- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,19 Мб
Якутский орнамент
Содержание
Введение
. Историография якутского орнамента
. Классификация якутского орнамента
. Виды якутского орнамента
.1 Геометрический орнамент
.2 Растительный орнамент
.3 Зооморфный орнамент
.4 Антропоморфный орнамент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Якутское народное искусство – значительное явление в культуре народов Сибири: общепризнаны его декоративные качества и самобытность. Орнамент любого народа, в том числе и якутского, является основой его искусства, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как искусство орнаментальное, насыщенное своим содержанием, которое можно понять через фольклор, песни, обряды. Связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, якутский орнамент является неотъемлемой частью его духовной культуры. Он играл значительную роль, как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке.
История якутского орнамента – это живая история самого народа. Некоторые формы орнамента восходят к глубоким эпохам прошлого, отличаются древностью происхождения, что получило отражение в археологическом материале. С развитием якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента. Вместе с тем, на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла, как гены традиционной культуры, определенные элементы орнамента, его мотивы и композиции, соответствующие характеру образного национального мышления.
В данной работе мы рассмотрим характерные для якутского орнамента мотивы через призму мифологических представлений о мире народа саха, что поможет нам выявить причины сложившегося стилистического языка в этом северном регионе.
. Историография якутского орнамента
Историография якутского народного искусства в теоретическом плане недостаточно разработана специалистами.
До прихода русских якуты были бесписьменным народом. Представление народа о красоте, его эстетический идеал и взгляд на мир нашли отражение в многочисленных вариантах якутского эпоса – олонхо. Именно в олонхо содержатся поэтические описания предметов якутского народного искусства, которые могут быть ценным источником для исследователей его художественно-образной природы.
После вхождения Якутии в состав России появились первые письменные сведения о Якутском крае: "отписки", "скаски", "распросные речи", "доезды", "чертежи" землепроходцев, описания живших в Якутии служилых людей или проезжавших мимо путешественников, интересовавшихся экзотическим бытом инородцев, их нравами. Этот интерес находился отнюдь не на первом плане, да и времени у заезжих людей было недостаточно, чтобы глубоко проникнуть в особенности местной культуры. Поэтому сведения эти носят часто отрывочный, туманный, а то и совершенно далекий от истины характер, связанный с отсутствием контакта с местным населением, незнанием языка. Тем не менее, они являются исходной основой сибирской историографии, и мы не можем с ними не считаться.век в истории русского искусства известен как век "дивного узорочья", расцвета орнаментального искусства в зодчестве, монументальной живописи, книжной миниатюре, прикладном искусстве.
С момента прихода русских на Лену "узорочные товары", наряду с мягкой рухлядью, попали в сферу ясачной политики царского самодержавия. Сохранился Указ Якутского воеводы Дмитрия Францбековича опытовщику Ерофею Хабарову о походе в Даурскую землю: "а у которых будет не ясачных людей степные места, а не лесные, а в тех степных местах соболей и лисиц и бобров и выдр нет: и с тех людей имати иными какими зверьми или узорочными товари".
С 20-х годов XVIII века начинается планомерное научное изучение края академическими экспедициями. Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1720-1727) показала, что якуты – один из сильнейших языческих народов. По итогам I Камчатской экспедиции Линденау оставил первое описание Ысыаха. Еще раньше Н.К. Витзен пытался установить этногенез якутов по устным преданиям, а Э.И. Идес, проезжавший в Китай через Сибирь, в своем дневнике описал одежду якутов, обряд захоронения, отмечал наличие кумысного праздника. В 1784 году Кабинет Екатерины II отдал распоряжение пермско-тобольскому генерал-губернатору Е.П. Кашкину собрать сведения о начале и происхождении иноверцев.3 Ценные сведения о промыслах якутов, их верованиях и обычаях собраны А. Мидцендорфом, совершившим путешествие на север и восток Сибири, а также Р. Мааком, побывавшим в Вилюйском округе Якутской области.4 Этнографический интерес соседствовал в их трудах с антропологическим, статистическим, "геогнозическим" (как, например у Р. Маака). Разумеется, отдельные наблюдения над бытом и нравами "иноверцев" не могли заменить систематического изучения культуры и искусства якутов. Даже для Маака, побывавшего в Якутии после Мидцендорфа, эта земля показалась "terra incognito", в которую не только не заносило ни одного ученого путешественника, но в которую подчас не ступала нога человека. А. Миддендорфа побудила заняться якутами масса ложных, порой фантастических слухов об этом народе. Он пришел к выводу, что якуты занимают между сибирскими туземцами важное место, что ему следовало бы посвятить обширное самостоятельное сочинение.
Маак и Миддендорф обратили внимание на обилие предметов якутского быта, украшенных узорами: "Разнообразнейшие предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою, и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения узоров. Я не имел ни времени, ни достаточных знаний, чтобы заняться этим предметом, но изучение представляло бы большой интерес. Некоторые узоры и рисунки, особенно на платьях, сколько мне кажется, несомненно, позаимствованы у тунгусов, как и другие предметы бытовой жизни, позаимствованные у соседей: или тунгусов, или русских", – писал Р. Маак.
Большую роль в исследовании якутской материальной и духовной культуры сыграли политссыльные конца XIX века. В 1889 году, благодаря их усилиям, в г. Якутске был открыт Краеведческий музей. Они были первыми собирателями, хранителями и исследователями экспонатов. В фондах музея, наряду с минералами как ценный этнографический материал хранились старинная одежда, посуда, собранные у населения. С музеем была связана деятельность В. Иохельсона, В. Ионова, Э. Пекарского. Развивая идеи А. Мидцендорфа, Р. Маака, В. Серошевский составил подробное описание основных якутских ремесел.2 В. Трощанский, В. Ионов отразили в своих работах особенности духовного склада якутского народа, его верования и представления о мире.3 Э. Пекарский составил толковый словарь, запечатлевший некоторые названия якутских узоров.4 Признание несомненной талантливости якутского народа, его склонностей к ремеслам и "художествам" подмечают почти все исследователи и посетители края второй половины XIX века.
. Классификация якутского орнамента
Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.
Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.
Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым – одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.
В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.
Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.
Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, Т.П. Тишина выделяет в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Особое место в якутском орнаментальном комплексе занимает группа орнаментов с мотивом следа (медведя, лося, утки, мыши и т.д.).
. Виды якутского орнамента
.1 Геометрический орнамент
Геометрический орнамент, геометрические и геометризованные мотивы и элементы относятся к самым древним пластам в якутской орнаментальной культуре.
Прямая линия
Обратимся, прежде всего, к простым геометрическим мотивам. Прямые линии (длинные и короткие, одинарные и двойные) довольно часто встречаются в якутской орнаментике. Выполненные различными способами (резьба, гравировка, вышивка бисером), в различных материалах (дерево, береста, кость, серебро, сукно), прямые линии играют существенную роль в композиции, ограничивая пространство, окаймляя его. Конструктивно-декоративные функции линии, ее графическая четкость и пластическая выразительность подчеркивают форму предмета, его фактуру. В вышивальном искусстве прямые линии (рис.1) «дьураа» или «курдааһын ойуу» в применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа.
Мотив креста
К числу распространенных мотивов в якутском орнаменте относится мотив креста (рис.2). Одна из его особенностей заключается в том, что крест, как правило, равноконечен, его фигура легко вписывается в квадрат. Другой особенностью является то, что крест используется и в виде прямого, и в виде косого иксообразного элемента, легко складывающегося в орнаментальный ряд. Этот орнаментальный мотив получил широкое распространение в резьбе
Рис. 1 Прямые линии
Рис.2 Мотив креста
по дереву, косторезном искусстве. Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста – символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.
Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции
Зигзаги и арочные мотивы
Зигзаги (рис.3), или арочный мотив (рис.4), особенно характерны для украшения интерьера урасы (тип старого летнего жилища якутов) и ее декоративной перегородки – хапахчы, поэтому данный орнамент нередко называют ураса-ойуу (ураса-узор).
Совокупность швов такого типа, наложенных близко друг к другу, образует якутскую гладь. Один из аспектов содержания этого узора связан с представлениями якутов о трехчастном делении мира. В соответствии с представлениями саха того времени Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего, Нижнего. Верхний мир, разделенный на девять ярусов, населен добрыми духами – айыы, которые покровительствуют людям на земле. Их патриархальный уклад отражает земной образ жизни. Средний мир якутской мифологии – это земля, которая представляется плоской и круглой, но пересеченной высокими горами и изрезанной многоводными реками. Под Средним миром находится Нижний мир. Это темная страна с ущербными солнцем и луной, мрачным небом, болотистой поверхностью, колючими деревьями и травой. Нижний мир населен одноглазыми и однорукими злыми существами абаасы.
К мотиву зигзагов близки по своему характеру дуги, арки, так называемый «небесный» орнамент – сарбынньах ойуу. Он встречается в керамике, изделиях из дерева и бересты, в вышивке бисером, часто имеет ромбовидные или крестовидные дополнения, точки. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» – самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном – лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды – в набедренниках, рукавицах и обуви.
Арочные мотивы «тынырах», «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств.
Рис. 3 Зигзаги
Рис.4 Арочные мотивы
Рис.5 Мотив круга
В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ». Подобный рисунок имеет шов якутской вышивки крестом.
Мотив круга
Такие простые геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, круг, довольно часто встречаются в орнаментации чепраков и кычимов, в виде бляшек и серебряных пластин якутских поясов. Примером заполнения сложной орнаментальной композицией круга может служить орнаментация пряжек поясов из серебра и серебряных бляшек шапок дьабака.
Круг – розетка (рис.5), как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце – «кун», «туосахта» – в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества – Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта’ на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы.
3.2 Растительный орнамент
Растительный орнамент, расцвет которого наблюдался в якутском народном искусстве ХIХ в., не имеет аналогий среди исконно сибирских орнаментальных культур. Присутствие в орнаментике якутов растительных и цветочных мотивов отличает ее также от орнаментальных культур народов Севера и более южных соседей, принадлежащих к монголоязычной этнической группе. В растительном орнаменте якутов наиболее ярко выразилась его тюркоязычная природа, т.е. поэтическое восприятие мира на основе одухотворения растительных природных сил, почитания духов трав, деревьев, растений, что соответствует традиционным верованиям и фольклорным представлениям. Растительный орнамент наиболее выражен в якутских серебряных вещах: браслетах, поясах, декоративном решении передних лук седел. Он представлен различными модификациями вьющегося стебля с отходящими от него отростками, листьями, цветами, а также мотивом процветшей лиры и розетками с растительным заполнением.
Одной из особенностей якутского растительного орнамента является отсутствие мотива трав и плодов. Подчеркнутость идеи роста и цветения, а не плодоношения, связана, очевидно, с местными природными условиями: стремительным ростом растительности во время белых ночей и отсутствием традиций плодового садоводства на вечной мерзлоте. Идея плодоношения получила воплощение в геометризованных формах орнамента со скотоводческой семантикой, в отличие от славянского орнамента, где она выражена в растительных формах, связанных с традициями земледельческих культур. Другая особенность якутского растительного орнамента заключается в отсутствии коврового принципа построения композиции, столь характерного для растительной орнаментики народов Кавказа и Средней Азии. Якутский орнамент не знает мотива плетения, он никогда не сливается с фоном, размещение его на предмете всегда связано с формой и конструкцией вещи. Растительному орнаменту якутов также чужда символика цвета, характерная для народного искусства монголоязычных народов. Вместе с тем ряд растительно-цветочных мотивов у якутов стилистически близок к растительному орнаменту народного искусства Кавказа, Средней Азии, Древней Руси, своими корнями уходящего в искусство Малой Азии. Центральным мотивом этой группы орнаментов является процветшая лира, связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. Последняя обитает в священном дереве Аал-Лук-Мас (древе жизни), которое является источником изобилия; дети ее – бесчисленные духи деревьев и трав. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. Изображение цветов в орнаменте отличается профильным характером. Мотив елочки и трилистника, возможно, местного происхождения; он отмечен в вышивке других народов Сибири, в частности, эвенков, у которых связан с местной флорой. Мотив лотоса восходит к древнеегипетской орнаментальной культуре. В русском цветочном орнаменте он не встречается. Мотив тюльпана, возможно, отражает связи с Персией, Ираном через Среднюю Азию. Пышный цветок, соотносимый некоторыми исследователями со средиземноморским ареалом культуры, присущ и древнерусскому, и кавказскому искусству. Возможно, это модификация сардааны – любимого в Центральной Якутии цветка из семейства лилейных.
В целом якутский растительно-цветочный орнамент отражает восточный вкус, проявляющийся в отборе и комбинациях растительных узоров, что позволяет сделать вывод о «восточном» стиле этой группы орнаментов. Образный строй растительной орнаментики связан с представлениями якутов о цветущей земле, древних богинях периода матриархата, персонифицированных в якутской мифологии.
Лировидный узор
Центральным мотивом растительной группы орнаментов является процветшая лира (рис.6), связанная с мотивом дерева жизни и кругом мифологических представлений якутов. Употребление ее в центре вышивок чепраков и кычимов мы связываем с триадой богинь якутского пантеона: Айыысыт, Иэйэхсит и Аан Алахчын. В качестве заполнителя лиры выступают как простые, так и сложные мотивы растительного узора: елочка, трилистник, пальметта ближневосточного типа, условный цветок с подчеркнутой чашечкой, венчиком и сердцевиной. О семантике лировидного мотива – «кесюр ойуу» – существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо – древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви – «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.
Рис.6 Лировидный мотив
Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира .
Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата», составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента – по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов.
Сердцевидный узор
Сердцевидный узор (рис.7) традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца – трилистника, гоггилистника или семилистника.
Рис.7 Сердцевидный узор
Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов – абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях – вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям – ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента.
Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы»
3.3 Зооморфный орнамент
якутский орнамент народный растительный
Геометризация и стилизация форм реального мира является одной из закономерностей развития орнаментального искусства. Якутской орнаментальной культуре присуща геометризация зооморфных (рис.8), антропоморфных и растительных мотивов. Образная структура орнаментов этой группы сложнее, чем предыдущей, отражает более высокий уровень орнаментального мышления, связана с приемом совмещения разносемантических основ, который обнаруживается через сопоставление узоров с кругом традиционных верований и фольклорных представлений.
Зачастую зооморфные и антропоморфные орнаменты неразрывно связанны друг с другом и представляют собой единую композицию.
Мотив птицы
Мотив птицы настолько геометризовался, что выделить его из контекста геометрического орнамента подчас довольно сложно. Образ птицы играет существенную роль в шаманских обрядах, языческой мифологии. В сильно стилизованном виде он присутствует в некоторых формах зигзагообразного узора берестяной оболочки урасы, в декоре верхней одежды типа хотойдоох сон (шубы с орлом). Иногда орел или какая-то другая птица изображаются в навершиях коновязей сэргэ, как круглая скульптура.
Наибольшим почитанием у якутов, как и у других сибирских народов, пользуется орел-хотой, которого величают тойоном-господином. Он считался предком и покровителем кангаласских родов в центральных и вилюйских районах Якутии. Ворон был первопредком хоринских родов, лебедь – тотемом элгетцев Верхоянского района. В качестве родовых покровителей рассматривали также стерхов, ястребов и других птиц
Мотив животного
К числу зооморфных по семантике следует отнести местные орнаментальные мотивы, связанные со скотоводческими представлениями якутов, их знанием анатомии животных. В чоронной орнаментике, например, получил распространение тоногос-ойуу (позвонок-узор). Мотив тангалай-ойуу (небо-узор) чаще всего ассоциируется с небом и встречается в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером. Такую же семантическую природу имели орнаменты хабарга-ойуу (горло-узор), буор-ойуу (почка-узор). Традиция изображать животных нашла отражение в орнаменте кымардагас-ойуу (муравей-узор). Она встречается в удмуртском народном искусстве.
Мотив следа животного
Особую группу орнаментов, связанных отчасти с зооморфной семантикой, образуют орнаменты с мотивом следа животных, встречающиеся в керамике, серебряных вещах, в резьбе по дереву. Думается, мотив следа животных в якутской орнаментике связан с отголосками охотничьей магии и имеет скорее тунгусское происхождение, поскольку якуты, пришедшие с юга, переняли охотничьи занятия у аборигенов Ленского края: юкагиров, эвенов, эвенков. Изображая часть предмета, художник живо представлял себе целое; изображая след, настраивался на охоту.
Рис.8
Мотив коня
Мотив коня в якутской орнаментике отражает древний культ животного, нашедший выражение в богатом археологическом и этнографическом материале. С этим образом мы встречаемся в декоре надмогильных сооружений типа чардаат, скульптурных навершиях коновязей сэргэ, некоторых видах серебряных украшений. Почитание коня своеобразно отразилось в формах якутской мебели; в некоторых видах столов и трехножных чоронов, которым придавалась форма конских ног. Форма кенкелеев-воронок для кумыса в перевернутом виде напоминает ногу коня с копытом. Конский волос был не только прекрасным материалом для шитья, вышивки, плетения, но и символизировал благополучие, плодородие. В якутском народном искусстве встречается мотив сдвоенных и учетверенных коньков, связанный, как и в древнерусском искусстве, с солярным культом и пространственными представлениями. Наделение предметов анималистическими деталями – ногами, копытами коня, по всей вероятности было связано со стремлением возвысить предмет до уровня почитаемого животного. В якутской народной вышивке цветными нитками до сих пор сохранился сильно геометризованный мотив сылгы ойуу (орнамент коня), в основе которого – образная линия, завитками напоминающая гриву и хвост коня. Образ двуглавых коней в северорусских вышивках и тканье был равнозначен образам птиц, друга. Мотив лиры, который встречается в ярославской и костромской вышивке, из двух парных образных фигур, напоминающих якутскую лиру, имеет «лебединую» семантику. Не исключено, что один из вариантов семантики якутской лиры в вышивке чепраков и кычимов, украшающих коня, может трактоваться следующим образом: отростки лиры – это крайне схематизированные и геометризованные головы коня, иконография которых уходит корнями в искусство древних кочевых племен.
Мотив кентавра
Мотив полуконя-получеловека-кентавра не получил широкого распространения в якутском народном искусстве, в отличие от искусства русского, где он встречается в архитектурном декоре, металлических предметах, лубочных картинках и т.д. В якутском народном искусстве мотив кентавра можно увидеть в таких косторезных изделиях и предметах из серебра, которые выполнены под влиянием русских образцов. Исследователи справедливо отмечают наличие у якутов собственной легенды о происхождении кентавра, связанной с мифом о человеке, родившемся от полуконя-получеловека. Мотив кентавра относится к числу реалистически трактованных образов, входящих в орнаментальную структуру вещей, как элемент сюжетной композиции.
3.4 Антропоморфный орнамент
Как известно, верования якутов, их представления о духах, населяющих окружающий природный и предметный мир, препятствовали развитию изображений человека в искусстве. Реалистическая трактовка человеческой фигуры появилась в якутском народном искусстве после прихода русских, она отличалась схематизмом, упрощенностью рисунка и нашла отражение в резьбе по кости, декоре деревянных и берестяных коробок, передних лук женских седел. Только пристальное изучение предметов якутского народного искусства в совокупности с другими видами и формами народного творчества позволяет обнаружить в недрах якутской орнаментики сильно стилизованное и геометризованное изображение женской фигуры, связанное с традиционным кругом фольклорных представлений.
Антропоморфное начало было подмечено И.А. Потаповым в орнаментальной проработке фигурных наверший кумысных ковшей, которую он ассоциировал с изображением «белого шамана» – жреца, открывающего ысыах . Оно характерно также для определенного типа женских серег, форм якутской берестяной игрушки и некоторых видов вышивок с орнаментом ынах ойуу (корова-узор). Мотив женской фигуры в якутском народном искусстве связан с кругом традиционных женских представлений, отражает расцвет культа женских духов-владычиц эпохи матриархата, представлений об Айыысыт и Иэйэхсит – покровительницах человеческого рода и скота.
Зачастую антропоморфное начало было выражено в женских серьгах, в формах якутской берестяной игрушки и некоторых видах вышивок, в которых антропоморфного типа мотив женской фигуры читается наиболее определенно. Внутри его заключен зародыш в виде трепещущего ромбика, капельки или геометризованной фигуры, повторяющей внешние очертания основной фигуры. В формах берестяной плоскостной игрушки антропоморфное женское начало сливается с образом коровы. Подобная трактовка свойственна и некоторым видам вышивки, в которой антропоморфное начало сливается с зооморфным и растительным. В орнаментике вышивки цветными нитками встречается орнамент "Ынах ойуу" – "Корова узор", элементы которого воспроизводят рогатую женскую фигуру. Расцвет культа женских духов -"владычиц" относится к периоду матриархата. Б.А. Рыбаковым отмечен факт существования на огромном пространстве от Лены до Северного Приуралья у эвенков, нгасан, долган, а за пределами этого пространства у сахалинских нивхов – более или менее однородных мифов о двух небесных владычицах мира, наполовину женщин, наполовину важенок (лосих), от которых зависит все благополучие охотничьего племени.
Якуты – потомственные скотоводы, занимавшиеся коневодством и разведением крупного рогатого скота. Связь глубинных жизненных интересов человека с этим кругом животных, ощущение неразрывности собственного преумножения, укрепления с преумножением скота, его приплодом, – вызвали к жизни почитание коня и коровы. "Древние якуты, -писал Ойунский П.А., – видели две первоосновы жизни: корову – кобылицу и женщину – мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт." И Айыысыт, и Иэйэхсит могли превращаться в кобылицу. О слиянии этих богинь в один образ писал Ястремский. Иногда Иэйэхсит и Дьесегей (божество конного скота, белый скакун) также сливались в один образ. Обе богини: и Айыысыт, и Иэйэхсит обитали в Верхнем мире. В олонхо они наделены прекрасными физическими и моральными качествами, способствуют размножению рода человеческого и благополучию в его повседневной жизни. Думается, что мотив женской фигуры, подвергшийся сильной стилизации и геометризации в якутском народом искусстве связан в своем содержании с кругом фольклорных представлений о двух богинях – покровительницах рода человеческого и скота.
Семантика цвета в якутском орнаменте на примере традиционного шитья
Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом: красный – кыһыл; оранжевый – кыһыл араас, арыы саһархай; желтый – араас, саһархай; зеленый – от куэх; голубой – халлаан куэх; синий – унаар куэх; фиолетовый – эһэх кыһыл.
На первый взгляд, по этой классификации названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, т.е. два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием. Например, красный, фиолетовый – кыһыл, желтый, оранжевый – саһархай, голубой, синий, зеленый – куэх. Анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они наиболее живописные и выразительные.
В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. В частности, белый цвет – цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом, в традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Таким образом, эпитету «белый» – «юрюн» в якутском фольклоре придается священное значение.Белый цвет также ассоциировался и со снегом, льдом, к ней приписывались характеристики: чистый, независимый, божественный. Он несколько успокаивает. В олонхо очень часто встречаются понятия: «Юрюн Аар Тойон» (Белый Господин Творец), «юют манан халлаан» (молочно-белое небо) или «юрюн кунум» (белое солнце мое). В старину на приветствие «Как живете?» – отвечали «Юют тураан ючюгэй» (хорошо, как белая молочная гладь). Таким образом, белый цвет связан с окружающей средой и является также символом жизни, счастья, всего светлого. Раньше он использовался как цвет, олицетворяющий материнскую душу (ийэ кут).
В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом. К этим цветам можно приписывать психологические характеристики: чистый, уводящий в пространство, направляющий. Эти цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» (кюёх тыын), а также «салгын кут» (воздух-душа) и считались нашими предками знаками развития, «расцвета жизни».
Традиционным смыслом черного у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе и смерть, он соответствовал мрачности, угнетал. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. Как правило, шубы «бууктаах» и «кытыылаах сон» оторачиваются черным сукном или мехом темного цвета. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека.
Позднее излюбленным цветом у мастериц, олицетворяющим материнскую душу – «ийэ кут», стал красный цвет, который является символом огня, крови, тепла. Красный использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, и он встречается в бахромках чепраков, колчанов, шаманского костюма. Алый красный цвет якуты называли «хаан кыпыл» (алая, как кровь), желто-красный – «уот кыһыл» (как цвет огня). Он ассоциировался и с женской природой, давал ощущение близкого, родного и кровного. Вставки на передней и задней части навершия шапки обязательно отделываются красным сукном.
Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: «мутукча куэх», «от куэх» – цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы и является символом молодости (кэнчээри ыччат). Цветовое обозначение темно-зеленого цвета иногда обозначается и словом «хара»: дьодум хара, кэнкир хара – темно-зеленый цвет, унаар хара – светло-зеленый цвет. Живописно описываются цветовые обозначения зелени: алтан куэх – золотисто-зеленый цвет, укэр куэх – бледно-зеленый цвет, ача куэх – желто-зеленый цвет, таалай куэх – серовато-зеленый цвет, тыргыл куэх, чээчэ куэх – ярко-зеленый, кылбары куэх – сине-зеленый.
Излюбленным цветом якутов является и желтый цвет и его оттенки: желто-красный – «саһархай», оранжевый – «арыы саһархай» (желтое, как масло), рыжий – «саһыл саһархай» (рыжий, как лиса).
Если в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным, так как значение цветовой символики предметов и одежды имели культовое значение, то в наше время традиционные цвета в национальном костюме и изделиях можно изменить. Можно применять бесконечное разнообразие цветов и оттенков. Но нужно отметить, что определенный этнический выбор цветовой гаммы, соблюдение символических значений декора должен придерживаться в шитье фольклорных и особенно обрядовых видов одежды.
Заключение
В якутской орнаментике прослеживаются различные слои образов, являющихся своеобразными следами исторического бытия якутского народа. Якутская вышивка, косторезное искусство, ювелирное дело, резьба по дереву, аппликации по меху и тканям, художественная обработка бересты -дополняют художественное наследие народов нашей страны рядом очень древних мотивов, новыми вариантами традиционных образов, а также элементами, мотивами, сюжетами, заимствованными в процессе культурного обмена с народами Севера, Приамурья, родственными якутам тюрко-язычными народами, выходцами из северорусских земель.
Специфика якутского орнамента заключается в том, что он является выражением культуры скотоводческого по роду занятий народа, вплоть до революции ведшего полукочевой образ жизни и имеющего определенный взгляд на мир, природу, отношения людей, что нашло отражение, помимо орнамента, в языческом одухотворении природных сил, красочном гибком языке, изумительном эпосе. Орнамент обеспечивает стилистическое единство якутского народного декоративного искусства.
Особенности исторического развития Якутии, суровые природные условия обусловили в некоторой степени консервацию в структуре якутского народного искусства наиболее древних элементов и мотивов орнамента, медленные темпы развития якутской орнаментальной культуры, выживание реликтовых элементов орнамента.
Анализ материала якутского народного искусства обнаруживает стилистическое богатство и разнообразие орнаментики, свидетельствует о выработке своего собственного стиля, в основе которого лежит взаимодействие геометрического и восточного стилей. Развитие геометрического стиля связано с геометрическими мотивами простых форм, отражающими космогонические, пространственно-временные представления якутов, а также с геометризованными мотивами, имеющими древнюю языческую семантику, связанную со скотоводством, охотой, верой в духов-покровителей. В растительной орнаментике мы видим расцвет мотивов, традиционных для орнаментальных культур, связанных с Востоком, Передней Азией, что позволяет отнести якутскую растительную орнаментику к восточному стилю. Вместе с тем некоторые виды и формы якутского народного искусства несут на себе печать европейских стилей барокко, классицизма, орнаментальные мотивы которых в русской передаче отразились в якутском косторезном искусстве, архитектурных и мебельных формах. Собственно, они почти никогда не выступали в первозданном виде, подвергались геометризации в духе местных представлений, что связано с общесибирской тенденцией, наиболее ярко выразившейся в архитектуре.
Таким образом, якутское народное искусство вобрало в себя наиболее типичные, характерные стилистические особенности как восточной, так и европейской орнаментики Нижнего Востока.
Список литературы
1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.
. Гаврильева Р.С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв.
. Зыков Ф.М.О лировидном мотиве в орнаменте Якутов. Якутск, 1984
. Тишина Т.П. Якутское орнаментальное искусство. Новосибирск, 1986
. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд., – М., 1993. – 736 с
Приложение
1. Женская одежда «кытыылаах сон»
. Якутский национальный костюм «бууктаах сон»
. Деталь женского праздничного головного убора из красного и черного сукна, расшитого золотой нитью
. Фрагмент отделки корякской женской праздничной одежды 1960 год
. Якутский конский черпак