- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,51 Кб
Испанская инквизиция
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
Сумской государственный университет
Реферат по дисциплине « Религиеведение » на тему:
«Испанская инквизиция»
Выполнил:
Студент групы ПР-22
Федорчук Руслан.
средневековый испанский инквизиция христианин
Сумы, 2013
Мирские и церковные вожди средневековой Европы имели к ереси различные подходы. Римское право уравнивало ересь с изменой. Почему? Потому, что королевская власть была богоданной, а ересь, следовательно, не могла не быть вызовом монаршему авторитету. Еретики разделяли людей, порождая волнения и мятежи. Ни один христианин не сомневался в том, что Бог покарает общину, позволившую ереси укорениться и распространиться. Короли и простолюдины имели все основания разыскивать и уничтожать еретиков везде, где те им встретятся – и поступали так с большим удовольствием.
Средневековая Инквизиция появилась в 1184 г., когда Папа Луций III разослал епископам Европы список ересей и повелел принимать активное участие в определении того, действительно ли обвиняемые в ереси виновны. Вместо того, чтобы полагаться на мирские суды, местных сеньоров или просто на толпу, епископы должны были обеспечить то, чтобы обвиняемые в ереси в их епархиях бывали допрошены квалифицированными церковными деятелями с использованием римского доказательственного права. Иными словами, они должны были проводить "исследование" (лат. inquisitio) – отсюда и слово "Инквизиция".
Большинство тех, кого средневековая Инквизиция обвиняла в ереси, либо были оправданы, либо приведение приговора в исполнение откладывалось. Тем, кого находили виновными в серьезном заблуждении, позволялось исповедать свой грех, совершить покаяние и вновь стать членами Тела Христова. Несмотря на популярный миф, Церковь не жгла еретиков. Это светские правители считали ересь преступлением, караемым смертной казнью. Простой же факт в том, что средневековая Инквизиция спасла тысячи невинных (и даже не совсем невинных) людей, которых иначе поджарили бы на костре мирские сеньоры или растерзала бы толпа.
В эпоху позднего Средневековья власть королей пережила огромный рост. Светские правители поддерживали Инквизицию потому, что видели в ней эффективный способ обеспечения религиозного здоровья своих владений. Если уж на то пошло, короли винили Инквизицию в том, что она обходится с еретиками слишком уж мягко! Как было и в других сферах церковного управления, светские власти позднего Средневековья начали присваивать Инквизицию себе, выводя ее из-под надзора Папы. К примеру, во Франции контроль над Инквизицией захватили королевские чиновники, которым помогали ученые легисты Парижского университета. Короли оправдывали это мнением, будто им лучше знать, как обращаться с ересью в их собственных владениях, нежели находящемуся где-то далеко Папе.
Эта тенденция способствовала формированию испанской Инквизиции. Но были также и другие определившие его факторы.
Инквизиция в Испанских землях, возникшая в XIII веке <#”justify”>В Средние века распоряжение Папы было бы исполнено. Но те дни прошли. Услышав о письме, король Фердинанд пришел в ярость. Он написал Папе, открыто высказав предположение, что Понтифик подкуплен золотом conversos. На этом роль папства в испанской Инквизиции закончилась. Отныне она была органом испанской монархии, отделенным от церковной власти. Так что странно, что испанскую Инквизицию столь часто называют в наши дни одним из величайших грехов Католической Церкви. Католическая Церковь как институт практически не имела к ней отношения.
В 1492 г. испанским монархам пришла гениальная идея, как пополнить государственную казну. Был издан указ, который заставлял всех иудеев в определенный срок принять христианство или же покинуть приделы королевства, но в этом случае эмигрировавших ожидала конфискация всего имущества. Этот закон давал повод инквизиции при любом доносе, даже не самом утвердительным обвинить человека в преступлении против церкви. В отличие от других ересей, последователи которых проповедовали публично, иудаизм был таинством, совершаемым за закрытыми дверями. Поэтому люди увидев, что кто-то читает книгу, могли предположить, что он иудей, и обратиться к инквизиторам с доносом. Все, что отличало человека от других, как например еда мяса в рыбный день могло посчитаться соседями, как иудейское таинство, следовательно, ему грозила угроза обвинения в ереси. Доносы порождали доносы, некоторые марраны доносили сами на себя, чтобы уменьшить для себя наказание, если бы на них донес кто-то другой.
Самыми смертоносными были первые 15 лет деятельности испанской Инквизиции под руководством Торквемады. Огню было предано около 2 тысяч conversos. Но к 1500 году истерия пошла на убыль. Преемник Торквемады, кардинал-архиепископ Толедо Франсиско Хименес де Сизнерос, много сделал для реформы Инквизиции, убирая из нее вредоносных деятелей и изменяя процедуры. Каждому трибуналу было придано два инквизитора-доминиканца, советник по юридическим вопросам, коннетабль, прокурор и большое число помощников. Все они, кроме двух доминиканцев, были мирянами, королевскими чиновниками.
После реформы у испанской Инквизиции было мало критиков. Укомплектованная хорошо образованными профессионалами-юристами, она стала одним из самых эффективных и милосердных судебных органов Европы. Не было в Европе крупного суда, который казнил бы людей меньше, чем испанская Инквизиция. Ведь то было время, когда в Лондоне каралось смертью повреждение кустов в публичном саду. Казни были повседневными событиями по всей Европе. Но с испанской Инквизицией дело обстояло иначе. За 350 лет ее существования она отправила на костер всего около 4 тысяч человек.
Во времена правления Карла IV <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB_IV_(%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%98%D1%81%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8)>, несмотря на опасения, которые спровоцировала французская революция <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D1%83%D0%B7%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D1%86%D0%B8%D1%8F>, происходил упадок инквизиции. Во-первых, государство перестало быть просто социальным организатором и начало беспокоиться о благополучии населения. В итоге было решено, что церковное землевладение и землевладение сеньоров и вообще накопленные ими богатства являются препятствием общественному прогрессу. С другой стороны, в ходе многолетней борьбы между государственной властью и властью церкви, всё больше людей склонялись к первой. Например мыслители Просвещения нашли в ней лучшую защиту для своих идей.
Выводы
Список литературы
1.<http://bibliofond.ru/view.aspx?id=513859>
.<http://ru.wikipedia.org/wiki/Испанская_инквизиция>
.http://www.unavoce.ru/library/madden_inquisition.html