- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,23 Кб
Инновационные технологии в шоу-бизнесе
Оглавление
Вступление
Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы
Реклама и PR через Интернет
Привлечение ресурсов с помощью веб-сайта
Проблемы использования современных технологий в сфере культуры
Использование новых носителей (мультимедиа)
Заключение
Список литературы
Вступление
К концу XX – началу XXI в. возникла, фактически, новая цивилизация, наиболее яркими проявлениями которой стали новые информационные технологии.
Персональные компьютеры и мультимедиа, видео и лазеры, CD и DVD, виртуальная реальность и голография, гипертекст и Интернет, медиадизайн и виртуальная реальность – все это за считанные годы прочно вошло в быт и сало необходимыми элементами современной культуры. С неизбежностью сказались информационные технологии и на творческой деятельности, на организации деятельности в сфере культуры и управлении ею.
Электронные и цифровые технологии обеспечили возможность синтеза на одном носителе и в единой технологии практически всех традиционных видов информации: текста, фото- и видео изображения, цвета. Звука, анимации.
Это открыло новые возможности хранения артефактов, трансляции и тиражирования информации: текстовой – художественной, специальной, научной, технической, справочной, управленческой и т.д.; иллюстративной – фотографий, репродукций, художественного дизайна и т.п. В свою очередь, Интернет обеспечивает доступ к этой информации круглосуточно и с любого места земного шара и ближнего космоса.
На этой основе возникли новые формы потребления услуг в сфере культуры, способов их оказания (экранная культура, электронные галереи, электронная коммерция и т.п.)
Возникли новые виды творчества. Речь идет не только о видео-арте, медиа-арте и медиа-дизайне. С помощью Интернета и мультимедиа человек получил новые возможности самопрезентации, возможность создать и творить свой образ, вступать с его помощью в новые отношения, создать новые условия работы, просто получить новые источники дохода.
Перспективы внедрения PR-технологий в учреждениях культурно-досуговой сферы
Технологии связей с общественностью, или PR-технологии – принципиально новое и еще не до конца осмысленное специалистами явление в управленческой системе современной России. И это не удивительно, ведь данное явление проникло в нашу страну сравнительно недавно – в годы перестроечных преобразований.
Как известно, в настоящее время больше всего внимания во всех отраслях социальной работы отводят управлению. Этот факт и обусловливает важность профессии менеджера как специалиста, способного организовывать управленческий процесс. Говоря же о работе менеджеров в учреждениях культуры, особенно следует уделить внимание работе по внедрению PR-технологий в культурно-досуговую деятельность в качестве способа привлечения внебюджетных средств, чтобы улучшить ситуацию с финансированием учреждений культуры и искусств.
Поэтому сегодня каждый руководитель учреждения культуры знает, что правильно организованный праздник – это не просто возможность заявить о своем учреждении, но и знакомство со спонсорами и, как следствие, привлечение внебюджетных средств. Это является одной из основных составляющих работы современного менеджера в практической реализации различных видов деятельности культурно-досуговых учреждений.
Для получения максимальной прибыли от проведения массовых мероприятий необходимо знание технологий их организации. Как оживить государственные праздники и привлечь к ним внимание? Как сохранить интерес к традиционным, народным праздникам? Стоит ли привносить в них что-то новое или достаточно использовать наработанные сценарии? Есть ли какие-то общие рецепты, «алгоритмы успеха» или все зависит от количества выделенных для данного события средств? С ответа на эти вопросы и начинается применение культурно-досуговых технологий.
Тем, кто занимается организацией праздника, хорошо знакома его оборотная сторона: кропотливые приготовления, многократные согласования, координация работы технических служб и творческих коллективов.
Для подготовки любого мероприятия организаторы пользуются определенными технологиями, направленными на решение конкретных задач и состоящими из последовательности приемов и техник. В истории их применения было время, когда их возводили в культ, но были и моменты абсолютного неприятия. Как показала практика, крайности не оправдывают себя. Технологии не должны быть жесткими: всегда следует оставлять место для творческой инициативы и свободы участников в использовании психологических механизмов, присущих шоу, – импровизации, соревновательности, многоплановости.
В развернутом виде технологическая цепочка менеджмента в сфере культуры осуществляется в шесть этапов:
принятие решения о проведении мероприятия;
планирование;
подготовка;
проведение;
анализ и контроль итогов.
Рассмотрим более подробно технологические этапы подготовки и реализации праздничной программы.
На первом этапе следует определить темы и формы проведения мероприятия, поскольку у каждого из них есть свои технологические особенности. Так, например, мероприятие в форме диспута принципиально отличается от театрализованного представления. Оргкомитет разрабатывает и утверждает программу мероприятия, распределяет обязанности, создает рабочие группы: творческую, организаторскую, техническую. Творческая группа готовит сценарий мероприятия. Многое зависит от режиссера, утверждением кандидатуры которого занимается председатель оргкомитета. Организаторская задача состоит в координации усилий всех заинтересованных сторон. В завершение председатель оргкомитета утверждает смету финансовых затрат.
Проведением рекламных и PR-акций занимается творческая группа. Ей предстоит продумать форму пригласительных билетов для VIP-персон и соответствующий ритуал мероприятия, изготовить афиши и буклеты. Хорошо срабатывает и тщательно продуманная легенда, изложенная простым и понятным языком – основная «приманка» предстоящего мероприятия, которая обязательно должна содержать:
историческую ссылку;
описание предлагаемого ритуала;
обобщающий комплимент приглашаемым – потенциальным участникам;
объяснение выгод для гостей и участников.
Наработан и определенный опыт PR-сопровождения в виде использования следующих приемов:
организация публичных выступлений для лидеров мнений;
составление и рассылка пресс-релизов;
подготовка и проведение пресс-конференций;
подготовка и проведение круглого стола с участием всех заинтересованных сторон;
разработка эскизов и изготовление сувенирной продукции;
подготовка цикла статей для СМИ;
организация передвижной или тематической выставки.
Также заранее можно объявить конкурс соответствующей тематики (например, сочинений) и провести творческий или обучающий семинар для организаторов. Очень важно также решить вопросы охраны, противопожарной безопасности, еще раз обратить внимание на наличие указателей и схем движения, подготовить штат сопровождающих для VIP-персон. Также стоит заранее побеспокоиться о присутствии на мероприятии медработников.
На этапе реализации стоит помнить о нескольких важных моментах:
активно вовлекать в действие и зрителей, и участников;
представить всех уважаемых гостей праздника и предоставить им слово;
устроить эффектную церемонию закрытия, о которой участники будут помнить до следующего праздника (классические примеры – плачущий Олимпийский Мишка на воздушном шаре, гашение огня, спуск флага);
назначить дату нового праздника (таким образом делается шаг к основанию традиции и приобретению друзей мероприятия).
На этапе анализа необходимо провести «разбор полетов» среди организаторов и исполнителей:
зафиксировать полученный опыт;
выявить отношение к мероприятию зрителей и выступающих;
отметить всех организаторов и исполнителей;
подвести финансовые итоги.
О последних следует сказать отдельно. Нужно не просто подсчитать затраты на мероприятие и оформить отчетную документацию. Целесообразно рассматривать и те многочисленные факторы, которые работают против праздника: непродуманные заявления властей, отрицательные стереотипы в сознании граждан, недостаточность информации и др.
Последний этап – подведение итогов мероприятия. В ходе обсуждения целесообразно сделать вывод о перспективности его проведения в данной форме и принять решение о продолжении дела или отказе от дальнейшей реализации идеи.
Таким образом, можно сделать вывод: на современном этапе формирование социально-культурной среды невозможно без использования правильно подобранных и внедренных в деятельность культурно-досуговых учреждений PR-технологий, так как на сегодняшний день они являются необходимым и основным инструментом в работе менеджера. Ведь достижение успеха во многом зависит от правильности использования инновационных технологий, внедряемых учреждениями культуры для наиболее полного удовлетворения интересов и запросов различных категорий населения.
Реклама и PR через Интернет
relations – специфический сектор менеджмента, направленный на создание благоприятной и доброжелательной социальной среды деловой активности. В современных менеджменте, предпринимательстве, политике, административной работе public relations (PR) все более и чем дальше, тем более явно, выходит на первый план, а владение технологией PR становится одним из основных требований к компетентности современного делового человека (предпринимателя, менеджера, политика и т.д.).
Рекламная и PR-информация составляют львиную долю (до 84%) бизнес информационных ресурсов, представленных в Интернете.
Обычно на Web-сайтах организаций, учреждений и фирм предоставлена традиционная информация: сведения о фирме, характеристика и результаты работы, некоторые перспективные программы и проекты, рекламные материалы. Это самое простое решение: подготовили публикации, релизы, издали брошюру, отсняли фото- и видеосюжеты, имеется электронная версия – вот и вывешивается она в сеть. В этом случае используется только малая возможность Интернета, который, по образному выражению одного специалиста, «для рекламы и пиара – все равно, что вагон шоколада для малыша». Действительно, использование возможностей далеко отстает от технического развития Интернета, потенциал которого на порядок больше, чем простое использование электронных версий традиционных видов информации.
Мультифрэминг, развлекающая анимация, виртуальная реальность, реал-аудио, мультимедиа – да еще и в интерактивном режиме, в реальном времени – все это создает колоссальные перспективы продвижения организации и ее деятельности.
Для целей PR Интернет открывает исключительные возможности:
·Возможности быстрой и дешевой коммуникации с любыми адресами, обеспечиваемые электронной почтой (e-mail);
·Поиск необходимой информации. С помощью поисковых машин можно легко и быстро найти практически любую информацию, необходимую для анализа и принятия решения;
·Постоянная (круглосуточная) связь. Наша информация доступна все 24 часа каждые из 365 суток в году: "солдат спит – служба идет";
·Общедоступная связь. Наша информация доступна любому пользователю с любого места земного шара и ближнего космоса;
·Глобальная аудитория. Можно находиться в контакте с неограниченным количеством абонентов;
·Быстрая (мгновенная) связь. Контакт может протекать в режиме реального времени;
·Избирательный контакт. Можно выходить на контакт с такими адресатами, которые нас интересуют;
·Интерактивная связь. Обратная связь обеспечивается в оптимальном режиме – вплоть до реального времени;
·Полный контроль над содержанием и подачей информации, не завися от журналистов;
·Возможность прямых продаж товаров и услуг, в том числе – информационных;
·Оперативность и гибкость в подаче и замене информации;
·Интенсивная подача информации за счет мультимедийного эффекта: сочетания текста, цвета, звука, изображения, да еще в интерактивном режиме;
·Дешевизна. Поддерживать сайт стоит не больших денег, но всяко дешевле, чем типографские услуги, почтовые расходы на рассылку, затраты на канцелярские принадлежности и т.д. При этом расценки на электронные коммуникации постоянно снижаются.
Так, несколько лет назад в Санкт-Петербурге появился информационный сайт о театральной жизни города: информация о премьерах, материалы экспертов и, конечно же, месячная афиша в раскладке по театрам и по датам. Вскоре через эту афишку можно было выходить на программки спектаклей, через них – получать фотографии артистов, занятых в этих спектаклях. Затем это меню было дополнено планировкой зала. Напрашивался следующий шаг, который и был сделан, – электронный заказ и продажа билетов. В результате возможность приобрести или бронировать билеты получили не только жители города, но и жители других городов и стран, собирающиеся посетить Санкт-Петербург.
Привлечение ресурсов c помощью веб-сайта
Главный ресурс в сфере культуры – общность интересов, их активизация, актуализация и мобилизация. И современные информационные технологии дают невиданные ранее возможности привлечения и консолидации средств, ресурсов и специалистов.
Однако речь идет о привлечении не только творческих ресурсов. Информация о потенциальных донорах, грантах в наши дни легко и просто собирается через Интернет. На сайтах грантораздающих фондов и организаций (отечественных и зарубежных) содержится не только информация о программах и сроках подачи заявок, но сами формы заявок.
Иначе говоря, Интернет и электронная почта дают возможность подключения к глобальным ресурсам. Более того – возможность самим предстать в общемировой сети информации, открывая перспективы для сотрудничества с нами всем желающим. Для того, чтобы заинтересоваться сотрудничеством с ними, надо чтобы о нас знали.
Формы подачи информации о фирме в Интернете обычно связаны с созданием Web-site или нескольких специализированных сайтов – от простых страничек (home pages) до масштабных серверов. Меню такого сайта обычно содержатся: собственно страничка, отраслевая информация, продажи, поиск и различная помощь. На фирменном сайте могут находиться также электронное бюро информации, ориентированное на обслуживание прессы, библиотека или также архив информации о фирме (публикации, релизы, брошюры и т.д.), различные базы данных с доступом по паролю или по подписке. Использование электронных сайтов позволяет сократить выпуск печатных материалов зачастую более чем вполовину и сократить расходы на изготовление фотографий, распечатку текстов и почтовые расходы.
Информация, содержащаяся на сайте фирмы, достаточно традиционна. Обычно это тексты (ситуация особенно характерная для русского сектора Интернета): релизы, справки, новостные материалы, публикации, брошюры, листовки и прочие рекламные и справочно-информационные материалы. Посетителям сайтов предлагается информация о сферах и видах деятельности фирмы, истории ее развития, месте в различных отраслевых рейтингах. При этом используются также таблицы, графики, фотографии. То есть, преимущественно речь идет о материалах, которые традиционно используются в традиционных PR.
Полноценный контент должен содержать:
-общие сведения о фирме;
-информацию по направлениям деятельности;
новости;
гостевую книгу;
форум;
чат;
вопросник анкеты;
архив (фото и др. материалов);
интернет-магазин;
биржу вакансий;
рекламу;
конкурсы;
ссылки на другие ресурсы;
информацию о контактах.
Начинать формирование фирменных Интернет-ресурсов имеет смысл с простейшей странички и дальше развивать их по стратегической линии: сайт – сервер-портал.
Первым шагом полезно разделить презентационный сайт и электронный магазин с системой взаимных ссылок. На начальных стадиях, да и потом тоже, полезно использовать чужие сайты с системой перекрестных ссылок и рекламных баннеров.
Проблемы использования современных технологий в сфере культуры
Что нужно делать для эффективного использования новых технологий в современной российской сфере культуры?
1.Обеспечение современной компьютерной базы. Следует помнить, что наиболее продвинутые участники мирового процесса (например, университетские, научные и медиацентры в США, где сосредоточено почти 80% мировых электронных ресурсов) пользуются «Макинтошами», а не привычными нам IBM PC.
2.Подключение к Интернету. В этой связи некоторые проблемы создает использование кириллицы. Рунет – русскоязычный сектор Интернета – постепенно превращается в своеобразное культуральное сетевое гетто, грозя представить российскую культуру в сети некоей новой Атлантидой. Поэтому выход к мировым информационным ресурсам предполагает их подачу как минимум на двух языках – русском и одном из главных европейских языков, преимущественно – английском.
.Приобретение новой компетентности работниками – с помощью переподготовки и повышения квалификации. Установление необходимых контактов с партнерами.
.Наработка информационных баз данных (ИБД).
.Использование новых носителей (мультимедиа).
.Создание локальных и региональных информационных электронных сетей.
.Создание информационно-маркетинговых центров. *
Использование новых носителей (мультимедиа)
культурный досуговый реклама фотография
Фотография
Роль хорошей фотографии в PR велика. Фотоматериалы резко повышают привлекательность и эффективность печатной продукции (в качестве иллюстраций, оформления и т.п.), отчетных материалов, рекламы, подготовки заявок, проектов и программ. Без фотографий немыслим архив фирмы, оформление истории (летописи) фирмы. Однако, это относится именно к хорошей фотографии. Лучше обходится совсем без фотоматериалов, чем использовать плохие – они столь же резко снижают уровень и эффективность действий и материалов, в которых используются.
Добротный фотоархив – забота именно организаторов фирмы. И очень важно, чтобы фотоматериалы были такого качества и уровня, чтобы их можно было использовать многофункционально: для материалов, готовящихся в типографии, для демонстрации по ТВ, рассылки, передачи в органы печати, органы власти, зарубежным партнерам, в качестве памятных подарков и т.д., и т.п. Короче говоря, фотографии должны быть выполнены профессионально, желательно, чтобы это были цветные фотоматериалы.
Еще лучше иметь фотоматериалы в виде цветных слайдов. Их можно использовать в различных акциях (от пресс-конференций до праздников и приемов), подготавливать тематические слайд-фильмы, использовать в работе с персоналом, в повышении квалификации. В этом случае значительно упрощаются проблемы подготовки высококачественной печатной продукции (вам не надо заказывать и оплачивать дополнительную дорогостоящую съемку и изготовление тех же слайдов).
Новые фототехнологии открывают дополнительные возможности применения фотоматериалов. Так, использование 24-миллиметрового формата и технологии APS (усовершенствованной фотосистемы) в целом дает возможность выводить снимки на компьютерный дисплей без сканера. А использование "цифровой" фото-технологии, оставляющей от традиционного фотодела только оптику, обеспечивает не только высококачественную съемку, но и непосредственное введение снимков в компьютер, хранение их там и передачу снимков по компьютерным сетям без ущерба для качества, быструю подготовку рекламных, буклеточных и других материалов с использованием изображений, подготовки интерактивных мультимедиа. Цифровая фотография стремительно вытесняет традиционную аналоговую, за которой, очевидно останется некоторая ниша художественной фотографии, но из деловой и бытовой сферы она, по-видимому, будет вытеснена весьма быстро. По крайней мере, в 2000 году продажа цифровых фотокамер в Японии превысила объем продаж обычных фотоаппаратов.
Фотосъемка, в принципе, должна сопровождать все сколь-нибудь значительные события в жизни фирмы: освоение нового оборудования, новых видов продукции, товаров и услуг, развитие материальной базы, приемы и праздники, официальные встречи и переговоры, поездки делегаций, пресс-конференции и выставки, благотворительные акции и т.д., и т.п. Обязательным условием современного менеджмента является использование в ряде материалов (вплоть до заявок и бизнес-планов) личных фотопортретов руководства и ответственных работников. Само собой разумеется, что необходимо иметь фотоматериалы по образцам продукции фирмы, видов ее деятельности, фотографии производственных помещений, зданий, офиса фирмы.
Однако не всегда фирма может содержать в постоянном штате квалифицированного фотографа (стоит еще раз напомнить, что любительская съемка – дилетантизм – скорее во вред, чем на пользу), приобрести все необходимое оборудование и инвентарь. Да наверное, в этом и нет необходимости, потому что имеется достаточно много организаций, ателье, агентств, кооперативов, готовых оказывать подобные услуги – помимо прочего, это позволяет заказчику выбрать мастера в зависимости от особенностей ситуации, предмета съемки.
Заключая договор с организацией или мастером на подобные услуги, не следует жестко навязывать свое видение. Профессионалу съемки объектов, фоторепортажей стоит доверять. Другое дело, что заказчик должен четко и ясно изложить задачу, создать фотографу все необходимые условия (вплоть до выделения сопровождающего, построения мизансцен для съемки и предоставления полной свободы во время съемок), а потом уже вести жесткий отбор по сделанным пробным отпечаткам – тут уже можно ставить условия дополнительного кадрирования, ретуши и т.д. Важно, чтобы по условиям договора распоряжаться фотоматериалами, в том числе – негативами, можно было только с ведома заказчика.
На получении готовых фотоматериалов дело, однако, не заканчивается. Необходимо подготовить их к хранению в фототеке (фотоархиве, слайдотеке). Каждый материал должен сопровождаться его описанием: тема отснятого материала, кто и что изображено на снимке, дата, место съемки и т.д. Без такого описания фотоматериалы утрачивают свою ценность, а то и смысл.
Кино- и видеоматериалы
Помимо фотографии и слайдов в практике PR играют роль и кино-видеоматериалы: диафильмы, кинофильмы и киносюжеты, видеофильмы, видеоролики. Помимо непосредственного использования в акциях PR, они могут (вместе с фотографией) стать базой для создания собственной системы кабельного ТВ, мультимедиа.
Принципиально новые возможности дает цифровое видео, которое столь же стремительно вытесняет аналоговое видео, как и цифровая фотография – традиционное, поскольку непосредственно технологически связано с современными информационными технологиями – Интернетом и мультимедиа. В октябре 1999 г. Ассоциация потребительской электроники США объявила о продаже десятимиллионного проигрывателя DVD (Digital Versatile Disc). Это означает, что из всех современных аудио- и видеоносителей формат DVD оказался самым быстрораспространяющимся по планете. Минимальная цена на DVD-проигрыватель сейчас составляет$200. что вполне сопоставимо с ценой обычного видеомагнитофона. Этот формат уже интегрирован в новейшую технику XXI века: он используется в игровых консолях, в персональных компьютерах, домашних кинотеатрах, переносных системах.
Все, что было сказано о подготовке материалов, относится в полной мере к подготовке и использованию кино-видеоматериалов, может быть, даже в большей степени. Это также должны быть материалы высокого качества (снятые бытовой видеокамерой материалы не могут быть переданы на телевидение) и сделанные профессионально. Такую работу тем более целесообразно заказывать в агентствах и организациях, обеспечивающих высокий профессиональный стандарт. Следует только особо тщательно сформулировать условия договора (календарный план, права сторон, требования к итоговым материалам и т.п.). Опыт показывает, что более целесообразно заказывать не полностью готовый видеофильм или ролик, а именно материалы – с тем, чтобы собственником всех материалов был заказчик, а также для возможности их многофункционального использования.
Новый формат звукозаписи
Современный музыкальный рынок все активнее переходит в плоскость МР3: глобальная сеть предоставляет широчайший выбор музыки на любой вкус – достаточно только нажать кнопку «download». В этих условиях продолжают существовать не только крупные игроки рынка, но и небольшие независимые компании, которые пристально следят за передовыми технологиями и принимают самое непосредственное участие в распространении новейших и наиболее качественных форматов звукозаписи, ведущим из которых на сегодняшний день является формат SACD (Super Audio Compact Disc).
Множество людей покупает многофункциональные DVD- проигрыватели, которые поддерживают формат SACD (DSD), однако большинство купивших даже не догадываются об этом. Когда люди слушают супераудио-, и особенно многоканальные записи, они убеждаются в высоком качестве звука и соответствующем эмоциональном эффекте. Россия, с ее культурой прослушивания классической музыки хорошо примет эти технологии, позволяющие получать от музыки еще большее удовольствие. Новый формат имеет значительные преимущества по сравнению с обычными CD. В процессе записи звук сканируется, и производится его цифровая копия. Когда появился формат CD, использовались технологии и объемы хранения информации, существовавшие в то время. Тридцать лет спустя появилась возможность сканировать звук с частотой в 2,8 миллиона в секунду против прежних 44тысяч в секунду. В отличие от CD-формата, который может хранить 650мегабайт информации, SACD использует DVD-технологии и, таким образом, хранит до 4,75 гигабайт. Иначе говоря, новые возможности сканирования звука, подобно картинке с более высоким разрешением, позволяют ощутить мельчайшие детали, краски, рисунки, испытать новые эмоции.
Процесс звукозаписи SACD более дорогостоящий. Потому что необходимы специальные конвертеры, компьютерные программы, большие объемы хранения информации. В настоящее время производством занимаются всего 4 завода. «Украсть» содержимое слоя SACD практически невозможно. Данные зашифрованы особым образом и считываются только специальными проигрывателями.
Несомненно, придет время, когда можно будет скачать информацию, записанную в этом формате. В будущем, безусловно, появятся карты памяти или будет возможно прослушивать записи в режиме on-line на сайтах. SACD – это просто такой носитель, который позволяет хранить информацию, записанную в этом формате DSD (direct strem digital) и хранит около 13 гигабайт незашифрованной информации, из которых 4,75 гигабайта попадает на диск. Так, что если в будущем появится программное обеспечение, позволяющее разархивировать этот формат на компьютер, а также специальные звуковые карты, нам уже не нужен будет обычный CD. Хотя, разумеется, всегда будут люди, которым больше по душе реальный диск. Который можно раскрыть, почитать буклет и поставить на полку!
Заключение
Продюсер должен уметь все!
В этой профессии не помешает опыт работы монтером, осветителем, грузчиком, актером и режиссером. Необходимо знать досконально, буквально изнутри, как работает телевидение, как снимается кино, как ставится пьеса. Необходимо знать сколько стоит ПТС, сколько – световое оборудование для площадки, сколько – конкретный режиссер или оператор.
В современной действительности, в век быстро развивающихся технологий, продюсер еще и обязан следить за всеми инновациями в сфере шоу-бизнеса и не только реагировать на их появление и осваивать, но и уметь применять их в своей деятельности. Сегодня это немаловажная, а скорее одна из самых важных составляющих успеха.
Список литературы
1.Бабков В. Музыкальное и театральное продюсирование. ART-менеджер М. 2008 – 634 стр.
2.Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы. Издательство Михайлова. СПб 2002 – 319 стр.
.Справочник руководителя учреждения культуры. Культурно-досуговые технологии: Организация массовых мероприятий как способ привлечения внебюджетных средств. 2004.-№4.- 39 стр.
.Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. Издательство «Лань» 2003 – 528 стр.
.Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. СПбГУКИ 2003 – 428 стр.