- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 325,41 Кб
Истоки древнегреческого театра
Истоки древнегреческого театра
Содержание
Введение 3
Глава 1. История и истоки древнегреческого театра
.1 Истоки древнегреческого театра
.2 Театральное представление как один из способов почитания богов
Глава 2. Организация театральных представлений и сценическое действие в Древней Греции
.1 Древнегреческий театр как государственное учреждение
.2 Особенности организации театральных представлений
Заключение
Список использованной литературы и источников
Приложения
Введение
Актуальность темы. История театра начинается с античных времен, а точнее, с легендарных времен гомеровской Греции. Тогда народные обрядовые игры в честь бога Диониса стали предшественниками изначальных форм театра. Несколько позже, в V веке до н. э., в демократических Афинах, считавшихся тогда наиболее прогрессивным государством рабовладельческого мира, наступил расцвет древнегреческого театра.
Античные времена оставили нам наследие в области литературы, архитектуры и искусства. Все основные виды поэзии – такие, как эпос, лирика и драма, – возникли в Греции. Архитектура, литература, скульптура и театр стали предметом изучения и подражания на многие века вперед.
История театра дает важные знания и помогает им освоить комплексные сведения собственно об истории театра, драматургии и актерского мастерства, об особенностях и основных чертах европейского христианского типа культуры, повлиявшего на развитие театра, о состоянии театрального искусства в античное, средневековое время и в эпоху Возрождения.
Научное изучение театра началось, по сути дела, только в нашем веке. Поскольку основное внимание наших театроведов в связи с запросами, предъявляемыми самой жизнью, направлялось в первое время на изучение русского и советского, а также нового европейского театра, то число работ и статей, посвященных специально истории античного театра, в общем невелико. Русская дореволюционная наука тоже не могла дать нам значительного количества работ по истории античного театра. Ее изучение входило в круг так называемых «древностей» и самостоятельного значения не имело. В «древностях» же среди других вопросов (органы государственной власти, религия, общественные празднества, быт и т. д.) давались обычно краткие сведения об устройстве античного театра и об организации театральных представлений. Вопросы репертуара античного театра, его драматургии, в «древностях», разумеется, не рассматривались.
Хронологические рамки исследования – V-VI вв. до н.э.
Цель исследования – рассмотреть истоки, историю и новации древнегреческого театра в V-VI вв. до н.э.
Объект исследования – театральное искусство Древней Греции.
Предмет исследования – театр в Древней Греции в V-VI вв. до н.э.
Задачи исследования: рассмотреть историю древнегреческого театра; проанализировать истоки создания театра Древней Греции; рассмотреть особенности организации театральных представлений в древнегреческом театре в V-VI вв. до н.э.
Документальные источники. Из дореволюционных работ, посвященных истории античного театра, следует назвать работу П.В. Никитина «К истории афинских драматических состязаний», основанную на тщательном изучении первоисточников; В. В. Латышева «Очерк греческих древностей, ч. 2-я. Богослужебные и сценические древности»; Г.К. Лукомского «Старинные театры. Античные театры и традиции в истории эволюции театрального здания» и С. Цыбульского «Греческий театр».
Из работ, посвященных исследованию творчества отдельных драматургов, должны быть названы в первую очередь работы Д. Ф. Беляева «К вопросу о мировоззрении Эврипида» (1878) и «Воззрения Эврипида на сословия, состояния, внутреннюю и внешнюю политику Афин» («Журнал Министерства народного просвещения», 1882, № 9 и 10; 1885, № 9 и 10). Следует назвать также исследование С. Д. Шестакова «Софокл и его значение в греческой трагедии» («Пропилеи», т. II, М., 1852, С. 103-138) и работу П. И. Аландского «Изображение душевных движений в трагедиях Софокла» (1877). Б. В. Варнеке принадлежит несколько работ, посвященных специально древнеримской комедии, которые в ряде случаев дают ценный фактический материал по истории античного театра. В основном эти работы в полной мере доступны лишь специалистам в области классической филологии, что зависит уже от самого способа изложения материала. Автор приводит в подлиннике, без перевода на русский язык, многочисленные цитаты, широко применяет рассчитанные на узких специалистов ссылки на труды западноевропейских ученых и т. п.
Переходя к разработке истории античной литературы и театра уже в советское время, следует, прежде всего, упомянуть, что по истории античной литературы появились обобщенные работы, которые ставили перед собой задачу на основе марксистско-ленинской методологии осветить процесс развития греческой и римской литературы. Назовем прежде всего четыре пособия или учебника для высшей школы: проф. С. И. Радцига «История древнегреческой литературы» (изд. 2-е, 1959), академика Μ. М. Покровского «История римской литературы» (1942), И. М. Тронского «История античной литературы» (изд. 3-е, 1957), коллектива авторов под общей редакцией проф. Н. В. Дератани «История римской литературы» (1954).
Институт мировой литературы имени А. М. Горького опубликовал в 1946-1960 гг. три тома «Истории греческой литературы», в которых изложение доведено до конца античной эпохи; для истории античного театра важен т. I, где читатель может найти главы о греческой трагедии и комедии, а также т. II, где дается анализ «Поэтики» Аристотеля. В этих книгах кратко освещаются вопросы и собственно театра и более подробно и обстоятельно в плане литературоведческом и вопросы драматургии. В связи с решением Всемирного Совета Мира отметить в 1954 г. 2400-летие со дня рождения Аристофана появилось несколько работ, посвященных великому греческому драматургу. Вышли две научно-популярные работы об Аристофане В. В. Головни и В. Н. Ярхо, фундаментальная книга члена-корреспондента АН СССР С. И. Соболевского и сборник статей, составленный кафедрой классической филологии Московского университета.
В советское время были опубликованы несколько работ, посвященных полностью или частично – в особых разделах – уже непосредственно истории античного театра. Книга Б. В. Варнеке «История античного театра» (1940), которая предназначалась специально в качестве учебника для театральных институтов, страдает рядом крупных недостатков методологического характера. В этом учебнике история античного театра рассматривается, по существу, в отрыве от социально-экономических отношений и классовой борьбы в Греции и Риме и вне связи с другими проявлениями духовной жизни античного общества. Другой крупный недостаток книги состоит в том, что драматургия, являющаяся основой театра, в книге почти совсем не рассматривается. Идейное содержание античных драм раскрывается или совсем неудовлетворительно, или крайне поверхностно, поэтому и выводы в конце книги о мировом значении античного театрального наследия оказываются мало обоснованными и, по сути дела, повисают в воздухе. Если сравнить учебник Б.В. Варнеке с его дореволюционными работами, то последние окажутся сильнее, так как в ряде случаев, как было уже отмечено, дают интересный фактический материал.
В талантливой работе по истории античного театра А. И. Пиотровского имеется другой недостаток, свойственный некоторым исследованиям по античности,- модернизация античной культуры.
В «Истории западноевропейского театра» С.С. Мокульского (1936) первый раздел посвящен истории античного театра. Для краткого очерка, обнимающего немногим более ста страниц, раздел содержит достаточное количество необходимых сведений по устройству античного театра и организации театральных представлений, но недостаточно разработан вопрос о драматургии, которая рассматривается только в плане литературоведческом.
Зарубежная наука насчитывает к настоящему времени довольно много работ по истории античного театра. Однако научная ценность ряда этих работ – особенно это нужно сказать о работах по истории театра, даже вышедших в самое последнее время,- не высока благодаря нежеланию или неумению поставить в связь явления театрального искусства с развитием социально-экономических отношений и общественным движением в Древней Греции и Риме.
Из работ западноевропейских и американских ученых укажем лишь некоторые новые и новейшие книги, преимущественно обобщающего характера. На первом месте здесь должно быть названо фундаментальное исследование В. Дёрпфельда, написанное им совместно с Э. Рейшем «Греческий театр». Это сочинение составило эпоху в изучении античного театра. В 1920 г. вышла в свет работа германского ученого Маргариты Бибер «Памятники по истории античного театра». Как и показывает само название работы, она содержит большое количество иллюстраций в виде таблиц и рисунков, в ряде случаев впервые опубликованных автором. И в этой и в следующей своей работе, «История греческого и римского театра», вышедшей в 1939 г. в США, куда М. Бибер эмигрировала после прихода к власти в Германии нацистов, автор ставит своей задачей широко привлечь к изучению античного театра памятники изобразительного искусства.
В 1918 г. появилась весьма интересная работа американского ученого Фликенгера под названием «Греческий театр и его драма». До 1936 г. книга выдержала уже четыре издания. В своем предисловии автор говорит об особенностях и условностях греческой драмы, имея в виду «техническую», то есть чисто сценическую, сторону античных постановок. Из послевоенных работ, посвященных специально устройству афинского театра, следует упомянуть книгу английского ученого А. Пикард-Кембриджа «Театр Диониса в Афинах». В книге обстоятельно освещается эволюция афинского театрального здания включительно до римских времен, с описанием отдельных его частей (проскений, параскений) и употреблявшихся в нем машин и декораций. Много сведений по истории греческого театра содержится в фундаментальном труде германских ученых Вильгельма Шмида и Отто Штелпна «История греческой литературы», а также в двухтомной истории римской литературы М. Шанца – в обработке Хозиуса.
Неудивительно, что театр традиционно оказывается и одним из наиболее интенсивно изучаемых феноменов античного мира. Однако в последние десятилетия заметен настоящий всплеск интереса к этой теме, особенно к проблемам происхождения театра, его функционирования и роли в жизни античной гражданской общины. Особенное внимание к теме античного театра заметно, прежде всего, в необыкновенно возросшем количестве появившихся работ – монографий, сборников и отдельных статей. Особенно характерными для новейшего времени являются многочисленные сборники, отражающие как многообразие подходов, так и интернационализацию исторической науки и, в целом, гуманитарного знания. Перечислим лишь некоторые из тех, которые вышли за последние два десятилетия: «Ничего общего с Дионисом?: Афинская драма в ее социальном контексте» (1990), «Трагедия, комедия и полис» (1990), «Греко-римская комедия и трагедия» (1995), «Поэт, публика и представление в античной Греции» (1997), «Греческая трагедия и историк» (1997), «Греческие и римские актеры» (2002), «Греческий театр и праздники» (2007) и многие другие. Отражением возросшего внимания, причем не только со стороны ученых, но и общества в целом, стал выход специально посвященных театру сборников в серии «Сambridge Companion», которая в определенном смысле популяризирует самые важные и находящие широкий отклик в современном обществе проблемы античной истории и культуры. Еще одним важнейшим показателем особого интереса современных исследователей к античному театру является разнообразие научных подходов к изучению этой темы.
Глава 1. История и истоки древнегреческого театра
.1 Истоки древнегреческого театра
Историю греческого театра мы начинаем с вопроса об его истоках. Зарождение греческой драмы и театра происходит еще в недрах родового общества.
Для истоков греческого театра, прежде всего, важна его теснейшая связь с культом. Культовые церемоний, хороводы, игры свойственны большинству народов на земледельческой стадии их развития. Но только греческий народ возвел эти игры своей юности в произведения зрелого искусства и тем положил начало европейскому театру. Случилось это в Афинах, когда в городские празднества в честь бога плодородия – Диониса были включены хороводные игры граждан.
Дионис (Вакх – второе название бога) в греческой мифологии земледельческий бог виноградарства и виноделия, сын Зевса и фиванской царевны Симелы, ставший одним из важнейших в пантеоне античных богов, символ умирающей и возрождающейся природы.
Диониса отождествляли с египетскими богами Осирисом, Сераписом и Амоном, древнеиранским Митрой, Адонисом, римским Либером, имевших в мифологии аналогичное значение. Дионис принадлежал к типу страдающих богов, поэтому связанные с ним сказания и мифы давали богатый материал для воспроизведения их в живом действии.
С 534 до н.э. – года включения культа Диониса в государственную религию, празднества (мистерии) Дионисии стали ежегодными. В том же году выступил первый из известных нам драматургов Феспид. В марте с приходом весны в течение трех дней разыгрывались Великие Дионисии, где показывались трагедии и сатировские драмы. В январе – Ленеи, когда ставились комедии и в декабре – сельские (малые) Дионисии, праздник пробы молодого вина, когда повторялись представления, показанные в марте. На главном празднике – Великих Дионисиях в марте, когда природа пробуждалась после зимы, разыгрывалось возвращение Диониса из восточной страны, куда он был послан на воспитание. Отсюда берет начало название западноевропейского карнавала (от лат. carrus navalis т.е. корабельная телега). Спутниками Диониса были сатиры и силены, которых изображали в козлиных шкурах с конскими хвостами. Козел – непременный персонаж в мифологии Диониса. Трагедия по-гречески – песнь козлов (трагос и оде). Аналогично комедия производится от космос и оде – песнь о шествии бражников. В дальнейшем трагедия стала использовать не только сюжеты, связанные с Дионисом, но и сюжеты троянского и фиванского циклов. Хор сатиров заменил хор людей – появилась сатировская драма, новый жанр (создатель поэт Пратин, VI-V вв. до н.э.). Так в древнегреческого театре образовались три жанра: трагедия, комедия, сатировская драма, которая служила заключительной частью трагедии – тетралогии.
Однако более точную хронологическую дату можно определить лишь весьма приблизительно. Начало греческой драмы и театра связано с сельскими празднествами в честь Диониса, культ же Диониса, по мнению ряда исследователей, появился в Греции лишь в VIII в. до н. э.
Таким образом, зарождение греческой драмы может быть отнесено с большой долей вероятности к VIII в. до н. э.
Первые два или два с половиной века существования греческой драмы известны нам недостаточно, хотя от VI в. до н. э. дошел ряд имен греческих трагиков, а источники – правда, не всегда ясно и убедительно – говорят об усовершенствованиях, которые были введены в драму и театр отдельными драматургами.
Поэтому вопрос об истоках греческого театра и о начальном периоде его развития целесообразно рассматривать вместе.в. до н. э. представляет самую замечательную эпоху в истории Древней Греции. Это эпоха расцвета античной рабовладельческой демократии и вместе с тем эпоха расцвета древнегреческой науки и искусства. Интересно отметить, что в следующем веке искусство, и в том числе театр, сохраняет еще большую роль. Но вследствие того, что драматургия IV в. нам почти неизвестна, V и IV вв. в истории греческого театра объединены в один период.
Греческий театр последующего времени – эпохи эллинизма – имеет ряд ярко выраженных отличительных особенностей, позволяющих выделить его в особый период (III-I вв. до н. э.)
Таким образом, история греческого театра разделена на следующие периоды:
Истоки греческого театра и его развитие до конца VI в. до н. э.
Греческий театр демократических Афин V-IV вв. до н. э. – до утери независимости в результате македонского завоевания.
Греческий театр эллинистической эпохи (III-I вв. до н. э.).
Истоки в целом культуры, и в частности театрального искусства, находятся в доисторическом периоде, который принято называть «детством человечества». Они вызваны творческим потенциалом людей, способных очеловечивать природу, «вносить в нее свои убеждения и оценки, создавать творческими усилиями и сохранять посредством традиций некую идеальную реальность, мир символов, с его особыми языками и кодами, понятными и поддающимися расшифровке лишь им». Театр является одним из феноменов идеальной реальности, который получил путевку в жизнь именно в Древней Греции по ряду причин.
Одна из причин связана с особым социально-экономическим, политическим и культурным развитием греческих полисов в Гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), Архаический (VIII-VI вв. до н. э.), классический (V-IV вв. до н.э.) и Эллинистический (IV-I вв. до н.э.) периоды истории Древней Греции.
Например, в классический период по сравнению с бесправными общинниками Древнего Востока большая часть зажиточных землевладельцев, то есть средних граждан Греции, имели гарантии своего благосостояния, были полноправными гражданами и воинами в стране. Эта категория гражданства позволяла им быть социально активными и формировать благоприятную среду для развития культуры.
Вторая причина вызвана демократическим устройством многих полисов Древней Греции. «Отсутствие замкнутого слоя правящей, отделенной от основной массы гражданства бюрократии и наемной армии, концентрация власти в руках Народного собрания, ежегодно сменяемый и контролируемый аппарат управле- ия, ополчение как основа военной организации порождали близость государственных институтов и основной массы гражданства, предполагали активное участие граждан в государственных делах, достаточно культурную и политически мыслящую личность».
Кроме того, в Древней Греции в сравнении с Древним Востоком отсутствовала могущественная жреческая организация, которая могла бы монополизировать духовное развитие населения. Это предопределило многие проявления греческой культуры, а именно свободный характер образования, особую систему воспитания, формирования мировоззрения, а также театрального искусства.
Мощным фактором глубокого эстетизма греческой культуры стала необыкновенная красота окружающей природы в Балканской Греции с ее горными вершинами, зелеными долинами, синим морем и голубым небом. Заложенные в этой природе соразмерность и естественная гармония были реализованы чувствительными к природе греками во всех направлениях культурного творчества, в том числе и театрального.
Следующим источником интенсивного развития греческой культуры и театра стали особенности греческой религии. Религия у греков, как и у других народов, была неотъемлемой частью культуры. Но греки воспринимали своих богов непременно в образе красивых, могучих, а не всемогущественных существ. Греческие боги, как и все люди, подчинялись закону высшей необходимости. Это приземляло греческих богов, делало их мир ближе к человеку через полубогов-героев, а человека в его сознании поднимало до уровня богов, давало ему силы и перспективы для создания художественных образов героизированных, сильных людей.
.2 Театральное представление как один из способов почитания богов
Театр был, пожалуй, величайшим даром из всех, что Древняя Греция оставила новой Европе. С самого своего рождения это совершенно оригинальное творение греческого гения считалось не развлечением, а священнодействием. Театральное представление было одним из способов почитания бога Диониса в Афинах – на родине драматического искусства.
Само слово «драма» указывает на ее религиозное происхождение. На мистических празднествах жрецы представляли верующим разные мифы, касавшиеся чествовавшегося божества. Это мистическое действо и называлось dromena. А самым замечательным моментом праздника в честь Диониса были дифирамбы – религиозные хоры, победитель которых получал в награду козла (по-гречески tragos). Это вид состязания так и стали называть «песнь козла», или tragoedia.
Театр входит в число удивительных достижений древних греков.
Они первыми создали литературный жанр драмы и построили здания для драматических представлений. Сначала возводились временные сооружения, а с V в. до н. э. началось строительство стационарных театров. Первоначально театр предназначался только для музыкальных и драматических агонов на дионисийских праздниках, а затем его стали использовать для проведения всевозможных празднеств, для заседаний народного собрания и даже для гладиаторских боев.
В театре обязательно стоял алтарь Диониса, а на время Дионисий туда приносили статую бога. С течением времени тематика празднеств в театре все меньше непосредственно касалась культа Диониса. Если в VI-V вв. до н. э. трагедии и комедии разыгрывались только на Дионисиях и Ленеях, то с эллинистического времени представления устраивались чаще. Однако актеры продолжали считать себя служителями бога, а жрецу Диониса отводилось самое почетное место и в римский период.
Театральные представления в Афинах – прямые наследники дифирамбов – поначалу были только хоровыми. Перед алтарем то в одну, то в другую сторону ходил небольшой хор из 15 человек. Они начинали с воззвания к богу, потом запевали какой-нибудь поучительный миф, и в завершение – молитву о милости. Довольно скоро рядом с хором появился еще один человек, который, надевая различные маски, стал говорить от лица персонажей мифа. Причем, в те времена авторы пьес были, как правило, и главными их исполнителями.
И даже в золотой век греческого театра при постановке любой пьесы обходились всего тремя актерами. Нам, привыкшим к большим театральным труппам, довольно трудно себе это представить, как и то, что и женские, и мужские роли в греческом театре исполнялись мужчинами.
Ограниченность числа актеров легко объясняется тем, что драматические представления в первую очередь были состязаниями поэтов. Состязаниями, которые проводились от лица государства и под его надзором. Государство и должно было создать соревнующимся авторам совершенно одинаковые, равные для всех условия.
Драматические произведения в Греции были самыми разнообразными по способу исполнения. В них входили пение, декламация, музыка, танцы. Поэтому от актера требовалось и высокое мастерство мелодраматического исполнения, и четкая дикция, и выразительность жестов, сильный и гибкий голос, хорошая танцевальная техника. Трагический костюм весьма стеснял свободу актеров; их движения поневоле становились плавными и торжественными. Зато высокие котурны с подошвой из кожи или пробки мешали твердой и уверенной походке, приличествующей персонажам трагедии, и актеры охотно пользовались длинными палками и скипетрами. Однако и они не застраховывали от падений. Поэтому бурные сцены, вроде убийств и самоубийств, показать было фактически невозможно, и о них в трагедиях рассказывают вестники.
Гораздо живее была игра актеров в комедии, требовавшая тем не менее отточенности и выверенности жестов, во многом заменявших мимику, которая совершенно отсутствовала у греческих актеров: они играли только в масках с лицами больше головы. Маски делались из холста; с помощью гипса им придавалась различная форма, при этом оставлялись прорези для глаз и рта. Затем маски раскрашивали и сверху крепили парик.
Глава 2. Организация театральных представлений и сценическое действие в Древней Греции
.1 Древнегреческий театр как государственное учреждение
Древнегреческий театр являлся государственным учреждением. Он был практически рассчитан на все население города. В нем насчитывалось несколько десятков тысяч мест.
Театр Диониса, например, в Афинах имел 17 тысяч мест, знаменитый театр в Эпидавре, который хорошо сохранился и сегодня является действующим театром, – 20 тысяч мест.
Грандиозными были театры в Мегалополе – на 40 тысяч мест, в Эфесе – на 60 тысяч мест.
В V в до н. э. в Греции сложился устойчивый тип театрального сооружения, характерный для всей эпохи античности. Театр имел три главные части: орхестру, театрон (места для зрителей, от глагола теаомай – «смотрю») и скену (скенэ – «палатка», позже – деревянное пли каменное строение). Все эти термины в латинизированной форме вошли в большинство европейских языков: театр, сцена, оркестр.
Театральные представления стали органической частью повседневной жизни греков. В Афинах, например, был учрежден специальный государственный фонд, так называемые театральные деньги, который предназначался для раздачи бедным гражданам, чтобы они могли выкупить театральные билеты. Этот фонд не трогали при самых больших финансовых затруднениях государства, даже в случае военных действий.
Организацию театральных представлений государство также брало на себя через специально назначенных лиц. Драмы ставились на трех праздниках в честь Диониса: на Малых или Сельских Дионисиях – в декабре – январе по нашему календарю; Ленеях – в январе-феврале; на Великих или Городских Дионисиях – в марте – апреле.
Театральные представления регулировались высшими должностными лицами: архонт выбирал из состоятельных граждан хорега, который на свои средства организовывал состязания авторов: трех авторов трагедий и 3-5 авторов комедий. Перед началом зрелищ выбиралось жюри.
В 501-500 годах было введено состязание трех авторов: каждый желающий принять участие в состязании должен был представить три трагедии и одну сатировскую драму.
Драматические представления проходили как состязания драматургов, хорегов, актеров. В них участвовали три трагических и три комических поэта.
Каждый из трагиков должен был представить 4 пьесы: три трагедии и одну сатировскую драму. Трагедии и сатировская драма были связаны одним сюжетом, который сначала разыгрывался в трагедиях, а затем повторялся в сатировской комедии. Трагическая трилогия и сатировская драма составляли тетралогию. Комические поэты представляли по одной комедии. Состязания продолжались 3 дня. Каждый день с утра играли тетралогию одного драматурга. Под вечер исполняли одну комедию. К участию в состязаниях допускались только новые произведения. Архонт, высшее должностное лицо в Афинах, давал разрешение драматургу на постановку пьесы и на набор хора. Издержки, связанные с обучением хора, изготовлением костюмов, репетициями и пр., брали на себя богатые граждане Афин. Готовивший хор для драматических состязаний назывался хорегом. Поскольку у каждого драматурга был свой хор, то для драматических состязаний требовалось 6 хорегов. Исполнение обязанностей хорега было почетным делом. Считалось, что хореги, актеры и члены хора находились под особым покровительством божества. Все они на время подготовки к драматическим состязаниям освобождались даже от военной службы. Состязания судили особые выборные лица. Для победивших драматургов были установлены три награды. Но третье место в состязаниях считалось поражением. Победившие драматурги получали от государства гонорар и награждались венком из плюща. Хореги победившего драматурга, имели право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы с указанием времени представления, имени победившего драматурга, названия пьесы и имени хорега. Кроме того, результаты состязаний вносились в особый протокол, который хранился в государственном архиве Афин. Такие протоколы назывались дидаскалиями.
По преданию, Феспид сам был единственным актером в своих трагедиях и назывался протагонистом. Второй актер, которого ввел Эсхил, назывался девтерагонис-том, а третий, введенный младшим современником Эсхила Софоклом – тритагонистом. Но основные роли испол- нял всегда протагонист. Как уже было сказано, актеры пользовались большим почетом в Греции и занимали высокое общественное положение в стране. Актером мог быть только свободнорожденный гражданин. Актеров избирали на высшие государственные должности, например, в Афинах отправляли в качестве послов в другие государства. Поскольку в спектаклях было всего 3 актера, то каждому из них приходилось играть несколько ролей. Но значительная часть драмы, как правило, проходила не перед глазами зрителей, а за сценой. Зрители же узнавали о происходящем за сценой через вестников, домочадцев и слуг. Если в пьесе планировались роли без слов, то для их исполнения привлекались статисты, то есть актеры – непрофессионалы. Женские роли исполнялись мужчинами. Актеры выступали в масках, поэтому мимика лица была исключена из игры. При этом особое внимание уделялось жестам, безукоризненной дикции, звучности и выразительности голоса, развитию способностей актера в искусстве танца и пения.
.2 Особенности организации театральных представлений
Театральные представления играли большую роль в общественной и культурной жизни древнегреческого города. Дни, когда они проходили, объявлялись нерабочими, и все население просто обязано было прийти на праздник. В эпоху правления Перикла в Афинах малоимущим гражданам специально выделялись деньги на посещение театра.
Еще больше, чем о внешнем виде, заботились актеры о развитии и укреплении памяти, потому что суфлеров в греческом в театре не было.
С появлением актера в театре появилось и место, где он мог сменить одежду и маску. «Гримерной» служила деревянная палатка, установленная рядом с «орхестрой» (отсюда слово «оркестр») – площадкой перед алтарем, по которой двигался хор. Палатку назвали «скеной» (по-гречески – skene).
Таким образом, выходило, что в афинском театре актеры играли не на «сцене», а «перед сценой» – в проскении.
Собственно театром (theatron) назывались только места для зрителей, места, с которых можно было смотреть (theasthai) на представление. При постройке театра греки всегда выбирали местность, которая представляла бы наименьшие затруднения для устройства зрительских мест. Поэтому ряды сидений, постепенно поднимавшиеся полукруглыми дугами над дугой орхестры, располагали на покатом склоне горы. Отсутствие естественной покатости восполняли искусственной насыпью; если выбранное для театра место представляло собой скалу, то места для сидения вырубались прямо в ней. Отдельные места ничем не отделялись одно от другого. Для почетных лиц предназначались особые кресла со спинками, обычно в первых рядах.
Здесь имели право сидеть только люди, удостоенные проэдрии (места в первом ряду) за какие-либо заслуги, к примеру, победители Олимпийских игр или люди, имевшие постоянную проэдрию – магистраты, жрецы и жрицы.
Остальная публика (а на представления в Афинах допускались и граждане, и метеки, и женщины, и, может быть, даже рабы) располагалась не «согласно купленным билетам», а по имущественным классам или, что вероятнее, по филам.
В Афинах была установлена единая для всех плата за вход – 2 обола в день. В то же время государство выплачивало зрителям их дневной заработок, лишь бы они могли спокойно провести время в театре. Купив билет в кассе, зрители получали жетончик, где было вырезано название филы, и устраивались в том клине сидений, который предназначался для их филы.
Представления начинались с раннего утра и продолжались до вечера. Поэтому зрители время от времени подкреплялись вином и запасами, взятыми из дому или купленными здесь же у разносчиков.
Чтобы удобнее было сидеть, приносили с собой подушечки; от солнца защищали шляпы, от дождя – ближайшие портики и храмы. Живость южного темперамента делала греческую публику очень восприимчивой ко всему, что происходило на сцене. Одобрение актерам выражалось рукоплесканиями и криками; неудовлетворение игрой исполнителя греки выказывали громким свистом и стучанием ногами о скамьи. Для поддержания порядка и тишины в театре присутствовали особые служители, подчинявшиеся архонту, который руководил представлением.
Зрители в Афинах не знали ни проблем «лишнего билетика», ни премьер, ни афиш, прочитав которые можно было выбрать театр и пьесу. Театральные представления давались лишь два раза в год – на Больших и Малых Дионисиях. Шли они четыре дня подряд с утра до вечера. За это время публике предлагалось посмотреть 15 пьес, причем зрители не знали заранее даже их названий: все пьесы ставились впервые и больше уже никогда не повторялись.
На каждом празднике ставились пьесы нескольких авторов, и после просмотра специально избранные судьи присуждали награды лучшему автору, лучшему хору и лучшему исполнителю. Каждый трагик должен был представить 3 трагедии и 1 сатировскую драму (особый вид драмы веселого шутливого содержания, лишенный всякой злой насмешки). Комедиографы ставили по одной пьесе.
Поэт, желавший представить на сцене написанные им произведения, предварительно обращался к архонту, заведовавшему праздником, с просьбой предоставить ему хор. Получив хор и руководителя хора – хорега – поэт начинал разучивание пьесы с актерами и хором. Он сам выбирал костюмы, маски и декорации.
Значительную часть расходов по подготовке пьесы брали на себя хореги, остальное приходилось на долю театральных откупщиков и государственной казны. Хорег содержал участников хора во время разучивания пьесы и выплачивал им жалование. Кроме того, он должен был найти помещение для репетиций – в своем доме или в специально нанятой квартире. Костюм и маски для участников хора также покупал хорег, а сам он должен был явиться на представление в роскошном платье и с венком на голове.
Когда все было готово, накануне Дионисий устраивалось «предварительное состязание»; вряд ли это было что-то вроде генеральной репетиции, так как за один день «прогнать» все подготовленные пьесы было невозможно. Скорее всего, публике официально представляли участников состязания.
В самый назначенный день все начиналось с очищения зрителей. Специальный жрец приносил в жертву маленьких поросят (их называли katharsia), а собравшийся народ окропляли их кровью. Затем происходила жеребьевка судей, и после этого глашатай торжественно вызывал поэтов.
О технической оснащенности греческого театра трудно сказать что-то определенное. В трагедии, как известно, почти всегда соблюдалось единство места, поэтому не было необходимости в быстрой смене декораций. Когда ход пьесы все же требовал переменить изображенную на сцене местность, для этого использовали периакты – вращающиеся вокруг своей оси трехсторонние призмы. На каждую сторону призмы навешивались картины на тканях или досках с изображением какой-либо местности. Для декораций также использовалась передняя стенка «сцены».
Для того, чтобы показать, что актер находится внутри дома или другого помещения, он появлялся на сцене на деревянной платформе, которая на колесах выкатывалась через дверь проскения. Чтобы изобразить появление действующего лица из-под земли или его исчезновение в недрах земли, пользовались «хароновыми лестницами», об устройстве которых ничего не сообщается. Существовала в греческом театре и специальная машина для полетов, та самая, из которой появлялся внезапно бог, своим вмешательством разрешавший все противоречия. Поэтому внезапная, не вытекавшая из действия трагедии развязка, совершаемая таким божеством, стала называться «бог из машины».
Впрочем, как считают многие ученые, живая фантазия греков и не нуждалась в особой сценической иллюзии. Достаточно было лишь легких намеков, чтобы зрители ясно представляли себе все внешние условия.
Главные виды представлений древнегреческого театра:
трагедия, в которой обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания, гибель (например, «Персы», «Прометей прикованный» Эсхила, «Царь Эдип», «Антигона» Софокла, «Ифигения в Авлиде», «Медея» Еврипида); древнегреческий театр представление
комедия – веселые и насмешливые представления, где действовали как современники зрителей, так и мифические герои (например, «Всадники», «Птицы» Аристофана).
Греческая трагедия, как правило, брала сюжеты из мифологии, которая хорошо была известна каждому греку. Интерес зрителей сосредоточивался не на фабуле, а на трактовке мифа автором, на той общественной и нравственной проблематике, которая разворачивалась вокруг всем известных эпизодов мифа. Используя мифологическую оболочку, драматург отражал в трагедии современную ему общественно-политическую жизнь, высказывал свои этические, философские, религиозные воззрения. Поэтому роль трагических представлений в общественно-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.
Уже во второй половине VI в. до н.э. трагедия достигла значительного развития. Античная история передает, что первым афинским трагическим поэтом был Феспид (VI в. до н.э.). Первая постановка его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. До н.э. на празднике Великих Дионисий. Этот год принято считать годом рождения мирового театра.
Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных костюмов. Но главным нововведением Феспида было выделение из хора одного исполнителя, актера. Этот актер, или, как его называли в Греции, Гипокрит («ответчик»), мог обращаться к хору с вопросами, отвечать на вопросы хора, изображать по ходу действия различных персонажей, покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.
Таким образом, ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану. При этом, хотя количественно партия актера в первоначальной драме была невелика и главную роль играл хор, именно актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала. Он был очень уважаем, и только свободнорожденный мужчина мог играть в театре (они исполняли и женские роли). Эсхил выделяет второго актёра, а Софокл – третьего. Один исполнитель играл несколько ролей. Актёры должны были не только хорошо декламировать, но и петь, владеть отточенной, выразительной жестикуляцией. Позже хор не принимал участия в действии – он обобщал и комментировал события. В комедиях Аристофана появилась особая партия – парабаза, когда хор снимал маски и от своего имени обращался к залу.
В комедии гораздо шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия по-прежнему считалась посвященной Дионису. Так, во время комоса стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение»; исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: горе-воин, базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех ,и т.д. Песни комоса и мимы – это главные истоки древней аттической комедии.
Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была политической по своему содержанию. Она постоянно затрагивала вопросы политического строя, внешней политики Афинского государства, вопросы воспитания молодежи, литературной борьбы и др.
Заключение
Достигнув больших идейных и художественных высот, античный театр заложил основы всего последующего развития европейского театра. Можно смело утверждать, что театры Древней Греции стали основой для последующего развития театрального искусства, которое продолжается и в наши дни. Древнегреческая драматургия оказала огромное влияние на развитие мировой литературы. В ней затрагивались общественно-политические и философские вопросы, для нее характерна насыщенность идеями патриотизма, внимание к человеку со всем богатством его духовной жизни, глубокая обрисовка героических характеров, воспитывающая сознание зрителей.
Во времена своего расцвета греческий античный театр был подлинно народным театром. В дни определенных праздников этот театр в Афинах собирал все свободное население города. И особенно велика была политическая и культурная роль греческого театра в V в. до н. э.
Театр был настоящей школой для афинских граждан. Не отгораживаясь от жизни, он поднимал все вопросы, волновавшие афинское общество: религия, философия, литература, политическое устройство, воспитание детей, положение женщины – все это находило отклик у афинских драматургов.
Хотя греческая трагедия и заимствовала свои сюжеты из мифологии, она отражала современную ей жизнь демократических Афин V в. до н. э., активно вмешивалась в эту жизнь, старалась ее перестроить в соответствии с общественно-политическими, религиозными и нравственными воззрениями того или иного драматурга.
Несмотря на всю ограниченность афинской рабовладельческой демократии V в. до н. э., отстранявшей от политической жизни не только рабов, но и всех свободных женщин, она создавала для афинского гражданина необходимые условия, чтобы принимать.
В процессе исследования мы пришли к выводу, что театральные, представления в древней Греции, возникли в связи с культом бога Диониса. В V в. театр становится местом политической пропаганды в интересах господствующей группы рабовладельцев, местом философской и литературной критики.
Греческий театр, будучи открытым помещением, вмещал очень большое число зрителей: в Мегалополе – 44 000, в Эфесе – 23 000, в Афинах – 17 000.
В греческих театрах происходили представления трагедий, драм и комедий. Расцвет греческого драматического искусства падает на V в. до н. э. Знаменитыми драматическими писателями,- жившими и работавшими в Афинах, были Эсхил, Софокл и Эврипид.
Самым ярким представителем древнегреческой комедии был – Аристофан. Представитель консервативной группы рабовладельцев, в конце V в. до н. э., он осмеивает политических деятелей враждебной ему рабовладельческой «демократии» и выступает против Пелопоннесской войны. Он изображает также в комическом освещении события из жизни богов в героев. Подобную сцену мы видим на рисунке 6 с изображением Одиссея у волшебницы Цирцеи (Кирки) – с черно-фигурной вазы VI в. до н. э.
Таким образом, можно сделать следующие общие выводы по рассмотренной нами теме:
Будучи по своему происхождению выходцем из религиозного культа, театр уже становился общественно значимым явление. А, получая поддержку на государственном уровне, являясь важной частью жизни полиса, театр также являлся неотъемлемым элементом общественной жизни, выразителем настроений граждан Древней Греции.
Организация театрального действия была хорошо отлажена, и хотя сам характер действия носил условный характер, костюмы и декорации были бедны, все это компенсировалось за счет игры актеров, включения в действие хора и наличие в пьесах нравственной составляющей: страдания, плача, которая определяла настрой публики и общий характер исполняемых произведений.
Социальные, этические, политические проблемы, вопросы воспитания, глубокая обрисовка героических характеров, тема высокого гражданского самосознания составляют жизнеутверждающую основу древнегреческого театра.
Древнегреческий театр с V в. до н.э. начинает выполнять функции поддержания общегреческого культурного пространства, которые до этого осуществляли ристалища. Общие смыслы и знаки, интериоризированные стереотипы поведения, модели осуществления прямой демократии распространяются с помощью аттической трагедии по всей Греции. Трагический театр стал, по сути, первым из тех механизмов культуры, которые были призваны снимать социальное напряжение, вызванное главным противоречием античной культуры – противоречием между интересами полиса и частными интересами составлявших и развивавших его индивидуальностей.
В своем театр с V в. до н.э. начинает выполнять функции поддержания общегреческого культурного пространства, которые до этого осуществляли ристалища. Общие смыслы и знаки, интериоризированные стереотипы поведения, модели осуществления прямой демократии распространяются с помощью аттической трагедии по всей Греции. Трагический театр стал, по сути, первым из тех механизмов культуры, которые были призваны снимать социальное напряжение, вызванное главным противоречием античной культуры – противоречием между интересами полиса и частными интересами составлявших и развивавших его индивидуальностей.
Древнегреческий театр является одним из самых органичных и блестящих изобретений античности, вечным объектом рецепции и непременным элементом актуализации античного наследия. Античная драма оказывается неисчерпаемым источником, на протяжении столетий питающим европейскую культуру, а сам театр отстоял свое место в нелегкой борьбе с мощной индустрией развлечений и зрелищ современного общества.
Знание античного театра имеет большое значение при решении ряда вопросов теории театрального искусства – о сущности трагического и комического, о драматическом конфликте, о характерах и действии в драме и т.д.
Список использованной литературы и источников
Книги
Греческая трагедия. / Под ред. А.Н. Белецкого. – М.: Искусство, 1986. – 369 с.
Драч Г.В. Проблема человека в раннегреческой философии. – Рос-тов-на-Дону: Феникс, 1987. – 174 с.
Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура: Древняя Греция. Древний Рим. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. – 636 с.
Каллистов Д. П. Античный театр. – М.: Просвещение, 1985. – 342 с.
Культурология. История мировой культуры / Под ред. проф. А.Н. Марковой. – М.: Наука, 1998. – С. 25.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Искусство, 1990. – 350 с.
Мнемон: Исследования и публикации по истории античного мира / Под ред. проф. Э.Д. Фролова. Выпуск 8. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2009. – 13 с.
Неверов О.Я. Культура и искусство античного мира. – Л.: Просвещение, 1981. – 187 с.
Скржинская М. В. Древнегреческие праздники в Элладе и Северном Причерноморье / М. В. Скржинская. – К.: Институт истории Украины НАН Украины, 2009. – 266 с.
Тронский И.М. История античной литературы. – М.: Искусство, 1983. – 464 с.
Учебная литература
Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира: пособие для учителя. – М: «Просвещение», 1998. – 240 с.
Головня В.В. История античного театра: Учебное пособие. – М.: Искусство, 1972. – 400 с.
Игнатов А.В. История Древнего мира: Методические рекомендации по использованию таблиц. – М.: Дрофа, 2010. – 32 с.
Тинина З.П. История европейского театра от античности до новейшего времени. Ч. I: Античность, средневековье, Возрождение: учебно-методическое пособие / З.П. Тинина. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 112 с.
Периодические издания
Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства. Завоевание их Римом. Конец IV-I вв. до н. э. // История Древней Греции / Под ред. В.И. Кузишина. – М., 1986. – С. 261-365.
Иванов В. Эллинская религия страдающего бога // Эсхил: Трагедии. М.: Наука, 1989. – С. 307-351.
Культура Греции классического периода // История Древней Греции. /Под ред. В.И. Кузищина. – М., 1986. – С. 255.
Опочинская А.И. Греческий театр и римский амфитеатр// Архитектура и строительство России. – 1993. – № 314. – С. 43.
Приложение 1
Театр Диониса в Афинах. Современный вид
Приложение 2
Трагическая маска
Приложение 3
Эсхил