- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 856,86 Кб
Иконы православного храма – основа духовности русского народа
Иконы православного храма – основа духовности русского народа
Введение
икона богослужебный византийский монастырь
В последнее время в средствах массовой информации все чаще слышны разговоры о «Национальной идее», что в нашей стране утрачена национальная идея, которая объединяет общество. В результате этого народ теряет духовность, меняются ценностные ориентиры. Из культурного высоко духовного общества российский народ становится обществом потребителей, которое поклоняется только «Золотому тельцу».
Но есть и другое мнение: многие ученые, работники культуры, духовенство говорят о возрождении духовности вместе с возрождением православной веры.
Православие неотделимо от храмов, так как они являются средоточием богослужебного хрис тианского культа. Это место общения человека и Бога.
Главное украшение храмов – икона.
Изучить иконы православного храма стало возможным на примере храма в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
Цель работы: Осознать духовное и культурное наследие иконописи.
Задача:
Изучить особенности изображения святых на иконах.
Понять, как декор храма отражает символическую идею Церкви Вечной.
Применение: Демонстрация на уроках МХК, ОРКСЭ. Использовать на уроках как элемент НРК.
В качестве проектной разработки снят учебный фильм «Светлые лики».
1. Преемственность русского православия от византийской культуры
.1 Средоточие богослужебного христианского культа
С принятием христианства на Русь пришла и Византийская культура. Византийская культура, искусство развивалось на наследии античности, но оно перестало отражать осязаемый реальный мир, а превратилось в сложное символическое средство общения с Богом на Земле в храме.
На первый план выходит не стремление умилостивить природу, а совершенствование человеческой души в соответствии с заповедями, что шли от бога, но создавались людьми
Доподлинно известно из древней летописи, что киевский князь Владимир собрал бояр и старцев на совет и просил их о том, какая вера лучше? На что получил совет: «Послать умных людей в разные земли, испытать, который народ достойнее поклоняется божеству». Прислушался князь Владимир к совету старцев и послал десять благоразумных мужей для этого испытания.
Посетив множество городов и стран, они прибыли в столицу Византии – Константинополь и пошли в Софийский собор. Замерли они от красоты увиденного и услышанного.
…Возвратившись в Киев, они с восторгом рассказали обо всем Владимиру.
Плененный рассказом Владимир принял христианскую веру для себя и всей Руси.
С принятием христианства на Руси особый размах приобрело Архитектурное строительство. Начиная с 988 года стали строиться каменные города и к XI веку их число достигло более 270.
Каменное строительство на Руси во многом опиралось на византийские традиции. Широкое распространение на Руси получил крестово-купольный тип храма, разделенный на 3 и 5 нефов. Параллельно с каменным зодчеством развивались формы деревянной архитектуры. Дерево как основной строительный материал использовалось на Руси для сооружения не только простейших крестьянских изб – срубов, но и шатровых ярусных храмов.
К сожалению, многочисленные пожары уничтожили эти интереснейшие памятники, поэтому об архитектуре Древней Руси мы можем судить лишь по сохранившимся каменным постройкам.
Наибольшего расцвета Древне – Русское государство достигло во времена Ярослава Мудрого (978 – 1054). Центр государства – город Киев – «мать русских городов», украшали в то время около 400 церквей. Все они были построены по образцу Византийских храмов. Златоверхие теремные башенки, поражали красотой и величием. Главный собор Киева – собор Святой Софии не имеет аналогов ни в Византии, ни в других государствах.
Во всех древне – русских городах храмы сооружались по схожести и планировки с Киевской Софией. Это в основном пяти нефные крестово – купольные здания, хоры, двух этажные боковые галереи с арками. Храмы строили добротно, на века. Каждый храм имел свои отличительные особенности: количество куполов, нефов, внешний облик храмов, колонны, арки, пролеты – все это было индивидуально в каждом городе. Будь это Великий Новгород, Владимир, Москва, любой другой город на Руси.
По такому же типу строились храмы в Челябинской крепости.
.2 Отражение круговращения времени в украшении христианских храмов
икона богослужебный византийский монастырь
Центром богослужения христианского культа стал византийский центрально-купольный храм.
Это обиталище Бога на Земле, другое небо, он отражал идею установления божественного порядка на Земле и спасения человека в загробном мире.
Верующий слушал песнопения, вдыхал фимиам, смотрел на иконы, фрески, утварь, слушал слова божественной литургии, таким образом, происходило единение души верующего и бога. Ему открывался путь к богу.
Многие слышали выражение: «Религия – это опиум для народа…, но не все знают продолжение этого выражения: Она приносит ему облегчение».
Православные храмы имеют символическое значение:
1. Космическую символику. (Это обиталище Бога на Земле, другое небо, он отражал идею установления божественного порядка на Земле и спасения человека в загробном мире).
2. Топографическую. (Ориентирован на восток. Религия христиан распространилась из Иерусалима. Купель – Иордан – место крещения Христа, привязка к центру христианства).
. Временную. (Связь с христианским календарем, периодичность богослужений, не по григорианскому календарю, а отсчет праздников ведется от рождества Христова и рассчитывается ежегодно).
Пространство храма по вертикали видится как восхождение от земли до неба. Нижняя часть символизирует землю; своды, паруса, апсида и верхняя часть стен – Святую землю (земной рай); купол – небо. По горизонтали пространство храма также связывается с продвижением от мира земного к миру горнему. Нартекс – образ земли, где пребывают грешники; пространство храма – видимое небо для верующих; алтарь – царство чистого духа. Архитектурную конструкцию храма определил сложившийся на Востоке ритуал христианской службы. Культовая церемония с пением хора и солистов разворачивается в алтаре, который завершается полукруглым выступом в центре храма – амвоном. Амвон располагается строго под куполом, и именно здесь происходит акт единения с Богом, когда священник во время причастия дает верующим вкусить хлеба и вина – символ плоти и крови Иисуса Христа. Купол при этом не просто подчеркивает значение центра – он зримо выражает идею лествицы, по которой совершается общение неба и земли.
Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой Церкви. Алтарь во всех храмах помещается на востоке, так как по Ветхому Завету там находится райская земля Эдем, а по Новому Завету произошло Вознесение Христа. При этом один купол символизирует Иисуса Христа, три – Святую троицу, пять – Христа и четырех евангелистов.
Порядок размещения декоративного убранства в крестово – купольном храме определило византийское церковное богослужение, приковывающее взгляд к алтарю и амвону, а через них к аспиде и куполу. Оно рассчитано на восприятие верующими от входа и при круговом перемещении из одного рукава креста в другой. Каждому священному образу отведено особое место, что вызвано стремлением отразить символическую идею Церкви Вечной. Поэтому под куполом, в верхней точке храма, помещается образ Христа Вседержителя.
Фигуры Богоматери, ангелов, ветхозаветных праотцев, пророков, святых мучеников – всех тех, кто предсказал торжество Церкви и боролся за нее, связывают фигуру Христа с паствой. Чем выше чин святости, тем выше находится изображение, приближаясь к образу Вседержителя в подкупольном пространстве.
2. Связь византийского и русского стиля в декоре храмов
2.1 Мозаичный декор
В Византии между зрителем и образом не существовало дистанции, поскольку зрителю было доступно священное пространство образа, а образ, в свою очередь, формировал пространство, в котором двигался зритель. Последний был скорее «участником», чем «зрителем». Не стремясь к иллюзионизму, византийское религиозное искусство упразднило четкую границу между миром реального и миром кажущегося.
Полная реализация выраставшей из этого основного принципа художественной и иконографической схемы была возможна только в идеале или в особо благоприятных условиях. Наиболее совершенным воплощением этого идеала, его классическим решением оказалось мозаичное убранство крупных монастырских церквей XI в. Принципы, которым следовали при создании этих памятников, резко отличаются от принципов, что лежали в основе раннехристианского и до-иконоборческого искусства.
Первое, что поражает исследователя средневизантийского храмового декора, – это сравнительно небогатый набор сюжетов. Недостаток воображения и изобретательности станет особенно удивительным, если мы вспомним, что в то же самое время в Византии существовало мощное течение в высшей степени многоликого искусства, восходившего к наивной народной образности. Очевидно, это течение было характерно не столько для монументальной живописи (за исключением далеких провинций), сколько для иллюстраций популярной религиозной литературы, также для библейских книг, таких как Псалтирь, или для литургических сочинений вроде Акафиста. В распоряжении миниатюристов, иллюстрировавших подобные тексты, находился запас античных, искаженных античных, а также восточных мотивов, которые можно было позаимствовать для истолкования письменного слова. Художники, которые украшали мозаиками храмы средневековой Византии, оказали огромное влияние на культуру Руси.
На Руси, как и в Византии, знали два способа украшения стен храмов священными изображениями – мозаики и фрески. Всего пять древнерусских храмов имели мозаичное убранство и лишь в одном из них, киевской Софии, оно сохранилось.
Техника изготовления мозаики довольно сложна. Цветное стекло – смальту – выплавляли в специальных мастерских. Чтобы придать смальте нужный цвет, в стеклянную массу добавляли окислы различных металлов.
Сначала стены и своды церкви метр за метром покрывали цементирующим раствором. Поверх него наносили рисунок, по которому мозаичисты вдавливали в раствор кубики смальты. Размеры кубиков зависели от характера изображения и его месторасположения.
Так, например, в Софийском соборе огромная фигура Богоматери расположена высоко над уровнем пола и выложена достаточно крупными кусочками смальты. А вот голова святого Лаврентия находится много ниже и набрана из очень мелких кубиков: на один квадратный дециметр их приходится около 400 (размер клеточки в вашей тетради по математике). Можете себе представить, какой это был кропотливый труд! Поэтому мозаичный декор является редким украшением православных храмов на Руси.
2.2 Иконопись
Вместе со строительством храмов на Русь пришла иконопись – искусство создания икон. Икона – это священное для верующих изображение Бога, Богородицы или святого, нарисованного на доске. Сохранились иконы, которые располагаются на иконостасе в несколько рядов. На самом верху иконостас венчает крест. В храмах находятся иконы, которые написаны много столетий назад, перед которыми молились многие поколения православных христиан. Такие намоленные иконы особо почитаются верующими. Одна из самых чтимых икон в России – это икона Владимирской богоматери. В центре иконостаса расположены двери для прохода в алтарь, которые именуются Царскими вратами. Перед иконостасом находится возвышение – амвон, с которого читается Евангелие и священник произносит проповеди.
Иконы располагаются не только на иконостасе, но и украшают стены храма. Возле них стоят подсвечники, и каждый верующий может помолиться у образа избранного им святого и поставить свечку.
Свеча, зажженная перед иконой, символизирует любовь человека к Богу, Богородице и святым.
Внутреннее убранство христианских храмов отличается красотой и роскошью. Огромное количество светильников, икон в золотых и серебряных окладах, фрески, мозаики, роспись плафонов – все это говорит о почитании православных святых, Богородицы и Бога. Благодаря внутреннему убранству, которое собиралось в храмах несколько веков создается ощущение одухотворенности, умиротворения, возвышенности. Создается обстановка, располагающая к беседе с Богом.
3. Женский Одигитриевский монастырь
3.1 Создание монастыря
В дореволюционное время бытовала пословица: «Где село, там и церковь, а где город, там и монастырь». Церковь была неотъемлемой составляющей жизни русского человека того времени. Поэтому при основании русского населенного пункта одновременно возникал вопрос о строительстве церкви.
Такая же необходимость возникла и в городе Челябинске. При строительстве в 1736 г. – Челябинской крепости. Рядом с крепостными стенами строится деревянная церковь (1739 или 1740 г.), посвященная святому Николаю Чудотворцу – одному из любимейших святых на Руси. Церковь находилась на пересечении современных улиц Труда и Цвиллинга.
В 1848 г. в Челябинске возникла идея создания женской Одигитриевской Богородицкой общины. Идею создания в Челябинске женского монастыря высказала А.М. Полежаева и в 1854 году ее усилия увенчались успехом. Община была утверждена как Челябинский женский Одигитриевский монастырь. Храм был открыт в 1861 году.
Церковь в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» (Ленинский район, Энергетиков, 21-а) одна из самых старинных церковных построек Челябинска. 1864 г. – год основания монастырской заимки и построения церковного здания. Это то, что сохранилось от Челябинского женского Одигитриевского монастыря и начало возрождаться в 1997 г.
Монастырское двухэтажное здание 1864 года, было приспособлено в советские годы под контору плодово-овощной станции, в 1997 году было передано епархии. Сейчас в нем церковь в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». В 2004 г. церкви передали старинную монастырскую ограду. У церкви – кладбище, где похоронено 49 монахинь и послушниц (все захоронения – дореволюционные). Рядом с храмом есть источник во имя Моисея Боговидца. Вода в нем считалась целебной. Планируется этот источник расчистить. Частично сохранился монастырский сад, в котором первые на Южном Урале яблони дали дикие побеги. Уцелел пруд, под народным названием «Девичьи слезы» (сейчас – «Котлован»), где раньше водилась крупная рыба.
В 1863 году при монастыре стала действовать первая монастырская церковь в честь ИБМ Одигитрия-Путеводительница. В 1864 году – Никольская церковь на монастырском хуторе (территория современного Ленинского района), в 1890 г. на территории монастыря освящена вторая церковь – Вознесенская.
Здание храма в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость» одна из самых старинных церковных построек Челябинска, сохранившаяся после разрушения женского монастыря в годы советской власти.
Во второй половине XIX века монастырь был крупнейшим землевладельцем в городе Челябинске. В ноябре 1920 года по распоряжению Челябинского губернского исполкома 50% монастырских помещений были отданы под приюты, дома ребенка и прочее. В марте 1921 года монахини были обвинены в контр. Революционном заговоре, на основании чего монастырь был закрыт, а сами монахини были временно помещены в концентрационный лагерь. В 1932 году изуродованные монастырские храмы были ударными темпами разрушены и пополнили собой запасы кирпича. Чудом уцелело только одно единственное монастырское здание на Никольской заимке – монастырское училище. На месте Николаевской церкви монастыря в 1936 году было организованно опытно – производственное хозяйство «Садовое», обосновавшееся на бывшей монастырской заимке – хутора «Богамазовский лог».
Только в 1999 году храм был освящен митрополитом Иовом Челябинским и Златоустовским и действует поныне. В 2014 году исполняется 150 лет со дня основания. Челябинская епархия приняла решение вернуть храму статус монастыря. В 2013 году здесь поселились три монахини. По плану в 2014 году начнется перестройка всего храма.
3.2 Иконы православного храма
Первое, что привлекает внимание, когда подходишь к храму – это иконы на пределах храма. Каждый предел посвящен определенному святому.
Центральный предел в честь Иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радость».
Левый – в честь Святителя Николая Мерликийского.
Над входом в храм находится небольшая икона Божьей Матери.
Главный вход храма обращен на запад, в храм попадаем через притвор – небольшое крытое помещение перед входом в церковь, здесь размещается крестильная купель. В притворе должны находиться кающиеся готовящиеся к таинству крещения. Притвор напоминает о реке Иордан – месте крещения Христа. На противоположной, восточной стороне располагается полукруглая ниша – аспида – выступ в восточной части храма, воспринимается как Вифлиемская пещера, где Иисус родился. Видение храма как образа Святой земли позволяло верующим совершать символическое паломничество в Палестину. Стены притвора расписаны изображениями Христа, святых, Божьей матерью. К лику святых причислена и семья Романовых, икона занимает центральное место притвора.
Под куполом притвора, в центре находится икона Божьей матери с Иисусом на руках в окружении ангелов.
Из притвора попадаем в аспиду, где находится центр богослужения – алтарь и царские врата.
В средней части церкви алтарь отделен иконостасом. Иконостас не повторяет роспись храма. Он более строг и каноничен. В нем выражена идея порядка и схождения Иисуса Христа к человеку и восхождения человека по пути спасения. Такой иконостас можно «читать» как сверху вниз, так и снизу вверх от самого начала истории.
Расположение икон на иконостасе подчинено строгим правилам. Верхний ряд – праотеческий. В нем расположены изображения Адама, Ноя, Авраама и других ветхозаветных старцев.
Ниже следует пророческий ряд. В этом ряду помещены изображения царей и пророков – Давида, Соломона. Центр этого ряда – икона Божьей матери на престоле с Младенцем Иисусом на коленях.
Следующий ряд иконостаса – праздничный. Это история Рождества Марии, Рождества Христа, события после воскресения. Этот ряд составляется из двенадцати праздников. Нижний ряд местный. Здесь располагаются иконы, которым посвящена церковь. Икона Божьей матери «Всех скорбящих радость». На стенах храма, потолке почти нет свободных поверхностей. Многократно повторяются лики Богоматери и Христа, сцены из писания. Иконы с изображением всех святых. Так же как сотворение мира начиналось с неба, так и самые древние сюжеты находятся в верхней части храма. В самой высокой его части изображен глава церкви Христос. Он окружен херувимами и двенадцатью апостолами.
Одна из значимых икон храма «Неувядаемый Цвет Божьей матери» это один из почитаемых образов Богоматери.
В иконе есть деталь, которая является обязательной, это цветы, помещенные в вазоны. На иконе изображены: Христос и Богоматерь. Мария и младенец облачены в царские одежды и венцы. Именно на этой иконе Мария изображена с покрытой головой. В левой руке она держит лилии и младенца Христа. Лилии означают чистоту и непорочность девы Марии и никогда неувядаемый цвет детства. Лилии и розы являются символом Богородицы.
Верующие, приходящие к этой иконе с молитвами, молятся о том, что бы сохранить себя в чистоте и справедливости.
Еще одна значимая икона «Святого Николая Чудотворца».
Икона Святителя Николая Чудотворца (Угодника) исцеляет, защищает от всех бед и напастей, помогает во время поездок и путешествий. Искренние молитвы к святому Николаю Чудотворцу помогают решить многие проблемы, неразрешимые обычными, земными способами.
Икона создана в Греции в соответствии с канонами Православной Церкви на иконной фабике Theodora Argento. Фабрика названа в память о праведной Феодоре, византийской императрице, восстановившей почитание икон.
Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чудотворец, прославился как великий угодник Божий. Он родился в городе Патары Ликийской области (на южном побережье Малоазийского полуострова), был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу. Плод долгих молитв ко Господу бездетных родителей, младенец Николай со дня рождения своего явил людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Мать его, Нонна, после родов сразу исцелилась от болезни. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. В храме есть несколько изображений Николая Чудотворца. В 2012 году была заказана и куплена новая икона с изображением святого. Это едва ли не самая почитаемая на Руси икона.
Икона Святых Апостолов Петра и Павла.
Апостолы Петр и Павел названы первоверховными за пламенную ревность и горячую любовь к Господу Иисусу Христу и ближним. Слова их проповеди обращали к Христовой вере тысячи людей. С этой проповедью они обошли огромные пространства. Апостолам молятся об умножении веры. Апостолу Павлу мы молимся в житейских нуждах, при открытии и дальнейшей работе мастерской, фабрики. Апостолу Петру – об исцелении от различных недугов.
В помещении храма царят теплые золотистые тона, которые создают возвышенную ирреальную атмосферу, помогают верующим перенестись из мира реального в мир сверх – чувственный. Иконы изысканно украшенные, хоть и недорогими камнями, но размещенные на окладах икон наиболее прихотливо искрятся, переливаются и вспыхивают различными оттенками цвета. Потоки рассеянного света, идущие в разных направлениях, вызывают отблески на поверхности, лишая ее материальности. Позолоченные оклады икон, окружающие лики святых, будто выталкивают их в пространство храма, и у прихожан создается впечатление, что они прибывают в окружении парящих святых и как бы внутри самой святости.
Все это создает ощущение умиротворенности, нереальности происходящего, настраивает прихожанина на беседу с богом.
Заключение
Храм в честь Иконы Божьей матери «Всех скорбящих радость» является примером возрождения духовности народа. Сюда приходят с радостью и горем. Прикоснуться не только к святым иконам, найти душевный покой, но и полюбоваться ликами святых, которые выполнены талантливыми иконописцами в лучших традициях русской иконописи.
В храме не только старинные намоленные иконы, такие как Божьей Матери, Моисея Боговидца, Икона Святителя Николая, но новые изображения Иисуса, выполненные резьбой по дереву.
Хочется верить, что с возрождением православия в России возродится не только культура, но и душа Российского народа.
Список литературы
1. Л.Г. Емохонова МХК. М. «Академия», 2012 г.
2. История зарубежного искусства: учебник под редакцией М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой, М., 1983 г.
3. Л.А. Рапацкая МХК: общечеловеческие ценности МХК: взгляд из России. 10 класс, М., «ВЛАДОС», 2011 г.
4. Л.А. Рапацкая МХК. 11 класс, М., «ВЛАДОС», 2011
. Мировая художественная культура: от зарождения до XVIII века. Очерки истории/ Е.П. Львова и др. СПБ.: Питер, 2006.-416 с.
. Мифы в искустве. Старом и новом: Историко-художественная монография (ПО Ренс Менару).-М.: Современник 1993.-271 с.
. Популярная история архитектуры/ авт.-сост. К.А. Ляхова и др. – М.: Вече, 2001.-528 с.
. Энциклопедия для детей Т.1. Общество.4.2. Культуры мира. – М.: Ав анта+2004.-640 с.
. Энциклопедия для детей Т.7. Искусство.4.1. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство с древнейших времен до эпохи Возрождения.-М.:Аванта+1999.-688 с.
. Георгиева Т.С. Русская культура. История и современность: учебное пособие. – М.: Юрайт, 1999.-576 с.
. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник-М.: Вече, 2000-624 с.
. Энциклопедия. Челябинская область.
. Газета «Вечерний Челябинск» 01.06.12 г. №43 стр2.ст «Всех скорбящих радость».