- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,7 Мб
Художники во время войны
Реферат
по дисциплине «Композиция и анализ произведений изобразительного искусства»
на тему «Художники во время войны»
Содержание
Введение
. Военная живопись
. Произведения мастеров Великой отечественной войны
Заключение
Приложения
Список иллюстраций
Введение
О Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. написано немало картин, которые возвращают нас (поколение которое знает о войне по фильмам) в то время, когда на долю военного поколения выпали тяжелые испытания.
Много художников сражались с врагом в партизанских отрядах, в разведке, в пехоте. В перерывах между боями они старались запечатлеть для нас потомков всё то, что им пришлось пережить в эти долгие годы войны.
Мы знакомимся с войной на примере художников М.Б. Грекова, и т.д.
Они отразили в своих картинах ратный подвиг и героизм солдат.
1. Военная живопись 1941-1945 гг.
Батальный жанр (от фр. bataille – битва) – это жанр изобразительного искусства, посвященный темам войнам, битвам, походам и эпизодов военной жизни. Он может изображать современную художнику жизнь армии и флота, а также быть составной частью исторического и мифологического жанра. Батальный жанр может включать в себя жанры – быт, портрет, пейзажи, изображение конницы.
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ. Когда разразилась вторая мировая война, история искусства мира пережила чрезвычайные времена.
С началом ВОВ художники принимали самое активное участие в борьбе. Часть из них ушли на фронт, другие – в отряды партизанов и ополчение. Между боями они выпускать карикатуры, газеты и плакаты. Художники были пропагандистами, устраивали выставки, они сделали, так что искусство стало оружием против врага. Во времена войны было много выставок, среди них две всесоюзные «Великая Отечественная война» и «Героический фронт и тыл». В зажатом в кольцо блокады Ленинграде художники выпускали журнал литографических эстампов «Боевой карандаш» и вместе со всеми ленинградцами показали всему миру беспримерное мужество и силу духа.
Художники были свидетелями величайших исторических событий.
. Произведения мастеров Великой отечественной войны
Митрофан Борисович Греков – выдающийся художник-баталист, основоположник советской батальной живописи. Митрофан Борисович Греков родился на Дону. Мать была крестьянкой, а отец – небогатым помещиком и происходил из старинной казачьей фамилии. Несомненные способности мальчика побудили родителей отдать его в Одесское художественное училище. Здесь на него большое влияние оказал известный художник-педагог К.К. Костанди. В 1903 году по рекомендации училища Грекова зачислили в петербургскую Академию художеств. Он учился у И.Е. Репина и профессора батальной живописи Ф.А. Рубо. В 1911 году Греков окончил Академию и был призван на действительную военную службу. Едва началась империалистическая война, он попал «нижним чином» на Западный фронт, а в 1916 году тяжело заболел и был демобилизован из армия.
Во время войны Грекову не удавалось работать систематически, но все же он создал картину «Бой под Берзалупами» (1916) и ряд акварелей, передающих отдельные боевые эпизоды («Отстреливаются», «Волки у проволочных заграждений», «Дозоры, вперед!» и др.).
Революция застала Грекова на родине в Донской области. 1918 и 1919 годы, проведенные художником на Дону, в районе жесточайших классовых битв гражданской войны, дали обильный материал для его творчества.
В небольших картинах запечатлевает Греков сцены бесславного похода и отступления Добровольческой армии Корнилова и Деникина («Корниловцы на привале», 1919; «Отступают», 1919; «Отверженные», 1922), взятие красноармейскими частями белоказачьей столицы («Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск», 1920). Эти картины явились первыми художественными документами эпохи гражданской войны, определив для Грекова и на будущее тематику его произведений.
С первых же дней установления Советской власти на Дону Греков был тесно связан с Красной Армией, а в ноябре 1920 года добровольно вступил в ее ряды. В армии Греков стал руководить занятиями в художественных кружках. Одно за другим на выставках появляются его произведения – «В отряд к Буденному» (1923), «Ночная разведка» (1924), «Красное знамя в Сальских степях» (1924) и, наконец, знаменитая «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!»*. (1925). Во всех этих картинах атмосфера героической борьбы Красной Армии получила яркое выражение. В полотне «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!» художник с великолепным мастерством сумел передать героику и романтику боя. Здесь все слилось в едином бурном движении: мчащиеся лошади, тачанки, люди. Напряженный колорит картины повышает ее эмоциональное звучание. Темперамент художника заражает зрителя, превращает его в непосредственного участника этой бурной, динамической сцены. Кажется, что степные кони только мелькнут перед вашими глазами и скроются вдали.
Картина «Тачанка. Пулеметам продвинуться вперед!», экспонированная на 7-й выставке АХРР, закрепила за Грековым ведущее место в советской батальной живописи. После этой выставки Греков вступил в АХРР и возглавил новочеркасский филиал объединения молодежи Ассоциации. В 1926 году художник демобилизовался из армии. На выставке «10 лет РККА» Греков продемонстрировал ряд новых картин: «Бой за Ростов у Генеральского Моста» (1927), «Бой под станцией Б. Егорлык» (1927-1928), «Отступление деникинцев от Новочеркасска в 1920 году» (1927) и другие. Проникнутые страстностью и пафосом сражений, полные динамического движения эти произведения свидетельствовали о высоком мастерстве советского баталиста. Для сбора материалов (а Греков очень щепетильно относился к исторической достоверности) приходилось выезжать на места боев, беседовать с очевидцами, изучать архивы. Даже обладая грековским композиционным даром – несравненным умением рисовать «от себя» и по памяти, – нельзя было при создании огромных многофигурных полотен обойтись без натуры, без сменяющих друг друга эскизов и вариантов. Неустанный вдохновенный труд сопутствовал успеху художника.
Стремление к монументальным композициям, к широкому охвату событий привело Грекова к панорамной живописи. Еще в юношеские годы он помогал своему учителю Ф.А. Рубо в работе над панорамами, теперь его захватывает мечта о возрождении этого искусства. В 1929 году Греков создает диораму «Взятие Ростова», некоторые из его новых картин напоминают эскизы к панорамам («Чертов мост», 1931), другие непосредственно являются частями будущих диорам («Разоружение деникинцев», 1933).
В последние годы своей жизни Греков создал ряд фундаментальных произведений: «Конармейская тачанка» (1933), «Трубачи Первой Конной Армии» (1934), «На Кубань» (1934) и др. По этим последним работам можно судить о возросшем колористическом мастерстве Грекова. Снимается некоторая монохромность охристо-серой гаммы ранних его картин. Краски приобретают богатство оттенков.
В 1934 году Греков, полный новых творческих замыслов, с группой художников выехал в Севастополь для работы над панорамой «Штурм Перекопа». Но внезапная смерть от сердечного приступа оборвала все планы.
Тысячи трудящихся и воинов Красной Армии хоронили Грекова. В приказе народного комиссара обороны К.Е. Ворошилова, посвященном памяти Грекова, говорилось: «Он старался показать только историческую правду, как он видел ее собственными глазами, и он знал, что эта правда настолько прекрасна, так насыщена подлинным героизмом восставших масс, что она не нуждается ни в каком искусственном приукрашивании. И поэтому полотна художника Грекова с их беспредельными южными степями, охваченными революционным пожаром, красными всадниками, в дыму кровавых схваток мчащихся навстречу смерти и победе, – навсегда останутся ценнейшими живыми документами суровой и величественной эпохи классовых битв…»
После кончины Грекова в Москве была создана Студия военных художников его имени.
художник война живопись
Заключение
Завершилась работа по теме. Нельзя сказать, что цель достигнута, потому что тема очень широка и многогранна.
Суть в том, что каждая война не проходит бесследно. И находятся люди, которые могут ее запечатлеть такой, какая она есть на самом деле. Художники всегда поднимали дух в людях, теми же плакатами, рисунками. Их вклад был бесценен. Передавая на холсте или даже на кусочке бумаги то что они видя и чувствуют, способно передать нам дух того времени, как жили и что происходило.
Приложения
Список иллюстраций
Рис 1 А. Чернышов. М.Б. Греков в Первой Конной армии. 1958
Рис 2 А.Семёнов. М.Б.Греков с группой студентов в мастерской Ф.Рубо. 1974
Рис 3 Г.И. Прокопинский. К.Е. Ворошилов и члены РВС в мастерской М.Б. Грекова.1955г.