- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,69 Кб
Йохан Хейзинга: ‘В тени завтрашнего дня’
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат
На тему: Йохан Хейзинга: «В тени завтрашнего дня»
Москва, 2014 год
Оглавление
Введение
.Страхи и ожидание кризиса
2.Культура и условия ее существования
.Симптомы духовного недуга
.Надежды и прогноз будущего
Заключение
Список использованных источников
Введение
Йохан Хейзинга (1872-1945) – голландский историк, профессор и теоретик культуры. Мировую известность, получил благодаря, трудам по культуре западноевропейского Средневековья и Возрождения («Осень средневековья-1919, «Эразм и век Реформации»-1924) и по философии культуры («Homo ludens» – «Человек играющий»-1938) и др. В своих работах он предлагает свое видение истории культуры, проводит исследование мировых культур отдаленных эпох, изучает и диагностирует проблемы современной культуры. В них просматривается особенный способ познания и выявления настроений и мировоззрения эпохи, который автор достигает через полное погружение в духовную суть исторических событий. На первый план выдвигает понятие культуры и личности, как целостность отдельной эпохи.
Труды Й. Хейзинга внесли значительный вклад в разработку концепции развития мировой культуры и критическому анализу современной эпохи. Взгляды ученого формировались в период распространения фашисткой идеологии, которая предопределила специфику теоретических и культурологических концепций.
Известный трактат первой половины ХХ в. Йохана Хейзинга «В тени завтрашнего дня», имеющий подзаголовок «Диагноз духовного недуга нашей эпохи», был опубликован в 1935г. В основу книги положен доклад, прочитанный автором накануне в Брюсселе. Работа «В тени завтрашнего дня» стала известной как в Нидерландах, так и за ее пределами. Многократно переиздавалась, была переведена на многие языки мира. Однако русскоязычный читатель смог познакомиться с книгой только в 1992 году.
Работа над книгой совпала с тоталитарным режимом Германии, который представлял угрозу духовным ценностям и моральным основам западного мира. В ней Й. Хейзинга описывает кризис и упадок современной культуры, отождествляя ее состояние с духовным недугом. Поднимает вопросы, которые актуальны и в наше время: размышления о судьбах культуры, взаимоотношения культуры с властью, кризисе духовности, умонастроениях и жизненных ценностях современного общества.
.Страхи и ожидание кризиса
Работу над трактатом «В тени завтрашнего дня» Й. Хейзинга начинает с описания настроений, грозящие миру гибелью, страхом перед будущим, ожидания перемен и наступление острого гибельного кризиса культуры, осознаваемых значительным числом людей. Проблемы национальных меньшинств, установление новых государственных границ, немыслимые экономические условия жизни – все это может стать предпосылками к началу апокалипсиса. Проводит сравнение различий в восприятии обществом кризисных ситуаций в нынешнее время и в прошлые эпохи и приходит к выводу, что потрясения были не менее значительными, однако чувства грозящего краха всей цивилизации не были такими распространенным, как теперь. Эти различия связывает с появлением возможностей в нынешнее время придавать публичности процессов, происходящих в мире. Ожидание масс мгновенного переворота в предыдущие времена «оно должно вот-вот наступить, достаточно лишь понять свои ошибки, рассеять недоразумения и обратится к добродетели», противопоставляет появлению в современном обществе знаний, наук, истолковывающие все естественное и все человеческое, как итогом взаимозависимых и долговременных сил. Однако важнейшим различием современного общества, по мнению автора, состоит в появление способности достойного оценивания заслуг прошлых эпох и осознания того, что всеобщего пути назад нет.
.Культура и условия ее существования
Й. Хейзинга посвящает отдельную главу для определения понятия слова «культура» и выделяет основные условия культуры, наличие которых говорит о существовании ее как феномена:
) Равновесие духовных и материальных ценностей, при котором различные сферы культурной деятельности находятся в гармонии;
) Ориентированность общества на идеал, выходящий за рамки индивидуального и означающий для носителей этой культуры благо;
) Господство над природой, что означает овладение человеческой природой, и что заставляет функционировать в качестве жизненного принципа понятия долга и служения.
Таким образом, на основании перечисленных особенностей культуры автор дает определение: «Культура как направленная позиция общества дана тогда, когда подчинение природы в области материальной, моральной и духовной поддерживает такое состояние общества, которое выше и лучше обеспечиваемого наличными природными отношениями, отличается гармоническим равновесием духовных и материальных ценностей и характеризуется определенным идеалом, гомогенным в своей сущности, на который ориентированы различные формы деятельности общества».
Однако в современном мире отсутствует то равновесие между духовными и материальными ценностями, которое автор считает важнейшим условием культуры. Диспропорции наблюдаются в разных сферах жизнедеятельности человека: разлад в политической, семейной жизни, интеллектуальное перепроизводство (книгопечатание, радио) и дивергенция мысли, перепроизводство товаров и наличие нужды, безработицы. Жизнь в современном мире опровергает мысль об истинном равновесии.
.Симптомы духовного недуга
Особое внимание Й. Хейзинга уделяет кризисным явлениям в культуре, описываемые как симптомы духовного недуга. Для их выявления автор исследует различные ее области. Одной из областей, куда проникает кризис, является наука, так как материально-технический прогресс опережает духовно-нравственное развитие человечества. Хейзинга считает, что наука приблизилась к пределам познаваемого разумом. «Мысленно представим себе современное состояние всех наук и сравним его с тем, что было полвека назад, то нельзя будет сомневаться ни минуты, что движение науки означало прогресс, подъем, улучшение». В то же время Хейзинга утверждает, что именно бесперебойный, позитивный прогресс привел научную мысль в состояние кризиса, выход из которого требует консолидации науки в такой степени, чтобы стать источником культуры.
Что касается двух великих достижений современной культуры – всеобщего образования и современной гласности, которые должны поднимать культурный уровень – они наоборот способствуют вырождению и упадку. Обществу преподносятся различные знания, но они не осмысливаются в жизни и тормозят работу мысли, что ведет к маломудрию.
Хейзинга также отмечает снижение потребности в критике. Он подчеркивает наличия изменений в соотношениях различных функций науки, появление органических изъянов у поставщиков и потребителей знаний, злоупотреблений средствами науки. Хейзинга указывает на то, что наука, отказываясь от моральных норм, готова отдать себя в услужение власти и технике, толкаемой корыстью, готова все свои достижения подчинить разрушительной цели. Отмечает, что носители грядущей культуры, не считают нужным думать и знать, они предпочитают жить и действовать. Такая жизненная позиция рождает кризис культуры – конфликт между «знать» и «быть».
Еще один аспект кризиса – это культ жизни. Происходит обесценивание бытия с точки зрения снижения жизненных ценностей, возрастает стремление к комфорту и удовлетворению своих желаний. В достижение обеспеченности жизни – появляется настоящий культ. Хейзинга усматривает ориентацию в философии жизни, которая ставит существование выше познания.
Хейзинга отмечает также, что происходит упадок моральных норм, чему посвящает отдельную главу. В которой выявляет различия между нравственностью и этикой, теорией и практикой общественной жизни в разные культурные эпохи.
Особые явления происходят в области искусства, которое автор считает универсальным языком культуры. Усиление иррационализма и субъективизма приводят к потере его общедоступности и интереса широких масс. Неустанная тяга к оригинальности в искусстве – это одна из зол современности.
Для описания важнейшего недуга современной эпохи Хейзинга использует термин «пуэрилизм». Пуэрилизмом автор описывает неразвитое, полусерьезное и неиндивидуализированное сознание общества, в котором эмоции перевешивают разум. Пуэрилизм, по мнению Хейзинга, проявляется в серьезной и важной деятельности, но пронизанной игровым качеством и в деятельности, которая считается игрой, однако теряет признаки игры из-за способа своей реализации. Совмещение сфер игровых и серьезных элементов культуры имеет пагубные последствия. Несерьезное отношение к труду, долгу, жизни с одновременным признанием серьезности занятий, которые объективное суждение назвало бы пустыми, ребяческими. В этом смешении Хейзинга выделяет один из главных недугов нынешней культурной эпохи.
Таким образом, Хейзинга заключает, что общество проживает серьезный культурный период с комплексом опасностей, которые угрожают современной культуре.
.Надежды и прогноз будущего
Описав кризисные симптомы недуга, Хейзинга пытается сделать прогноз на будущее. Автор задается вопросом, к чему приведет духовное обнищание цивилизации, и каким будет мир завтра Он уверен, что сегодняшний мир не может вернуться на прежний путь. Однако автор убежден, что мир приближается к развязке, так как дальнейшее развертывание нынешней культуры не способно принести людям счастье и улучшение в жизни.
В описании надежд на спасения от недуга Хейзинга утверждает, что появление нового всегда зарождается внутри старого, и не следует торопить историю. Значительные повороты в человеческих отношениях происходят в форме, отличной от той которую воображало себе предшествующее поколение.
Не стоит возлагать надежды на достижения в науке и технике. Они не принесут спасение культуре, так как общество уже достигло того уровня, которое способно разрушить мир. Устройство социальной жизни, упорядочивание деятельности государства могут упрочить базис культуры, но не излечить от кризиса. Объединение религий возможно, но не диктатом, а добровольным принятием общей воли и преображением зла в добро. Однако все это являются внешними факторами. Для выздоровления и обновления духа, необходимо очищение самого индивидуума, а также изменение духовного состояния человека.
Духовное очищение Хейзинга видит через самопожертвование, поэтому возлагает большие надежды на молодое поколение. На них возлагаются обязанности выносить суждения, действовать, выбирать и трудится, а также стоит задача овладеть и управлять миром и не дать ему погибнуть в хаосе, а пронизать его духовностью, отдаваться служению и лишениям, совершать поступки и жертвовать собой. С этой надеждой об возможном исцелении духовности современного общества Хейзинга заканчивает трактат «В тени завтрашнего дня», тем самым доказывая, что является оптимистом.
Заключение
Работа Й. Хейзинга « В тени завтрашнего дня» направлена на критику массовой культуры и господствующего типа личности. В ней ученый проводит анализ состояния культуры второй четверти ХХ века через исследования науки, искусства, личности и морали. Пытается обнаружить корни духовного кризиса и выделяет основные условия спасения духовности.
Однако следует отметить, что кроме читательского интереса и признания широкой публики, работа «В тени завтрашнего дня» подверглась критике со стороны ученой среды. Основанием для упреков послужило то, что в описании кризисных явлений культуры, ученый не анализирует социальные и экономические основания преодоления кризиса культуры и личности, всю проблему он сводит к восстановлению в человеке личностного, индивидуального начала. Автора также упрекают в том, что поиск решений преодоления кризиса он ограничивается в рамках христианского мировоззрения.
Воссоздание исторических процессов мировой культуры является одна из дискуссионных проблем науки. Существуют различные точки зрения ученых на процесс развития культуры: одни разделяют историю культуры и гражданскую историю, другие утверждают, что никакой истории культуры нет, есть одна история.
Делая вывод, можно сказать, что уникальность работ Йохана Хейзинга состоит в особом видении исторических процессов, нового взгляда на кризис западной культуры, определение основных условий ее существования и указание причин самого кризиса.
Список использованных источников
йохан хейзинга культура духовный
1)Аверенцев С.С. Культурология И. Хейзинга // ВФ. 1969, №3.
2)Иконникова С.Н. История культурологии: идеи и судьбы. – СПб,1996.
)Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня, Человек и культура, Затемненный мир / перевод Сильвестеров Д.В.- СПб: Иван Лимбаха, 2010. 456 с.
)Хестанова И.В. Путь. Международный философский журнал. //1994. №5. С. 212-219.