- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 8,4 Кб
История обучения изобразительному искусству
История обучения изобразительному искусству
Умение рисовать всегда имело и имеет немаловажное значение для человека, а его использование служило и служит одним из средств общения между людьми. Развивать свои навыки в рисовании человек начал с глубокой древности. Уже первобытные люди достигали в этом больших успехов, о чем убедительно свидетельствуют рисунки, найденные археологами.
В Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением.
Обучение проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм.
Египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Обучение рисованию в Древнем Египте происходило на заучивании схем и канонов, на копировании образцов. Обучая рисованию, художник-педагог заставлял заучивать правила изображения форм предметов по установленным шаблонам. В этом и заключается определенная историческая ограниченность древнеегипетской методики обучения рисованию.
Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры. В эпоху Римской империи художник-педагог меньше всего задумывался над высокими проблемами художественного творчества. Преобладало копирование образцов, повторение приемов работы великих мастеров Греции, а вместе с этим римские художники постепенно отходили от глубоко продуманных методов обучения рисунку, которыми пользовались художники-педагоги Греции. В эпоху средневековья достижения реалистического искусства были отвергнуты. Художники средневековья не признавали ни принципов построения изображения на плоскости, ни разработанных греками методов обучения. ВИЛЛАР ДЕ СИНЕКУР
(13 в.) (Villard de Honnecourt), французский архитектор, вошедший в историю своим «альбомом», являющимся ценным источником сведений по западноевропейскому средневековому зодчеству.
Свой «альбом» или книгу рисунков (которые исполнены свинцовым штифтом, обведены пером и снабжены комментариями) Виллар, вероятно, вел первоначально, просто как путевой дневник, но затем решил превратить в учебное пособие с «хорошими советами в великом искусстве каменного и плотничьего дела», а также по «умению изображать, как тому учат законы геометрии». Мастер приводит тут архитектурные зарисовки (соборов в Реймсе, Шартре и др.), чертежи строительных машин, образцы орнамента, различные религиозные и аллегорические фигуры, изображения животных и схемы пропорций. Все здесь – в противовес антропоморфному античному канону – подчинено системе условных геометрических фигур, в соответствии с которыми строится тот или иной образ.
Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию.
Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изобразительного искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер. Они активно вступают на путь научного исследования, стремятся понять закономерности явлении природы, установить связь между наукой и искусством. Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру, собирают и изучают памятники античного искусства, чтобы понять методы работы их создателей так, Леонардо да Винчи на основе литературных сведений об искусстве Древней Греции разработал квадрат древних. Учение о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры. Соблюдая последовательность, Альберти знакомит ученика с основными положениями линейной перспективы. Альберти первый стал разрабатывать теории рисунка, положив в основу её законы науки и законы природы.
Особенно большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером. Особое значение А. Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию.
Художники эпохи Возрождения не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но практически доказали их необходимость
Леонардо да Винчи попытался объять все знания своего времени во всех областях. Рисовальщик, скульптор, архитектор, а также математик, военный инженер, ботаник, он стремился аккумулировать все свои знания в живописи. Только это искусство позволяет, считал он, создать полную иллюзию реальности и передать человеческий гений. Леонардо да Винчи оставил всего лишь около 20 живописных работ.
Обучение рисованию в 17-19 вв. в Западной Европе (Л. Карраччи и его братья, Рубенс, Дидро, Гете, Жан-Жак Руссо, Л. Давид, И. Пестолоцци, А. Ивон, Жюльен, Рамзауэр, П. Шмидт, Братья Дюпюи). Художественное образование в конце 19 нач. 20 в. (Каве, Л. Тедд, Баунгарт, Ш. Халлоши, А. Ашбе, Г. Кершенштейнер, Дж. Дьюи) и в современной зарубежной школе.
В своей книге «Эмиль, или О воспитании» Руссо указывает на то, что рисование необходимо для развития органов чувств. Он предлагал учить рисованию с натуры.
С этого времени в пределах господствующей капиталистической культуры складываются художественные направления, открыто и последовательно враждебные реализму. В 1880-е гг. в изобразительном искусстве Франции, особенно в живописи, начался отход от импрессионизма. Как упоминалось раньше, уже в творчестве ряда импрессионистов намечались тенденции отказа от реалистического пленэра 1870-х гг., появилась более декоративная манера исполнения. Процесс этот с особой силой дал себя знать к 1890-м гг. в творчестве такого типичного мастера импрессионизма, как К. Монэ.
Однако большее значение имели не изменения в позднем творчестве самих импрессионистов, а выдвижение на авансцену художественной жизни группы новых имен. Мастера этого нового художественного поколения отнюдь не едины, они по-разному принимают свою художественную задачу и по-разному решают ее. В одних случаях художники стремились к дальнейшему видоизменению импрессионизма (Ван Гог,Гоген, Сезан), в других – стремясь преодолеть ограниченные стороны импрессионизма, они противопоставляли ему свое понимание природы живописи и роли искусства( Пикассо, Дали, Шагал).
Большой вклад в методику преподавания рисования был сделан педагогами Академии художеств, основанной в 1858 г. Благодаря им академия стала одной из лучших в Европе. В ней была создана последовательная система худ. образования и методика обучения рисунка..
В 1735г. был издан учебник по рисованию И.Д.Прейслера. По его системе обучение начинается с рисования прямых и кривых линий, геометрических фигур и объёмных тел, после чего ученик переходит к рисованию частей человеческого тела, головы, всей фигуры. Следует заметить, что первые учителя – иностранцы просто заставляли своих учеников копировать рисунки из книги Прейслера. Это дало повод историкам искусства назвать метод Прейслера «копировальным».
Много нового внёс в методику А.П.ЛОСЕНКО. Он дал научно-теоретическое обоснование каждого положения рисунков. Его труды-«Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры», руководство по увеличению (уменьшению) фигуры человека, альбом таблиц-оригиналов.
В 1834г. А.П.САПОЖНИКОВ издал «Курс рисования». Ценность метода Сапожникова заключается в том, что он основан на рисовании с натуры. Сапожников приучал рисующих с натуры мыслить, анализировать, рассуждать.
Вопросами методики обучения рисунка занимался и А.Е.ВЕНЕЦИАНОВ. Он первый подошёл к методике преподавания как к творческому процессу. Основой его метода является поиск и выработка правил, которые в простой форме раскрывали бы законы искусства и природы.
В 1844г. издаётся труд Г.А.ГИППИУСА «Очерки теории рисования как общего учебного предмета». Большое влияние на развитие методики оказал П.П.ЧИСТЯКОВ. Им была изобретена «Система поверочного рисования». По его мнению, обучать надо, соблюдая педагогический такт и учитывая индивидуальные особенности учеников. Значение пособий И. Д. Прейслера, А.П.Сапожникова, Г.А.Гиппиуса на развитие методики преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях. Копировальный и геометрический методы рисования. Рисование с натуры. Педагогические взгляды и методическая система П. П. Чистякова.
Много нового внёс в методику обучения С.К.ЗАРЯНКО, метод которого строится на научно-теоретическом обосновании рисунка. Главные принципы – простота и наглядность. Он впервые предложил метод преподавания перспективы и разработал систему обучения, особенность которой – единство рисунка и живописи. Таким образом, для России конца 18-начала 19 вв. был характерен повышенный интерес к методике преподавания рисования.
Теоретикам эстетического воспитания революционной России А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, и С.Т.Шацкие и др. не было дано после революции строить практику художественного и эстетического воспитания на основе разработанных ими теорий. Лишь в работах их учеников: Е.Флериной, Н.П.Сакулиной, Г.В.Лабунской, Е.Е.Рожковой мы получаем продолжение основных идей художественно-эстетического образования.
В ходе исследований и обобщения лучшего педагогического опыта определялись и получали научное обоснование виды работ по изобразительному искусству: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. В программах и пособиях подчёркивается важная роль рисования с натуры как ведущего средства познания объектов действительности.
В разработке вопросов соотношения художественного и эстетического воспитания учащихся, в освещении общеобразовательного значения уроков изобразительного искусства, в обосновании отдельных методов повышения эффективности уроков рисования с натуры, на темы и других уроках ведущее место занимают работы таких известных учёных и методистов, как Г.В.Лабунская, Н.Н.Ростовцев, Б.Г.Смирнов, В.С.Щербаков и др.»
Исследуя вопрос повышения эффективности обучения и воспитания школьников средствами изобразительного искусства, учёные опирались на то положительное, что было накоплено в педагогической науке и школе за рубежом и в дореволюционной России, критически подходя к недостаткам, к наследию прошлого.
В 1951 году была опубликована «Методика преподавания рисунка в средней школе» Е.С.Кондахчана, в которой, несмотря на отдельные недостатки, автор довольно полно и содержательно рассматривает вопросы методики преподавания рисования в школе..
В 1946 году был создан научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР, в котором сотрудники сектора изобразительного искусства выполнили ряд работ, раскрывающих методические положения преподавания изобразительного искусства. Эти работы оказали большое влияние на постановку предмета в школах. В 1957 году издаётся учебник по рисованию Н.Н.Ростовцева.
Для более эффективной научной разработки проблем эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства, активного изучения и обобщения передового педагогического опыта, для разработки на этой основе новой системы обучения изобразительному искусству в 1-4 классах и её внедрения в 1968 году была создана лаборатория изобразительного искусства.
На протяжении всего периода развития общеобразовательной школы на постановку эстетического воспитания школьников существенное влияние оказывает профессиональное изобразительное искусство. Знакомство с выдающимися произведениями художников, правдиво отражающих жизнь современных людей, способствует усилению эмоционально-эстетического воздействия занятий изобразительным искусством на школьников. Лучшие произведения известных отечественных художников (Юона, Дейнеки, Жукова, Бродского и др.) включены в учебную программу по ИЗО. Педагогический опыт ведущих художников и их педагогические взгляды и мысли во многом содействуют укреплению реалистических позиций, лежащих в основе обучения ИЗО в общеобразовательной школе.
Литература
художественный рисование эстетический реализм
1.Волкова, И.Г. Изобразительное искусство 1 – 5 классы. Примерное календарно-тематическое планирование / И.Г. Волкова, В.Н. Данилов – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2008.
2.Данілаў, В.М. Выяўленчае мастацтва і праца. Тэматычнае планаванне. 1 клас / В.М. Данілаў. – Мінск: Беларускі кнігазбор, 1996.
3.Данилов, В.Н. Методика преподавания изобразительного искусства и художественного труда / В.Н. Данилов. – Минск: УИЦ БГПУ, 2004.
.Изобразительное искусство в начальных классах / под. ред. Б.П. Юсова, Н.Д. Минц. – Минск: Народная асвета, 1992.
.Изобразительное искусство 1-4 классы: учебная программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения. – Минск: НМУ НИО, 2008.
.Кузин, В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе / В.С. Кузин. – М., 1998.
.Неменский, Б.М. Педагогика искусства / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007.
.Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию в 2 т. – М.: Просвещение, 1980.