- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,99 kb
Искусство в системе культуры
РЕФЕРАТ
Тема: Искусство в системе культуры
Содержание
1. Искусство как специфическая форма отражения действительности
2. Классификация искусств
3. Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
4. Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
5. Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
6. Список литературы
1. Искусство как специфическая форма отражения действительности
Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано "раскрывать истину в чувственной форме" (Гегель); "исправлять природу" (Вольтер); "способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили" (Р. Кент); "озарять светом глубины человеческой души" (Р. Шуман); не просто отражать действительность, а "отражать, отрицая или благословляя" (В. Г. Короленко).
Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования "человеческого" в человеке.
Искусство – это "образ", образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выражения им в слове, звуках, красках, форме; искусство – художественное творчество в целом.
Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.
Социальные функции искусства.
Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.
Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их.
Эстетическая функция. По своей природе искусство – это высшая форма освоения мира "по законам красоты". Оно, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы "в запасе", входит в устойчивый базис личности.
Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.
К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.
Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.
2. Классификация искусств
Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного "шоу" или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.
Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды "зрелищного" искусства. Однако легко заметить, что подобной "жесткой" классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.
К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой "визуальной", или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во "временное" искусство поэзии выразительный "пространственный элемент.
Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, "синтетическое", "техническое", декоративно-прикладное и др.
Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.
Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
"Технические искусства" в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание "светомузыки", суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез "мелодию" меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным "техническим искусствам" относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.
Декоративно-прикладное искусство является едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат. "deccoro" – украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновременно удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.
Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы "подключенную" к процессу эстетизации окружающей человека среды.
Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере опираются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.
Направления, течения и стили в искусстве являются своеобразными "визитными карточками", отмечающими напряженную духовную жизнь каждой эпохи, постоянные поиски прекрасного, его взлеты и падения. Так же как лицо — "зеркало души" отдельного человека, искусство — зеркало души своего народа и своего времени.
В самом общем виде направления, течения и стили в искусстве можно определить как исторически сложившуюся общность художественных признаков в том или ином виде искусства (или одновременно в нескольких искусствах), характерную для разных эпох и народов и обусловленную единством идейно-эстетических устремлений творческого меньшинства.
Романский стиль (лат. romanus – римский) – стилевое направление в западноевропейском искусстве Х-ХПI вв., проявившееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях крупных соборов, обычно располагавшихся на возвышенностях. Религиозные сооружения романского стиля наследуют многие признаки римской архитектуры, отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны, а также многофигурными скульптурными композициями, создавая впечатление мощности и определенной приземленности в отличие от готического стиля.
Готический стиль пришел на смену романскому стилю в Европе XIII-XVI вв. и также связан прежде всего с религиозной архитектурой, скульптурой и декоративно-прикладным искусством (мебель, одежда, витражи и т.п.). Если романский стиль отличается величественностью преимущественно в горизонтальном плане, то для готических соборов характерны вертикальность композиций, устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые (а не полукруглые) арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с использованием золотой краски, резьбы по дереву и также резной раскрашенной религиозной скульптуры. Наиболее известные готические сооружения – Собор Парижской Богоматери, Кельнский собор, Ратуша в Брюсселе.
Барокко (итал. barocco – странный, причудливый) – стиль в западноевропейском искусстве – архитектуре, музыке, живописи, литературе, декоративном искусстве конца XVI – середины XVIII вв., для которого характерны: стремление к величию и пышности; богатство декоративных элементов, обычно криволинейных форм (завитков, спиралей и т.п.); повышенное внимание к деталировке, подчиненной единому ансамблю, как, например, в садово-парковом искусстве. Яркий след стиль барокко оставил, к примеру, в архитектуре Санкт-Петербурга (Зимний дворец). Манерностью, "капризностью", витиеватостью, избытком украшательства этот стиль был выражен в музыке и литературе.
Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – стиль и направление в искусстве и литературе XVII – начала XIX вв., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции и в то же время определенная доля схематизации и идеализации в художественных произведениях, что выражалось, например, в иерархии "высоких" и "низких" стилей в литературе, требовании "трех единств" – времени, места и действия – в драматургии, подчеркнутом пуризме в области языка и т. п. К середине XIX в. классицизм, отставая от развития общественного эстетического чувства, переродился в безжизненный академизм.
Рококо (франц. rocaille – раковина) – менее известный, чем другие, стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий "промежуточное положение" между барокко и классицизмом. Отражая главным образом вкусы дворянской элиты, этот стиль получил особо широкое распространение при Людовике XIV и поэтому иногда обозначается его именем. Наиболее ярко он выразился в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве (мебель, росписи на фарфоре и тканях, мелкая пластика и т.п.). Определяющая черта стиля "рококо" – стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотым, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.
Сентиментализм (франц. sentiment – чувство) – художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в., сложившееся в результате разочарования в положительной роли "цивилизации", "царства разума". Противопоставляя разуму культ чувства как доминанту художественного творчества, как инструмент познания мира, сентиментализм идейно восходит к знаменитому высказыванию Ж.-Ж. Руссо: "Разум может ошибаться, чувство – никогда!". С чисто формальной точки зрения сентиментализм не выработал собственной эстетики, занимая промежуточное положение между предшествующим классицизмом и нарождающимся романтизмом, предвестником которого он явился.
Романтизм – широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVII – начале XX вв., как реакция на результаты Великой Французской революции и жесткие рационалистические каноны века Просвещения, молодого буржуазного общества вообще. Романтики выступали против формализации искусства и прямолинейно-рассудочного к нему подхода, свойственных классицизму. Они проявляли большой интерес к фольклору, демократическим, народным явлениям средневековой и ренессансной культуры, нередко идеализируя их и наследуя из них сказочный элемент, дух карнавальной вольности, склонность к гротеску.
Центром романтического движения стала Германия в лице ее философов и поэтов – братьев А. и Ф. Шлегелей, Новалиса, Ф.В. Шеллинга и многих других. Выдающимися представителями российского романтизма в литературе стали В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов и Ф.И. Тютчев; в живописи – О.А. Кипренский и др. Романтизм как общее мироощущение, свойственное преимущественно молодежи, как стремление к идеалу и творческой свободе до сих пор постоянно живет в мировом искусстве.
Реализм (позднелат. realis – вещественный, действительный) – термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. Он может толковаться двояко: в самом широком смысле – как общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку; и в более узком, "инструментальном" смысле – как творческий метод, вводимый к определенным эстетическим принципам.
В широком смысле реализм, представляющий собой основную тенденцию, своеобразный эстетический "стержень" художественной культуры человечества, существовал и продолжает существовать в искусстве и литературе с глубокой древности. В узком понимании, как творческий метод, он отождествляется с эпохой Возрождения (XIV – XVI вв.), либо с XVIII в., когда говорят о "просветительском реализме". Наиболее полное раскрытие специфических черт этого метода связывают с критическим реализмом XIX столетия.
Натурализм (лат. natura – природа) – творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX в. в Европе и Америке под влиянием философии позитивизма и таких его представителей как француз Огюст Конт, англичанин Герберт Спенсер и др. В основе их идей лежал тезис о том, что подлинное, "позитивное" знание может быть получено из отдельных специальных наук и их комплексного взаимодействия.
Эстетика натурализма, ‘перенося принципы позитивизма в сферу искусства, разрабатывалась И. Тэном, братьями Э. и Ж. Гонкурами и прежде всего Эмилем Золя, воплотившим ее в своем творчестве. По их мнению, художник должен отражать окружающий мир без всяких прикрас, условностей и табу, с максимальной объективностью, подчиняясь лишь правде "позитивной", экспериментальной науки.
Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы сказать о человеке "всю подноготную", проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни, как позднее в науке это сделал 3. Фрейд.
4. Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
Импрессионизм (франц. impressionisme, impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв. В нем выражен протест против чрезмерного натурализма и застывшего академизма в реалистическом искусстве, поиск новой формы, новой живописной техники, отход от социальной тематики и сюжетности. Импрессионисты стремились к наиболее естественному отражению реального мира в его подвижности и изменчивости, передать средствами искусства мимолетные впечатления. Открытие метода импрессионизма принадлежит Э. Мане. Художники этого направления работали на пленэре, открытом воздухе (О. Ренуар, Э. Дега, К. Коровин и др.).
Не менее значительно творчество постимпрессионистов Сезанна, Ван Гога, Гогена, ставшее своеобразной реакцией на импрессионистское движение и обогатившее его реалистичностью. Впоследствии импрессионизм распространился на скульптуру, графику, музыку, а также литературу и театр. К импрессионизму было близко творчество скульптора О. Родена, композиторов К. Дебюсси и М. Равеля.
Инвайронмент (англ. environment – окружающая среда) – одна из интердисциплинарных форм постмодернизма, "пространственный реликт" хэппенинга; возник в 60-е гг. XIX в. Инвайронмент представляет собой аранжировку окружающего пространства (природного географического комплекса, города или закрытого помещения) с помощью алогичного сочетания созданных художником (или публикой) объектов с "готовыми" элементами окружающей среды. Разновидности инвайронмента – экологическое искусство, лэнд-арт, природная скульптура.
Символизм (франц. symbolisme, гр. – знак, символ) – направление в европейском искусстве (1870—1910), сосредоточенное на художественном выражении содержания посредством символа (многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа). В художественном творчестве символизм признает главным бессознательное, интуитивное начало.
Основные принципы русского символизма были изложены в книге Д.С. Мережковского "О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы" (1893 г.). Московские символисты середины 90-х гг. (В. Брюсов, К. Бальмонт, Ю. Балтрушайтис, А. Миропольский), петербургская группа декадентов (А. Добролюбов, Вл. Гиппиус) относятся к так называемому старшему поколению, а через десять лет, в самом начале XX в., появляются "младшие символисты", среди которых А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, Эллис и др.
Футуризм (лат. futyrum – будущее) – авангардистское течение в европейском искусстве 10—20-х гг. XX в. в Италии, США и России с претензией создать искусство будущего под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цветов и форм, а в поэзии — к "заумности", насилию над лексикой и синтаксисом. Итальянские футуристы эстетизировали как таковую силу движение, войну; русские (Маяковский, Хлебников, Каменский) — подчиняли формалистические эксперименты задаче выражения нового (революционного) содержания.
Супрематизм (лат. supremys – наивысший) – разновидность геометрического абстракционизма. Супрематизм оперирует комбинацией простейших геометрических элементов (квадратом, крестом, кругом, прямоугольником), среди которых квадрат считается наиболее чистым, т.е. очищенным от содержательных ассоциаций элементом. Основоположником супрематизма считается художник К.С. Малевич.
Конструктивизм (лат. constructio – построение – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начале 30-х гг.; основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта полиции формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре (например, В. Татлин – картина "Проект памятника-башни Третьего Интернационала").
Дадаизм (франц. dadaisme, dada – на языке детей — игрушечная лошадка; бессвязный детский лепет) – одно из самых радикальных модернистских течений, зародившихся в Европе в 1916 – 1922 гг. среди анархиствующей интеллигенции, как протест против первой мировой войны. Он выражался в воинствующем антиэстетизме, своеобразном художественном хулиганстве, страсти к эпатажу обывателя в виде бессмысленных сочетаний слов и звуков, причудливых комбинаций самых разнообразных житейских предметов (консервных банок, старых вещей, этикеток и др.), предвосхитив этим современный поп-арт, искусство коллажа и композиций на основе использования и эстетизации материального богатства, созданного современной цивилизацией. В сюрреализме нет абсолютного отхода от образности, изобразительности, как, например, в абстракционизме, но всегда представлена особая, ирреальная художественная данность. Наиболее рельефно сюрреализм проявился в творчестве испанского художника Сальвадора Дали, французского драматурга Эжена Ионеско, отечественных кинематографистов Андрея Тарковского и Александра Сокурова.
Абстракционизм (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – одно из течений в современном искусстве, отражающее особое восприятие художником окружающего мира. Абстрактное искусство не воспроизводит реальной действительности, поэтому его иногда именуют "беспредметным". Абстракционизм возник почти одновременно в 1910-х гг. в Мюнхене, Амстердаме и Москве, но особое распространение получил в 1930-е гг. в Париже и Нью-Йорке. В русской живописи начала XX в. он представлен В. Кандинским в его книге "О духовном в искусстве" и К. Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата".
Абстракционизм развивался по двум направлениям: стремление к гармонизации бесформенных цветовых сочетаний, а также к созданию геометрических абстракций. Он имеет тесную художественную взаимосвязь с экспрессионизмом, фовизмом, кубизмом, лучизмом, супрематизмом и др.
Художники-абстракционисты выработали оригинальные приемы и методы, которые сегодня применяют в дизайне, оформительском искусстве, в театре, кино, на телевидении, при создании интерьеров квартир и служебных помещений.
Перечисленные разновидности модернистского и авангардистского искусства отнюдь не исчерпывают разнообразия абстракционизма и отличаются размытостью своих критериев и границ, объединяясь общим пафосом отрицания предшествующей художественной традиции. Тем не менее эти течения внесли новую струю в духовную культуру, показав многообразие красок мира, его непрерывное движение и субъективное видение, без чего немыслимы творчество и прогресс.
5. Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
Модернизм. Направление, на долгое время определившее основной характер художественной культуры Запада первой половины XX в. в целом, принято называть модернизмом (франц. modernisme – новейший, современный). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами "философии жизни" и экзистенциализма, представленными столь различными мыслителями как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и др.
В рамках модернизма происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. К нему относятся самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрессионизм, экспрессионизм, символизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография).
Постмодернизм – в культурном обиходе обозначает состояние эпохи "постсовременности" (XX в.). Как и сам термин "культура", "постмодернизм" не имеет и не может иметь однозначного определения, будучи по своей сути амбивалентным и противоречивым. Постмодерн определяется как культурное течение, характерное для постиндустриального общества. Если вначале к постмодернизму (или постструктурализму) относили в основном философско-культурологическое направление, имеющее концептуальные основы в теориях французских философов Ж. Делеза, Ж. Бодрийяра, Ж. Деррида и др., то в середине 70-х гг. он вышел за рамки локализованной, опирающейся на национально-культурный материал школы французской философии и распространился во всей западной культуре, найдя, в частности, яркое воплощение в американской литературе. К началу 80-х гг. идеи "постмодернизма" начинают приобретать ведущее положение в различных культурологических и социологических концепциях, во многом благодаря работам Ф. Джеймсона и Ж. Ф. Лиотара.
Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции – норма для культуры постмодерна. Поэтому не случайно создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной, невостребованной. Постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на "деконструкцию" и "деструкцию", т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще. Когда известный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства XX в., то пришел к выводу, что таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения "живых форм", превращение творчества в игру, тяготение к иронии, отказ от трансцендентности, т.е. отказ признать существование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта.
Таким образом, сегодня, художественная культура характеризуется сложностью и многоплановостью. В ней на равных уживаются разные по своей сути духовные ценности, жанры, стили, направления.
6. Список литературы
1. Берестовская Д. С. Культурология: Учеб. пособие. – Симферополь, 2003.
2. Кононенко Б.И. Основы культурологии: Курс лекций. – М.,2002.
4. Петрова М.М. Теория культуры: Конспект лекций. – С.-П., 2000.
5. Самохвалова В.И. Культурология:Краткий курс лекций. – М.,2002.
6. Скворцова Е.М. Теория и история культуры: Учебник. –М., 1999.