- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 35,59 kb
Иисус в Коране
Факультет Востоковедения
<<Иисус в Коране>>
Реферат по предмету „Доисламская
арабская поэзия“ студента 2 курса
кафедры Арабистики
С.С.Хачатуряна
Ереван 2006г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………… 3
СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО. БЛАГОВЕЩЕНИЕ МАРИИ. РОЖДЕНИЕ МЕССИИ…………4
ИСА ибн МАРЬЯМ………………………………………………………………………………6
ВОЗНЕСЕНИЕ………………………………………………………………………………….10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. А. АЛИ-ЗАДЕ “БИБЛИЯ И КОРАН: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ”.
2. Deedat A. “Christ in Islam”.
3. Абу-Китаб Ибн-Сафиф. “Наваждение”.
4. Дидат А. “Мухаммад – естественный преемник Христа”.
5. Хуршид Ахмад. “ИСЛАМ: ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СУЩНОСТЬ”.
6. Вайникайнен. К. “По следам Иисуса Христа”.
7. Донини А. “У истоков Христианства”.
8. Журавский А. В. “Христианство и Ислам. Социокультурные проблемы диалога”
9. Коран (перевод и комментарии Крачковского).
10. Коран (перевод с арабского языка Г. С. Саблукова).
11. Коран (перевод смыслов и комментарий МАГОМЕД-НУРИ ОСМАНОВА).
1. ВВЕДЕНИЕ
Ислам – одна из трёх величайших религий, возникших на суровых и безмолвных просторах ближневосточных пустынь. Сегодня около миллиарда людей во всём мире исповедуют ислам. Название «Ислам» происходит от арабского слова «салам», что в буквальном переводе означает «мир», но имеет ещё дополнительное значение «подчинение». Таким образом более полное название этой религии можно перевести как «абсолютный мир, который наступает, если жизнь человека подчинена Богу». Человек, исповедуюший ислам, называется мусульманином.
Ислам- религия «людей книги», писания, посланного людям через пророков. Коран (от араб. «ал- куран»- «чтение вслух», «назидание»)- священная книга мусульман, запись пророческих откровений, произнесённых Мухаммадом между 610 и 632 гг. Сначала эти откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе, ока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи.
Первые полные тексты откровений появились уже после смерти Пророка в кругу его ближайших сподвижников. Эти сводные тексты отличались друг от друга количеством и порядком записи откровений, написанием отдельных слов. Решение составить общий текст Корана, основанный на существующих записях и свидетельствах людей, слышавших лично откровения Мухаммада, было принято при халифе Усмане между 650 и 656 гг. Этот учитывавший ранее составленные сводные тексты и объявленный официальным список Корана был подготовлен Зайдом ибн Сабитом, выполнявшим при Мухаммаде роль секретаря. Он закрепил сложившуюся к тому времени систему разбивки текста на суры (главы) и аяты (стихи). Суры располагались в порядке уменьшения объёма текста.
Структура Корана в дальнейшем претерпела некоторые изменения. Они были вызваны необходимостью однозначного понимания текста, учитывались также потребности культовой практики, т.е. возможности использования сур Корана в повседневном богослужении. В конце 9 в. в текст Корана были введены огласовки, т.е. специальные знаки, указывающие на «правильное чтение», а для удобства запоминания и декламиции текст был поделён на 30 частей (джус) и 60 отрезков(хизб).
Коран содержит 114 сур разной величины. Первую суру- «Фатиха», что означает «Открываюшая» – обязян знать (на арабском языке) каждый мусульманин. Для последователей ислама она означает примерно то же самое, что для христиан «Отче наш». Большинство сур состоит из фрагментов откровения, часто не связанных тематически и произнесённых в разное время. По месту произнесения суры подразделяются на мекканские (610-622 гг.) и мединские (622-632 гг.).
Самые ранние из сохранившихся списков Корана относятся к рубежу 7- 8 вв. Первоначально Коран был записан на мекканском диалекте арабского языка, и с тех пор, по убеждению ортодоксальных мусульман, только арабский текст Корана может и должен считаться священной книгой.
Коран является основой ислама, ибо устанавливает религиозные обряды, правовые и моральные нормы, жизненный уклад и правила поведения для милионов мусульман. Без знакомства с Кораном невозможно понимание обычаев и традиций, существующих в мире ислама. Вместе с тем понимание самого текста Корана представляет для современного читателя непростую задачу. В ниспосланной Книге (как обычно называют Коран) наряду с ясно изложенными стихами-мухкамат – существуют откровения, смысл которых не поддаётся однозначной интерпретации. Такие стихи называются муташабихат. Их комментированием занимаются наиболее учёные и авторитетные знатоки ислама.
Единственность Аллаха, его вечное существование позволяют сравнивать его не с христианским Богом, а с иудейским. Один из тезисов Корана запрещает поклонение ангелам и пророкам, кроме Мухаммеда. Правда, выделяются четыре ангела как бы высшей категории, одного из которых – Джабраила — называют “святым духом”. Аллаху противостоят Шайтан, или Иблис (Сатана, или Дьявол), и его слуги джины (бывшие племенные боги). Коран содержит ряд библейских сюжетов в несколько искаженном виде. Пророком признается Иисус Христос под именем Исы. Признаются чудеса, творимые Иисусом и связанные с его рождением, а также упоминаемые в некоторых апокрифах: например, как Иисус в детстве оживил вылепленных им из глины птиц. Но хотя в некоторых сурах Корана высказано довольно дружеское отношение к иудеям и христианам (в отличие от язычников, отношение к которым резко враждебное), в целом отношение к иноверцам противоречиво: это позволяет изменять политику в зависимости от момента. Мусульмане чтят также пророка пророков Мухаммеда, который получил Коран от Джабраила вместе со способностью его прочитать. Пророк за одну ночь посетил Иерусалим и вернулся обратно, вознесся на небо и совершил многие другие чудеса. Но главное — каждое свое действие он обосновывал откровениями, полученными от Аллаха в состоянии экстаза или в видениях.
Я не без причины выбрал тему своей исследовательской работы – Иса в Коране. На её выбор повлияли некоторые, немаловажные причины. Раньше для меня ислам был, чем-то таинственным, далёким, загадочным и даже запретным. Сейчас, когда я изучил лишь только малую часть этой культуры и религии, я понял много вещей, которые стали для меня открытием. Я могу с уверенностью сказать, что изучения ислама на меня духовно повлияло и сейчас я понемаю вещи, которые раньше мне казались непостижимыми.
2. СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО. БЛАГОВЕЩЕНИЕ МАРИИ.
РОЖДЕНИЕ МЕССИИ.
Об уникальности Иисуса свидетельствует сам факт его чудесного рождения у пречистой девы Марии[*]. Отец ее Имран (библ. Амрам) пользовался большим уважением среди ученых мужей сынов Израиля, за что и удостоился звания служителя храма. Супруга его была очень богобоязненной женщиной. Но они не имели детей. Утомленная ожиданием, мать Марии обратилась к Господу. И Он внял ее мольбам – она забеременела. После этого она дала обет Всевышнему, что ребенок, который появится на свет по милости Его, будет отдан на служение храму. “Поистине, Господь избрал Адама, Ноя, род Авраама и род Имрана над мирами как потомство одних от других. Воистину, Господь – Слышащий, Знающий. Вот сказала жена Имрана: “Господи! Я обетовала Тебе то, что у меня во чреве. Прими же от меня. Воистину, Ты – Слышащий, Знающий” (Коран, 3:33-35). В период беременности своей супруги Имран умер. Вскоре родилась девочка. Несмотря на то, что служителями храмов могли быть только мужчины, намерение супруги Имрана не изменилось. Девочку назвали Марией. “Я назвала ее Марией и, воистину, с помощью Тебя я удаляю ее и потомство ее от проклятого Сатаны” (Коран, 3:36). Каждый из служителей храма, к которым обратилась мать Марии, желал стать опекуном девочки. Был среди них и Пророк Закария (Захария). Согласно жребию, именно ему выпало быть опекуном Марии. “И с благосклонностью великой взял ее Господь. И взрастил ее прекрасной и чистой. И сделал Закарию попечителем ее” (Коран, 3:37). Пророк Закария поместил девочку в алтаре храма, постоянно опекая ее, чтобы не знала она ни в чем нужды. Тогда он стал замечать, что у Марии появляется пища, которой он сам не приносил. “И всякий раз, как Закария заходил к ней в алтарь, он находил пред ней еду. И сказал он: “Мария! Откуда у тебя это?” Она ответила: “Это от самого Господа! Он ниспосылает бессчетные дары тому, кому пожелает” (Коран, 3:37).
Мария полностью отошла от всего мирского и отдала себя поклонению Господу. Ангелы Всевышнего посещали ее и благовествовали об избранности ее пред Ним. “И ангелы сказали: “О Мария! Господь тебя избрал, очистил и возвысил над женщинами всех других родов. Мария, благоговей пред Господом твоим, и пади ниц, и поклоняйся с поклоняющимися” (Коран, 3:42, 43).
Священный Коран так описывает благовещение Марии: “И сказали ангелы: “О Мария, Бог шлет тебе благую весть Словом от Него: [родишь ты сына,] имя которому Иисус Помазанник, сын Марии. Он будет славен в этом мире и мире вечном. Он – один из приближенных к Господу. Он будет говорить с людьми в колыбели и в зрелые годы, будет он одним из праведников” (Коран, 3:45, 46). Мария была удивлена: “Господь мой! Как может быть у меня дитя, когда ко мне не прикасался ни один мужчина?” Ответил ангел: “Господь творит, что пожелает. Когда задумано творенье Им, Он молвит: “Будь!” – и оно будет. И Он научит твоего ребенка Писанию, Мудрости, Торе и Евангелию и сделает его Посланником к сынам Израиля” (Коран, 3:47-49).
В Священном Коране сура “Мария” повествует о благовещении Захарии о рождении Пророка Яхьи (Иоанна Крестителя) и рассказывает о том, как однажды, когда Мария удалилась от своих родных и находилась в храме за завесой, к ней явился ангел Гавриил в облике человека. “И Мы отправили к ней Дух Наш, который предстал пред нею в облике человека. Она сказала: “Я ищу спасения от тебя у Всемилостивого Господа. Если ты богобоязнен, то не приближайся ко мне ни на шаг”. Он ответил: “Воистину, я лишь от Господа твоего посланник, чтобы передать в дар тебе благословенного сына”. Она воскликнула: “Как может быть младенец у меня, когда ко мне не прикасался ни один мужчина и никогда я не была блудницей?!” Ответил он: “Господь твой так пожелал и сказал: “Это не представляет труда для Меня. Это для того, чтобы твой сын стал знамением для людей и милостью от Нас. И это было уже определено Мною” (Коран 19:16-21).
После этого по воле Господа Мария забеременела. Это событие описывается в нескольких аятах Священного Корана:
– “И Мария, дочь Имрана, которая сохранила целомудрие свое. Духом Нашим Мы вдохнули в нее. И уверовала она в Слова Господни и Писания Его и была из благочестивых” (Коран, 66:12);
– Мария “сохранила девственность свою и Мы вдохнули в нее Духом Нашим и сделали ее саму и сына ее знамением для всех миров” (Коран, 21:91).
Когда у Марии появились явные признаки беременности, она вышла из храма и отправилась в селение ан-Насыра. Чем отчетливее проявлялись признаки ее беременности и чем сильнее чувствовалось недомогание, тем сильнее было чувство стыда перед людьми и нежелание родить ребенка среди своего народа. Она вышла из селения и продолжала свой путь, пока не оказалась в местечке Вифлеем.
“И понесла она его [Иисуса] и удалилась с ним в далекое место. И привели муки ее к стволу пальмы. Не в силах терпеть родовые схватки, она воскликнула: “О, если бы я умерла раньше этого и была забытою, забвенною!” (Коран, 19:22-23). Но милость и забота Господа пребывали с ней. Услышала она голос снизу. Это ангел Гавриил взывал к ней: “Не печалься: Господь твой сотворил под тобой ручей. И потряси ствол пальмы над собой, она уронит свежие, спелые финики. Ешь, пей и радуй взор свой. Если увидишь человека, то скажи: “Я Милостивому Господу дала обет поста и сегодня ни с кем не буду говорить” (Коран, 19:24-26). Когда младенец Иисус появился на свет, Мария вернулась к своему народу, держа его на руках. Увидев ребенка, люди начали оскорблять ее. Вот как повествует об этом Коран: “Она пришла к народу своему, неся младенца на руках. Они сказали: “О Мария! Ты совершила неслыханное дело. О сестра Харуна! Ни твой отец порочным не был, ни твоя мать блудницей не была!” Она молча указала им на младенца. Они же в изумлении спросили: “Как можем говорить мы с тем, кто все еще младенец в колыбели?” Младенец сказал: “Я – раб Господа. Он даровал мне Священное Писание и утвердил Пророком. И Он сделал меня благословенным повсюду, где бы я ни был. Он поведал мне молитву и очистительную милостыню до тех пор, пока я жив. И к матери моей Он повелел мне проявлять благородство и послушание, Он не создал меня не внемлющим, лишенным благословения. Мне – мир в день, когда я родился, и в день, когда умру, и в день, когда воскресну живым” (Коран, 19:27-33). Для сынов Израилевых это было наилучшим аргументом и самым убедительным доказательством чистоты и безгрешности Марии и было знамением всемогущества Господа. Однако из-за упрямства своего они не простили ее и не раскаялись за злословие свое. Они навлекли на себя гнев Господень “за то, что не уверовали они в Бога, что клеветой жестокою Марию оскорбили” (Коран, 4:156). Мария жила с сыном в Вифлееме, но через некоторое время нахождение их там стало опасным. Правитель той местности, узнав от волхвов о рождении младенца, который в будущем может представлять угрозу ему и его власти, распорядился убить всех новорожденных в Вифлееме и его окрестностях. Но Иосиф, ее двоюродный брат, получил во сне откровение от Господа о том, что Марии и Иисусу угрожает опасность. Мария временно покинула Вифлеем и отправилась в Египет, где они с сыном находились некоторое время.
ИСА ибн МАРЬЯМ
Ислам не согласен с тем, как христианство передаёт истину, данную в откровение Исы ибн Марийам- Иисуса, сына Девы Марии. Мусульмане считают Иисуса величайшим пророком, посланником Аллаха, который явил людям «письмена» – Инжил (Евангелие). В коране есть многочисленные упоминания об Исе и три небольших рассказа, позволяющие составить представление о нём, как о последнем перед Мухаммадом пророке. Каждый из коранических рассказов о жизни Исы сообщает историю его чудесного рождения и творимых им впоследствии чудес и включает ряд эпизодов, содержащих полемику с християнами. Коран упрекает их в обожествлении Исы и грубом искажение принципа единобожия.
Иса предсказал появление Мухаммада, объявив сынам Исмаила: «Я- посланник Аллаха к вам… благовествующий о посланнике, который придёт после меня, имя которому Ахмад» (это другое Мухаммада).
В послекоранических сказаниях Иса стал главным героем рассказов о событиях, которые будут предшествовать Судному дню. Спустившись с небес, он убьёт страшного ад-Даджжала (антихриста) и установит вместе с ал-Махди (Спасителем) царство справедливости на земле.
По одной из легенд, в мечети Медины рядом с могилой Мухаммада есть место для погребения Исы, которому ещё предстоит вернуться на землю и умереть лишь после того, как он победит зло.
Иса (Иисус) – один из самых почитаемых в Исламе Пророков, ставший важным звеном в цепи Пророков Единобожия наряду с Адамом, Нухом (Ноем), Ибрахимом (Авраамом), Мусой (Моисеем) и Мухаммадом. В Священном Коране Иисус назван Мессией, Христом (Масих), Духом Божьим (Рухул-лах), Словом Божьим (Калиматул-лах). Его матери, пречистой деве Марии посвящена 19-я кораническая сура “Марьям”. Десятки раз в Священном Коране приводятся чудесные свидетельства о жизни и деяниях Иисуса и его праведной матери. Неискушенного читателя не могут не удивлять благожелательность и высокое уважение, которыми проникнуты каждый из коранических рассказов об Иисусе и его матери. Но иначе и не может быть, ибо Иисус – Пророк Единобожия.
Христианская традиция называет Иисуса Христа богочеловеком, пришедшим в мир для указания пути спасения для человечества. Его мать – Мария также почитается большинством христиан как богоматерь. Исламская традиция тоже почитает Ису с Марьям, но это почитание, по сути, в корне отличается от христианского.
Исламская позиция по отношению к личности Исы и его миссии строится на следующих постулатах:
1. Мать Исы Мариам, которая была воспитана пророком Закарией (Коран, 3: 37), отличалась набожностью и благочестием (Коран, 66: 12), и являлась лучшей из женщин миров (Коран, 3: 42).
2. Она родила Иисуса без отца по воле Аллаха. Он появился на свет благодаря Божественному чуду (Коран, 3: 45, 19: 17-27).
3. После ее возвращения с ребенком на руках иудеи оклеветали её и обвинили в распутстве (Коран, 19: 28, 4: 156).
4. В эту критическую для Мариам минуту вдруг произошло первое чудо Иисуса. По воле Аллаха он заговорил с ними из колыбели и защитил свою мать (Коран, 19: 29-34).
5. В своём создании Иса, перед Аллахом подобен Адаму (Коран, 3: 59).
6. Иса – пророк Аллаха, слово от Него, дух, исходящий от Него и раб Его (Коран, 4: 171-172).
7. Исе от Аллаха был ниспослан Инджил (Евангелие). Он пришёл для того, чтобы подтвердить истинность Торы (Коран, 5: 46) (Мусульмане верят в истинность оригиналов этих книг, которые не сохранились).
8. Иса был послан к Израилю, а не ко всему миру (Коран, 3: 48).
9. Иса призывал людей верить в единого Бога и никогда не объявлял себя Богом (Коран, 5: 17, 5: 116-117) или сыном Бога (Коран, 9: 30).
10. Иса творил чудеса с дозволения Аллаха (изводил мёртвых, исцелял слепого и прокаженного и т. д.) (Коран, 5: 110).
11. У Исы были верные апостолы (Коран, 3: 53, 5: 111).
12. Иудеи не признали Ису и пытались убить его(Коран, 5: 110).
13. Иудеи не убили и не распяли Ису. Аллах вознёс его к себе до того, как они попытались это сделать (Коран, 3: 55, 4: 157).
14. Он ещё вернётся на Землю (Коран, 43: 61).
15. В День страшного суда Иса будет свидетельствовать против христиан, назвавших его сыном Бога (Коран, 4: 159).
16. Иса предсказал пророчество Мухаммада (Ахмада) (Коран, 61: 6).
Cогласно Корану, Иса является одним из величайших пророков Израиля получившим от Бога «Инджил (Евангелие)», который подтвердил всё то, что было ниспослано до него в Торе, и в котором были также и новые законы (Коран 5: 46). У него были верные ему сподвижники-апостолы (Коран, 5: 111), однако об их количестве и именах никаких сообщений нет. Таким образом, проблем с признанием личности и пророческой миссии этого человека здесь проблем не возникает. Однако вместе с этим коранический Иса сильно отличается от новозаветного.
С повествованием Нового Завета здесь полностью совпадает лишь его чудесное рождение. Аллах ниспослал дух от Него к Марьям, которая родила в результате этого прекрасного мальчика. Принципиальным отличием от христианского учения здесь является то обстоятельство, что этот дух не является ипостасью Бога. Примечательно, что в аятах Корана говорится о духе, который исходит от Бога, а не является Им, подобно Новому Завету. И это полностью соответствует идее абсолютного монотеизма, который лежит в основе Корана. Любое расчленение единства Бога на отдельные составляющие (подобно христианской доктрине «сущности и ипостаси») расценивается как посягательство на основы монотеизма. Более того, некоторые мусульманские авторы настроены к этому тезису критически: «Мусульманина оскорбляет слово “рожденный”, т.к. рождение – это животный акт, свойственный нисшим животным, это половая функция. Как мы можем применять такие низкие качества по отношению к Богу?» Осуждение христианской троицы, последней ипостасью которой является «святой дух», неоднократно встречается в Коране (Коран, 5: 73).
Для большей убедительности в вопросе отсутствия у Исы божественности проводится параллель между чудесным рождением Исы, у которого не было одного родителя, с Адамом, у которого не было обоих родителей (Коран, 3: 59). Таким образом утверждается, что, Иисус не может быть обожествлен вследствие того, что он был рождён благодаря чуду, так как в этом случае должен был бы быть обожествлен и Адам. Согласно Корану, Иисус был пророком Бога и не более чем пророком и его рабом. Таким образом, здесь, он лишён какой-либо божественности и рассматривается как смертный человек.
В данном контексте необходимо отметить, что среди первых последователей учения Иисуса было немало групп, которые исповедывали сходные с кораническими воззрения относительно сущности Иисуса. Например, в 1965 году профессор Иерусалимского университета Шиломо Пинес нашёл в Стамбуле арабский манускрипт, один из фрагментов которого представляет собой древнейший текст, переведённый с арамейского языка. Авторы текста – члены общины назореев в Иерусалиме подчеркивали, что они всегда оставались верными закону Моисея и почитали Иисуса не как Бога, а как пророка иудейского. Они клеймили апостола Павла как фальсификатора учения Иисуса и ренегата, перешедшего на сторону римлян.
Даже в современных канонических христианских Евангелиях нет ни одного однозначного высказывания Иисуса о своей божественности. Более того, современные канонические Евангелия дают сведения о том, что если бы Иисус заявил о своей божественности, то это было бы расценено как страшное богохульство для иудеев. Этот грех карался в иудейском обществе смертной казнью (Евангелие от Иоанна, 19: 7). Поэтому если бы Иисус, вопреки иудейской религии и традиции заявил бы такое, то он никогда бы не завоевал популярности в Иудее.
Нет в Коране и отождествления Иисуса с «логосом». В Новом завете же Иисус назван «словом (логос)» (Евангелие от Иоанна, 1:1). Это понятие не встречается в семитической традиции и несомненно было привнесено туда из античной философии, где «логос» был известен как необходимость правящая миром.
Идея этого «логоса» восходит к философиям Древнего Востока в частности, к магическим учениям Вавилона. В греко-римской философии она впервые встречается в произведениях Гераклита, а Филон впервые попытался применить «логос» для совмещения двух точек зрения – иудаизма и греко-римского мировоззрения.
«Филон Александрийский рассматривал Бога, как Творца, бесконечно далёкого от нашего мира. Он есть, по его мнению, непостижимая для разума духовная сила. Поскольку материя – зло, то связь Бога с жизнью может осуществляться только через посредника и этим посредником является «логос» – слово Бога, излучение его духа, разум и начало всех вещей. «Логос» управляет миром, как душа управляет человеческим телом. Филон иногда называл его «сыном Бога» или «первородным сыном Бога». Придав «логосу» характер личности, Филон дал трамплин, позволивший некоторым теоретикам христианства продвинуться ещё дальше по этому пути. Они отождествили этот «логос» с Иисусом, как воплощением Бога и назвали его по-философски – «сыном Бога». То, что у Филона носило характер абстракции, у христиан нашло черты конкретного лица».
Большое влияние на христианское учение оказала также школа неоплатоников. Обожествление Иисуса и концепция троицы имеют свои аналогии с этим учением. Главный идеолог неоплатонизма Плотин считал, что божественное первоначало путём эманации (истечения) переходит в божественный ум, который дробится на множество умов. Следующим этапом эманации божественного первоначала становится душа, распадающаяся на множество душ и, наконец, божественный свет переходит в материальную природу. Итак, имеет место лестница, по которой истекает на природу божественное первоначало: 1.Божественная субстанция. 2.Мировой ум. 3.Мировая душа. После этого божественный свет переходит на материальную природу. Эта модель была перенесена в христианство и проявилась там, в качестве лиц (ипостасей) Бога. “Отец” стал христианским божественным первоначалом, “Сын” – божественным умом, “Святой дух” – божественной душой. Именно таким образом (по аналогии с философией Плотина) Бог проявляется и воздействует на сотворённый им мир. Эта схема была заимствована у неоплатоников главным представителем раннехристианской философии Августином Аврелием (Блаженным) и канонизирована ортодоксальной церковью.
В Коране же встречается упоминание о том, что Иисус является «словом дарованным Марьям» (Коран, 4: 171). Однако это выражение исключает то, что «слово» является неким посредником между Богом и людьми. Это не «логос» Нового Завета заимствованный из произведений Гераклита или Филона. «Логос» не может быть дарован кому-либо. Другие аяты Корана дают понять значение этого «слова дарованного Марьям». Это выражение означает акт Божественного действия. Этим словом является слово «Будь» (арабское «Кун»), выражающее волю Творца. Таким образом, в Коране, к Марии явился ангел, который был исполнителем божественного повеления «Кун».
Коран отрицает многие эпизоды жизни Иисуса описанные в Евангелиях. Это в первую очередь относится к его сотерологической и искупительной миссии, а также к суду над ним, его распятию и воскресению. Например, утверждается, что евреи, обвинив его в колдовстве и отвергнув его пророческую миссию, решили распять его и убить. Однако Аллах защитил своего посланника и вознёс его к Себе до того, как они сделали это (Коран, 4: 157). Cогласно хадисам пророка Мухаммада, был распят другой человек, похожий на него. Поэтому Коран говорит о том, что кто говорит о его распятии, глубоко заблуждаются и что у них нет об этом никаких фактов, кроме предположений.
События, связанные с арестом Исы описываются выдающимся толкователем Корана Ибн Касиром. Он писал: «Когда Аллах послал Ису ибн Марьям к иудеям с ясными знамениями и наставлением, они позавидовали его пророчеству и изумительным чудесам, которыми одарил его Аллах. Тому, как он с соизволения Аллаха исцелял слепых и прокаженных, оживлял мертвых и т.п. Однажды он слепил птицу из глины и вдохнул в нее жизнь: она превратилась в жиыую птицу, и люди видели, как она взлетела в воздух по воле Аллаха, Всемогущ Он и Велик. Несмотря на это они сочли его лжецом, противились ему и всеми силами стремились причинить ему вред, пока пророк Аллаха Иса неперестал жить с ними в городах и не отправился странствовать со своей матерью. Но они не удовольствовались этим и оклеветали его перед тогдашним правителем Дамаска – греком-язычником, который поклонялся планетам. Иудеи представили правителю это дело так, будто в Иерусалиме есть человек, сеющий смуту среди людей, вводящий их в заблуждение и настраивающий свой народ против его власти. Правитель разгневался и послал своему наместнику в Иерусалиме письмо с повелением схватить этого человека, распять и надеть ему на голову венок из колючек. Когда Иерусалимский наместник получил письмо, он подчинился и отправился с группой иудеев к дому, в котором находился Иса. В тот момент он был вместе с двенадцатью-тринадцатью своими сподвижниками. Говорят, что это происходило в пятницу, ближе к заходу солнца, то есть в вечер на субботу. Они окружили дом, и когда он (Иса) почувствовал, что либо они неизбежно ворвутся, либо он должен выйти к ним, он сказал своим сподвижникам: «Кто хочет стать похожим на меня и быть моим спутником в раю?» Один юноша добровольно вызвался, однако Иса счел его молодым для этого. Он повторил свои слова во второй раз, и в третий, но никто, кроме этого юноши не отзывался. Тогда Иса сказал: «Ты будешь им!». И Аллах изменил его облик на облик Исы так, что они стали совершенно похожи. Затем в крыше дома открылось отверствие и Иса впал в дремоту. В таком состоянии он вознесся на небеса, как сказал об этом всевышний: «О, Иса! Я возвращу тебя и вознесу к Себе…» (Коран, 3: 55). Когда он вознесся, его ученики вышли. Евреи, увидев этого юношу, приняли его за ису, схватили его ночью, распяли и надели ему на голову венок из колючек. Иудеи объявили всем, что они добились его распятия, и хвастались этим. Некоторые из людей поверили этому. Остались лишь те, кто был в том доме вместе с Исой и был свидетелем его вознесения».
Некоторые группы ранних христиан также, как и современные мусульмане, видели в Иисусе не Бога, а человека и пророка Божьего. Даже в поздний период, уже в Римской империи некоторые группы христиан не отождествляли понятия «Бог» и «Иисус». «В одной из деревенских надписей Бог и Иисус Христос упомянуты раздельно: по-видимому, верующий, поставивший это надгробие, воспринимал Иисуса как Мессию, посланного Богом, т. е. так, как воспринимали его многие первые христианские группы». В одном раннем христианском апокрифе под названием «Дидахе», восходящим к началу II века, о распятии и воскресении Христа нет ни слова. Этот документ является кратким руководством по религиозному воспитанию и отправлению богослужения. Более того. Иисус в “Дидахе” назван не Богом и не “сыном Божьим”, а “рабом Господним”. “В греческом тексте здесь употреблено слово “пайс”, которое обозначает и “дитя”, и “раб”, т. е. человек, подчиненный кому-то”.
Далее, необходимо отметить, что Коран не признаёт учение Иисуса вселенским (Коран, 3: 48). В Евангелии от Матфея, (15: 24) также есть сведения о локальном значении миссии Иисуса: «Павла «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». То есть миссия Иисуса была ограничена рамками одного народа.
Превращение христианства в мировую религию связано с деятельностью поздних проповедников. Особую роль в этом сыграл Павел, усилиями которого была своеобразно интерпретирована и пересмотрена ветхозаветная традиция.
В Коране признаётся эсхатологическая миссия Иисуса (Коран 43: 61). Здесь он также, как и в Библии называется Мессией (Масихом).
Наконец, по мнению мусульман, Иса в Коране предсказал пришествие последнего пророка ко всему человечеству – Мухаммада*. Иисус подтвердил правдивость Писания, данного Моисею, и принес благую весть о том, кто придет после него. “И сказал Иисус, сын Марии: “О сыны Израилевы! Я Посланник к вам от Бога, подтверждающий истинность того, что было ниспослано до меня в Торе и благовествующий вам о Посланнике, который придет после меня, имя которого Ахмад” (Св. Коран, 61:6).
Это является ещё одним подтверждением того, что Исламская религия появилась не на пустом месте, а является естественным продолжением идей и традиций древнего монотеизма. Преемственность веры является одной из главных идей Ислама. Пророчество Мухаммада, согласно мусульманским первоисточникам, явилось логическим завершением цепи пророчеств в истории человечества начиная с Адама[†]. Мусульманские ученые утверждают, что именно в это время, человеческая мысль достигла определённого прогресса, необходимого для осмысления и принятия пророчества и божественного откровения вселенской и глобальной направленности, в отличие от старых пророчеств к отдельным народам и племенам земли.
ВОЗНЕСЕНИЕ
Последние дни земной жизни Иисуса описываются по-разному. Однако в Коране, переданном через Пророка Мухаммада спустя шесть столетий после описываемых событий, Бог раскрывает нам мистерию “смерти Иисуса на кресте”, ставшую причиной многих теологических разногласий и религиозных расколов среди христиан. “И сказал Господь: “О Иисус, поистине, Я заберу тебя и вознесу к Себе, удалю тебя от тех, кто не уверовал, и возвеличу твоих последователей над теми, кто не верует в Судный День. Потом ко Мне будет ваше возвращение. Я рассужу вас относительно того, в чем расходились вы” (Коран, 3:55).
Иисус не был распят, а был живым вознесен к Господу. Вот что говорится об этом в авторитетном комментарии Ибн Кясира[‡] к Корану: “Когда Иисусу стало известно о намерении врагов его и о том, что вознесен он будет к Господу, он вышел к апостолам и сказал: “Кто из вас согласен принять мой облик и быть распятым вместо меня? Тот получит в Раю степень, равную моей”. Встал самый молодой из них и сказал: “Я!” Иисус отказал ему. Затем он еще раз встал и сказал: “Я!” Ему снова было отказано. Тот в третий раз встал и сказал: “Я!” Иисус ответил: “Хорошо, это будешь именно ты!” По воле Всевышнего, этому юноше был придан облик Иисуса, после чего сам Иисус был вознесен к Господу. Юноша же был распят вместо него”. Христианские хроники первых веков нашей эры даже называют имя того, кто добровольно согласился заменить Иисуса на кресте – Симон Киренеянин.*
Иудеи думали, что распяли Посланника Божьего. Однако это им лишь привиделось, и навлекли они гнев Божий на себя за то, “что не уверовали в Бога и изрекли в адрес Марии великую клевету, и за слова их: “Поистине, мы убили Мессию – Иисуса, сына Марии”. Они не убили его и не распяли, это лишь показалось им. И кто заводит спор о нем, в сомнениях пребывает. У них нет никакого знания об этом, и следуют они лишь своим предположениям. Ведь, истинно, он не был убит. Напротив, вознес его Господь к Себе, ведь Он Велик и Мудр! Каждый из людей Писания истинно уверует в него до смерти его. И в Судный День он будет свидетелем против них” (Коран, 4:156-159).
Последние слова о том, что все люди Писания (иудеи и христиане) уверуют в Иисуса как Посланника Бога до смерти его, имеют эсхатологическую перспективу: не уверовавшие уверуют в Иисуса во время его Второго Пришествия до окончания его миссии и естественной смерти. Мусульмане, как и христиане, ожидают Второго Пришествия Иисуса Христа, ибо он не умер и пребывает живым у Господа своего, и вернется на землю до Конца Света и Дня Воскресения.
“Он – только раб, которому Мы даровали милость и сделали его примером для сынов Израиля. И он, поистине, – знамение Часа” (Коран, 43:59, 61).
В этих коранических словах – свидетельство того, что Второе Пришествие Иисуса станет знамением Часа – наступления Дня Воскресения и Страшного Суда. Именно Иисусу, великому Пророку и Посланнику Бога по воле Господа предстоит сыграть особую роль в событиях грядущего Апокалипсиса[§].
[*] Имя Марии является единственным женским именем, упомянутым в Священном Коране. Оно упоминается 35 раз в 12 сурах.* Deedat A. “Christ in Islam”
[†] Дидат А. “Мухаммад – естественный преемник Христа” [‡] Исмаил ибн Кясир (1300-1372) – богослов и историк. Стал широко известен благодаря своему трактату “Аль-бидая ва ан-нихая” (“Начало и конец”).* Некоторые авторы считают, что был распят Иуда Искариот, предавший Иисуса.
[§] Вайникайнен. К. “По следам Иисуса Христа”.