- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,59 kb
Инновационная деятельность библиотек
Содержание
Введение
. Понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек
. Инновации в управлении библиотечно-информационной сферой
. Перспективы развития библиотек в современном мире
. Инновационные находки Губкинской центральной городской библиотеки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В настоящее время происходят революционные изменения в экономической, технической, социокультурной сферах. Это определяет и такие особенности современного этапа библиотечного развития, как комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций. Поэтому можно говорить об инновационном развитии, которое становится важнейшей характеристикой современных библиотек. Это определяет актуальность выбранной темы контрольной работы.
Объект исследования: инновации
Предмет исследования: инновационная деятельность библиотек.
Цель исследования: определить место и роль инноваций в развитии библиотек и повышении качества их работы.
На пути к поставленной цели решались следующие задачи: определялись понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек; анализировались инновации в управлении библиотечно-информационной сферой; просматривались перспективы развития библиотек в современном мире; приводились инновационные находки Губкинской центральной городской библиотеки.
Методы исследования: эмпирические, эвристические, обработки данных.
Контрольная работа базировалась на трудах: С.Г. Матлиной, Е.Ю. Качановой, М.Я. Дворкиной.
Основная гипотеза заключается в том, что инновации в библиотечной деятельности помогают библиотекам в исполнении их основных функций в соответствии с требованиями времени. Она нашла свое полное подтверждение в процессе работы над темой
Таким образом, проблема контрольной работы была рассмотрена на основе научно- теоретических и практических данных.
1. Понятие библиотечных инноваций и инновационной деятельности библиотек
Библиотека как социальный институт, возникший в глубокой древности, менялась в ходе своего развития. В ее деятельности, взаимоотношениях с обществом появлялись новшества, которые затем широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции. Например, замечательными инновациями были изобретение карточного каталога, передача книг одной библиотеки другой во временное пользование. Назовем также такую базисную инновацию, как переход от так называемого книгохранилищного уклона к публичности.
В настоящее время происходят революционные изменения в экономической, технической, социокультурной сферах. Это определяет и такие особенности современного этапа библиотечного развития, как комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций. Поэтому можно говорить об инновационном развитии, которое становится важнейшей характеристикой современных библиотек.
Понятия «инновационное развитие» не удалось найти в библиотековедческой литературе, хотя сам термин встречается. Попытаемся дать его рабочее определение, используя дефиниции терминов «инновация» и «инновационная деятельность».
Инновация рассматривается как «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами».
Инновационная деятельность определяется как «комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к реализации инноваций, внедрению инновационной идеи в производство и получение ожидаемого эффекта».
Нами предложено более широкое представление об инновационной деятельности, показывающее ее место в системе деятельности библиотеки. С этой точки зрения инновационная деятельность – часть управленческой деятельности библиотеки по выявлению, анализу, учету новшеств, определению обоснованности их распространения, стимулированию их разработки и внедрения, формированию инновационного мышления, инновационной культуры.
Исходя из приведенных дефиниций, инновационным назовем такое развитие, которое характеризуется ростом числа инноваций (новых объектов интеллектуальной деятельности) и интенсификацией инновационной деятельности. Есть еще одна отличительная черта развития современных библиотек. В прошлом темп и качество функционирования разных библиотек не столь значительно отличались, как сейчас. Ныне в нашей стране существуют библиотеки, напоминающие подобные учреждения XIX в., и есть немало современных по всем параметрам библиотек, т.е. они, используя терминологию синергетики, находятся в разных темпомирах.
Характерная особенность развития современной библиотеки состоит и в том, что, с одной стороны, она посредством инновационных технологий пытается «встроиться» в изменяющиеся социум и культуру, включиться в информатизацию, с другой – сама выступает как объект внедрения инновационных технологий и фактор изменения и социума, и культуры.
Для доказательства многосторонности и комплексности инновационного развития библиотечно-информационной сферы коротко охарактеризуем его основные направления. Наиболее очевидные революционные изменения происходят в техническом оснащении и технологии библиотечно-информационной деятельности. В этом смысле библиотеки органически вписываются в процесс информатизации социокультурной и производственной сфер. Эти инновации изменяют саму библиотечно-информационную деятельность: возникают ее новые подвиды и формы, например сканирование как подвид комплектования, Интернет-обзоры как формы. Меняются и объекты деятельности, например появились сетевые ресурсы.
Технологические и технические изменения требуют пространственных преобразований в библиотеке. И они происходят: новые здания, коммуникации, реконструкция старых зданий, новое оборудование. Эти преобразования не только технологичны, они несут новую культуру. И очень важно, что они отвечают потребностям новых пользователей, как реальных, так и виртуальных, потому что их потребности тоже изменились. С одной стороны, изменившиеся пользователи подталкивают библиотеку к инновациям, с другой – изменяющаяся библиотека содействует расширению и углублению информационного и культурного потенциала пользователей, инновационным решениям в их работе, учебе и других сферах.
Таким образом, любая инновация сегодня «обрастает» другими инновациями, потому что требует решения целого комплекса проблем, которые, в свою очередь, предполагают инновационные решения. Это подчеркивает комплексность современного инновационного развития библиотек, что требует системности в управлении им.
библиотека инновация информационный управление
2. Инновации в управлении библиотечно-информационной сферой
В управлении библиотечно-информационной сферой также имеют место значительные инновации: изменяются взаимоотношения центр-регионы, заметна регионализация управления. Все это требует теоретического осмысления, современного нормативного обеспечения управления и других изменений. Инновационными становятся статусные параметры библиотек: подразделение их на федеральные, субъектов Федерации, муниципальные библиотеки, появление таких новообразований, как, например, АНО (автономная некоммерческая организация). Инновации в экономике библиотечно-информационной сферы проявляются в изменении финансирования (федеральное, субъектов федерации, муниципальное), развитии платных услуг, спонсорства, использовании тендеров и др.
Ярко проявляются инновации в менеджменте библиотеки (стратегический и ситуационный менеджмент, менеджмент качества, управление знаниями, формирование организационной культуры и др.), которые направлены на изменение не только организационной структуры библиотеки, ее технологии, нормирования, но и кадрового потенциала, человеческого капитала, на формирование инновационного мышления.
Изменения происходят и в оценке ролевых характеристик библиотек. В прошлом библиотеки выступали как хранилища, как научно-вспомогательные, культурно-просветительные, идеологические учреждения. Ныне библиотеки позиционируют себя как информационные центры, мультимедиацентры, культурные центры, центры правовой информации, экологического образования и просвещения, семейного чтения, а также как центры межкультурной коммуникации, обучения, общения, интеллект-центры и т.д.
Включая в число инноваций изменение роли библиотек, мы в известной мере выходим за рамки определения термина «инновация», расширяя его до любого изменения, в том числе социально-психологического. Такой подход имеет место и в профессиональной, и в непрофессиональной литературе. К тому же среди видов инноваций выделяют не только продуктовые, технологические, организационные, но и социальные. Ролевое позиционирование – часто лишь самооценка, и не всегда ясно, насколько она отражает реальные изменения библиотеки.
Более адекватно может показать характер изменений библиотек анализ их основных функций. Библиотеки возникли как институт социальной памяти, который собирает, проводит аналитико-синтетическую обработку, организует, хранит и предоставляет в пользование книги и другие документы читателям, пользователям. Если эти основные функции сохраняются, то и библиотека как социальный институт (или сегодня точнее сказать, как одно из учреждений этого института, наряду с архивами, музеями, крупными службами информации) сохраняется. Если же основные функции заменяются или проявляются частично, то библиотека перестает быть таковой, становится другим учреждением.
И вместе с тем, «люди по-прежнему создают информацию, которая должна соответствующим образом организовываться, храниться и распространяться. Им по-прежнему бывает необходимо найти созданную другими информацию и использовать ее для обучения, развлечения и других целей. Однако технология оказывает очень большое влияние на формы, в которых информация хранится и управляется».
Таким образом, в условиях развития информационного общества возможность изменений велика, прежде всего, потому, что письменная, полиграфическая культура, с которой была связана библиотека, в значительной мере вытесняется на периферию электронной, мультимедийной.
3. Перспективы развития библиотек в современном мире
В настоящее время происходит, как уже не раз было в истории, очередное перераспределение ответственности в сфере сбора, хранения, переработки и предоставления информации под влиянием ряда факторов, главные из которых – рост количества документов и появление их новых видов, нехватка площадей для хранения, изменение информационной технологии.
В свое время из учреждения, в котором хранились книги, картины, рукописные документы, монеты и др., выделились библиотеки, архивы, музеи, затем эти учреждения дифференцировались по видам документов, потребителям, тематическому, региональному направлениям и т.п. В 1960-1970гг. в России появились службы научно-технической информации, и среди них те, которые сосредоточились на работе с отдельными видами документов, что привело к некоторому ограничению сферы деятельности библиотек. В условиях информатизации появятся новые центры информации, в том числе по работе с определенными видами электронных документов (уже сейчас общероссийский фонд сведений об электронных изданиях собирает, обрабатывает, хранит и предоставляет научно-технический центр «Информрегистр» Минсвязи России).
Таким образом, зона ответственности за сбор, переработку, хранение и предоставление документов даже федеральных и центральных региональных библиотек постепенно будет сужаться. Конкурентоспособность библиотек может повыситься, если они будут действовать в рамках консорциумов, других объединений, как с библиотеками, так и с прочими центрами информации.
Реализация идеи распределенного библиотечно-информационного фонда на основе новых информационных технология может привести к тому, что собирателями, аналитиками, хранителями будут не все библиотеки, а только федеральные и центральные региональные (а также крупные службы информации). Остальные библиотеки получат возможность широко пользоваться обрабатываемыми в названных библиотеках традиционными и электронными документами, а также электронными документами архивов, музеев и др. Возможны, как представляется, следующие сценарии развития этих библиотек.
Первый сценарий развития предполагает, что основная деятельность библиотеки нацелена на организацию общения, культурных программ. Помимо пользования сетевыми ресурсами, библиотека хранит свои фонды, предоставляя их пользователям и применяя в культурной деятельности. Для повышения эффективности работы библиотека объединяет свои усилия (путем координации и/или кооперации) с местным музеем, клубом и в ряде случаев создает синтетический культурный центр. Библиотека может сосредоточиться на этнокультурных программах, на программах в помощь семье и пр.
По другому сценарию главную свою цель библиотека видит в предоставлении информации (универсальной, правовой, экологической и др.), в оказании справочных услуг (в том числе через Интернет), в создании аналитической продукции. Для реализации этой цели она использует коммуникационные технологии, в частности встречи со специалистами в той сфере, в которой ведет информационную работу. Библиотека активно заказывает электронные документы из библиотек, которые их обрабатывают, но сохраняет свой фонд. Библиотека рассматривает себя как информационный центр, как интеллект-центр.
В обоих сценариях участие в объединениях продуктивно для развития библиотек. Культурная и информационная концепции развития библиотек не противоречат друг другу. Они могут быть синтезированы, именно такой синтез осуществляется в национальных библиотеках, а также во многих центральных региональных библиотеках. Но не все библиотеки получат возможность развиваться по этим или другим близким (образовательный, мультимедийный центр и др.) сценариям.
При отсутствии финансирования некоторые филиалы ЦБС (если они сохранятся), могут из библиотек, собирающих и хранящих фонды и обслуживающих читателей, превратиться в своеобразных информационных брокеров, не имеющих своих фондов и получающих по мере необходимости документы из библиотек-фондодержателей в режиме реального времени для выполнения запросов пользователей, или в своеобразные клубы по интересам, в которых проводятся мероприятия, организуются картинные галереи, осуществляется коммуникативная и досуговая деятельность, но не на базе документного фонда.
Библиотеки предприятий, организаций, в том числе общественных, в ряде случаев (при наличии помещений) наряду с использованием электронных ресурсов сохранят фонд, но многие будут действовать либо как электронные библиотеки, либо как информационные брокеры.
Таким образом, число библиотек сократится, а оставшиеся диверсифицируют свою деятельность. Расширится круг учреждений, собирающих, обрабатывающих, хранящих и предоставляющих разные виды информации, и библиотеки окажутся одними из многих, возможно, со спецификой сохранения и предоставления изданий на разных носителях. Очевидно, что библиотеки, как и другие структуры общества, находятся на этапе инновационного развития со множеством вариантов.
. Инновационные находки Губкинской центральной городской библиотеки
Губкинские библиотеки активно включаются в современный инновационный процесс. Инновации присутствуют во всех сферах деятельности. Поэтому рассмотрим их на примере системы непрерывного образования персонала (это тоже инновационный термин).
Профессия библиотекаря требует постоянного пополнения и обновления знаний, умения претворять их в практические результаты видеть проблемы и находить их решения. Поэтому активно осваиваются компьютерные технологии, как локальные, так и в условиях Всемирной компьютерной паутины. Из 55 библиотечных сотрудников 50% имеют навыки работы на компьютере, 35% имеют навыки работы в Интернете.
Однако необходимо научить персонал перерабатывать и создавать новую информацию, отбирать и оценивать её, научить информационному общению и еще очень многому. Эту миссию взяли на себя сектор правовой информации, отдел комплектования и обработки, сектор технического обеспечения, краеведческий сектор. Они уже имеют опыт работы в Интернет, в областной информационной системе OPAC-Global, информационно-поисковой системе КонсультантПлюс, локальных программах Фотошоп, Corol и других. Сектор информационно-библиографической работы взял на себя объединяющую и координирующую функцию.
На базе сектора в помощь развитию технологичности профессионального мышления персонала работает школа информационной культуры библиотекарей. Она стимулирует познавательную активность обучающихся, программирует их дальнейшую самостоятельную деятельность по освоению Веб-технологий. Последнее ее занятие посвящено проблеме «Информационные ресурсы общества и информационная культура». В работе школы принял участие инженер-программист узла связи И.В. Носырев. Лабораторные занятия по работе с электронным каталогом и сводной электронной краеведческой картотекой провели ведущие библиотекари О.В. Рязанцева и М.А. Прасолова. Слушателями школы стали заведующие секторами, заведующие библиотеками и библиотекари, в библиотеках которых открыт Интернет.
Новым в обучении персонала стала практика стимулирования и обучения навыкам самостоятельного пополнения профессиональных знаний. Под руководством ведущих специалистов центральной городской библиотеки библиотекари готовят к защите реферат по заданной тематике. Темы на выбор сотрудников предлагаются в начале года, ставятся в план системы повышения квалификации и на одном из семинарских занятий происходит их публичная защита. Как это происходит, поясним на примере.
В современных условиях трансформации информационного общества в общество знания особую роль приобретают менеджерские качества библиотекарей. Умение грамотно комплектовать документные фонды библиотек и предложить их населению – основа успеха их деятельности. Поэтому тема занятия «школы библиотечного менеджмента» 2006 года была заявлена как «Система управления продвижением книги и чтения». Слушателям была предложена лекция заведующей методическим отделом Платоновой О.Я. «Новые типы управления в системе продвижения книги и чтения», затем была защита заранее подготовленных рефератов. На защиту выносится не более трех тем, с тем, чтобы была возможность их детально обсудить. На занятии «школы» защищались темы:
«Проектная деятельность библиотеки: опыт и перспективы». Уже два года под руководством заведующей методическим отделом ставится опыт работы детской библиотеки-филиала №6 по военно-патриотической программе «Слава россов не убудет». К участию в программе привлечены представители общественности: психолог со стажем практической деятельности более 30 лет, ветераны войны и труда, учителя истории. В начале пути методом творческих работ (рисование) было обследовано 40 подростков 12 лет из параллельных классов школы №2 на предмет их осведомленности в области событий Великой отечественной войны. Психологом были выявлены не только пробелы в знаниях истории (только 10% обследуемых смогли достоверно изобразить эти события), но и состояние психики подростков, проблему недостатка общения, душевного дискомфорта и равнодушия к общественной жизни. В течение года с одним из классов проводились массовые мероприятия военно-патриотической тематики, индивидуальные беседы рекомендательного характера, велось наблюдение за их чтением. Другая группа оставалась контрольной. Затем снова провели исследование, и оказалось, что работы детей, с которыми проводилась систематическая работа, выгодно отличались от работ детей из контрольной группы. Более того, у них улучшилось душевное состояние, активизировался интерес к жизни. Эта проблема и была темой реферата руководителя проекта Чугуевцевой О.В.
Проблему библиотечного сервиса информационных услуг Румянцева Н.В., библиотекарь II категории юношеской библиотеки, изучала под руководством заведующей сектором информационно-библиографической работы Андреевой Т.Л. Суворова Т.В., заведующая филиалом №3, самостоятельно изучала тему «Культурно-досуговая деятельность библиотеки как фактор продвижения книги и чтения». Рефераты по этим темам, также были предложены для обсуждения слушателям «школы».
Завершилось занятие практикумом по теме: «Создание отраслевых центров чтения муниципальных библиотек». Слушателями «школы» стали 20 человек, которые непосредственно занимаются обслуживанием читателей.
Заключение
Библиотека как социальный институт, возникший в глубокой древности, менялась в ходе своего развития. В ее деятельности, взаимоотношениях с обществом появлялись новшества, которые затем широко распространялись, становясь инновациями, которые со временем превращались в традиции
В настоящее время происходят революционные изменения в экономической, технической, социокультурной сферах. Это определяет и такие особенности современного этапа библиотечного развития, как комплексность внедрения новаций и рост числа инноваций.
Инновация рассматривается как «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами».
Инновационная деятельность определяется как «комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к реализации инноваций, внедрению инновационной идеи в производство и получение ожидаемого эффекта».
Инновации в экономике библиотечно-информационной сферы проявляются в изменении финансирования (федеральное, субъектов федерации, муниципальное), развитии платных услуг, спонсорства, использовании тендеров и др.
Таким образом, в современных условиях трансформации информационного общества в общество знания инновации особенно активно сказываются на менеджерских качествах библиотекарей. Инновационные процессы в губкинских библиотеках стали отражением веяний времени и задач, стоящих перед библиотеками в ходе общественных перемен.
Список использованной литературы
1.Арме В. Электронные библиотеки / В. Арме. – М.: ПИК ВИНИТИ, 2001.- 274 с.
2.Дворкина М.Я. Инновационная деятельность в структуре библиотечной деятельности / М.Я. Дворкина // Румянцевские чтения: материалы межд. конф. 2004 г. «Инновационные технологии и многообразие культур». – М.: Изд-во РГБ «Пашков дом», 2004. – С. 65-69.
3.Качанова Е.Ю. Инновации в библиотеках/ Е.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318 с. – (Серия « Библиотека»).
4.Матлина С.Г. Инновационное творчество библиотекарей в контексте социокультурной динамики: (Постановка проблемы) / С.Г. Матлина // Библиотековедение. – 1998. – № 2. – С. 39-53.
5.Отчет централизованной библиотечной системы г. Губкина за 2006 год.- Губкин, 2007.- 68 с.
6.Подходы библиотек к разработке нормативов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: #”justify”>7.Тищенко М.М. Общедоступные (публичные) библиотеки в системе местного самоуправления / М.Н. Тищенко. – СПб.: Профессия, 2006. – 368 с. – (Серия «Библиотека»).