- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 222,89 Кб
Художники Павел Васильевич Басин и Петр Антонович Бруни
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (сибстрин)
Реферат по Истории искусств
Художники Павел Васильевич Басин и Петр Антонович Бруни
Выполнила:
Студентка 111а группы
Кузнецова О.Г.
Проверила:
Кравченко Л.А.
Новосибирск, 2010
План
Введение
. Петр Васильевич Басин
. Федор Антонович Бруни
. Работа художников в Исаакиевском соборе
Заключение
Список литературы
Введение
В 40-е и первую половину 50-х годов 19 века самые известные художники-академики были заняты грандиозным проектом – росписями Исаакиевского собора. Декоративно-монументальная живопись собора – своеобразный памятник эпохи, в оформление которого русские художники внесли неоценимый вклад. Собор является хранилищем ста пятидесяти картин и плафонов, представляющих лучшие образцы русской монументальной живописи середины XIX века. Главный архитектор собора Огюст Монферран считал, что живопись храма должна быть выдержана по сюжетам, трактовке и композиции в традициях великой итальянской школы XVII века, что вполне соответствовало огромным размерам собора. Вдохновляясь произведениями великих мастеров эпохи барокко, авторы росписей Исаакиевского собора должны были придерживаться требований Синода, соблюдая жесткие условия в отношении композиции, сюжета, типов. Одни из таких художников-академиков – Петр Васильевич Басин и Федор Антонович Бруни.
1. Петр Васильевич Басин
Русский живописец Петр Васильевич Басин родился 6 июля 1793 года в Петербурге. Петр рано стал увлекаться рисованием и в 1811 году, в 18-летнем возрасте, поступил вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, с которой связал почти всю свою жизнь. Начав заниматься в рисовальных классах Академии, Басин завершил образование, занимаясь исторической живописью у профессора В.К. Шебуева. Картина "Христос изгоняет из Иерусалимского храма торгующих" (1818) принесла художнику Большую золотую медаль, известность и академический пенсион для поездки за границу.
Из произведений Рафаэля им были скопированы несколько фресок, находившихся в Ватикане, а именно: "Освобождение ап. Петра из темницы", "Больсенское чудо" и (позднее) "Аполлон и муза", а также изображение Сивилл в церкви S-ta Maria della Pace, изображение, которое по степени совершенства ставится обыкновенно наряду с известными Сивиллами Микель-Анжело в Сикстинской капелле, но отличается от этих последних более мягким, грациозным стилем. Из картин Доменикино им было скопировано "Приобщение св. Иеронима" и некоторые из фресок в церкви в Grotta-ferrata, близ Рима, относящихся к жизни св. Нила. Копии с Ватиканских фресок и "Приобщение св. Иеронима" находятся в настоящее время в Академии художеств. Все эти работы способствовали усвоению Басиным стиля римской художественной школы, главным образом того периода, когда она начала уже превращаться в ложноклассический ("академический стиль").
Здесь он создает не только картины на мифологические сюжеты ("Фавн Марсий учит юношу Олимпия игре на свирели", 1821; "Сусанна, застигнутая старцами в купальне", 1822), как того "требовало" господствующее в Академии художеств направление академизма. Он пишет также портреты ("Портрет художника Сильвестра Щедрина", 1823, "Неизвестная с девочкой", 1822; "Клодина Нантен", 1827), жанровые сцены из итальянской жизни ("Землетрясение в Рокка-ди-Папа близ Рима", 1830), пейзажи ("Вечерний пейзаж…", "Пейзаж со стадом коз", "Итальянский пейзаж", "Вид в окрестностях Субиако", все 1820-е) и другие -вот далеко не полный перечень работ талантливого художника, выполненных в этот период.
Особый интерес представляют живописные этюды с натуры, в которых художник стремился передать состояние определенного времени суток, освещение и цветовые отношения. Постановка этих проблем характеризует его как мастера, не чуждого влияния романтического искусства. Романтическая стилистика ощутима и в самой известной, наиболее значительной картине Басина, написанной на сюжет из античной истории, – "Сократ при осаде Потидеи защищает Алкивиада" (1826-1828). Этим полотном Басин завершил свою одиннадцатилетнюю стажировку в Италии. Картина эта после успешного показа в Риме была отправлена в Петербург на корабле. В пути судно потерпело крушение, и холст оказался сильно испорченным. Вернувшись в Россию, Басин в 1830 году основательно подправил картину, а за тем подарил ее Академии Художеств (ныне картина хранится в Русском Музее). В том же 1830 году за эту картину Басин получил звание академика.
Его светская карьера сложилась в России удачно. В Петербурге Басин почти сразу же после возвращения из Италии начинает преподавать в Академии Художеств. В 1831 году он становится одним из ведущих преподавателей Академии, с 1836 года – профессором II степени по классу исторической и портретной живописи и успешно занимается преподавательской деятельностью почти сорок лет (1831-1869), регулярно получая ордена и очередной чин.
В 1830-е годы он пишет для Зимнего дворца сорок мифологических и аллегорических фигур, а также плафон для дворцовой церкви. В 1837-1839 годы совместно с Ф.И. Вундерлихом выполняет росписи Помпейской галереи Зимнего дворца. В награду за эти работы художник получает орден св. Владимира 4-й степени и золотую медаль, отчеканенную в память восстановления дворца после пожара. Ничего яркого, выдающегося, художник в эти годы больше не создал. Его художественная жизнь главным образом протекала в работе над заказными портретами. Особенно удачен, видимо, потому, что писался с любовью, портрет Ольги Владимировны Басиной, рано умершей жены художника (между 1838 и 1841), портреты Ю.П. Самойловой (1839), шестерых своих детей (середина 1850-х) и др., а также жанровая картина в духе школы Венецианова "Чердак здания Академии художеств" (начало 1830-х годов), небольшое полотно, изображающее академический чердак с прачками, развешивающими бельё.
Доминирующее же положение в творчестве художника 1830-1850-х годов занимают монументальные работы как религиозного, так и светского содержания. В их числе плафон "Аполлон и музы" (1832-1833) для зала Академии художеств, "Благовещение" для царских врат собора Всех учебных заведений (не ранее 1833), "Введение во храм" для алтаря Казанского собора (1841) и др. В 1837 году Басин выполнил четыре образа больших размеров и плафон "Сошествие Святого Духа на апостолов" над алтарем академической церкви Святой Екатерины – одно из лучших созданий русской религиозной живописи.
Картина "Три странника" занимает довольно обособленное место в творчестве художника. Эта небольшая станковая вещь была написана мастером, вероятнее всего, в зрелые годы, когда его художественная манера претерпевает некоторые изменения. Она становится более свободной, рисунок выглядит более раскованным, а движения кисти более широкими. Подобные не свойственные для выученика Академии тенденции к живописности и скрадыванию объемов к середине 19 века стали проявляться в работах многих коллег Басина, что говорило об усилившемся влиянии романтизма на академическое искусство. В "Трех странниках" четкость пластических форм и строгость линий уступают место мягким силуэтам и скользящим очертаниям. Басин освещает картину мерцающим неровным ночным светом, который подчеркивает чудесный полумистический характер происходящего события – беседы божьих посланников и Авраама.
После этой встречи и слов, сказанных гостями, изменится вся жизнь Авраама, Сары и их многочисленных потомков. Это событие имело для христиан глубоко символическое значение, явление трех странников в доме Авраама воспринималось как явление божественной Троицы – Бога Отца, Сына и Святого Духа. В более ранней средневековой иконографии и в древнерусской традиции это событие изображали как Троицу Ветхозаветную. В картине Басина встречается иная трактовка этого библейского сюжета, она появилась уже в Новое время. Для русского искусства Нового времени изображение Троицы как визита трех странников к старцу Аврааму с бытовым и пейзажным контекстом – явление редкое, можно вспомнить только эскиз Александра Иванова "Три странника", написанный чуть позднее.
В картине встречаются бытовые подробности – корзинка в руках старца, шатры на втором плане, они отражают один из смыслов события – реальный. Выразить истинное значение этой притчи Басин постарался различными художественными средствами. Таинственные лица странников, выразительные жесты рук, настороженное любопытство выглядывающей из шатра Сары – все это призвано отразить значимость происходящего. Эмоциональное звучание картины усиливается своеобразным колористическим решением: здесь нет контрастных соотношений крупных локальных пятен холодных и теплых цветов, что характерно для живописи классицизма. Басин избирает сдержанную красочную гамму, где господствуют теплые цвета, а тональная градация скрадывается полумраком, царящим в картине. При общей легкости пластического решения и колористической недосказанности автор выстраивает композицию по строгим и определенным правилам. Центром картины является один из странников, фигуры персонажей распределены вокруг него почти симметрично, фланги картины обрамлены слева дубом, справа – шатром. Композиционное решение выглядит размеренным и уравновешенным, наглядно демонстрируя, что романтические тенденции в работе Басина сплетаются с чертами классицизма. Для русской живописи середины 19 века это было типичным явлением.
После 1839 года Басин возобновил плафон "Воскресение Христово" в церкви Зимнего дворца, принадлежавший кисти выдающегося венецианского мастера XVIII века Ф. Фонтебассо и погибший во время пожара 1837 года.
Одновременно он выполняет значительные заказы по оформлению строящихся храмов и церквей, в частности работает над художественной композицией для алтарной части Казанского собора в Петербурге. А с 1843 по 1855 год П.В. Басин работал над живописным оформлением главного храма российской столицы – Исаакиевского собора. Из всех художников, принимавших участие в росписях, Басину принадлежит наибольший объем работ. Для придела св. Александра Невского им созданы росписи "Господь Вседержитель, несомый ангелами", "Св. Александр Невский, молящийся перед крестом об избавлении своего Отечества", "Победа св. Александра Невского над шведами", "Христианская кончина св. Александра Невского", "Перенесение мощей св. Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург в 1724 году".
Для придела св. Екатерины Петр Васильевич написал "Вознесение Богоматери", "Страдания великомученицы Екатерины", "Страдания великомученика Георгия", "Отречение от всех благ великомученицы Варвары".