- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 1,43 Mb
Искусство орнамента
Введение
Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, нельзя оставить без внимания еще одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Исполняя роль украшения того или иного предмета, орнамент (лат. оrпатепtuт – украшение) не может существовать отдельно, вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусства является сам украшенный орнаментом предмет.
При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличие от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранить ее даже во фрагментах или при перерисовке. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени на различных предметах, в разных материалах, не лишая его при этом логики орнаментальной формы.
Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности, ибо стремление человека украшать родилось уже на первых ступенях развития культуры и встречается в примитивном виде у древнейших народов нашей планеты.
В последующие эпохи орнамент выступает в неразрывной связи с другими видами искусства: для украшения интерьера и экстерьера зданий, при создании тканей, мебели, всевозможной утвари и других изделий. Живопись, архитектура, скульптура широко пользуются этой формой декора. Как сложная и специфическая художественная структура, орнамент чаще всего составляет неотъемлемую часть предмета, подчеркивает его архитектонические особенности. Можно считать, что внесение орнамента в предмет становится одной из форм проявления синтеза в искусстве. Примером такого синтеза могут служить любой предмет прикладного искусства с орнаментированной поверхностью, различные виды одежды из тканей с орнаментированным рисунком и т. д.
Творческий процесс создания любого произведения искусства невозможен без использования знаний и опыта предшествующих поколений. То же происходит и при создании орнамента. Новые поколения художников всегда использовали в своем творчестве широко распространенные орнаментальные мотивы прошлого, но всякий раз под влиянием определенных общественно-исторических условий им удавалось сообщать этим мотивам те специфические черты, которые впоследствии становились неотъемлемой составляющей нового стиля. Орнаменты Возрождения, барокко и рококо, ампира и модерна объединяет способность четко выразить принадлежность стиля независимо от того, на каких произведениях архитектуры или декоративно-прикладного искусства они оказываются, будь то мебель, одежда или фасады и интерьеры новых построек.
При рождении нового стиля, под влиянием иного понимания красоты, изменениям в первую очередь подвергаются форма, конструкции, силуэт, цвет и ритм произведения, а потом уже орнамент, украшающий его. Однако при определении стилистической принадлежности того или иного художественного произведения именно орнаменту, находящемуся, как говорится, «на поверхности предмета», суждено стать главным выразителем стиля.
В момент создания новой орнаментики значение имеет не только умелое использование художественного опыта прошлого. Одновременно это всегда и эмоциональное выражение чувственных личных впечатлений художника или архитектора, связанных с декоративным украшением интерьера, с отображением явлений природы, мотивов народного творчества, с созданием графических композиций.
Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека. Творческое освоение декоративно-орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.
Несмотря на довольно значительное количество специальной литературы, посвященной орнаментальному наследию, большая часть отечественных и зарубежных изданий представляет собой хорошо иллюстрированные альбомы с краткой характеристикой орнаментальных стилей или же довольно подробным освещением определенного этапа в развитии орнамента и отдельных его видов. В настоящем пособии автором предпринята попытка дать более широкий временной охват этой части изобразительного творчества, начиная от первобытного и заканчивая особенностями орнамента XX столетия.
Автор также старался показать место орнамента в искусстве народов и его социальную основу; рассмотреть художественную ценность сохранившихся произведений декоративно-орнаментального творчества, их формально-стилистические признаки; выявить закономерности художественного развития орнамента, родство морфологической структуры его элементов у различных народов мира и эпох, а также представить способы конструирования и художественно-образного моделирования орнамента.
Классификация ораментов
На протяжении всей истории искусства мы встречаемся с бесконечным разнообразием орнамента. Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой круг орнаментики.
Определяющим началом в процессе работы над орнаментом может быть не только форма декорируемого предмета, но и материал, из которого он сделан, его цвет, фактура. Кроме того, отбор декора производится самим художником и подчинен определенной декоративной системе, в которой сочетание полезного и красивого является ее неотъемлемой чертой.
Орнамент черпает свои мотивы из геометрии, фауны, флоры; они могут быть подсказаны очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Следует пояснить, что мотивом в орнаментальном творчестве называют часть орнамента, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента (простой мотив) или из многих, пластически оформленных в единое орнаментальное целое.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Благодаря умелому использованию мотивов, разнообразию приемов варьирования формы, силуэта, композиционных комбинаций, художникам всегда удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментального творчества. Поэтому можно предположить, что ряд простых орнаментальных мотивов независимо друг от друга могли возникнуть в разных странах одновременно.
Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, по форме – геометрическим или растительным, иногда принимает фантастические формы; в него могут быть включены изобразительные мотивы. Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля.
Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно-прикладного искусства.
В процессе формирования стиля, несущего в себе новые художественные идеалы, в прикладном искусстве появлялись новые орнаментальные мотивы, создавались новые декоративные решения.
Основными классификационными признаками орнамента служат его происхождение, назначение и содержание. С учетом всего этого орнаментальные формы можно объединить в следующие группы, или виды.
Технический орнамент. Возникновение форм этого орнамента обусловлено трудовой деятельностью человека. Например, фактура поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее на первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.
Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала общность природы условно-символических изображений произведений орнаментального искусства в целом, а сами орнаментальные образы, как правило, представляют собой символы или систему символов.
Такого рода изображение способно в лаконичной форме выразить очень широкие, многообразные понятия. Появившись в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, символический орнамент и сегодня продолжает играть важную роль.
Геометрический орнамент. Первоначально этот орнамент возник благодаря слиянию технического и символического орнаментов, образовав более сложные комбинации изображений, лишенные конкретного повествовательного значения. Отказ от сюжетной основы в этом виде орнамента позволил акцентировать внимание на строгом чередовании отдельных природных мотивов. Ведь любая геометрическая форма – это изначально реально существующая форма, предельно обобщенная и упрощенная.
Постепенное развитие первоначальных и в то же время основных геометрических форм привело к тем художественным формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.
Растительный орнамент. Это самый распространенный орнамент после геометрического, для него характерны свои излюбленные мотивы, причем последние различны в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент по сравнению с другими его видами предоставляет наибольшие возможности для создания разнообразных мотивов, приемов исполнения, для оригинальной трактовки формы.
Растительный орнамент использует многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка разнообразных форм растительного мира. В руках художника-орнаменталиста первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются и соподчиняются по законам симметрии.
При стилизации усиливаются соответственно характеру растения все типические особенности его и удаляется или ослабляется частное или случайное. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.
К наиболее распространенным растительным формам с древнейших времен относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.
Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя наряду с собственно орнаментикой заметную роль в декорировке различных изделий декоративно-прикладного искусства.
Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).
Астральный орнамент (от слова «астра» – звезда). Утверждает культ неба. Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.
Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента – самые разнообразные природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, часто в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.
Животный орнамент. Построен на изображениях птиц и зверей с различной степенью стилизации: как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.
Предметный, или вещный, орнамент
Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.
Древняя Аргентина. Керамический сосуд с процарапанным узором. Культура Ла-Агуада
Содержание и форма орнаментов и орнаментальных мотивов
Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяются на три вида:
орнамент изобразительный, включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.
Самый сложный неизобразительный орнаментальный узор, или мотив, по-существу состоит из простейших геометрических элементов правильной или неправильной формы. Начнем с точки, которая мало что значит сама по себе, но при ее умелом ритмическом повторении можно добиться интересного декоративного эффекта. Примером могут служить произведения Саса-нидского Ирана или китайские изделия танского периода. Наиболее точно передает характер очертаний любой формы линия. Она является основным формообразующим элементом. И если число абстрактных неизобразительных форм весьма велико, то линий, которые резко отличаются одна от другой, только три:
прямые – вертикальные, горизонтальные, наклонные;
кривые – с постоянным радиусом кривизны – окружности и их дуги;
кривые – с переменным радиусом кривизны – параболы, гиперболы и их отрезки.
Эти линии являются первичными элементами для всех орнаментальных образований. Все три вида линий обладают определенной зрительной выразительностью и не похожи одна на другую.
Сами по себе прямые и кривые линии не являются носителями художественной выразительности. Но при определенных условиях они могут «обнаружить» скрытый в них эмоциональный заряд.
Так, прямые и кривые с постоянным радиусом кривизны способны выразить плавное, спокойное движение. В природе этих линий лежат постоянство, статика, уравновешенность; при этом считается, что горизонтальные линии в орнаменте символизируют стройность, строгость, определенную стабильность, наклонные же прямые линии создают впечатление постоянного движения.
Линия, или лента, широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.
Зигзаг, или ломаная линия, в Древнем Египте служила знаком воды. Она находила применение в орнаментах многих народов в самые разные времена.
Шевроны – ломаная лента с ритмическим чередованием узора. Встречается в декоративном искусстве Китая периода Шан и в романском искусстве.
Мотив плетенки встречается в орнаментальном искусстве разных стран: дальневосточном и греческом, в западноевропейской средневековой книжной миниатюре и на ирландских резных крестах, в мусульманском искусстве.
Этот мотив в эпоху Возрождения часто использовался на книжных переплетах, фаянсах Сен-Поршера. Даже великий Леонардо да Винчи не оставил его без внимания и создал прославленные образцы этого орнаментального мотива.
Примеры неизобразительного орнамента: Зигзаг; волнообразная линия; разновидности меандра
Меандр – ломаная под прямым углом линия. Самые первые образцы этого орнаментального мотива относятся к эпохе палеолита. Позже меандр использовался в греческой керамике, в искусстве древних жителей Мексики, на японских тканях и в декоративном искусстве многих других народов мира.
Квадрат и прямоугольник являются основной формой в орнаменте. Они, прежде всего, служат для ограничения поверхности, заполненной орнаментальными мотивами. Ярким примером использования этого мотива в искусстве могут служить Родосские греческие вазы; в архитектуре – кессонированные потолки эпохи Возрождения. Шашечный орнамент широко используется в узорах тканей со времен Древнего Египта вплоть до наших дней.
Ромб, так же как и квадрат, служит для ограничения декорируемой поверхности. Особенно широкое применение этот мотив имел в гончарных изделиях доисторического периода.
Шестиугольник и восьмиугольник самостоятельно и в сочетании были очень распространены в декоративном искусстве мусульманских стран.
К прямолинейным мотивам, широко использовавшимся с доисторических времен, следует отнести крест и свастику, которые служили преимущественно в качестве религиозных символов: крест – на Западе, свастика – в странах Центральной и Юго-Восточной Азии. Крестообразные мотивы можно встретить также в античном искусстве.
Окружность считается одной из самых совершенных и законченных форм. Она используется и как собственно орнаментальный элемент, например, на кипрской керамике, и для ограничения поверхности, включающей в себя другие мотивы, как на японских гербах. Важную роль играли окружности в средневековых орнаментах (так называемые готические «розы»).
Мотив спирали был распространен еще в эпоху неолита (в подтверждение можно привести фриз с рельефом в форме спирали, найденный на острове Мальта, межевой камень с рельефным спиральным орнаментом, найденный в Ирландии). Этот мотив получил впоследствии широкое применение в критской, минойской и микенской цивилизации и стал излюбленным мотивом в древнем искусстве Египта, Ассирии, Греции. Он является символическим изображением истории развития мира.
Линии с переменным радиусом кривизны несут в себе динамичность, напряженность, неравномерность и активное движение (нарастающее и убывающее).
Схемы построения сетчатого орнамента
Особенно остро способны выразить динамичность ломаные линии с острыми углами – так называемые молниеобразные. Мотивом «бегущая волна» в древности пользовались как символом непостоянства жизни. Истоки этого мотива-в меандровой (ломаной) линии, из которой она постепенно переходит в кривую.
К вышеназванным геометрическим мотивам следует добавить элементы архитектурного декора, используемые только для украшения зданий и иногда мебели: «витой шнур» – линия, спирально закрученная вокруг собственной оси; выкружка, валик, скоция, двойной зубчатый орнамент и др.
Любой неизобразительный орнаментальный мотив состоит из комбинации тех или иных линий или замкнутых фигур. В одних случаях это только прямые или кривые линии, в других – сочетание различных линий или фигурных элементов в одном мотиве. Ритмическая организация элементов в мотиве создает условия, стимулирующие проявление цветопластических свойств этих элементов.
Вот наиболее распространенные из них с древнейших времен
Лотос на Древнем Востоке имел культовое значение. Лотос был посвящен богу Осирису и богине Исиде и служил символом плодородия. Его цветение совпадало с разливом Нила. В высшем смысле лотос был символом бессмертия и составлял необходимый атрибут фараона. В египетском стиле лотос являлся самой распространенной формой украшения: разнообразным предметам прикладного искусства придавали форму лотоса, в архитектуре капитель была выполнена в форме почки и цветка лотоса, а база колонны представляла собой корневые листья этого же растения, в то время как ствол (тело) колонны напоминал связку стеблей лотоса. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).
Пальмы со своими веерообразными и перистыми листьями служили у древних евреев и египтян символом мира и победы. Орнаментальная форма растения получила наименование пальметты. Пальметты редко располагаются рядом, непосредственно одна за другой. Чаще всего отдельные пальметты обрамляются дугообразными линиями.
Лист и завиток аканта, вслед за пальметтой и лотосом, пользовались особой популярностью у художников, которых привлекала красота зубчатых листьев этого дикорастущего растения юга Европы.
У древних греков мотив аканта стал декоративным основополагающим элементом при образовании коринфского ордера, стилизованные формы листа его украсили капитель. В Древнем Риме аканту отдавалось особое предпочтение как главному мотиву любимых римлянами архитектурных ордеров – коринфского и композитного.
Акантовый лист и завиток
Орнамент, созданный на основе листьев аканта, достиг наибольшего изящества и разнообразия в эпоху Возрождения. Растительные побеги и завитки аканта с розетками становятся почти неотъемлемой принадлежностью украшения любого предмета декоративного искусства этого времени, будь то мебель, покрытая деревянной резьбой, или мраморный рельеф, украшающий стены помещения; мы видим его на майоликовых блюдах, настенных росписях, шпалерах и тканях.
Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах – главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.
Хмель – культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза – гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан – в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) – символ страданий Христа.
Плющ – вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб – царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.
Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Розетка – в собственном смысле этого слова это стилизованная роза. В орнаментике же розеткой называют орнаментальный мотив в виде распустившегося цветка, преимущественно круглой формы. Розетки являются, главным образом, украшениями растительного характера; иногда геометрического и в исключительных случаях фигурного, т. е. когда они представляют собой комбинацию форм, взятых из животного мира. Розетки находят широкое применение в живописи и скульптуре; в архитектуре для украшения сводов и потолков, а также в декоративно-прикладном искусстве в виде украшения на мебели, воротах, дверях.
В основе розетки лежат многоугольники, делящие ее на разное количество частей. Чаще всего встречаются розетки, имеющие 3, 4, 6, 8, 10, 12 и 16 частей, тогда как деление розетки на 7, 9, 11 частей встречается сравнительно редко, как и деление свыше 16.
Животный орнамент – наиболее распространенный орнамент среди изобразительной группы, вслед за растительным. Но фауна используется в орнаментальном творчестве значительно меньше, чем флора. Это объясняется как свойствами самого материала, труднее подвергающегося художественной переработке, так и запретами части религий на фигурные изображения.
Чаще других встречались изображения льва, тигра, быка, слона, лошади, грифа, орла, дельфина и др., которые в большинстве своем имели символическое значение.
Маски – Ренессанс и более поздние стили употребляли различные маски, несколько видоизменив их античную форму и обогатив ее новыми деталями.
Эмблемы – это изображение одного или нескольких предметов, имеющих символическое значение: эмблемы искусства и отдельных его видов; архитектуры, скульптуры, живописи, музыки; эмблемы науки и отдельных ее отраслей: математики, астрологии, химии; эмблемы пения, танца, драматического искусства.
Кроме вышеназванных, существует еще множество других форм, используемых в орнаменте, – это раковины, гротески, трофеи, вазы и др.
Орнамент и символ
Первоначально в основе любого рисунка лежал его символический, магический смысл. Каждый рисунок являлся для древнего человека графическим выражением всеобщего закона Вселенной, который он открыл для себя чуть ли не в каменном веке. Несложные знаки – кружки, волнистые линии, крестики и т. п., объединенные в орнаментальные композиции, для их создателей были не просто рисунками, а знаками, за которыми скрывалось восприятие человеком окружающего мира и его миропонимание. Орнамент, составленный из таких знаков, приобретал определенное смысловое содержание и придавал вещи, которую украшал, особый смысл – сложных взаимоотношений человека и окружающего мира. К примеру, извилистая линия всегда служила символом воды, кружок – это солярный знак, олицетворяющий жизнетворящую силу солнца; крест чаще всего был оберегом, противодействующим темным силам зла.
Символ (фр. Sутbо1е) в искусстве – это образ, иносказательно выражающий какое-либо широкое понятие или отвлеченную идею. Связь символа с выражаемым им понятием может быть чисто произвольной, субъективной, но может вытекать и из внутреннего сходства, родства между изображенным предметом и его иносказательным значением. В изобразительном искусстве употребление символа особенно уместно тогда, когда нужно в лаконичной, сжатой форме выразить очень широкое, много вмещающее понятие.
«Терминологическое закрепление символа (греч. Sутbо1оп) произошло в самом конце античности и связывается с именем философа Ямвлиха (240-245 гг. – 325 г.), который происхождение символов связывает с тайным египетским учением о символах. Он сообщает, что египетские жрецы получили указание относительно смысла всех данных им символов непосредственно от бога мудрости Гермеса – Тота в виде 36 525 книг о началах универсальных сущностей»*.
Египетское искусство, искусство стран Древнего Востока носит в целом духовный и символический характер, который ярче всего проявился в орнаментальных композициях. Благодаря устойчивости религиозных канонов, значение символов в орнаментике этих стран сохранялось без изменения в течение многих тысячелетий. Например, в древней японской мифологии божество и человека не разделяли непреодолимые границы. Жизнь людей была наполнена определенной символикой, которая выражалась и в цвете одежды, и в орнаментах, используемых для ее оформления. Такие изображения всегда несли в себе тайный смысл, связанный с миропониманием японцев, и символическое значение. Поэтому для этнографов и археологов древние орнаменты представляют собой знаки, с помощью которых можно «прочитать» своего рода магические тексты.
Со временем символико-магическое значение орнаментальных знаков постепенно отодвигалось на второй план. И поскольку орнамент, как ни одно другое искусство, очень легко теряет заложенный в него первоначальный символический смысл не в ущерб своим эстетическим свойствам, то, становясь объектом чисто эстетического любования, он уже не вызывает потребность в разгадке его первоначального магического смысла. Поэтому семантика декоративных узоров в настоящее время практически полностью забыта или вовсе не принимается во внимание; осталась лишь главная их функция – быть украшением предметов декоративно-прикладного искусства.
В орнаментах нового времени фактически отсутствует современная символика, несмотря на то, что она существует в избытке в окружающей действительности. Как исключение, может быть творчество художников-модернистов. В конце XIX – начале XX в. эти художники попытались создать свою собственную символику и воспроизвести ее в своем творчестве.
Орнамент в их произведениях играл уже не вспомогательную роль, а становился неотъемлемой частью изображения, органично вплетаясь в канву сюжета.
Тогда же А. Белый – теоретик русского символизма писал: «Художник-символист, насыщая образ переживанием, претворяет его в своем творчестве; такой претворенный (видоизмененный) образ есть символ». И далее А. Белый фиксирует основные лозунги символизма в искусстве: «1. символ всегда отражает действительность; 2. символ есть образ, видоизмененный переживанием; 3. форма художественного образа неотделима от содержания».
В этих трех пунктах известным поэтом и прозаиком точно сформулированы основные положения создания символического произведения, которые могут быть использованы в любом виде искусства, в том числе и орнаментальном.
К примеру, птица в древности была образом, связанным с небесной, воздушной стихией, прислужницей солнца, образом, соединившим небо и землю. У скифов этот символ перевоплотился в культ небесного оленя, у которого подогнутые ноги изображают журавлей. Эти элементы летающих птиц являются символом древней веры в оленя, живущего на небесах, и одним из главных стилистических приемов декоративного скифского творчества: в немногом сказать о многом.
«Термин «символ» только тогда и получил свою общезначимую семантику, когда уже никто не верил в языческие символы, и когда всю эту вековую символику стало возможным изучать как законченный и продуманный до конца предмет мысли».
Орнаментальная композиция и особенности ее построения
Орнамент со времен своего возникновения и поныне остается одним из основных средств художественного оформления произведений декоративно-прикладного искусства: изделий из глины, стекла, дерева и металла, разнообразных текстильных изделий.
Характерная черта всякого орнамента – неразрывная связь с материалом, с общими тенденциями развития искусства на соответствующем отрезке времени. Специфика его проявляется не только в органической связи рисунка с оформляемым изделием, назначением последнего – она находит свое выражение в композиционном построении орнамента.
Говоря о принципах орнаментации тех или иных изделий декоративного искусства, мы, прежде всего, обращаем внимание на эстетическую сторону рисунка, на особенности его композиционного решения.
Композиция (от лат. сотроsitio) – это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.
Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением.
Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня. Бытует мнение, что композиция – предмет индивидуальный, зависящий от интуиции художника, и не может быть учебной дисциплиной, как, к примеру, рисунок или живопись. Но при более пристальном рассмотрении этого вопроса оказывается, что как раз живопись имеет меньше точных положений, чем композиция в своих достаточно устойчивых правилах и закономерностях, на которых она зиждется.
Многие считают, что композиция не подлежит научно-методическому обоснованию, несмотря на то, что именно композиция любого вида изобразительного искусства заранее обдумывается. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других.
Композиция – это язык художественного произведения.
Образы орнаментального искусства могут передаваться на условном символическом языке или же сами представлять собой символы, способные выразить эмоционально-смысловое и образное содержание.
К выразительным средствам орнаментальной композиции относятся точка, пятно, линия, цвет, фактура. Все они являются в то же время элементами композиции.
Творческий метод создания орнаментальной композиции
Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает – мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими.
В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства – это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним.
Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти.
Художественную сущность орнамента составляет такая система мотивов, изобразительных или отвлеченных, которая не требует от зрителя вхождения в другую пространственную, временную и духовную среду – в мир изображения. Поэтому орнаментальному творчеству присуще явное преобладание так называемых «формальных» «математизированных» принципов ритмической организации над собственно изобразительными, и тенденция к обобщению, декоративной переработке, стилизации натурных мотивов.
Для декоративной композиции, в отличие от станковой, где четыре единства – места, времени, действия и масштаба – обязательны, главными характерными чертами являются множественность места и перспективы; множественность времени и действия; плоскостность, локальность цвета; отсутствие или условность освещения.
Существует два основных источника творчества художника-орнаменталиста. Первый – внешний мир природы, мир, существующий вне человеческого сознания. Второй источник – народное творчество.
Виды орнаментальных композиций
Конструктивные элементы орнамента (раппорт, мотив)
Среди многообразия орнаментальных композиций чаще всего встречаются раппортные композиции с открытой структурой, в которых тот или иной орнаментальный мотив (простой или более сложный) периодически повторяется через одинаковые интервалы в горизонтальном или вертикальном направлениях. Наибольшее распространение раппортные рисунки получили при орнаментации тканей, а также в архитектурном декоре и облицовочной проливной керамике.
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку – конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.). В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый.
Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива.
Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт: мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.
Кроме того, также существует центральный лучевой розетчатый раппорт (розетки, метопы, кессоны и т. п.), где мотив вписывается в треугольник, и обратный, или геральдический раппорт.
Последний может входить во все приведенные выше раппорты и создавать самостоятельные законченные мотивы. Он основан на симметрии вертикального отражения, когда мотив изображения симметрично переносится в обратном виде по другую сторону оси симметрии. Мотив может быть вписан в различные геометрические фигуры.
Ленточный раппорт
Кроме раппортной, существует и другая разновидность орнаментальной композиции – штучная замкнутая композиция или монокомпозиция, в которой раппортное по- вторение через равные интервалы одинаковых мотивов заменяется более сложной ритмической организацией чаще всего одинаковых элементов, расположенных на разных расстояниях один от другого, например, головные платки, панно, гобелены и т. п.
Форма раппорта. Из вышесказанного следует, что по форме существует несколько разновидностей раппорта. Самая распространенная – это прямоугольная форма. В принципе же раппортом может служить не только прямоугольная, но и любая другая форма, способная без промежутков заполнить декорируемую поверхность. В связи с разными композиционными задачами соотношение между высотой и шириной раппорта может меняться.
Существуют раппорты и сложной формы. Чтобы построить такой или подобный ему раппорт, надо нарисовать квадрат, а затем у каждой его стороны какую-нибудь кривую, например, дугу. При этом необходимо соблюсти следующее условие: если у правой и верхней сторон такие дуги должны быть вне квадрата, то у левой и нижней – внутри него. В результате получится раппорт в виде криволинейной фигуры, площадь которой равна первоначальной.
Построение таких раппортов облегчает решение некоторых композиционных задач. Например, если в раппорте приходится размещать много мотивов в различных динамических движениях, тогда сложная форма его позволяет обеспечить незаметный переход мотивов на стыках с соседними раппортами.
Мотив – это часть орнамента, главный его элемент. Мотив может представлять собой один элемент (простой мотив) или же состоять из многих элементов, пластически оформленных в единое орнаментальное образование. В сложных композициях раппорт часто содержит несколько орнаментальных мотивов.
Правила построения орнаментальной композиции. Орнамент и законы симметрии
Симметрия – это определенный порядок в построении какой-либо пространственной формы, позволяющий этой форме совмещаться с самой собой при определенных поворотах, сдвигах или отражениях. Различные виды симметрии изучаются специальными разделами математики
В науке о симметрии различают два типа симметрии: конечные (например, розетки) и бесконечные, чья структура может быть продолжена в одном (волнистая линия, меандр и т. п.), в двух или трех направлениях. В орнаменте используются оба эти типа симметричных структур.
Среди наиболее распространенных видов симметрии, используемых при создании орнаментальных композиций, находится зеркальная симметрия. Это когда предмет или фигура делятся плоскостью на две половины так, чтобы одна половина, отразившись в этой плоскости как в зеркале, совпала с другой. Зеркальная симметрия присуща телу человека, телам многих животных. Она способствует впечатлению уравновешенности и покоя. В орнаменте сохраняется то же ощущение.
Другой вид симметрии – осевая симметрия, при которой фигуры совмещаются посредством поворота вокруг оси, перпендикулярной к плоскости изображения. Количество таких совмещений на протяжении полного кругового оборота фигуры называется порядком оси. Осевая симметрия может иметь любой выраженный целым числом порядок – от второго до бесконечности.
Фигур с осевой симметрией может быть бесконечное множество. Для них характерна четкая организация, когда равные друг другу части распределены вокруг единого центра (точка, через которую проходит ось симметрии) равномерно и в одинаковом к нему отношении. При этом все углы поворотов совпадения фигуры с самой собой должны быть равны, иначе полного совпадения не произойдет. Расстояние от одноха-рактерных точек фигуры до центра также должно быть одинаково.
Осевая симметрия часто встречается в природе, широко применяется в орнаментах: симметрия цветка и орнаментального аналога – розетки.
Когда фигура имеет узор, построенный на основе только осевой симметрии, то этот орнамент производит впечатление бесконечной подвижности и выражает вращательное движение в определенном направлении.
орнамент стиль морфологический художественный
Изразцовый фриз. Россия. Вторая половина XVIIв.
Чаще встречаются розетки, совмещающие в себе осевую и зеркальную симметрии (в этом случае имеются не только оси, но и плоскости зеркальной симметрии). Тогда плоскости обязательно проходят через ось, пересекаются в ней, и их число соответствует порядку осевой симметрии фигуры. Такого рода формы гораздо уравновешеннее, спокойнее. Зеркальное отражение такой фигуры не отличается от нее самой, и может быть с ней совмещено не только зеркальным способом. Такая форма представляется глазу наиболее завершенной и ясной: по всем направлениям от ее центра отходят одинаковые, взаимно уравновешивающие друг друга элементы. Уравновешена и потому статична такая розетка и внутри себя, поскольку в ней отсутствует асимметрия не только в целом, но и в каждом отдельно взятом элементе ее структуры (в розетке без плоскостей симметрии такие элементы были сами по себе асимметричны и вызывали ощущение вращения).
Поэтому мотивы, обладающие симметрией такого рода, получили в орнаментальном искусстве особенное распространение и значение. Завершенность их формы создает образ гармоничного покоя. Цельность и замкнутость формы позволяет организовать любую поверхность, отметив ее центр, противопоставленный периферии.
Все рассматриваемые выше симметрии относятся к ограниченным симметричным структурам конечных фигур орнамента. Знакомство с новым видом симметрии – параллельным переносом поможет понять, как устроены потенциально бесконечные узоры.
Если вдоль оси равномерно расположить декоративные одинаковые мотивы, то таким образом образуется ленточный орнамент, бордюр, который может быть бесконечно продолжен в обе стороны. Такому орнаменту присуща особая симметрия: если его сдвинуть вдоль оси на одно звено, то каждая из фигур узора наложится на среднюю фигуру, совместится с ней.
Ленточный (линейный) бордюр – один из наиболее распространенных и важных видов орнамента. Он постоянно используется для ограничения какой-либо поверхности, отличающейся разнообразными художественными качествами. На практике линейный орнамент может строиться не только вдоль прямой оси, но и по ломаной или различным образом изогнутой линии. В любом случае эта линия остается для орнамента осью, т. е. перенос мыслится совершаемым вдоль нее, вслед за любыми ее изгибами и переломами.
Бордюр кроме симметрии переноса может также обладать и другими элементами симметрии. Они возникают тогда, когда тот или иной вид симметрии присущ каждому отдельно взятому элементарному мотиву орнамента. Всего разных видов симметрии бордюров насчитывается семь, и впечатление от них, художественные возможности каждого примененного в орнаменте вида оказываются различными.
Ритмичное движение бордюра с асимметричным исходным мотивом, не создающим дополнительных симметрии, односторонне. Если перевернуть такой узор зеркально, то он «потянет» в обратную сторону. Кроме того, подобный орнамент по-разному обращен к тем частям, которые он разделяет. Тем самым он характеризует эти поверхности не одинаково и может создать ощущение их различной плотности и глубины.
Орнаментальный мотив, обладающий зеркальной симметрией, сообщит такую симметрию и бордюру, если только плоскости отражения будут расположены перпендикулярно или параллельно его оси.
Случается, что в подобном орнаменте взаимно отражающие друг друга мотивы сдвинуты вдоль оси переносов. Чтобы восстановить зеркальную симметрию, нужно несколько сместить по оси одну из половинок бордюра. Этот вид симметрии называется «скользящим отражением». Обычно в таком бордюре используется парный мотив, например, отражение листа, а лист занимает место отраженного цветка. Ритм орнамента оказывается, при всей его четкости, богаче и сложнее, чем в узорах без скользящего отражения.
Бордюрам также может быть свойственна и осевая симметрия, наряду с плоскостями отражения или без них. Это значит, что весь бордюр может совпадать с самим собой при повороте на 180° вокруг любой из бесконечного множества осей, расположенных на равных расстояниях между собой и проходящих через продольную осевую линию узора. Можно выделить три вида таких орнаментов: бордюр без зеркальных плоскостей, тогда оба края одинаковы по характеру рисунка, их ритм ведет глаз в противоположные стороны. Такой орнамент выглядит беспокойным и напряженным (например, классический меандр).
Если же к поворотным осям добавляются также и плоскости отражения, ритмическое напряжение узора ослабевает, он выглядит более спокойным. Вместе с поперечными плоскостями такой узор обогащается и скользящим отражением.
Другой вид бордюра сочетает в себе поперечные плоскости отражения с продольной и обладает, наряду с зеркальной, также осевой симметрией. Он строго статичен, на все стороны уравновешен. В нем имеют одинаковый характер и оба края, и оба направления оси переносов.
Основой сетчатых орнаментов (раппортов) является простая сетка. Ячейки такой сетки могут быть квадратами, ромбами, прямоугольниками, параллелограммами или равносторонними треугольниками. В зависимости от этого меняется характер симметрии самой сетки, а значит, и построенного на ней орнамента. Кроме того, на симметрию узора влияют, как и в бордюрах, элементы симметрии самого повторяемого мотива.
Всего математики насчитывают 17 видов симметрии сетчатых орнаментов. Здесь могут осуществляться в разных сочетаниях уже известные нам виды симметрии: поворотная – второго, третьего, четвертого и шестого порядка, зеркальная, скользящее отражение. И в каждом случае определенный набор возможных отражений и поворотов влияет на ритмику узора, создает свою меру уравновешенности и подвижности, свои направления.
Если плоскости отражения, придающие обычному узору равновесие и устойчивость, повернуть вкось, весь орнамент станет казаться далеко не таким спокойным и конструктивным.
В искусстве орнамента нередко используется заполнение плоскости прямолинейными одинаковыми фигурами. Такой рисунок придает поверхности четкую ритмическую организацию. Только два рода фигур – различные параллелограммы (включая прямоугольники, квадраты, ромбы) и шестиугольники с попарно параллельными сторонами – заполняют плоскость сплошь, без припусков и наложений, с помощью одних только переносов сохраняя ту же самую ориентацию.
Симметрия подобия встречается в орнаменте достаточно часто. В этом случае одинаковые или сходные по форме элементы узора не равны по размеру. Они могут образовывать нарастающие или убывающие ряды или заполнять поверхность расходящимися из одной точки и увеличивающимися по мере удаления от нее подобными фигурами.
Орнаменты, построенные на принципе подобия, всегда чрезвычайно динамичны, активно овладевают поверхностью и создают ощущение движения.
Законы построения орнаментальной композиции
Для орнамента и орнаментальной композиции характерны два состояния: относительный покой и движение. Статика и динамика – первооснова всех закономерностей орнаментального искусства. Главная причина возникновения и проявления специфических противоречий в орнаментальном искусстве заключается в возможности быть рядом эти двум состояниям.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик орнаментальных форм и т. п. определяют выразительность композиции.
Вопросы соразмерности величин могут быть решены только двумя способами: делением на равные части и делением на неравные части.
Статические композиции и орнаментальные мотивы основываются на принципе симметрии, одинаковости, динамические – на принципе асимметрии, неодинаковости, противопоставления различных характеристик мотивов в пределах одного раппорта. Динамические раппортные рисунки, в сравнении со статическими рисунками, значительно более разнообразны по композиционному решению.
Положительный результат работы художника-орнаменталиста во многом зависит от знания им законов построения орнаментальной композиции и умелого использования этих законов в своей работе. Познакомимся с основными из них.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой. Эта соразмерность может быть основана на равенстве или противопоставлении любых характеристик орнаментальных мотивов и элементов. Пропорциональные отношения особо важную роль всегда играли в архитектуре. Прежде всего, надо назвать золотое сечение.
Закон соподчинения – разное звучание выразительных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и подчинения им второстепенных.
Закон соподчинения в штучных композициях трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): когда в композиции ясно выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размерам, форме, фактуре и цвету.
Закон трехкомпонентности, смысл которого заключается в том, что для убедительного выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных интервала между мотивами) и периодически их повторять.
Число «три» является тем минимальным числом, которое позволяет достаточно четко определить разнообразие какого-либо явления.
Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества.
Правило группирования следует из закона контраста. Оно формулируется следующим образом: части, идентичные по размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое.
Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ.
Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей.
Ткань шелковая с узором из цветных нитей. Франция. Лион. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж
Графическое решение орнаментальной композиции
В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения:
линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины;
пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов;
линеарно-пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно.
Художнику необходимо четко решать вопрос приоритета линеарной или пятно-вой трактовки мотивов. Равнозначность их всегда приводит к запутанности и маловыразительности композиции.
Что касается цветового решения мотивов орнаментальной композиции, то здесь немаловажную роль играет как характер самого орнамента, так и назначение и материал из которого выполнен украшаемый им предмет. В колористическом решении может использоваться как контрастная, так и нюансная цветовая гармония.
Монокомпозиция. Трансформация предметных форм в орнаментальные мотивы
Штучными изделиями называют такие, которые не имеют раппортного повторения. Это ковры, гобелены, панно, головные и сувенирные платки, скатерти, эмблемы, ткани с купонным рисунком и т. п.
В этой группе изделий используется так называемая монокомпозиция. Это наиболее сложный по своей структуре вид орнаментальной композиции, при построении которой необходимо учитывать ряд особенностей.
Монокомпозиция всегда строится на конкретной замкнутой плоскости, четко ограниченной заданными размерами. Она в обязательном порядке должна обладать жесткой компоновкой всех ее элементов.
Кроме того, в монокомпозиции расположение всех элементов и мотивов должно быть таким, чтобы создавалась замкнутая композиционная структура. Причем эта замкнутость может быть или четко выражена, или только подразумеваться, зрительно угадываться.
Простейшая традиционная монокомпозиция – это рисунок, ограниченный по краям орнаментальной каймой (русские шали, скатерти, ковры). С середины XX в. для оформления штучных изделий все больше используется иной вариант композиционного решения, основанный на асимметричной композиции. Этот принцип нашел место в европейских коврах, гобеленах, в головных платках с остромодным рисунком и заключается в полном отказе от традиционной каймы.
При создании орнаментальной монокомпозиции необходимо помнить, что очень близко расположенные мотивы узора к границам плоскости нарушают впечатление замкнутой структуры композиции, поэтому в первую очередь следует определить минимальные расстояния и площади фона по краям плоскости, которые должны оставаться свободными от орнаментальных мотивов.
Кроме того, в создании замкнутой структуры большую роль играет силуэт орнаментальных мотивов, его общий характер. Для легкого восприятия глазом такой силуэт должен иметь простую, лаконичную форму в виде геометрических фигур (круга, квадрата, овала и т. п.) или форму, близкую к ним.
Монокомпозиция чаще состоит из значительного количества орнаментальных мотивов, которые следует группировать и располагать так, чтобы зрительно выделить ее центральную часть. Глаз человека на композиционной плоскости выделяет активную и пассивную зоны восприятия. Активная – это та часть плоскости, которая располагается на некотором отдалении от границ. Элементы орнамента, расположенные на ней, воспринимаются нашим глазом в первую очередь. По этой причине композиционный центр лучше всего размещать либо в центральной части, либо поблизости от нее.
К выразительным средствам и условиям решения монокомпозиции относятся:
· компоновка орнаментальной структуры в заданной плоскости;
· членение плоскости на части;
· ритмическая организация элементов на плоскости;
· создание композиционного центра – доминанты.
Особенно важно для монокомпозиции – обеспечение в общей ее структуре устойчивого зрительного равновесия всех ее элементов. В этом случае все элементы художественного произведения должны быть распределены так, чтобы в результате создавался эффект равновесия. Форма элементов, направление их движения, их организация, месторасположение и цвет должны взаимно обусловливать друг друга, визуально уравновешивать.
К простейшим видам равновесия относятся:
· статическое равновесие, возникающее при условии симметричного расположения фигур на плоскости (относительно вертикальной и горизонтальной оси) и симметричной форме фигур;
Ворсовый ковер «Пирябедиль». Куба, 1883. Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства. Баку
Поскольку глаз как бы переоценивает верхнюю и недооценивает нижнюю часть композиционной плоскости, любую фигуру, чтобы она казалась расположенной в центре плоскости, необходимо хоть немного, но сместить вверх (явление оптической иллюзии, связанное с психофизиологическими законами восприятия вертикальных характеристик формы).
Об истинном положении фигуры на плоскости наш глаз судит не столько по ее силуэту, сколько по зрительному центру тяжести.
Равновесие фигуры на плоскости зависит от соотношения размеров самой фигуры и площади фона.
Немалое значение в организации равновесия фигуры принадлежит цвету и фактуре (легкие и тяжелые, теплые и холодные цвета и т. д.). В этой связи интересны наблюдения, что «вес» фигуры зрительно возрастает при ее активной изоляции от фона (луна на чистом небе кажется более тяжелой, чем на облачном). Из чего можно сделать вывод, что чем больше контраст между фигурой и фоном, тем меньшего размера следует изображать фигуру, для достижения устойчивого ее равновесия на плоскости.
При создании более сложных композиционных решений все вышесказанное остается в силе.
Активным выразительным средством монокомпозиции является ритмическая организация ее мотивов, определяющая такие их параметры, как форма, размеры, повороты, расстояния между ними.
При работе над динамической монокомпозицией рекомендуется использовать следующие правила:
все элементы имеют одинаковую форму и один размер, находятся в одинаковых
поворотах. Только разные расстояния между мотивами привносят в композицию остроту движения. Для обеспечения динамической напряженности композиции необходимо создать впечатление сгущения элементов на одних участках плоскости и разрежения их на других;
орнаментальные мотивы имеют разные размеры, располагаются на разных расстояниях один от другого. В этом случае динамичность композиции достигается благодаря контрасту.
Особое значение при построении монокомпозиции приобретает организация композиционного центра или доминанты. В орнаменте доминантой может служить один или несколько орнаментальных мотивов, одна точка или значительный по площади элемент. Иногда для выполнения функции доминанты используется даже свободное пространство плоскости, так называемая композиционная пауза.
При организации доминанты необходимо учитывать законы визуального восприятия плоскости, по которым доминанта должна располагаться в активной центральной части плоскости.
В композициях с сюжетным содержанием композиционный центр, помимо декоративного звучания, приобретает определенное смысловое значение, что способствует дополнительному его акцентированию.
Несколько слов о цвете в орнаментальной композиции
Различные цвета всегда являлись символами жизни и смерти, выразителями радости и горя. У разных народов один и тот же цвет нес эмоциональную неодинаковую нагрузку.
В настоящее время любая канонизация цвета, имевшая достаточно оснований в прошлые века, будет выглядеть спорной и неубедительной в силу неоднозначности ощущений, вызываемых ими у человека (теплые и холодные цвета, легкие и тяжелые и т. д.).
Соотношение теплых и холодных, контрастных и нюансных цветов, сочетание тонов по светлоте и насыщенности – все эти законы цветовой гармонии, хорошо известные художникам-живописцам, используются в своей практической деятельности и ху-дожниками-орнаменталиетами. Поэтому следует ограничиться только основными вопросами, касающимися цветового решения орнаментальной композиции.
В художественной практике при оценке сочетаемых цветов самое важное – их эмоциональная выразительность, способная вызвать чувственные переживания. Нельзя анализировать гармонические сочетания цветов изолированно от эстетических вкусов и взглядов, сложившихся в определенную историческую эпоху, поскольку от этих взглядов и вкусов зависит эстетический критерий гармонических сочетаний. Нельзя понимать гармонию цвета как категорию незыблемую. Нет и не может быть цветов красивых и некрасивых, гармоничных и дисгармоничных.
При определении цветовой гаммы орнаментальной композиции очень важно помнить также об отношениях цветовых тонов, которые являются одним из главных
элементов характеристики гармоничного сочетания цветов. Сочетание цветовых тонов по светлоте можно по-настоящему оценить только с учетом их тональных отношений. Поэтому любой цвет нельзя рассматривать изолированно от его насыщенности и светлоты. Вначале следует установить, что светлее и темнее, а уже потом, что какого цвета.
Гармонию цветов необходимо рассматривать как гармонию цветовых отношений, как совокупность цветовых комбинаций с учетом всех основных характеристик цветов – светлоты, насыщенности цветового тона, а также формы и размеров занимаемых этими цветами площадей. Главным эстетическим критерием гармоничных сочетаний цветов является визуальная оценка. Цвет и общий колорит является важнейшими выразительными средствами орнаментальной композиции. Если несколько расположенных рядом цветов действуют приятно на глаз, то говорится, что краски согласуются, гармонируют между собой.
Тональный контраст более активен по сравнению с цветовым контрастом. Это свойство контраста имеет особое значение в сложных многоцветных композициях. «Агрессивность» тонального контраста требует осторожного с ним обращения и ограничивает диапазон его применения, в первую очередь, в композиции, где преобладает тонкий колорит слабонасыщенных цветов. Активность тонального контраста неизбежно ведет к ослаблению звучания цветовых отношений.
Употреблять одновременно чистые, основные цвета необходимо только в небольшом количестве; все остальные должны быть составными.
Если в композиции используется несколько достаточно звучных цветов, сближенных по насыщенности, то для достижения цельности колорита их следует соподчинить по насыщенности, отдав в этом смысле предпочтение одному из цветов.
Полихромный орнамент, расположенный на цветном фоне, должен быть изображен ярче или бледнее фона. Большинство орна-менталистов в работе над декоративными композициями склонны придерживаться правила использования не чистых, а смешанных цветов.
Для гармоничного сочетания цветов очень важно также, чтобы каждый из них выступал в нескольких переходных оттенках (т. е. маленькими интервалами различной светлоты и насыщенности).
Заключение
Мы говорили, что орнамент является ярким выразителем стиля в искусстве и архитектуре, но стилей намного меньше, чем разновидностей орнаментов. Чтобы разобраться в строении сложной системы изобразительных искусств, необходимо знать не только историю архитектуры и искусства, но и историю орнамента, в той степени, в какой необходимы знания социального и общекультурного материала.
Орнаментальное наследие многочисленно и многообразно. Оно многообразно так же, как и создававшая его культура народов. История искусства орнамента дает нам возможность четко проследить, как в творчестве человека соединились социальная, эстетическая и познавательная форма жизни.
Процесс образования и развития орнаментальных форм непрерывен и постоянен. Для того чтобы участвовать в эволюции архитектуры и искусств, в том числе и связанного с ними орнамента, необходимо знать особенности развития исторического пути, пройденного этим искусством.
В исследовании искусства орнамента, как и в историко-теоретическом изучении любого вида искусства, методологически важно соединение двух подходов – генетически-исторического и системно-структурного анализа.
Принципы изучения и систематизации при этом многообразны. В то же время принципы научной и философской систематизации не играют решающей роли в оценке культурного наследия.
На примерах истории орнамента разных народов прослеживается история проявленных ценностей и особого рода связь между знанием и творчеством, философией и эстетикой, религией и наукой.
Выделение «Истории орнамента» в самостоятельный курс при подготовке специалистов и, как следствие, потребность в специальном пособии не означает обособленности и изолированности в изучении данного вида искусства. Более того, это позволяет глубже осмыслить целый ряд важных закономерностей современного этапа истории мировой художественной культуры.
Автор надеется, что настоящее учебное пособие в новой и дополненной редакции вызовет интерес не только студентов архитектурных и художественных учебных заведений, специалистов-профессионалов, но и многочисленных почитателей изобразительного искусства.
список используемой литературы
1. Искусство стран и народов мира. Краткая художественная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 1-5.
. Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
. Окладников А.П. Утро искусства. Л.: Искусство, 1967.
. Приемышев Н. Методика элементарного курса рисования с приложением статей об орнаменте. Одесса, 1900.
. Соколова Т.М. Орнамент – почерк эпохи. Л.: Аврора, 1972.
. Филиппов А.В. Построение орнамента с большим числом вариантов. М.: Всесоюзная Академия Архитектуры, 1937.
. Фокина Л.В. Орнамент. Ростов н/Д: Феникс, 2000.