- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 16,99 Кб
Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края
КУРСОВАЯ РАБОТА
Исследование причин и последствий полиэтничности Пермского края
Введение
В последней четверти ХХ в. развитые страны активно продвигали идеи толерантности, в том числе и в национальной политике: поддержка национальных меньшинств, наделение их равными правами, финансовая и др. поддержка мигрантов и др.
Однако сегодня ситуация усугубилась. Яркий пример тому конфликты во Франции, всемирная угроза терроризма, которая исходит от исламского мира и др.
Сегодня перед полиэтничными странами остро стоит проблема поиска такой интеграции, которая учитывала бы и устраивала доминирующее большинство и этнокультурные меньшинства. Безусловно, признание, включение нации в общество другой страны, получение гражданских прав часто сопровождаться конфликтами (в том числа и в экономически благополучных развитых странах). В нашей стране проблема интеграции усложнена тем, что Россия исторически многонациональная территория.
Цель работы проанализировать причины и последствия полиэтничности Пермского края.
Для достижения заявленной цели необходимо решение следующих задач:
) выявить сущность категории «этнос»;
) охарактеризовать категорию этничности, выделить полиэтничность, описать причины её возникновения и последствия существования;
) исследовать исторический предпосылки полиэтничности Пермского края;
) проанализировать современный этнический профиль Пермского края, выявить проблемы и обозначить пути их решения.
Объект исследования является этничность, а предметом – полиэтничность как сущностная характеристика исторического развития территории. Исследование проводилось на примере Пермского края.
Методологическую основу исследования составили концепции толерантности и мультикультурализма. Базовым тезисом концепции толерантности является утверждение, что группы людей должны иметь возможность мирно сосуществовать. Толерантность в данном случае – это принятие других, как они есть, и взаимодействие, основанное на понимании и согласии. Концепция же мультикультурализма предполагает равенство культур и равенство прав на существование, а также интеграцию культур без ассимиляции.
Основными методами исследования выступили традиционный анализ документов, синтез, дедуктивный метод, социологический опрос.
Источниковую базу исследования составили работы зарубежных и отечественных авторов. Так, одними из первых в отечественной науке проблемы культурной принадлежности страны подняли западники и славянофилы. Первые идентифицировали Россию как европейскую цивилизацию, другие в рамках самобытности и самодостаточности.
Советские историки, этнографы, социологи, политологи и др. исследователи обратились к данной проблеме после смерти Сталина И.В. Гумилев Н., Джунусов М.С. , Рогачев П.М. и др. разрабатывали теоретическую базу и такие термины как «интернационализм» и «советский народ».
В мировой науке сложилась специализированная отрасль исследований управления полиэтничными сообществами – этнополитология. Ее концептуальные основы созданы в работах Ротшильда Дж., Геллнера Э. , Хобсбаума Э. , Келласа Дж., Хоровитца Д. и др.
Работы европейских и американских ученых, Альтера П., Вебера М., Ландау И., Пайпса Р. Парентса М., Поппера К., Ротшильда И., Тойнби А., Хоскинга Дж., Шилза Ф., Ясперса К., наводят на мысль, что Россия в оценках западных коллег есть «вещь в себе», интеллектуальное осмысление которой связано с международными проявлениями, но не всегда с внутренней жизнью и закономерностями этнического и социального бытия.
Из современных отечественных авторов, обратившихся к проблемам сочетания социального и этнического в обществе следует отметить Арутюняна Ю.В., Бромлея Ю.В., Здравомыслова В.А., Коротеевой В.В., Мнацаканяна М.О., Седовой H.H. и И.А. и др. В нашем регионе данные проблемы изучали историки Нечаев М.Г., Черных А.В.
1. Исторические предпосылки полиэтничности региона
.1 Складывание населения Пермской земли в Х-ХV вв.
полиэтничность пермский национальный население
По оценкам историка Черных А.В. «Пермский край занимает особое место в этнокультурном ландшафте Евразии. Его положение на границе нескольких этнокультурных зон – Европы и Азии, Великого леса и Великой степи, удобные транспортные водные и сухопутные пути, определили судьбу Прикамья как исторического «перекрёстка», где в прошлом и настоящем переплелись судьбы многих народов».
Население региона по хозяйственно-культурным типам, языковой принадлежности в этот период можно разделить на три большие группы:
) аборигенное население, издревле проживавшее на Урале и говорившее на языках пермской ветви финно-угорской семьи. В хозяйстве преобладали пашенное земледелие и лесное скотоводство в сочетании с развитой охотой и рыболовством. Это предки коми-премяков и удмуртов. Население угорской ветви языков – предки манси и хантов – занималось таежной охотой и рыболовством в сочетании со скотоводством северного типа (оленеводство и собаководство);
) смешанное население, сформировавшееся позднее аборигенного за счет переселений из других районов и включавшее в свой состав часть аборигенов. Преимущественно это было тюркское по языку население – предки башкир, казанских и сибирских татар, большая часть которых занималась кочевым и пастушеским скотоводством и охотой с зачатками земледелия, а часть была уже оседлыми пашенными земледельцами. К этой группе можно отнести и небольшие группы самодийцев – предков ненцев: тундровых охотников и оленеводов;
) поздние переселенцы, появившиеся на Урале до русских и продолжавшие переселяться во время русской колонизации, иногда вместе с русскими. По языку и типу хозяйственной деятельности они были близки или аборигенному (коми-зыряне, мари, мордва), пли смешанному населению (чуваши, казахи, калмыки). Они или сливались с близкими им по языку формирующимися народностями, или образовывали самостоятельные этнические группы.
В X-XV вв. они осваивали территории Урала. В этот период племена и группы размещались удаленно друг от друга. Большая часть территории Урала оставалась незаселенной, что создало условия для проникновения русского населения, поскольку они находились на более высоком уровне развития. Историки сходятся во мнении о том, что русские приняли активное участие в заселении и освоении края.
.2 Национальный состав населения региона в ХVII – ХХ вв.
Безусловно, появление русских в регионе оказало значительное влияние на все сферы жизни, в том числе культуру и быт жителей края. В XII-XVII вв. происходил обмен, взаимообогащение между коренным населением и русскими (большинство – крестьяне).
Это, например, по данным этнографов проявилось в развитии пашенного земледелия, влиянии на деревянное зодчество, распространении русского языка, письменности, православия (официальной религии феодального государства).
Но было и обратное – русские перенимали приемы охоты, рыбной ловли и другие элементы культуры.
Здесь важно отметить, что развитие русской культуры в регионе, оставаясь частью общерусского культурно-исторического процесса, но особенности освоения края придавало специфику, в силу социально-экономических отношений и контактов с другими народами.
К 19 в. консолидация коми-пермяков, удмуртов, башкир и других завершилась. Несмотря на особенности культуры, быта, наличия языка они были включены в общероссийский процесс. Закономерности его определяли все стороны жизни страны и регионов, всего населения и отдельных народов, народностей, этнических групп. Все это обуславливалось взаимопроникновением и взаимовлиянием культуры хозяйствования народов. Происходила нивелировка национальных различий, особенно в земледелии, животноводстве, промыслах. Хозяйство народов Урала исподволь вовлекалось в товарно-денежные отношения. Катализатором этого процесса была бурно развивающаяся уральская промышленность. Территории расселения основных народностей Урала в XVIII в. почти совпадают с современными. Еще к концу XVII в. большая часть коми-пермяков, живших в верховьях Камы и по Вишере, переселилась в бассейн западных притоков Камы – Иньвы и Обвы, а также в бассейн Косы и Язьвы.
В XVIII в. завершился процесс консолидации северной и южной групп удмуртов в единую народность. Небольшие группы удмуртов жили в Осинском и Красноуфимском уездах Пермской губ. Татары в пределах Уральского региона расселялись несколькими группами. А также марийцы, башкиры и др.
По переписи 1869 г. в регионе проживало русских – 506 724 человека, коми-пермяков – 62 130, татар – 19 130, башкир – 32 882, удмуртов – 3346, марийцев – 9815, манси – 424.
В 20 в. для Прикамья, его этнокультурной истории были характерны в основном те же процессы, что протекали и во многих других регионах России: массовые миграции, урбанизация, разрушение многих элементов традиционной культуры, ассимиляционные и интеграционные процессы, ссылки, высылки, депортации, выдворение и пр.
Наряду с репрессиями целых народом национальным меньшинствам уделялось особое внимание власти. Так в 1920-1930 гг. национально-государственное строительство было связано со становлением государственности коми-пермяцкого народа. 26 февраля 1925 г. Президиум ВЦИК постановил образовать наряду с другими административными округами Уральской области Пермяцкий округ (с небольшими дополнительными правами). В 1930 г. все округа, за исключением Пермяцкого, были упразднены. В этот период на основе русского алфавита был создан язык для коми-пермяков. На основе азбуки были составлены первые национальные учебники для обучения грамоте коми-пермяков. К 1932 г. удалось ликвидировать неграмотность в округе. Авторы А.Н. Зубов и М.П. Лихачев: ровесники, коми-пермяки, писатели.
М.П. Лихачев работал в редакции окружной газеты «Пахарь», с 1934 г. член Союза писателей СССР. А.Н. Зубов – основоположник коми-пермяцкой литературы и письменности, член Союза писателей СССР. Их работа продолжалась до ареста. В 1937 г. им предъявлено обвинение «за участие в контрреволюционной организации, объединении угро-финских народностей, коми-пермяцких народностей, коми-зырян, карелов и финнов и организации самостоятельной угро-финской федерации. Выход из Союза ССР, объединение с Финляндией, установление буржуазно-демократического строя государственного управления». Обвинение было абсурдным и недоказанным. Однако Зубов признал «полностью предъявленное ему обвинение, а Лихачев не признал ни одного из них». Для властей это не имело значения – ученые-пермяки были приговорены к высшей мере наказания. По иронии судьбы в этом же, 1937 г. состоялась окружная языковая конференция, после которой принятый проект алфавита был предоставлен на рассмотрение и утверждение в областных и центральных организациях. Надо отметить, что подобные обвинения – объединение угро-финских народностей, татаро-башкирские группировки в этот период приобрели массовый характер.
Массовые миграции населения привели к заметному усложнению этнического состава населения. Так, если в 1890 г. в г. Перми проживали представители 22 национальностей, то в 1989 г. – более 100. Хотя по-прежнему основную часть населения региона составляли народы, давно освоившие край.
Три магистральные культуры включены в Пермский регион – финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские). Финно-угорская наиболее древняя для территории региона. Коми-пермяки являются народом, культура которого представлена прежде всего в регионе. Тюркский элемент позднее здесь формировался и вобрал черты угорского населения. Пермские татары и башкиры также являются одной из самых северных периферийных групп этих народов.
Для советской историографии были характерны формулировки: «В антифеодальной борьбе, как и в совместном труде, закладывались и крепли традиции сотрудничества и дружбы народов Урала с трудовыми массами русского народа».
Действительно, этническая история региона многогранно. Безусловно, коренное население не всегда положительно встречало пришлых. Одним из самых болезненным для язычников был процесс христианизации. Однако в целом серьезных конфликтов и противостояний не наблюдалось.
Более того, история ХХ в., когда на территории региона арестовывались по политическим мотивам наряду с русскими коми-пермяками, башкирами, татарами литовцы, англичане, армяне, литовцы, латыши, китайцы, грузины, японцы и представители др. национальности с одном стороны подтверждает многонациональность региона, с другой стороны канва исторических событий может выступить тем связующим звеном в истории народов (общей, одной на всех истории) для преодоления конфликтов и установления взаимопонимания.
2. Последствия полиэтничности региона
.1 Социальная идентичность жителей Пермского края
По мнению историка Черных А.В., этническая культура, оставаясь одной из важных составляющих историко-культурного наследия, продолжает сохранять свой потенциал в качестве важного ресурса для формирования имиджа региона и его современного развития.
Этническое развитие Пермского региона на протяжении последних двух десятилетий проходило в сложных условиях. Это рост этнической активности и самосознания. Но этот процесс растянулся: если национально-культурные центры у удмуртов, татар и башкир созданы в 1991 г., то у пермских чувашей в 2001 г. Ассимиляционные процессы явно выражены в городах. Таким образом, история формирования населения Прикамья показывает, что на протяжении всей истории регион складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу и традициям народы.
Идентичность – это понимания индивидом себя как части социальной группы. Поскольку группы сегодня чрезвычайно размыты, а в рамках работы заложен территориальный аспект возьмем за основу такой вид социальной идентичности – как территориальной.
Пермский регион можно рассматривать как исторически сложившуюся общность с определенной территорией, экономикой, особенностями быта и культуры.
Территория отражается на специфике взаимодействия индивидов, то есть происходит отождествление себя как части территориальной общности. Все это позволяет говорить о сложной структуре территориальной идентичности. Иерархия представляется в виде уровней:
) микроуровень (городской район, микрорайон);
) мезоуровень, включающий город или район области, края и собственно область, край, республику;
) макроуровень, то есть уровень национальный (страна) и межнациональный (сообщество, содружество государств, часть света и т.п.).
Для анализа этнического профиля Пермского края автором было проведено исследование среди студенческой аудитории. Выборка составила 100 человек. Поскольку вопрос о национальности в настоящее время представляется не политкорректным, респондентам предлагалось идентифицировать себя с жителем Перми.
В итоге к категории «пермяки» было отнесено большинство (79%) – это те, кто родился здесь (не важно проживают или нет, живет в настоящее время, географически – все жители края, не только краевой столицы), а также прослеживалась взаимосвязь между произношением слова ПерЬмЬ и окающим произношением слов.
К категории «живу в регионе, но не могу себя отнести к пермякам» отнеслись 13%, причем у многих звучало «Ну я уже почти пермяк».
К категории «а кто это?» отнеслись 8%. Их позиция достаточно интересна, они не выделяют жителей региона из общероссийского контекста.
Также был задан второй вопрос – назвать отличительные черты, маркеры региона. «Пермяки» назвали культурные проекты, пермскую картошку, «не пермяки» промышленные предприятия, соль. Последняя категория в числе маркеров назвала коми-пермяков, реальных пацанов и др.
Примечательно, что представителей национальных меньшинств назвали лишь «чужие».
.2 Восприятие мигрантов жителями региона
Для региона стал характерен миграционный прирост, который сочетается с быстрым снижением в миграционном приросте доли русских и увеличением доли кавказских и азиатских народов, что заставляет обратить внимание на социальные параметры новых жителей (уровень образования и профессиональной подготовки).
Толерантности здесь воспринимается как уважение и принятие новых членов общества. Показатели, характеризующие уровень толерантности в различных возрастных группах, указывают на то, что в наибольшей мере фобии распространены в молодежной среде.
Негативные моменты связаны с тем, что представители новых диаспор предпочитают жить в рамках собственных социально-этнических групп
Тем не менее присутствует скрытая напряженность. Отсюда, надо повышать уровень социального доверия для снижения негативных характеристик.
Проблема отношения к мигрантам в таком контексте выражена не только в регионе, но и в целом по стране.
Настроения в отношении мигрантов полярно. Есть положительная сторона – готовность общаться и сотрудничать, вступать во взаимодействие. Это касается сферы трудовых отношений. Респонденты отмечают положительные последствия присутствия мигрантов на территории Пермского края в различных сферах. Но все-таки существует и некоторое противоречие.
С другой стороны мигранты оцениваются негативно, в том числе по причине роста количества преступление, совершенных выходцами из стран СНГ.
Распространение информации о культурном своеобразии, о бытовых традициях народов, населяющих наш край исторически и появившихся в процессе миграционных передвижений, является залогом повышения уровня толерантности в межэтнических отношениях на территории нашего региона и преодоления существующих на сегодняшний день у части населения интолернтных социальных установок и настроений.
Наличие в Прикамском социуме толерантно настроенной к мигрантам части населения, среди разных возрастных, этнических и социально-статусных групп, дает основания для благоприятных прогнозов развития цивилизованного общества, демократических традиций в Пермском крае. Любая интеракция предполагает позитивную мотивацию и готовность к сотрудничеству двух и более сторон. При соблюдении правил социального и правового поведения, взаимопомощи в адаптации мы сможем сформировать позитивный не только диалог, но и полилог и от этого зависит будущее нашего общества, государства и подрастающего поколения.
.3 Полиэтничность сегодня – проблемы и перспективы
Хотелось бы отметить, что региону удалось избежать межэтнических столкновений и в историческом опыте населения края отсутствует опыт решения межэтнических проблем силовыми методами. А полиэтничность, поликультурность и многоконфессиональность являются мощным потенциалом развития территории и наша задача – бережно сохранять мир и согласие между народами, сделать так, чтобы всем жилось комфортно.
В Прикамье активно происходило их взаимодействие. Традиционная культура каждого народа складывалась и развивалась в условиях диалога с культурами соседей. Характерной особенностью этнической культуры пермских народов являются межэтнические заимствования, явившиеся результатом этого диалога. Степень и формы взаимодействия оставались разными: от незначительных заимствований до полной ассимиляции.
Сегодня в Пермском крае проживают представители более 80 национальностей. Емкость национальных сегментов равна 15% в Пермском крае и 11,4% в Перми.
Национальный состав населения Перми, %:
·русские 88,6
·татары 4,3
·другие национальности 2,1
·украинцы 1,6
·коми-пермяки 1,0
·башкиры 1,0
·удмурты 0,8
·белорусы 0,6
Необходимо помнить, что каждый нуждается в:
·общение на родном языке;
·пище (национальная кухня);
·культурно-досуговых мероприятиях (национыльных);
·доступ к информации на родном языке
·прослушивание национальной музыки;
·покупка товаров, связанных с национальной культурой и бытом;
·воспитание детей в национальных традициях;
·потребности, связанные с религией.
Чем менее адаптирован представитель той или иной национальности к жизни в другой стране и чем сложнее будет для него проходить процесс ассимиляции, тем сильнее будут выражены эти потребности.
На территории региона функционируют 131 национальное образовательное учреждение, работают несколько национальных культурных центров, выпускается несколько газет на национальных языках, проводятся различные мероприятия.
В тоже время уникальный пермский опыт межконфессиональных отношений имел одним из результатов создание Межконфессионального консультативного комитета Пермской области, в который вошли главы традиционных конфессий города для обсуждения и решения социально-значимых проблем. Координируя свою деятельность с Межконфессиональным консультативным комитетом Пермской области (МКК), библиотека наладила с ним партнерские отношения в разработке и реализации проектов для участия в федеральных, областных и городских конкурсах. Библиотека участвует в конференциях МКК («450-летие христианизации Прикамья»); программе «Этнический мир Прикамья в объективе видеокамеры», проводимой фондом «НАНУК» и МКК.
В Перми нет национальных магазинов. Между тем, это свободная рыночная ниша, которая предполагает большие возможности для предпринимателей.
Национальный магазин – это торговая точка, которая предлагает товары и услуги для конкретного национального сегмента.
Так, например, сирийцы утверждают: «Если бы был супермаркет, где я могу купить товары от одежды, продуктов до музыки, он бы был невероятно популярен». То же наверно можно сказать и в отношении иных национальностей.
В целом на пермском рынке сейчас активно представлено 10-15 национальных кухонь. А если проживает около 80 национальностей, то рынок имеет огромный потенциал развития.
Далее – организация досуга – массовых мероприятий.
Это важно и актуально, поскольку происходит охват новых национальностей, появляются постоянные места для этого.
И, самое, важное – огромный комплекс услуг по языковой части. Открытого предложения по периодике и литературе на национальных языках почти нет (за исключением культурных центров и т.п.).
В связи с этим необходимо:
) формирование предложений для удовлетворения спроса национальных единиц;
) проведение тренингов, которые направлены на понимание национальных культур, повышение навыков общения с национальными сегментами.
В последние годы возрос интерес туристов к народным промыслам и ремёслам, при этом не только с целью знакомства с произведениями народных мастеров, но и знакомству и освоению традиционных технологий. Территории Пермского края, активно развивающие это направление народного творчества, также в ближайшее время могут включиться в активную туристическую деятельность, презентуя данное направление народной культуры. В настоящее время в этом регионе нет активно действующих туристических маршрутов, в то время как потенциал для развития этнокультурного туризма огромен. Регион отличает значительная сохранность традиций, бытование многих архаичных представлений и обрядов, что делает возможным развитие туристических маршрутов, сориентированных на знакомство с культурой и жизнью народа в местах их расселения, знакомство с мастерами и технологиями народных промыслов и ремесел, традициями национальной кухни, музейными коллекциями. Этнографический туризм может стать самостоятельным направлением туристических маршрутов региона.
Таким образом, в отсутствии существенных этнополитических конфликтов в регионе этот вопрос можно превратить в преимущество в развитии Пермского края, путем создания определенного набора услуг для представителей наций, а также создании экскурсионных маршрутов, культурных мероприятий и пр.
Заключение
В Пермском крае на современном этапе существенных противоречий в этнополитической сфере нет. Это может быть связано с тем, что регион не является привлекательным для мигрантов. Местные жители не проявляют этнополитической активности (негативной), кроме националистических группировок среди русского населения. Угроза для коми-пермяков – это утрата собственной идентичности. Для этого, помимо поддержки региона и культуры необходимо, необходимо сохранить подготовку кадров – учителей коми-пермяцкого языка на базе ПНИПУ.
Самой активной и многочисленной является татарская диаспора. Другие народы не проявляют этнополитической активности. Наиболее сложная – группа выходцев из стран СНГ.
Регион первым в России применил программно-целевой подход к решению межэтнических проблем. Программы гармонизации межнациональных отношений являются основным документом для регулирования и механизмом осуществления региональной этнокультурной политики. Содействие национально-культурным автономиям и другим национальным общественным организациям осуществляется на основе партнерских отношений, что является одним из приоритетных направлений. В регионе активно поддерживается традиционная народная культура (поддержка творческих коллективов, поддержка этнических видов спорта).
В рамках избранной концепции мультикультурализма полагаю, что единство – в разнообразии. И основа стабильного существования кроется в постоянном обмене информацией (на разном уровне), перенимать опыт других культур, уважительно относится к особенностям. Именно данные процессы вносят оживление в культуру, статику, не дают умереть обществу, позволяют развиваться и динамично реагировать на изменения, происходящие в мире.
А поездка нашего губернатора в Кудымкар и знакомство с национальной кухней, возможно, станут основой нового бренда, вместо картошки на прилавках появятся «Пермские пистики».
Список литературы
1.Абдулатипов Р.Г. Управление этнополитическими процессами: вопросы теории и практики / Р.Г. Абдулатипов. – М.: РАГС, 2001. – 253 с.
2.Бачев Г.Т. Страницы истории Коми – Пермяцкого автономного округа. – Пермь, 1995. – 96 с.
.Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел летать с одним крылом? – М., 2000. – 78 с.
.Гумилев Н. От Руси к России. Очерки этнической истории – М.: Экопресс, 1992. – 336 с.
.Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М.: Славянский диалог, 1998. – 123 с.
6.Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конце ХIХ – начало ХХ вв.). М., 1971. – 124 с.
7.Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов. М., 1999. – 118 с.
8.Магомедов А. Мистерия регионализма. М., 2000. – 214 с.
9.Малахов B.C. Национализм. – М., 2005. – 213 с.
.Нечаев М.Г. Полиэтничность – исторический путь и особенность Пермского края // Общественные слушания «Культура коми-пермяков в прошлом и настоящем города Перми», 4 нояб. 2004 г.: (в рамках проекта «Культурное достояние» – победителя 5 гор. конкурса соц. значимых проектов «Общественные инициативы») / Адм.г. Перми. – Пермь, 2004. – С. 17 – 20.
.Общественная жизнь Добрянки (вторая половина ХIХ – начало ХХ в) // Историко-культурное наследие городов и заводских поселений Урала.
12.Орлова О.С. Библиотека в инфраструктуре распространения идей межэтнической толерантности // Образование и межнациональные отношения: пути подготовки специалистов: материалы межрегионал. науч.-практ. конф., 17-18 окт. 2008 г. / ред. Э.Р. Хакимов; ГОУ ВПО «УдГУ». – Ижевск, 2008. – С. 176-185.
.Орлова О.С. Дискуссионная площадка «Миграция и толерантность» // Толерантность как образ жизни современного человека / Департамент внутрен. политики, Администрация губернатора Перм. края, Администрация Ленин. р-на, Перм. гос. ун-т. – Пермь, 2007. – С. 35-40.
.Орлова О.С. Межэтническая толерантность: роль Пермской краевой библиотеки им. А.М. Горького в её продвижении // Формирование культуры толерантности в молодёжной среде Пермского края: интеграция опыта: материалы проблемного семинара, г. Пермь, 18 окт. 2008 г. – Пермь, 2008. – С. 57-66.
.Орлова О.С. Мостик к взаимопониманию: библиотечная среда и продвижение идей межэтнической толерантности // Библиотечное дело. – 2009. – №14. – С. 24-27.
.Орлова О.С. Принять и помочь // Вопросы социального обеспечения. – М., 2009. – №1. – С. 23-26.
.Орлова О.С. Уроки русского / О.С. Орлова, М.А. Плаксин // Личное дело (Пермь). – 2005. – №1 (82). – С. 9.
18.Паин Э.А. Этничность и власть: некоторые аспекты становления этнополитики в современной России // Свободная мысль. – 2003. – №6. – С. 4-15.
19.Рогачев П.М., Свердлин М.С. Нация народ – человечество. – М.: Политиздат, 1967.-173 с.;
.Симахин Е. Русскому-каша, немцу – пирог // Бизнес класс. 32 (97) от 07 августа 2006 г.
.Соколовский С.В. Перспективы развития концепции этнонациональной политики в Российской Федерации. – М., 2004.
22.Старообрядческий мир Волго-Камья: Проблемы комплексного изучения. Материалы научной конференции. Пермь. 2001.
.Тишков В.А. Этнология и политика. – М., 2005.
24.Уолцер М. О терпимости. М., 2000. – 342 с.
25.Черных А.В. Этносоциальные процессы в таджикской диаспоре Пермского края на современном этапе (по материалам этносоциологического исследования). – Пермь, 2006. – С. 130-146.
27.Чернявская Ю.В. Психология национальной нетерпимости. – Минск, 1998. – 120 с.