- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 31,27 kb
Ислам и медицина
ИСЛАМ («предание себя бог», покорность») – одна из мировых религий – сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира, а также жизни и здоровье отдельных личностей.
В чисто религиозном плане его рождение связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий – христианства, иудаизма, язычества и других, так и с эволюцией религиозного сознания жителей Аравии. Появились люди (ханифы), отрицавшие многобожие и поклонение идолам, признававшие единого бога – Аллаха Всевышнего, Достойного, Великого и т.п.- всего 99 прекрасных аналогичных имен.
Ислам основывается на пяти «столпах» (арканах), или основных религиозных правилах. Эти пять «столпов» следующие:
1. Аш-шахада – вера в единственность Аллаха – основа единобожия (ат-таухид) и признание пророческой миссии Мухаммада (ан-нубувва – да благословит его Аллах и приветствует – саллаллалу алайхи ва салам – с.г.в);
2. Ас-салат – ежедневная пятикратная молитва;
3. Ас-саум – обязательный ежегодный пост в течение месяца Рамадан;
4. Аз-закят – обязательный налог с богатых в пользу бедных с целью «очищения» имущества, богатства, уплата которого делает безгрешным пользование этим состоянием;
5. Ал-хадж – один в раз жизни тем, кто имеет возможность совершить паломничество в Священную Мекку.
Современный Ислам – вторая по численности последователей (после христианства) мировая религия, насчитывающая до 1 млрд. мусульман. Мусульманские общины существуют в более чем 120 странах мира, в 35 из них мусульмане составляют большинство населения (более 80% населения Северной Африки, Западной Азии и т.д.).
В отличии от религии Шариат означает детальный свод законов поведения, канонов поклонения, стандартов морали и жизни, законов, предписывающих и позволяющих, что разграничивает истинное и ложное. Данный основной закон время от времени подвергался модификациям, хотя каждый пророк имел одну и ту же веру в Единого Аллаха, хотя они приносили с собой различные Шариаты (законы), соответствующие условиям жизни народа и времени.
Внедрение Ислама в сознание людей происходило мирным путем, методом убеждения, как правило, без применения силы, о чем неоднократно подчеркивается в священной книге – Коране. В тоже время он повелевает проявлять беспощадность к врагам Ислама при вооруженных столкновениях, так как погибшие за веру мусульмане на том свете сразу попадают в Рай, но если мусульманин убивает своего единоверца – в Ад. Почему – потому что жизнь, имущество и честь, а тем более религия неприкосновенны, и каждый мусульманин должен их достойно защищать.
Успех Ислама как религии и как социальной системы был обеспечен и объективными и субъективными факторами. В ряду последних одно из ведущих мест занимает личность Мухаммада (с.г.в.), вдохновенного оратора, проповедника, преданного своему делу вероучителя, умного и гибкого политика, умевшего соединять идеал с реальностями жизни, верность традициям с решительными новшествами, принципиальность с гипкостью, демократизм с единовластием, мягкость с суровостью и решительностью.
Единобожие (ат-таухид, аш-шахада) означает, что Аллах в Исламе Единый и Единственный бог, Творец этого мира и всех людей в нем, вся власть и господство принадлежит Ему одному, все поклоняются и повинуются Аллаху, у Него не может быть никаких сотоварищей, Он не родил и не был рожден. Бог – господин Судного дня, пославший к людям Мухаммада (с.г.в.) в качестве своего посланника, наместника и халифа (заместителя) в этом мире.
Верность Исламу мусульманами подтверждается следующими словами:
«Нет никакого божества кроме Аллаха, и Мухаммад – посланник Аллаха» ( Ля иляха илляЛлаху Мухаммадур-расулуллах).Вера в Аллаха противопоставляется многобожному язычеству и религиям, в которых наряду с Богом поклоняются и другим, обращаясь к ним с мольбами. В Коране многократно подчеркивается то, что все в мире происходит лишь с ведома Творца, по его решению и Воле. В угодное себе время Аллах уничтожит все существующее на земле, воскресит мертвых и соберет их на суд, где каждому по своим поступкам будет воздано низвержением в Ад (джаханнам) или блаженством в Раю (ал-джанна).
Коран, завершающая Священная книга, ниспосланная Аллахом людям через Пророка Мухаммада (с.г.в.). Все, что изложено в Коране, является словом Всевышнего, которое ниспосылалось Господом через ангела Джабраила (Гавриила) частями в течение 23 лет. При жизни порока текст благодатного Корана передавался по памяти, и лишь в 650 – 656 годах специальной комиссией был подготовлен список Корана
Священное писание заняло выдающееся положение, как во всех сферах жизни общества, так и в жизни каждого мусульманина. Оно стало источником религиозных предписаний, социальных установлений и стандартов общения. Коран содержит также рассказы о пророках былых времен (в том числе об Иисусе Христе, Давиде,Моисее), об истории разных народов, о грядущем Судном дне, когда божьи рабы (люди) будут держать ответ перед Вершителем судеб за свою веру и благочестие, о Рае и Аде.
Взгляд на ислам сточки зрения медицины
Интерес с точки зрения медицины представляет процесс чтения Корана. Правила чтения священной книги изложены в «Тажвиде», которые предписывают читающему, где необходимо сделать передышку, короткие, средней долготы и глубокие вздохи, соблюдать правильность и долготу произнесения отдельных слов и т.д. Чтение Благодатного Писания в соответствии с этими указаниями способствует увеличению объема легких, количества воздуха, поступающего через кожу человека, а, следовательно, укреплению его здоровья и продлению жизни.
Всякие свои помыслы, действия, намерения (подьем с постели, прием пищи, приступление к намазу, работе и т.п.) верующий должен начинать с именем Бога: «Я прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана. Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» (Агузу билляхи минаш-ш-шайтанир-р-ражим. Бисмилляхир-рахманир-рахим). Второй компонент Ислама – намаз, наивысший из обязательных обрядов, предписанных Аллахом. Мухаммад (с.г.в.) сказал: « Намаз основа религии. Совершающий намаз укрепляет свою веру. Не совершающий намаз, поистине рушит свою веру ».
Начинается подготовка к намазу с омовения, при котором сначала после туалета производится подмывание органов выделения (или срамных органов) «истинджа», а затем и других органов, т.е. «тахарат».
Процедура «тахарата» состоит в следующем: необходимо по три раза чистой водой помыть руки до запястьев, прополоскать рот, нос, вымыть лицо и руки до локтей, влажными руками провести по голове, протереть уши пальцами и шею, а также помыть ноги до щиколоток.
Все движения, все действия, совершаемые нашими двигательными аппаратами (руки, ноги, туловище) при исполнении намаза направлены на оздоровление организма молящегося.
Так, омовение – это как бы водная процедура: успокаивает нервы, очищает от пыли и грязи, пота и т.д., а также с водой уходят болезнетворные микробы.
Сам процесс намаза – пятикратной ежедневной молитвы – по внешним признакам напоминает как бы выполнение физических упражнений; при выполнении обязательных определенных действий человек избавляется от излишней биоэнергии; например, при так называемой «сажда», когда молящийся голыми ногами, обеими руками, лбом и кончиком носа касается пола, коврика или земли.
Каждый цикл («ракаат»), выполняемый при молитве сопровождается чтением соответствующей суры; при намазе совершаются такие циклы: стоя прямо на ногах, ладонь правой руки кладется на левую руку и прижимаются к груди («кыйам»); при этом большой палец правой руки находится на запястье левой, где расположена точка, «усмиряющая» болезни горла. Одновременно мизинец той же руки охватывает с противоположной стороны запястье левой, где находится точка, связанная с сердечной деятельностью.
Следующее действие молящегося – поясной поклон («рукуг»), когда туловище наклоняется на 45 градусов параллельно земле, руки кладутся на колени и потом выпрямляются. Затем выполняется земной поклон («сажда»), после садятся на колени и второй раз совершают земной поклон.
В конце намаза молящийся, сидя на коленях («аттахият») поворачивает голову направо, затем налево и глядя перед собой словами «Аллаху акбар» (Бог велик) завершает молитву.
Соприкасаясь при намазе с определенными точками своего организма (тела) человек проводит как бы точечную терапию, не прибегая при этом, к помощи игл, прижигания (применяемого в восточной лечебной практике), массажа и других процедур, направленных так же на повышение жизнедеятельности и долголетия.
В Оксфордском университете (Англия) в результате проведенных исследований ученые пришли к выводу, что земные поклоны – «сажда» при и совершении намаза улучшает деятельность головного мозга.
Когда человек совершает земной поклон приток крови в головной мозг резко увеличивается, давление в сосудах мозга повышается и сосуды расширяются. Когда молящийся выпрямляется с поклона, сосуды сжимаются, поскольку давление на них уменьшается. В результате многократных поклонов стенки сосудов укрепляются, делаются более упругими и сильными.
Между тем известно, что различного рода отложения на стенках сосудов сужают просвет для кровотока, приводят к ломкости и утрате эластичности сосудов. Следовательно, религиозные обряды, в частности намаз и пост, обогащают человека не только духовно, но оздоравливают также и с физической точки зрения.
В указанном университете показали положительное влияние пятикратного выполнения намаза в строго определенное время суток на суставы человеческого организма, которых всего 360, и почти все они участвуют в движениях нашего тела в течении дня. Но, оказывается, существует время, когда отложение солей в суставах достигает своей критической точки и это – время намаза. Читая намаз человек, сводит к минимуму отложение солей в суставах и вероятность заболеваний, связанных с этим.
Полученные исследователями топографические снимки головного мозга молящегося дают основание сделать вывод о том, что возникающему у человека в такие моменты ощущениях спокойствия, уединения и возвышенности соответствует усилению активности передних долей мозга и снижению активности задних, теменных долях. Состояние благоговения у отправляющего религиозный обряд человека определяется работой миндалевидного тела мозга, преобразующего определенный тип движений в то или иное эмоциональное состояние.
Религиозные ритуалы, считают профессора, воздействуют на две главные подсистемы человеческого организма: первую – активизирующую эндокринную систему, повышающую кровяное давление, учащающую дыхание и пульс, и вторую – отвечающую за успокоение, замедляющую пульс и дыхание, регулирующую рост клеток, пищеварение, отдых и сон.
В зависимости от того, какая подсистема или обе сразу активизируются при отправлении религиозных обрядов, верующий испытывает состояние религиозного экстаза, полное слияние с объектом поклонения – Аллахом.
При чтении намаза человек отключается от мирских забот, всевозможных невзгод, стрессов, думает только о молитве; он приходит в состояние удовлетворенности, умиления, нервы успокаиваются, дыхание становится равномерным, все действия намаза выполняются неторопливо, плавно. И такое состояние молящийся приобретает минимум, пять, раз на дню примерно от 30 минут до одного часа каждый раз, – какой же это «бальзам» для организма!
Видимо этот обряд – намаз, во многом способствует воспитанию духовно (Вера в бога) и физически здоровых, сильных мужчин, которые за два с половиной столетия (632-900 годы) распространили Ислам почти во всех странах, расположенных на территории Азии, Африки, части Европы и других континентов земного шара.
Пост в месяц Рамадан и его медицинский аспект
Пост (арабск. — Ас-саум, тат. Ураза) — третий по порядку и значимости из «столпов» Ислама, обязательное исполнение которого предписано в Коране, а вообще-то пост восходит к доисламской практике, так как все небесные религии имеют много общего.
Пост предохраняет, защищает человека от многих заболеваний, физических и психических расстройств. Суть мусульманского поста заключается в том, что в светлое время дня (за 2 часа до восхода солнца и до его Заката) запрещается прием пищи, питье курение, употребление наркотических веществ, выполнение супружеских обязанностей, сквернословие и т.д., и т.п. в течение 28—30 дней в месяц Рамадан по лунному календарю; (окончание Уразы зависит от восхода новой луны). С заходом солнца в вечернее и ночное время часть запретов снимается.
В священный месяц Рамадан рекомендуется проводить время в размышлениях, беседах, чтении мусульманской литературы; необходимо улаживать ссоры, раздавать милостыню и совершать другие богоугодные дела и поступки.
Обычай соблюдения Поста есть и у немусульманских народов, но там запрет на потребление только части пищевых продуктов (в основном высококалорийных и животного происхождения) и не ограничено суточное время потребления пищи. Поэтому если эта категория постящихся теряет 1—2 кг веса, то мусульмане 4—6 кг за месяц Рамадан.
Исследования научных работников из мусульманских стран показали, что в период уразы в человеческом организме происходят такие изменения.
а) ураза укрепляет иммунитет организма и предохраняет, следовательно, от различных болезней. Деятельность лимфоцитов увеличивается до 10 раз и происходит количественный рост клеток;
б) это хороший обычай, предохраняющий от ожирения;
в) в период уразы ввиду увеличения натрия в крови тормозится процесс отложения солей кальция, а это, в свою очередь, нейтрализует камнеобразование;
г) во время уразы из организма выводятся токсичные вещества, попадающие в человеческий организм через искусственные и консервированные продукты, загрязненные воздух и воду, лекарственные препараты и т.п.
д.) пост благотворительно влияет на нервную систему, успокаивая ее, уравновешивает характер, регулирует половую потенцию
Зякят
Четвертый «столп» Ислама предусматривает необходимость существования в обществе постоянного учреждения для оказания помощи старикам и слабым людям, которые не находят пути приобретения хлеба насущного.
Для этого Шариат в обязательном порядке предписывает уплату закята своего рода налога в пользу нуждающихся мусульман. Закят вносится только с имущества, нажитого честным путем – «халал мал».
В Священной книге о необходимости добровольного, но обязательного внесения в фонд оказания помощи нуждающимся материально обеспеченными добропорядочными мусульманами говорится во многих главах. Пророк Мухаммед (с.г.в.) сказал: «имущество свое берегите путем внесения закята, болезни свои лечите подачей милостыни (садака)». Уплата закята очищает, делает безгрешным пользование богатством — имуществом, товарами, скотом и т.д. с которого он уплачен.
Ежегодный размер взноса по нынешним меркам установлен 2,5% от всех запасов богатства, а по скоту, продукции земледелия и некоторым другим предусмотрена своя дифференцированная ставка налога. Например, с продуктов земледелия в размере одной десятой части урожая (минимум — 975 кг), облагаемый нижний предел по скоту — 5 верблюдов, 20 коров или 40 овец, золоту и серебру — 20 динаров или 200 дирхемов, по некоторым металлам и другим полезным ископаемым — 20 %.Сумма закята, вносимого в соответствующий фонд, зависит от трех факторов. Во-первых, от такой постоянной величины, как вес золота в 84 грамма. Вторым показателем является цена одного грамма этого драгоценного металла на данное время. Например, в 2002 году в коммерческом банке «Ак Барс» (г. Казань) золото 1-го сорта продавалось по цене 290 рублей за один грамм. Третьим множителем арифметического действия служит размер в 2,5 % (или 1/40 часть) стоимости имущества, с которого подлежит сделать взнос в указанный фонд.
Так, в 2002 году сумма закята, которую было необходимо внести, определяется следующим образом: 84×290=24360 рублей. Если имущество, неиспользуемое в течении года для личных потребностей (находящееся «без движения») превышает такую сумму, с него нужно внести закят в размере 2,5% и для 2002 года минимальная сумма закята составит: (24360×2,5): 100= 609 рублей.
Следовательно, в том случае, когда стоимость аналогичного имущества выше указанной суммы (24360 рублей), необходимо отчислить 2.5% закята, а если стоимость ниже указанной суммы, то закят вносить необязательно.
Собранные таким образом средства используются на помощь неимущим; беднякам; больным обездоленным; жалование сборщикам закята; не мусульманам, заслуживающим поощрения; несостоятельным должникам; путникам, не имеющим средства для возвращения домой. В наших условиях закят, как правило, вносят на возведение мечетей, медресе, выпуск мусульманских книг, домов для престарелых, детских домов и других подобных заведений и на их содержание (приобретение оборудования, инвентаря, продуктов питания и т. п.), а также на оказание материальной помощи больным, местам заключения и на прочие богоугодные деяния.
Осуществляемое на этой основе социальное обеспечение должно исключить существование в Исламском обществе хотя бы одного человека, не имеющего необходимых средств существования.
Земли, пашни, луга и леса, дома и дворы, одежда, книги, посуда и орудия труда не являются объектом обложения этим видом мусульманского налога.
Эти меры, направленные на создание страхового фонда, в конечном счете, предусматривают основную цель — как поддержание здоровья, так и оказание в случае необходимости медицинской помощи больным, немощным, материально необеспеченным мусульманам Исламского мира.
Последним пятым «столпом» Ислама является хадж, т. е. паломничество в благословенную Мекку к священной Каабе и в Медину для поклонения Аллаху. В Коране записано:
«Те люди, которые имеют возможность обязаны ради Аллаха совершить паломничество* к главному Храму» (Сура «Аль Имран», 97)
Во время хаджа посещаются мусульманские святыни в Мекке, (ее окрестности, долины Мина и Музда-лифа, Арафат), где родился Мухаммед (с.г.в.), длительное время жил там, ему Аллахом было ниспослано пророчество; и в Медине, городе, в котором Пророк (с.г.в.) жил последние десять лет, где он и похоронен, рядом с ним покоятся первый и второй «праведные» халифы — Абу Бакр и Умар.Большой обязательный (фарз) хадж начинается на восьмой день месяца Зуль-Хиджа по мусульманскому календарю, а малый (добровольный) — Умра в любое время года.
Перед вступлением на землю аль-Харама (специально обозначенной территории вокруг Мекки) мусульманской святыни — паломники выполняют ряд очистительных обрядов: омовение, обрезание волос, ногтей, т. е. вступают в состояние ихрама.
В состоянии ритуальной чистоты— тахарата, мужчины надевают на себя специальное одеяние — ихрам (обматывают голое тело двумя кусками белой ткани), голова остается непокрытой, на ноги надевают сандалии. В обряде принятия ихрама отражается всеобщее равенство и единство мусульман, независимо от их имущественного и социального положения в обществе. Женщины остаются в своей обычной одежде.
После вступления в Мекку паломники, совершив полное омовение, направляются в Масджид аль-Харам.
В число обязательных ритуальных действий хаджа также входят: таваф семикратный обход Каабы, сай — бег между холмами ас-Сафа и аль-Марва, вукуф — стояние на горе Гарафат, проведение ночи на горе Муздалифа и в местечке Мина, бросание камней в три столба и принесение жертвы.
Если состоятельный человек по какой-либо причине не может совершить хадж, его выполнение можно поручить другому лицу, оплатив все расходы, связанные с исполнением данного обряда.
Женщина может совершить хадж только в сопровождении мужчины из числа близких родственников: мужа, сына, отца, родного брата.
Во время хаджа верующие должны совершать молитвы, произносить славословия Аллаху.
В десятый день Рамадана, в любое время между восходом солнца и полуднем, бросают по семь камешков в три столба, т. е. в Шайтана.
Обряд жертвоприношения связан с тем, что у Ибра-хима долго не было детей, и он поклялся, что может даже принести в жертву своего ребенка, если Бог пошлет ему такую радость. Действительно, у него родился сын Исмаил; когда он подрос Аллах напомнил Ибра-химу о его клятве. Когда Ибрахим вел сына на заклание, Шайтан нашептывал ему, что отец ведет его на убиение; но Исмаил прогнал Шайтана, сказав, что воля отца для него свята. Во время закалывания острейший нож свертывался как тесто и не резал, тут совершилось чудо — Бог послал для жертвования барана и отсюда установился порядок приношения в жертву животных (а не людей): баранов, овец, верблюдов или коровы. Мясо животного полагается, есть самому и часть раздать людям — беднякам, близким и друзьям
ислам мусульманин коран паломничество
Ислам на страже физического и духовного здоровья
В отличие от других религий Ислам имеет ряд особенностей, в частности еще и такие.
В одном из хадисов указывается, что обрезание (араб, хатана) крайней плоти новорожденного ребенка мужского пола по примеру Посланника (с.г.в.) Аллаха (проделано им после рождения внуков аль-Хасана и аль-Хусейна) должно совершаться на седьмой день после рождения. Избавление от ненужной пленки, которая могла бы быть «укрывательницей» болезнетворных микробов, грязи и с медицинской точки зрения является не лишней процедурой. При этом повышается чувствительность этого органа при сексуальных отношениях; в настоящее время эта «операция» выполняется в больничных условиях, что исключает возможные осложнения. Обряд обрезания осуществляется не только мусульманами, но и другими нациями, в частности, евреями, что свидетельствует о гигиеничности этого мероприятия. При этом у евреев обрезание является обязательным, так как на это есть прямое указание в Ветхом Завете Библии. Кстати, и Иисус был обрезан на седьмой день после рождения. По установившейся традиции у мусульман этот обряд выполняется не обязательно сразу после рождения ребенка, а в любом возрасте нечетных лет (1, 3, 5 и так далее до наступления совершеннолетия, т.е. до возраста 10-14 лет).
В процессе жизнедеятельности люди должны опираться на определенные закономерности здравого образа жизни. Поэтому Шариат поведение мусульман ставит в очень жесткие рамки. Достаточно указать, что если за измену супругу в Европейских странах жена может быть только выгнана (развод), то прелюбодеяние, как это и предписано в Коране, в некоторых мусульманских странах карается всенародным побиением камнями до смерти.
Запреты на употребление спиртных напитков, свинины, на азартные игры, религия так же обосновывает вредностью их для человеческого организма.
Алкоголь – это все, что опьяняет — воздействует на отдельные участки головного мозга, приводит к обильному выделению норадреналина, дофамина, называемых катехоламинами. Насыщение крови этими веществами временно создаёт ощущение легкости, приподнятого настроения. При постоянных выпивках организм подвергается сильному отравлению, пропадает аппетит и сон, снятся кошмары. Кровеносные сосуды очень быстро выходят из строя, организм алкоголика быстро изнашивается и рано стареет как следствие — инфаркт или паралич, цирроз печени, другие болезни и печальный конец — смерть.
Рассматривая вопрос о запрете на потребление мяса свиньи, так же обратимся на результаты исследований ученых мусульманских государств. Итогом их работы явилось установление веских аргументов в пользу запрета, поскольку от свиньи человеку передается около 27 болезней, в том числе цирроз печени, расстройства желудка, атеросклероз, выпадение волос, склероз, ревматизм и т. д.
В священном писании много и подробно говорится о дозволенном и запретном (халале и хараме), указываются границы между ними с тем, чтобы оградить правоверных от совершения греховных действий, а, следовательно, свернуть от путей ведущих в Ад. Что же из себя представляет халал и харам?
Халал все то, что дозволено мусульманской религией и соответствует законам Шариата.
Харам, наоборот, запрещенные и осуждаемые Кораном деятельность, действия, некоторые из которых приведены ниже.
Путей накопления харам средств много и, естественно, использование такого имущества даже на богоугодные цели не облегчит положение его собирателей в потустороннем мире.
Коран не одобряет действия таких проповедников Ислама, которые на разного рода торжествах собирают подаяние «садака» в виде платков, духов и т.п., а так же в денежной форме. Эти деньги следовало бы передать на строительство и содержание мечетей, Мадраса, содержание детских домов, домов инвалидов и инвалидов и престарелых, мест заключения и тому подобные благородные цели. Однако некоторые из них используют такие средства на личные нужды, щенной книге сказано: В мусульманских странах пятница является выходным днем, а в других государствах правоверные так же по возможности стараются провести его как праздник, приводя жилища в праздничный вид, наряжаясь в лучшую одежду, готовя соответствующую пищу. Мужская половина жителей обязана дневной намаз совершать в мечетях. Высокоторжественный праздник рождения пророка Мухаммеда Маулит, отмечаемый 12 рабиавваль, длится он целый месяц. Точная дата рождения посланника Аллаха неизвестна, поэтому отмечают в день его смерти. Торжества в разных мусульманских странах проводятся по-разному; в частности в Пакистане, Маулиду-н-набий – дата рождения Пророка Мухаммада (с.г.в.), – официальный праздник, отмечаемый в течение трех нерабочих дней. Хиджра явилась важнейшей причиной формирования и распространения Ислама из узких рамок одного племени и создания условий для превращения мусульманской общины в государство.
Хиджра так же явилась отправной точкой нового летоисчисления по лунному календарю, согласно которому в году 354 дня; новый отчет времени начался с первого дня месяца Мухарам (16 июля) 622 года. Каждый год самыми большими праздниками мусульман являются два гаита: по случаю завершения великого поста (уразы) и жертвоприношения с участием священнослужителей разных рангов.
Ураза байрам (Ид аль-фитр) проводится по окончании священного месяца Рамадан в честь окончания поста и длится 3-4 дня. В праздничные дни, начинающиеся с общей специальной молитвы (гаит намазы) в мечетях проводятся торжественные трапезы, навещание родственников и друзей, раздача милостыни, дарения подарков, а так же желательно посещение могил предков.
В течение всего месяца Рамадан, правоверные организуют, как правило, на дому трапезу разговения небольшого круга родственников, друзей, соседей; в мечетях так же ежедневно проводят аналогичное мероприятие, где принимают участие не только пришедшие на молитву (ахшам намаз), но и любой постящийся.Следующим главным праздником мусульман всей планеты является Курбан байрам ( Идал адха), отмечаемый через 70 дней после окончания поста. Этот праздник проходит в день завершения паломничества в Мекку (хадж), когда паломники совершают обряд жертвоприношения в долине Мина в память о жертвоприношении пророка Ибрахима.
В течение 3-4 праздничных дней, не только собравшиеся в Мекке паломники, но и состоятельные мусульмане по всему миру должны приносить в жертву одну овцу или козу (1 человек), или 1-10 человек одну голову верблюда или крупного рогатого скота. При этом животное должно быть здоровое и определенного возраста.
Мясо животного, как правило, делится на 3 части, из которых одна идет на праздничную трапезу семьи, другая – на торжественный стол с родственниками и друзьями, и третья часть раздается тем неимущим, которые материально не в состоянии самостоятельно приобрести жертвенное животное, но чтобы все же и у них было праздничное настроение.
Такие торжества, проводятся с участием священнослужителей или им подобных верующих, но отдельные из них прикарманивают садака, приумножая тем самым своё харам-имущество и ввергая себя в. грех. Аллах предупреждает священнослужителей и других лиц, участвующих на этих торжествах, чтобы алчная натура некоторых из них не превращала эти праздники в своего рода бизнес – «делание денег и состояния».
К источникам харам-имущества можно отнести так же в частности такие действия, деяния, поступки божьих рабов, в результате которых получается доход. Выращивание и реализация продукции свиноводчества, поросят и мяса, как в свежем виде, так и с изготовлением консервов, шпига, копченостей и т.п. как коллективными хозяйствами, предприятиями, так и отдельными гражданами, считающими себя правоверными. Последние, правда, стараются оправдать свои действия тем, что они, дескать, делают это ради денег, а сами в пищу свинину не используют, но это в действительности самообман, так как использование средств, заработанных нечистым путем, так же запрещено.
Добывание денег путем изготовления наркотических средств, самогоноварения и реализация такой и иной аналогичной отравы, как и их потребление, а так же за счет выигрышей при азартных играх являются запретными действиями. Суров закон Шариата и в отношении лиц, зарабатывающих богатство путем ростовщичества, т.е. риба, когда взаймы дается меньшая сумма, чем возвращается должником; дебитор доплачивает проценты, оговоренные при составлении договора на предмет предоставле-ния кредита. Коран осуждает такие действия. Аналогично осуждается религией и взятка (риш-ват), когда за какие-либо услуги с целью, например, ускорения и положительного решения сомнительных вопросов «толкачам» дается «мзда» Из вышеприведенных примеров вытекает, что правоверным необходимо удерживаться от харама, являющегося деятельностью противоречащей канонам Корана и хадисов. Тем, кто проникся верой и поступает добродетельно в полном соответствии с указаниями священного писания, Аллах Всевышний одарит такими благами, которые не идут ни в какое сравнение с мирскими усладами.