- Вид работы: Дипломная (ВКР)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,48 kb
Исследование влияния гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. на мировую культуру
Содержание:
Введение
.Причины культурного подъема в Испании, которым способствовала Гражданская война 1936-1939 гг
.Культурная и антифашистская деятельность испанской интеллигенции. Альянс антифашистской интеллигенции
.Развитие образования. Влияние печатных изданий на культурный подъем Испании
.Художественное творчество
.1 Поэзия
.2 Театр
.3 Музыка
.4 Кино
.5 Изобразительное искусство
. Гражданская война в Испании в работах зарубежных деятелей искусства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из ведущих проблем ушедшего XX века была проблема войны и мира. Заставив человечество за одно столетие содрогнуться от двух мировых войн, история регулярно посылала ему испытания в виде региональных конфликтов.
Среди таких конфликтов выделяется Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
Гражданская война в Испании 1936-1939 гг. – началась в результате мятежа, поднятого генералами Э. Мола и Ф. Франко. Хотя истоки конфликта уходили своими корнями в спор столетней давности между традиционалистами и сторонниками модернизации, в Европе 1930-х гг. он принял форму столкновения между фашизмом и антифашистским блоком Народного фронта. Этому способствовала и интернационализация конфликта, вовлечение в него других стран (в том числе и СССР), а вместе с тем и выдающихся деятелей искусства – журналистов, писателей, художников, прибывших в Испанию. Фактически Испанская война превратилась в общеевропейский конфликт.
Испанская эпопея вызвала к жизни целую художественную литературу: десятки романов, пьес, сборников статей, рассказов, тома публицистики, «Раной в сердце человечества» назвал трагедию испанского народа Камю. Среди тех, кто на нее отозвался, Э. Хемингуэй, Э. Синклер, А. Мальро, А. Зегерс, Д. Димов, Б. Брехт, В. Бредель, Л. Ренн и др. Бесчисленны поэтические отклики (П. Неруда, Л. Хьюз, Э. Вайнерт, Р. Альберта, Н. Гильен и многие другие).
Весомо вошла испанская тема в творчество ряда советских писателей: А.Афиногенова (романтическая драма «Салют, Испания»), К. Симонова (знаменитое стихотворение «Генерал», посвященное памяти Матэ Залки). Глубокий и яркий след оставила Испания в жизни Америки и в ее литературе. Три тысячи американцев отправились в Испанию. Среди добровольцев – и об этом откровенно рассказывает Бесси в своей книге «И снова Испания» и «Анти-американцы».
Тема народного героизма в этой войне, а так же всех ее ужасов отразилась и на изобразительном искусстве П. Пикассо, С. Дали, Х. Миро. Патриотический подъем в песенном творчестве, кино и фото репортажи, несомненно, обогатили мировое искусство 30-40-х гг. всколыхнув всецело общественное мнение, отголоски которого мы можем наблюдать в современном искусстве (документальный фильм « Гражданская война в Испании 1936-39» 2004 г.). Все это и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования является Гражданская война в Испании в 1936-1939 гг.
Предметом исследования культурный подъем в Испании, которому способствовала гражданская война, а также произведения мирового искусства, созданные под влиянием событий Испании в 1936-1939 гг.
Хронологические рамки исследования определяются временными границами Гражданской войны в Испании: 1936-1939 гг.
Цель данной работы: показать, как события Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг. повлияли на настроения выдающихся деятелей искусства, создавшие под влиянием этой войны, художественные произведения, затронувшие общественность во всем мире.
Задачи работы:
-проанализировать причины творческого подъема в Испании в условиях Гражданской войны;
-выявить наиболее существенные положительные результаты гражданской войны в основных сферах культуры и искусства Испании 30-х гг.;
-определить каким образом война повлияла на мировую общественность;
-рассмотреть основные произведения испанского, советского, американского английского искусства, которые были созданы под влиянием событий Гражданской войны в Испании 1936-1939.
Теоретической основой моего исследования стали труды по истории Гражданской войны в Испании 1936-1939 гг., а также художественные и публицистические произведения выдающихся деятелей мирового искусства, ставших свидетелями этой войны.
Отечественная историография Гражданской войны в Испании достаточно обширна. В ней выделяют несколько этапов. Так, 30-40-е гг., отмечены изданием, в основном, мемуарной, публицистической литературы, авторы которых были в то время свидетелями тех кровавых событий. Эта литература непосредственно касается области культуры и искусства: Эрнест Хэмингуэй «По ком звонит колокол (роман)», «Пятая колонна»; Альва Бесси «Анти-американцы»; Стивен Хантер «Испанский гамбит» и др., в которых авторы выступают против насилия и облачают все ужасы войны и фашизма.
В 50-70 гг. были изданы работы X. Гарсиа, И.М. Майского, К.Л. Майданника, С.П. Пожарской, М.Т. Мещерякова и др. Закономерным представляется интерес авторов этого периода преимущественно к внутренним проблемам испанского конфликта. Его международные аспекты, как правило, рассматривались в подчиненном контексте, служа иллюстрацией тех или иных положений.
Фактически первым в отечественной историографии проблему Гражданской войны в Испании поставил Р.С. Овинников. Автор проанализировал экономические и военные мотивы политики ведущих мировых держав в вопросах испанской войны. В монографии большое внимание уделялось политике США, Англии и Франции в Испании. Вопросов влияния культуры и искусства, к сожалению, автор касается вскользь, упоминая их в контексте.
Большой вклад в изучение испанской войны внес кандидат исторических наук, старший научный сотрудник института военной истории МО РФ Рыбалкин Ю.Е., подготовивший, работу «Операция «Х».
Необходимо также отметить работу известного французского историка и талантливого журналиста Жоржа Сориа. Его двухтомный труд «Война и Революция в Испании. 1936-1939 годы», посвящен истории героической борьбы испанского народа против франкистских мятежников и интервенции нацистской Германии и фашистской Италии. Целая глава второго тома посвящена «Культурному подъему в республиканской Испании», где рассмотрены все основные сферы культуры и искусства (создание союзов интеллигенции, направленный на защиту народного достояния страны, сферу образования, художественного творчества, театра и т.д. ).
Работа М.Е. Кольцова «Испания в огне» (в 2 томах) – русский советский публицист, журналист, писатель. Под видом корреспондента «Правды» был направлен в Испанию во время Гражданской войны 1936-1939 гг. В этой книге он рассказывает о легальной части своей работы от первого лица, а о тайной – от имени Мигеля Мартинеса. В настоящее двухтомное издание включены его «Испанский дневник» и репортажи, очерки 1936-1937 годов. В том 1 вошли книга первая и книга вторая (7 ноября – 30 декабря 1936 года) «Испанского дневника». Том 2 настоящего издания включает окончание книги второй (1 января – 10 апреля 1937 года), книгу третью (незаконченную) «Испанского дневника» и раздел «Корреспонденции. Репортажи. Очерки», куда вошли избранные материалы, посвященные антифашистской войне в Испании и опубликованные Михаилом Кольцовым в «Правде» в 1936-1937 годах. Надо отметить, что в своей работе автор попытался объективно разобраться в острых вопросах этой войны.
год. Испания… Национально-революционная война против военно-фашистского мятежа и итало-германской интервенции. Внимание всего мира привлечено к этой стране.
1. Причины культурного подъема в Испании, которым способствовала Гражданская война 1936-1939 гг.
В первые два десятилетия XX в. Испания после колониальной катастрофы 1898 г. выглядела в окружении государств Европы аристократической, но бедной родственницей.
Общее состояние застоя и отсталости наложило в значительной мере отпечаток на развитие испанского искусства. В целом, а также с точки зрения статистики Испания в культурном отношении оставалась еще весьма отсталой страной: уровень неграмотности был высок, отставание чувствовалось повсюду, что отнюдь не беспокоило правящие классы. Но все больше становилось таких интеллектуалов, которые, покинув свою «башню из слоновой кости», «выходили на улицу» (выражение, бывшее в моде в годы, предшествовавшие войне).
Если взглянуть на историю испанской культуры и искусства между 1900 и 1936 годами, то станет очевидной их все ускорявшаяся и необратимая радикализация. Литература и искусство вовлекались в борьбу, сражались, пропитывались идеологией. И если верно то, что в целом культурная горячка того времени не затронула широких слоев народа, то причиной тому было отсутствие необходимых условий.
В 20-х и вначале 30-х гг. все общественные силы Испании пришли в движение. Перед художественной интеллигенцией встал вопрос о цели и назначении творчества, о выборе дальнейшего пути. Для многих молодых испанских писателей и поэтов, составивших так называемое поколение 1930 г., произведения некоторых свидетельствовали о возникновении в Испании новой, передовой литературы этот вопрос был решен. Сложнее и запутаннее были пути изобразительного искусства. Развитие передовых тенденций в искусстве, как, впрочем, и в литературе, встречало сопротивление со стороны реакционных направлений. Однако в 30-е гг. многие испанские живописцы и графики обратились к общественно-передовому искусству, связанному с революционной борьбой. Это новое содержание было воплощено, например, в графической серии «Испанская революция» художника Гелио Гомеса.
Для испанской интеллигенции выбор дальнейшего пути решила разразившаяся битва «двух Испаний» демократической и реакционной. В условия колоссального антифашистского и демократического подъема складывалось творчество мастеров, связавших свое искусство с судьбой народа. Большинство деятелей искусства вошло в «Союз антифашистской интеллигенции». Для деятелей культуры борьба с фашизмом явилась серьезным испытание их гражданского и патриотического долга.
Таким образом, события Гражданской войны способствовали развитию прогрессивных тенденций испанской культуры, ее культурному и национальному подъему.
2. Культурная и антифашистская деятельность испанской интеллигенции. Альянс антифашистской интеллигенции
Когда же началась война, народные массы вышли на авансцену политической борьбы, а также вся интеллигенция самым активным образом устремилась в революцию. Она заняла свой «пост» (как тогда говорили) и оказалась перед лицом войны и всех тех проблем, которые в ходе войны решались.
«Поэты, которые были прежде попутчиками испанского пролетариата, стали сегодня его товарищами по оружию». Следует признать, что наиболее оригинальной и, несомненно, наиболее действенной из всех организаций стал Альянс антифашистской интеллигенции.
Он был основан в Париже во время Международного конгресса писателей в защиту культуры, проходившего с 21 по 25 июня 1935 года. После выборов в феврале 1936 года испанский альянс развернул свою работу, полностью встав на позиции Народного фронта. Он постепенно стал пополняться и вскоре превратился в центр притяжения для большинства республиканских деятелей искусства и интеллектуалов. В Альянсе антифашистской интеллигенции собрались люди самых различных убеждений: от католика Хосе Бергамина (председатель) до коммуниста Рафаэля Альберти (генеральный секретарь); в нем же состоял и будущий великий мастер мирового кино Луис Бюнюэль. Лишь анархисты воздержались от участия в альянсе.
На фронте вместе с рядовыми бойцами бок о бок находились такие выдающиеся поэты, как Мигель Эрпандес. Антонио Апарисио, Антонио Санчес Барбудо, Педро Гарфиас, который всю войну был политическим комиссаром в Андалусии, Лоренсо Варела, принадлежавший к группе «Бронепоезд», романист Рамон Сендер. Другие интеллектуалы по всей стране развернули кампанию по борьбе с неграмотностью. Альянс антифашистской интеллигенции действовал повсюду: в казармах, госпиталях и даже на фронте.
Альянс активизировал свою деятельность на всей территории республики; издавал журналы ( «Буке рохо», который бесплатно распространяли среди бойцов на фронтах); проводил просветительные кампании, используя для этих целей афиши, лекции, выставки рисунков на самые различные темы.
В преамбуле Манифеста, опубликованного альянсом в первые недели войны, ничто не сковывало ораторского пыла и не ограничивало размаха взятых на себя обязательств.
«Мы, – говорилось в Манифесте, – писатели, деятели искусства, ученые-исследователи, посвятившие себя интеллектуальной деятельности, объединились против фашизма… чтобы защитить культуру, ее национальные и всемирные ценности – ценности непреходящие и ценности, находящиеся в состоянии непрерывного созидания. Мы заявляем о нашем полном и активном единении и отождествлении с народом». Среди тех, кто поставил свою Подпись и тем самым выразил свое доверие республике, были и проживавшие вне Испании известный профессор, историк Америко Кастро и художник Хоан Миро.
Одним из наиболее впечатляющих мероприятий, проведенных альянсом, была, организация II Международного конгресса писателей-антифашистов в защиту культуры. Открытие его состоялось 4 июля 1937 года в Валенсии. Затем совсем ненадолго он переехал в Барселону и закончил свою работу 10 июля 1937 года в Париже. Успех конгресса был необычайно велик; на нем собрались вместе наиболее известные всему миру интеллектуалы, которые уже самим фактом своего участия в конгрессе наглядно продемонстрировали свою поддержку делу Испанской республики. Наиболее известные имена: Жюльен Бенда, Жан Ришар Блок, Андре Шамсон, Джон Дос Пассос, Илья Эренбург, Николас Гильен, Эрнест Хемингуэй, Ленгстон Хьюз, Михаил Кольцов, Андре Мальро, Хуан Маринельо, Пабло Неруда, Алексей Толстой, и другие.
Самим фактом открытия конгресса в Испании и в еще большей степени перенесением его местопребывания в Мадрид – город-мученик, являвшийся символом всего республиканского дела – альянс продемонстрировал всему миру, что все духовные, творческие, гуманистические силы без всяких оговорок поддерживают Испанскую республику.
Оценивая деятельность испанских интеллектуалов, можно сказать, что своей активностью, занятой ими позицией они в громадной степени содействовали созданию своего рода дипломатического представительства Испании, которое одновременно эффективно и динамично проводило свою работу во всех уголках земного шара.
Испанские деятели культуры играли своего рода роль катализатора международной солидарности писателей с республиканской Испанией, а такая солидарность в свою очередь помогала республиканскому делу за рубежом и даже оказывала воздействие на межгосударственные отношения. Мировая слава, которую имели наиболее известные из испанских интеллектуалов, способствовала росту престижа и статуса республиканского правительства .
С другой стороны, следует подчеркнуть, что заслугой интеллектуалов, являлась деятельность по защите народного достояния, которому угрожало уничтожение. Особенно активной она была на первом этапе войны. Воздушные бомбардировки, артиллерийские обстрелы, бои на улицах городов и т. д., подвергали величайшей опасности памятники архитектуры и искусства Испании. Памятники архитектуры, которые, естественно, нельзя было вывезти из района боев, старательно укрывались слоями мешков с песком. Все произведения искусства, которые можно было эвакуировать, перевозились в безопасные места. Самые знаменитые собрания картин Прадо тщательно упакованные, были эвакуированы в Валенсию. Тысячи произведений искусства после кропотливого процесса инвентаризации были отправлены на хранение в удаленные от театра военных действий города. Так же в первые дни битвы за Мадрид в ноябре 1936 года Альянс антифашистской интеллигенции с помощью Пятого полка эвакуировал в провинцию Левант престарелых или больных деятелей науки и искусства, чтобы оградить их от чрезмерно тяжелых условий мадридской жизни с ее ежедневными бомбардировками и артиллерийским обстрелом. Тогда этому мероприятию придумали название «Эвакуация мозгов». После торжественной церемонии проводов сотни эвакуируемых заняли свои места в вагонах специального поезда и направились в Валенсию.
3. Развитие образования. Влияние печатных изданий на культурный подъем в Испании
Параллельно с деятельностью, развернутой интеллигенцией, республика предпринимала весьма значительные усилия для преодоления неграмотности и распространения знаний в массах. Действительно, всеобщее образование, а также повышение культурного уровня населения в целом являлись одной из первоочередных задач, которые республика ставила перед собой.
В «Тринадцати целях войны» правительства Негрина по этому поводу говорилось следующее: «Обеспечение культурного, физического и морального подъема народа будет одной из основных забот государства».
Нет ничего удивительного в том, что эта забота побудила республику осуществить целый комплекс целенаправленных мер. Неотложность их становилась вполне очевидной хотя бы потому, что в 1930 году, по данным последней из проведенных перед войной в Испании переписей, уровень неграмотности оставался очень высоким. Об этом свидетельствуют взятые из официальных статистических материалов. Уровень неграмотности снижался весьма медленно (в 1940 году процент неграмотных в США составлял 2,9%, во Франции-3,4%. В Италии по переписи 1931 года он равнялся 21,6%, в Греции (по данным 1928 года) и в Португалии – 50,4%).
Таким образом, накануне гражданской войны почти половина населения Испании была неграмотна. Особенно высоким был уровень неграмотности среди крестьян, а также в некоторых отдельных провинциях.
Декрет министра народного просвещения Хесуса Эрнандеса от 18 мая 1937определялись средства для осуществления этого обширного замысла. Был создан штаб «культурной милиции», в состав которого входили генеральный инспектор, три его заместителя, фронтовые инспектора, ее представители в дивизиях, бригадах, батальонах. Для работников «культурной милиции» оно выпустило «Школьное пособие антифашиста».
Впечатляющими были уже первые итоги деятельности работников «культурной милиции» (по данным различных источников, их численность колебалась от 1500 до 2000 человек). За один месяц ими было создано на фронтах 800 школ, в которые поступило 150 тысяч книг.
Вот некоторые данные проведенной работы: Было организовано 2047 солдатских школ.20 военных училищ и интернатов.167 солдатских клубов. Выпущено 4223 стенные газеты (в траншеях или казармах).Проведено 531585 коллективных и 281361 индивидуальных занятий. Организовано 183 подготовительных курса для офицеров. Проведено 20 077 бесед и лекций. На фронтах было проведено 608 киносеансов и показано 68 представлений кукольного театра. Кроме того, прямо на фронте проводились художественные выставки. Существовала и такая форма работы, как беседы с неприятелем, которые велись через громкоговоритель из траншей прямо с передовой. Проведено 200 радиопередач. В госпиталях и казармах создано 1000 библиотек.
«Сколь бы ни были преувеличенными публикации, следует признать, что на протяжении 1938 года в этом направлении предпринимались усилия, которым присуще нечто трогательное». В действительности же это был могучий рывок к культуре, множество свидетельств которому можно найти в военной прессе того времени.
В этой общенациональной кампании по распространению культуры участвовали выдающиеся деятели испанской литературы. Их частые выезды на фронт или же постоянное там присутствие, как это было, например, с писателем Мигелем Эрнандесом, побуждали бойцов еще сильнее стремиться к знаниям. Отныне культура становилась своего рода новым национальным кумиром; тяга общества к культуре была поразительна по своей интенсивности.
В книге «Военный дневник солдата» Висенте Салас Виу пишет: «В занимаемой нами траншее, которую отделяет от неприятеля лишь пространство в несколько метров, солдаты штыками вырыли в земле нишу, в которой они установили небольшой, забитый книгами шкаф. Перед ним из песка сооружена скамья, на которой они усаживаются, когда хотят почитать. Рядом же на доске вывешена стенная газета. На ней – фотографии, лозунги, статьи наших политических лидеров или писателей, где они анализируют борьбу, которую мы ведем, и мотивы, которыми мы руководствуемся».
Тыл от фронта в этом отношении ничуть не отставал. В соответствии с декретом от 21 ноября 1936 года создавались рабочие институты, учащимися которых могли стать люди в возрасте от 15 до 35 лет, направленные на учебу профсоюзными или молодежными организациями. В этих институтах в течение двух лет их готовили к экзамену на степень бакалавра. Такие рабочие институты, преподавание в которых было, разумеется, бесплатным. Каждый студент получал от 200 до 300 песет в месяц стипендии, и это при том, что он не обязан был оставлять работу, если таковая у него имелась.
Другим феноменом, свидетельствовавшим о происходящем культурном подъеме, стал спонтанный рост числа печатных изданий. 3ахлестнувший всю республиканскую Испанию поток числа изданий особенно затронул фронтовую прессу.
Первые печатные органы народной милиции вышли в свет уже и конце июля 1936 года. Своя газета выходила не только в каждом армейском корпусе, дивизии, бригаде, но и почти в каждом батальоне и даже во многих ротах. Правда, зачастую это приводило к тому, что газету выпускали случайные люди и подручными средствами. Военный комиссариат содействовал развитию этого самопроизвольного процесса, поскольку воздействие фронтовой прессы сказывалось на двух важнейших аспектах. С одной стороны, фронтовая пресса позволяла распространять информацию военного и политического характера, освещать любые темы, предназначенные поддерживать и укреплять моральный дух и физическое здоровье солдата. Другим и, несомненно, наиболее важным аспектом деятельности фронтовой прессы было то, что она являлась средством самовыражения и тем самым приобщения к целям общей борьбы для всех.
Суть – передать дух того сотрудничества, саму духовную атмосферу, присущую данной военной части. И народ, приобщаясь к знаниям, понимал, что он получил теперь доступ к слову.
Главное состояло в том, что тысячи солдат получили возможность писать, публиковать свои материалы, поддерживать свою боевую активность авторитетом печатного слова, которое, по их мнению, придавало окончательный смысл вещам.
Этот феномен был характерен и для жизни тыла, хотя здесь он имел свои особенности. Каждая партия, профсоюз или профессиональное объединение, помимо своего центрального органа, издававшегося в Мадриде или Барселоне (такие издания, как «Мундо обреро», «Либераль», «Сосьялиста», «Баталья»), помимо своих региональных и провинциальных изданий, печатали газеты даже в самых небольших городках и поселках, где выходило множество изданий. Разумеется, эти газеты не имели постоянных корреспондентов, но они располагали штатом редакционных работников, в них велись определенные разделы и рубрики со своими названиями. Всего в тылу выходило более 950 периодических изданий.
Совершенно ясно, что республиканская пресса, приспосабливаясь к революционным обстоятельствам, превратилась в рупор масс и несла в массы все то, что сами они хотели выразить. Таким образом, республиканская печать представляла собой одно из наиболее самобытных и значительных явлений испанской революции.
. Художественное творчество
В условиях колоссального демократического подъема складывалось творчество мастеров, связавших свое искусство с судьбой народа. Все эти явления, которым дала жизнь испанская революция, не могли не способствовать интенсивному и каждодневному художественному творчеству во всех областях, творчеству, которое тяготело к эффективности своего воздействия на умы и к гуманистическому идеалу.
Рост числа органов печати и книжных издательств, доступ народа к литературному творчеству – все это произвело быстрому культурному подъему в Италии.
.1 Поэзия
В те дни поэзия пользовалась громадным авторитетом. Поэтическими произведениями изобиловали страницы всех изданий; они звучали на массовых манифестациях, в радиопередачах и т. д. Казалось, что поэзия была наделена властью передавать высший смысл всего происходящего в этот отрезок истории. Ее престиж был очень высок. В журнале «Ора де Эспанья» (за июнь 1937 года) можно было прочесть следующее: «Поэт неизбежно является и революционером… революционером, обладающим обостренным чувством личной ответственности». Поэзия воспринималась как оружие. Это было оружие, которому приписывалось, можно сказать, решающее значение. И действительно, чтение стихов солдатам перед атакой действовало на них воодушевляюще. В своих военных мемуарах генерал Листер высказывает такое полное пафоса наблюдение: «Я на своем личном опыте убедился, что иногда стихотворение может тронуть солдатское сердце больше, чем десять длинных речей… Пока поэт читал свое произведение, я по лицам солдат наблюдал за его воздействием… и я отмечал про себя, что теперь тот или иной солдат поведет себя в бою настоящим героем». Ведь никаких ограничений не существовало, и нередко можно было прочесть произведение известного автора, напечатанное в самых скромных фронтовых газетах. Наиболее известные из этой плеяды поэтов: Антонио Мачадо, которому в 1936 году исполнился 61 год. Несмотря на свою болезнь и подорванные силы, он поставил огромный престиж своего имени, весь свой опыт на службу народному делу. Вплоть до последнего дня своей жизни он участвовал в борьбе. Мачадо скончался 22 января 1939 года в Коллиуре.
Творчество Рафаэля Альберти. Он был одним из наиболее активных деятелей, своего рода сердцем культурной политики республики. Его отточенные, написанные ясным слогом стихи, собирали огромную аудиторию.
Назовем еще Мигеля Эрнандеа – поэта, вышедшего из народа и именно в годы войны создавшего свои наиболее глубокие произведения. Его сборники «Ветры народа» и «Человек на страже» стали классикой и символом революционной поэзии.
.2 Театр
В театральном искусстве достижения были не столь велики, но и в этой области происходило немало такого, что заслуживает внимания историка. Декретом 1937 года, все театральные залы столицы были реквизированы. Управление и надзор за деятельностью театров были возложены на Хунту общественных зрелищ. Каждый театр управлялся рабочим советом, в состав которого входили представители различных, профессиональных категорий.
Во главе, учрежденных Центральных советов, стояли два таких выдающихся деятеля, как художник-график Хосе Ренау и поэт Антонио Мачадо. В нем работали также Мария Тереса Леон, Макс Ауб, Хасинто Бенавенте (лауреат Нобелевской премии по литературе), Рафаэль Альберти, драматург Касона, замечательная актриса Маргарита Ксиргу.
На театральное творчество времен войны большое влияние оказал все тот же Альянс антифашистской интеллигенции. Уже в середине сентября 1936 года альянс создал театральную секцию, которой было дано название «Новая сцена». К тому же в репертуар театра входили пьесы русских писателей – Чехова, Вишневского. Был так же создан театр М.Т. Леон «Театр искусства и пропаганды», который стал лабораторией поиска современных театральных форм выражения и современности.
Создание театров проходило и на фронтах. Создание в конце 1936 года так называемого «Teatro de Guerra» (Военного, или чрезвычайного, театра). Театр этот был подчинен альянсу и «Рупору фронта», устраивали свои представления прямо в сражающихся армейских частях, казармах, госпиталях. В их репертуаре были как классические произведения, так и произведения злободневные, посвященные войне и ее проблемам. В состав каждой такой труппы-герильи входило пять профессиональных актеров (в тех случаях, когда этого требовала пьеса, их было больше). В распоряжении труппы имелась небольшая разборная сцена, монтировку которой осуществляли сами актеры. И никаких декораций, только занавес. Представления длились от 15 до 30 минут, причем актеры играли непосредственно среди зрителей. Такого рода театр имел большое воспитательное и идеологическое значение, вписываясь в общий контекст культурного творчества того времени.
.3 Музыка
В музыке наблюдался некоторый подъем, но в ней не было создано ничего сравнимого по своей значимости с тем, что породило поэтическое творчество эпохи. Задачей созданного 24 июня 1937 года Высшего совета музыки было расширение музыкальной аудитории, причем это относилось в равной мере, как к произведениям народной музыки, так и к классическим произведениям. При этом выдвигались такие цели, как «развитие творческих способностей» и «содействие прогрессу путем превращения устаревших организаций в живых проводников национальной культуры». Вице-президентом этого совета стал известный композитор Маурисио Бакариссе, а секретарем – Хосе Кастро Эскудеро. Суть деятельности совета состояла в том, чтобы «реорганизовать систему музыкального образования и направлять ее деятельность, обеспечивая надлежащий за нею контроль; собирать и изучать все формы народной музыки и популяризовать их с помощью публикаций и различных технических средств распространения и воспроизведения». Но делом огромной важности стала реформа системы музыкального образования, проводившаяся совместно с местными консерваториями. При этом в города и в сельскую местность направлялись специальные музыкальные миссии (misionesmusicales). Были созданы такие песни, как Cara al sol (Tellería – J. A. Primo de Rivera) – Himno de la Falange Española ; Лицом к солнцу, Spagnolita (Ruccione – Micheli) – canzone marcia – Испаночка, воспевающие народный героизм.
.4 Кино
Осознание важности этого вида искусства произошло во время осады Мадрида и деятельность Альянса антифашистской интеллигенции. Альянс организовывал показ произведений советского искусства «Мы из Кронштадта», «Чапаев» и др. Его деятельность дала мощный толчок к развитию национального кинематографа, в котором преобладающее место заняли фильмы воспитательного характера и документальные. Ленты об обороне Мадрида, о политике «невмешательства». Тяга к кино у испанского зрителя была настолько сильна, что даже к концу войны в Мадриде еще работало 36 кинотеатров.
.5 Изобразительное искусство
В области изобразительных искусств, в годы войны наблюдалась ошеломляющая активность.
Такие скульпторы, как Альберто Санчес, Барраль, погибший в бою, Бенлиуре, ни минуты не колеблясь, поставили свое творчество на службу сражающейся республике.
Широко развернулась работа художников. Графика стала ведущей областью. В графике работало много видных мастеров. Художники-графики помещали в самых различных журналах множество своих работ, опубликовали массу альбомов своих рисунков. Эти рисунки представили бы собою уникальное свидетельство о гражданской войне.
Языком искусства художники клеймили внешних и внутренних врагов, воспевали мужество защитников республики. Особого успеха художники добились в области плаката. Простота изобразительных средств. Строгая гамма красок усиливали политическую устремленность испанского плаката. Благодаря творчеству таких исключительно талантливых художников, как Бардасано, Ренау, Пуйоль и еще многих других плакат стал своего рода национальным жанром.
Столь высокая популярность рисунка вызвала у тогдашнего поколения художников стремление к некоторому обновлению жанра. Их творческие находки предвосхитили самые смелые поиски последней трети XX века.
Живопись той эпохи была представлена такими художниками, как Антонио Луна, Альберто Санчес, Соуто, Рамон Гойя, Васкес Диас, Артета, Мигель Вилья, и многими другими именами. Но художественной вершиной этого исключительно богатого живописными талантами времени стало творчество Хоана Миро, Сальвадора Дали с его знаменитой работой «Мягкая композиция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» и Пабло Пикассо – художника, создавшего такое бессмертное произведение, как «Герника», и дышащую мстительным негодованием серию гравюр под названием «Мечты и ложь генерала Франко».
Хуан Миро (1893-1983 гг.), испанский живописец, скульптор, график, дизайнер. Творчество Хуана Миро сюрреалистично (сюрреализм). Он имитировал наивность детского рисунка. В 1937 Миро рисует афишу «Помогите Испании!», призывая весь мир к борьбе с фашизмом. Миро написал «Помогите Испании» – яростный и яркий, запоминающийся плакат.
Сальвадор Дали (1904-1989 гг.) – испанский живописец, график, скульптор, режиссер, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Гражданская война в Испании не оставила равнодушным Дали: Свои страхи он выразил в картине «Осенний каннибализм» (1936), «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936), «Испания» (1938) была написана в 1938 году, когда война достигла кульминационного момента. Это одно из самых впечатляющих и устрашающих работ. Действительно, два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций. Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое – из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя. Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Квадратная фигура, формируемая конечностями, напоминает географические очертания Испании. Сам художник говорил: «Дурные предчувствия надвигающейся гражданской войны мучили меня, – вспоминал Дали, – и за полгода до начала событий я написал эту картину. Приправленная вареными бобами, она изображает огромное человеческое тело в виде чудовищных наростов рук и ног, которые ломают друг друга в пароксизме безумия. Это не просто монстры – призраки испанской гражданской войны, а войны как таковой вообще».
Пабло Пикассо (1881-1973) – французский живописец, испанец по происхождению. В своих обостренно-выразительных произведениях, написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма, художник-гуманист выразил протест против нового варварства XX в.
Картина «Герника» написана в мае 1937 и создана под впечатлением бомбежки г. Герники. Картина представляет собой полотно-фреску, написанную маслом в чёрно-белых тонах, 3,5 м высотой и 7,8 м длиной. Это огромное полотно было написано с невероятной скоростью – всего за месяц, стала признанным шедевром и символом бессмысленных разрушений войны. Художник писал: «Искусство – это ложь, которая помогает понять нам правду.». «Герника» представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин. Выбор черно-белой палитры, с одной стороны, передает хронологическую близость к газетной фотографии того времени, с другой – отражает безжизненный характер войны. «Герника» изображает страдающих людей, животных, и здания, трансформированные под воздействием насилия и хаоса. Все сцены разворачиваются в пределах комнаты. Отдавая дань современному искусству, Пикассо затрагивает политику и реальную жизнь. Он хотел, чтобы зрители увидели в полотне социальный срез общества второй четверти XX века. Пикассо становится со своей «Герникой» примером для послевоенных художников.
5. Гражданская война в Испании в работах зарубежных деятелей искусства
Это была справедливая война, попытка остановить фашизм, дело, кровно затронувшее общественность во всем мире. Тысячи людей разных политических убеждений, национальностей, возрастов и профессий, коммунисты и социал-демократы, немцы и французы, итальянцы и англичане, чехи и поляки, американцы и венгры, рабочие и крестьяне, бывшие военные и представители самых мирных, интеллектуальных профессий, безусые юнцы и отцы семейств отправились в Испанию, чтобы влиться в ряды Интернациональных бригад. Испанцы назвали их «лучшими людьми мира». Эти «добровольцы свободы» составили самые боевые, надежные соединения Республиканской армии. В их создании и сплочении решающую роль сыграли коммунисты. Среди тех, кто на нее отозвался, Э. Хемингуэй. Впечатления от войны нашли отражение в одном из самых известных романов Хемингуэя – «По ком звонит колокол» (1940). В нём сочетаются яркость картин крушения республики, осмысление уроков истории, приведшей к такому финалу, и вера в то, что личность выстоит даже в трагические времена. Драма «Пятая колонна»: Республика обречена на гибель, и не понять этого уже невозможно. Теперь каждому испанцу предстоит решить для себя, что ему дороже – жизнь или свобода, абстрактные идеалы – или собственное мещанское благополучие. И зачастую этот выбор окажется очень, очень нелегким… Такова основная идея драмы Эрнеста Хемингуэя – сильного, мощного произведения, завораживающего читателя фактурой образов и напряженностью сюжета.
Михаил Ефимович Кольцов (1898-1940 гг.) – русский советский публицист, журналист, писатель. Под видом корреспондента «Правды» был направлен в Испанию во время Гражданской войны 1936-1939 гг., где был негласным политическим и военным советником Коминтерна. Написал книгу «Испанский дневник» (1938), где о легальной части своей работы рассказал от первого лица, а о тайной – от имени Мигеля Мартинеса. В романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол» М.Кольцов выведен под именем Каркова, причастного к деятельности спецслужб. «Испанский дневник» – это книга о героизме. О героизме простых и мужественных людей, борющихся за дело всего передового и прогрессивного человечества. «Испанский дневник» – это книга об интернациональной солидарности, любви к родине, к человеку, книга о новом гуманизме, знамя которого рдеет над нашей страной и который вдохновляет и согревает испанский народ в смертельной борьбе со звериными страшными силами фашизма.»
Глубокий и яркий след оставила Испания в жизни Америки и в ее литературе. Три тысячи американцев отправились в Испанию. Среди добровольцев – и об этом откровенно рассказывает Бесси в своей книге «И снова Испания» и «Анти-американцы». Он соединяет элементы путевого дневника, мемуаров и политического памфлета. Бесси рассказывает о поездке в Испанию в конце 60-х гг. Писатель зорко подмечает признаки неумолимого кризиса франкистского режима. Здесь, как и в других книгах Бесси, звучат его глубинная тема верности идеалам антифашизма и интернационализма.
Жан-Ришар Блок (1884-1947 гг.) – французский писатель, драматург, общественный и театральный деятель, антифашист. Его книга «Испания, Испания!» посвящена героической войне испанского народа 1936-1939 гг. против фашистских агрессоров.
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (1900-1944) – французский писатель, поэт и профессиональный лётчик. В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», едет в Испанию, где идёт гражданская война, и публикует в газете ряд репортажей «Испания в крови». Другие названия: «Испанские репортажи», «Окровавленная Испания». То, что Сент-Экзюпери написал в результате этой поездки, значительнее по содержанию предыдущих очерков. Не скрывает он и своего восхищения мужеством защитников Мадрида. Каждая его строчка дышит необыкновенной любовью к людям, тревогой за их судьбу. И как художественно, с какой поэзией он сумел сделать ощутимым трагический контраст войны и мира в осажденном городе! Испания в крови оставила у него неизгладимое впечатление.
Михаил Аркадьевич Светлов (1903 1964) – русский советский поэт и драматург. Известное стихотворение Михаила Светлова «Гренада» нередко считают посвященным событиям гражданской войны в Испании. Это ошибка, так как «Гренада» написана в 1926 году, то есть на десять лет раньше. Вместе с тем, несомненны духовное родство героя стихотворения с участниками испанских событий и пик популярности «Гренады» в конце 1930-х годов. Строки «Я хату покинул, пошёл воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» прозвучали пророчески и стали лозунгом поистине героической борьбы.
Весомо вошла испанская тема в творчество ряда советских писателей: А. Афиногенова (романтическая драма «Салют, Испания»), К. Симонова (знаменитое стихотворение «Генерал», посвященное памяти Матэ Залки), М. Кольцова («Испанский дневник»). Позднее вышли мемуары И. Эренбурга, О. Савича, Р. Кармена. Об Испании написали и побывавшие там советские военачальники: Н. Кузнецов, Н. Воронов, А. Родимцев и др.
Таким образом, общественность во всем мире, так или иначе, отреагировала на происходящие в Испании события.
Заключение
культурный подъем испания
Есть область, где, по единодушному мнению историков гражданской войны в Испании, итоги деятельности сражавшейся республики были, бесспорно, от начала и до конца положительными. Это ее деятельность в сфере культуры и искусства. Тридцать два военных месяца были периодом животворного интеллектуального и творческого подъема. Это исключительное положение не было случайным. Оно явилось следствием возникновения новых политических и социальных структур, нового порядка, установившегося после июльского военного мятежа. В республиканской зоне выстроилась целостная, по-своему стройная концепция культуры и искусства, которая нашла свое отражение в официальных программах и конкретных делах. Эта общность взглядов в понимании проблем культуры стала показательной для всех разноречивых политических тенденций, пестрота которых была столь характерна для Испанской республики. Существо этих принципов можно лучше всего выразить как новое определение человека и общества, которое впервые в истории Испании, стало реальностью государственной политики и побудительным стимулом к действию. Испания располагала многочисленной и деятельной интеллигенцией. Следует отметить, что такая согласованность, такая атмосфера взаимной поддержки редко когда царила в отношениях между деятелями культуры и искусства и народными массами страны (которые логикой гражданской войны были вовлечены в ряды Народной армии и профсоюзов).
В целом Испанская республика в годы войны во всех областях культурной жизни стала синонимом жизнестойкости, творческой изобретательности, духовного слияния с народом.
Подводя итоги культурной работы республики, можно выделить два ее направления, во всем дополняющие друг друга. С одной стороны, это приобретение и применение на практике знаний и культуры огромным числом людей. С другой – значительный творческий подъем, который имел место, несмотря на крайне неблагоприятные условия военного времени.
Список использованной литературы
Источники:
1.Бесси А. Снова Испания. (Spain Again, 1975) рус. пер. – М: Прогресс, 1981.
2.Блок Ж.-Р. Испания, Испания! – М.: Гослитиздат, 1937. 224с.
.Бразильяк Р. Истории войны в Испании. – М.,1972. С. 439.
.Дали С. Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим. Axul-Z, 1993 . 304с.
.Кольцов М. Е. Испания в огне. Т. 1. Испанский дневник. Кн. 1-2. – М.: Политиздат, 1987. 351 с.;
.Кольцов М. Е. Испания в огне. Т. 2. Испанский дневник. Кн. 2. Кн.3. Корреспонденции. Репортажи. Очерки. – М.: Политиздат, 1987. 302с.
.Листер Э. Наша война. – М.: Политическая литература, 1969. 327с.
. Мачадо А. Война. – М., 1971.
.Хемингуэй Э. Собрание сочинений в 4-х тт.: По ком звонит колокол/ Перевод с англ. Е. Калашниковой – М.: Художественная литература, 1968.
Литература:
1.Всеобщая история искусств. Т.VI. Кн.1. – М., 1965. 932с.
2.История зарубежного искусства под ред. Кузьминой М.Г.-М., 1971. С. 532.
.Леон М.Т. Общая хроника гражданской войны.- М., 1971.
.Майский И. М., Испанские тетради. – М., 1962.
.Мещеряков М.Т. СССР и гражданская война в Испании // Отечественная история. – М., 1993. № 3.
.Надеждин Н. Пабло Пикассо. Пламя Герники
, 2009 .192с. .Овинников Р.С. За кулисами политики «невмешательства». Испанский вопрос в политике империалистов Англии, Франции и США накануне второй мировой войны. / Р.С. Овинников. – М., 1959.
.Сориа Ж. Война и революция в Испании. 1936-1939. В 2 т. Т.2.- М.: Прогресс, 1887. 328с.
.Из истории освободительной борьбы испанского народа. Сб. ст., М., 1959.
.Проблемы рабочего и антифашистского движения в Испании. Сб. ст., М., 1960.
.Испанский народ против фашизма (1936-1939). Сб. ст., М., 1963.