки к лифу), конструктивно-декоративные (рельефы, шов притачивания кокетки), декоративные (складки на юбке платья, настроченные отделочные элементы); колористическое решение платье выполнено по принципу резкого контраста – цвет основных деталей платья красный, цвет деталей фартука – белый; пропорции по согласованности контрастные – узкий прилегающий лиф и свободная юбка, ритм – пропорционально-последовательный; модель динамична и асимметрична; композиционный центр – фартук (рисунок 1.2.2).
На рисунке 1.2.3 представлена модель платья-туники женской из льняной ткани трапециевидного силуэта для повседневной носки.
Перед состоит из двух частей: горизонтальной кокетки и нижней части, нижняя часть присборена, на ней обработаны два накладных кармана.
Спинка состоит из двух частей: горизонтальной кокетки и нижней части, нижняя часть присборена; в среднем шве кокетки спинки обработана застежка на тесьму – «молния».
Горловина V-образная, обработана обтачкой, по контуру горловины настрочены отделочная тесьма и вьюнчик.
Низ туники обработан швом вподгибку с закрытым срезом.
Рукава-фонарик одношовные втачные, низ рукавов обработан притачной манжетой.
Отделкой платья служат настроченные на карманы, горловину и низ туники отделочная тесьма и вьюнчик.
В модели присутствуют прямые силуэтные линии; пропорциональное соотношение – контраст (линия талии сильно завышена, форма вписывается в трапецию); платье однотонное с применением отделки контрастных цветов; ритм в модели пропорционально-последовательный и радиально-лучевой; модель симметрична, динамична; композиционный центр – контрастное сочетание цветов и отделка (рисунок 1.2.3).
На рисунке 1.2.4 изображена модель платья женского для повседневной носки овального силуэта из льняной ткани.
Платье отрезное по линии талии.
По переду обработаны фигурные рельефы.
Спинка имеет средний шов, в котором обработана застежка на тесьму – «молния», обработаны рельефы.
Юбка широкая овальной формы.
Горловина обработана обтачкой на лицевую сторону, под которую вставлен шнур.
Рукава покроя реглан, низ обработан швом в подгибку с закрытым срезом, в припуск которого вставлен шнур.
Низ платья обработан притачной манжетой.
В качестве отделки выступают примененные отделочные ленты и кружево.
В модели присутствуют все виды линий: плавные кривые – силуэтные, конструктивные (линия втачивания рукавов), конструктивно-декоративные (рельефы), декоративные (отделочные ленты и кружево на переднике и переде лифа платья); модель выполнена в однотонном цветовом решении; пропорции по согласованности нюансные, ритм – простой; модель статична и симметрична; композиционный центр – форма и отделка (рисунок 1.2.4).
На рисунке 1.2.5 представлено сценическое платье из льняной ткани. Силуэт – Х-обрахный.
Платье отрезное по линии талии.
Перед лифа платья цельновыкроенный. Обработаны рельефы.
На спинке обработана застежка шнуровкой корсетного типа.
Юбка солнце-клеш, низ асимметриный. В шов притачивания юбки к лифу платья вставлен подъюбник из фатина для придания ей формы.
Горловина – прямоугольной формы и обработана обтачкой.
Низ платья фигурной формы обработан швом в подгибку потайной строчкой (подшит).
В качестве отделки отделочная лента разной ширины, кружево, вьюнчик ярких цветов.
В модели присутствуют как силуэтные линии (боковой шов, плечевой), так и конструктивно-декоративные (рельефы, складки на юбке), декоративные – линии отделочных элементов; использовано нюансное цветовое решение – лиф и юбка голубого цвета, рукава – белые; пропорции по согласованности нюансные, ритм – пропорционально-последовательный и радиально-лучевой; модель динамична и симметрична; композиционный центр – яркая отделка платья декоративными элементами (рисунок 1.2.5).
1.3 Требования, предъявляемые к объекту
Одежда играет большую роль в жизни человека, защищая его от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Она имеет также психологическое и эстетическое значение.
Из основных функций современной одежды (утилитарной, эстетической и социальной) следует, что одежда должна соответствовать следующим потребительским требованиям:
1) эстетическим,
2) функциональным (эргономическим гигиеническим и эксплуатационным),
3) экономическим.
В соответствии с эстетическими требованиями одежда должна соответствовать направлению моды, то есть быть современной в стилевом решении, силуэтном, в использовании материалов и отделок, быть качественно изготовленной, скрадывать дефекты фигуры и соответствовать внешнему облику человека. В одежде делового стиля эти требования выходят на первый план.
Эстетические требования заключаются в том, что одежда: должна быть красивой; соответствовать современному направлению моды; учитывать индивидуальные особенности телосложения и возраста человека. [3]
К эксплуатационным требованиям относятся прочность и удобство одежды в эксплуатации. Эти свойства в основном зависят от свойств тканей и материалов, а также от удобства конструкции. Например, в одежде специального назначения конструкция должна быть удобной, не стесняющей движения, материал использоваться износостойкий, применяться прочная обработка швов, т. к. изделие часто стирают.
Эксплуатационные требования к одежде заключаются в следующем:
· у изделия должна быть удобная конструкция и высокое качество обработки отдельных деталей и узлов;
· одежда должна быть достаточно прочной, износоустойчивой;
· изделие должно легко стираться, чиститься и т.д.
Выполнение этих требований зависит от покроя, свойств ткани, качества обработки, условий носки.
Гигиенические требования – это требования соответствия одежды ее назначению. То есть одежда должна создавать благоприятный микроклимат вокруг тела человека, быть легкой, мягкой, удобной.
Предъявляемые к одежде гигиенические требования достигаются подбором соответствующих тканей и разработкой рациональной конструкции изделия.
В соответствии с гигиеническими требованиями одежда должна обладать (в зависимости от назначения): гигроскопичностью, теплозащитностью, воздухопроницаемостью, пыленепроницаемостью и др.
Эти требования обеспечиваются правильным применением материалов и конструкций. Гигиенические требования выходят на первый план в специальной и повседневно-деловой одежде. Например, специальная одежда для шахтеров, должна изготавливаться из пыленепроницаемого материала, конструкция должна обеспечивать удобство в движении. В каску шахтера вмонтирована лампочка. Повседневно-деловая одежда шьется из тканей, обладающих хорошими гигиеническими свойствами.
Экономические требования заключаются в том, что при всех требованиях высокого качества одежда должна быть доступной по цене. Выполняются экономические требования выбором материала, экономичностью раскроя и применением прогрессивных, рациональных методов обработки.
Льняные платья вновь стали излюбленным предметом современных дизайнеров. Что и говорить – мало какая другая ткань совместит в себя столько приятных и полезных качеств.
· Лен гигроскопичен, прекрасно впитывает пот и предотвращает распространение бактерий, которые вызывают неприятный запах.
· Лен воздухопроницаем, а потому кожа будет дышать в любую жару и вам не будет нестерпимо жарко.
· Он быстро сохнет, поэтому его можно стирать хоть каждый день.
· Этот материал удивительно износостойкий, намного крепче шерсти и хлопка, поэтому купленное однажды платье может прослужить не один сезон.
· Лен – незаменимая ткань для людей с различного рода кожными и аллергическими заболеваниями: ведь именно лен убирает зуд и останавливает распространение кожной сыпи.
Модели платьев изо льна столь разнообразны по крою и цвету, что можно подобрать вещь на любой случай жизни. Ведь всегда хочется не только красиво выглядеть, но и комфортно себя ощущать. А именно льняные вещи способны подарить чувство комфорта, удобства и спокойствия. Итак, модели льняных платьев бывают самыми разными и для всех случаев жизни:
Льняные платья на работу. Для работы в офисе существуют классические полуприталенные модели длиной до колена и чуть короче, выполненные в сером, темно-синем и бежевом оттенках. Выбрав такой наряд, вы будете смотреться уместно, стильно и модно, при этом чувствуя себя абсолютно комфортно. Комбинировать такие платья лучше всего с туфлями на каблуке, а разнообразить наряд можно аксессуарами: болеро, шейными платками, шарфиками и т.д.
Льняные платья на каждый день. Для повседневной носки вне работы существует огромный модельный ряд в этническом стиле. Такие платья отличаются нежными оттенками, иногда наличием мелкого рисунка на ткани, удобным кроем и свободным стилем. Зачастую рукава и область декольте у таких моделей украшена вышивкой народных мотивов и стилизована под национальный костюм. Летние льняные платья зачастую имеют свободный крой и подчеркивают свободолюбие своей обладательницы.
Кстати говоря, именно летом одежда из такой уникальной дышащей ткани актуальна, как никогда. И даже если вы целыми днями будете гулять в платье изо льна под палящим солнцем, вы будете чувствовать себя куда комфортнее, чем в любой другой одежде.
Льняные платья для вечеринок. Для вечеринок, свиданий и торжественных мероприятий дизайнеры разработали короткие соблазнительные сарафаны и платья из льна приталенного силуэта на тонких бретелях или без бретель. Подчеркнуть женственность помогает жабо, которым нередко украшают подобные модели. Их дизайнеры предпочли выделить яркими, сочными цветами – синим, бирюзовым, розовым, оранжевым и зеленым. Модели для вечеринок также нередко бывают с пышными юбками, чтобы подчеркнуть хрупкость стана и женственность. Такие платья отлично смотрятся с модными туфлями на высокой шпильке или танкетке.
Льняные платья для романтического свидания. Если вы хотите создать удивительно женственный и романтичный образ, в вашем гардеробе должно быть белое льняное платье. При всей простоте расцветки оно отлично подчеркивает загар, превращая надевшую его девушку в сказочную принцессу. Такое платье может быть как длиной до колена, так и до пола, так называемый «А-силуэт» делает его похожим на наряд невесты. С таким платьем отлично сочетаются самые разные типы аксессуаров, от деревянных до металлических, и, конечно же, из натуральных камней. Романтичные льняные платья могут украсить вас в самых разных ситуациях. Разнообразить такой наряд можно различными бусами, браслетами, платками и накидками.
2. Характеристика компонентов композиции костюма
2.1 Форма и силуэт
Форма одежды – это объемное восприятие её на фигуре человека.
Форму одежды условно можно связать с геометрическими телами. Геометрический вид формы определяется степенью объемности, контурами формы и поверхностью. По степени облегания различают три основные формы одежды: прилегающую (рисунок 2.1.1), полуприлегающую (рисунок 2.1.2), свободную (рисунок 2.1.3).
Рисунок 2.1.1 – Прилегающая форма одежды
Рисунок 2.1.2 – Полуприлегающая форма одежды
Рисунок 2.1.3 – Свободная форма одежды
Силуэт – это изображение формы на плоскости.
Форма и силуэт взаимосвязаны. Силуэт дает четкое представление об объемности формы одежды. [3]
Выделяют следующие виды силуэтов одежде:
Прямой силуэт – по геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.
Трапециевидный силуэт – характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание – это линия плеча, а нижнее – линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»
Полуприлегающий силуэт – характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста – соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.
Прилегающий силуэт – подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.
«Силуэт-Х» – напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.
Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.
«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта – это область талии и бедер.
Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами – благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник – стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.
Сужение книзу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.
В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.
Рисунок 2.1.4 – Виды силуэтов в одежде
Разработанные модели в курсовой работе имеют различные силуэты: прямой силуэт приводится в модели, изображенной на рисунках 1.2.1, где вся форма вписывается в прямоугольник: линия плеча, талии, бедер и низ на одном уровне; на рисунке 1.2.2 модель А-образного силуэта, она характерна узким облегающим верхом и свободным низом, что позволяет вписать ее в контур буквы «А»; модель на рисунке 1.2.3 – трапециевидного силуэта – узкая верхняя линия модели и широкая нижняя, которые при зрительном восприятии напоминают нам трапецию; на рисунке 1.2.4 модель овального силуэта – форма юбки платья напоминает эту геометрическую фигуру, силуэтные линии плавные и спокойные; модель на рисунке 1.2.5 напоминает нам букву «Х» и позволяет говорить, что эта модель Х-образного силуэта, т.е., при зрительном восприятии мы можем различить две трапеции, расположенные узкими основаниями друг к другу.
2.2 Линии в костюме
Композиция формы одежды строится на линиях разного вида:
Силуэтные: акцентируются на линии плеча, талии, бедер, груди и низа одежды – горизонтальные линии; вертикальные линии – длина изделия.
Конструктивные: образуются отдельными деталями и определяют композицию изделия. Это линии боковых и плечевых швов, рукавов, вытачек и т.п., гармонично расположенные, т.е. соединяемые в одно целое.
Декоративные: способствуют пропорциональному соотношению и согласованию между собой отдельных декоративных деталей (отстрочек, поясов, отделки).
Конструктивно-декоративные линии: часто конструктивные линии одновременно выполняют роль декоративных линий. Например, контуры воротника, карманов, клапанов, линии кроя и т.д. являются одновременно и конструктивными и декоративными. [1]
При работе над эскизами для курсовой модели проектировались так, чтобы в них было использовано максимальное количество видов линий. В каждой модели присутствуют все виды линий, используемых при проектировании. Модели ими не перегружены, каждая линия имеет функциональную нагрузку.
В предложенной для разработки модели (рисунок 1.2.1) силуэтные линии прямые, имеются и конструктивные линии – шов втачивания рукава, плечевые и боковые швы, конструктивно-декоративные – это линия разрезов в боковых швах, линия кулиски на уровне талии, а так же имеют место быть и декоративные линии – это элементы отделки тесьмой и вьюнчиком, идущие параллельно линии низа изделия. В эскизе на рисунке 1.2.2 выражены ярко конструктивно-декоративные линии складок, что придает платью легкость и объемность; в платье на рисунке 1.2.3 особенно выделяется конструктивно-декоративная линия притачивания горизонтальной кокетки к нижней части переда; на эскизе на рисунке 1.2.4 – основная нагрузка легла на плавные кривые силуэтные линии (форма юбки платья); эскиз на рисунке 1.2.5 содержит в изобилии как конструктивно-декоративные (рельефы на лифе платья и юбке, форма горловины), так и силуэтные (прямые на лифе и юбке, и плавные кривые – форма рукавов).
Разрабатываемые модели различного стиля и назначения, именно поэтому они так изобилуют всевозможными линиями. Основной акцент все же направлен на декоративные линии, т. к. национальный костюм белорусов пестрит ими – это и вышивки, и тесьма, и кружево, и прошва, и вьюнчик, и мережка. В данной работе мы перенесли этот акцент и на наши модели.
Модели разработаны по принципу подобия линий и формы изделия (рисунки 1.2.1, 1.2.3, 1.2.5), но в модели на рисунке 1.2.2 и 1.2.4 мы можем отметить контраст линий и формы изделия при его проектировании (прилегающий лиф платья и объемная юбка).
Целью курсовой работы является разработка платья из льняной ткани.
Ассортимент льняных тканей представлен в основном полотнами различной толщины и характера отделки, которые используются для нательного и постельного белья, а также для женских и детских платьев и мужских сорочек. Из льняных тканей шьют летние платья, костюмы, пальто. Большую часть льняного ассортимента составляют скатерти, покрывала, полотенца. Льняную бортовку широко применяют в качестве прокладочного материала. Кроме того, ряд льняных тканей используют для технических целей.
Льняные ткани вырабатывают чистольняными и полульняными. В полульняных тканях обычно используют хлопчатобумажную пряжу в основе, а иногда и в утке. К полульняным тканям относятся также ткани, содержащие вискозные, лавсановые или капроновые нити, лавсановые штапельные волокна.
В ассортименте костюмно-платьевых тканей 40% артикулов вырабатывается с применением химических волокон.
Льняные ткани в отличие от хлопчатобумажных вырабатывают из пряжи линейной плотностью не менее 18 текс; обычно линейная плотность пряжи основы и утка одинакова. Переплетения применяются преимущественно полотняные, реже – жаккардовые и мелкоузорчатые.
Льняные ткани вырабатывают в основном белеными, полубелыми и суровыми, реже пестроткаными, гладкокрашеными и напечатанными.
Льняные ткани имеют большую поверхностную плотность и толщину, жестки, прочны и малорастяжимы. Они гигиеничны, но обладают низкими теплозащитными свойствами, в связи с чем их используют только для летней одежды. Поверхность ткани гладкая и блестящая. Из-за гладкой поверхности ткани могут смещаться при раскрое. Из-за повышенной жесткости льняные ткани оказывают большое сопротивление резанию. В процессе пошива изделий они затруднений не вызывают, но вследствие жесткости структуры могут повреждаться иглой.
Льняные ткани сильно сминаются, что является их недостатком, поэтому для улучшения упругих свойств ткани в ее состав стали добавлять штапельное лавсановое волокно.
Льняные ткани с лавсаном (50 – 67%) имеют хороший внешний вид, малосминаемы и почти не усаживаются при стирке (усадка не более 1%); кроме того, они обладают значительно большей износостойкостью. Эти ткани требуют особых режимов влажно-тепловой обработки и пошива.
Чистольняные и полульняные ткани с хлопчатобумажной пряжей костюмно-платьевого назначения подвергаются малосминаемой отделке. [10]
Законы гармонии цвета проверяются в одежде быстрее, чем где бы то ни было. Все, что мы знаем о цвете вообще, вступает в силу непосредственно при ношении нашей одежды.
Для специалистов по костюму важно знать, как тот или иной цвет (или цветовая гамма) выглядит в конкретной обстановке – когда человек находится на работе, в домашней обстановке, театре или на празднике, как к этому относятся зрители, т.е. каковы законы зрительного восприятия костюма.
Цвет в костюме имеет особое значение, так как эмоциональное восприятие цвета, во-первых, помогает человеку выделить или скрыть свои индивидуальные особенности, во вторых, за счет цветовых решений в костюме часто достигается его разнообразие на основе небольших конструктивных изменений.
На цвет костюма влияет фактура материала, изменяя цвет, обогащая костюм эмоционально, либо, наоборот, уменьшая эмоциональную нагрузку.
Есть классические сочетания цветов, которые независимо от моды мы с удовольствием используем в своей жизни. При этом каждый год мы сталкиваемся с новым направлением моды, где после основных пропорций и силуэтов всегда говорится о цвете в костюме, доминирующем в данное время. Это связано не только с изменением времени года, но чаще всего с какими-то общими тенденциями в искусстве, архитектуре, дизайне. [6]
В курсовой работе мы проектируем платья из льняной ткани. На данном периоде развития текстильной промышленности рынок позволяет приобрести данную ткань любого цвета. Сложнее будет с поиском пестротканых льняных тканей и тканей с набивным рисунком. В связи с этим мы закладываем при проектировании однотонную цветную ткань, но активно дополняем колористическое оформление костюмов применением тесьмы и вьюнчика различных ярких цветов и цветной вышивки. Модель, выбранная в качестве объекта труда (рисунок 1.2.1), выполнена из отбеленного 100% льна. Цвет в модель добавляет бело-розовая тесьма с национальным орнаментом и розовый вьюнчик, расположенные параллельно линии низа платья.
2.4 Дополнения и аксессуары
Как говорилось ранее в работе национальный костюм белорусов дополняли головные уборы (платок, намитка, чепец), обязательным дополнением являлся пояс (тканый или плетеный).
В современном костюме мы так же активно применяем пояса различных видов и форм, из различных материалов, дополняем модели вышивкой и отделочными элементами (тесьма, лента, кружево, вьюнчик).
Активно используются и аксессуары – бусы, браслеты, серьги. В историческом контексте они несли информационную нагрузку, давали сведения о принадлежности владелицы к определенному сословию или роду. В современном мире они несут скорее декоративную роль и подбираются в соответствии с назначением непосредственно костюма и его стилевым и колористическим решением.
Бусы – многорядовые из мелких бусин, в один ряд из крупных бусин яркого цвета, материалом для изготовления которых были натуральный камень, дерево, стекло.
Браслеты – широкие металлические кованные, с различным орнаментом растительного или геометрического характера, украшенные камнями или без них.
Серьги – из природного материала (дерево, керамика) или, опять же, металлические, с разнообразными рисунками, орнаментом, символикой.
Дополнить модели можно и нужно наличием сумки, которая может быть выполнена из льняной ткани, коих на современном рынке достаточное множество или сумкой с применением в отделке национальных мотивов. Они могут быть различной величины, формы и выполнены из разнообразного материала.
3. Характеристика композиционных средств, используемых в костюме (изделии)
3.1 Пропорции в композиции
Рисунок 3.1.1 – Пропорции в композиции костюма
Важнейшим средством создания гармоничного образа являются пропорции. Закон пропорций определяет отношение частей целого друг к другу и к целому. Пропорции означают соразмерность элементов формы и в создании костюма являются важным фактором, определяющим его гармоничность и целостность. Пропорции делятся на две группы: простые (основанные на рациональных числах) и сложные (основанные на иррациональных числах, производные геометрических построений). [2]
Примеры видов пропорций в костюме представлены на рисунке 3.1.1.
Простейший вид согласованности – это тождество, или равенство, сравниваемых величин. Нюансное соотношение представляет собой незначительное различие при сравнении. Контрастное соотношение – это противопоставление при сравнении формы.
Примеры пропорционально согласованности представлены на рисунке 3.1.2.
Рисунок 3.1.2 – Виды пропорциональной согласованности костюма
Для гармоничного восприятия человека и костюма как единого целого членение одежды не должно противоречить пропорциям фигуры человека. При проектировании одежды система пропорциональных соотношений накладывается на пропорции фигуры человека. При этом следует помнить о количественном соотношении силуэта костюма и фигуры. [4]
В проектируемой модели (рисунок 1.2.1) используется такой вид согласованности, как равенство (подобие): платье прямого силуэта, но не сильно расширенно, на линии талии облегание фигуре придает затянутый в кулиску шнур, размеры платья и отдельных его частей подобны к соответствующим размерам частей тела и фигуры в целом. Линия талии находится на естественном уровне, длина рукава до локтя, что делит руку зрительно на две равные части, линия низа на уровне середины бедра, что в целом, указывает на гармоничные пропорции, которые чаще всего используются при проектировании одежды.
Однако, если рассматривать модели, предлагаемые для анализа, то можно говорить и о контрастном соотношении (рисунок 1.2.2), где в модели резкое отличие в пропорциях между лифом и юбкой, линия талии на естественном уровне, лиф прилегающий, однако юбка до пола и вполне свободной формы – вся композиция выглядит слегка неестественно, она зрительно удлинена за счет юбки.
Нюансное соотношение пропорций можно рассмотреть в модели на рисунке 1.2.4, где лиф платья достаточно облегающий, а юбка имеет некоторое расширение за счет своей овальной формы
В остальных моделях так же предлагается равенство в пропорциях костюма. Это обусловлено назначением одежды и применяемыми для изготовления платьев материалами. Льняные платья отличаются удобством, комфортом и зрительной простотой.
3.2 Ритм в композиции
Повторение и чередование любых элементов с определенной последовательностью и частотой называется ритмом.
В проектировании одежды ритм проявляется в повторении форм, конструктивных элементов, в их пропорциональном соотношении. Проявляется он также в рисунке тканей и колористическом решении. Ритм организует состоящие из многочисленных деталей конструкции в единую форму, определяя движение, направляя наш взгляд на главное, на композиционный центр. [4]
Существует два вида ритмической закономерности: статическая (статический ритмический ряд – метр) и динамическая (динамический ритмический ряд).
Метр – геометрический правильный ритм. То есть элементы композиции чередуются с равными промежутками. Например, расположение пуговиц на планке, орнамента на свитере или гофрированных складок на юбке. Использование метра встречается наиболее часто. Метрическая согласованность элементов костюма придает образу размеренность или статичность.
Ритм всегда подразумевает движение, так как задает форме активную композиционную динамику. Ритм, в отличие от метра, строится на чередовании разных, но повторяющихся элементов и на разных интервалах между ними. Например, полоски на платье могут менять свою густоту, пуговицы от низа к верху пальто могут уменьшаться в размерах, вышивка по низу, поясу и линии декольте быть разной насыщенности. [2]
Изменяя порядок нарастания или убывания ритмического ряда, объем элементов, их площадь, структурную насыщенность, тональность и прочее, можно усиливать или ослаблять динамичность формы. Ритм может быть активным, дробным, порывистым: когда элементы резко меняют частоту, густоту, направление: складки то густые, то их нет совсем, цвет насыщенный и практически разбавленный, переходы между ними резкие, четкие.
Как и у любого вида упорядоченного движения, у ритма есть свои закономерности. Закономерность построения ритмического ряда должна быть воспринимаемой. В отличие от метрического повтора, ритмическая закономерность основана на постепенном изменении количества чередующихся элементов – возрастании или убывании чередований, объема или площади, в сгущениях или разрежениях структуры, силы тона и т.п.
В одежде используют следующие виды ритма:
· Простой ритм – последовательное чередование одинаковых по форме, размеру и цвету элементов композиции с одинаковыми интервалами.
· Пропорционально-последовательный – элементы композиции построены на принципе нарастания от меньшего к большему или убывания от большего к меньшему.
· Радиально-лучевой – с его использованием как бы приводят в порядок линии берущие начало на одном участке или на одной оси.
Примеры видов ритма представлены на рисунке 3.2.1 и 3.2.2, 3.2.3.
Рисунок 3.2.1 – Простой ритм в композиции костюма
Рисунок 3.2.2 – Пропорционально-последовательный ритм в композиции костюма
В проектируемой модели (рисунок 1.2.1) применяется как простой ритм: выражен в правильном делении формы платья пополам кулиской, равномерном расположении настрочных отделочных элементов, так и пропорционально-последовательный: переход от меньшей ширины вьюнчика к более широкой отделочной тесьме.
Рисунок 3.2.2 – Радиально-лучевой ритм в композиции костюма
Модель на рисунке 1.2.2 выполнена с применением пропорционально-последовательного, который выражен увеличением применяемых отделочных материалов на фартуке и кокетке платья, и радиально-лучевого – складки на юбке, берущие начало на горизонтальной оси.
На эскизе рисунка 1.2.3 использованы все виды ритма: простой – выражен равномерным размещением отделки на платье; пропорционально-последовательный – выражен в форме изделия: завышенная талия делит изделие на неравные части, то есть переход от маленькой по пропорциям кокетки к более объемной увеличенной нижней части переда; радиально-лучевой – выражен сборкой по линии талии, линии складок берут начало на их оси. Применение данных видов ритма делают модель достаточно динамичной.
В моделях на рисунках 1.2.4 и 1.2.5 ярко просматривается радиально-лучевой ритм, представленный складками от сборки по линии притачивания юбки к лифу и от горизонтальной линии притачивания манжеты по низу платья (рисунок 1.2.4).
3.3 Симметрия и асимметрия
Симметрия и асимметрия в костюме являются средствами достижения гармонии, равновесия и единства формы.
Симметрия – это одинаковый характер расположения равных элементов формы относительно точки, оси, плоскости. Фигура человека являет собой пример симметричности формы. Плоскость симметрии располагается вертикально и «делит» тело человека на левую и правую половины. Симметричность строения тела человека помогает достижению равновесия в композиционном решении костюма. Существуют несколько видов симметрии: зеркальная, центрально-радиальная, центрально-осевая и др.
Асимметрия – это выразительное средство композиции, использующее неравенство элементов и их расположения для достижения визуального равновесия формы.
Асимметрично организованная форма костюма требует в своем построении достижения композиционного равновесия. Только в этом случае асимметрично организованный костюм не утратит своей целостности.
Достижению единства в асимметричной композиции способствуют согласованность и соподчиненность ее элементов, четко выраженный композиционный центр и грамотная расстановка акцентов. [4]
Выводы
В настоящее время фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле моды. Известно, что к народным традициям постоянно обращаются художники-конструкторы, создавая бытовую модную одежду.
Разрабатывая модели для данной курсовой работы, был изучен белорусский народный костюм, его происхождение и трансформация с течением времени и изменением социума. Множество решений платьев с элементами народного костюма и использованием льна, как основного материала для своих коллекций, предлагают современные дизайнеры, и, каждый старается привнести в свое творение нотку индивидуальности.
Целью курсовой работы было проектирование и изготовление платья женского из льняной ткани с белорусскими народными мотивами. Для достижения поставленной цели и решения задач, связанных с работой, была изучена соответствующая литература, проанализированы предложения ведущих дизайнеров моды, рассмотрены составляющие элементы белорусского народного костюма. Поставленные в курсовой работе цели и задачи выполнены полностью. Подробно рассмотрены и изучены компоненты костюма, композиционные средства, используемые при проектировании одежды, получен навык в использовании законов и правил композиции при проектировании костюма определенного вида и с определенными стилистическими требованиями. Проведена аналитическая работа, сравнение различных предлагаемых моделей и их подробный анализ. Изготовление макета проектируемого изделия, демонстрирует знания и умения по таким дисциплинам, как «Художественное проектирование одежды», «Материаловедение швейного производства», «Технология изготовления швейных изделий», «Конструирование и моделирование одежды», «Оборудование швейного производства».
Представленный материал может использоваться при проведении уроков обслуживающего труда и внеклассных мероприятий, т.к. несет много познавательной информации и способствует патриотическому воспитанию молодежи.
Список литературы
белорусский костюм одежда женский
1. Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды / В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова – М.: Мастерство: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2000. – 184 с.
2. Тухбатуллина, Л.М. Проектирование костюма / Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина, В.В. Хамматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 283 [1] c.: ил. – (Высшее образование)
3. Столярова, М.В. Художественное проектирование одежды: краткий курс лекций / авт.-сост.: М.В. Столярова, М.А. Бондарь. – Мозырь: УО МГПУ им. И.П. Шамякина, 2008. – 98 с.: ил.
4. Макавеева, Н.С. Основы художественного проектирования костюма. Практикум: учебное пособие для нач. проф. образования / Н.С. Макавеева. – М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2008. – 240 с.
5. Козлова, Т.В. Основы теории проектирования костюма: учебник для вузов / под ред. Т.В. Козловой. – М.: Легпромбытиздат, 1988. – 352 с.
. Бердник, Т.О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики. (Сер. «Учебники XXI века»). / Т.О. Бердник. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320 с.
. Ерзенкова, Н.В. Искусство красиво одеваться. / Н.В. Ерзенкова – Рига: фирма ИМПАКТ; 1992. – 250 с.
8. Плаксина, Э.Б. История костюма. Стили и направления: учебное пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд., – М.: Издательский центр «Академия», высшая школа, 2004. – 224 с.