- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 499,42 Кб
Якутское народное зодчество
Министерство профессионального образования, подготовки и расстановки кадров РС(Я)
ГАП ОУ РС(Я) "Якутский колледж связи и энергетики им. П. И. Дудкина"
РЕФЕРАТ
Якутское народное зодчество
Якутск
. Этнические черты якутских традиционных строений в зодчестве
Народная застройка якутов и сегодня является актуальной темой. Древние строения народа несут интерес в организации всех важных для ритуалов и обрядов атрибутов: от его расположения и вплоть до самых мелочей (скажем, бытовых предметов).
Всё пространство, уделяемое для таких строений, также даёт знать о ценностных аспектах народа. Освоенное пространство – это всегда систематизированное пространство, подвергшееся некоторой культурной акцентировке. Так, наиболее организованным и максимально освоенным пространством выступает жилище.
Размышляя о жилище как об организованном пространстве, известный исследователь Ю. М. Лотман подчеркивал, что в прошлом в крестьянском доме разделяли пространство (универсум) на внутреннюю, культурную, "свою" и внешнюю, внекультурную, "чужую" сферы. С самых древних времён замкнутая, культурная сфера отождествлялась с упорядоченностью, организованностью, а внешняя – с миром зла и дезорганизацией.
Это означает, что создаваемые человеком внутренние пространства становились объектом культурных переживаний. То есть, таким образом, сформировавшаяся в народном жилище среда является результатом не только материальных, но и духовных устремлений этнической общности.
Сегодня, задача возрождения этнической культуры, самосохранения этноса в современном обществе является одной из важнейших. В этом контексте приоритетным направлением становится углублённое изучение историко-этнографических и художественно-бытовых знаний о народе, восстановление не только духовной, но и материальной культуры в целом. Так, постсоветский период, характеризуемый, прежде всего изменением политических и социальных институтов и коренной трансформацией в экономической системе, внёс свои коррективы в развитие градостроительной и архитектурной деятельности. В связи с этим приобретает актуальность научное осмысление проблемы сохранения в современном обществе этнической составляющей, связанной с архитектурно-строительными традициями, и их адаптации в условиях урбанизации и модернизации общества.
1.1 Ритуальная архитектура по индустриализации
Возрождение принципов национальной архитектуры является сложнейшей задачей, которая имеет смысл лишь в комплексном видении, её неразрывной связи с духовными ценностями. Поэтому, одной из главных задач является реконструкция ритуальной архитектуры, как важного элемента культурного наследия.
Ритуальная архитектура якутского народа в последние десятилетия переживает второе рождение. Мощным толчком к её активной реконструкции стало государственное признание главного национального праздника якутского народа "Ысыах". Народ саха, бережно сохраняя традиции историко-культурного феномена "Ысыах", стал возрождать свой.
Индустриализация шла, и в конце XX веков в Якутии была проведена кропотливая совместная работа учёных и творчески мыслящих людей по систематизации современной обрядности с учётом идей каноничности мифопоэтического наследия и ритуальной культуры. Так, были сформулированы новые требования к национальному празднику, основанные на глубоком уважении к старинным обрядам, к форме организации и руководства Ысыаха, к методике его проведения. В 1998 г. в Якутске было принято решение проводить Ысыах в местности "Үс Хатыҥ" ("Три Березы"), где по историческим преданиям Эллэй, культурный первопредок народа саха, устроил первый праздник, посвящённый светлым божествам "айыы" (небесным). Далее, началось творческое проектирование и традиционно-архитектурное устройство территории для проведения праздника "Ысыах".
При реконструкции ритуальных сооружений основными источниками стали как сохранившиеся культовые реликты, так и экспедиционные архивные материалы, в которых сосредоточились народные знания и традиции. В местности Үс Хатыҥ была возведена уникальная ритуальная архитектура народа саха: специальные культовые храмы – помещения в виде монументальной берестяной урасы "Могол ураса", ритуальные сооружения "Aap багах", коновязи сэргэ различных форм и другие культовые сооружения, символизирующие мифологический образ гигантского космоса и составляющие заполненное сакральное пространство – тюсюлгэ.
В Якутске уже полторы десятилетия функционирует центр духовной культуры "Арчы Дъиэтэ" ("Дом Арчы"). Архитектурное решение здания олицетворяет суть и содержание самого центра. Так, 3 части (три урасы), символизирующие единение Человека, Духа и Природы, составляют целостный комплекс. Здесь каждая деталь и элемент узора имеют своё место и значение. Над оформлением поработали мастера народных ремесёл и знатоки фольклора, собрав из дерева, кожи и меха неповторимую сокровищницу прикладного искусства.
За последние годы центр "Дом Арчы" стал местом паломничества туристов. Каждая иностранная делегация посещает три обрядовых зала, знакомится с якутской культурой. Трёхчастное здание вызывает восторг иностранцев и российских гостей. Они в один голос говорят об особой энергетике деревянного строения, любуются потолком, через который льётся дневной свет, погружаются в созерцание Древа жизни "Аал Луук мае". Следует отметить, что каждый мастер-зодчий пытается по-своему максимально приобщиться к канонам ритуальной архитектуры. Так, в Верхневилюйском улусе народный певец, зодчий, Кирилл Никонович Кириллин в течение трёх лет своими руками и без посторонней помощи построил восьмиугольное жилище – Дом Арчы. Для того, чтобы будущий центр духовного развития приобрел сакральный статус в процессе строительства, Кирилл Никонович не стал использовать современные строительные инструменты, а использовал традиционные строительные инструменты: сюгэ (топор), эрбии ттпы, устуруус (рубанок), мае токого (деревянные гвозди).
Следует отметить, что проблемы современной архитектуры Якутии всё больше притягивают внимание, прежде всего, самих специалистов и представителей широкой общественности. Сейчас столице республики необходимо совершенствование архитектурного облика, при котором огромное значение должна получить ориентация на национальные традиции этноса.
Рассматривая жилище в исследовательском поле якутской традиции, можно утверждать, что дом в якутской культуре и сегодня остается символом нравственных ценностей, в котором сосредоточена культурно-историческая память народа.
Проблема заинтересовала многих этнографов. Изучение якутского этноса важно в понимании порядка жилища. Якутскому традиционному жилищу всё больше придают значение картины мира и социальных связей жителей. Далее представлены многие собранные источники по этнографическим залогам якутского традиционного жилища.
Научной основой при исследовании зодчества саха являются работы архитекторов Е. А. Ащепкова, А.П. Окладникова, и А.И. Гоголева, которые содержат большой материал, знакомящий с особенностями старинного народного быта.
Вышедшая в 1896 г. фундаментальная работа B. JI. Серошевского "Якуты" стала значительным событием в этнографическом изучении Якутии. В этом обширном труде, охватывающем целый комплекс самых разнообразных проблем якутской этнографии, якутским жилищам и постройкам посвящена отдельная глава. При этом, особого внимания заслуживает описание интерьера якутского балагана.
Позднее к проблемам изучения традиционного жилища обратился А. А. Попов. Им были исследованы конструктивные особенности якутской урасы, проведены сравнительно-типологические параллели с жилищами народов Южной Сибири. На основе этих материалов A.A. Попов высказал идею о южном происхождении данного типа жилища.
Идею A. A. Попова развила в своем труде, посвященном якутским традиционным жилищам, О. В. Ионова. Типологическую работу по постройкам провела О. В. Ионова в своей книге "Из истории якутского народа (XVII в.)". Здесь она впервые подробно останавливается на интерьере якутского жилища, затрагивает некоторые знаковые аспекты его элементов (ороны – нары). Отдельные положения исследования нашли отражение в двух её статьях: "Многоугольные постройки якутов" и "Жилые и хозяйственные постройки якутов".
О Якутии писали выдающиеся ученые-путешественники XVIII века О. Н. Бетлинг, Я. И. Линденау, Г. Ф. Миллер, И. М. Сибиряков и другие, где можно найти отдельные небольшие, но ценные исторические сведения по интересующей теме.
Достаточно подробно материальную и духовную культуру, быт и образ жизни якутского народа рассмотрел А. Ф. Миддендорф. Помимо описания и характеристики якутского жилища им была предпринята попытка изучения его эволюции, обусловленной историческими, социально-экономическими, культурными факторами.
Работа Ф. М. Зыкова "Поселения, жилища и хозяйственные постройки якутов XIX – начала XX вв.: историко-этнографическое исследование", которая стала результатом его многолетнего труда. Эта монографическая работа посвящена исследованию традиционных форм поселений, жилищ и хозяйственных построек якутов и сравнению их с жилищами южносибирских народов. Одним из примечательных моментов исследования Ф. М. Зыкова является то, что автор рассматривает практически все виды зимних и летних типов жилищ, объясняет их эволюционное развитие, сравнивает их с жилищами тюркоязычных народов, а также обстоятельно описывает хозяйственные постройки и строительную технику. Рассматривая происхождение якутского балагана, Ф. М. Зыков выявляет южные истоки его конструкции. Отрицая начальную связь якутских балаганов с постройками русского типа и жердяным чумом хололю, автор в качестве подтверждения этой точки зрения проводит генетическую параллель балагана с хакасским.
Во второй половине: XIX в. появились исследования ученых, посвященные этнолокальным группам якутского народа. Благодаря этим работам, в которых содержался разнообразный материал по этнографии вилюйских и северных якутов, стало известно об их локальных отличиях от
Два тома из трёхтомной работы Р. К. Маака содержат в основном географическое и геологическое описание Западной Якутии. Третий том посвящен быту и хозяйству, в том числе жилым и хозяйственным постройкам вилюйских якутов. В этом труде якутское жилище впервые рассматривается как элемент материальной культуры, даются подробные описания его типов (Могол урасы, балагана, многоугольных и конических типов жилищ) и их внутренней структуры. Особого внимания заслуживает описание внутренней пространственно-планировочной структуры балагана, "Могол урасы" и его гипотеза о генетическом происхождении типов якутских жилищ. Кроме того, Р. К. Маак отметил проникновение элементов русской культуры в домашний обиход богатых якутов и подробно их описал.
Неоценимый вклад в изучение якутских жилищ, в частности строительных обрядов и верований, внёс первый крупный собиратель якутского этнографического и фольклорного материала И. А. Худяков. В главе, посвящённой жилищам и постройкам верхоянских якутов, помимо описания типов жилищ, исследователь приводит ценные сведения по верованиям якутов, касающихся строительного ритуала. В его "Сборниках" приводятся старинные названия предметов быта, связанные с ними религиозные верования, описание внутренней структуры якутского жилища. И. А. Худяковым собраны этнографические и фольклорные материалы по строительному ритуалу якутского народа. На основании его уникальных сведений можно предположить, что у якутов ранее существовал более развитый строительный ритуал, почему-то достаточно не отраженный в этнографических трудах того времени.
Общий обзор зодчества жилых, хозяйственных и крепостных построек Якутии выполнил Д. К. Сивцев – "Суорун Омоллоон". Ему же принадлежит открытие музея архитектуры на правом берегу реки Лены, в селении Соттинцы Усть-Алданского улуса. Исследования проводили Г. В. Ксенофонтов и Л. Н. Гумилев, писавшие о народе Саха. Архитектор Н. П. Крадин в своей книге "Оборонительные сооружения Сибири" описал деревянные оборонительные сооружения Якутов и подробно исследовал Якутский острог. Принципам планировочной структуры расселения в Центральной Якутии посвящена научная работа архитектора С. В. Данилова. Кроме того, Е. Андросов провел исследование такого народного жилища, как берестяная ураса (см. рис. 2).
Останавливаясь вкратце на эволюционном развитии якутского жилища, следует отметить, что по вопросу происхождения типов якутских жилищ существуют два противоположных мнения: первое связано с автохтонными народами (Р. К. Маак, С. А. Токарев, А. П. Окладников и др.), второе – с южными истоками (B. JI. Серошевский, О. В. Ионова, A. A. Попов, Ф. М. Зыков, А. И. Гоголев и др.).
В последнее время исследовательские работы проводят архитектор О. Г. Карамзин ("Архитектура города Якутска") и историк П. П. Петров ("Православные церкви Якутии"). И, тем не менее, проведенный обзор исследований показывает, что наследие народного зодчества саха еще недостаточно полно изучено, и они не дают полного анализа о развитии зодчества.
2. Древние жилища якутов
Наиболее древним видом традиционного жилища является ураса. Обычная ураса (см. рис. 1) – довольно большое сооружение, диаметром до 10 м. и высотой 11-15 м. Наклонные жерди опирались на круглый остов – обруч. Столбы внутри урасы и лежащий на них обруч покрывались резным орнаментом, окрашивались в красновато-коричневый цвет отваром ольховой коры. "Дверь" делалась в виде берестяного занавеса, вышитого различными узорами. Берестяная ураса – см. рис. 2. Существует несколько разновидностей жилища.
· Калыман – ураса, крытая землёй, где жерди плотно прилегают друг к другу.
· Итянь – охотничий якутский шалаш.
· Юрта (балаган) – широкое строение, упирающееся на 4 столба (см. рис. 3).
· Хотон – коровий якутский хлев; строится как якутская юрта, только берётся плохой материал, лес тоньше потолок ниже, меньше окошек.
Со временем юрта-балаган утвердилась вначале как зимнее жилище, а ураса – как летнее. Интересны срубные сооружения XVI в. многоугольной формы, а также соединения жилой постройки с хозяйственной зоной (хотоном).
Важным этапом изучения культуры народа является движение и переселение саха с юга на север. Наблюдается взаимосвязь их архитектуры и декоративно-прикладного искусства с тюркской и монгольской (бурятской). Изменения духовной жизни саха подтверждают останки захоронений. На основе исторического, этнографического и иконографического материалов констатируем, что до конца XV века в результате хозяйственно-культурной деятельности развивалась архитектура "кочевого" общества, а затем с переходом от кочевья к осёдлости, с внедрением скотоводства и отчасти земледелия, переход от подвижного жилища к стационарному.
Большую роль в развитии зодчества саха играл и орнамент как важнейший элемент декоративно-прикладного искусства якутов. Элементы орнаментальных мотивов: геометрического, зооморфного и растительного развились из реальных образов и достигли высокой степени стилизации ещё в древнее время. якутский зодчество архитектура юрта
Ещё одним элементом якутского традиционного зодчества является коновязный столб – сэргэ. Он нашёл своё применение при планировании фасадов зданий спортивного комплекса "Триумф", плавательного бассейна "Чолбон" и аэропорта Якутска. Такие столбы играют не менее декоративную роль и обычно выступают запасной опорой для зданий для экономии ресурсов.
Рис. 1 – Ураса в разрезе
Рис. 2 – Берестяная ураса
Рис. 3 – Юрта (балаган), укрытая землёй