- Вид работы: Доклад
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 4,94 Кб
Искусство Двуречья конца 4-го – 3-го тыс. до н.э. (государства Шумера и Аккада)
Искусство Двуречья конца 4-го – 3-го тыс. до н.э. (государства Шумера и Аккада)
шумер культурный племя мозаика
Во второй половине 4-го тыс. до н.э. в плодородных равнинах Южного Двуречья возникли первые города – государства. Главными из них стали города Шумера. В них выросли первые памятники монументального зодчества, расцвели связанные с ними виды искусства – скульптура, рельеф, мозаика, различного рода декоративные ремёсла. Культурному общению разных племён активно содействовало изобретение шумерийцами письменности, сперва пиктографической, а затем и клинописи. Они писали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые потом обжигались на огне.
Каждый город почитал своих богов. Каждому из божеств посвящался свой храм, который становился центром города-государства. Первыми мощными сооружениями Шумера конца 4 тыс. до н.э. были так называемые «Белый храм» и «Красное здание» в Уруке. Прямоугольные в плане, лишённые окон, со стенами, расчленёнными в Белом храме вертикальными узкими нишами, а в Красном здании – мощными полуколоннами, простые по своим кубическим объёмам, сооружения эти чётко вырисовывались на вершине насыпной горы. Они имели открытый внутренний двор, святилище, в глубине которого помещалась статуя почитаемого божества. Белый храм получил своё название за побелку стен. Красное здание было украшено разнообразным геометрическим орнаментом из глиняных обожжённых конусообразных гвоздиков «зигатти», шляпки которых окрашены в красный, белый и чёрный цвета. Издали этот орнамент, сливаясь, приобретал единый мягкий красноватый оттенок.
Особую роль играла мозаика, инкрустация из самоцветов, перламутра и раковины, широко применявшиеся в украшении стен, колонн, статуй. В употребление вошла также отделка колонн листовой медью, включение рельефных композиций. Храм богини – «матери всех богов» и «богини лесистых гор» Нинхурсаг, – воздвигнутый близ города Ура в середине 3-го тыс. до н.э., отмечен целым рядом подобных нововведений. Над прямоугольным входом в храм располагался навес, опирающийся на тонкие деревянные столбы, обитые медью и украшенные вкладками из перламутра, самоцветов, асфальта. Стены храма, помимо вертикальных ниш, были расчленены и по горизонтали лентами мозаичных фризов. Карниз храма был украшен узором из керамических гвоздиков, шляпки которых были выполнены в форме цветов с красно-белыми лепестками. Верхний фриз также включал мозаичные изображения белых голубей, выполненные по шиферному фону, нижний фриз состоял из медных фигур бычков. Вход был обрамлён двумя деревянными фигурами львов – охранителей. Они были покрыты медными листами, а глаза и языки инкрустированы цветными камнями. Над входной дверью помещена медная прямоугольная пластинка, на которой изображались рельефные фигуры львиноголового орла Имдугуда, прочно держащего лапами двух оленей – своеобразный символ власти божества над всеми обитателями лесистых гор и долин. Уподобленный горной вершине, он высился на платформе и террасе, нижняя из которых, по площади насчитывала 32×25 метров.
В 3-м тыс. до н.э. в Шумере возникли зиккураты. Они состояли из несукольких убывающих кверху трапециевидных огромных платформ. Верхняя площадка увенчивалась небольшим святилищем. От древнейших времён до нас дошли в руинах лишь несколько древних башен. Лучше всего сохранились зиккураты Элама (в Чога-Замбиле) и Борсиппы (близ Вавилона). Ныне частично отреставрирован и один из самых дренвнейших зиккуратов в Уре конца 3-го тыс. до н.э. Теперь видна лишь одна его нижняя терраса. Площадь огромной усечённой трапеции занимает 65×43 метра, а высота основания башни насчитывает 20 метров. Первоначально же зиккурат, состоявший из трёх как бы поставленных друг на друга усечённых пирамид, убывающих кверху, достигал в высоту 60 метров. Три крутые прямые лестницы фланкировали его фасад и сходились у края вершины первой платформы, отчётливо выявляя структуру всего устремлённого ввысь сооружения.
Повествовательный рельеф зародился очень рано в искусстве Двуречья. Темы рельефов второй половины 4-начала 3 тыс. до н.э. воскрешают перед нами круг основных забот древних обитателей долины Тигра и Ефрата, связанных с урожаем. Это по большей части обряды поклонения богине плодородия Инанне. Процессия жертвователей, идущих с дарами к богине Инанне, запечатлена в рельефах, заполняющих поверхность монументального алебастрового сосуда из Урука начала 3 тыс. до н.э. Форма высокого ритуального каменного кубка, посвящённого культу этой богини, расчленена на ряд поясов. В нижнем фризе обозначены мотивы речного сельского пейзажа, деревья, растущие у воды. Следующий показывает вереницу мерно движущихся по берегу реки баранов. Выше расположено столь же мерное шествие людей, несущих блюда с яствами и фруктами. Верхний посвящён церемонии поклонения богине и приношения ей даров.
Поставленные в храмах как Северного, так и Южного Двуречья скульптурные фигуры «заступников», показывают, что в первой половине 3-го тыс. до н.э. в скульптуре Шумера сложилось значительное образное расчленение. Каменные небольшие (всего 34-40 сантиметров в высоту), а порой и полутораметровые, статуи из алебастра, известняка, песчаника, базальта обладали вытянутыми пропорциями, удлинёнными лицами. Фигурки Южного Двуречья были большеголовыми и приземистыми. В то же время и те и другие как бы родственны между собой. Всё в них: поза, возведённые к небу глаза, сложенные у груди ладони, – направлено на выявление внутреннего состояния просветлённости. Таковы базальтовая фигура начальника житниц города Урука Курлиля, алебастровая статуя сановника Эбих-Иля (из города Мари) и каменная статуя бога Аб-У из города Эшнуна.
Многочисленные статуи правителя города Лагаша Гудеа (22 в. до н.э.) отмечены подлинной монументальностью, несмотря на свои сравнительно небольшие (около 1,5 метра) размеры. Статуи передавали как возрастные признаки правителя, так и характерные приметы его лица. В глыбе камня мастера сумели выявить живую пластику человеческого тела, почувствовать напряжённость мышц.