- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 764,38 Кб
Художественный анализ картины В.Д. Поленова ‘Московский дворик’
Содержание
Введение
. Особенности творчества В.Д. Поленова
. Жанр урбанистического пейзажа
. Художественный анализ картины "Московский дворик"
. Оценка художественного произведения
Заключение
Список литературы
Список иллюстраций
Альбом иллюстраций
Введение
В русском искусстве XX века изображение города очень многолико и в живописи, и в графике. Художников привлекает разнообразие форм, непрерывное движение, уличный быт.
Сегодня живопись, графика и декоративно-прикладное творчество дополняют эту тему. Мастера искусства в разное время обращались в творчестве к городской тематике (А.К. Саврасов. Грачи прилетели (1871). "Ранняя весна. Оттепель". 1880).
Целенаправленное развитие темы города в различных видах отечественного искусства началось в советскую эпоху. (П. Гонзага, А. Васнецов, В. Поленов, И. Машков, А. Куприн, А.Ф. Мазерель). Художественно-эстетические принципы изображения городских пейзажей определились в 1920-е годы, когда с понятиями гармония и человек стало прочно связано содержание и определенное отношение художника к природе. Ключевой становится идея покорения пространства и времени в природе, которая также связана с задачей воспитания, развития гармонии и эстетически развитого человека посредством изображения особенностей городского пейзажа в истории искусств, создавая образное решение города, развивая творческое воображение, воспитывая отношение и интерес к формам городской жизнедеятельности, эстетический вкус, любовь к родным местам.
В жанре урбанистического пейзажа работали зарубежные, русские и советские художники. Город и его улицы, как неотъемлемая часть воспитании любви человека к родным местам, становится лейтмотивом работ таких авторов, как И.И. Шишкин "Рожь" (1878), "Вечер в Старом Городе. Баку" (1931), "Старый город улочка с колодцем. Баку" (1931), А. Лентулов "Река Пахра", "Москва", создавших образное решение городского пейзажа художником на основе правила перспективы, выбрав единожды интересную точку зрения и увидев все в целом.
Освоение классического наследия в разные годы проявилось у живописцев, где изображения улиц, переулков, окрестностей, его природы воспринимались как идеал воплощения образа города. В работах Х. Аверкамп (ранний тип голландского городского пейзажа XVII в.) видны элементы жанра небольших, написанных в серебристой гамме зимних пейзажей с фигурами. Э. ван дер Пул, Я. Порселлис, С. де Влигер, А.Г. Кейп, С. ван Рейсдал и Я. ван Рейсдал, француз Э.Г. Лапу передают гордость человека за землю, восхищение красотой моря, родных полей, лесов и каналов, отражая чувство искренней и безграничной любви к окружающему миру города. Сегодня в произведениях скульптуры и фотографиях современных московских художников авторы видят в городском пейзаже обыденно-героический пафос, поэтому их герои забавны и смешны (Самарская Е.М. По главной улице Самары), наивны и трогательны (Тишин К.В. Прогулки по Арбату (2003)), насмешливы и ироничны (Воробьёва А.Б Улочка). Поэтому, данная тема как никогда актуальна, так как искусство в городе, и город в искусстве выполняют гуманистическую миссию, представляя "великолепный сюжет для искусства".
Степень разработанности проблемы: городской пейзаж – эквивалент городского ландшафта, касающийся урбанизированных и маленьких городов, с отражением и представлением встроенных форм и промежуточного пространства. Городской ландшафт выступает художественным представлением в живописи, графике, печати и фотографии, физических аспектов города и агломерации. Городской пейзаж как художественное искусство связано с живописью Раннего Возрождения, характеризуемая неумелой передачей пространства, загроможденного ландшафтными элементами, не сочетающимися друг с другом по масштабу, имеющей цель гармоничного и целостного изображения природы и человека. ("Шествие волхвов" С. ди Джованни (XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Творчеству В. Поленова посвящена достаточно многочисленная литература, его имя упоминается в учебных пособиях и изданиях, посвященных живописи XIX века. Широко творчество В. Поленова рассматривается в книге "Сто великих картин" Н.A. Иoнина (ИД "Вече", 2002), имеются отдельные монографии, посвященные творчеству В. Поленова авторов Н.М. Белоглазова. "В. Поленов и Е. Поленова в Абрамцеве", Сахарова Е.В., В.Д. Поленов. Письма. Дневники. Воспоминания. (1950); Юрова Т. В., В.Д. Поленов (1961); В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. Хроника семьи художников. (1964). М.И. Копшицер. "Поленов".
Творчеству и биографии В. Поленова посвящен "Журнал им. А.Л. Поленова" – биография Поленовых, начиная с прапрадеда художника, Поленов, Василий Дмитриевич на "Родоводе". Дерево предков и потомков, Поленов, Василий Дмитриевич в библиотеке "Старатель", Полное собрание произведений, аудиобиография, карта жизни и произведений В. Поленова, "Московский дворик" – история создания, Собрание открыток с репродукциями картин российских и зарубежных художников на сайте "PINAKOTEKA.ru", издательство "Молодая гвардия" (2010) выпустила книгу М.И. Копшицера "Поленов" из серии "Жизнь замечательных людей", работает Усадьба Поленово в Заокском районе Тульской области, жизни и творчеству посвящен сайт <#”724882.files/image001.gif”>