- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 6,48 kb
История японского сада
История японского сада
Сады и парки Японии ярко отражают все стороны японского национального характера, сущность которого необходимо прочувствовать. Для этого человеку надо сконцентрировать внимание, сосредоточиться и прощупать каждую цепь ассоциаций. Наблюдатель постепенно уходит от внешнего мира и погружается в атмосферу древности, созерцая окружающую обстановку.
Формирование и становление японского сада длилось на протяжении почти полутора тысяч лет и в течение всего столь долгого срока развивалось в пейзажном стилевом направлении. В настоящее время садовое искусство в Японии находится на высочайшем уровне развития и всё это благодаря характеру природы страны. Горы, холмы, водопады и отмели – всё это дополняет вдохновение японцев – окруженные настолько разнообразными пейзажами жители погружаются в мир фантазий, что выражается впоследствии в создании всё новых и новых композиций. Японский сад видоизменяется вместе с культурой, главенствующей на том или ином историческом промежутке, но всегда соответствует требованиям религии.
В происхождении и развитии садов в Японии можно выделить несколько этапов.
1. период Нара (VI – VIII вв.). Садовое искусство только-только позаимствовалось из Китая, поэтому китайские веяния ещё чрезвычайно сильны. В это время возводится столица Нара по образу и подобию китайского города Чаньчань и на территории императорского дворца разбиваются первые сады – конечно же с соблюдением китайских традиций.
Сады по общей своей конструкции состоят из двух элементов – гор и воды. В то же время японцы начинают пользоваться символикой: сосна как символ долголетия, бамбук – стойкости и т.п.
2. период Хэйан (IX – XII вв.). В этот период возводится новая столица – Киото, на этот раз с истинно японскими отличиями и особенностями. Помимо ставших уже привычными садов согласно веяниям времени формируется новый их вид – сады чайной церемонии. Островки живой природы перед чайным домиком доставляли истинное наслаждение всем участникам чайной церемонии.
3. во времена правления сёгуна Асикана (XV в.) появляется новая форма аранжировки – композиции, выставлявшиеся в нише токонома. Они представляли собой предельно простые, но тем и выразительные и одновременно загадочные аранжировки.
4. XIX – XX вв – в это время появляется своеобразное ответвление – морибана – существовавшее века садовое искусство теперь подгоняется под требования Запада, в частности под западный интерьер. Особенностью морибаны является использование низких и плоских напольных ваз, что вызвано особенностями возведения новых домов и зданий.
Создавая композиции японцы не изменяют природу, а «довольствуются» тем, что есть под рукой, ищут прекрасное и удивительное в повседневности и окружающих каждый день предметах. Таким образом практически любое человеческое творение можно воспринимать как величайшее творение искусства.
Садовое искусство продолжает развиваться и совершенствоваться и теперь. Умение создавать сады передаётся из поколение в поколение, одновременно сохраняя черты древней цивилизации и приобретая новые признаки, привнесённые современной культурой. Этому искусству любой японец может обучиться в специализированных школах и курсах.
Тысячелетняя история японского садоводства выработала типологию садов, согласно которой все сады подразделяются на: – храмовые; – дворцовые; – сады у жилых домов; – сады для чайной церемонии.
Также сады можно подразделить на типы в зависимости от степени сложности: – «син» – полная форма, включает весь комплект композиционных наборочных элементов – мху, камням, цветам, водопадам и т.п.; – «со» – неполная форма – эта форма включает только половину компонентов полной формы, но тем не менее они должны сочетаться между собой и находиться в гармонии; – «ге» – наиболее сжатая форма с небольшим количеством элементов – значение того или иного компонента в таком саду воспринимается наиболее точно.
Сад может быть любого вида, с любым количеством компонентов, но его главной функцией всегда было и остается до сих пор созерцание и оценка великолепия пейзажа с различных мест. Как правило, лучший обзор открывается с террасы, из окон дома или же с прогулочной тропинки.
Очень часто восприятие фиксируется на каком-либо одном основном компоненте – это может быть сад камней, водопадов или мхов. Особенность такого сада заключается в преобладании одного элемента над другими и для настоящих ценителей искусства такой сад является настоящей сокровищницей передачи мыслей и чувств автора.
После «открытия» Японии такие искусства как икебана или бонсай стали с удовольствием перенимать европейцы, а японские традиции и японская эстетика стали оказывать огромное значение на современный дизайн, к примеру, интерьера. Теперь человек, желающий приобщиться к культуре Востока и Японии в частности может посетить хотя бы ресторан японской кухни и увидеть маленькие японские сады воочию.
Культуру садоводства Япония позаимствовала у Китая ещё в VI веке и прошедшие годы успели оставить свой отпечаток в виде проявившихся различий. В частности, в Китае сады разбивались для свободного времяпрепровождения, в Японии же – для совершенствования духа и созерцания. В Китае сады занимали значительную территорию и больше походили на парки, в Японии в силу островного положения и малого количества свободного места сады стали миниатюризироваться. В последнее время эта тенденции становится ещё более актуальное в силу всё большего прироста населения, когда не каждая семья может позволить себе разбить садик перед домом. Но столь стеснённые условия не мешают японцам заиметь собственный зелёный уголок – всё большей популярностью пользуются напольные или настольные садики.
Искусство создания японского сада требует определённых знаний, умений и, конечно же, вкуса, и оно под силу лишь тем, кто полон любви к окружающей природе.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://leit.ru