- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 499,2 Кб
Идеология конфуцианства
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Брянский государственный университет
им. академика И.Г. Петровского Аналитическая записка «Идеология конфуцианства» Выполнил студент: Юридического факультета Атаманенко Евгений Олегович Брянск 2014 СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Конфуций: история жизни. Предпосылки возникновения конфуцианства. Конфуцианство как этико-политическое и религиозно-философское учение. Суть конфуцианства. Учение о человеке. Учение об обществе. Учение о государстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ
В данной аналитической записке исследуется актуальность темы «Идеология Конфуцианства». Конфуцианство – многоаспектное учение. Основателем учения является – Конфуций (551 – 479 до н.э.). Он выдвинул идею сплочения членов семьи, коллектива, объединения государства и народа. На протяжении многих эпох китайские правители руководствовались принципом единения государства и народа. Этот принцип лёг в основу современной политики Китая. Современные китайские политологи, во многом опираются на идеи конфуцианских мыслителей. Заложенные в конфуцианстве нормы всегда являлись основным стержнем общественного и государственного устройства КНР. Научная разработанность темы. Учение Конфуция получило широкое распространение и приобрело множество последователей. Они занимались поиском решений создания гармоничного общества, опираясь на принципы древнего конфуцианства и развивая конфуцианские идеи. С древности до настоящего времени в истории Китая можно выделить следующих известных деятелей конфуцианства: Мэн-цзы (372 – 289 до н.э.), Сюнь-цзы (313 – 238 до н.э.), Дун Чжуншу (179 -104 до н.э.), Хань Юй (768 – 824), Чжу Си (1130 – 1200), Ван Янмин (1472 -1529), Кан Ювэй (1859 – 1927) и др. Конфуцианское учение прослеживается в трудах таких ученых, как Лян Шумин (1893 – 1988), Сюн Шили (1885 – 1968), Чжан Дэйнянь (1909 – 2004), Фэн Юлань (1895 – 1990), Чжан Цзюньли (1887 – 1969), Тан Цзюньи (1909 – 1978), Моу Цзунсань (1909 – 1995), Сюй Фугунь (1903 – 1982), Фан Дунмэй (1899 – 1977), Хэ Лин (1902 – 1992) и др. Исследованию конфуцианского учения посвящают свои труды многие западные учёные. Среди них следует выделить работы Мэри Эвелин Такер, Джона Бертрона, Джонзефа Р. Левенсона, М. Вебера, Бендтамина Шварца, Теодора Бари и др. Особый интерес представляют работы советских и российских учёных: A.C. Панарина, А.П. Девятова, Л.С. Переломова, И.И. Семененко, В.В. Малявина, A.B. Аллаберта, В.М. Алексеева, Л.П. Делюсина, А.И. Кобзева, Н.И. Конрада и др. Они рассматривают в историческом аспекте роль и место конфуцианства в современном Китае. Значимость заключается в анализе современных исследований конфуцианской идеологии. Целью исследования является определение влияния конфуцианского учения на политическую жизнь современного Китая.
Задачи: 1) определить основные этапы развития и основополагающие принципы идеологии конфуцианства;2) показать основные направления изучения конфуцианства в мире;3) исследовать процесс развития современного Китая на основе конфуцианских традиций; 4) выявить влияние теории конфуцианства на политико-правовую жизнь современного Китая;
Объектом исследования является политика жизни современного Китая.
Предметом исследования является влияние конфуцианского учения на политико-правовую жизнь современного Китая. Применение исторического метода позволило рассмотреть историческое развитие конфуцианского учения и его влияние на китайское общество на разных исторических этапах.
Теоретическое и практическое значение. Проведение исследования конфуцианства и его влияния на политико-правовую жизнь современного Китая позволяет глубже понять пути развития китайского общества.
Структура исследования. Аналитическая записка состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Методологическую базу составили общенаучные и специальные политологические методы, среди которых был использован системный метод, который позволил упорядочить и систематизировать роль конфуцианства в политике современного китайского руководства. Функциональный метод был использован для изучения взаимодействия элементов политики КНР с опорой на конфуцианское учение.
I. Конфуций: история жизни
конфуцианский жэнь мировоззрение
Конфуций – китайский мудрец. Родился 22. 09. 551 г. в пещере на склоне грязевой горы в уезде Чанпин на востоке Китая в княжестве Лу. Семья принадлежала к старинному аристократическому роду, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция Шулян Хе правил в Лу уездом Цзоу, ко времени рождения мудреца ему было 70 лет. В три года Конфуций остался без отца, а в17 лет без матери. В семье к тому времени было девять дочерей и мальчик калека.Имя, данное при рождени, у него было Кун Цю. Стараниями его поклонников имя Кун Цю мало-помалу сменилось почетным прозвищем Кун Фу-цзы, что означает Почтенный учитель Кун. Много веков спустя миссионеры-иезуиты приехавшие в Китай и там ознакомившиеся с его учением сделали китайского мудреца достоянием и европейской культуры латинизировав его имя – Конфуций. О том, как выглядел Конфуций, можно судить косвенно. Некогда мудрец пришел в царство Чжен. Один тамошний житель посмотрел на него и сказал: «Головой он походит на Яо, шеей напоминает Гао-яо, плечи вроде как у сановника Цзы-чаня, только вот от пояса книзу недостает до Яо трех вершков». Известно, что у Яо был лик дракона; про мудрого судью мифических времен Гао-яо известно, что у него был лошадиный рот или по другим источникам, птичий клюв, лицо у него было цвета тыквы с ободранной корки. Касательно роста Конфуция то в нем было около 1 м 90 см.
В жизни Конфуций неизменно воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые размышления; не был категоричен в своих суждениях; не проявлял упрямства; не думал о себе лично.Как Пифагор и Сократ, Конфуций учил изустно и не оставил нам не строчки. Все известное нам – это записи его учеников: «Шицзин («Книга песен») и «Луньюй» («Беседы и высказывания»).
Учеников у него было 3000, 72 из них – особенно близкие, 12- были с ним безотлучно. Со своих слушателей Конфуций брал скромную плату, а впоследствии стал жить на средства нескольких богатых учеников, предоставивших ему помещение для «школы». В 479 году он прервал свои занятия, чувствуя приближение конца. В беседах с учеником Цзы Кунгом он, однако, все время возвращался к древним временам. Он снова и снова сетовал на то, что «не нашлось ни одного правителя, который захотел бы стать его учеником». Под конец он воскликнул: «Кто после моей смерти возьмет на себя труд продолжить моё учение?». Это были его последние слова.
Ученики похоронили своего учителя там, где он сам незадолго до смерти выбрал место для своей могилы: на берегу небольшой речки, под сенью благородных кипарисов. На пьедестале памятника Конфуцию – в главном здании храма и пантеона Конфуция, занимающем более 20 гектаров,- имеется следующая надпись: «Самый святой, одаренный даром предвидения мудрец Конфуций – место успокоения его духа».
. Предпосылки возникновения конфуцианства
Конфуцианство – одно из ведущих идейных течений в древнем Китае. В ряде публикаций дается «компромиссное» определение конфуцианства одновременно как религии и как этико-политического учения.
Кун – Цзы ( Конфуций ) – создатель нравственно-религиозного учения – оставил глубочайший след в развитии духовной культуры Китая, во всех сферах его общественной жизни – политической, экономической, социальной, моральной, в искусстве и религии. Крупнейший ученый своего времени, он одним из первых заинтересовался человеческой сущностью, смыслом человеческой жизни, истоками человеческих стремлений и желаний. Пытаясь их объяснить он, руководствуясь собственным опытом, предложил ряд интереснейших идей. Вся жизнь Конфуция прошла в поисках того главного, ради чего и живет человек. Конфуций жил в эпоху великих социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии глубокого экономического кризиса. Власть чжоуского правителя ослабла, хотя он еще считался сыном Неба и сохранял функции первосвященника. Разрушались патриархально-родовые нравы и принципы функционирования общества, в межусобной войне гибла родовая аристократия. На смену ей приходила принципиально новая, централизованная власть правителей отдельных царств, которые опирались на административно-бюрократический аппарат (формировался за счет незнатного чиновничества). Все это вызвало критику со стороны сторонников древности (старых устоев). Они предлагали новые идеи, которые можно было бы противопоставить социальному и политическому хаосу, а также аморальности и враждебности. Однако, для того, чтобы отрицание существующего состояния вещей приобрело моральное право на существование и необходимую социальную силу, оно должно было опираться на высокий авторитет. Такой авторитет Конфуций нашел в полулегендарных образцах и идеалах глубокой древности. Например, такое утверждение, что когда-то, давным-давно, правители были мудрыми, чиновники – бескорыстными и преданными, а народ благоденствовал, стало после смерти Конфуция основным импульсом общественной жизни Китая. Критикуя свою эпоху и высоко ценя прошлые столетия, Конфуций на основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека – Цзюн-цзы. Как мы видим, конфуцианство возникло и существовало сначала не как религия, а как философско-этическая система, которая, правда, включала в себя отдельные религиозные положения. Лишь в первых столетиях нашей эры конфуцианство становиться действительно религией, создает свою догматику, толкование, превращается в жестокую систему религиозных требований, обязательных для всех.
III. Суть конфуцианства
Основная задача Конфуция – гармонизировать жизнь государства, общества, семьи, человека. В центре внимания конфуцианства взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций не доволен существующим, однако его идеалы не в будущем, а в прошлом. Человек обращен лицом к прошлому, к будущему же повернут спиною. Древность постоянно присутствует в настоящем. Будущее не привлекает слишком большого внимания – ведь время движется по кругу; и все возвращается к своему истоку. Кульминация конфуцианского культа прошлого – «исправление имен» («чжэн мин»). Конфуций признавал, что «все течет» и что «время бежит, не останавливаясь». Поэтому конфуцианское «исправление имен» означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Конфуций учил, что государь должен быть государем, сановник – сановником, отец – отцом и сын – сыном не по имени, а реально, на самом деле. Идеализируя древность, Конфуций рационализирует учение о нравственности – конфуцианскую этику. Она опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина», «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» – дао. В своем учении Конфуций основывался на традиционных китайских взглядах на устройство мира. По представлениям древних китайцев, человек возникает после того, как изначальный эфир (или пневма, «ци» ) делится на 2 начала: Инь и Ян, Свет и Тьму. Своим появлением он как бы призван преодолеть эту расколотость мира, ибо объединяет в себе темное и светлое, мужское и женское, активное и пассивное, твердость и мягкость, покой и движение.
IV. Учение о человеке
Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве. Первое и главное во всех трех учениях – само Учение о человеке. Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми вывел закономерность о том , что нравы в обществе со временем падают . Разбил людей на три группы :
) Распущенные 2)Сдержанные3)Глупцы
Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность – вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность – вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основных стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы по мнению Конфуция определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: « Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому. Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:
) Цзюнь-цзы (благородный муж) – занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.
) Жэнь – обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь .
) Сло Жэнь ( ничтожный человек ) – в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.
Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает прежде всего, о девяти вещах – о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить о последствиях своего гнева, о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы ? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования , в результате которого и возникает этически полноценное общество . Еще один вариант перевода – «человечность» . Благородный человек всегда правдив , не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица». Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам. «Вэнь» – «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность – одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» – оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество , включающее в себя одних «вэнь» – прогресса не будет и в этом случае . По мнению Конфуция , человек должен сочетать в себе естественные страсти ( т.е. природные качества ) и приобретенную ученость . Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность. Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах. «Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ». Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив». “Благородный муж стремится к справедливости, поэтому он не может следовать тун. Маленький человек стремится к выгоде , поэтому он не может следовать хэ. Обладатель хэ – человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун – человек, обуреваемый льстивыми намерениями. Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие. Хэ – важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ , он приобретал все то , что не могли дать ему вэнь и жэнь : самостоятельность мышления , активность и т. д. Именно это превращало его в важную , неотъемлемую часть теории управления государством. В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.
Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао – одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: « Дао – есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавании и измерений, нечто единственно правое и истинное … Оно – самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка …Небесный станок, лепящий формы … Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей. Таким образом, Дао – предел человеческих стремлений, но достичь его дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать “установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал , что человек – центр всего его учения.
V. Учение об обществе
Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал , какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников – братьев , родителей. Более того, он понимал , что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство. Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию. Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал , что каждый член общества обязан стремиться к знанию , прежде всего собственной страны . Знание – атрибут здорового общества. Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок “ли” (в переводе с китайского – правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. “Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли – жэнь .” Благодаря “ли” Конфуцию удалось связать воедино общество и государство , соединив две важные части своего учения. Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной проповедческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности . В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества. В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе. Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы: 1) Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества , особенно развития знаний об окружающем мире , и дополняет его . 2) Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.3) Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал , что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества , так и для всей планеты в целом.4) Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.
VI. Учение о государстве
Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством. Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции. Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.
Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, – Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».
К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.
Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция за данности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в “идеальном” прошлом. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:
) Управляющие 2) Управляемые
Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве . Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие – отцы народа. Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:1) Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.2) Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы .
) Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества. 4) Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.
Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к ращению различных проблем. Выделяя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства – доверие народа. Власть, которой не доверяет народ , обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ «Человечество – одна большая семья, в которой должна царить гармония», – говорит конфуцианское учение. Не согласиться с этим – значит смириться со всеми разрушительными тенденциями, которые наблюдаются в мире. Путь воздействия конфуцианского учения на современный мир, возможно, является одним из самых верных путей выхода из сложившейся ситуации для всех. На протяжении многих эпох конфуцианское учение проходило циклы упадка и процветания. Истины учения обеспечили ему главенство в сознании китайского народа. В настоящее время признается важность конфуцианских традиций в жизни китайского общества. В ходе исследования было выяснено, что конфуцианство играет в современной практической жизни роль регулятора, обеспечивает стабильность развития китайского общества. Китайский лозунг (гу вэй цзинь юн) – «древность на службу современности», сформулированный ещё в Древнем Китае, демонстрирует преданность традициям. Именно конфуцианство является не только корнем китайской культуры, но и политическим компасом. Основные выводы и рекомендации заключаются в следующем: . Китай стал великой мировой державой, его развитие и роль нельзя не замечать. Успешное экономическое развитие восточноазиатских стран обнаружило преимущества восточной культуры, основу которой составляет конфуцианское учение. . Современный опыт взаимодействия восточных и западных цивилизаций, различное понимание ими сущности человека, его свобод и обязанностей, соотношения личных и общественных интересов воплотились в китайской общественной жизни, благодаря конфуцианству. . Проведенный анализ конфуцианства и его влияния на политический процесс современного Китая позволяет сказать, что передача управления государством новым руководителям осуществляется с учётом морально-нравственных качеств компетентных преемников, кандидатуры которых рассматриваются и утверждаются коллегиально. Приоритетами политики являются человеколюбие, гуманность, служение народу; иерархия государственной власти строится по принципу «государство-семья», во главе которой стоит отец – правитель. Все уровни власти в Китае направлены на достижение общей цели, которая выражается в конфуцианской парадигме «сяо кан» («среднезажиточное общество»). . Приоритетом общественной политики китайского государства и общества является развитие образования. Традиционная тяга к учению и уважение к учителю почерпнуты из конфуцианской доктрины, целью которой является – духовное саморазвитие. . В современных условиях конфуцианство может стать своеобразным лекарством для всего человечества, так как в мировом сообществе назрели противоречия. Китай поддерживает мирные отношения со всеми странами, соблюдая такие конфуцианские ценности как: трудолюбие, терпение, бережливость, общественный долг, коллективизм. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что влияние конфуцианства на политико-правовое развитие Китая носит многоаспектный характер. Конфуцианская идеология, не несет в себе агрессию против других стран. Она основана на человеческом гуманизме. Конфуцианство учит, что неравенство в обществе, не сулит ничего хорошего как для людей разных слоев, так и для всей планеты в целом. Страны и народы должны задумываться о взаимной выгоде, а не о создании ситуации, при которой один выигрывает за счет проигрыша другого. Только совместными усилиями человечество способно решать глобальные проблемы, именно такой путь приведёт человеческое сообщество к всеобщему процветанию. Этому учил в древности Конфуций и продолжает учить. Чтобы глубже понять политическую направленность и специфику китайского общества, необходимо изучение конфуцианства, которое является движущей силой для китайского народа на протяжении столь длительного времени. Конфуцианская идеология оказывает благоприятное влияние на будущее развитие всего мирового социума. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Аллаберт А. В. Место конфуцианства в модернизации Китая. М. РАН. ИДВ. 2008. -228 с. . Алексеев В.М. Китайская литература. М. 2008. . Борох Л.Н. Конфуцианство и европейская мысль. М. 2001. . Го Циюн. Дух китайского конфуцианства. М. 2009. . Го Циюн. Исследование конфуцианской культуры. М. 2007.463 с. . Мартынов А. Классическое конфуцианство. Том № 2. СПб. 2000. . Малявин В.В. Конфуций. 4-е изд. М. Молодая гвардия, 2010. – 357 с.
8. Переломов Л.С. «Конфуций: жизнь, учение, судьба». М. -2009.
ПРИЛОЖЕНИЕ
四書五經 – Конфуцианский канон
四書 | Сы Шу | Четырёхкнижие | 五經 | У Цзин | Пять канонов | |||||
大學 | Да-Сюэ | Великое Учение | 易經 | И-Цзин | Книга Перемен | |||||
論語 | Лунь Юй | Беседы и суждения | 詩經 | Ши-Цзин | Книга Песен | Чжун-Юн | Учение о середине | 禮記 | Ли-Цли | Книга Обрядов |
孟子 | Мэн-Цзы |
| 書經 | Шу-Цзин | Книга Истории | |||||
|
|
| 春秋 | Чунь-Цю | Вёсны-Осени |
Таблица. Три аспекта жэнь
ЦЕЛЬ | Жэнь – это цель; идеальный человек, который в «Беседах…» (собрании высказываний Конфуция) определен понятиями «сверхчеловек» и «интеллектуал». Понятие жэнь обозначает то идеальное состояние, в котором человек способен полностью реализовать себя и достичь нравственного совершенства. |
ПРОЦЕСС | Жэнь – это процесс достижения цели, воспитания идеального человека. Составными частями этого процесса являются самоосмысление, самовоспитание и ответственность за свои поступки. |
ОСНОВАНИЕ | Жэнь – это подлинная природа каждого человека. По учению Конфуция, изначально эта природа неиспорчена. |
Взгляды раннего конфуцианства на мир:
ПОДЛИННАЯ ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА | Жэнь («подлинная природа человека») – основное и изначально доброе свойство человека. Оно служит источником и основанием всех добродетелей и обрядов. |
ТРЕБОВАНИЕ НЕБЕС | Жэнь – это требование Небес. В обычном понимании фраза «требование Небес» подразумевает существование антропоморфного божества, предъявляющего нравственные требования. Тем не менее в конфуцианстве все иначе: «требование Небес» – это закон природы или нравственный порядок, присущий всему. |
ОСНОВА ГАРМОНИИ | В основании гармоничной жизни должны лежать осознание человеком своего жэнь и его реализация. |
Таблица. Конфуцианское мировоззрение
БОГ | До Конфуция о Боге говорили как о личности и называли Его Ди или Шан Ди. Однако Конфуций употреблял применительно к Высшей реальности понятие Тянь, имеющее менее личное значение, – Небо<http://www.bibleist.ru/biblio.php?q=002/023&f=07.html>. |
ПОВЕЛЕНИЕ НЕБА | Природе присущ внутренний нравственный порядок. Для того чтобы в обществе была гармония, человечество должно стремиться придерживаться этого нравственного порядка. |
ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОНФУЦИАНСТВА | Напоминать о присущей человеку природной доброте и искать пути ее реализации. |
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА | Считается, что природа человека неиспорчена, а в потенциале – совершенна. Зло возникает только тогда, когда мы вынуждены поступать плохо или позволяем своему разуму поддаваться дурным влияниям. |
СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ДОБРОГО НАЧАЛА | Реализовать заложенное в нас добро мы можем посредством обучения, самоосмысления, самовоспитания, а также соблюдая принятые культурные нормы. |
МИР | Небесное блаженство в христианском понимании не является задачей конфуцианства. Небо – это только основа творческой деятельности, которая проявляется в каждой детали мироздания. Иногда к Небу прилагаются личностные качества, но в остальных случаях они рассматриваются как творческая нравственная сила. |
НЕБО | Мир рассматривается как место, где каждый должен совершать добрые дела, любить других людей и усердно трудиться, возделывая землю. Человек, реализовавший свою доброту, становится «сотрудником» Неба. Он может наделять добром других людей и вещи. Такой человек осознает гармонию, которая, как считается, существует между человечеством и природой. |