- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 3,82 Мб
История комиксов
ФАКУЛЬТЕТ
Управления и социально-гуманитарного образования
КАФЕДРА
Гуманитарных и социальных дисциплин
РЕФЕРАТ по дисциплине
"История искусств"
Тема: "История комиксов"
Выполнил:
Студентка группы ДЗ-1 Коновалова А.С.
Проверил: Архипова Т.Н.
Королев 2015
Содержание
Введение
История возникновения комикса
История развития американского комикса
Особенности американского комикса
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темы данного исследования определяется тем, что комикс, тем или иным образом, возникает в нашей жизни; в рекламе, в газетах, в журналах, в интернете. Рисованная литература – достаточно развитая индустрия, особенно в западных странах. Рассматривая комикс именно как лингвосоциокультурный феномен важно проследить отражение культуры американского народа, его поведение. Что высмеивают, или поощряют авторы тех или иных комиксов.
История возникновения комикса
В Америку комикс пришел с полос европейских газет. Еще в XVIII веке английский живописец, график, основоположник социально-критического направления в европейском искусстве Уильям Хогарт (1697-1764) облек драматическое повествование в рисунок (например, его серии рисунков и картин "Карьера проститутки" и "Карьера мота"). Самый же популярный предшественник современного комикса – немецкий поэт и график Вильгельм Буш (1832-1908), который снабжал свои стихи серией рисунков, отражающих сюжетную линию поэтического повествования. Его графико-поэтические истории о приключениях Макса и Морица, сочиненные и нарисованные в 1860-е годы, до сих пор пользуются заслуженным успехом.
Рис. 1. Пример "предшественника" американского комикса.
И все-таки подлинным отцом, изобретателем газетного комикса является английский карикатурист, офортист и живописец Томас Роулендсон (1756-1827). Его серия о похождениях доктора Синтаксиса – "Путешествие доктора Синтаксиса в поисках живописного" – публиковалась в газетах с 1812-го по 1821 год, и является хронологически первым образцом настоящей графической прозы. Уже после смерти художника истории о докторе Синтаксисе были объединены в один том – "Путешествия доктора Синтаксиса" 1869. "Веселые картинки", "карикатура" – таково было первое значение (и предназначение) комикса. Первоначально это были короткие рисованные истории комического, сатирического или политического характера "для взрослых" и публиковались они на страницах воскресных газет.
Первый американский комикс вышел еще в XIХ веке. В 1892 году в журнале "The San Francisco Examiner" вышел комикс "Медвежата и тигр" под редакцией Уильяма Рендолфа Херста. Позже Ауткольт выпустил серию "Аллея Хогана". Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт делает его главным героем.
Рис. 2. Маленький мальчик в желтом костюме. "Аллея Хогана".
"Золотой век" жанра комикс, пришелся на период с 1956 по 1970.
Это характеризовалось новой волной увлечения комиксов. Одним из ярчайших признаков было обилие несерьёзных и юмористических сюжетов. Тогда же был нарисован первый комикс про Супермена. Он получил сумасшедшую популярность, сотни художников, забросив все прежние дела, стали рисовать комиксы. Всего за несколько лет появились комиксы про более чем 400 героев! Именно тогда были созданы первые выпуски комиксов про Бэтмена, Фантастическую четверку, Человека-Паука. Создаются огромные индустрии по производству комиксов, компании соперничают между собой за внимание и кошельки читателей. А в это время компания Уолта Диснея остается вне конкуренции, выпуская комиксы для детей, которые еще слишком маленькие для Человека-Паука или Х-мэнов.
Рис. 3. Обложка первого комикса "Superman".
"Бронзовым веком" можно назвать период времени с 1970 по 1985.
И наконец "Серебряным веком" период с 1985 – наши дни.
В это время в сюжетах комиксов происходят множество событий, влияющие на их вселенные. Основные признаки: Повышения уровня насилия и более реалистичные сюжеты. К тому же изменился способ рисовки благодаря развитию компьютерных технологий.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй Мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
Рис. 4. Обложка японской манги "Тетрадь смерти".
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологии. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
комикс американский история
Рис. 5. Обложка комикса "Современные Люди-Х" и постер фильма "Люди-Х: Последняя битва". История развития американского комикса
Основной идеей первых американский комиксов была вера в "американскую мечту", и не важно, кто являлся главным героем, человек или животное. Герои же второго поколения американских комиксов (20-50-е годы 20 века) уже несут в себе идею. Например, идею доброты, или сопротивления неизбежной агрессии и физической силе смекалкой и воображением. В двадцатые же годы появляется "бытовой" комикс, имеющий сатирический оттенок, отражающий каждодневную жизнь героев и семейные стереотипы.
Рис. 6. Пример комикса "Pogo" by Walt Kelly.
Тогда же появляются главные герои американских комиксов – "сверхлюди", такие как Супермен или Человек-паук. Став неотъемлемой частью американской культуры, комикс одновременно стал и мощным идеологическим орудием, и естественно рядом с "идеологически правильным" комиксом просто не мог не возникнуть комикс альтернативный, диссидентский. Одним из таких комиксов стала серия "Пого" У. Келли. В одно время в частности серия "Пого" высмеивала шпиономанию, охватившую страну.
Американские комиксы жестоки и асоциальны – к 1954 году подавляющее большинство выпускавшихся комиксов были о преступлениях. Жестокость и убийства служили для привлечения внимания, насилие преподносилось как элемент развлечения. Вследствие чего возникла мощная антикомиксовая оппозиция, и был учрежден подкомитет, в результате деятельности которого был принят так называемый "Кодекс комикса", не ставший федеральным законом, но позволивший юридически ограничить продажу некоторых комиксов. Начали появляться "воспитательные" комиксы. Впрочем, "кодексу" подчинялись далеко не все, и именно с этого началось третье поколение американского комикса. Начинают выходить подпольные комиксы, открыто освещающие табуированные темы экологии, расизма, полиции, а позже и вьетнамской войны.
Рис. 7. Обложка комикса "Декстер". Особенности американского комикса
Понятие комикса
Существует много определений комикса. Вот некоторые из них:
. Комикс – небольшая, наполненная иллюстрациями книжка лёгкого, обычно приключенческого содержания, а также серия рисунков с соответствующими подписями (Ожегов 1949).
. Комикс (англ.comics, мн. ч. от comic – комический, смешной) – графически-повествовательный жанр, серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Существует предположение, что родоначальниками жанра комикса были серия картин, а позже гравюр У. Хогарта "Карьера проститутки" (1730-31) и "Карьера мота" (1732-35). Особенно можно выделить немецкого иллюстратора Вильгельма Буша (1832-1908), автора детской книги в стихах о домашних птицах "Макс и Мориц" (1865), где рисунки обладают самостоятельной повествовательной функцией. (Большая Советская Энциклопедия 1969-1978)
Так же следует разобрать комикс именно как лингвосоциокультурный феномен.
С точки зрения лингвистики комикс (от англ.comic – смешной) – серия рисунков с краткими текстами, образующая связное повествование. Появились в кон. 19 в. в газетах США. В сер.20 в. комикс – один из популярнейших жанров массовой культуры. Современные комиксы в основном утратили комический характер, их сменили комиксы "ужасов" – о преступлениях, войне, псевдоисторические комиксы, а также комиксы, упрощенно перелагающие произведения классиков (Большой Энциклопедический словарь).
С точки зрения социологии комикс (от англ.comics, сокр. от comic strip – полоса в газете с юмористическими картинками) – издание, представляющее собой серию рисунков на определенную тему с единым сюжетом и кратким повествовательным или диалоговым текстом (Стефанов 2004).
С точки зрения культурологии, комикс – (< англ.comics – комический, смешной) – вид печатной продукции, представляющий собой повествование в картинках с продолжениями, снабженное кратким сопроводительным текстом или репликами действующих лиц. Выпускаются для детей и взрослых в виде отдельных книжек и журналов, помещаются в прессе, иногда занимая целые полосы. Они нередко выступают как средства наглядной агитации, рекламы. У истоков комикса стояли известные художники У. Хогарт, В. Буш, Ж. Эффель, X. Бидструп, (Культурологический словарь 1998-2004).
На основе этих определений можно сказать, что суть данного жанра заключается в серии изображений, при помощи которой рассказывается какая-либо история.
Стоит так же отметить, что существуют комиксы, текст в которых отсутствует, так называемые "немые" комиксы. Отсутствие текста, как правило, не затрудняет понимание темы, так как сюжет интуитивно понятен. Данный вид комикса встречается крайне редко (яркий пример "Арзак" Жана Жиро). Естественно, чаще всего это ряд изображений, где прямая речь героев выражается при помощи филактера – "словесного пузыря", который как бы "выдувается" из уст персонажа.
Рис. 8. Обложка комикса "Арзак".
Литературный жанр комикса может быть абсолютно разными. Так же разнообразен стиль рисования. По статистике, наиболее распространенными жанрами комикса являются приключения и карикатуры.
Так же комиксы имеют различия в объеме. Это могут быть, как и короткие, так называемые "Стрипы" (от англ. "strip [strip] – 1) полоса; полоска; лента",
Структура комикса
Исследуя американский комикс, следует обратиться к его структуре.
Обложка – передаёт основной смысл комикса. На обложке могут находиться: название, эмблема фирмы, цена, реклама, дата, подписи художников. Обложка может находиться на двух листах, правая сторона обложки "лицевая", левая "тыльная".
Фронтиспис – рисунок перед титульным листом. Даёт читателю побольше узнать о комиксе.
Рассмотрим фронтиспис на примере комикса Стена Ли "Superhero women". На основе данного примера мы видим изображения героев, что помогает нам ознакомиться с главными героями заявленного комикса.
Титульный лист – на нём могут находиться: краткое вступление, имена авторов, художников, контуровщиков и т.д. Иногда сопровождается небольшими иллюстрациями.
Страницы – количество неограниченно, но в стандартных комиксах их от 20 до 40.
Pin-Up Page – дополнительные рисунки от основных художников или от других людей, имеющих какое-то отношение к комиксу, например альтернативные варианты обложек.
Заключение
Немаловажно отметить, что исследуя комикс именно как лингвосоциокультурный феномен, мы видим, что и с точки зрения лингвистики, и социологии, и культурологии комикс можно смело охарактеризовать феноменом. Он в равной степени является феноменом лингвистики из-за необычного способа подачи текста, особенных оборотов и даже междометий. Так же и социологии, так как достаточно ярко отображает социальную сторону американского народа, его ценности, приоритеты в социуме. И наконец, культурологии, ведь именно благодаря комиксам можно отметить явные культурные ценности общества, что можно и нужно обсуждать, говорить, а чего следует избегать. Ведь мы знаем, что американский народ достаточно патриотичный и в какой-то степени консервативный, не смотря на явное "воспевание" либерализма.
Так же изучив историю и этапы развития, видно, что комикс появился достаточно давно, но при этом, по-прежнему, считается молодым видом искусства. "Прожив" почти два столетия комикс все так же популярен. Его популярность обуславливается не только красочностью и лаконичностью подачи, но и "гибкостью". Ведь затронув тему этапов развития комикса, мы увидели, что в одно время ценили доброту, в другое предпочтение отдавалось криминалу и насилию.
Таким образом, можно заключить, что в литературе существуют такие типы произведений, представляющие особый интерес для читателей, а значит и для критиков. Однако комикс необходимо расценивать не только со стороны развлекательной массовой литературы, но и со стороны народного феномена.
Список литературы
1. Харитонов, Е. В "Девятое Искусство". (Историко-критический обзор фантастического комикса), 2004.
2. Стэн Ли. "Как рисовать комиксы". Эксмо. 2012.224 стр.
. Кристофер Харт. "Как рисовать крутые комиксы". Олма-Пресс. 2004.146 стр.