- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 14,14 Кб
Иерусалимский Храм
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Иерусалимский Храм»
Содержание
Введение
Святая Святых
Ковчег Завета
Колыбель мира
Чудо на горе
В поисках святыни
Список литературы
Введение
лет назад здесь стояло огромное величественное здание. Иерусалимский храм. Дом Господень. Считалось, что в его Святая Святых невидимо пребывает Дух Божий. В святилище хранился один из самых загадочных сакральных объектов мира, Ковчег Завета, а в нём – две тяжелые каменные скрижали с десятью заповедями. Любого приблизившего к Святая Святых, кроме первосвященника, ждала немедленная и неотвратимая смерть.
Чем же был так опасен этот Таинственный ковчег?
После 500 лет существование Храм был разрушен завоевателями 6-го ава. Новый храм, выстроенный на прежнем месте, был уничтожен в тот самый день, несколько веков спустя.
Совпадение ли это?
Что за богослужения велись в иерусалимском святилище?
Какие секреты хранит и поныне иерусалимская Храмовая гора?
Много загадок в священной книге.
Святая Святых
Если бы стены умели говорить, о чём они бы поведали бы людям? За этот холм были пролиты реки крови. Его считают самым святым местом на земле. Это Храмовая гора. Здесь берут своё начало три великие религии человечества. 1300 лет тому назад, когда ислам впервые вступил в этот город, на холме было выстроено великолепное святилище. Но когда-то, очень давно, здесь стояло другое здание. На заре христианской эры здесь возвышался Иерусалимский Храм. Построенный Иродом Великим, Храм был главным зданием города. Не было в древнем мире здания, способного соперничать с Храмом. В выстроенном царем Иродом храме молились Иоанн Креститель и Иисус. Храмовой культ был окутан тайной.
Тора (Пятикнижие Моисеево) – это генеральный план развитие мира. В соответствии с Торой Всевышний устроил мир таким. Какой он есть. И если мы оглянемся вокруг, мы увидим, как воплотился Божий замысел. Центром мира, согласно этой идее, был иерусалимский Храм. Его богослужения считались сакральными таинствами.
Внутренние покои Храма носили название Святая Святых, и там, как считалось, Пребывал Дух Господень. В Святая Святых мог войти только первосвященник, остальных же за осквернение покоя святыни ждала смерть. Говорили, что ослушавшихся покарают сами небеса. Это было опасно. Чтобы прикоснуться к святости, нужно обладать огромной силой и знанием. Мы же не входим просто так в атомный реактор.
Святая Святых была недоступна простым смертным. Только раз в году, в самый святой день еврейского календаря, в День Искупления, Йом Кипур, первосвященник молился в Святая Святых о спасение народа. Остальным туда нельзя. В День Искупление первосвященник просил прощение за все грехи своего народа за весь год. По древнему иудейскому обычаю, чресла первосвященника перевязывали пурпурной нитью и длинным и золотым шнуром. Он входил во внутрь, помолившись и очистив свою душу от скверны. Он был один, кадил и произносил вслух таинственное имя Божие, то самое «неизъяснимое имя», что первым узнал от самого Бога Моисей. Это имя известно только избранным, первосвященникам. Имя это состоит из 72-х букв, и если ты знаешь все эти буквы и знаешь, как произносить имя, ты обладатель огромной силой, ибо Сила Божия, как известно, воплощается через Слово. Мы знаем, какой силой обладают слова. Словом можно убить.
Господь сотворил мир Словом. Он говорил, и сотворил мир. Поэтому Имя Его – высшая сила. Много часов подряд огромная толпа ожидала окончания молитвы первосвященника.
Простит ли им господь прегрешения?
Или не сойдёт на них благословение Божие?
Не даст ли Бог какого-то знамения?
Рассказывается, что в Храме была некая окрашенная пурпуром нить. Если молитва первосвященника принималась небесами, эта нить из пурпурной становилась белой. Это значило, что всевышний прощает Своему народу грехи. Можно было с радостью и легким сердцем начинать новый год. Если же нить оставалась пурпурной, это значило, что молитва отвергнута и за это первосвященник расплачивался собственной жизнью. За золотой шнур его тело вытаскивали из Святая Святых.
Рассказывая о таинственных культах иродова храма в Иерусалиме, стоит вспомнить, что он был далеко не первым святилищем Храмовой горы. Это было уже третье подобное здание на том же самом месте. В предыдущем проводились ещё более странные ритуалы. Он был построен царем Соломоном за тысячу лет до того. От Соломонова Храма не осталось сегодня практически ничего. Зато Библия описывает его достаточно подробно. «Храм, который построил царь Господу, длиною был в 60 локтей, шириною в 20, и вышиной в 30 локтей». Храмовое пространство состояло из трёх помещений: притвора. Центрального зала 11-метровой длины и давира. Святая Святых темного куба без окон, площадью в 11кв.м. Как считалось, размеры помещения заданы небесными пропорциями. Храм был богато украшен разного рода символами, по большей части, глубокомысленными.
Главным храмовым залом, разумеется, была Святая Святых. Строилось здание из местного обтесанного камня, затем было обшито кедровым деревом и обложено золотом.
Но почему же Святая Святых считалась таким опасным местом?
В Библии говорится, что причиной был хранящийся внутри предмет деревянная коробка, обитая золотом, а на ней два позолоченных херувима. Ковчег Завета, таивший себе могущество. Многие верят, что ковчег цел и поныне, и заключенные в нём мощные силы всё ещё ждут своего часа.
Ковчег Завета
Ковчег завета, Таивший в себе могущество. Многие верят, что ковчег цел и поныне, и заключенные в нём силы всё ещё ждут своего часа. В дальнейшем мы узнаем, как Сыны Израилевы строили ковчег, и что случилось потом с этим таинственным и опасным предметом.
Рассказывая о ковчеге, следует начать с исхода евреев из Египта. Прежде чем занять своё место в Святая Святых в Иерусалиме, этот таинственный ковчег долго скитался и переходил из рук в руки. Когда Моисей получил из рук Божьих Скрижали Завета. Господь распорядился выстроить для них хранилище-ковчег: Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его».
Когда работа была закончена, ковчег сразу проявил свои силы. К нему нельзя было прикасаться и даже подходить близко. Почему? Ковчег Завета описан Библией чрезвычайно подробно. Он притягателен, таинственен, в нем таится колоссальная мощь. На крыше его было два херувима. Сегодня это вызывает непонимание.
Ну, подумаешь, херувимы. Мы воспринимаем херувимов как пухленьких крылатых ангелочков. Но херувимы на крышке ковчега были совсем другими. Но херувимы на крышке ковчега были совсем другими. Это были две довольно страшные, почти демонические фигуры расположенные друг на против друга и глядящие глаза в глаза.
По апокрифическим источникам, описывающим ковчег, мы знаем, что в пространстве между херувимами носились какие-то искры, стояло некое облачко из огня и дыма. Разумного объяснения этим силам ученые до сих пор не нашли, но ковчег по-прежнему кажется нам могучим и опасным. Сыны Израилевы хранили его в скинии Завета, переносном шатре, и его 40 лет носили его за собой по пустыне.
Кроме ковчега, в скинии хранилось ещё 3 предмета: посох Моисея, разделивший воды Красного моря, посох Аарона, избранного первосвященником, и сосуд, где хранилась манна небесная. Манной Господь питал Свой народ в его 40 – летних странствиях.
По утрам, просыпаясь, люди находили эту манну на земле. Господь велел Моисею собрать манну в сосуд и поместить это сосуд рядом с ковчегом, на веки вечные. Несмотря на то, что недостатка в пропитании евреи не испытывали, они не спешили благодарить Бога за заботу. Манны им было мало. С вожделением они вспоминали, как богата и разнообразна была их еда в Египте. И стали обнаруживать прихоти сыны Израилевы, сидели и плакали и говорили: кто накормит нас мясом?
Сегодня мы тоже питаемся мясом животных, но подходим к вопросу бездумно. У храмовых же обрядов был совсем другой смысл. В жертву Богу приносилась жизнь, и люди это понимали. Сегодня мы просто берём с прилавка аккуратно упакованное мясо, и всё. В древности жертвоприношения были неотъемлемой частью религиозной жизни. Но и ветхозаветные пророки часто критиковали этот обряд. К чему мне множество жертв ваших? Я пресыщен всесожжениями овнов, и крови тельцов, и агнцев и козлов ваших не хочу.
Любезны или противны были Всевышнему жертвоприношения? Считается, что в тот момент, когда люди достигнут нравственного совершенства, не будет больше нужды в жертвоприношениях. В 1-й главе книги Исаии говорится, что богу все это не нужно.
Согласно традиции, когда Господь простит народ и вернет его в Сион в благодарственную жертву будет принесен хлеб всесожжения, а не животное. И тогда мы вернемся к вегетарианскому меню, фигурирующему в книге Бытия. Разумеется, поедать убоину и питаться травами – это совершенно разные вещи. Тем не менее, жертвоприношения становятся главным образом иудейской веры особенно в эпоху существования Иерусалимского Храма. Особым образом возносилась утренняя жертва и жертва вечерняя и жертва мирная и жертва искупительная и т.д. Каких там только не было.
Ещё одну традицию подарило Храму поколение пустыни: облачение первосвященника, четырехугольный наперсник, ефорд сделанный из золота и украшенный дюжиной драгоценных камней с вырезанными в них буквами. По нему предсказывали будущее. Считалось, что чудесную силу придает ефоду Имя Божие вышитое на обратной стороне наперсника. Скрытое от посторонних глаз, имя это, тем не менее, было там и распространяло свою мощь на ефод и на его носителя. Первосвященник задавал вопрос от имени Синедриона или по просьбе царя, когда нужно было что-то выяснить. Например, выступать ли на войну? В ответ камни эфода загорались и по вырезанным на них буквам первосвященник должен был прочесть и истолковать ответ. Происходило ли все это на самом деле, мы, видно, никогда не узнаем. Сыны Израилевы, достигли, наконец, своей земли, Земли Обетованной. Далее мы расскажем, как молодой царь построил Дом Божий, в том месте, с которого Господь начал творить мир.
Колыбель мира
год нашей эры Сыны Израилевы переходят реку Иордан и расселяются по Ханаану. На всякий случай ковчег Завета помещают в Силоме (Шило). Здесь ему предстоит покоиться целых 200 лет пока второй царь Израиля, Давид, не решит перенести его в новую столицу Иерусалим станет последним пристанищем Ковчега Завета. Он будет помещен на холме, носящем название Мория. Место это освещено традициями многих религий. Здесь Авраам собирался принести в жертву богу своего сына, Исаака. Здесь праотец Иаков увидел ангельскую лестницу на небо. Мусульмане верят, что отсюда поднялся на небо порок Мухаммед. И все эти события произошли вот тут, на камне, называемом краеугольного камнем мироздания.
Последние 1300 лет здесь стоит мечеть Купола над Скалой. Каким же образом это место приобрело такую святость? На иврите этот камень называют камень основания, корень слова связан со значением, пуп земли, центр земли. Этот фундамент мироздания, его краеугольный камень. Это мировая ось «аксис мунди» вокруг которой вертится вселенная.
На средневековых картах Иерусалим всегда изображали в центр, хотя географически этот город очень долек от центра мира. Географически он малоинтересен. Но это только доказывает, какую огромную роль он играл в людском сознании. Ведь этот город был избран самим Создателем, а значит, здесь и находится центр мира на вечные времена. Чести построить дом для Бога удостоился сын царя Давида, Соломон. Я намерен построить дом имени Господа, Бога моего, как сказал Он отцу моему Давиду, говоря «сын твой, которого Я посажу вместо тебя на престоле твоем, он построит дом имени Моему».
Но строительство Храма оказалось непростой задачей. Сыны Израилевы не имели опыта в зодчестве. Царство Соломона поддерживало тесные торговые контакты с Тиром, соседней страной финикийцев, слывших искусными мастерами. Тирский царь Хирам, друживший с Соломоном предложил ему свою помощь в строительстве.
В 967г. До н.э. семилетний труд подходит к концу, и на холме вырастает одно из прекраснейших зданий древности. 10 000 подданных Хирама работали на заготовке кедровой древесины. 80 000 израильтян тесали камень и возводили леса. Храм стал сердцем Иерусалима. Но даже самому царю Соломону, не позволено было войти в давир и приблизиться к ковчегу Завета.
Каждое из 12-ти колен Израилевых платило особую подать на Храм. В стране поборы вызывали недовольство и через некоторое время 10 колен откололись от власти Иерусалима. Единый прежде народ раскололся на два царства: Северное, Израиль, и Южное, Иудею, со столицей в Иерусалиме. Лишившись святилища, Израиль обратился к идолопоклонству.
В 730 г. До н. э. страна эта была уничтожена ассирийцами, и никто больше не видел её жителей. Их стали называть «десятью пропавшими коленами Израилевыми». Но и Южное царство, Иудея, растеряло своё духовное наследие. Древние обычаи были забыты. Народ стал поклоняться чужим богам. Напрасно пророки стращали иерусалимцев карой небесной «Как! Вы крадете, убиваете, прелюбодействуете, клянетесь во лжи и кадите Ваалу….А потом становитесь в доме сем, над котором наречено имя Мое и говорите «мы спасены» чтобы впредь делать все эти мерзости? Не сделался ли вертепом разбойников в глазах ваших, дом сей, над которым наречено имя Мое?» Люди не вняли предостережениям.
В 587 г. До н.э. дрогнул Иерусалим. С севера пришла армия Навуходоносора. Она разорила город и угнала его жителей в плен в Вавилон. Иерусалимский Храм был сожжен дотла. Именно тогда Ковчег Завета бесследно исчез. Произошло это в день 9-го ава.
Чудо на горе
иерусалим храм ковчег завет
Иерусалим и его центр, Храмовая гора, всегда были окружены тайной. В своё время, говорят, здесь произошло множество чудес. Вот уже 2200 лет евреи всего мира отмечают Праздник Огней, Хануку. Корни этой традиции уходят в 167 г. до н.э. Вернувшись из вавилонского плена, сыны Израилевы восстановили Храм. Но теперь Святая Земля находилась под пятой Сирии.
Новая власть навязывала евреям свою веру и обычаи. Армия сирийцев по-хозяйски распоряжалась в Храме. И тогда евреи поднялись на борьбу с ненавистными захватчиками. Когда Храм освободили, оказалось, что внутри все изгажено и осквернено. Не было даже оливкового масла для знаменитого храмового семисвечника меноры. Всего лишь маленький кувшинчик. Его хватало только на один день. Но священники торжественно зажгли светильник и возблагодарили Бога. Чудесным образом масло это горело целых восемь дней. И это скромное чудо стало символом любви Бога к Своему народу. Чудо с горящим маслом очистило Храм от скверны. Но всё-таки святилищу по-прежнему чего-то не хватало.
Уже 300 лет, со времен вавилонского нашествия, Святая Святых была пуста. Наиболее священный для иудаизма предмет, Ковчег Завета, исчез. Споры о его судьбе не утихают до сих пор. В Библии подробно перечислены все храмовые сокровища, унесенные вавилонами и возвращённые в Иерусалим при Кире, в эпоху восстановления Второго Храма. В этом списке нет ковчега Завета. Если бы самая главная, самая святая реликвия иудейского мира была бы похищена или уничтожена нам наверняка об этом рассказали. Но её не упоминают не словом.
Исчезновение ковчега Завета одна их самых главных загадок Библии и неудивительно, что над её разрешением бьются до сих пор. Земля Обетованная с тех пор не раз переходила из рук в руки.
На заре христианской эры сюда пришла очередная новая власть. Римляне заняли Иудею и объявили её своей провинцией. На трон был посажен царь Ирод Великий. Народ не любил этого царя, ставленника Рима, не принимал его и даже сомневался в его еврейском происхождении. Но Ироду хотелось оставить свой след в истории. Он развернул колоссальное строительство по всей стране. Разумеется, он не забыл о Иерусалиме. Здесь ему виделся огромный храмовый комплекс по роскоши превосходящий все доселе построенное. Новый Храм строился точно на месте старого. Начатое в 24 г. до н. э работы продолжались целых 46 лет. На стройке было занято около 10-ти тысяч человек. Что было делать со Святая Святых? Только священники имели доступ туда. Решение Ирода было простым. Тысяча священников была обучена строительным специальностям. Только они занимались отделкой внутренних помещений храма. Чтобы придать Храма достойный вид площадь искусственно расширили. Как и храм Соломона, новое святилище состояло из 3-х частей. Однако его Святая Святых по-прежнему была пуста. Иерусалим был тогда нервным городом, полным проблем. Люди были не единодушны в своём отношении к римской власти. Святилище обрастало неблаговидными людьми, искавшими только наживы. Именно тогда в Иерусалиме оказался молодой назарянин. Потрясенный базарной суетой в самом святом месте на земле, он гневно обращается ко всем, кто оскверняет его благость. «И вошел Иисус в храм божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей». «И говорил им: написано: «Дом Мой домом молитвы наречётся»; а вы сделали его вертепом разбойников».
За 500 лет до этого, в тот же самый день по еврейскому календарю, был разрушен Храм Соломона. Что это – случайное совпадение или знак свыше? Храм был разрушен из-за бессмысленной ненависти, беспричинной вражды между братьями.
В политической жизни этой эпохи мы ясно видим эту ненависть. Евреи воевали между собой по совершенно нелепым причинам. Ненавидели себя и своих соседей. Как сказал один мудрый раввин: «Иерусалимский Храм погиб из-за беспричинной ненависти и только беспричинной любовью мы сможем восстановить его ». Сегодня евреи молятся о Храме возле Западной Стены, Стены Плача. Это единственное, что уцелело от колоссальной иродовой постройки. Но есть и такие, которые жаждут большего. Им нужно нечто более древнее и таинственное, чем камень и дерево.
В поисках святыни
Иерусалимский Храм строился с одной целью: дать кров Ковчегу Завета. Но в 586г. до нашей эры, во время вавилонского нашествия ковчег бесследно исчез. С тех пор никто и никогда его не видел. За столетия было проведено много поисков. Ученые продолжают искать. Но где это делать? Библия не говорит о его судьбе. А раз ничего не написано люди дают волю фантазии. С тех самых пор они пытаются понять, что же произошло с ковчегом. Это остаётся одной из главных тайн Библии.
Из множества выдвинутых за долгие годы теорий особого внимания заслуживает одна, о нечестивом царствии царя Манассии, правившего о страной в канун вавилонского нашествия и установившего в Храме жертвенники языческим богам. И совратил их Манассия до того, что они поступали хуже тех народов, который истребил Господь. И говорил Господь через рабов Своих, пророков, и сказал: за то, что сделал Манассия, царь Иудейский, такие мерзости, я вытру Иерусалим так, как вытирают чашу, вытрут и опрокинут. И словно в наказание за грех идолопоклонства пришли вавилоны, и ковчег исчез… Или всё-таки не исчез?
Любопытную теорию выдвинул писатель Грэхам Хэнкок. Примерно в 650 году до нашей эры, во время правления Манассии, происходит удивительная вещь. В Египте, на острове Элефантина, Возле современного Ассуана, возводится иудейский храм. Но ведь сем было ясно, где должен находиться Храм. Храм только один-единственный, и он находится в Иерусалиме. Там покоится ковчег. И вдруг, как раз в тот момент, когда ковчег пропадает их Храма, евреи строят новый храм в Египте. Молча и величаво стоят руины Элефантины. Может быть, в этом молчании кроется разгадка великой тайны? А вдруг святилище выстроили жрецы, бежавшие от «мерзости Манассии»? Если так, они могли привезти с собой и ковчег. Я предполагаю, что этот храм был выстроен с той же целью, что и Храм Соломона – охранять ковчег Завета. И секта, стерегущая ковчег, просуществовала здесь 200 лет.
В 410 году до нашей эры иудейский храм на Элевантине был разрушен. А ковчег? Хэнкок считает, что он напал на верный след. Согласно его изысканиям, ковчег переправили по Нилу на остров на озере Тана, где он хранился несколько веков, до тех пор, пока не был переправлен в Эфиопию, в Аксум. Здесь он находится и сегодня, под неусыпным оком церкви.
Неужели здесь покоится величайшая реликвия древности? Как и во время Моисея, только один человек имеет к ней доступ. Эфиопские священники называют этого человека «хранителем». Только он один может войти вовнутрь. Удастся ли нам когда-нибудь разгадать эту загадку? В Иерусалиме по-прежнему молятся о восстановлении разрушенного Храма и о возвращении святыни. Есть, однако, и такие, что ищут ковчег вблизи Храмовой горы. В классических комментариях сказано, что ковчег спрятан в толще горы в узком лабиринте подземных пещер и коридоров. Возможно, ковчег все ещё здесь. Рассказывают, что незадолго до разрушения Первого Храма пророк Иеремия спрятал Ковчег вместе с другими реликвиями. Спрятал до тех времен, пока еврейский народ и весь мир.
Вот уже 300 лет легендарный краеугольный камень манит к себе человечество. И, несмотря на пролитую за него кровь, это, прежде всего место, преисполненное великой надежды и великой тайны. Ибо здесь стоял когда-то Дом Божий, Иерусалимский Храм.
Список литературы
1. Брунов Н. И. Очерки по истории архитектуры.- М.: Центрполиграф, 2003
. Всеобщая история архитектуры. Том 8/ Под. Ред. Халпачьяна.- М., 1970.
. Станьякова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры.- М.: Стройиздат, 1984.
. Тора. Исход. Шмот. 25 трума.