- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 32,51 Кб
История костюма Китая
Введение
Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека – синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее, чем в Египте. Шумере и Индии, – лишь во 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.
Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта – это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии. Отсюда существующее выражение – «китайские церемонии».
Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом – храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Можно даже сказать, что «пейзажный» взгляд распространяется в Китае на все явления жизни. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.
Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э., когда распалась империя Хань. Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) – культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилиша, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений при роды; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды – блюда, чаши, амфоры, кувшины – украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.
Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стан город-государство Шан, стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.
В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники – надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи.
Основным занятием жителей Китая с глубокой древности было земледелие. Даже сам император каждую весну собственноручно вспахивал три борозды. Искони в Китае процветали искусством художественные ремесла. За свою многовековую историю огромная страна то объединялась в мощное централизованное государство под властью императорских династий, то распадалась на мелкие царства, часто подвергаясь иноземным вторжениям. Под влиянием смешения многих местных культур в пределах Китая, а также насильственных реформ со стороны иноземных захватчиков искусство и костюм страны претерпевали постоянные изменения. Однако особенности социально-экономического развития народа, его философское учение о природе определили те основные черты, которые на протяжении многих веков характеризовали символику формы, орнаментации и цвета китайского костюма.
1. Семантика традиционного китайского орнамента
Декоративное искусство Китая интересно и многообразно. Большое значение в традиционных орнаментах этой страны отводится передаче базовых отношений человека и природы. Большинство орнаментов, сохранившихся в китайском декоративном искусстве до наших дней, имеет глубокие исторические корни. В данной статье сделана попытка выявить основные типы традиционных китайских орнаментов и проанализировать их семантику.
Искусство на протяжении всей истории Китая занимало важное место в культуре, раскрывая её скрытый потенциал и жизненные силы. Влияние китайской культуры на развитие современных мировых тенденций в живописи, моде, дизайне, татуаже неоспоримо, но далеко не всегда те или иные орнаментальные мотивы, рожденные в Китае, используются осознанно, с учетом присущей им семантики.
Территория, на которой развивался китайский этнос, велика и разнообразна. Долгое время экономическая система страны основывалась на натуральном хозяйстве. Все это позволило традиционному искусству унаследовать достижения поколений и непрерывно развиваться, создавая множество разнообразных стилей. В период правления династий Вэй (220266), Цзинь (265-420), Суй (581-618) и Тан (618-907) смешение многих этнических культур дало толчок развитию новых форм народного костюма, а также таких ремесел как ткачество и набойка. В период династий Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911) достигло кульминации своего развития и расцвета искусство плетения.
Традиционное китайское искусство придавало большое значение форме, передаче базовых отношений человека и природы. С момента появления китайской цивилизации, искусство региона развивалось по своему особому пути, а ко времени появления династии Хань, можно сказать, что этот путь разделился на четыре направления:
)дворцовое искусство, ориентированное на аристократию;
)искусство интеллигенции, ученых мужей;
)религиозное искусство, сформировавшееся под влиянием буддизма, даосизма и прочих учений;
)народное искусство, то есть искусство крестьянства.
Произведения декоративно-прикладного искусства Китая, безусловно, составляют важную часть искусства страны. Большая часть их имеет яркий оптимистический колорит.
Китайский традиционный орнамент-это достаточно широкое понятие. Его корни уходят в глубокое прошлое, но он существует и в настоящее время. В него входят традиционный узор, узоры малых народностей, придворный узор, религиозный узор, кроме того, он играет значительную роль в архитектуре, живописи, скульптуре, текстиле и прикладном искусстве. Безусловно, существует множество типов этого орнамента, развивавшихся на всем протяжении его истории. Смысловая наполненность и разнообразие форм китайского узора огромны, однако, если говорить в целом, существует стилевое единство всех узоров, характерные особенности – внимание к красоте формы и смысловому содержанию узоров. Интерес, как к эстетической, так и к содержательной стороне узоров сформировал эстетическое чувство китайского народа. Разнообразное, существующее на протяжении многих веков искусство орнамента, являющееся неотъемлемой частью китайской культуры, вобрало в себя традиции и обычаи, народную философию, традиционный образ мышления, эстетику, достижения тысячелетий культуры и истории Китая.
При династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) на территории Китая произошло объединение различных народностей в единую страну, активно развивалась экономика, поднялся уровень жизни народа. В соответствии с этим, орнаментальное искусство тоже достигло небывалого расцвета, а сюжеты узоров стали более разнообразны.
При династии Хань(206 г. до н.э. – 220 гг. н.э.) в орнаментах, помимо мифологических сюжетов, большое внимание стало уделяться сюжетам о труде, о жизни знати, музыкантам и танцорам, историческим преданиям, легендам о божествах, явлениям природы. Распространенные мотивы орнамента династии Хань: облака, изображения четырех божеств, кизил, повозка, медная скоба с кольцом в виде головы змеи или черепахи, узор из линий, при примыкании образующих прямые углы, сценки из повседневной жизни.
Орнамент с изображением кизила часто можно видеть на изделиях из шелка и в вышивках. Кизил использовали в качестве лекарства; по народным поверьям, он был способен приносить удачу. Девятого числа девятого лунного месяца китайцы отмечали праздник двойной девятки1, в который существовала традиция носить при себе ветки кизила, так как считалось, что он отгоняет злых духов и способствует долгой и счастливой жизни.
В период династии Хань были очень популярны орнаменты, изображающие сценки из повседневной жизни – работу (пахоту, плавку железа, вываривание соли из воды, изготовление вина, ткачество, сев, сбор урожая, сбор лотосов и др.), общественную жизнь, танцы и цирковые представления, а также исторические события и легенды о богах.
После падения династии Ханьначался период социальных потрясений и раздробленности, длившийся более трех столетий, с начала эпохи Троецарствия до конца периода Южных и Северных династий. В то время очень важную роль играла религия.
Расцвет буддизма оказал влияние на все стороны жизни, и в этот период появилось много узоров с буддийским содержанием. Так как влияние религиозных мотивов в период раздробленности было большим, чем во время предшествующей ему династии Хань или следующей за ним династии Тан, то развитие узоров в тот период отличается своеобразием. Изображения Будды Шакьямуни, Будды Матрейя, бодисатв, богини Гуаньинь, небесных музыкантов гандхарвов, орнаменты с изображением буддийских сюжетов способствовали более широкому распространению буддизма. Среди других сюжетов этого периода были также популярны цветы лотоса, жимолость, огонь, животные и др.
В период династий Суй и Тан (особенно последней) экономика и культура страны достигли небывалого расцвета.
В эпоху Тан люди были гораздо более свободными, чем в любую из предшествующих эпох, их размышления не ограничивались религиозными вопросами, постепенно утверждались идеи самостоятельности и независимости человека. Основными темами узоров в этот период были цветы и птицы. Ремесленники в значительной мере отказались от бывших до того основными мотивами орнамента тем богов и животных. Что же касается художественной манеры рисунка, то можно сказать, что простота сменилась большей реалистичностью, пышностью, поэтичностью, а эстетические предпочтения в это время довольно сильно изменились.
Во время династии Сун (960-1279) в прикладном искусстве практически нет произведений таких же ярких и мощных, как танские. Правильным и изящным тогда считалось некоторое равнодушие к славе. В искусстве того времени развивался реалистический стиль. Примерами того периода можно считать изображения четырех сезонов, фонарей, морские мотивы, изображение играющих детей, цветов и др. Особой популярностью пользовались изображения четырех сезонов – виды или цветы и травы, характерные для различных времен года. Его аллегорическое значение – «совершенная красота». В сунский период наиболее распространенными элементами времен года, изображавшимися как части этого орнамента, были пионы, лотосы, хризантемы и цветы сливы. Такие сюжеты сохраняли популярность и в последующие периоды, при династиях Мин и Цин.
Стиль искусства династии Юань (12711368) радикально отличался от стиля, популярного при Сун. Юаньские узоры были более небрежны, не связаны рамками условностей. Что касается тем, то в этот период узоры имеют не только декоративное значение, но и рассказывают истории, то есть содержательная наполненность орнаментов стала глубже. К тому же при династии Юань было популярно заполнять пустоты, оставленные основным орнаментом, другим узором. В таком качестве часто использовали иероглифический орнамент, узор из свастик, помпонов и др.
Основные сюжеты орнамента династии Юань: «три друга в зимнее время», абстрактный рисунок с изображением лепестков лотоса, водных цветов, птиц и пейзажей, исторических сюжетов, мифологический орнамент и др.
Узор «три друга в зимнее время» представляет собой изображение бамбука, сосны и сливы. Такой рисунок часто встречается на ткани, керамике, изделиях из металла, лака, скульптуре. Популярность этого орнамента во время правления монгольской династии Юань может быть связана с тем, что общество испытывало большое давление со стороны властей. Люди обращались к сосне, бамбуку и сливе как символам воли и стойкости, чтобы показать, что в тяжелые времена они также могут сохранить непоколебимую честность и вынести все испытания.
Форма, содержание и смысловое наполнение китайского орнамента менялись с течением времени в соответствие с формами общественного и политического развития. Так, в древнем обществе орнамент имел магическое, тотемное значение, в феодальный период отражал политические принципы, а в новое время получили распространение национальные благопожелательные узоры. Движущей силой создания орнамента служила не объективная реальность, а требования идеологической концепции. Поэтому узор не ограничивался простой передачей объективной реальности, а являлся соединением последней и духовных запросов человека, переплетением формы и содержания, что делало его цельным произведением, сочетающим дух и материю. Эта эстетическая особенность китайского орнамента определила, что его форма должна раскрывать содержание (то есть, через определенную форму здесь должен передаваться определенный смысловой подтекст).
В китайском орнаменте большое значение придавалось сочетанию контрастов. В процессе складывания узора появились определенные нормы – «дизайн», зависящий от горизонтальной и вертикальной проекции изображения. К такому дизайну относятся: танский травяной узор, «встреча с радостью», «вьющаяся ветка» и т.д. Сформировались такие способы создания узоров, как «упрощение», «увеличивающее изменение», «объединение», «разделение» и т.д. Кроме того, существовали и устойчивые формы орнамента: дракон, феникс, ци-линь3, Будда, и множество других. Противопоставление контрастности и цельности в китайских узорах придавало им изменчивость, способность к обновлению, гарантировало их процветание и жизненную силу.
Китайские традиционные орнаменты можно разделить на несколько групп:
.Узоры с изображением небесных явлений.
.Геометрические узоры.
.Растительные узоры.
.Узоры с животной тематикой.
.Узоры, символизирующие счастье, процветание, долголетие, радость, богатство и т.д.
С развитием орнамента расширялся спектр типов используемых сюжетов и благопожелательных значений. Существовали узоры, предназначенные для императорского дворца, или для жилища простого человека, ханьские узоры и узоры малых народностей, животные и растительные узоры, «узоры четырёх духов» и т.д.
Китайское учение «инь-ян» делило все сущее на иньское и янское начала, а «пять первоэлементов» – вода, огонь, земля, дерево и металл – обозначали пять первоначальных субстанций, образовавших Вселенную. Считалось, что есть пять сторон света: север, юг, запад, восток и центр. В соответствии с этим вводилось пять основных цветов: темный (предположительно темно-зеленый), желтый, красный, белый и черный. Созвездия рассматривались по аналогии с земными структурами, представляясь как дворцы, которые традиционно делились по сторонам света: восточный, южный, западный, северный и центральный.
Наблюдая за небосводом, люди пришли к выводу, что все «дворцы», кроме центрального, имеют форму какого-либо существа. Созвездие восточного дворца – форму дракона, а поскольку восток ассоциировался с темным цветом, то дракона востока стали называть «Темным драконом». Южное созвездие назвали «Алой птицей», т.к. по форме оно походило на птицу, а цвет юга – красный. Таким образом, символом западного созвездия стал Белый тигр, т.к., цвет запада – белый, а север – в Сюаньу (сюаньсы – черный цвет). Так появились обозначения небесных созвездий и символы сторон света.
Во времена династии Хань им стали приписывать способность отгонять злых духов, вот почему их изображения получили широкое распространение в качестве декоративных элементов: темного дракона, белого тигра, красной птицы изображавшейся в виде павлина или феникса, и Сюаньу – мифического животного, соединявшего в себе тело змеи и черепахи.
В Китае облака были объектами поклонения с древнейших времён: как явление природы облака переменчивы, и в представлении людей они служат предзнаменованиями; облака неразрывно связаны с дождем, что имеет огромное значение для сельского хозяйства. Существует даже выражение «дух облака».
Облачный узор стал популярен при династии Хань, что было связано с религиозными представлениями того периода. Облачный узор часто можно видеть на керамике, ткани, вышивке, изделиях из лака и меди, гравировках того периода. Облачный орнамент династии Хань отличается от получившего распространение при династии Тан узора плывущих облаков. Танский узор происходит от древнего орнамента с фигурами свернувшегося безрогого дракона и птиц, и хотя, в целом, он очень похож на облачный орнамент, если присмотреться, можно заметить следы изображения голов зверей и птиц. К тому же популярность ханьского облачного орнамента была связана с культами божеств. На одежде этот узор выполнял четыре основные функции: во-первых, разграничивал другие орнаменты, создавая для каждого собственный небольшой участок, во-вторых, объединял все в единое целое, в-третьих, заполнял пустоту, в-четвертых, увеличивал общую выразительность изображения. Можно сказать, что в произведениях прикладного искусства династии Хань самым важным из узоров был именно облачный.
При династии Тан появился узор «облака и цветы», сочетавший четко различаемое изображение стебля и рисунок, похожий на лист или цветок. Особенная черта семантики такого узора – созвучие слов «облако» и «удача» – (юнь), благодаря чему облако стало символом удачи и счастья. В дальнейшем возникали все более искусные узоры («летящее облако», «неподвижное облако», «собирающиеся облака», «облако – как пожелаете» и т.д.), отображавшие богатство и разнообразие существующих в природе форм облаков. Узоры из облаков (юнь) и летучих мышей (фу) называется «счастливая удача» (фу юнь).
«Водяной» узор также очень популярен в орнаментальном искусстве Китая: вода – это источник жизни, а потому она обладает мистическим значением в культуре. В буддизме вода и лотос являются важными символами, означающими святость и чистоту. В древнем Китае существовала традиция жертвоприношений на воде. Считалось, что вода (иногда заменяемая вином) может очистить тело и гарантировать расположение Неба. Нет ничего удивительного в том, что как источник человеческой жизни она пользуется уважением и почитанием.
В природе вода ведет себя по-разному: она может быть ровной или безостановочно бегущей, может журчать или волноваться, и т.д. Непрерывный бег и переменчивость воды стали залогом того, что орнамент с ее изображением обладает множеством вариаций: спокойной волны, волнующейся реки, пены на воде, водяного жемчуга и пр. Водяной узор обладает множеством разнообразных форм, богатством значений и смыслов и пользуется большой популярностью. Неудивительно, что он часто встречается в качестве декоративного орнамента. Водяной узор чаще всего усиливает общее впечатление от изображения, заполняя пустоты или завершая композицию.
Среди геометрических мотивов следует отметить прямоугольный узор, свастику и диск.
Прямоугольный узор – один из древнейших в Китае, появившийся из громового орнамента на бронзовых сосудах периода династии Инь-Шан. Он состоит из бесконечного числа коротких прямых линий, соединенных вместе. Внешне узор напоминает иероглиф «возвращаться». Является стандартным геометрическим орнаментом. В чуть более свободной форме он напоминает спираль или арку. Является символом дождя, несущего процветание сельскому хозяйству. Позднее благодаря тому, что этот узор можно продолжать бесконечно, он стал ассоциироваться с положительными коннотациями бесконечности, протяженности и символизировать длительный отрезок времени или перерождение в буддийском понимании. Это очень распространенный орнамент, он встречается на шелке, в фарфоре и керамике, резьбе, архитектуре и т.д.
Диск возник из традиционного китайского узла, и, подобно традиционным узлам, имеет множество подвидов и форм. Он может быть квадратным, круглым или неровным, однако во всех своих модификациях сохраняет эстетическую ценность. Поскольку линии этого узора сплетаются подобно веревке в традиционных узлах, создавая ощущение отсутствия начала и конца, имея при этом особую ритмическую композицию, узор был назван диском.
Основными растительными сюжетами узоров являются лоза, пион, лотос, хризантема, слива, орхидея, гриб линчжи, хурма, сосна, бамбук и др. Пион, лотос, хризантема и слива – это цветы четырех времен года. Пион символизирует весну, лотос – лето, хризантема – осень, а вишня – весну. В период династии Мин было
Множество гипотез было выдвинуто китайскими учеными о происхождении орнаментального образа дракона, и среди них основными считаются три. Первая предполагает, что дракон был тотемом, поэтому и стал символом китайского народа и породил специфический элемент культуры, сохранивший огромное значение на протяжении многих веков. По сей день потомки Желтого Императора и Императора Яня (персонажи китайских легенд) – жители Поднебесной – считают себя потомками драконов.
Вторая гипотеза предполагает, что происхождение образа дракона было обусловлено природными факторами, такими как гром, молния, ветер и дождь, которые не могли быть объяснены древним человеком, и, потому приписывались богам.
В соответствии с третьей гипотезой образ дракона сформировался в рамках традиционных взглядов древних китайцев. Дракона описывали и изображали как существо, сочетающее в себе признаки нескольких животных.
Можно сказать, что дракон остается божественным созданием в сознании китайцев. Он – символ страны и императора, все изображения этого мифического животного всегда соотносились с персоной императора. В имперских постройках можно обнаружить множество ярких, великолепных, разнообразных узоров с драконами. Орнамент с драконом таит в себе смысл подъема, воодушевления, раскрытия, перемен и т.д. Существует множество народных мифов и легенд, связанных с этим существом.
Популярны и такие орнаменты с драконами: «дракон и феникс приносят удачу», «два дракона играют с жемчужиной», «дракон летит, тигр бежит», «дракон летит, феникс танцует», «дракон вызывает дождь из облака», «дракон-повелитель наводнений выдыхает туман» и др., со значением удачи и счастья. Кроме того, существуют непрерывные узоры, выполненные в форме упрощенного изображения дракона и означающие бесконечное счастье и удачу.
Многовековая история Китая подарила нам особую культуру, и декоративное искусство является яркой ее жемчужиной. Пропустив через себя разнообразный материал (явления природы, животный и растительным мир, мифы и легенды), оно породило исполненный глубокого смысла орнамент, отражающий древние традиции и устремления к гармонии, миру и счастью.
Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.
Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифоло-гических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делатись в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.
В I тыс. до н.э. во всех областях жизни Древнею Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».
В это время завершается разработка религиозного учения о божественном происхождении «царственности» и священном праве на власть чжоусскихванов, которое опиралось на мифологические представления и исходило из чжоусского культа неба как верховного божества. Так впервые была создана единая и стройная мифологическая история Китая, включавшая культ первопредков и повествующая о золотом веке мудрых правителей древности. Чжоусскийван был провозглашен Сыном Неба и Единственным его земным воплощением. Он наделялся магической силой дэ, делавшей его посредником между небом и людьми, а также владыкой Поднебесной. Позднее, в VIII в. до н.э., Западный Чжоу оказывается под властью Восточного Чжоу, однако и это новое образование, и многие другие государства признавали над собой священный приоритет чжоусско-го правителя как Сына Неба. К концу первой половины I тыс. до н.э. на территории Срединных царств образуется этнос хуася и возникает представление о его превосходстве над народами всей остальной периферии – «варваров четырех стран света». Возникший культурный этноцентризм в дальнейшем еще более усиливается.
В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально- экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.
Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» – «чжаньго» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь: по имени этого царства всех древних китайцев называют «циньцами». Оно также послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.
Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется развитие научных знании. В астрономии уточняется продолжительность солнечного года, создается лунно-солнечный календарь, составляется звездный каталог, исчисляются лунные затмения, складывается концепция движения небесных светил – «дао».
Успешно развиваются математика и другие науки. В частности, публикуется «Трактат о горах и морях». Рост научных знаний ведет к ослаблению религиозно-мифологического мышления, вызывает даже некий религиозный скептицизм. Об этом свидетельствует трактат «Вопросы к Небу», где звучит критика мифологических представлений.
Эпоха Чжаньго стала золотым веком китайской философии, в этот период складываются все основные философские течения – конфуцианство, даосизм и легизм.
Основатель конфуцианства – Кун-цзы (551-479 до н.э.) – избрал темой своих размышлений не проблему бытия или познания, но отношения между людьми. Наблюдая вокруг себя нескончаемую борьбу всех против всех, он видел путь к установлению мира, порядка, социальной гармонии в возрождении вековых традиций, обычаев и ритуалов. Он считал, что главная задача воспитания человека заключается в освоении им строгих норм и правил отношений между равными и неравными, старшими и младшими, высшими и низшими, отцом и детьми.
Конфуций был решительным противником любых новшеств и реформ. По его мнению, именно прошлое, забытая древняя мудрость таят в себе ключи от решения проблем настоящего. Освоение опыта прошлого и традиций должно помочь человеку правильно осознать свое место в жизни и понять простую истину: «Правитель должен быть правителем, отец – отцом, сын – сыном». Конфуций рассматривал общество-государство как большую семью, где главным носителем норм и правил поведения выступает гуманный правитель.
Примерно одновременно с конфуцианством в Китае возникло другое влиятельное религиозно-философское течение – даосизм, основателем которого считается легендарный Лао-Цзы. В учении главное внимание уделяется законам, действующим в природе. В основе даосизма лежит идея о дао-пути, или учение о «пути природы», о вечной изменчивости мира. Свое кредо Jlao-Цзы формулирует так: «Человек следует законам Неба. Небо следует законам дао. а дао следует самому себе».
Как и конфуцианство, даосизм не ограничивается рамками философии и религии, а составляет особый образ жизни. Он многое позаимствовал у буддизма и йоги, в частности систему физических и дыхательных упражнений. В этом плане конечной целью для его приверженцев является достижение бессмертия. Даосизм развивает теорию пассивности и недеяния, побуждает к отказу от активного участия в жизни, к бегству от суеты повседневности, к созерцательности. Принцип недеяния распространяется и на правителя: «Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует».
В круг интересов даосизма входило не только естествознание, но и так называемые оккультные науки, в частности алхимия. Эксперименты китайских алхимиков в конце концов привели к изобретению пороха. Особое место занимала также геомантия – наука о связи космоса и земного рельефа. Здесь знания и рекомендации китайских магов не только имели большое значение для земледельцев и архитекторов, но и привели к изобретению компаса. Важная роль принадлежала также астрологии, особенно в составлении гороскопов на все случаи жизни.
Многие принципы даосизма создали философскую основу известных китайских единоборств.включая у-шу. Именно даосизм сыграл ключевую роль в эстетизации и поэтизации природы, что стало в китайской культуре одним из главных принципов отношения человека к природе.
Еще одним влиятельным философским течением стал легизм, который первоначально выступал оппонентом конфуцианства, но впоследствии почти полностью растворился в нем. В отличие от конфуцианства легизм в строительстве сильного государства опирался не на мораль и традицию, а на строгие и суровые законы, считая, что политика несовместима с моралью.
Для легистов главными способами управления человеком, обществом и государством выступали принуждение, строжайшая дисциплина, исполнительность и повиновение, жестокие наказания, личная ответственность и заслуги. Легисты разработали концепцию деспотического государства, которая с конфуцианскими поправками была реализована в Древнем Китае и с небольшими изменениями просуществовала до начала XX в.
2. Художественная культура Древнего Китая
Эпоха «Борющихся царств» характеризуется также значительными событиями в области художественной культуры. В этот период существенно расширяется круг затрагиваемых искусством тем. Создается первый трактат по архитектуре «Чжоули».в котором закрепляются строгие принципы четкой планировки города с указанием размеров и расположения зданий, ширины главных улиц и дорог.
Больших успехов достигает литература. К этому времени завершается создание знаменитого памятника китайской словесности – «Книги песен» – «Шицзин» (X1-VI вв. до н.э.), включившей в себя более 300 несен и стихов, отбор и редакция которых приписывается Конфуцию.
В этот период творит великий китайский поэт Цюй Юань (340- 278 до н.э.), который был одновременно и лириком и трагиком. Истоками его творчества были народная поэзия и мифы. Его произведения отличаются изысканной формой и глубоким содержанием. Оказавшись в изгнании, Цюй Юань создал оду «Скорбь изгнанника», ставшую поэтической исповедыо старца. Вторым большим поэтом стал Суп Юй (290-222 до н.э.), произведения которого наполнены надеждой и жизнерадостностью. Он стал первым певцом женской красоты и любви.
Своего наивысшего подъема культура Древнего Китая достигает на его завершающей стадии – с 111 в. до н.э. до 111 в. н.э. Этому способствовали глубокие изменения в других областях жизни.
Министр Циньского царства Шан Ян, опираясь на идеи легизма, выступил инициатором широких реформ, в результате которых было установлено единое законодательство и судопроизводство; отменены наследственные титулы и привилегии; место колесниц и бронзового оружия в армии заняли конница и железное оружие и т.д. Реформы проводились методами жесточайшего насилия и принуждения, однако благодаря им царство Цинь, опираясь на самую сильную армию, смогло подчинить себе все другие «борющиеся царства», став мощной и централизованной державой. В 221 г. до н.э. циньский правитель принял новый титул «хуанди» – «император Цинь». В 206 г. до н.э. династия Цинь уступает место новой династии Хань, которая остается у власти до конца существования Древнего Китая – до 220 г. н.э.
В эпоху Хань Китайская империя становится одной из сильнейших в мире. Ее население достигло 60 млн жителей, что составляло 1/5 мирового населения. Современные китайцы называют себя ханьцами.
В этот период Китай переживает настоящий социально-экономический расцвет. Страна покрывается сетью дорог, связавших центры провинций со столицей. Сооружаются многочисленные каналы как дешевые транспортные артерии, что стимулировало торговый обмен.
В сельском хозяйстве используются самые передовые технологии взращивания с использованием удобрений и севооборотов. Высокого уровня достигают ремесла. Особого выделения заслуживает производство шелка, где Китай обладал абсолютной монополией. Соседние с траны тщетно пытались раскрыть тайны шелковой технологии. К I в. до н.э. объемы производства шелка достигают огромных размеров. Он становится главным товаром китайского экспорта.
Примерно то же самое можно сказать о лаковом производстве. Созданный китайцами лак не знал себе равных. Он использовался для покрытия оружия и предметов воинского снаряжения, дерева и тканей, увеличивая срок их сохранности и придавая им прекрасный эстетический вид. Лаковые изделия имели огромный спрос как внутри страны, так и за ее пределами.
Величайшим достижением Древнего Китая стало изобретение бумаги (II-I вв. до н.э.), которая вызвала настоящий переворот во всей культуре. Не меньшее значение имело также доведенное до совершенства иероглифическое письмо, воспринятое в Корее, Вьетнаме и Японии.
В художественных ремеслах данного периода утверждаются черты зрелого и высокого совершенства, которые становятся основными стилистическими свойствами последующих эпох. В частности, бронзовые сосуды имеют более обтекаемые и простые формы, они утрачивают свой магический смысл. Орнамент уступает место инкрустации разноцветными металлами.
В Цинь-Ханьскую эпоху Китай устанавливает широкие и интенсивные связи с другими государствами. Особую роль в этом играл Великий шелковый путь протяженностью в 7 тыс. км, по которому шли торговые караваны в Среднюю Азию, Индию, Иран и страны Средиземноморья. Помимо шелка Китай поставлял на международный рынок железо, никель, драгоценные металлы, лаковые, бронзовые, керамические и другие изделия.
В Ханьский период складываются благоприятные условия для развития науки. Китайские ученые как бы подводят итоги, систематизируют уже накопленные знания о мире и смело идут дальше. В математике создается трактат «Математика в девяти книгах», где впервые в истории математической науки говорится об отрицательных числах и приводятся правила операций над ними.
В астрологии уточняется и расширяется карта звездного неба, на которой отмечается 28 созвездий, делается запись о наблюдении солнечных пятен, изобретается первый небесный глобус. В медицине составляется каталог медицинских книг, где перечислены 36 трактатов.содержащих сведения по различным болезням, пишется первый китайский трактат по фармакологии. К этому следует добавить изобретение первого в мире сейсмографа.
Не менее успешно развиваются гуманитарные науки. В частности, возникают филология, поэтика, составляются первые словари. СымаЦянь (145-86 до н.э.) – «отец» китайской истории – создает фундаментальный труд «Исторические записки» (130 томов), в которых не только излагается почти вся древнекитайская история, но и даются сведения по истории соседних стран и народов.
Невиданный подъем переживает художественная культура. В Цинь-Ханьскую эпоху окончательно складываются классические формы традиционной китайской архитектуры, которые сохраняются до наших дней. Высокого уровня достигает градостроительство. Главные центры империи – Лоян и Чань-ань – отличаются четкой планировкой и красотой улиц. Китайские зодчие с успехом строили дома в два-три этажа и более, с многоярусной крышей из цветной черепицы. Самым знаменитым архитектурным памятником Древнего Китая стала Великая китайская стена. Наиболее известный ее участок (750 км) находится недалеко от Пекина, где она имеет ширину 5-8 м и высоту до 10 м. Вся же длина стены со всеми ответвлениями составляет более 6 тыс. км.
Не менее удивительным памятником является также погребальный комплекс императора Цинь Ши-хуанди. Он поражает не только своими грандиозными масштабами, но и содержимым гигантского подземного дворца. Помещения этого дворца заполнены рядами стоящих плечом к плечу фигур керамических воинов, коней и колесниц, выполненных в натуральную величину. Все это глиняное войско насчитывает три тысячи пехотинцев и всадников.
Значительного уровня достигает скульптурный рельеф. Наиболее интересными представляются рельефы из Шаньдуна, обнаруженные в погребальном храме знатного рода У, а также каменные рельефы их могильных склепов в Сычуане. На первых изображены сюжеты на религиозные и мифологические темы, сцены сражений, охоты, приема гостей и т.д. На вторых встречаются сцены из народной жизни – жатва, охота, тяжелый труд в соляных рудниках.
В Ханьский период появляется станковая живопись, о чем свидетельствует найденная часть картины с изображением на шелке девушки, феникса и дракона. Для развития живописи и изобразительного искусства большое значение имело изобретение волосяной кисти и туши.
Эпоха Хань была временем расцвета литературы, а последние ее десятилетия (196-220 н.э.) – считаются золотым веком китайской поэзии. Многие императоры поощряли развитие литературы и искусства.приближали ко двору лучших поэтов, писателей и ученых. Именно так поступал император Уди.создавший при своем дворе большую библиотеку и музыкальную палату, где собирались и обрабатывались народные песни, творились новые музыкальные произведения.
Самым выдающимся поэтом ханьской эпохи стал СымаСянжу (179-118 до н.э.). Он воспевал бескрайние просторы и красоты Империи, ее могущество, а также самого «великого человека» – императора Уди. Наиболее известными произведениями являются ода «Красавица» и песенка «Удочка», созданная в подражание народным лирическим песням. Блестящими поэтами были также Лу Цзя, Цзя И. Наряду с поэзией в ханьский период создаются первые крупные произведения художественной прозы, легенды, сказки, книги чудес и фантастики.
Наивысшего подъема и расцвета китайская культура достигнет позже, в середине века, однако все необходимые основы и предпосылки были заложены уже в древнекитайской цивилизации и культуре. Эпоха Чжаньго-Цинь-Хань имела для Китая и всей Восточной Азии примерно такое же значение, что и греко-римская культура для Западной Европы.
Китайцы принадлежат к восточноазиатской монголоидной группе, характеризуются невысоким ростом, несколько уплощенным лицом с высоким лбом, которое в китайской поэзии часто сравнивали со «светлой луной в середине осени», смугловатой кожей, суженным разрезом глаз, прямыми черными блестящими волосами. Очень типичны высоко поставленные брови, которые в искусстве в процессе стилизации часто, как и глаза, изображаются косо, с взлетающими наружными концами.
С течением веков идеал красоты, естественно, не раз менялся, но чаще всего в мужском облике подчеркивались особая, скрытая грация, изысканность манер, интеллектуальные качества: образованность, утонченность чувств. Еще чаще менялся идеал китайской женщины. В период Тан (VIII в.) красавицами считались полные, круглолицые девушки, позднее, наоборот, в китаянках ценились женственность, изящество, маленькие размеры рук и ног (к XII в. распространился обычай бинтовать девочкам ступни ног, чтобы приостановить их рост), сдержанность движений, жестов, походки.
3. Основные виды одежды. Конструктивное решение
С глубокой древности основой китайского костюма (мужского и женского) были длинные штаны и свободная распашная кофта или халат с запахом слева направо и тесемочной завязкой. Штаны на талии укреплялись матерчатым поясом. Кофта и халат имели мешкообразные рукава, суженные внизу и украшенные манжетами. Китаянки и знатные или пожилые китайцы поверх штанов носили длинную запахивающуюся плахту.
Из этих простейших форм бытовой одежды развился торжественный ритуальный костюм (он предназначался для торжественных праздников и обрядов, связанных с китайской философией природы), отличавшийся разнообразием деталей, сложностью головного убора, украшений, цветом, но имеющий ту же конструктивную основу. Цвет, орнаментация, форма ритуального костюма насыщены глубокой символикой. Халат императоров, символизирующий Небо черно-красного цвета, украшен вышивкой в виде драконов (последними, кому удалось покрасоваться в подобной одежде, были правители династии Цин). Однако обычай вышивать драконов на императорской одежде уходит своими корнями в глубокую древность, ко временам правления династии Чжоу (11в. – 256г. до р.х.). В периоды Юань и Мин императоры уже носили одежды с вышитыми узорами драконов на них, но лишь только при Цин такое императорское платье получило название "одеяние дракона" и стало частью официальной парадной одежды правителя.
Такой "драконий халат" как правило был жёлтого или абрикосового цвета, на нём вышиты девять жёлтых драконов и пять облаков, выполненных в благоприятных тонах. В облака вплетены другие двеннадцать символов – солнце, луна и звёзды (олицетворяя свет, исходящий от престола), горы (как синоним стабильности и прочности правления), драконы (символизируют способность гибко действовать в переменчивых условиях), птицы (выражающие красоту и изящество), речной тростник (который представлял собой чистоту и безупречность), и огонь (символ света).
Согласно цинскому церемониалу, драконье платье императора было одеянием для всякого рода незначительных торжеств и обрядов, а никоим образом не частью пышного облачения высшего уровня. Драконы на таком халате, который обычно переходил от одного правителя к другому, были вышиты не только на груди, на спине и на плечах, но так же и на подоле (по кругу – спереди и сзади относительно колен), и даже на внутренней подкладке. Таким образом на платье помещались все девять драконов. При взгляде спереди ли, или со спины, одновременно должны были быть видны пять драконов, поскольку в традиционном Китае числа пять и девять ассоциировались с престолом правителя.
Юбки-плахты были широко распространены в качестве непременного элемента костюма женщин из средних и высших слоев общества. Постепенно они превратились в деталь только самого торжественного женского одеяния, например свадебного, а затем и совсем исчезли из китайского быта, уступив место ципао, европейскому платью и юбке или ансамблю штаны-кофта, который еще в конце XIX века был типичен лишь для простых китаянок.
Женская юбка-плахта по своей конструкции сходна с мужской плахтой шан, бывшей предметом торжественного одеяния в древнем и средневековом костюме. Она состоит из двух прямоугольных кусков ткани, пришитых к широкой (до 25 см) полосе ткани, являющейся поясом. Пояс закрепляется сбоку на талии тесемками или застегивается на плетеные пуговицы – прямоугольные куски ткани образуют два широких фартука, заходящих друг на друга. По бокам юбка часто декорируется плиссировкой, а гладкие части полотнищ спереди и сзади – вышивкой. Плахта – символ Земли – была желто-красная, орнаментирована зернами хлебов.
Головной убор выражает символику формы (слияние круга – Неба и квадрата – Земли) и цвета (черный и красный). Подобно струям дождя стекают нити нефритовых шариков. Костюм включал богато украшенный фартук, прикреплявшийся к поясу спереди, и сетку цветных шнуров с вплетенными нефритовыми кольцами.
В средневековый период на смену кофте и плахте в повседневном мужском костюме приходит длинный халат, часто с боковыми разрезами. Постепенно этот халат вытесняет кофту и плахту и из торжественной одежды, в связи с чем значительно повышается роль его цвета, украшений, орнаментации в выражении социально-иерархического характера костюма. Государственные указы четко регламентируют форму, цвет, материал костюма императора, его приближенных, чиновников, разделенных на 9 рангов.
Особенностью средневекового официального халата является закрытый ворот с круглым вырезом горловины и разнообразие ширины рукавов. При неизменности конструктивных основ покроя кофты и халаты могли быть одно – или двубортными, с закрытой асимметричной застежкой или с запахом и перекрещивающимися на груди полами.
В женском костюме средневековья кофта и плахта, а в VIII – IX вв. также и юбка продолжают оставаться основными видами одежды. Костюм женщины отличается от мужского своим пышным декором, многоцветностью.
В XVII в. Китай завоевывают маньчжуры, основав свою династию Цин. В этот период целый ряд реформ насильственно изменяет черты национального китайского костюма. Мужской халат становится более узким, особенно рукава, в официальном костюме заканчивающиеся копытообразными манжетами. Поверх халата надевается более короткая однобортная кофта с укороченными широкими рукавами из синего, фиолетового или черного шелка. На груди и спине располагаются квадратные нашивки или вышивки с символическим орнаментом – буффаны, обозначавшие ранг носителя.
Женский костюм больше сохраняет национальный китайский характер: это – короткая двубортная кофта с широкими рукавами, плахта с гладкими декорированными прямоугольниками спереди и сзади и плиссированными бочками. Полный парадный костюм цинского времени завершают роскошные накидки-пелерины и в мужском, и в женском костюме.
4. Обувь. Формирование изящных ножек в Древнем Китае
Есть такая поговорка «Две маленькие забинтованные ножки и большой чан слёз», отражающая процесс формирования маленьких женских ножек, считавшихся в Древнем Китае очень красивыми, а также являвшихся признаком принадлежности к знати. Истоки китайского «бинтования ног», как и традиции китайской культуры в целом, восходят к седой древности, с X века.
Формировать маленькие ножки начинали с 4-5-летнего возраста. Весь процесс длился 3-4 года. Перед тем, как начать бинтовать ноги – девочкам ломали все пальцы ноги, кроме большого, а также ближние к ним кости. После этого стопы парили в горячей воде, а затем сразу, пока они ещё не остыли, загибали вниз под смазанную квасцами стопу, 4 пальца, оставляя только большой палец, и крепко заматывали стопу, фиксируя пальцы в таком положении. После нескольких лет таких процедур, стопа становилась маленькой и приобретала треугольную форму, часто не давая возможности ходить в будущем…читается, что такая «мода» появилась во время правления императора Ли Юй (937-978 гг.) династии Южной Тан. Ли Юй был очень утончённой натурой. Он был художником и писал стихи, он также является одним из самых известных в Китае авторов любовной лирики. Императору особенно нравилось любоваться на то, как его наложницы танцуют на лотосе, сделанном из золота. Так как лотос был небольшим, то танцовщицы обматывали стопы белой шёлковой тканью и танцевали на носочках только с загнутыми внутрь пальцами ног. Император считал, что их движения, таким образом, становились особенно грациозными и красивыми.
Впоследствии такая «мода» с императорского двора постепенно распространилась среди простых людей и маленькие забинтованные ножки превратилась в один из очень важных критериев женской красоты. Это не удивительно, так как в обществе Древнего Китая всё, что нравилось императору, которого называли сыном Неба, считалось самым лучшим.
Женщины Древнего Китая обращали большое внимание на украшение головы и ступни. Есть такая китайская поговорка «оценивать голову и рассуждать о ступнях», означающая оценивать красоту женщины.
Также примечательна и обувь треугольной формы, размером чуть больше пачки сигарет, которую носили китайские женщины с маленькими ножками. Такую обувь изготавливали более роскошной и красивой, чем обычную обувь. Её украшали различными узорами и цветами. Хоть это и трудно представить европейцам, "лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и, вполне закономерно, предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения. Ну, а "раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских плэйбоев. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и … ароматными! А невесты с нормальными "большими" не деформированными ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
Кстати сказать, правившие Китаем в 1644 -1911 гг. под именем династии Цин маньчжуры своих девочек не бинтовали, оставив этот удел китаянкам, так что их легко можно было отличить по ногам.
Правда, сами китайские женщины расплачивались за "красоту" и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья. Некоторые модницы, желавшие предельно уменьшить размеры своих ножек, доходили в своих стараниях до откровенного костоломства. В итоге они теряли способность нормально ходить, нормально стоять и нормально себя чувствовать. Бинтование ног было официально запрещено только в 1912-м году.
Литературная сатира отразила небезосновательный взгляд на бинтование ног как на одну из форм половой дискриминации и порождение сурового патриархального домостроя. Женщины с маленькими ножками оказывались пленницами внутренних покоев и не могли покидать дом без сопровождения. Не случайно этот обычай долгое время стыдливо замалчивали даже "просвещенные" китайцы. Впервые тема "лотосовых ножек" стала предметом общественных споров в начале 20-го века, с началом активного вторжения в Китай европейской культуры. Для европейцев "лотосовые ножки" служили позорным символом порабощения, уродства и бесчеловечности.
Характерными видами китайской обуви являлись легкие, либо матерчатые, либо плетеные из пеньки или соломы туфли, которые часто были украшены орнаментом. Толстые подошвы были сделаны из нескольких слоев проклеенной бумаги или ткани, прошитых продольными рядами стежков. В отдельные периоды были распространены кожаные или матерчатые сапоги, но своим мягким очертаниям напоминающие чулки. Торжественные туфли украшались кантиками. Боковая сторона подошвы белилась краской из толченых ракушек, а носок украшался парусообразной надставкой, которая могла быть похожа на серебряный слиток или головку благопожелательного жезла. В дождливую погоду, если приходилось ходить по грязи, использовали деревянные скамеечкообразные (аналогичные японским гэта) сандалии без верха, державшиеся на ногах при помощи матерчатых или плетеных жгутов.
При маньчжурах в официальной форме их сменили жесткие сапоги на чрезмерно толстой белой подошве, скошенной впереди. Самые торжественные из них венчались навесами со свисающими нитями нефритовых шариков, шнурами и лентами, ниспадающими иногда до самой земли.
В эпоху Тан носили мягкие чулкообразные сапоги с перевязками у лодыжек. Минские сапоги по своим мягким очертаниям также напоминают чулки. В эпоху Цин носили шелковые или кожаные сапоги. Вообще сапоги кроились одинаково для обеих ног и были обычно темного цвета, а подошва имела натуральный белый цвет войлока или бумаги.
китай обувь украшение прическа
5. Головные уборы, прически и украшения
Очень много внимания своему виду уделяли китайские мужчины. Они рисовали или наклеивали фальшивые усы и выбривали лоб, чтобы он казался более высоким. Но главное – это брови! Большинство китайских воинов подводило себе брови тушью, придавая им более свирепую форму. Для устрашения неприятеля они расписывали лицо тушью таким образом, что лицо походило на страшную маску.
Головной убор считали частью костюма, и этикет требовал, чтобы голова всегда была покрыта, даже в торжественных случаях. Сам китайский император носил головной убор, который назывался "мянь". Его могли надевать и другие знатные лица во время совершения священных ритуалов. Конструкция мянь была очень сложной, и все ее детали имели символическое значение. По украшениям на головном уборе можно было определить социальное положение обладателя.
Несовершеннолетние юноши носили маленькие металлические колпачки. У знатных юношей эти колпачки могли быть золотыми, украшенными драгоценными камнями. По достижении совершеннолетия (двадцать лет) проводился ритуал надевания шапки – "гуаньли". В торжественных случаях мужчины надевали головные уборы, напоминающие крыши пагод. В навершье шапки вставлялся шарик, цвет которого обозначал ранг носителя. Нечиновные китайцы носили черные полусферические шапочки, состоящие из околыша и шести клиньев с пуговкой на макушке.
В средние века простой народ носил шляпы из тростника, стеблей растений, рисовой соломки, камыша, коры, а также войлочные колпаки, белые повязки. Большинство шляп имело коническую форму. Шили из прозрачного шелка, газа небольшие шапочки – основой служил проволочный каркас, картон, слой сильно проклеенного полотна. Эти шапочки со временем стали пропитывать лаком.
Мужские прически всегда состояли из узла длинных волос. Древние китайцы не стригли волосы, а собирали их в тугой узел – "цзы", и укрепляли на темени шпилькой. Надо лбом, на висках и на затылке волосы были тщательно приглажены.
В период маньчжурского господства завоеватели обязали китайцев брить переднюю часть головы, а оставшиеся на затылке волосы заплетать в косу – "бьенцзы". Для того, чтобы коса была длиннее, в концы волос вплетали шелковые шнуры. Коса стала символом национального угнетения, и все народные восстания против власти маньчжуров начинались со срезания кос.
В основе всех женских причесок также лежал узел, расположенный в различные периоды то на темени, то на затылке, и закрепленный шпильками. Несмотря на сложность, женские прически производили впечатление легкости, изящества.
Было несколько вариантов причесок и все они делались из прямых волос:
. На щеки выпускали пейсы, с висков распускали длинные прямые пряди, которые декорировались специальными парными украшениями.
. Их укладывали из прямых волос с несколькими проборами, симметричными волосяными петлями, валиками. Чтобы волосяные петли хорошо держались, их смазывали клейкими составами и наматывали на бархатные валики. Пучки – украшения, представлявшие собой высокие петли, в прическах закреплялись на темени или на затылке. В каждой прическе было по два-три пучка. С висков волосы зачесывались наверх, а лоб обрамляла короткая редкая челка. По бокам прикрепляли цветы, веточки с мелкими почками, листьями.
. Невесте перед свадьбой волосы заплетали в косу или скручивали в жгут и укрепляли на темени двумя большими шпильками крест-накрест. В период династии Мин (XIV – XVII вв.) во время венчания у невесты на лбу выстригали прямую челку, а на висках волосы срезали под углом, подчеркивая линию лба тушью. Челки были очень редкие, короткие, доходили до середины лба. Много вариантов женских причесок было без челок. Прическу часто украшали сложными сооружениями из жемчуга и нефрита, иногда с фигурами фениксов, держащих в клюве длинные струящиеся подвески.
Китайские женщины головные уборы не носили. Только на свадьбу и в самых торжественных случаях они надевали сложный головной убор – "фэнгуань". Знатные дамы носили парики, которые были причесаны и украшены так же, как и естественные волосы. Парики делали из шерсти животных, морской травы, шелковых шнуров, нитей, лент.
Обильно использовались также различные украшения, которые располагались не на костюме – они дополняли прически и головные уборы. На древних гравюрах и вышивках можно видеть ленты, спускающиеся почти до земли, шнуры, нити бус. Из драгоценностей больше всего любили жемчуг и нефрит. Шарики из этого трудного в обработке камня использовали для четок, шпилек, лобных украшений.