- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 365,03 Кб
Искусство как феномен культуры
Содержание
Введение
. Определение понятия «искусство»
. Искусство как феномен культуры
.1 Происхождение и ранние формы искусства
.2 Критерии художественности
.3 Специфика двух способов отражения действительности в искусстве
Заключение
Список литературы
Приложение Введение
Родоначальником истории искусств принято считать Дж. Вазари (1511 – 1574), итальянского живописца и архитектора, создавшего первый труд в этой области: «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Однако первые эстетические мысли об искусстве, о том, что такое красота, мы находим в древнейших восточных трактатах «Веды», «Авеста». О силе искусства писал еще греческий историк Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.): если музы благосклонны к поэту, то он может погасить «великую ссору», дать утешение людям в горе, выносить решенья «с строгой согласные правдой». Легендарный певец Орфей своим пением укрощал диких зверей и двигал камни.
По поводу происхождения искусства существует большое количество теорий. Но практически все они видят его корни в различных сторонах жизни и деятельности первобытного общества. Одни теоретики выводят искусство из трудовой деятельности, потребности которой вызвали к жизни ритуальные танцы и другие действа, где моделировались, имитировались реальные практические занятия людей. Другие считают, что в основе первобытного искусства лежит игра как один из факторов развития культуры в целом. Есть религиозные теории, в которых утверждается, что искусство возникло по воле богов и представляет собой ее проявление. Аристотель связывал появление искусства с подражанием природе. Некоторые культурологи и искусствоведы предполагают причину возникновения искусства в особом умении художника «предчувствовать», «вчувствоваться» в сущность вещей и передавать ее в своем творчестве. Но все теории отмечают, что искусство – это особый мир, порожденный человеческим духом, особую сферу человеческой деятельности. И если мораль – всепроникающее явление, без которого невозможна никакая форма человеческой жизни и деятельности, то искусство воссоздает в своих произведениях всю Вселенную человека; все стороны, которые желанны или нежелательны для него, формы его поведения. Оно несет в себе огромный мир фантазии и вымысла, с одной стороны, и выступает как Истина, Добро и Красота – с другой.
Цель настоящей работы: охарактеризовать искусство как феномен культуры
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. 1. Определение понятия «искусство»
Специфика культурологического анализа искусства – в выяснении его социокультурных смыслов, его типологии и динамики, а также в исследовании искусства как части целостного социокультурного пространства, его взаимодействия с другими феноменами культуры.
Общение с искусством – один из главных источников обогащения духовной культуры личности, ее гармонического, всестороннего развития. Обладая во многом общими с культурой функциями, искусство в тоже время имеет свою специфику. Если культура позволяет человеку реализовать его эстетические потребности в различных сферах деятельности во всей полноте их проявлений, то искусство направлено на удовлетворение художественных потребностей, тесно связанных с проявлениями человеческого духа.
Искусство – это одна из важнейших эстетических категорий, характеризующая особую форму общественного сознания, а также человеческой деятельности и ее продуктов. Задолго до науки и права искусство участвовало в познании окружающего мира и самого человека, гармонизации его с природой и социумом. Оно представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Выделяются различные определения понятия искусство, тесно связанные между собой. Все их можно свести к следующим подходам в понимании этого явления (Приложение 1).
Во-первых, искусство – это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: «имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты».
Так, например, первобытное искусство зародилось и стало развиваться благодаря способности человека улавливать, выделять и воспроизводить различные формы, звуки, движения, обладающие для древнего человека определенной значимостью или ценностью.
Возникшее как необходимая разновидность активной приспособительной деятельности человека искусство было не только спецификой, но и первой формой человеческого познания мира. То, что было неизвестно и непонятно первобытному человеку отображалось в первых произведениях искусства, нередко содержащих элементы фантазии и мистики. Искусство, особым образом помогавшее людям осваивать окружающий мир и природу, объединяло их для совместной жизни и борьбы за существование, для совместного труда и охоты и т.д. Некоторые ученые считают, что процесс становления искусства был отражением процесса становления самого человека, формирования его как личности. Искусство неизменно отвечает на трансформацию интересов и требований человека изменением круга основных тем, усложнением своей структуры, появлением новых течений и направлений, обогащением языка. Формируясь, оно повинуется законам, управляющим развитием общества, отражает изменения в его социально-экономической структуре, в общественных отношениях. Художник осознанно или неосознанно выражает интересы определенных социальных слоев, групп, классов, партий, взгляды, настроения, мысли и чувства определенной культурно-исторической эпохи. Но нельзя сказать, что это односторонний процесс, искусство, в свою очередь, оказывает на человека обратное воздействие, имея собственные внутренние закономерности развития и функционирования, свою художественно-эстетическую специфику, несводимую к тем или иным общественным функциям.
Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты – относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И.Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда).
Во-вторых, искусство – это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. Безусловно, разделение ценностей на материальные и духовные и отнесение произведений искусства к духовным ценностям носит условный характер, поскольку в реальной жизни этого разделения не существует, ведь все произведения искусства, тяготея к духовной сфере культуры, в то же самое время являются ценностями материальными, иногда имеющими непосредственное практическое значение. К примеру, существование архитектуры как в древние, так и в новейшие времена не отделимо от практических потребностей человека. В отношении жилых зданий и построек общественно-гражданского типа это очевидно. Однако справедливо и в отношении храмовых сооружений. Что собою представляют, например, произведения древнеегипетского зодчества – пирамиды? Эти величественные храмовые постройки создавались как жилища для умерших. Люди верили, что человек не умирает, а лишь переходит в другую жизнь – загробную. И в ней он также нуждается во всем, что окружало его в этом мире. Огромные размеры пирамиды не противоречили ее назначению. Ведь это было жилище не обыкновенного мертвого человека, а властителя всего египетского царства – фараона. Пирамиды в своих размерах как бы соизмерялись с тем величием, к которому фараоны стремились в своей власти. В наше время пирамиды уже не воспринимаются в своем утилитарном значении. Они стали символом эпохи, их создавшей древнеегипетской государственности. Пережившие много веков, они сами стали символом времени, памятником истории и великого искусства древности. Еще одним ярким примером единства пользы и красоты выступает Парфенон. Он был построен при афинском правителе Перикле, в 447 – 438 гг. до н.э. Сооружение должно было стать храмом богини Афины и в то же время иметь узко утилитарное назначение − быть хранилищем казны, своеобразным государственным банком. Статуя Афины была заказана самому выдающемуся скульптору того времени – Фидию. Он сделал ее из дерева, а снаружи всю покрыл золотом и слоновой костью. Таким образом, статуя служила и предметом культа, и «золотым фондом» государства. Но само культовое назначение Парфенона, по существу, тоже имело практический характер. Подобно многим другим народам, древние греки верили, что боги, как и люди, нуждаются в земных домах, в жилищах. Парфенон и должен был стать таким жилищем божества. В честь богини Афины в ее «доме» устраивались различные культовые службы и празднества, проходившие как бы в ее «присутствии». Все это относится к внехудожественному значению Парфенона. Однако Парфенон – это, прежде всего, произведение искусства, художественный памятник: в узком смысле этого слова – в честь победы греков над персами, и в широком смысле – памятник афинской государственности и афинской культуре.
В-третьих, это форма чувственного познания мира (наряду с рациональной – в науке, интуитивной – в религии), в искусстве проявляются творческие способности человека. Художественное творчество предполагает осознанную и целенаправленную культурную деятельность, но нельзя сводить искусство к техническому мастерству, когда произведение рассматривается только как сумма формальных приемов, содержанию же отводится лишь роль мотивировки. Реализация характерного для искусства художественного способа мышления, мышления в образах, потребовала создания особого языка, средствами которого можно было бы осуществить художественное моделирование мира.
«Язык искусства представляет собой специальный, искусственно выработанный язык, организованный в соответствии с определенными общими правилами и законами, целью которых является сделать его универсальным и совершенным средством художественной коммуникации».
Это результат творчества многих поколений мастеров, вобравший в себя из художественного опыта развития искусства все самое лучшее и действенное – приемы, способы, средства выражения, выдержавшие проверку временем. К примеру, как и во всяком искусстве, образ в архитектуре обладает своей спецификой. Образный язык в архитектуре отличается многозначностью и некоторой неопределенностью. Он обладает достоинством глубины, силы, но не точности.
В качестве примера можно привести западно-европейский собор XII-XV вв., носящий название готический. Всем своим обликом готический собор по замыслу его творца и в соответствии с господствовавшими в те времена понятиями должен выражать идеальное стремление к небу, к богу. В отличие от греческого храма, открытого для человека, пронизанного чувством радости, готический собор основывается на идеологически заданных противоположностях. Это прежде всего контраст между интерьером, внутренним видом храма и его внешним обликом. Внутри – сумрак, мерцание свечей, наводящие на размышление о греховности и суетности земной жизни. Снаружи – неудержимый, стремительный полет ввысь, к небу всех шпилей и сводов собора.
В-четвертых, в искусстве – проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). Искусство – процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющих ему удовольствие, наслаждение. «Наслаждение от художественных произведений – закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений.
Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия». Искусство своим образным строем, своей специфической работой с формами действительности стремится воспроизвести, воплотить в своих формах красоту мира и привнести ее в человеческую жизнь.
В культуре существует сфера «эстетического» (от греч. aisthetikos – чувствующий, относящийся к чувственному восприятию), позволяющая обнаруживать сущность прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического.
С одной стороны, искусство обращено к миру высших духовных ценностей и стремится приобщить к ним обычного человека, формируя эстетические потребности и совершенствуя его внутренний мир. Но с другой стороны, искусство принадлежит миру материальному, который не всегда согласуется с миром духовных ценностей, а иногда даже противоречит ему. Поэтому искусство направлено на эстетизацию среды, в которой обитает человек.
В античной философии эстетическое воздействие искусства на человека обозначалось термином «катарсис» (греч. katharsis – очищение). Так, например, пифагорейцы лечили телесные недуги, очищали души от вредных страстей (гнева, страха, ревности) с помощью определенных музыкальных ладов. Аристотель, в свою очередь, понимал под катарсисом очищение через страх и сострадание. По его мнению, в психике человека под воздействием песнопений, музыки, античной трагедии возникают сильнейшие аффекты, плодом которых становится некое облегчение и очищение, связанное с удовольствием.
В-пятых, искусство – особый способ коммуникации: в нем закрепляется связь между человеком и обществом. Искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
Искусство можно рассматривать как некий информационный код, благодаря которому передается особого рода информация от одного поколения к другому. Искусство позволяет человеку переноситься в другие эпохи и страны, общаться с другими поколениями, людьми (пусть даже вымышленными), в чьих образах художник отразил не только свои собственные представления, но и современные ему взгляды, настроения, чувства.
Итак, искусство многогранно, это душа человека.
Искусство – это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека…
Искусство – это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон…
Искусство – это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм…
Искусство – это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.
Искусство – то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
Искусство – один из элементов культуры, интерпретируется в современной культурологии как степень совершенствования художественных технологий, результат человеческой деятельности и степень развития личности.
Таким образом, искусство, как любой культурный феномен, включает в себя особый вид деятельности, направленной и на окружающий человека мир, который художник познает, оценивает, преобразует, и на самого человека и его отношения с действительностью. При этом окружающее может выступать в искусстве как источник самого искусства, как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть одновременно явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразующим мир, оценивающим его.
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это «образ» – образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох. 2. Искусство как феномен культуры
2.1 Происхождение и ранние формы искусства
Вопрос о происхождении и сущности искусства чрезвычайно сложен. Он находит в науке неоднозначные толкования:
искусство – одна из форм познания и отображения реального мира (марксизм);
корни искусства лежат не в материальной сфере, а в сознании людей или дарованы им «свыше» («искусство ради искусства» – идеализм);
искусство – игра, бесцельная деятельность, в которой проявляется свойственный человеку избыток физических и духовных сил (Ф.Шиллер);
искусство – игра, вызванная биологически заложенным в человеке стремлением к красоте (Г.Спенсер);
художник создаёт произведения искусства инстинктивно, как паук, который плетёт паутину, не осознавая цели (А.Шопенгауэр);
искусство происходит из религии, в первую очередь, из магических верований (С.Рейнак);
творческий процесс позволяет человеку уйти от действительности в фантастический мир и таким образом удовлетворить унаследованные от древнейших предков сексуальные и агрессивные влечения, которые приходилось скрывать в цивилизованном обществе (Ф.Ницше).
Каждая из этих версий имеет своё рациональное зерно, однако, ни одну из них нельзя признать абсолютной. Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхестественные источники.
Происхождение такого яркого и сложного феномена человеческой деятельности, как искусство, является следствием многих объективных и субъективных причин. Оно зарождалось как часть единой жизнедеятельности и возникло в коллективе из присущей человеку потребности общения, передачи своих мыслей и чувствований. Теории происхождения искусства в приложении 2.
Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего (верхнего) палеолита (20 – 30 тыс. лет до н.э.). Из различных видов художественного творчества первобытного человека археологические памятники непосредственным образом сохранили следы только изобразительного искусства. В эпоху позднего палеолита (ориньяк и солютре) сразу появляются все его виды. Это рисунок, представляющий собой весьма примитивное контурное изображение, вырезанное или высеченное на камне, кости или роге. Столь же примитивна живопись, также ограничивающаяся контурным изображением на скале, в черную или красную краску, нанесенным, вероятно, пальцем. Сюжетом служит преимущественно животное (лошадь, лев, носорог, олень). Стиль строго реалистичен.
Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические «венеры», живопись и петроглифы (изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне) пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары. Круглая скульптура представлена почти исключительно фигурками женщины, высеченными из мягкого камня, известняка, реже – из слоновой кости. Они исполнены в реалистической манере, однако туловище иногда вытянуто и сильно подчеркнуты признаки пола. Руки условны, лицо отсутствует. Обычная высота скульптур – 5-10 см. Это так называемые «палеолитические венеры». Фигурки имели магическое значение: они были связаны с культом плодородия, воплощали заботу о продолжении рода, о росте и процветании первобытной общины.
До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Однако, уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей «цивилизации каменного века», проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным (многоцветным) росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии.
Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический (от греч. synkretismos – соединение) комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой. Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах. Известный исследователь психологии искусства Л.С.Выготский пришел к такому выводу: «… искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».
Вслед за первыми, но уже достаточно уверенными шагами, конец палеолита дает картину замечательного расцвета изобразительного искусства. Скульптура встречается редко, а вот рисунок достигает поистине замечательного для своего времени совершенства. Сюжетом и здесь в подавляющем числе случаев являются крупные животные – главный объект охоты того времени (бизон, олень, лошадь, реже – мамонт, носорог и еще реже – хищники). Животные изображаются обычно в одиночку, композиции немногочисленны. Весьма редки изображения человека и растений. Живопись представлена высеченными на скалах контурами, расписанными красками (красной, черной, белой и желтой, причем красная преобладает). Краски минеральные, смешанные с жиром и костным мозгом. На стоянках нередко встречаются заготовленные краски, найден даже флакон из кости с сохранившимся порошком красной охры. Размеры изображений обычно довольно велики и доходят до 2,5-4 и даже 6 м. Находятся они преимущественно в глубине пещер. Человек здесь не жил. Это были святилища, в которых совершались магические обряды, связанные с охотой и жизнью первобытной общины.
Как рисунок, так и живопись позднего палеолита отличаются большим реализмом, нередко обнаруживая великолепное знание натуры. В отличие от предшествующих изображений, натура в этих рисунках полна движения. Рисунок не лишен и перспективы. Живопись неплохо передает объем, причем пластичность достигается путем распределения светлых и темных тонов.
В эпоху мезолита намечается переход от реалистического изображения к стилизации и орнаменту. Изобразительное творчество принципиально меняется. Мезолитические росписи чаще всего исполнялись на открытых местах. В отличие от палеолита, огромное место в них занимает человек. Росписи представляют собой многофигурные композиции.
Фигуры людей и животных небольшие (редко достигают 75 см), передаются сплошным силуэтом, красной и черной краской. Изображения стилизуются, схематизируются, иногда сводятся почти к знаку. Причиной этого стало то, что человек приобрел способность мыслить более общими, более отвлеченными категориями, отображать более широкие и сложные явления. Наивная вера в изображение «двойника» слабела и на первый план выдвигалась необходимость обозначения, сообщения, рассказа о событии.
Преимущественным направлением в изобразительном искусстве неолита является декоративное, дающее крайне разнообразные формы и достигающее нередко большой художественной высоты.
Человек стремится украшать все служащие ему вещи, даже самые обыденные и незатейливые предметы каждодневного употребления, например, глиняную посуду. Такое украшение дает орнамент (лат. ornamentum – украшение) – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, которым покрывается оружие, утварь, одежда.
Декоративный характер приобретают скульптура и рельеф.
Бронзовый век характеризуется высокими достижениями декоративного искусства, а также мегалитической архитектурой. Из бронзы в это время изготовляли боевые секиры и топоры, кинжалы и наконечники копий, обрядовые сосуды и всевозможные украшения: застежки, пояса, пряжки, браслеты, серьги, кольца, обручи, нашивные бляшки.
Довольно быстро были освоены все техники обработки металла: ковка, литье, чеканка и гравировка. С помощью этих техник все изделия из бронзы покрывались различными узорами и изображениями, создавались предметы мелкой пластики. Главным изобразительным мотивом остаются звери, каждый из которых имеет определенный магический, символический смысл.
Важнейшим явлением бронзового века была мегалитическая архитектура, тесно связанная с религиозно-культовыми идеями и представлениями. Выделяют три вида мегалитов: менгиры, дольмены и кромлехи.
Менгиры – это одиночные, вертикально поставленные камни различной высоты (от 1 до 20 м). Вероятно, они были объектом поклонения как символы плодородия, стражи пастбищ и источников или обозначали место церемоний.
Дольмены – сооружения из крупных каменных плит, стоящих вертикально и перекрытых сверху еще одной плитой. Были местом захоронения членов рода.
Кромлехи – самые значительные сооружения древности. Представляют собой расположенные по кругу каменные плиты или столбы, которые иногда перекрывались плитами. Кромлехи располагаются вокруг кургана или жертвенного камня. Это первые известные нам культовые сооружения. Одновременно они являлись и древнейшими обсерваториями.
В отличие от предшествующего времени предпочтение здесь отдается изображениям не промысловых, а хищных животных – львов, пантер, тигров, барсов, орлов. Большое место занимали фантастические животные – грифоны. Позы животных выражают напряженное состояние или моменты борьбы.
Все эти особенности звериного стиля выражали стремление придать, прибавить обладателю вещей качества, присущие изображенным животным, а также защитить его от напасти. В произведениях декоративного стиля реалистичность соединялась с декоративностью, стилизацией. Однако всегда сохранялось высокое композиционное мастерство и выразительность.
Завершая разговор о первобытном искусстве, хочется подчеркнуть, что «первобытное» никак не означает «упрощенное», невысокое по своему уровню. Напротив, первобытные произведения вызывают изумление и восхищение. В этот период начали свое развитие все основные виды искусства: живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, архитектура. Четко выявились и два основных подхода к изображению: реализм (следование натуре) и условность (та или иная трансформация натуры ради достижения определенных целей). Первобытное искусство, которое стало широко известным лишь в ХХ в., произвело сильное впечатление и оказало большое влияние на искусство этого и нынешнего искушенных столетий.
.2 Критерии художественности
В чем же заключается тайна искусства, что является критерием художественности его произведений? Духовный мир, выражающий сущность человека – самый главный и самый интересный предмет искусства. Магическая притягательность искусства исходит от его формы, выступающей источником любования, наслаждения, игры духовных способностей человека. Это состояние художественного восприятия не раз давало основание утверждать слитность в художественном образе рационального и нерационального, эмоционального, неосознанного, интуитивно-психологического, говорить о взаимопереходе и взаимодополнительности этих сторон. И.Кант считал, что эстетическое переживание – это удовольствие, которое «свободно от всякого интереса». Емкую характеристику специфики художественного образа дал А.Ф.Лосев: «Всякий подлинно художественный образ никогда не понимается нами как рациональная сумма каких-нибудь дискретных признаков, а как нечто живое, из глубины чего бьет неугомонный источник и чего мы не можем сразу охватить своими рациональными методами. Художественно то, на что никогда нельзя наглядеться, сколько бы мы на него не глядели. А это значит, что как бы глубоко мы не воспринимали художественный образ, в нем всегда остается нечто непонятное и неистощимое, волнующее нас всякий раз, как только мы воспринимаем этот образ». Вот где ключ к разгадке тайны искусства. Если псевдоискусство подражает ему чисто внешне, рассчитано на внешний эффект, то истинно художественные произведения предполагают вдумчивое прочтение, «ведь искусство возможно только тогда, когда существует потребность самостоятельного построения образа – через освоение словаря, форм и содержательных элементов, и только тогда оно обеспечивает общение».
Искусство влияет на жизнь, так как оно несет в себе сильный воспитательный момент, ведь все идеи искусства выражаются в эмоциональной форме. Кроме того, искусство устанавливает «связь времен», предполагает общение во времени и в пространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Оно может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе функции познания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала. Соединяя в себе реальность и вымысел, объективное состояние мира и субъективный взгляд на него человека, искусство становится особой формой знания, способного воссоздать целостную картину мира. Но если для науки получение знания является основной целью, то в искусстве, помимо самого знания, заключено еще и отношение к нему. Только в искусстве мы сталкиваемся и с осмыслением того, о чем идет речь в художественном произведении, и с отношением к нему автора, и с действующей моделью мира, как его понимает художник. Виды искусства представлены в Приложении 3.
Как и каждый вид культуры, искусство имеет особую знаковую систему – выразительные средства его разных видов. Эта знаковая система образует не только особый «язык» искусства, но и создает «новую реальность», не обязательно совпадающую с той, которая называется окружающим миром. В этой «новой реальности» утверждаются ценности, выработанные обществом в различных видах своей деятельности, а также те ценности, которые создает духовный мир художника. Вместе с ценностями искусство несет в себе идеалы своего времени, общества, социальной среды; одновременно оно само может формировать идеалы будущего или переосмыслять идеалы прошлого и настоящего.
Искусство представляет собой творческую деятельность, центральным звеном которой является создание художественного образа. Художественный образ – специфическое явление, присущее исключительно искусству. Ни одна другая человеческая деятельность, репродуктивная или созидательная, не создает такого феномена. В чем же особенность художественного образа? Художественный образ – это такое сравнение, сопоставление, соединение различных сторон реального или вымышленного мира, в результате которого появляется новый предмет, персонаж или новое качество. В книге Ю.Борева «Эстетика» художественный образ сравнивается со сфинксом. В этом создании древнего искусства соединились человек и животное, древний художник увидел «нечто человеческое во льве и нечто львиное в человеке». Можно вспомнить также историю создания любого персонажа известными художниками. Множество прототипов имели образы Евгения Онегина, Татьяны Лариной, Анны Карениной и других. Художественный образ существует как элемент или часть произведения и как целая художественная система, составляющая сущность искусства.
Художественное произведение – это целостность, в которой все ее элементы взаимосвязаны, взаимопроникают и взаимодействуют. Обратимся в качестве примера к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Здесь каждый персонаж, даже проходной (например, гости на балу у Лариных), совершенно закончен и самодостаточен для того, чтобы существовать как отдельный образ. Весь мир романа пронизан многообразными связями, один персонаж без другого потерял бы часть своей полноты, наиболее цельно он воспринимается именно в сравнении и сопоставлении со всеми другими персонажами и обстоятельствами. Так, отношениям между Онегиным и его деревенскими соседями посвящена лишь одна строфа:
«Сначала все к нему езжали, Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги Заслышат их домашни дроги.
Поступком оскорбясь таким, Все дружбу прекратили с ним…» [Гл. II, V]
Однако обратите внимание на то, какие простые и точные детали связаны с поведением всех действующих лиц, как в них сразу и окончательно отмечена вся глубина различия между образом их жизни, привычками и даже элементами быта. Другой пример: чаще всего принято сравнивать по сходству или противоположности Татьяну и Ольгу, Онегина и Ленского. Сравнимы даже Онегин и Ольга или же секунданты – Зарецкий и Гильо, сопоставимы и письма, которые пишет каждый из влюбленных героев. В знаменитом письме Татьяны постоянно звучит обращение к возлюбленному:
«Я знаю, ТЫ мне послан богом, До гроба ТЫ хранитель мой…
Не правда ль? Я ТЕБЯ слыхала: ТЫ говорил со мной в тиши…
И в это самое мгновенье Не ТЫ ли, милое виденье,
В прозрачной темноте мелькнул, Приникнул тихо к изголовью?
Не ТЫ ль с отрадой и любовью Слова надежды мне шепнул?» [Гл. III]
Чувства Онегина совсем иные:
«Я знаю, век уж МОЙ измерен; Но чтоб продлилась жизнь МОЯ,
Я утром должен быть уверен, Что с вами днем увижусь Я…» [Гл. VIII]
Влюбленный Ленский пребывает в тумане лирических абстракций:
«Что день грядущий мне готовит? Его мой взор напрасно ловит,
В глубокой мгле таится он. Нет нужды; прав судьбы закон». [Гл. VI. XXI]
По поводу этого автор иронически замечает:
«Так он писал, темно и вяло (Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало Не вижу я. Да что нам в том?)
И наконец перед зарею, Склонясь усталой головою,
На модном слове идеал Тихонько Ленский задремал». [Гл.VI, XXIII]
Каждое из писем – маленький шедевр, наполняющий образ героя неповторимым личным содержанием, и без сопоставления этих писем картина была бы не столь совершенно законченной. И в этом, и в множестве других отношений внутри романа складывается и живет особая целостность, особая модель мира, «новая реальность», которая создана гением художника и может быть создана только в искусстве.
.3 Специфика двух способов отражения действительности в искусстве
В искусстве существуют два способа образного отражения мира: реалистический и условный. Основные черты искусства как ядра культуры в Приложении 3.Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Первобытные художники были прекрасными мастерами реалистического изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе.
В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности; его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы. Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Американский социолог П.Сорокин связывал символическое искусство с идеациональным типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мироощущение, то есть на Бога. Так, в европейской культуре искусство средневековья было в большей степени условным, символическим: живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеству духа над телесностью. Именно поэтому скульптуры готических соборов столь условны, фигуры скрыты за складками одежды.
В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно: в театральном искусстве – направление, идущее от К.С.Станиславского, стремившегося к правдоподобному воплощению на сцене «жизни человеческого духа», и направление, представленное сторонниками «условного театра», «монтажа аттракционов», созданное В.Э. Мейерхольдом; в кино – фильмы реалистические (как мы говорим «жизненные») и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой режиссером символики (А.Тарковский, Ф.Феллини). В литературе и живописи на рубеже XIX – XX веков появляется новое художественное направление – символизм (П.Верлен, М.Метерлинк, А.Рембо, А.Блок, А.Белый, М.Врубель, М.Чюрленис и др.). Однако, в широком смысле вся живопись модернизма (сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др.) может рассматриваться как символическое воссоздание отношений человек – мир в наш противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности.
Итак, художественный образ – это специфический сплав реальности и фантазии, в котором мера фантазии связана с целями произведения, определяемыми лишь волей автора. Поэтому в художественном образе всегда присутствуют и объективное (реальный мир, который является лишь толчком для фантазии), и субъективное, отражающее всю полноту индивидуальности автора. Так, в один и тот же год (1827) два русских художника писали портрет Пушкина. Орест Кипренский (1782-1836) увидел Поэта, которого потребовал «к священной жертве Аполлон», Пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей». Василий Тропинин (1776-1857) – другого, «человечного» поэта, гения, несущего в себе и черты повседневности, конкретности. Ни один из портретов не грешит против реальности, но каждый из них – взгляд художника и на объект, и в собственный внутренний мир, как бы осветивший каждую работу, изображение поэта и отношение к нему автора. Еще одно внутреннее единство обязательно для художественного образа: это единство эмоционального и рационального. Если другие виды культуры обращаются и к мысли, и к чувству, то для них это обстоятельство не является специфическим. Они чаще всего базируются на каком-либо одном из этих моментов, который для них наиболее необходим. Мораль может нести в себе значительную меру рациональности и быть не чуждой эмоциям, а наука – стремится освободиться от «излишних» эмоций во имя истины. Религия невозможна без эмоционального ряда, но в ней может присутствовать (или отсутствовать) и рациональный ряд. Искусство же возможно только в этом сплаве, в котором мера рационального и эмоционального определяется самим создателем произведения. Только в искусстве мысль должна быть окрашена чувством, а чувство – быть «умным». Иначе страдает сама сущность искусства. Поэтому, начиная с древнейших времен, самые выдающиеся умы человечества постоянно говорили о том, что без связи с искусством, без его понимания нет не только культурного человека, но и полноценно развитого человека.
Одна из особенностей искусства заключается в том, что при его посредстве каждый из нас прикасается не только к фактам и действиям, которые легли в основание произведения, но и к внутреннему миру, личности и гению автора, к психологическим особенностям народа, создавшего свое искусство. В повседневной реальной жизни эта сторона обычно скрыта от окружающих, поэтому человек, не понимающий искусства, лишен целой Вселенной и в любом виде деятельности оказывается ограниченным. Искусство вырабатывает эстетический вкус, ибо одно из его функциональных предназначений – быть носителем эстетических идеалов. И, наконец, искусство побуждает к творчеству, заставляя сопереживать, «участвовать» в творческом процессе если не создания произведения, то, во всяком случае, понимания, проникновения в сущность вещей, и делает это без формул и методик, требующих специальных навыков. С другой стороны, оно предлагает свою систему видения мира, вскрывает связи, не доступные науке, развивая способность каждого к ассоциативному мышлению, без чего нет никакого творчества.
Основные черты искусства как ядра культуры в Приложении 4.
Таким образом, культура – целостная система, элементы которой не существуют изолированно друг от друга. Они все взаимодействуют между собой и с культурой в целом. В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху. Мы говорим: античная скульптура, средневековая архитектура, живопись Возрождения, подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современные представления о мире усложняются, что позволяет говорить о «полифоничности» современной культуры, т.е. это и ее «романизация», и «музыкализация», и «видеолизация», и зрелищность. Отдельные виды художественного творчества сегодня не существуют изолированно друг от друга, что выражается в появлении новых синтетических жанров искусства (симфонии-балеты, мюзиклы), и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы (светомузыка, цветомузыкальные фильмы, художественного конструирования, компьютерной графики).
В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным.
Развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры. Выяснение закономерностей динамики художественной культуры – одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться та тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Искусство дарует художникам «волны вдохновенья», радуя нас своей непредсказуемостью. Заключение
Искусство – особая форма культуры, включает специфические виды познания, деятельности, удовлетворяет индивидуальные и социальные эстетические потребности; отражая действительность в системе художественных образов, содержит концентрированную информацию о духовной жизни общества.
Процесс развития искусства непрерывен, разомкнут, соотнесён с общей социальной историей, не повторяя ее буквально; высшие из достижений искусство последующими этапами развития не перекрываются.
Искусство имеет исторически стабильные и мобильные свойства, сохраняет в сознании фундаментальные общие ценности и реагирует на особенности конкретных исторических периодов, крупных социальных групп. При зарождении искусства его элементы синкретически слитны и не выделены из общей социальной деятельности; впоследствии, не утратив связей с многообразием социума, искусство выработало собственные структуру, системы жанров, стилей, форм, языка (языков). Общие для искусства законы преломляются через знаковые системы (системы выразительных средств) вербальные, цветовые, звуковые и др., образуя виды искусства (художественная литература, живопись, музыка и др.), которые постоянно взаимодействуют между собой, формируя в т.ч. виды синтетические (театр, киноискусство и др.).
Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно – реализацией исторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.
Уровень развития и активность функционирования искусства в обществе являются важной характеристикой культуры в целом. Список литературы
искусство культура
1. Булатов Д.С. Культурология / Д.С.Булатов. – Калининград: ФГУИПП «Янтарный сказ», 2004. – 500 с.
2. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). Учебное пособие / А.Н.Быстрова. – Новосибирск: ЮКЭА, 2002. – 712 с.
. Волкова Д.В. Культурология: учебное пособие / Д.В.Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 315 с.
. Гуревич П.С. Культурология: Учебное пособие / П.С.Гуревич. – М.: Гардарики, 2001. – 278 с.
. Дедюлина М.А. Конспект лекций по культурологии: Учебное пособие М.А.Дедюлина, Е.В.Папченко, Е.А.Помигуева. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. – 127 с. С.88-126.
. Дедюлина М.А. Основы культурологических знаний: Учебное пособие / М.А.Дедюлина, Е.В.Папченко. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. – 184 с.
. Драч Г.В. Культурология. Учебник для вузов / Г.В.Драч, О.М.Штомпель. – СПб.: Питер, 2010. – 384 с.
. Кармин А.С. Культурология. Краткий курс / А.С.Кармин. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.
. Костина А.В. Культурология: учебник / А.В.Костина. – М.: Кнорус, 2008. – 320 с.
. Кравченко А.И. Культурология: учеб. / А.И.Кравченко. – М.: ТК Велби, 2006. – 288 с.
. Культурология. Учебное пособие / Под редакцией доц. Н.Н.Фоминой, Н.О.Свечниковой.- СПб: СПбГУ ИТМО, 2008. – 483 с
. Культурология. Учебное пособие / Под рук. Я.Марковой. – М.: Юнити- Дана, 2003. – С.1-10.
. Культурология. Учебное пособие для вузов / Исламгалиева и др.. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 192 с.
. Культурология: Учеб. / Под ред. Н.Г.Багдасарьян. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.
. Культурология: Учебное пособие / Сост. А.А.Радугин. – М.: Центр, 2001. – 304 с.
. Моисеева А.П. Культурология: учебное пособие / А.П.Моисеева, С.Г.Сычева, Н.А.Колодий. – Томск: Изд-во ТПУ, 2005. – 224 с.
. Самохвалова В.И. Культурология / В.И.Самохвалова. – М.: Юрайт-Издат, 2002. – С.100.
. Терская Л.А. Культурология. Учебно-методическое пособие, структурно-логические схемы и хрестоматия / Л.А.Терская. – Красноярск: Академия Труда и социальных отношений, 2007. – 480 с.
. Хоруженко К.М. Культурология: структурно-логические схемы / К.М.Хоруженко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 336 с.
. Шевляков Е.Г. Культурология. Краткий тематический словарь / Е.Г.Шевляков. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 192 с. С.103-104.
21. Якуш Н.М. Культурология. Структурно-логические схемы / Н.М.Якуш, В.С.Леоненко. – Минск: БГТУ, 2006. – 96 с. Приложение
Приложение 1
Определение «искусство»
Приложение 2
Приложение 4
Основные черты искусства как ядра культуры
Приложение 3
Виды искусства