- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,73 kb
История развития мировой культуры
Тема 1. Первобытная культура
Синкретизм первобытной культуры
Основной характерной чертой первобытной культуры является синкретизм, где искусство, религия и игра слиты в единое целое.
На первом этапе развития первобытного общества господствует мистическое сознание. Все члены племени были задействованы в исполнении обрядовых и ритуальных песен и танцев. Посредством магических заклинаний, действий человек общался с природой. Человек верил, что с помощью магии он способен управлять духами природы. Отсюда можно вывести еще несколько характерных черт, присущих первобытной культуре: анимизм, тотемизм, культ предков.
Анимизм – одна из примитивных форм религии, связанная с верой в существование духов, в одушевленность всех предметов, в наличие души у человека, животных, растений.
Тотемизм, прежде всего, был связан с охотой. Первобытный человек, наблюдая за повадками животных, изучал их, что помогало ему при охоте.
Дологическое мышление первобытного человека было связано магически с предметами внешнего мира. Дологическая ментальность подчинялась принципу сопричастности (патриципации) – когда одно и то же существо может быть собою и чем-то иным. Первобытный человек чувствует себя не только человеком, но и животным, поскольку причастен к роду своего тотема.
Вмешательство сверхъестественных сил открывается посредством неожиданного. Эти силы могут быть благими или злыми, приносить удачу или неудачу. Магия, сны, видения, игры, присутствие мертвых дают человеку мистический опыт, в котором он черпает сведения о реальном мире.
Например, в представлениях о пространстве: 1 – конкретное пространство, которое занимает их племя; 2 – пространство, которое занимают сверхъестественные силы. Время также делилось на: 1 – экологическое, (связанное с природной средой), 2 – структурное, (связанное с общественной средой).
С помощью мифа объяснялись все тайны мира. Как из хаоса был создан мир, как появился культурный герой, научивший человека разводить огонь, охотиться и т. д. Миф стал частью ритуалов.
Тема 2. Культура древних цивилизаций
Мировоззрение древних египтян
Весь уклад жизни, быт египтян строился на системе религиозно-мифологических представлений и культов. В целом вся культура Египта имела сакральный характер. Существовала своя иерархия богов, среди которых верховными являлись: Ра, Амон, Осирис, Птах, Гор, Тот.
По представлениям древних египтян их земля была создана богами и до земных царей Египтом правили боги, а затем полубоги. Боги- творцы уничтожают первоначальный хаос, создают мир и утверждают в нем божественный Порядок и Истину, составляющую всеобщую гармонию, воплощением которой выступает богиня Маат.
К началу V династии в иерархии богов: 1 место занимает бог солнца Ра (или Амон Ра), единый бог Птах. Особое место принадлежит богу Осирису (царь загробного мира, вершитель судьбы, справедливости).
Боги также были и созидателями, творцами ремесел, искусств, письма, счета, магии и знания. Письмо воспринималось как священное слово Бога. Богом мудрости считался Тот, он же был владыкой счета и создателем письменности.
Важную роль в жизни египтян играл культ фараона. Царь имел не только земного отца, но и отца небесного – верховного бога солнца Ра. Ему приносили жертвы в специальных храмах. Таким образом, законодательная власть находилась в руках небесных богов, но исполнительная – в руках фараонов.
Фараон одновременно являлся и верховным жрецом и должен был исполнять наиболее важные ритуалы, от которых зависело процветание страны (например: он каждую весну бросал в Нил свиток с приказом о начале разлива). После смерти правитель отождествлялся с богом Осирисом.
В религиозных представлениях большое значение имел культ диких и домашних животных, птиц, рыб, насекомых. Священными животными считались: лев, корова, крокодил, сокол, пчела, змея, жук-скоробей.
Тема 3. Античная культура
Римская империя просуществовала пять веков – до 47 в. н.э. Из них самым благополучным и плодотворным оказалось первое столетие, а время правления Августа (27 г. н. э.- 14 г. н. э.) считается золотым веком римской культуры.
Большое влияние и широкое распространение получают основные течения римской философии – эпикуреизм, стоицизм и неоплатонизм. В повседневной жизни империи в моду входят термы – общественные бани, которые становятся своеобразными центрами культуры и отдыха, т. к. включают не только бани и парильни, но и библиотеки, читальные залы, залы для собраний, спорта и игр.
В эпоху Империи также складываются благоприятные условия для развития литературы, особенно для поэзии. Самые известные, выдающиеся поэты считались Вергилий, Гораций и Овидий.
Вергилий являлся одной из главных фигур римской поэзии, он создал сборник пастушеских песен «Буколики» и дидактическую поэму «Георгики», в которой воспевается природа и даются советы земледельцам. Вершиной творчества Вергилия считается неоконченная поэма «Энеида». Она посвящена странствиям Энея, родоначальника Рима.
Произведения Горация разнообразны по жанру, стилистике и метрике. Он писал лирические стихи, философские поэмы, сатиру, где высмеивал пороки римского общества. В его произведениях эпикуреизм сочетался со стоицизмом.
Овидий добился большого успеха благодаря любовной лирике. Одна из самых его известных мифологических поэм «Метаморфозы», повествует о превращениях людей и богов в животных, растений, звезды. Поэма «Фаты» посвящена римским религиозным праздникам. Самая веселая и ироничная поэма Овидия «Наука любви», содержит наставления о том, как найти любовницу и обмануть мужа. Император Август рассмотрел в поэме насмешку над его законом о браке. За это произведение поэт был сослан в г. Томы на Черноморском побережье. Там же он написал «Скорбные элегии», где просил прощения, но так и не был прощен.
Тема 4. Возникновение христианства и его влияние на развитие мировой культуры
Христианские праздники и таинства
Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой, где сохранялось язычество. Христианство сохранило в себе некоторые элементы язычества: местом отправления культа служили капища, требища, храмы с алтарями, на которых приносились жертвы. Христианские службы также походят в храмах, однако и сам храм и алтарь утрачивают значение жертвенника. Множество языческих богов в христианстве заменил единый Бог – Иисус Христос. Все церковные праздники приурочены к появлению и жизни Иисуса: Рождество Пресвятой Богородицы (рождение матери Христа), Введение во храм Пресвятой Богородицы (посвящение трехлетней Марии служению Господу), Благовещение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии (явление ангела, который принес весть о будущем появлении Сына Божия), Рождество Христово, Сретение Господне (встреча Богомладенца со старцем Симеоном), Крещение Господне или Богоявление, Преображение Господа Иисуса Христа, Вход Господень в Иерусалим, Воскресение Христово – Пасха, Вознесение Господне, День Святой Троицы, Успение Пресвятой Богородицы, Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня.
По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. К великим относятся двунадесятые и недвунадесятые праздники. Все перечисленные выше праздники относятся к первым (главным из них является Святая Пасха), ко вторым относятся дни памяти некоторых апостолов, святых, икон. Другие праздники установлены Церковью в честь Великих святых и Ангелов. По времени празднования праздники делятся на непереходящие (с фиксированной датой) и переходящие (с переходящей датой в зависимости от дня празднования Пасхи). Есть также праздники в честь святых и ежегодно совершаются празднования святым иконам.
Также у христиан имеются таинства – обряды, которые, по церковным вероучениям, сообщает верующим особую благодать. Таинства сопровождают человека по жизни от рождения и до смерти. К ним относятся:
Крещение – таинство посвящения младенца Богу.
Святое Причащение – вкушение освященного хлеба и вина, которые олицетворяют собой Тело и Кровь Христову.
Венчание – благословение супружеского союза, символа духовного союза Христа с Церковью.
Соборование или елеосвящения – таинство исцеления.
Отпевание – молитва об упокоении души усопшего.
Тема 5. Культура европейского средневековья
Рыцарская культура средневековья
Рыцарство как особое сословие Средневекового общества Западной Европы сложилось в XI , а достигло своего расцвета лишь в XII-XV вв. Первой причиной появления рыцарства явились внешние вторжения варваров в Западные земли, второй причиной стала сама церковь, которой необходима была сила, способная ее защитить. Роль «заступника Христа» играет фогт – выходцы из светской знати, исполнявшей судебные и административно-финансовые функции во владениях церкви, а также возглавлявшей войско. В качестве предводителя воинов фогт монастыря имел право участвовать в войне со своим знаменем. Иногда на знамени, которое считалось священным, изображались сакральные символы или лик святого покровителя.
В к. X- н. XI в. рыцарский класс, наконец, сформировался, в нем появились видимые различия: были богатые и бедные рыцари. Одни зависели от вассалитета, но жили в собственных домах, их образ жизни мало отличался от образа жизни зажиточного землевладельца. Другие входили в частные отряды синьора. Были рыцари «благородного» происхождения, имевшие свой социальный статус. А также рыцари, которые обязаны были служить на государственной, военной службе, подчиняясь приказам начальства.
синкретизм христианство рыцарский ренесанс сентиментализм
Тема 6. Культура Ренессанса
Особенности французского Ренессанса
Французский ренессанс это эпоха возрождения во Франции XVI в. Искусство французского ренессанса включало в себя стили Франциска I, Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Но существенные особенности отличали его от Итальянского:
. Художники в поисках новых форм в Италии опирались на античные традиции своей родины, что во Французском ренессансе отсутствовало.
. Культура возрождения в Италии была тесно связана с демократическим движением городов за свою независимость и утверждением свободы творческой личности. Во Франции эта культура носила исключительно придворный, аристократический характер и связывалась с идеологией абсолютизма королевской власти.
. Ренессанс во Франции начался позже (в XVI столетии) и развивался с помощью Итальянских художников. В Италии господствует маньеристический стиль и стал прививаться на французской почве, причудливо соединяясь с местными готическими традициями.
. С художниками-маньеристами во Францию проникла и классическая архитектура. Началом распространения классицизма считают 1537 год, когда во Франции начали выходить «Семь книг об архитектуре» болонца С. Серлио в которых излагалось учение Витрувия. Идеи, заложенные в книге, начали определять развитие эмоционального искусства на протяжении VII века, второй половине VIII и XIX веков.
Под влиянием Д.Ж. Виньела и Серлио, которые работали при дворе, архитекторы перемешивали готику с классицизмом в результате получился новый тип полуготического, полуренесансного замка-дворца. (Например Шенонсо, Шамбор, Азей-де-Лидо)
Описание: замки представляли собой средневековую крепость с высокими стенами, подъемными мостами, башнями, но внутри имели более уютный и привлекательный вид.
В строительстве французам помогали Итальянские архитекторы: Ф. Делорму, П. Леску.
В скульптуре также отличительной чертой являлось соединение готики и классицизма (известные скульпторы были Ж. Пилон, Л. Ришелье).
В живописи родоначальником французского ренессанса стал Ж. Фуке, но у него не было последователей.
. Отличительной чертой являются декоративные росписи (рисовальщик-орнаменталист и гравер Ж.-А. Дюсерсо)
В целом искусство французского ренессанса сумело избежать крайностей. Французский ренессанс определяли как превосходную сумму качеств и небольших мер, лёгкость изящество, тонкость вкуса, гармонию.
Тема 7. Культура нового времени
Сентиментализм в новоевропейской культуре
Сентиментализм возник во второй половине XVIII в., как оппозиция просветительскому обожествлению разума. Сентиментализм (от фр.- sentiment- чувство) – художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе, отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. Возникло в результате разочарования в положительной роли цивилизации, царстве разума, провозглашенных идеологами века Просвещения.
Разуму противопоставлялся культ чувства как доминанту художественного творчества. Основную идею сентиментализма определяют слова Ж.-Ж. Руссо «Разум может ошибаться, чувство никогда!» Сентиментализм не выработал собственной эстетики, он занимал промежуточное положение между классицизмом и романтизмом. В искусстве, живописи, литературе, музыке сентиментализм представлял собой умонастроение. Для него характерно обращение к идиллическим картинам природы, к естественной жизни простых людей, тема маленького человека, неприятие цивилизованного общества.
В русской литературе ярким представителем стал Николай Михайлович Карамзин (повесть «Бедная Лиза»). В европейской литературе черты сентиментализма можно найти у просветителя Ж.-Ж. Руссо в его произведениях «Юлия или Новая Элоиза», «Исповедь», где показаны жизнь и заботы простых людей, чувства, мысли, описание природы, идеализация крестьянского быта.
В музыкальном искусстве наблюдается невиданный подъём. Сентиментализм представляют: Ф. Гайдн, К. Глюк, Г. Гендель. Великие композиторы И.С. Бах, В.А. Моцарт. Произведения полны изяществом, логичностью, изысканностью, нежностью галантного стиля. Бах творил практически во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. В области вокально-драматической музыки самым известным произведением является кантата «Страсти по Матфею», рассказывающая о последних днях жизни Христа.
Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, пронзительной чистотой звучания и потому выходила за рамки какого-то определённого стиля. В его произведениях принципы классицизма сочетались с эстетикой сентиментализма. Наиболее известные его оперы «Свадьба Фигаро» и «Волшебная флейта».
Тема 8. Культура XX-XXI вв.
Тоталитарное искусство как феномен культуры XX-XXI вв.
Тоталитарная культура – официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившихся в 20-30-е и 40-50-е гг., держится на пропаганде единой партийной идеологии, военизированном жестоком «порядке» и апологии «силы», а также на преувеличенной роли государственной «тайны».
Отличается жестокой управляемостью сверху и опорой на массовый, аффектированный энтузиазм снизу; политико-идеологической заданностью, клишированностью форм; преданностью (как правило, вынужденной и показной) правящему режиму и его вождям и в то же время псевдодемократизмом, выражающемся в поэтизации безликого «простого человека» из народа.
Тоталитарное искусство консервативно и архаично, его любимые образы – атлет, борец, воин, дородная мать-героиня, умиротворенный и величественный вождь, ликующие массы, семейная идиллия, как символ всеобщего счастья и пр. Нагнетание идеологической лжи, помпезности, преувеличенного оптимизма требовало столь же преувеличенного жизнеподобия, показной «правдивости» и наглядности, понятности и доступности, что создавало в результате характерный эффект неразрывной спаянности правды и лжи в искусстве. Фактически в тоталитарной культуре художественно-идеологический проект замещал реальность, и действительность превращалась в огромное, безграничное во времени и пространстве «произведение искусства».
Небывалая целостность и непротиворечивость общества и его культуры достигалась при тоталитаризме за счет механизма селекции. Отсюда неизбежность насилия, классовой или национальной борьбы, террористических акций «устрашения», «возмездия», идеологических и политических кампаний против «инакомыслящих» всех направлений. Культуре отводилась роль «придатка политики», «служанки» режима.
В результате интеллигенция, деятели культуры, ученые и инженеры в тоталитарном государстве сами становились объектом селекции. «Верх» и «низ» в культуре менялись местами. Те компоненты культуры и те культурные деятели, которые определялись тоталитарными режимами как лишние и ненужные, вредные или опасные, в конечном счете, становились носителями антитоталитарных тенденций в истории культуры и способствовали внутреннему распаду и кризису тоталитаризма.
Тема 9. История русской культуры
Обмирщение русской культуры в XVII веке
На протяжении XVII в. в России шел процесс обмирщения культуры – освобождения ее от церковного влияния и одновременно усиления европейских влияний, в том числе в результате церковных реформ. Русская культура включалась в процесс взаимодействия с культурами других стран. Бритье бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян на учебу за границу, издание книг, учивших юношество светскому обращению.
Расцвет русской общественной мысли связан с появлением ряда повествований духовных и светских авторов о событиях Смутного времени. Официальная версия событий Смуты содержится в «Новом летописце» 1630 г., написанном по заказу патриарха Филарета.
В литературе XVII в. ярким представителем официальной публицистики был монах Самуил Емельянович Петровский – Ситнианович (Симеон Полоцкий). Он был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской фамилии. Также были распространены его публицистические произведения во славу самодержавия. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума» им самим написанное, где он проповедует идеи древнего благочестия.
На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей. Герои этих повестей пытаются освободиться от церковных догм, в то же время житейские мудрости Домостроя остаются непреодолимыми.
В XVII в. существенные изменения коснулись зодчества. Основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево. Постепенно увеличивался объем строительства из кирпича. Началось использование многоцветных изразцов, фигурного кирпича, белокаменных деталей, что придавало постройкам праздничный вид. Достигло своего расцвета традиционное храмовое строительство.
В конце XVII в. возникает новый стиль храмовой архитектуры – московское барокко, использовавшийся для строительства небольших церквей в усадьбах русских вельмож.
Изобразительное искусство, преимущественно иконопись, практически сохранило традиционно-консервативный стиль, так как находилось под пристальным надзором государства и церкви. Контроль за деятельностью живописцев осуществляла Оружейная палата Кремля, с XVII в. ставшая художественным центром страны.
Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении. К концу столетия каждый 2-й или 3-й горожанин умел читать и писать. Обучение грамоте перестало быть церковной привилегией.