- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,04 kb
Исследование системы картотек библиотеки
Содержание
Задание №1. Анализ системы картотек библиотеки по предложенной схеме
1. Общая характеристика библиотеки
2. Общая характеристика системы картотек
3. Систематическая картотека статей (СКС)
4. Тематические картотеки
5. Специальные картотеки
6. Использование картотек в библиографической работе библиотеки (приведите конкретные примеры)
7. Выводы о состоянии и предложения по оптимизации системы картотек в библиотеке
Задание№ 2. Методика библиографирования. Цель задания – овладение практическими навыками методики библиографирования. Задание: составить библиографический обзор литературы по теме своей дипломной работы
Список литературы
Задание №1. Анализ системы картотек библиотеки по предложенной схеме
1. Общая характеристика библиотеки
1.1 Наименование и место нахождения библиотеки. Центральная городская библиотека открыта в 1958 году. Её почтовый адрес и адрес местонахождения – г. Губкин, Белгородской области, ул. Мира, 22.
.2 Количественная характеристика фонда (АБС и % показатели). Документный фонд составляет 26 тыс. экз., в т. ч.18% – общественно-политической литературы, 9% – естествознание, 11% – техника и сельское хозяйство, 7% – искусство и спорт, 55% – художественная литература, языкознание, литературоведение.
1.3 Количество и основные группы читателей. Читателями Центральной городской библиотеки являются 7900 человек, из них: 30,4 % – учащиеся средних школ, 30,1 % – студенты высших учебных заведений, 6% – учащиеся лицеев и колледжей, 1,2 % – безработные, 23 % – рабочие и служащие, 1% – предприниматели, 2,6 % – пенсионеры, 5,7 % – прочие.
2. Общая характеристика системы картотек
2.1 Функциональное назначение картотек; их соотношение с каталогами: Картотеки, наряду с каталогами являются основой любой библиотечной деятельности, поэтому их следует рассматривать как обязательный элемент в работе библиотеки. Они играют решающую роль в оперативном и качественном осуществлении важнейших функций библиотек. Внутреннее единство системы каталогов и картотек обеспечивается применением стандартизованных правил составления библиографических описаний для всех каталогов и картотек, обеспечивается общей для библиотек страны классификацией (ББК) .
Читатели, обращаясь к картотекам, имеют возможность использовать весь универсальный фонд библиотек страны. Картотеки представляют собой большой объем виртуальной памяти на бумажных носителях. Преимущество их пред электронными базами данных заключается в надежности сохранения информации и предсказуемости поведения источниковой базы. Достижение высоких конечных результатов в деятельности ЦБС во многом зависит от уровня организации системы каталогов и картотек.
Библиотечные картотеки могут иметь карточную или машиночитаемую (с помощью ЭВМ) форму, реализовываться на микроносителях (микрофильмах или микрофишах), издаваться в виде книг, бюллетеней. В ЦБС чаще всего применяется традиционная карточная форма. С развитием технических средств все шире будет внедряться также форма каталогов на электронных носителях.
.2 Состав системы: Система каталогов и картотек в совокупности отвечает на читательские запросы профессионального и специального характера. По назначению картотеки можно разделить на читательские и служебные, а также сочетающие одновременно функции читательских и служебных. Служебные картотеки размещаются в служебных помещениях, доступ к ним читателей ограничивается, они используются в основном сотрудниками библиотеки. В наименование картотек слово "служебный" входит только в том случае, если в системе есть аналогичная по способу группировки читательская картотека. Картотеки, которые одновременно являются и читательскими и служебными, не имеют в наименовании слов, определяющих назначение. Система картотек читательского назначения состоит из: систематической картотеки статей, картотеки заглавий, картотеки рецензий, тематических картотек на актуальные темы, дополняющие выставочную деятельность.
.3 С какого года ведутся картотеки. Картотеки ведутся с момента основания библиотеки, т.е. с 1958 года. Сводные картотеки: периодических изданий, СКС – с момента централизации библиотек, т.е. с 1977 года. До этого библиотека вела множество тематических картотек в помощь политическому, профессиональному и эстетическому самоопределению и развитию читателей.
3. Систематическая картотека статей (СКС)
3.1 Читательское и целевое назначение. Систематическая картотека статей предназначена для широкого круга читателей и призвана расширить информационную базу библиотеки. Особенно активно она используется преподавателями, студентами, учащимися средних общеобразовательных школ и начального профессионального образования.
.2 Местонахождение: Систематическая картотека статей расположена в зале каталогов в непосредственной близости от читального зала и всего массива каталогов и картотек.
.3 Какой фонд отражает. Систематическая картотека статей (СКС) дополняет СК, так как включает карточки на статьи и материалы из периодических изданий, выписываемых ЦГБ, статьи из сборников, посвященных актуальным вопросам.
.4 Кто ведет картотеку. Ведут и редактируют СКС библиографы. Правовые разделы СКС ведет заведующая сектором правовой информации.
.5 Объем картотеки. Объем СКС за 27 лет ее существования достиг более 57 тысяч карточек.
.6 База комплектования. Основой для организации и ведения СКС несколько лет назад служили комплекты печатных карточек Всесоюзной книжной палаты на статьи из журналов и сборников (сокращенный комплект для массовых библиотек), на статьи из газет, на рецензии из журналов и газет. Дополнительно библиографы описывали статьи из периодических изданий, не обеспеченных печатной карточкой, а также статьи по актуальным вопросам из сборников, касающихся профиля обслуживаемого района. В настоящее время библиотека не выписывает карточки книжной палаты из-за отсутствия финансирования, поэтому все карточки описываются вручную.
В отделе комплектования и обработки уже начали печатать карточки с использованием компьютерной техники, но эти технологии еще не получили должного развития.
Статьи краеведческого характера не отражаются в СКС. Краеведческий сектор ведет краеведческий каталог. Для читателей существует система отсылок от СКС к краеведческому каталогу.
.7 Физический носитель информации. Физический носитель информации – бумажный.
.8 Содержание картотеки – (тематические, хронологические, ценностные и др. критерии отбора материалов). Систематическая картотека статей состоит из материалов на актуальные политические темы, а также отражает темы, которые в той или иной мере интересуют читательский контингент библиотеки (в помощь профессиональной деятельности, учебному процессу). Материал отбирается в зависимости от его актуальности, значимости, инновационной направленности. Хронологические рамки – 5 лет для общественно-политических событий, 7 лет для научных открытий, 10-15 лет для литературоведческих материалов.
.9 Группировка материала (основной способ группировки, расположение картотек внутри последних делений). Материал группируется согласно таблиц ББК. Внутри последних делений – в обратной хронологии.
.10. Наличие алфавитно-предметного указателя. СКС организуется на основе таблиц ББК и имеет единый с СК алфавитно-предметный указатель.
.11. Редактирование картотеки. Различают: текущее редактирование, которое производится в процессе расстановки карточек; плановое редактирование в связи с выходом, например, новых таблиц ББК; плановое методическое редактирование; выборочное редактирование отдежльных разделов картотеки. Иногда в качестве экспертов приглашают для редактирования специалистов. Изымаются карточки на морально устаревшие материалы.
4. Тематические картотеки
4.1 Читательское и целевое назначение: Тематические картотеки составляются по актуальным темам, они могут быть самостоятельными или вливаться в систематическую картотеку статей за ярким, привлекающим внимание разделителем. Читательское назначение таких картотек зависит непосредственно от цели их создания. Цель таких картотек – привлечь внимание читателей к актуальной теме, дополнить выставку литературы, помочь в выборе литературы. Эти картотеки работают до тех пор, пока тема злободневна. Со сменой проблемы создается новая картотека по новой теме.
.2 Кем ведутся. Тематические картотеки, как правило, ведутся библиотекарями, работающими на обслуживании читателей.
.3 Местонахождение. Тематические картотеки располагаются на выставках, за ярким разделителем в систематической картотеке статей или в другом месте, в зоне обслуживания читателей на видном месте.
.4 Тематика. Это могут быть: "Картотека предупредительного спроса", "Тема дня", "Прочти, и ты узнаешь", "Спорт-это здоровье" и другие.
.5 Особенности отбора материала. Такие картотеки имеют четкое читательское назначение. Например, для группы подростков, увлекающихся спортивным ориентированием. Отбор материала для таких картотек – тематический, с учетом возраста и интереса читателей, литература – новая, не более трех лет издания. Степень сложности – популярная.
.6 Группировка материала. Материал группируется за несколькими не очень дробными разделителями, от простого – к сложному.
.7 Физический носитель информации. Как и любая другая картотека, тематическая может быть оформлена на бумажных носителях, а также с использованием технических средств разной степени сложности. Но, как правило, в массовых библиотеках – это традиционный бумажный вариант.
5. Специальные картотеки
5.1 Читательское и целевое назначение. Специальные картотеки содержат сведения о специальной литературе и относятся к профессиональным информационным источникам. Специальными картотеками пользуются библиотекари, а также студенты, обучающиеся в библиотечным высших и средних специальных учебных заведениях.
.2 Виды специальных картотек. К специальным картотекам относятся служебные картотеки: систематическая картотека методических материалов, систематическая картотека библиографических материалов, картотека классификационных решений, картотека сети библиотек региона, картотека методических решений, картотека передового опыта и другие. Картотека персонала, содержащая сведения о сотрудниках не должна быть доступна широкому кругу читателей. Эти сведения относятся к конфиденциальным.
.3 Место нахождения. Специальные картотеки находятся по месту расположения специальной литературы. Так, систематическая картотека методических материалов находится в методическом отделе, систематическая картотека библиографических материалов – в справочно-библиографическом отделе, картотека классификационных решений – в отделе комплектования и обработки.
.4 Кем ведутся. Систематическая картотека методических материалов ведется методистом, систематическая картотека библиографических материалов – библиографом, картотека классификационных решений – классификатором, т.е. тем специалистом, для которого тема картотеки является объектом профессионального интереса.
.5 Особенности отбора материала. Материал для специальных картотек отбирается в зависимости от цели создания картотеки. Наиболее полно то, что касается уровня данной библиотеки, ее целей и задач и избирательно о достижениях библиотек более крупных или других систем и ведомств. Только то, что может быть полезно для расширения кругозора специалистов или внедрения в данной конкретной библиотечной системе.
.6 Группировка материала в отдельных картотеках. Группировка материала может быть согласно таблиц ББК для картотек методических и библиографических материалов, по алфавиту тем, названий библиотек, за разделителем библиотеки – по алфавиту фамилий сотрудников или по степени занимаемой должности в картотеках библиотек и сотрудников. Картотека передового опыта состоит из трех частей:
) сведения о выявленном опыте (дата, тема, библиотека, источник выявления);
) опыт, рекомендованный для внедрения; №) сведения о внедренном опыте. Карточки за разделителями располагаются в алфавите названий опыта. В картотеке контроля карточки расставляются по срокам исполнения и хранятся до конца года.
.7 Физический носитель информации. Специальные картотеки как все остальные могут быть как в электронном исполнении, так и на бумажных носителях. В настоящее время чаще практикуются бумажные носители, хотя уже применяются компьютерные картотеки и базы данных.
6. Использование картотек в библиографической работе библиотеки (приведите конкретные примеры)
В библиографической работе картотеки являются незаменимым инструментом выполнения справок, поиска и оценки информации. Например, во многих библиотеках ведется еще одна специальная картотека "Архив выполненных справок". Известно, что есть справки высокой степени сложности, требующие значительных трудовых затрат и времени на поиск нужного материала. Опытный библиограф способен предвидеть, что тема запроса может неоднократно повториться в будущем. Помещая сведения о найденном материале в картотеку "Архив справок", он не только облегчает свой труд и экономит свое время, но он повышает качество обслуживания читателей, сокращая время поиска информации.
Второй пример. Читатель, просматривая материалы СКС, не просто находит нужную ему статью, тему. Он видит весь информационный массив, а при невозможности получить информацию в данной библиотеке, он может заказать найденный материал в других библиотеках региона или страны. Таким образом, СКС обладает познавательными и информационными функциями.
7. Выводы о состоянии и предложения по оптимизации системы картотек в библиотеке
Картотеки в Центральной библиотеке ЦБС г. Губкина ведутся систематически, о чем говорит степень их наполняемости и новизна материала. Положительным можно отметить тот факт, что библиотекари отказались от множества тематических картотек и наполняют дополнительными актуальными рубриками СКС. Таким образом, читатели привыкают искать информацию в одном месте, в специально отведенном зале. Это значительно облегчает поиск, воспитывает информационную культуру.
Для читателей оформлен рекламный стенд, который подробно поясняет им правила пользования каталогами и картотеками, описывая пути поиска информации. Читатели получают консультации библиотечных работников о правилах поиска информации в каталогах и картотеках. Многие из них оценили преимущества самостоятельного поиска информации, когда можно заменить не найденную информацию аналогичной или конкретизировать свой запрос.
Остается только пожелать, чтобы библиотека активнее использовала возможности электронной техники для создания картотек. Это облегчит труд библиотекаря и сократит время поиска информации.
картотека библиотека библиографическая запись
Задание№ 2. Методика библиографирования
Цель задания – овладение практическими навыками методики библиографирования. Задание: составить библиографический обзор литературы по теме своей дипломной работы.
Библиографирование – один из основных процессов библиографической деятельности. Оно заключается в создании библиографической информации, распространяемой как в традиционном, так и машиночитаемом виде средствами компьютерной техники. Самой распространенной формой существования библиографической информации является библиографическая запись.
Объектами составления библиографической записи могут быть все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные, изобразительные, нотные, картографические, аудиовизуальные, нормативные и технические документы, микроформы, электронные ресурсы, другие трехмерные искусственные или естественные объекты; составные части документов; группы однородных" разнородных документов.
Правила описания могут быть применены к тем трехмерным искусственным или естественным объектам, которые возможно рассматривать в качестве документов и широком смысле этого понятия. К ним могут быть отнесены документы на любых носителях – от берестяных грамот до электронных оптических дисков.
Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами системы СИБИД, среди которых основными являются; ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления" и ГОСТ 7.80-2000 "Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования н правила составления".
При составлении библиографической записи применяют сокращение слов и словосочетаний согласно ГОСТу 7.12-93 "Библиографическая запись. Сокращение слов на русском языке. Общие требования и правила", ГОСТу 7.11-78 "Сокращение слов и словосочетаний на иностранных европейских языках в библиографическом описании".
Отечественные стандарты по библиографированию базируются на Международных рекомендациях по составлению библиографического описания (ISBD), методических материалах по подготовке библиографических записей в форматах UNIMARC, RUSMARC.
Пользуясь методами библиографирования, составим библиографический обзор литературы по теме: "Нормативно-правовые акты детской библиотеки".
Предлагаемый обзор относится к справочно-рекомендательному типу вторичного документа. Он содержит краткую обобщенную характеристику содержания, формы, вида и других особенностей представленных первичных документов. При составлении обзора использовались как общие, так и специализированные методы аннотирования. В документе также содержатся монографические и групповые (сводные) аннотации. По объему и глубине свертывания имеются пояснительные аннотации с элементами описания и реферирования. По исполнению преобладают библиографические аннотации. Лишь в нескольких случаях использованы авторские варианты. По способу подготовки практически все аннотации можно отнести к ручным. Тексты аннотаций отличаются высоким уровнем обобщения. Далее следует непосредственно текст нашего обзора.
"Принимая во внимание, что ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения защитники прав человека всего мира полагают, что дети имеют право на особую заботу и помощь. Они считают, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности".
Обеспечивая доступ ребенка к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к тем, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка, государства – участники поощряют средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях. Поощряются также международное сотрудничество в области подготовки, обмена и распространения такой информации и материалов из различных культурных, национальных и международных источников, выпуск и распространение детской литературы, разработка надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию.
Эти положения содержатся с большей или меньшей полнотой: во Всеобщей декларации прав человека, принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года; в Декларации прав ребенка, принятой ООН 20 ноября 1959 года; в Конвенции ООН о правах ребенка и других международных правовых актах.
Международные правила и стандарты в области прав человека на информацию и доступ к культурным ценностям развиваются в Конституции Российской Федерации 1993 г., а также гражданском законодательстве Российской Федерации.
В частности: каждый имеет право на образование (Ст.43 Конституции РФ); каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества; каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (Ст.44 Конституции РФ).
Части первая и вторая Гражданского кодекса Российской Федерации (Полный сборник кодексов Российской Федерации. Официальные тексты с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2005 г., М. – Воронеж, 2005) – правовой фундамент современной библиотечной практики. Гражданский кодекс определяет условия деятельности детской библиотеки, ее взаимоотношений с читателями и пользователями, основанными на основе различного рода договорных отношений. В сферу деятельности ГК РФ входят: понятие юридического лица, особенности данного статуса применительно к библиотеке как некоммерческой организации в форме финансируемого собственником учреждения; специальный правовой режим и правила оборотоспособности результатов интеллектуальной деятельности, прерогатива использования библиотекой (правообладателем) своей интеллектуальной собственности; понятие, возможные виды и формы сделок между библиотекой и пользователем; общий срок исковой давности, его применение в библиотечно-информационной сфере; правовое регулирование отношений, возникающих при оказании библиотекой услуг пользователям, обязательственные нормы; ответственность за нарушение обязательств по гражданскому законодательству; общие условия и порядок возмездного оказания услуг библиотекой в контексте гражданских правоотношений; обязательства вследствие причинения вреда библиотеке; ответственность, способы возмещения вреда или компенсации причиненных убытков.
Основополагающее значение в деятельности детской библиотеки имеет Семейный кодекс РФ. Он определяет права семьи на культурные ценности, меру ответственности родителей за неисполнение условий договора читателями-детьми, охраняет права семьи и детей, как высшей ценности семьи, обязывает родителей и общество заботиться о полноценном развитии ребенка, определяет его имущественные и естественные права.
Важной составляющей обеспечения права ребенка на информацию являются федеральные законы РФ: Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 9 окт. 1992 г. № 3612-1; о библиотечном деле (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ); "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.07.2000г. № 103-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ. от 21.12.2004 г. № 170-ФЗ); "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации": официальный текст, действующие редакции от 24.07.1998г. до 29.12.2004; "О вынужденных переселенцах" от 20.12.95 г. № 202-ФЗ; "О беженцах" от 28.06.97 г. В данных законах устанавливаются основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Так, государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания у них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Здесь же определяются задачи по обеспечению прав ребенка на информацию и полноценное развитие, по сохранению культуры переселенцев, обеспечению развития и самореализации их личности. Особенно это касается детей и подростков. Детские библиотеки должны оставаться в числе основных исполнителей и рачителей интересов детей вынужденных переселенцев. Закон РФ о беженцах, как и закон о вынужденных переселенцах делегирует полномочия всем социальным и культурным учреждениям (в том числе и библиотекам) по организации полноценного развития детей и доступа их к культурным ценностям.
Эти положения в полной мере развиваются в законах Белгородской области: "О библиотечном деле в Белгородской области" от 9 ноября 1999 г. №81; "О государственной поддержке развития библиотечного обслуживания детей в Белгородской области" oт 25 июня 2004 года № 32-2-Ш. В основе государственной политики Белгородской области в сфере развитии библиотечного обслуживания детей лежат следующие принципы:
беспрепятственность доступа ребенка к информации и культурным ценностям;
приоритет прав и интересов детей в сфере библиотечного обслуживания перед интересами других категорий населения;
обязанность Белгородской области поддерживать функционирование и развитие библиотек, обслуживающих детей.
Проблеме применения международных стандартов библиотечных услуг для юных читателей посвящены многие научные исследования и статьи видных библиотековедов и специалистов в области организации библиотечного обслуживания детей и подростков. Среди них статья А.А. Демидова "Право на доступ к знаниям: ЮНЕСКО: строительство информационного общества", опубликованная в журнале "Библиотека" (2005, №6). Автор считает, что особую важность приобретает формирование детской и юношеской правовой информационной политики. Для того чтобы слова о праве, государстве, обществе дошли до сознания ребенка, необходим кропотливый и длительный труд многих специалистов. Очевидно, что без просвещенного молодого поколения невозможно построить демократическое государство. Здесь необходимо правильно оценить место и роль информационных коммуникационных технологий.
Существует многоуровневая система управления библиотечной деятельностью, начиная от федерального законодательства, отраслевого нормирования, местного нормативного регулирования.А. Пашин в статье "Уровни, функции и методы управленческой деятельности" (Библиотека, 1998, №5) рассматривает в числе других четвертый или низовой уровень управления библиотечной деятельностью, отводя ему очень важное место. "Они непосредственно управляют деятельностью библиотек, обеспечивают библиотечное обслуживание граждан, сохранность фондов, самостоятельно определяют содержание и формы работы, осуществляют хозяйственную деятельность в целях расширения перечня предоставляемых пользователям библиотечных услуг…" А все эти механизмы приводятся в действие посредством создания локальных нормативно-правовых актов.
Перечень и анализ правовых документов современной библиотеки разного уровня: от федерального до местного и локального дает Столяров Ю.Н. в статье "Библиотечный фонд правовой документации: учебно-практическое пособие (М., 2003).
Вопросы фактического нарушения всех прав ребенка, культивирования насилия и нетерпимости, ложного героизма в современной детской литературе поднимает писатель А. Лиханов в статье "Какую истину глаголят уста младенца?" (Дитя человеческое: взрослым о детях, 2002, №2-3). Статья является проблемным разговором о защите прав ребенка, в том числе и его права на информацию и полноценное психическое развитие.
Статья Н.В. Бубекиной и Л.И. Айвазяна "Правовое поле детства" (Б-ка и закон, М., 2006, Вып. 20) представляет собой обзорный анализ международного, федерального и регионального законодательства, раскрывающего правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. В частности, уникальным назван Закон Белгородской области "О государственной поддержке развития библиотечного обслуживания детей Белгородской области", принятый Белгородской Думой 25 июня 2004 года. Это – первый и пока единственный закон, защищающий детские библиотеки и библиотечное обслуживание детей, провозгласивший приоритет прав и интересов детей в сфере библиотечного обслуживания перед интересами других категорий населения, заложивший правовые, финансовые и иные механизмы развития сети детских и школьных библиотек, в том числе и путем создания локальных нормативно-правовых актов.
Гриханов Ю.А. в статье "Законы о библиотечном деле в действии: проблемы реализации и развития (Б-ка и закон, М., 1996, Вып.1.) дает определение значению библиотечных законов в развитии библиотечной практики. "С принятием в России отраслевых федеральных законов "О библиотечном деле" и "Об обязательном экземпляре документов" поставило нашу страну в один ряд с демократическими государствами мира, имеющими специальное библиотечное законодательство как важный фактор гарантий каждому на свободное интеллектуальное и духовное развитие путем общедоступного и бесплатного получения знаний, обмена информацией.
Принятие названных актов обозначило признание государством огромной социальной роли библиотеки, ознаменовало первый шаг к формированию в России информационного общества, к осознанию непреходящей ценности библиотечно-информационных ресурсов для экономического и культурного развития страны". Здесь же он сетует на то, что новые законы все ещё не работают в полной мере, как того заслуживает библиотечная отрасль. Законы нуждаются в подзаконных актах и в основном, локальных.
Любое учреждение, выполняющее многообразные информационные, культурные и образовательные функции, должно опираться в своей работе на определенные нормативные документы. Такими документами для библиотек стали: Трудовой кодекс Российской Федерации, Приказ Министерства культуры и туризма Российской Федерации "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы, Письмо Министерства культуры Российской Федерации "О показателях по отнесению к группам по оплате труда культурно-просветительных организаций" от 1 апреля 1996 года № 01-74/16-19 и другие документы.
Четкая правовая регламентация деятельности библиотек – залог их нормальной работы. Комплекс нормативных внутрибиблиотечных документов – это своеобразный свод правил, регулирующих отношения, возникающие в процессе совместной трудовой деятельности. Он включает в себя устав, правила пользования библиотекой, правила внутреннего трудового распорядка, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и т.п.
Однако, с позиций современного управления формирование правового пространства нельзя сводить к набору документов организационного, и организационно-методического, распорядительного, экономического характера.И. Суслова в статье "Новый взгляд на трудовые отношения" (НБА, 2000, №2) каждого библиотекаря рассматривает как индивида, обладающего набором определенных личностных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, и члена коллектива в групповом поведении. Поэтому правовое пространство в современных условиях наполняется новым содержанием, позволяющим более полно раскрыться потенциалу человека. И.М. Суслова и Т.Л. Манилова в учебном пособии "Управленческий учет в библиотеке" (М., 2000-2002) анализируют нормы права, регламентирующие учетную политику библиотеки вообще и детской библиотеки в частности; И. Трушина в исследовании "Сохранилась ли коллективная мораль?" (Библиотека, 2006, №8) пишет о "духе коллектива", "коллективистской совести", которые определяются сегодня по западным меркам как "корпоративная этика", а в юридической литературе как "общепринятые правила поведения" или "обычаи", о перспективах принятия профессиональных этических кодексов в наших библиотеках; о защите профессиональной деятельности библиотекаря путем создания нормативной документации рассказывает коллектив авторов под руководством А.Н. Ванеева в учебно-практическом пособии "Управление библиотекой (СПб., 2002); А. Уралова в работе "Внутренняя нормативная документация ЦБС" (НБА, 2001, №.2) описывает опыт Псковской областной научной универсальной библиотеки по преобразованию научно-методического отдела этой библиотеки в консультационно-методический центр (КМЦ).
Методисты вновь созданного центра проанализировали деятельность ряда ЦБС области и установили, что несовершенство внутренней нормативной документации в этих учреждениях серьезно сказывается на уровне организации труда и его эффективности. Поэтому первоочередной задачей стало обучение руководителей библиотек области правовым знаниям. Жизнь подтвердила правильность выбора данного направления деятельности.
Проблемы отсутствия региональной специфики в библиотечном законодательстве касается в статье "Закон о библиотечном деле: проблемы реализации (НБА, 2003, №6) Н.В. Бубекина; вопросам практического обеспечения доступа ребенка к информации посвящена статья М. Корена "Ребенок должен знать свои права" (Библиотека, 2000, №6); основы социального партнерства, затронутые в библиотечных законах, развивает С. Колосков в статье "Социальное партнерство – путь к выполнению конвенции о правах ребенка" ("Защити меня", 2002, №3-4.); отношениям, возникающим в библиотечной сфере, как главному предмету правового регулирования, уделяет внимание О. Бойкова в статье "Правовое регулирование библиотечной деятельности" (НБА, 2003, №6) и "Локальные нормативные акты библиотек" (Б-ка и закон, М., 2003, Вып.15); методикам обучения библиотекарей правилам создания локальных нормативно-правовых актов посвящена книга А.Н. Ванеева "Методическое обеспечение библиотечной деятельности" (М., 2000).
"Многие особенности современного хозяйствования библиотек не регулируются законами и иными нормативными актами, поэтому мы проявляем инициативу и составляем свои собственные документы" – пишет директор ЦБС "Кунцево" М. Бутковская в статье "От ошибок спасут документы" (НБА, 2000, №1). А чтобы локальные нормативно – правовые акты были составлены грамотно и не противоречили федеральным и отраслевым нормам, в ЦБС ввели в штатное расписание должность юриста.
Но, как показывает практика, не у каждой библиотечной системы есть счастливая возможность иметь собственного юриста. Поэтому библиотечные специалисты должны сами создавать свои локальные документы. В этом есть и свои преимущества. Кто как не библиотекарь знает проблемы обслуживания детского населения изнутри, кто как не библиотекарь знает проблемы своих юных читателей. Локальные нормативные акты могут и должны сделать взаимоотношения библиотекаря и читателя-ребенка или его законного представителя максимально приятными и бесконфликтными.
Проблеме создания локальных актов посвятил ряд своих работ ведущий специалист в области правового библиотековедения, профессор В.К. Клюев. Среди них особого внимания заслуживают его работы. "Правовое обеспечение работы современной российской библиотеки: учебное пособие (М., 2003). Автор на основе системного анализа описывает сущность правового обеспечения работы современной российской библиотеки, особое внимание уделяя проблеме включенности российских библиотек в международное правовое поле. "Российская библиотека в современном правовом пространстве" (Библиография, 2002, №4). Здесь характеризуется современное правовое поле российских библиотек, при котором организационная основа взаимодействия обеспечивается деятельностью разных субъектов управления территорией, то есть органов власти регионального и муниципального уровня. "Система локальной правовой регламентации деятельности библиотеки" (АиФ, Новая библиотека, 2004, №6). Автор в статье делает акцент на том, что правовой основой деятельности библиотек должно служить локальное правовое поле, для создания которого требуется ряд изменений не только в локальной нормативно-правовой базе муниципальной библиотеки, но и в федеральном и региональном законодательстве. "Гражданско-правовой договор в библиотеке" (Библиография, 2002, №3). Автор характеризует договор присоединения в условиях массовой библиотеки, а также систему договорных отношений в организации трудового процесса.
Как правильно составить нормативно-правовые документы библиотеки и особенно детской библиотеки советует Л.Я. Куликова, заведующая группой РНБ. По словам Л.В. Куликовой, наличие у современной библиотеки пакета локальных, внутренних документов свидетельствует о правовой культуре. Поэтому она задает свои вопросы "Директору: Умеете ли Вы правильно организовать труд своих работников? Сотруднику: Какими должны быть ваши должностные инструкции?" (НБА, 2000, №2).
Одним из принципов управления современной библиотекой в современных условиях становится грамотное определение функциональных обязанностей каждого работника и распределение полномочий в коллективе. Основу при распределении полномочий должны составлять содержание и характер труда, а также объем выполняемой работы, квалификация и должность сотрудника. Не последнюю роль играют условия труда и возможность повысить свой профессиональный уровень.
В настоящее время происходит естественное обновление всей библиотечной нормативной базы, включая локальную нормативную базу в конкретных учреждениях, протекают сложные процессы установления новых взаимоотношений с пользователями. Трудности обусловлены в основном одновременным воздействием достаточно противоречивых факторов и обстоятельств. С одной стороны, библиотеки, прежде всего, общедоступные публичные, обязаны обеспечивать всем реальным и потенциальным читателям свободный доступ к информации и возможность ее использования. С другой стороны, дефицит средств и недофинансирование требуют более бережного отношения к документам и заставляют многие библиотеки устанавливать определенные условия доступа к фондам, составляющим в большинстве случаев их основной ресурс. Права, предоставленные библиотекам в этой сфере, находят отражение в Правилах, подходы к разработке которых, бывают чрезвычайно разнообразны и нередко полярно отличаются как по форме, так и по содержанию. В статье "Правила пользования информационными ресурсами" (НБА, 2000, №3) Л.Я. Куликова предлагает краткий анализ отдельных образцов таких документов.
"Конфликт, доведший до суда". Так озаглавила свой комментарий юрист Е. Певцова (НБА, 2000, №3). Во многих библиотеках России, пишет она, в последние годы появились правила, согласно которым читатели, задержавшие возврат книг, подвергаются штрафным санкциям. При этом потребность библиотек всяческими средствами обеспечить сохранность фонда не вызывает сомнения в своей актуальности и важности. Е Певцова рассматривает ситуацию с юридической точки зрения.
Взаимоотношения читателя и библиотеки, осуществляющей предоставление информационных услуг, регулируются нормами гражданского законодательства. В данной ситуации речь идет о договоре присоединения, согласно которому читатель не вносит предложения по формулировке условий соглашения, а всего лишь "присоединяется" к типичным правилам, выработанным другой стороной. Но Российская юриспруденция свято хранит правила, согласно которым условия договора, существенно ухудшающие и заведомо унижающие личность участника договора, могут быть признаны недействительными, оспоримыми в судебном порядке.
Библиотека ввела указанные правила (о компенсации за нарушение сроков возврата библиотечных материалов) исключительно в целях защиты интересов самих же читателей. Вместе с тем, как следует из пункта 2 статьи 428 ГК РФ, присоединившаяся сторона вправе потребовать изменения договора, если в нем исключается ответственность другой стороны за нарушение обязательств либо содержатся иные, явно обременительные для присоединившейся стороны условия, которые она, исходя из своих разумно понимаемых интересов, не приняла бы при наличии у нее возможности участвовать в определении условий договора. Таким образом, локальные правовые акты должны найти компромисс в столкновении интересов библиотеки и читателя. Этой же проблеме посвящена и статья Н.К. Лютовой "Должники – в зоне досягаемости!" (Библиотека, 2005, №5).
Общение библиотекаря с читателем основано на соблюдении официальных правил, зафиксированных в положениях и инструкциях, и на точном применении выработанных обществом этических норм. И если за соблюдение профессиональных установлений отвечает, прежде всего, библиотекарь, то следовать в общении определенным моральным принципам обязаны обе стороны. В статье В. Бобровникова "Каждый читатель желает знать…" (НБА, 2000, №3) приводятся данные о том, как оценивают современные читатели работу библиотеки и поведение ее сотрудников, а также факты взаимных претензиях читателей и библиотекарей.
Интересна в профессиональном плане статья Е. Карпицкой "Что входит в должностные обязанности библиотекаря и библиографа?" (НБА, 2000, №2). Автор приводит примерный перечень работ согласно разрядам единой тарифной сетки, которые могут быть включены в состав "Должностной инструкции" библиотекаря и библиографа, в том числе и детского библиотекаря и библиографа.
Со сменой библиотечного работника на освободившуюся вакансию часто приходят люди с более низкой квалификацией. Как в этом случае составить должностную инструкцию, чтобы сохранить мотивацию у специалиста к повышению квалификации и защитить права читателя на качественное обслуживание? Э. Сукиасян в статье "Должностная инструкция и непрерывное образование" (НБА, 2000, №3) предлагает: "Любая должностная инструкция в части, начинающейся словами "Работа в данной должности требует от работника следующей квалификации.", должна содержать опережающие требования. Сотрудник обязан знать, по каким именно параметрам он не соответствует занимаемой должности. Если речь идет об образовании – придется учиться. Нет нужных навыков, опыта – надо освоить новый для себя процесс, участок.
Должностная инструкция – тот самый инструмент, который может заставить сотрудников лучше трудиться, больше учиться, осваивать новое. Это происходит в том случае, если в библиотеке до того, как начался процесс составления "на каждого" должностной инструкции, была составлена "Характеристика рабочего места". Противоречия между требованиями "Характеристики", с одной стороны, и знаниями, умениями конкретного сотрудника – с другой, создают проблемную ситуацию, которая разрешается с помощью непрерывного образования. "Несмотря на происходящий процесс нормотворчества в целом, государственная регламентация в библиотечной сфере сокращается, стремясь к некоей необходимой и достаточной величине. Ушли в прошлое многие типовые и нетиповые положения, уставы, порядки, правила, структуры и т.д. В этом смысле библиотеки у нас сейчас "приданы самим себе", более чем в какой-либо иной стране. Но процесс сокращения роли государства в определении основ библиотечной работы должен идти параллельно с усилением роли общественно-профессиональных организаций", – пишет в статье "Нормативная база: проблемы ее формирования" (Библиотека, 1997, №1; Библиотека и закон, М., 1996, Вып.1) В.Р. Фирсов. "В мировой практике, – продолжает он, – существуют различные формы моделирования библиотек либо сфер библиотечной деятельности общественно-профессиональными организациями. Это могут быть стандарты аккредитации ("Минимальный стандарт для публичной библиотеки"), декларации ("Постановление о свободе чтения", "Библиотечный билль о правах"), профессиональные кодексы и т.д. Документы подобного рода заказываются библиотечной ассоциацией и разрабатываются ведущими специалистами". Но, даже будучи утвержденным, документ не является обязательным для членов организации. Следование ему – дело добровольное. Но, несмотря на добровольно-рекомендательный характер, по сути, такие документы являются нормативно-регулирующими, стимулирующими процесс следования библиотеки профессиональным эталонам деятельности.
Список литературы
1.Библиографическая работа // Организация работы централизованной библиотечной системы. Инструкции и учетные формы. / Под ред.Р.З. Зотовой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Книга, 1985. – С.91-104.
2.Зупарова, Л.Б. Библиотечная обработка документа: учебно-метод. пособие / Л.Б. Зупарова, Т.А. Зайцева, Л.И. Сазонова; Под науч. ред. проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея, 2003. – 208 с.
.Каталоги и картотеки централизованной библиотечной системы: практ. пособие / Гос. б-ка СССР им.В.И. Ленина; Под ред. Т.В. Борисенко, Э.Р. Сукиасяна. – М.: Книга, 1985. – 128 с.
.Справочник библиографа / Науч. ред. А.Н. Ванеев, В.А. Минкина. – 3 – е изд., перераб. и доп. – СПб: Профессия, 2005. – 592 с.
.Справочник библиотекаря / Гос. б-ка СССР им.В.И. Ленина; Сост. С.Г. Антонова, Г.А. Семенова. – М.: Изд-во "Книга", 1985. – 303 с.
.Справочник библиотекаря / Под ред. А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной. – СПб: Изд-во "Профессия", 2000. – 432 с.
.Суминова, Т.Н. Аннотирование, реферирование и обзорно-аналитическая деятельность: учеб. пособие / Т.Н. Суминова. – М.: МГУКИ, 2001. – 75 с.