- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,18 Кб
История русской культуры и основные этапы её развития
МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ФИНАНСОВЫЙ ИНСТИТУТ
Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Учебная дисциплина: «Культурология»
Курсовая работа
На тему «История русской культуры и основные этапы ее развития»
Санкт-Петербург
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. Понятие «культура»
ГЛАВА 2. Этапы развития русской культуры
.1 Первый этап развития русской культуры – славянская культура
.2 Второй этап развития русской культуры
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Систему функционирования общества нельзя понять, не изучая его культуру, абстрагируясь от человеческих судеб. По существу, в понятие ‘культура’ включается все, что создается трудом и творческой энергией человека: средства труда, технические изобретения и научные открытия; язык, письменность и литература; религиозные и атеистические представления; произведения искусства; способы общения между людьми и т.д.
Культура – это исторически развивающаяся, многослойная система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и восприятия. Культура выступает и в качестве внешнего выражения коллективной памяти народа, и как способ человеческого бытия в мире, и как мир, творимый человеком.
История культуры, понимаемая как целостная система, предполагает комплексное изучение различных ее областей (науки, техники и образования, быта и фольклора, общественной мысли и литературы, искусства и др. ) и выступает как синтезирующая дисциплина по отношению к многочисленным наукам и отраслям наук, изучающим отдельные стороны историко-культурного процесса.
Предметом истории русской культуры является изучение общих закономерностей историко-культурного процесса, а также выявление особенностей функционирования культуры в конкретных исторических условиях. [1]
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что культура современной России находится в кризисном, критическом состоянии. Основные культурные ценности потеряны, нет ориентиров, знаний, традиции и обычаи забыты. Необходимо историю нашей культуры, как она развивалась, какие этапы были основными и, главное, выбрать самое важное и значимое для нашего настоящего и будущего.
В данной работе я рассматриваю историю русской культуры в контексте общеисторического процесса. Цель работы состоит в выработке представлений о русской культуре как ценностно-смысловом единстве на каждом из важнейших этапов ее развития. В связи с этим я выделяю задачи: определить понятия «культура», «русская культура», рассмотреть основные этапы развития культуры русского народа.
Глава 1. Понятие «культура»
Термин «культура» в России появился в 30-40-х годах XIX столетия, хотя в Европе употреблялся еще с XVIII века. Означало это слово действие по возделыванию чего-либо и пришло из латинского языка. По мнению советского теоретика культуры Л.Е.Кертмана, существует около 400 определений термина «культура». Связано это с разнообразием самой культуры, которое является одной из причин ее существования вообще. Культура как жизнь: она существует лишь потому, что она – разная.
Понятие «культура» очень емкое. Оно включает в себя и нравственные нормы, и весь круг идей, которые определяют жизнь социума, и творчество отдельного человека и многое другое. В исследовательской литературе можно обнаружить несколько основных концепций "культуры", которые определяют подходы ученых к истории собственно русской культуры.
Сторонники первого подхода рассматривают культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Позитивная сторона этого подхода заключается в том, что возможен "охват" большего количества фактического материала, но из понятия культура практически исчезает деятельное начало и, соответственно, предметом исследования становятся не этапы человеческой деятельности, а конечный результат этой деятельности.
Сторонники второго подхода, напротив, рассматривают культуру как творческую деятельность человека. Поэтому на первый план здесь выступает роль творческой личности. Положительные моменты данного подхода определяются тем, что решается задача отдельно взятой личности. Но часто в подобных исследованиях личность рассматривается сама по себе, и нередко историко-культурный фон либо исчезает вовсе, либо никак не связан с проблемами исследования.
В 70-е гг. XX века складывается еще одно толкование культуры. Само его появление связано с процессами, которые происходили в гуманитарных науках. Дело в том, что к этому времени стало очевидно, что разобщение гуманитарных наук губительно для гуманитарного знания в целом. В исследовательских кругах было осознано, что выделение сферы материальной и духовной культуры нередко затрудняет понимание смысла, во-первых, самой культуры и, во-вторых, той роли, которую играет культура в жизни общества и человека.
В результате оформилось определение культуры, которое тесно связано с функционированием общества, с его социальной жизнью. Культура – это способ человеческого существования, совокупность картин мира, которые явно или латентно присутствуют в сознании членов общества и определяют их социальное поведение. Культура – это явление человека в истории или способ, каким он себя обнаруживает и видит в истории.
При таком понимании культуры творческая личность рассматривается в контексте своей эпохи. Рассмотрение культуры как способа человеческого существования дает возможность изучения человека обыкновенного, ничем, казалось бы, не примечательного. Это безусловные достоинства указанного определения, но и оно не идеально, т.к. таит в себе опасность того, что вся человеческая история окажется растворена в культуре.
Первая проблема, которая встает перед нами, это – проблема дефиниции "русской культуры". При кажущейся очевидности, русская культура оказывается не поддающейся простому и понятному определению. Следует ли под таковой понимать культуру, сложившуюся на территории России? Тогда это будет на 2/3 культура угро-финских народов, тюркских этнических групп, многочисленных народностей Кавказа, Средней Азии, Сибири. Даже в сердце России, вдоль Волги, воспеваемой в песнях "русской реки", это будет культура чувашей, башкиров, коми, татар, марийцев, поволжских немцев и др. Нужно ли под таковой понимать культуру русскую по языку, православную по религиозному самоопределению? Тогда это будет культура не России, а скорее культура русских меньшинств в Северной и Южной Америке, сохранивших православие, традиционный крестьянский уклад жизни, язык, фольклор и т.п.
Славянофилы, в частности, Н.Я. Данилевский, видели сущностные признаки русской культуры в православии, самодержавности, общинности крестьянского быта, культурной самобытности. В таком понимании "русская культура" погибла в 1917г. Западники, такие как А.И. Герцен, В.Г. Белинский и др., усматривали родовую суть русской культуры в миметичности, подражательности, настроенности на восприятие чужих культурных традиций, прежде всего западных, которым приписывалась спасительная сила, ускоряющая развитие. В таком смысле "русская культура" растворялась в западной, лишалась собственного облика.
П.Н. Милюков характеризовал русскую культуру как элементарную, пребывавшую в эмбриональном состоянии, с преобладанием первобытных добродетелей и пороков; в целом, русская культура, по его мнению, развивалась в том же направлении, что и западная, но с отставанием на несколько столетий. Н.А. Бердяев 4, наоборот, понимал русскую культуру как восточную, "культуру христианизированного татарского царства", европеизированную лишь в верхнем слое. Г.П. Федотов говорил о расколе в русской культуре, предопределившем ее драматическую судьбу, о двух векторах ее развития – прозападном и провосточном; первый привел, в конечном счете, к появлению феномена свободной культуры русской эмиграции, а второй – к формированию тоталитарной культуры СССР.
Л.Н. Гумилев определял русскую культуру как евразийскую, соединявшую европейское и азиатское начала; это обстоятельство придало русской культуре особую силу, динамизм, уникальную пассионарность.
Д.С. Лихачев, ставя совершенно иные акценты, выделяя в качестве сущностных доминант Север и Юг, описывал русскую культуру как скандовизантийскую; скандинавское начало обусловило военно-дружинное устройство Древней Руси, а византийское начало определило ее духовный характер. Число мнений можно множить до бесконечности, но, пожалуй, достаточно приведенных суждений, чтобы увидеть, насколько трудно определим предмет нашего дискурса. Русская культура, как и всякая другая культура, представляет собой нечто общее между людьми, объединенными общностью пространства, времени и определенным образом организованного социума. Это общее обнаруживается в языке, знаково-символической системе (образах, рисунках, вещах, стереотипах мышления и поведения), в понимании сущностных явлений, таких как "дом", "община", "свобода", "собственность" и т.п. [7]
русский культура исторический
Глава 2. Этапы развития русской культуры
Любая попытка представить русскую культуру в виде целостного, исторически непрерывно развивающегося явления, обладающего своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом этапе своего становления и исторического развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два отличных друг от друга лица. Европейское и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное – эти и подобные "пары" противоположностей свойственны русской культуре с древнейших времен и сохраняются фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол – это лишь немногие из значимых для понимания историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, – периодически обостряющуюся конфликтность, внутренне присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями бинарностью (с лат. двойственность). [4]
Этапы развития русской культуры историки делят на 2 больших периода. Первый охватывает почти три тысячи лет языческого догосударственного существования, второй относится к христианской эпохе.[4]
2.1 Первый этап развития русской культуры – славянская культура
О культуре славян первого периода нам известно немного. Одна из причин этого состоит в том, что основной материал той эпохи было дерево – пластичный, доступный, но недолговечный. Если античные сооружения, хотя бы в руинизированном виде, сохраняются тысячелетия, то деревянные постройки наших предков исчезали почти бесследно, не раз сгорали русские города уже в XVII-XVIII веках, оставляя после себя лишь пепелища.1) [9]
Но всё же можно утверждать, что в эпоху господства язычества русская культура была достаточно развита. Существовала особая письменность, похожая на узелковое письмо, имевшая сакральный смысл; была создана система знаков для фиксирования хозяйственной информации ("черты и резы"), известная каждому. Было развито деревянное зодчество и градостроительство, и в скандинавских сагах русская земля называлась "Гардарикой", т.е."страной городов"; самыми знаменитыми городами стали Киев, существовавший с VI в., Псков и Новгород; самой прославленной постройкой языческой эпохи был Десятинный храм в Киеве, украшенный 25 главами. Была развита земледельческая культура. Славяне особо почитали землю, коня, соединявшего земной мир с потусторонним. Они первыми в Европе стали использовать коня для вспашки земли, имевшей не только прагматический, но и мистический смысл. Славяне первыми изобрели плуг, который затем был позаимствован германцами и получил распространение в Европе.Славяне Русской земли славились изготовлением лучших льняных тканей, вышивкой, художественной обработкой металлов, ковкой, чеканкой, литьем; им были известны техника эмали, зерни, скани.
В то же время, русская культура языческой эпохи характеризовалась существованием многоженства, оргиастических празднеств, кровной мести и жертвоприношений, как животных, так и человеческих, распространенных у русов, угров и некоторых других народов Русской равнины.
Особенности развития культуры на данном этапе:
-открытость географического положения (вторжения кочевых народов);
-природные условия (обилие речных путей предопределило особенности и разнообразие хозяйственной деятельности);
-создание смешанных поселений (северное побережье Черного моря);
-упадок греческих городов и некоторый подъем культуры скифов-пахарей;
-падение Западной Римской империи, массовое движение славян через Дунай приводят к возникновению крупных славянских племен (две ветви славянских племен – анты и собственно славяне) – появление культуры, сложившейся в Киевское время.
Особенности ранней русской культуры заключается в том, что она впитала многочисленные течения составляющих ее племен; восприняла черты и качества восточных и западных соседей, приобрела свою специфику; имела патриархальную основу, поэтому возникшее государство долго сохраняло некоторые черты патриархальной общины; развитием разнообразных ремесел. [3]
2.2 Второй этап развития русской культуры
Следующий этап развития культуры наступает с принятием христианства на Руси в 988 году. Этот этап можно разделить на 3 периода.
Первый период развития русской культуры связан с династией Рюриковичей (IX-XVI вв.). Он разбивается на два важнейших этапа – киевский и московский. Этот период назван допетровским. Основная культурная доминанта – ориентация русского искусства на Восток, в первую очередь на Византию. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось религиозное искусство.
Второй период связан с династией Романовых (1613-1917). Двумя основными культурными центрами, определявшими общую направленность и стилевое своеобразие русской культуры в этот период выступали Москва и Санкт-Петербург. Период назван петровским, поскольку именно реформы Петра I повернули культуру нашей страны на Запад. Основным источником культурных заимствований и подражании в это время становится Западная Европа. Главной сферой, где формировалась творческая мысль и где с наибольшей силой проявил себя национальный гений, являлось светское искусство.
Третий период начинается после Великой Октябрьской революции царизм был свергнут. Главным и единственным культурным центром советского искусства становится Москва. Культурным ориентиром не является ни Запад, ни Восток. Основная ориентация – на поиски собственных резервов, создание самобытной, основанной на марксистской идеологии, социалистической культуры. Последнюю нельзя назвать в строгом смысле ни религиозной, ни светской, поскольку она удивительным образом соединяет то и другое, не похожа ни на ту, ни на другую. Определяющим моментом культурного развития советского общества (в пределах его государственных границ) надо считать разделение общего культурного пространства на культуру официальную и культуру неофициальную, значительная (если не господствующая) часть которой представлена диссидентством и нонконформизмом. За пределами государства, разбросанная по странам Европы и Америки, формировалась мощная культура Русского зарубежья, которая, как и неофициальное искусство внутри СССР, находилась в антагонизме с официальной культурой. [1;с.34]
Рассмотрим каждый из этих периодов более подробно
.2.1 Культура Древней Руси
Христианизация Руси была важнейшим типологически образующим фактором, прежде всего, в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности русской культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества. В рамках христианской цивилизации возникают, формируются и достигают великих успехов отечественная литература, живопись, музыка, зодчество – все то, чем мы гордимся, вспоминая прошлое.
Важной особенностью нового этапа развития культуры явилась ее интеграция в европейское пространство. Христианский универсализм сменил патриархальную ограниченность. Русь стала ощущать себя частью мировой цивилизации, ее история подключилась к всечеловеческой, что явственно проступает в древнерусском летописании. Вместе с тем дохристианский этап не был забыт. Митрополит Иларион в "Слове о законе и благодати" с гордостью вспоминает о старых славных временах воинственной Руси, ходившей походами на Царьград.
Процесс смены приоритетов в ходе христианизации страны происходил не без проблем. Одна из них состояла в конфликте своего, родного, привычного с привнесенным, чужим, трансплантированным. Прибывшие из-за моря люди (как бы сейчас сказали, "греческой национальности") принесли свои книги, свои иконы, свой язык, свою веру. Не только простодушные славяне, но и сами искушенные греки в течение нескольких веков с трудом перестраивали свое мировоззрение и свою культуру, пока она не стала христианской. В этом, а не только в гонениях языческих императоров была одна из основных причин медленного распространения христианства в качестве доминирующего вероучения, сформировавшего новый тип культуры.
Столь же долгим и непростым был путь распространения христианства на Руси. Привыкшие к своим обычаям, знавшие своих волхвов как плоть от плоти и кровь от крови родного этноса, древние русичи должны были чтить ветхозаветных еврейских пророков и христианских подвижников греков, сирийцев, римлян. Легко ли было отрекаться от своего ради чужого? Но через это надо было пройти ради духовного роста и страны, и народа, и культуры, что неизбежно произошло в дальнейшем. Старая языческая культура была при этом не уничтожена, а приспособлена к задачам новой. Сложилось так называемое "двоеверие", которое нужно понимать не буквально, а осмыслять как сложный синтез двух различных культурных типов, давших нечто новое третье. Современное разнообразие христианских культур, в том числе православных (например, у греков, румын, русских), в немалой степени объясняется различием их дохристианских традиций и обычаев.
Стоит отметить, что в становлении русской культуры уникальную роль сыграли монастыри. Они являлись не только уединенными обителями, где молились ушедшие от мира иноки. Они играли важнейшую культурообразующую, цивилизационную, социально организующую функцию, особенно в малоосвоенных областях Северо-Восточной Руси. Без них нельзя себе представить развитие отечественной архитектуры, живописи, пластики, хорового пения, музыкальной, книжной, декоративной культуры, причем не только в средневековье, но и в новое время. Кроме того, они являлись образовательными центрами, предшественниками музеев как хранителей исторических реликвий, оборонительными форпостами, средоточиями развитой аграрной культуры. Своим обликом, сочетающим черты Небесного Иерусалима и древнерусского града, монастыри издревле украшали нашу землю, являясь символом божественного гармонического благоустроения, противостоящего хаосу и темным силам зла. Тот, кто их уничтожал, осквернял, переделывал, хотел уничтожить, осквернить, переделать саму душу нашей культуры, ее основы, ее архетип.
Вместе с новой религией от Византии передается письменность, книжная культура, навыки каменного строительства, каноны иконописи, некоторые жанры и образы прикладного искусства. После этого Киевская Русь пережила подъем культуры, в течение первого же столетия вышедшей на высокий европейский уровень.
В целом, период древнерусской культуры можно охарактеризовать следующим образом:
-русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля;
-развитие ремесла (более 40 ремесленных специальностей, производилось более 150 видов изделий из железа, стали);
-развитие устного народного творчество (песни, сказки, загадки, пословицы, календарная языковая поэзия: заговоры, заклинания, обрядовые песни);
-возникновение героического былинного эпоса;
-ведение единой письменности – русский язык;
-развитие просвещения (городское население грамотное; князья владеют иностранными, древними языками; Киевскую Русь называют «книжной страной»; при монастырях созданы школы, библиотеки, архивы, переводится литература, пишутся летописи);
-христианские ценности и обряды входят в народную культуру, вытесняют язычество, перемешиваясь с ним.[4]
Именно с татарами на Руси установились деспотическая власть, отношения подданничества и рабства, утвердилась исключительная роль военной силы; население именно тогда стало прикрепляться к месту жительства, не смея его покидать; проводились регулярные переписи, необходимые для контроля за сбором дани; ярлыки на княжение выдавались татарскими ханами. Некоторые исследователи, в частности, Н.И.Костомаров, отмечают нравственную деградацию русских в этот период: появились прежде не свойственные русским качества, как например, подлость, лживость, двуличность, сервильность и низкопоклонство перед сильным, жестокость и безжалостность по отношению к слабым. Вообще, татарское нашествие оказало сложное воздействие на развитие русской культуры: значительная часть татар была ассимилирована, восприняла русский язык, обычаи, моду; в то же время многие татарские традиции укоренились в русской жизни, стали неотъемлемой ее составляющей, как позднее нельзя будет представить Россию без ямской службы, ямщицких бубенцов и песен. Татары, к тому же покровительствовали православной церкви, освобождая ее от налогов и сборов, признав неприкосновенность ее прав собственности. [7]
Владычество Золотой орды оказало двойственное влияние: с одной стороны, ослабляло экономическое и политическое положение Руси, с другой – ускорило объединение княжеств и появление единой русской народности. Духовная культура стремится сохранить самобытность, памятники литературы. В этот период особенно явным становится сплав духовных и политических взглядов, христианского и государственного, религиозного и светского. [8] Не случайно к этому периоду некоторые исследователи (Д.С.Лихачев) относят такое явление, как Предвозрождение. То было время возникновения русского героического эпоса, прославлявшего победу русских на Куликовом поле в 1380 г., стоит указать лишь "Сказание о Мамаевом побоище" и "Задонщину". То было время духовного подвижничества русских Святых Сергия Радонежского, Стефана Пермского, создавшего коми алфавит, и др. В это время творили один из самых выдающихся писателей Древней Руси – Епифаний Премудрый и один из самых непревзойденных живописцев – Андрей Рублев. Тогда же псковский старец Филофей сформулировал концепцию Москва – Третий Рим, согласно которой Москва является правопреемником Рима и Константинополя (Второго Рима) на мировое господство, а русский народ является богоизбранным народом для осуществления этой миссии. Реализацией этой идеи стало новое грандиозное строительство в Москве, возведение краснокаменного Кремля, Грановитой палаты, Успенского и Архангельского соборов, принятие Иваном III царского титула, новых символов власти (двуглавого орла, диадемы, скипетра, державы и др.) и чеканка золотой монеты. [7] Происходит постепенный подъем Руси, и связан он с возвышением Московского княжества, становлением культуры Московской Руси. Культура Московской Руси – наследница культуры Киевской Руси, преемница её традиций, памятников, ценностей. Она сохранила и развила древнерусский язык, фольклор, литературу, традиции градостроительства. Древнерусский язык превратился в русский, древнерусская нация – в русскую, древнерусская культура – в русскую культуру. В свою очередь, русская культура Московского княжества стала ядром для формирования российской культуры, образцом освоения, идеалом развития для народов, входящих в состав России. Это – единая линия развития культуры на разных этапах её существования, что выражается в единстве языка, культурообразующего этноса – русского народа, его духовного склада.
Культура Московской Руси, хотя и позволила развивать производительные силы народа, восстановить самостоятельность, государственность, независимость развития, не смогла преодолеть наметившийся разрыв в социально-экономическом и технико-технологическом развитии. Когда Европа стала переходить к мануфактурному производству, на Руси вынуждены были восстанавливать систему ремесленного производства. Когда в Европе вынуждены были предоставлять свободу крестьянству, ограничивать феодализм, Руси приходилось закреплять крестьян, лишая их остатков былой свободы и самостоятельности.[5]
.2.2 Петровская эпоха
в. в России, или "век Русского Просвещения", – период в развитии русской культуры, означавший постепенный переход от древнерусской культуры к культуре Нового времени (русской классической культуре 19 в. ), начало которому положили петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России "сверху"). Главное содержание петровских реформ составила секуляризация культуры, разрушившая средневековую цельность древнерусской культуры, несмотря на все ее внутренние противоречия, сплошь религиозной и "застывшей" как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола 17 в., полоса петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую "культуру-веру") на собственно "культуру" и собственно "веру", т.е. фактически на две культуры: светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а новообразовавшаяся секулярная, светская культура укоренялась в центре культурной и общественной жизни, приобретая самодовлеющий характер.
Принципиально новыми феноменами, немыслимыми для традиционной русской культуры, явились – в результате петровских реформ – библиотеки и общедоступный театр, Кунсткамера и Академия наук, парки и парковая скульптура, дворцовая архитектура и морской флот. Апофеоз вещи и борьба с "инерцией слова" были связаны в Петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов в культуре, общественной жизни и в быту, характерных для средневековья, с обретением нового уровня духовной свободы. Преодолевая статичность, русская культура 18 в. начала проникаться принципом историзма: история отныне воспринимается не как предопределение, не как застывшая вечность, эталон, идеал мироздания, но как иллюстрация и урок современникам, как результат участия человека в ходе событий, итог сознательных действий и поступков людей, как поступательное движение мира от прошлого к будущему. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и совершенствовании – от низших форм к высшим. [2]
Петровские реформы, последовательно ориентированные на вестернизацию России, ее включение в мировое сообщество, были направлены на приобщение к западноевропейской цивилизации. Было немыслимо оставаться в стороне от научного, технического, цивилизационного прогресса, и Россия вступила в сотрудничество с Западом. Однако оно таило в себе опасность навязывания иных форм развития культуры, а также конфессиональной экспансии. Попытки сочетания национальных устоев и достижений современной цивилизации привели к созданию в России накануне революции достаточно сбалансированной системы различных тенденций, что породило подлинный расцвет литературы, музыки, философии, в частности в эпоху "серебряного века".
.2.3 Советская культура
XX век социальных потрясений, надежд и крушений. Начало века ознаменовалось резким переходом от одного состояния общества к другому, появление философии, связанной с поисками смысла жизни, с образом человека, с социальными проблемами. В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения коммунистической партии к художественно-творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики советского государства. Культура должна выражать интересы класса, а значит, и общества в целом.
Можно выделить следующие черты социалистической культуры:
-социалистическое общество формирует новую культуру;
культура принадлежит народу, служит выразителем его интересов и духовных запросов;
пролетарская культура создается через слом прошлого и опору передового опыта современности.
Однако ряд выдающихся художников, писателей и поэтов активно этому противостояли – А. Платонов, Е. Замятин, М. Булгаков, М. Цветаева, О. Мандельштам. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным (включая узкоклассовое) был для них непреложным законом творчества. Пролетарская революция в России начало периода формирования новой советской культуры.
Советский период – это сложное и противоречивое явление в развитии не только истории, но и культуры. С ним связано появление гениальных ученых и исследователей, талантливых художников, писателей, музыкантов, режиссеров; рождение многочисленных творческих сообществ, художественных школ, направлений, течений, стилей. Но в то же время была создана тотализированная социокультурная мифология, сопровождавшаяся догматизацией, манипулированием сознания, уничтожением инакомыслия, примитивизацией художественных оценок и физическим уничтожением цвета российской научной и художественной интеллигенции. [3]
Традиционная отечественная культура, построенная на православных основах, подверглась тотальному разрушению во имя создания новой, базировавшейся на коммунистической вере как квазирелигии секулярного типа, пытавшейся создать царство справедливости и благоденствия на земле.
Подобная ситуация напоминает времена разложения Римской империи, когда множество проповедников, лжеучителей увлекало в разные стороны измученных людей, а истинная вера еще не стала достоянием всех, ее ищущих. Отличие, однако, состоит в том, что нам нужна не новая вера, а возвращение к некогда уже обретенной, бывшей опорой в течение тысячи лет и пребудущей таковой вовеки. Отечественная цивилизация после катастрофических потрясений и губительных экспериментов ради своего выздоровления и дальнейшего развития должна вернуться к своим подлинным основаниям, важнейшим из которых является воспринятое от Византии во времена крещения Православие.
Это, конечно, не исключает, при учете сложного этнического и вероисповедального характера населения всей страны, возрождения духовных и культурных традиций всех населяющих ее народов. Однако скреплять страну, общество, культуру в единое целое призвана та вера, которую приняли и завещали наши предки и которая успешно исполняла эту миссию в течение многих веков.[9]
Заключение
Бердяев выделял в российской история "пять разных России" – как пять разных культурно-исторических типов или стилей культуры: Киевская Русь, монголо-татарская Русь, московское царство, петербургско-императорская (послепетровская) Россия и Россия советская. Однако сегодня очевидно, что и эти пять не исчерпывают российской истории: наряду с советской Россией была и русская эмиграция (русское зарубежье); начиная с 1991 г., мы ведем отсчет посттоталитарной истории России; да и эпоха "серебряного века" (рубежа XIX – начала XX вв.) – в том числе и по представлениям самого Бердяева, составляла особый тип культуры, отличный от культуры императорской России. Если же добавить к перечисленным Россиям еще Русь дохристианскую, языческую, существовавшую, пусть и весьма аморфно, до Киевской Руси, то мы насчитаем уже девять разных культурно-исторических парадигм в истории отечественной культуры, что чрезвычайно много для одной культуры, даже прожившей более 11 веков (истоки языческой Руси теряются в доисторической глубине и не могут быть датированы с какой-либо определенностью).
Культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах – восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась на историческом "перекрёстке", с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, – "путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и "заданностью" традиций, то и дело "восставая" против них и нарушая.[3]
Таким образом, можно сделать выводы о том, что русская культура:
1)сложилась в результате слияния первичных культур различных племен славянского и восточного происхождения.
2)находилась в постоянном движении, кардинальной смене религиозных взглядов, типов государственности и форм наследования и правления.
)тесно связана с политическими тенденциями общества.
)синтезировала существенные черты культуры Востока и Запада. Россия, вобрав в себя эмоциональность Востока и рациональность Запада, создала специфический сплав этих двух сторон.
)существует не только и не столько в ее официальном выражении, сколько в народном сознании, в его традициях, обычаях, языке, морали, способах мировосприятия и миропонимания.
Список использованной литературы
1.Кравченко А.И. Культурология: Уч. пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2001.
2.Муравьёв А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. – М.: Просвещение,1984.
3.<http://bseu-04rff.narod.ru/podgotovka.files/Kultur.files/4.htm> Белорусский государственный экономический университет
.<http://www.countries.ru/> Страны мира
5.http://www.gumfak.ru/ Электронная гуманитарная библиотека
.<http://ido.tsu.ru/ss/?unit=130> Русская культура (IX – нач. ХХ вв.)
7.www.tmnlib.ru/ <http://www.tmnlib.ru/DbFileHandler.axd?203> Электронная библиотека
8.http://www.refbank.ru/ сайт компании Refbank.ru
.http://www.rustrana.ru/ Русская цивилизация