- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,26 Кб
Языки и символы культуры, культурные коды
Содержание
Введение
1. Семиотика культуры
2. Понятие языка культуры
3. Знаковые системы языка культуры
3.1 Мир символов
3.2 Символ – хранитель тайны
3.3 Резонанс символа
3.4 Символ – проявление священного
Заключение
Библиографический список
Введение
Актуальность данной темы заключается в том, что под языком в обиходе обычно понимают естественный разговорный язык – русский, английский, китайский и т.д. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которого люди общаются, выражают и передают друг другу разнообразную информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков, способные служить этой цели (например, язык жестов, знаки дорожного движения, нотная грамота, штриховые товарные коды, картографические знаки и др.). Языком в широком смысле называют не только разговорный, вербальный язык, но любую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно-коммуникативных целях.
Культурология – необходимый элемент образования. Длительное развитие наук о человеке и обществе и накопление фактов и наблюдений над его духовной жизнью выделили культурологию в самостоятельную область знания. Культурология возникла около ста лет назад. В системе образования нашей страны она утвердилась в течении двух последний десятилетий. Жить в культуре и ничего о ней не знать – преступно, потому что каждое действие человека может оказаться разрушительным для культуры.
Понятие "культура", – отмечается в Философском словаре, – означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Мир культуры, любой его предмет или явление результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету.
Культура не существует вне человека.
символ культура культурный код
Культурология играет огромную роль в духовном прогрессе общества. Будущий специалист должен понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, знать формы и типы культур, основные достижения в развитии культуры ведущих стран мира, знать историю культуры России, ее место в системе мировой цивилизации, уметь оценивать достижения культуры.
Предметом данной контрольной работы является культура общения между людьми.
Цель данной работы изучить языки и символы культуры, культурные коды.
Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
изучить семиотику культуры;
рассмотреть понятие языка культуры;
проанализировать знаковые системы языка культуры.
1. Семиотика культуры
Одной из функций культуры является семиотическая функция.
Семиотика – это наука о знаках и знаковых системах. Говорить о семиотике культуры – значит рассматривать знаковые средства культуры и трактовать культурные феномены как составленные с помощью этих знаковых средств "тексты", которые несут в себе определенную информацию. Содержание культуры находит выражение в языках. Под языком понимают естественный разговорный язык – русский, китайский, французский и т.д. Всякий разговорный язык представляет собой систему знаков, или код, с помощью которых люди общаются, передают друг другу информацию. Существуют и другие знаки и системы знаков (например, язык жестов, нотная грамота, знаки дорожного движения, штрифовые товарные коды, картографические знаки). Языком называют не только разговорный, вербальный, но и любую другую систему знаков, которая может использоваться людьми в информационно – коммуникативных целях.
Литературный язык представляет важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Собственными знаковыми системами располагают и естественные науки (физика, математика, биология, химия). Семиотика культуры заключается не только в том, что культура функционирует как знаковая система. Важно подчеркнуть, что само отношение к знаку и знаковости составляет одну из основных типологических характеристик культуры".
2. Понятие языка культуры
Средства, знаки, символы, тексты, все это является языком культуры. Они позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Важное место в культуре занимают языки искусства. М.С. Каган подчеркивает, что искусство есть "самопознание культуры".
Художественные языки складываются на базе всех семиотических средств культуры – словесных (язык искусства слова), жестомимических (язык танца), звукоинтонационных (музыкальный язык), пластический (языки живописи, графики, языки архитектуры, прикладных искусств, дизайна). Художественный язык предназначен для создания многозначных текстов, открытых для различного их осмысления. Они противоположны языкам науки, где необходимы смысловая однозначность выражений, терминологическая точность. Всякий язык искусства имеет свои критерии точности. Они более строги и сложны, чем в науке. Содержание художественных образов сложно объяснить. Объяснить – значит выразить содержание образа в другом языке, другими словами. Перевод художественного образа, его содержания на другой язык ведет к разрыву этой связи. Важная особенность языков – их диалогичность, которая имеет место деловом и бытовом языке, но художественные слова становятся оптимальным способом общения. Они предполагают эмоциональный контакт автора – художника с собеседником – читателем, зрителем, слушателем.
У каждого языка есть множество семантических и грамматических особенностей, поэтому при переводе смыслов с одного языка на другой появляется серьезная проблема коммуникации. В культурологии эта проблема осмысливается как проблема понимания. Сложность понимания обусловлена тем, что восприятие и поведение детермированы стереотипами – идеологическими, национальными, сословными, половыми, сформированными у человека с детства.
3. Знаковые системы языка культуры
Структурной основной единицей языка культуры, с точки зрения семиотики, являются знаковые системы. Знак – это материальный чувственно воспринимаемый предмет, событие или действие, заменяющее другой предмет, действие, событие или отсылающий к ним. Например, человек, впервые использовавший для счета предметов камешки, сделал эти камешки знаком, заменившим сами предметы. Каждому человеку знакома семиотика родной культуры, но в чужой культуре разобраться очень сложно. Язык любой культуры своеобразен и уникален, но во всех культурах используются одни и те же типы знаков и знаковых систем. Наличие знака делает возможной передачу информации по техническим каналам связи и ее разнообразную – математическую, статистическую, логическую – обработку. Любой язык культуры имеет природные предпосылки формирования, но сам не является природным явлением. Он формируется во взаимодействиях и коммуникациях совместно живущих людей. Он возникает тогда, когда индивидуальные представления не просто обретают внешнее выражение, но когда такие выражения в коммуникативных процессах приобретают статус разделяемых знаковых единиц, а их использование перестает быть произвольным и подчиняется определенным, установленным, конвенциональным, обязательным правилам.
Знаки, составляющие каждого из языков культуры и предназначенные для выражения представлений и переживаний, различаются по происхождению, и степени подобия того, что они представляют. Исследователи культуры выделяют пять основных знаковых систем: естественные, функциональные, конвенциальные, вербальные, системы записи.
. Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на другие предметы и рассматривается в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные знаки – это знаки – признаки, например, дым – знак огня.
Чтобы понимать естественные знаки, надо знать, признаками чего они являются, и уметь извлекать содержащую в них информацию. Приметы погоды, следы зверей, все это знаки, которые многое могут сказать тому, кто способен их"расшифровать". Умение понимать и использовать естественные знаки для ориентировки в природной среде являлось существенным компонентом первобытной культуры. С развитием цивилизации, это умение постепенно утрачивается. Деревенская культура еще сохраняет его, а в городской оно становится более редким явлением. Естественных знаков много, но в обыденном опыте они не подвергаются систематизации. Построение систем является результатом длительного развития практики и науки. Например, знаковая система медицинской диагностики. Базируя на сведениях, накопленных в многовековом лечебном опыте, она фиксирует и систематизирует разнообразные признаки и симптомы болезней.
. Предмет, становится функциональным знаком, если связь между ним и тем, на что он указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основывается на способе его употребления человеком. Например, обстановка в квартире – комплекс функциональных знаков (текст), несущий информацию о степени состоятельности хозяев, а подбор книг на книжной полке говорит об их вкусах и интересах. Очки – знак слабости зрения.
Функциональные знаки – это также знаки-признаки.
. Конвенциональные знаки (условные) знаки – это искусственно созданные знаки. Придание им определенного значения является результатом соглашения, договора. Конвенциональный знак обозначает определенный предмет не потому, что каким – то образом связан с ним или похож на него, он служит обозначением предмета " по условию" – потому, что люди условились считать его знаком этого предмета. Конвенциональные знаки создаются для того, чтобы выполнять знаковую функцию, и ни для какой другой цели не нужны. Школьный звонок, красный крест на машине – все это конвенциональные знаки.
Существуют два вида конвенциональных знаков: сигналы и индексы.
)Сигналы – знаки извещения или предупреждения. Значение, которое придается наиболее распространенным и общепринятым в данной культуре сигналам, усваивается людьми с детства (например, значение цветов светофора, "зебра" на пешеходной дорожке, флажковая сигнализация на флоте).
2)Индексы – условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Стараются подбирать их так, чтобы их внешний вид подсказывал, что они обозначают. Например, показания приборов, картографические знаки, различного рода условные значки в схемах, графиках.
4. Иконические знаки (изображения) – это знаки – образы. Их определяющей чертой является сходство с тем, что они обозначают. Иконический знак может быть сходен с обозначаемым предметом по материалу, из которого они оба состоят. Скульптура или портрет на холсте дают нам образ человека, хотя они выполнены в камне или краске. Поэты и писатели с помощью слов вызывают у читателя яркие образы описываемых людей, явлений, событий.
Образы различаются по степени своей похожести на оригинал. Одни из них имеют схематичный, упрощенный характер: знаки – рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы. Другие настолько похожи, что создают полную иллюзию ее действительного присутствия перед нами.
. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы – разговорные языки. Любой естественный язык – это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Эта система складывается на основе психофизиологических возможностей, заложенных в биологической природе человека (устройство мозга, гортани, органов слуха и т.д.). Однако язык имеет социальную природу. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Самая главная особенность вербальной системы состоит в ее структурной специфической организации. Вербальная система представляет собой полиструктурную, разветвленную, иерархическую, многоуровневую организацию знаков. Структурной базисной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т.д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания. Из последних складываются тексты.
Естественный язык – это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры. История развития культуры отражается в истории развития языка. Новые явления в жизни людей, открытия в науке и технике запечатлеваются словами, пополняют словарный запас языка – лексику. Вместе с тем уходят из употребления или изменяют значение и стилевую окраску слова, связанные с уходящими в прошлое условиями жизни. Особенно сильное влияние на эволюцию естественного языка оказывают общественные преобразования в стране. Несмотря на подвижность, основной словарный фонд – лексическое "ядро" языка – сохраняется веками. Таким образом, язык в своей основе остается одним и тем же в течение столетий, и это является основой взаимопонимания поколений, сохранения опыта прошлого культуры формируются знаковые системы записи: письмо, нотная грамота, способы записи танца и т.д. Особенностью знаковых систем этого типа является то, что они возникают на базе других знаковых систем разговорного языка, музыки, танца и вторичны по отношению к ним. Изобретение знаковых систем записи – одно из величайших достижений человеческой культуры. Особенно большую роль в истории культуры сыграло появление и развитие письма. Без письма невозможно было бы развитие науки, техники, права и т.д. Появление письма ознаменовало начало цивилизации. Базовым знаком письма является не слово, как в разговорном языке, а объективная и более абстрактная единица – буква. Количество базисных знаков в системе существенно уменьшается и становится обозримым. Это ведет к коренному изменению в логике использования знаковой системы. Становятся возможными качественно новые способы обработки, восприятия и передачи информации. Запись создает возможность искусственно увеличить словарный состав языка. С возникновением письменности начинают складываться языковые нормы и правила. Это дает возможность создания нормированного литературного языка, обогащения и совершенствования способов выражения мысли, на основе записи снимаются временные и пространственные границы общения. Письменность открыла путь к тиражированию знаков – книгопечатанию.
Синтетической обобщенной формой языка культуры является текст. В современной интерпретации культурологии текст не сводим к речевому акту или совокупности письменно зафиксированных высказываний. Текст – это все, что искусственно сделано человеком (вещи, ритуалы, художественные произведения, книги, танцы и т.д.). Текст – это совокупность знаковых систем, наделенная определенным значением. Текст выступает как главный носитель информации, и для познания того или иного культурного явления необходимо навлечь эту информацию. Это значит, что требуется определить степень достоверности, содержащейся в нем информации и увидеть за ним ту "подлинную реальность", которую он обозначает. Это осуществляется на основе научных методов исследования. Данный текст сопоставляется с другими текстами, оценивается в свете исторических данных. На этой основе анализируется его место и значение в культуре. Все это дает возможность объяснить и объективно оценить его содержание.
Однако каждый текст многозначен. В нем, помимо объективной, научно фиксируемой информации, заложены тайные субъективные смыслы, выражающие особенности видения мира автора текста, психологические мотивы его создания и т.д. Познание своеобразия культуры, носителем которой является автор текста, невозможно объективными методами. Оно достигается на основе герменевтических процедур "понимания". Герменевтика исходит из предпосылки, что никакая читательская интерпретация текста в принципе не может совпадать с авторской. И не только потому, что читатель и автор – разные, неповторимые личности, существенное значение здесь имеет различие культурных контекстов, в которых воспроизводится данный текст. Текст, попадая в новый историко-культурный контекст, пополняется новым смыслом, отличным от того, какой он имел во время его создания. Таким образом, понимание произведений культуры меняется от эпохи к эпохе. Оно никогда не может быть окончательным, "единственно верным". Тексты живут в истории, и в диалоге с ними новые поколения осмысливают их содержание заново в поисках ответа на вопросы, которые ставит перед ними жизнь. Таким образом, благодаря объективации в текстах, культурные ценности не умирают, потому что они все время обогащаются новым смыслом.
3.1 Мир символов
Люди и практически и духовно "обрабатывают" предметы своей деятельности, вкладывая в них то, чего объективно, вне отношения к человеку, к его сознанию, у них нет и быть не может. Попадая в сферу человеческой деятельности, эти предметы приобретают новое, "сверхприродное", качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа, служить человеку его собственным отражением.
Наиболее очевидным образом способность человека наделять свои творения смыслом проявляется в речи: люди приписывают звукам своей речи смыслы. Смысл имеют не только слова и высказывания – им так или иначе проникнуто все, что делает человек и что составляет культурную среду его обитания: произведения искусства и правила этикета, религиозные обряды, учеба, спорт. Смысл любого предмета, с которым имеют дело люди, выражается хотя бы в его предназначении, роли, функциях: смысл автомобиля – в его использовании как средства передвижения, но может иметь и другой смысл. Главным смыслом автомобиля для владельца роскошного "Мерседеса" может быть престижность этой марки.
Символами, носителями особого смысла, становятся и сами люди. Не всегда можно выразить словами все то, что мы чувствуем и понимаем. Есть вещи, состояния, события, суть которых невозможно объяснить. Испокон веков всякий раз, когда перед человеком вставала необходимость объять необъятное, соединить видимое и невидимое, связать между собой прошлое, настоящее и будущее, совершенно новое и поистине древнее; всякий раз, когда душа его рвалась к новым далям, для достижения которых нужно было преодолевать границы жизни и смерти, пространства и времени и постигать вечные законы бытия; всякий раз, когда для объяснения и выражения этого одних слов было недостаточно, – человек прибегал к удивительному языку символов. Наша жизнь действительно наполнена символами. Они сопровождают нас во сне и наяву, в общении и взаимоотношениях, в познании и творении. Порой сами того не осознавая, мы часто встречаемся с символами и используем их, постоянно сталкиваемся с явлениями, ситуациями, образами, предметами, существами, которые имеют для нас не только явно выраженные, общепризнанные характеристики и черты.6 Часто, сознательно или бессознательно, мы наделяем их другими значениями, не всегда связанными с их конкретными свойствами или функциями. Для нас они часто становятся напоминанием, символом неких чувств, переживаний, состояний и опытов познания, выходящих за пределы конкретной физической реальности. Обращаясь к любимому человеку со словами "солнышко мое" или "мое золото", мы не задумываемся о том, что конкретное небесное тело и конкретный металл символизируют не только безграничную гамму наших прекрасных чувств, для которых не нужно много слов и объяснений. Сколько параллельных смыслов, значений, законов и истин скрывается в одних только символах Солнца и золота! Во все времена эти символы использовались в алхимии, астрологии, медицине, в мифах и легендах народов мира; их можно увидеть на портиках храмов, в лабиринтах гробниц и пирамид. Подобных символов существует бесконечное множество, мы вправе говорить о том, что символы – это не просто язык, которым пользуется душа человека, для того чтобы понять и выразить свои богатые многогранные состояния. Это целый удивительный мир, загадочная сокровищница духовной культуры человечества, в которой заключены не только вся мудрость поколений, но и еще не раскрытые таинства существования человека, природы, Вселенной. Символом может стать буквально все: ситуация, образ, предмет, явление, существо, персонаж, – но для этого они должны приобрести определенные свойства, характерные для любой вечно живущей бессмертной сущности. Символика должна быть изучаема под всеми ее аспектами, ибо каждый народ имеет свои особые способы выражения. Древние философы говорили, что язык символов имеет как минимум семь ключей разгадки и понимания. Если нам открывается одно значение символа, на этом наша работа не заканчивается – напротив, она только начинается. Разгадывая одну загадку, мы на самом деле поднимаем лишь самую первую, самую поверхностную вуаль, скрывающую за собой другие вуали и другие тайны. Язык символов сам по себе является великой загадкой. Даже в системе, согласно которой многие познания были закодированы на языке символов, есть простая и красивая логика, хотя она может показаться чуждой нашему рациональному восприятию, привыкшему рассматривать все подходы подобного плана как оригинальный плод фантазии. Динамика раскрытия сокровенных значений символов, а также все процессы трансформации и эволюции, происходящие в человеке, природе и Вселенной, очень интересно и красиво прослеживаются в мифах, сказках, легендах.
3.2 Символ – хранитель тайны
Мудрецы древности учили, что каждый символ становится хранителем не только той актуальной для нас части Истины, которую мы в состоянии постичь на том или ином этапе своей жизни в зависимости от наших способностей, стремлений и духовных поисков. Он также охраняет ту таинственную, сокровенную часть великой Мудрости, которая останется для нас вечной загадкой, ибо, чем более мы будем пытаться ее разоблачить, тем более она будет скрываться, преподавая нам очень полезный урок: чем больше мы познаем, тем больше расширяется круг Непознанного. Чем больше мы знаем, тем сильнее осознаем, сколько осталось еще неведомого, чего мы недостойны и пока не в состоянии понять. Таким образом, каждый символ является хранителем Тайны, за которой скрывается еще одна Тайна, и еще одна. и так до бесконечности. Символ сохраняет жизненность только до тех пор, пока он чреват значением. Символ теряет свою магическую силу, как только осознается его разложимость. Поэтому действенный символ должен обладать свойством неприкосновенности. Он должен быть наилучшим из всех возможных выражений для данного миросозерцания, который по смыслу, безусловно, не может быть превзойден; кроме того, он должен быть столь далек от постижения, чтобы критический интеллект не имел никаких путей к его действительному разложению; и, наконец, его эстетическая форма должна столь убедительно действовать на чувство, чтобы против него не поднимались и аргументы чувства.
3.3 Резонанс символа
Если бы многозначность символа была его единственным свойством, его можно было бы назвать лишь содержательно богатым обозначением. При каждой встрече хранителя Тайны с тем, для кого эта Тайна хранится, происходит сильная взаимная реакция. Понимает или не понимает человек сокровенное содержание символа, кажется ли ему его внешняя форма странной и далекой, символ всегда может воздействовать на человека и сыграть в его жизни роль Учителя и наставника, при условии, если человек искренне нуждается в этом и не остается к нему равнодушным. Чтобы увидеть, как символ "оживает", нужно "ожить" самому. В момент истинной встречи человека и символа в душе человека наряду со смутными предчувствиями, далекими от конкретного понимания, происходит глобальная встряска, настоящее потрясение, не объяснимое никакими словами. Еще ничего не осознавая и не желая, человек более бессознательно, нежели сознательно начинает реагировать на символ. В его душе символ находит отклик, вступает с ней в резонанс. Никогда не бывает так, что сначала мы понимаем сокровенное содержание символа, а потом происходит все остальное; совсем наоборот. Мы начинаем осознавать, что символ стал для нас вызовом, подталкивающим к переосмыслению многого из того, что мы до сих пор понимали, чувствовали и знали, что многое внутри нас начинает меняться и что благодаря этому даже сама наша жизнь становится другой. Так начинается длительный путь трансформации души, которую вызывает и к которой подталкивает символ. А сам он становится зеркалом этого пути, всех его этапов, испытаний, сомнений и откровений. После истинной встречи с символом ничто не может оставаться таким, каким было раньше, да и сам человек уже не тот. На самом деле работать с определенным символом всегда означает вызывать на себя соответствующие испытания Судьбы, когда от нашей реакции и усвоенных нами уроков будет зависеть, пройдем мы их или нет. Это так просто.
3.4 Символ – проявление священного
Испокон веков человек испытывает глубокую, исконную, неугасимую тягу к священному, к тому, что могло бы стать для него святыней. Для людей, обладающих религиозным опытом, вся Природа способна проявляться как космическое священное пространство. Космос, во всей его полноте, предстает как иерофания. Какие-то особые места, качественно отличные от других: родной пейзаж, место, где родилась первая любовь, улица или квартал первого иностранного города, увиденного в юности, сохраняют даже для человека искренне нерелигиозного особое качество – быть "единственными". Это – "святые места" его личной вселенной, как если бы это нерелигиозное существо открыло для себя иную реальность, отличную от той, в которой проходит его обыденное существование". Можно сказать, что каждый символ является не только хранителем Тайны, но также и хранителем святынь. Любое событие, предмет, явление могут стать символами именно тогда, когда они становятся для нас носителями священных, уникальных и неповторимых состояний, событий, моментов общения, взаимодействия и познания. Получается, что символ на самом деле живой – он становится формой, оживленной силой Священного. Благодаря постоянному присутствию символа сила Священного, заключенная в нем, вновь подтверждая таким образом свою любовь, дружбу, узы гостеприимства или долга чести. Для древних греков символ всегда был знаком узнавания, благодаря ему родители могли узнать своих детей, с которыми были разлучены. Символ разлучает и вновь объединяет. Он содержит в себе одновременно две идеи: разлуки и новой встречи. Он напоминает о единстве, которое было потеряно и которое вновь может быть возобновлено".
Результаты человеческой деятельности могут нести в себе самый различный уровень отношений человека с окружающим миром – от высокой до маргинальной культуры, поэтому в противопоставлении природы и культуры в качестве культуры принимаются не только любые явления, называемые "второй природой, но и рассматриваются ценности, нормы и идеалы, относящие эти явления к какому-либо определенному уровню культура.
Для человека культура является не только средой, в которой он формируется и живет, но и полем деятельности. Для общества же культура выступает и как цель его существования, и как средство. В отношении природы культура выступает способом человеческого воздействия на нее.
Библиографический список
1. Гуревич, П.С. Культурология: учеб. пособие/ П.С. Гуревич. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство "Омега-Л", 2012. – 447 с. – (Университетский учебник).
. Гуревич, П.С. Культурология: учебник для студ. вузов/ П.С. Гуревич. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: КноРус, 2011. – 448 с.
. Культурология. История мировой культуры: учебник/ под ред. А.М. Марковой. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 574 с.
. Культурология. История мировой культуры: учебник/ под ред. А.М. Марковой. 3 – е изд. перераб. и доп. – М., 2007. – 519 с. Гриф МО.
. Культурология: учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – 566 с.
Сноски
1.Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 111
2.Гуревич, П.С. Культурология. – М.: Издательство "Омега-Л", 2012. – С.170
.Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 117
.Культурология: Учебник / Под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 119
.Культурология: Учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007. – С. 121
.Гуревич, П.С. Культурология. – М.: КноРус, 2011. – С. 261.