- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 27,97 Кб
История советского кинематографа
Первый Санкт-Петербургский
государственный медицинский
университет им. акад. И. П. Павлова Кафедра истории и культуры
РЕФЕРАТ
на тему:
«История советского кинематографа»
Выполнил:
Студент I курса
стоматологического факультета
Поляев В.С.
Санкт-Петербург
Cодержание
Введение
История советского кинематографа
Появление кинематографа в России в 1896г.
Начало российского кинопроизводства
Кино в годы Первой мировой войны и революции
Советское кино с 1917 по 1930 гг
Звуковое кино в СССР
Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
Выпуск игровых фильмов
Советское кино второй половины 40-х – 50-х гг
Кинематограф 50-х гг.
Советское кино в 1960-1970-е гг.
Мультипликация 1960-х гг.
Своеобразие киноискусства 70-х гг.
Кино 1980-х – 1990х.
Некоторые выдающиеся советские кинорежиссеры
С.Ф. Бондарчук и его вклад в развитие кино
В.М. Шукшин и его роль в развитии кино
Н.С. Михалков
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Становление российского кино происходило тяжело и долго, так как оно родилось уже при развитом кино в других странах: Америке, Франции, Англии, Германии, Дании, Италии и др.
Выпуск первых фильмов, несмотря на крайнюю примитивность "экранизации, достиг сразу внушительных результатов, особенно к началу первой мировой войны. Россия гордилась своим кинематографом, доказывала свою возможность быть на уровне мирового кино. Всегда российское кино было связано со всеми историческими процессами, происходящими в стране и в мире вообще. Кинематограф России всегда шел от позиции добра, как и вся русская культура, поэтому кино в России всегда было любимым видом искусства нашего народа.
В 1995 году киноискусству исполнилось сто лет. Нет сегодня государства, где не создавались бы кинофильмы – игровые, документальные, научные, анимационные, телевизионные, кассетные, экспериментальные, любительские – всякие. Учесть их практически невозможно. Их десятки тысяч, а может быть, и сотни тысяч, выпускается в год. Будь ты богатый, или бедный, вне зависимости от твоих вкусов, ты все равно будешь интересоваться различными фильмами.
История советского кинематографа
Появление кинематографа в России в 1896г.
В мае 1896 г. в Москве готовились к проведению пышной коронации нового императора – Николая II. В старой столице собралось множество фотографов-корреспондентов газет, получивших для этого специальное разрешение. Среди них был и парижский оператор Камилл Серф, направленный в Москву Луи Люмьером для съемок коронации российского императора с помощью нового аппарата. Об этом 5 мая и написала газета «Новости дня», отмечая, что все происходящее на коронации будет фиксироваться на особой движущейся ленте. Таким образом, изобретение Люмьера оказалось в России менее чем через полгода после первого публичного сеанса в Париже.
Первые демонстрации фильмов в России состоялись весной 1896 г. в Петербурге в летнем саду «Аквариум» и в Москве – в театре «Эрмитаж». В Москве в конце 1897 г. появилось сообщение об открытии на Красной площади в Верхних торговых рядах «Электрического театра». Он и был первым в России синематографом, который предназначался для демонстрации кинематографических лент.
Вначале развитие российского кинопроизводства тормозилось потоком иностранных лент, но оно постепенно начинает налаживаться – регулярное производство фильмов появляется в стране с 1907-1908 гг. Это время было непростым для России – только что закончилась революция 1905 г., в стране наступили годы реакции. Но постепенно начинает возрождаться экономика, и внимание предпринимателей привлекает новая область – кинематограф.
Начало российского кинопроизводства
В числе первых предпринимателей в области кино – А.О. Дранков и А.А. Ханжонков. С именем А. Дранкова – журналиста и фотокорреспондента – связано начало систематических съемок и выпуска на массовый экран кинохроники (весна 1908). Эти хроники фиксировали парадную сторону жизни Российской империи: прибытие глав иностранных государств, их встречи с царем, религиозные праздники и т. д. Съемки первого в России игрового фильма «Понизовая вольница» (1908) также связаны с именем Дранкова. Поскольку фильмы были «немыми», их демонстрацию сопровождали «живой» музыкой – импровизированным музыкальным аккомпанементом.
Другим известным кинопромышленником в это время был А. Ханжонков. С 1909 по 1914 гг. его фирма выпустила свыше 70 игровых картин. В 1912 г. на Житной улице в Москве, он построил крупнейшее для своего времени киноателье, в котором снимали фильмы. Ханжонков выпускал фильмы-киноиллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого и др. писателей. Он снимает и исторические картины: «Ермак Тимофеевич – покоритель Сибири», «Оборона Севастополя», «1812 год». Ханжонков выпускает также хронику, учебные и научно-популярные фильмы. Именно благодаря ему в России началась съемка объемной мультипликации.
Усложнение художественных задач при производстве фильмов повлекло за собой возникновение в кинопроизводстве новой профессии – кинорежиссер. В числе первых у А. Ханжонкова начинают работать режиссеры П. И. Чардынин, Е. Ф. Бауэр, В. М. Гончаров.
Что же представляли собой первые российские фильмы?
Многие из них были сняты по известным литературным произведениям. Не передавая ни сюжета, ни образного строя литературного источника, они лишь воспроизводили отдельные, наиболее выигрышные сцены и эпизоды этих произведений. Режиссеры также «копировали», «передавали» известные произведения живописи, а потом «оживляли» их. Так был поставлен фильм «1812 год», в котором оживляли картины художника В. В. Верещагина.
Одним из зачинателей русского кинематографа считается Василий Михайлович Гончаров (1861-1915), написавший сценарий «Понизовой вольницы». Он поставил киноиллюстрации литературных произведений: «Песнь про купца Калашникова» (1909) и «Преступление и наказание» (1909), а также фильмы на сюжеты известных опер и песен. Гончаров получил известность как постановщик исторических картин. Он снял первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911).
Одним из первых режиссеров российского дореволюционного кино был Петр Иванович Чардынин (1878-1934). Он окончил Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, работал в провинциальных театрах. В кино пришел в 1907 г., ставил салонные мелодрамы, комедии, фарсы. Чардынин занимался экранизациями литературных произведений, им были поставлены фильмы: «Мертвые души» (1909); «Домик в Коломне» (1913); «Наташа Ростова» (1915). В его фильмах снимались такие известные актеры немого кино, как Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский и др. После революции режиссер уехал за границу, но в 1923 г. вернулся и продолжал свою работу в кино.
Значительный вклад в развитие кино этого периода внес Евгений Францевич Бауэр (1965-1917). Будучи театральным художником – декоратором по профессии, став режиссером, он и в кино много внимания уделял изобразительной стороне фильма. В своих фильмах («Жизнь за жизнь», «Королева экрана», «Лунная красавица», «В мире должна царить красота») он добивался осмысленной, гармоничной композиции кадра, в игре актеров, особенно в групповых сценах, он стремился к созданию живописного зрелища. Е. Бауэр был зачинателем живописного направления в русской кинематографии, оказавшего влияние на формирование стилистики советского немого кино.
В режиссуре появляются и новые имена. Среди других выделяется мастерство Якова Александровича Протазанова (1881-1945). Молодой режиссер дебютировал фильмом «Бахчисарайский фонтан» (1909). Он создает лучшие фильмы русского дореволюционного кино: «Пиковая дама» (1916) и «Отец Сергий» (1918).
В русском кино зачинателем мультипликации был В. А. Старевич (1882-1965). В 1911 г. он открыл технические принципы объемной мультипликации и снял кукольные мультипликационные фильмы «Прекрасная Люканида», «Место кинематографического оператора» и «Авиационная неделя насекомых» (1912). Он снимал и мультипликационные фильмы для детей: «Веселые сценки из жизни животных» и «Рождество обитателей леса» (1912). В этих фильмах В. А. Старевича, герои имеют свои индивидуальные черты, наибольшей выразительности в характерах героев он достиг в фильме «Стрекоза и Муравей» (1913). Мультипликационные фильмы Старевича имели международный успех. Режиссер обращался и к графической мультипликации.
Кино в годы Первой Мировой Войны и революции
С 1913-1914 гг. все больше выпускается фильмов в жанре так называемой салонно-психологической драмы, в них рассказывалось о неразделенной любви, ревности, погоне за богатством и т. п. Эти фильмы пользовались большим успехом у публики. Кино все больше распространялось по всей территории Российской империи, и к 1913 г. в стране насчитывалось уже 1400 кинотеатров.
В годы Первой мировой войны в России резко сократился приток зарубежных фильмов. Вместе с тем зрители все больше посещали кинотеатры, кино стало самым демократичным и самым дешевым видом развлечения. Правительство стало уделять кинопроизводству значительно больше внимания, поскольку оно способствовало информации населения о ходе военных действий, помогало поднимать патриотический дух народа, не понимавшего необходимости войны. При Скобелевском комитете (он был организован в годы русско-японской войны для сбора пожертвований в пользу больных и раненых воинов) создается военно-кинематографический отдел. Благодаря всему этому, кинопроизводство в 1914-1917 гг. значительно выросло: если в 1913 г. было выпущено 129 картин, то в 1916 г. – 500 картин, причем, в большинстве своем полнометражных.
Мощный подъем кинопроизводства способствует быстрому накоплению опыта в съемках фильмов, обеспечивает приток свежих творческих сил, среди которых были молодые талантливые люди, серьезно относящиеся к искусству кино, видящие в нем большой художественный потенциал. Мастера из смежных искусств приносили в кино свою художественную культуру, развитый художественный вкус. Профессия кинорежиссера начинает выделяться в самостоятельный вид деятельности, объединяющей творческие усилия всего съемочного коллектива.
Советское кино с 1917 по 1930 гг.
После Октябрьской революции советское правительство поставило задачу расширения социальных функций кино: оно должно стать не просто средством развлечения и отдыха, но и средством агитации и пропаганды для масс, средством их воспитания.
Но ситуация в стране обострялась. Кинопромышленники не хотели сотрудничать с новой властью, они закрывали свои предприятия, прятали и уничтожали аппаратуру, некоторые из них уезжают за границу.
августа 1919 г. правительством был издан Декрет о национализации кинематографической и фотографической промышленности (сейчас этот день отмечается как День российского кино). Для подготовки творческих и инженерно-технических кадров создаются киношколы. В октябре 1919 г. в Москве начинает работать Московская государственная школа кинематографии (ныне ВГИК).
В 20-е гг., после окончания гражданской войны, постепенно начинает восстанавливаться производство кинофильмов. В 1921 г. киностудии страны выпустили 3 полнометражных игровых фильма, в 1922 – 7, а в 1923 – 13. Кроме того, выпускались агитационные фильмы, хроника, научнопропагандистские, или, как их называли, «культурфильмы». У истоков нового советского кино стояли молодые, выдвинутые революцией кинематографисты.
В 1925 году вышел на экраны фильм «Броненосец „Потёмкин» Эйзенштейна, который в 1926 году был признан Американской академией киноискусства лучшим фильмом года. (Интересно, что Сергей Эйзенштейн лично, кисточкой, кадр за кадром, на киноплёнке раскрасил флаг, который подняли над кораблём восставшие матросы, в красный цвет). В 1930 году фильм был озвучен.
Звуковое кино в СССР
5 октября 1929 г. в Ленинграде на Невском проспекте был открыт первый в СССР кинотеатр, где демонстрировались звуковые фильмы. Первыми, кто использовал звук в фильмах, были режиссеры документального кино.
Жизнь страны, достижения людей разных профессий освещались во многих киножурналах: «Социалистическая деревня», «Советское искусство», «Наука и техника», «Пионерия» и др. Выходили и полнометражные звуковые фильмы: «План великих работ» А. Роома, «Олимпиада искусств» В. Ерофеева и И. Беляева, «Симфония Донбасса» («Энтузиазм») Д. Вертова.
Зритель ждал появления звуковых художественных фильмов, уже появились кинотеатры, оборудованные соответствующей аппаратурой, но производство звуковых фильмов началось не сразу, ведь это был достаточно длительный процесс. И тогда начали озвучивать некоторые немые фильмы. Например, был озвучен фильм «Одна» (1931) Г. Козинцева и Л. Трауберга, рассказывающий о судьбе молодой учительницы. Поскольку полностью озвучить речь актеров было невозможно, использовались и авторский комментарий, и музыка, которую написал Д. Шостакович.
В 1931 г. был снят первый полнометражный звуковой фильм «Путевка в жизнь» (Н. В. Экк), рассказывающий о борьбе с детской беспризорностью и воспитании человека в труде в новых социалистических условиях. Важным шагом в развитии звукового кино был фильм «Встречный» (1932) Ф. М. Эрмлера и С. И. Юткевича. Само название фильма связано со встречным планом в трудовом соревновании на заводе. Речь героев стала использоваться как средство создания образов, она играла важную роль в понимании конфликта и развитии сюжета. Музыка Д. Шостаковича была органично связана с драматургией. «Песня о встречном», звучащая лейтмотивом фильма, стала очень популярной и в жизни.
Советское кино в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
В годы Великой Отечественной войны киноискусство рассматривалось как мощное средство патриотического воспитания масс, поддержания морального духа народа, его уверенности в победе. Первое место по значимости занимала кинохроника, оперативно рассказывающая о ходе военных действий, о работе тыла, жизни страны в условиях военного времени. Выпускалось много научно-популярных фильмов для армии, посвященных военной технике и тактике современного боя, а также инструктивных фильмов для населения, информирующих о поведении в той или иной ситуации.
Художественный кинематограф по-прежнему оставался мощным средством воспитания масс, но формы фильмов в начале войны изменились – появились короткометражные агитационные новеллы, объединенные в «Боевые киносборники». Первые семь выпусков были сняты на студиях Москвы и Ленинграда, но осенью 1941 г. студии были эвакуированы в Среднюю Азию. Центральная объединенная студия художественных фильмов находилась в Алма-Ате.
В съемках фронтовой кинохроники принимало участие более 150 операторов. В это число входили самые разные мастера – и опытные хроникеры, и только что окончившие ВГИК молодые операторы, и те, кто пришел из художественного кинематографа. Все снятое ими включалось в выпуски «Союзкиножурнала», «Новостей дня», фронтовые киновыпуски, короткометражные и полнометражные документальные фильмы. Кинооператоры всегда находились в гуще военных действий, шли в атаку вместе с бойцами действующей армии, боролись с фашистами в партизанских отрядах. Многие из них пали смертью храбрых на полях сражений.
В создании документальных фильмов участвовали известные режиссеры художественной кинематографии: С. Герасимов, С. Юткевич, Ю. Райзман, А. Зархи, И. Хейфиц.
Выпуск игровых фильмов
В 1942 г. выпуск киносборников прекратился, было налажено кинопроизводство в военных условиях. На экраны стали выходить новые полнометражные фильмы о войне. «Секретарь райкома» (1942) И. Пырьва рассказывал о героической борьбе партизан в тылу врага; «Она защищает Родину» (1943) Ф. М. Эрмлера – о судьбе простой женщины Прасковьи Лукьяновой, на долю которой выпали тяжелые испытания, о ее стремлении мстить врагу за разрушенную жизнь и гибель близких людей. В центре фильма «Радуга» (1943) М. Донского – героический образ простой женщины -партизанки, а также ее односельчан.
В художественных фильмах, созданных в годы войны, нашли отражение темы героической битвы Советской армии с врагом, тяжелых испытаний, выпавших на долю гражданского населения, в том числе детей, а также работа для фронта в тылу, борьба в партизанских отрядах.
В фильме «Нашествие» (1945) А. Роома, раскрывается тема сопротивления советских людей фашистским захватчикам. В фильме «Фронт» (1944) режиссеров Г. и С. Васильевых был поставлен вопрос о тех трудностях, которые испытывала Советская армия в начале войны, о неподготовленности некоторых военачальников к ведению боевых действий в новых условиях.
На экраны страны выходили также фильмы, рассказывающие о личной жизни и переживаниях простых людей в тяжелые годы войны. Фронтовой дружбе был посвящен фильм «Два бойца» (1943) Л. Д. Лукова; фильм «Жила-была девочка» (1944) В. В. Эйсымонта рассказывал о жизни в осажденном Ленинграде. Выходили на экраны и комедии, которые поднимали настроение зрителей, поддерживали уверенность в победе: «Антоша Рыбкин» (1942) К. К. Юдина, «Новые похождения Швейка» (1943) С. Юткевича, «В шесть часов вечера после войны» (1944) И. Пырьева, и др.
В условиях эвакуации киностудии продолжали снимать и большие исторические фильмы. С. Эйзенштейн продолжил работу над фильмом «Иван Грозный», начатую еще до войны. К созданию этого фильма С. Эйзенштейн приступил, будучи зрелым мастером. Его находки в области монтажа, сочетании изображения и звука, в том числе, музыки, эксперименты с цветом нашли воплощение в фильме. Образ Ивана Грозного блистательно создан актером Н. Черкасовым.
Первая серия фильма вышла в 1945 г. и была высоко оценена, режиссер получил за нее Государственную премию. Вторая серия не понравилась Сталину и не была выпущена на экраны. Она увидела свет только в 1958 г., уже после смерти Сталина и самого режиссера.
Несмотря на тяжелые условия, кино в годы войны продолжало развиваться. Были созданы фильмы, обогатившие отечественный кинематограф яркими образами, отразившими нравственный облик людей в тяжелые годы испытаний. Искусство кино, как и искусство других видов, воспитывало людей, помогало им выстоять в тяжелой борьбе с врагом.
Советское кино второй половины 40-х – 50-х гг.
Во второй половине 40-х гг. на экраны страны вышли фильмы, свидетельствовавшие о развитии отечественного кинематографа, однако на них сказалась и политическая обстановка в стране – культ личности Сталина. Другим недостатком стало приукрашивание действительности, помпезность в изображении жизни людей. Та жизнь, которую показывали в фильмах, часто не соответствовала реальной жизни людей в послевоенное время. В сюжетах фильмов проявлялась «теория бесконфликтности» (так она была названа позже), основанная на том, что в нашей стране нет борьбы классов, поэтому и серьезных конфликтов быть не может. В фильмах появлялись лишь некоторые коллизии, основанные на недоразумениях.
Фильмы, вышедшие в конце 40-х гг., были посвящены, прежде всего, теме Великой Отечественной войны, в них говорилось о подвигах народа, выдающихся полководцев, роли партии в победе над фашизмом. Тематика и жанры были разнообразны, и многие из этих фильмов зрители смотрят и сейчас в ретроспективных показах.
В 1948 г. С. Герасимов снял фильм «Молодая гвардия», рассказывающий о молодых комсомольцах-подпольщиках Краснодона. В основу кинофильма был положен одноименный роман А. Фадеева, повествующий о подлинных событиях военного времени. С. Герасимов тщательно изучил материалы, относящиеся к истории краснодонского подполья. Вместе со студентами ВГИКа, которые снимались в этом фильме, режиссер выезжал в Краснодон, где актеры встречались с родственниками и знакомыми героев, чьи образы им предстояло создать. В процессе съемок были внесены изменения в трактовку некоторых характеров по сравнению с романом. Постановка фильма имела и большое педагогическое значение, в этой работе изучался и проверялся метод подготовки и воспитания актеров во ВГИКе.
О подвиге летчика А. Маресьева в годы войны рассказывал фильм «Повесть о настоящем человеке» (1948). Документальная основа фильма еще усиливала воздействие, производимое на зрителей: восхищение мужеством человека, лишившегося ног, и все-таки возвратившегося в авиацию и продолжавшего сражаться с врагом.
Из фильмов о Великой Отечественной войне к наиболее удачным относились «Третий удар» (1948), «Звезда» (1949). Приключенческий жанр представляли фильмы «Подвиг разведчика» (1947), «Смелые люди» (1950). Теме борьбы за мир были посвящены фильмы «Встреча на Эльбе» (1949), «Русский вопрос» (1947) и «Секретная миссия» (1950).
В послевоенных фильмах большое место отводилось созданию образов современников, людей мирных профессий. К несомненным удачам этого периода относится фильм М. Донского «Сельская учительница» (1947). В центре фильма – жизнь Варвары Мартыновой (В. Марецкая), простой сельской учительницы, посвятившей себя образованию и воспитанию деревенских детей, всю жизнь проработавшей в школе. В эти же годы были созданы фильмы: «Сказание о земле Сибирской» (1948) и «Кубанские казаки» (1950) И. Пырьева, «Сельский врач» (1951) С. Герасимова, «Кавалер Золотой Звезды» (1950) Ю. Райзмана, «Донецкие шахтеры» (1951) Л. Лукова, и др.
Большое место в репертуаре студий в это время занимали фильмы, знакомящие зрителей с жизнью выдающихся людей – полководцев, ученых, деятелей культуры: «Адмирал Нахимов» (1946), «Мичурин» (1948), «Академик Иван Павлов» (1949) и «Мусоргский» (1950), «Тарас Шевченко» (1951). Эти фильмы через биографии выдающихся людей раскрывали страницы истории страны, имели не только художественную, но и большую познавательную ценность для зрителей.
Достижения советского кино этого периода были отмечены и на международных кинофестивалях. В 1946 г. на Международном кинофестивале в Каннах премию за лучшее использование цвета получил фильм-сказка «Каменный цветок» (1946). На Венецианском фестивале в 1947 г. премии получили фильмы «Адмирал Нахимов» и «Весна» (1947).
Кинематограф 50-х гг.
К началу 50-х гг. в СССР закончилось послевоенное восстановление народного хозяйства. Экономика страны продолжала развиваться. Большую роль в становлении нового киноискусства сыграл XX съезд КПСС (1956), состоявшийся через три года после смерти Сталина. Критика культа личности и преодоление его последствий благотворно сказались на развитии киноискусства. В годы «оттепели», последовавшие за разоблачением культа личности, на экранах страны появились новые фильмы, в которых исчезла помпезность и бесконфликтность, в центре внимания оказались не просто производственные проблемы, но и сам человек со своими поисками и переживаниями, своей личной жизнью. Стала усовершенствоваться и материально-техническая база кинематографа, выросло число картин художественного кино. Если в 1951 г. на экраны вышло всего 6 фильмов, то в 1955 г. – 65, а в 1958 г. – 102.
В 50-е гг. по-прежнему много внимания отводилось фильмам историко-революционной тематики. Традиционно в этом ряду занимают первое место фильмы о вожде революции Ленине. Но в центре внимания оказывается и молодежь, боровшаяся за власть Советов, именно молодому поколению были посвящены фильмы «Школа мужества» (1954); «Они были первыми» (1956); «Павел Корчагин» (1956). Высокую оценку критики и зрителей получил фильм «Коммунист» (1958), раскрывший образ человека, преданного делу партии, который пожертвовал жизнью, выполняя свой долг.
Фильмы на военные темы, появившиеся в это время, сильно отличались от тех, что были созданы в годы войны или первое послевоенное время. На экран пришли новые герои – простые люди, жизнь которых была сломана войной, которые шли защищать свою родину, не думая о личном благе. Война была показана как тяжкое испытание не только для всей страны, но и для каждого человека – испытание мужества, верности, человечности. Фильмы «Дом, в котором я живу» (1957), «Летят журавли» (1957), «Баллада о солдате» (1959) не только получили всеобщее признание зрителей, но и стали любимыми фильмами на многие годы. Высокую оценку эти фильмы получили и за рубежом. П.П. Пазолини, итальянский кинорежиссер, назвал направление, выраженное в советском искусстве 50-х гг. «неоромантизмом».
Большую роль в создании образов в фильме сыграла операторская работа С. П. Урусевского. Кадры из этого фильма до сих пор можно встретить в любом издании, посвященном кино, – так выразительно и оригинально их решение. Фильм получил признание не только на родине, но и за рубежом. Он получил, в числе прочих наград, Золотую пальмовую ветвь – главную награду Каннского кинофестиваля.
Как и прежде, большое внимание в кинематографе 50-х отводится экранизациям литературных произведений. В эти годы выходят на экраны страны фильмы: «Сорок первый» (1956); «Отелло» (1956); «Дон-Кихот» (1957), «Попрыгунья» (1956); «Идиот» (1958). С. Герасимов создает одно из самых своих значительных произведений – трехсерийный фильм «Тихий Дон» (1957-1958). Фильм получил много международных наград. Экранизация стилистически точно передает произведение Шолохова, показывая суровую и сложную эпоху, с ее жестокостью, братоубийственной войной, сломанными судьбами.
В 1959 г. на экраны вышел фильм «Судьба человека» – по одноименному произведению М. А. Шолохова. Это был режиссерский дебют С. Ф. Бондарчука, где он исполнил также роль главного героя Андрея Соколова. Фильм получил признание зрителей и был отмечен большим призом на I Международном кинофестивале в Москве, а также удостоен Ленинской премии. В судьбе главного героя отразились те страдания, которые выпали на долю солдата, пережившего плен и потерю близких ему людей, но не утратившего веру в добро, любовь к ближнему, сострадание и милосердие.
Жизни современного рабочего класса были посвящены фильмы: «Большая семья» (1954); «Весна на Заречной улице» (1956); «Высота» (1957). Жизнь послевоенной деревни нашла отражение в фильмах «Дело было в Пешкове» (1958), «Отчий дом» (1959) и др.
Советское кино в 1960-1970-е гг.
Для советского кинематографа 60-е гг. знаменовались большими творческими достижениями. Не только в жизни искусства, но и в жизни всей страны это было время надежд, творческих свершений в самых разных областях: в науке, технике, промышленности и сельском хозяйстве. Были запущены искусственные спутники Земли, в космосе первым в истории побывал советский космонавт – Юрий Гагарин. Партия торжественно провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме».
Оптимизм этих лет, вошедших в историю как «шестидесятые», нашел отражение в социальном и творческом взлете, твердой уверенности в счастливом будущем, несмотря на временные недостатки и трудности.
Именно в эти годы в кинематографе начинает ярко проявляться творческое начало режиссера-постановщика, на экраны выходят фильмы, не похожие друг на друга не только по жанрам, но и по разнообразию приемов и стилей, используемых режиссерами. На экране появляется новый герой -человек, размышляющий о жизни, преобразующий ее. Такой герой не принимает ничего на веру, старается понять смысл того, что делается вокруг, осознать свое место в жизни.
Тема прошедшей войны по-прежнему продолжает волновать кинематографистов. Фильм «Чистое небо» (1961) рассказывает о сложной судьбе летчика Астахова, который прошел через годы отверженности из-за того, что во время войны оказался в плену, и как спасла его любовь жены Сашеньки, помогла вернуться к жизни в эти сложные для него годы, пока, наконец, он не был реабилитирован.
Особое место среди фильмов о войне занял фильм «Иваново детство» (1962). Этот фильм – о ребенке на войне. Он стал первым полнометражным фильмом молодого А. Тарковского, который создал свой особый стиль поэтического кинематографа.
Военной теме был посвящен фильм «Живые и мертвые» (1963). На студиях союзных республик были созданы фильмы, получившие высокую оценку и зрителей, и профессионалов: «Никто не хотел умирать» (1965), «Тени забытых предков» (1965) , «Отец солдата» (1965). В первой половине 60-х гг. выходят на экраны два фильма В. Басова: «Битва в пути» (1961) и «Тишина» (1964).
Предметом исследования кинематографистов в эти годы становится современник, его мировоззрение, отношение к жизни, к людям, его понимание прошлого и будущего, нравственные проблемы своего времени. Чем меньше становилось проблем, связанных с элементарными требованиями жизни, тем больше возникало у мыслящей части общества потребности понять те идеологические ориентиры, на которые следовало равняться в своей жизни. В строительстве завтрашнего дня молодежь уже не могла опираться на опыт предыдущих поколений, ей надо было думать о собственном пути. Этим проблемам были посвящены фильмы М. Хуциева «Мне двадцать лет» (1964) и «Июльский дождь» (1966).
Неразрывно связана с режиссерским замыслом операторская работа М. М. Пилихиной. Ею создан незабываемый образ Москвы 60-х гг., где город показан в своих разных проявлениях и настроениях, в будни и праздники, в рабочий день и поздней ночью, когда по его улицам гуляют влюбленные пары. Фильм «Июльский дождь», созданный позже, продолжает темы предыдущего фильма.
Большим успехом у зрителей пользовался фильм «Председатель» (1965). Становление молодого человека, осознание им своего места в жизни, а также размышления о современной идеологической борьбе рассматривались в фильме «Журналист» (1966), повествующем о молодом журналисте-международнике.
Фильм «А если это любовь?» (1962), обращался к зрителю, который еще не покинул школы, у которого только складывались первые представления о больших и светлых чувствах. В основе фильма – столкновение первой любви подростков с ханжеством, догматизмом и черствостью даже самых близких им людей. Показывая, казалось бы, вполне интимную историю чувств юноши и девушки, автор вывел на экран типы, существующие в реальной жизни – родителей, учителей, которые проявляют мещанские, обывательские взгляды, остаются эмоционально глухими к чувствам тех, кого они воспитывают.
На школьную тему был создан ряд фильмов, ставших любимыми для многих поколений, и среди них – «Звонят, откройте дверь!» (1966) и «Доживем до понедельника» (1969). Так же, как и в других фильмах этих лет, фильмы о школе, о детях и взрослых не давали зрителю готовых рецептов поведения, они приглашали к размышлению, дискуссии. Герои этих лент – думающие о смысле жизни, о том каким надо быть, что делать, они замечают в жизни такое, что им не нравится, протестуют против косности, шаблонов, серости.
Мультипликация 1960-х гг.
В 60-е гг. произошло обновление языка мультипликации. И хотя мультипликационные фильмы этих лет адресованы, прежде всего, юному зрителю, появляются и такие, которые созданы для взрослых: «Большие неприятности» (1961), «Мир дому твоему» (1963) и др. Оригинальность изобразительного решения и острое чувство современности характеризуют фильмы Ф. С. Хитрука: «История одного преступления» (1962), «Человек в рамке» (1966), «Фильм, фильм, фильм» (1968). Собственный почерк вырабатывают режиссеры молодого поколения. В эти годы появляются первые фильмы будущих известных режиссеров мультипликации: «Жил-был Козявин»(1966) и «Стеклянная гармоника» (1968), «Учитель пения» (1968).
Значительно изменился и изобразительный язык детских фильмов. Известные мастера мультипликации вступили в новый этап своего творчества. В новой манере снят фильм «Левша» (1964). Начинается выпуск мультипликационного сериала «Ну, погоди!» (1969), а также трилогия фильмов о Чебурашке и его друзьях («Крокодил Гена» (1969), «Чебурашка» (1971), «Шапокляк» (1974)). Большую известность получил также фильм «Варежка»(1967).
Своеобразие киноискусства 70-х гг.
Семидесятые годы в истории России позже будут квалифицироваться как пора «застоя». Исследователь киноискусства Нея Марковна Зоркая, характеризуя эпоху, отмечала, что кинематографический климат этого времени резко отличался от предыдущих лет. Несмотря на полную подчиненность государству, кинематограф, относясь к сфере государственного планирования и финансирования, представлял собой и сферу индивидуального творчества. Поэтому в среде кинематографистов были и те, кто продолжал делать добротные произведения, творя, в общем-то, в русле государственного заказа, но были и те, кто делал кино новаторское. «Неповторимое своеобразие, свобода самовыражения, исповедничество, раскрытие заветного, волнующего душу, а не "темплан" – вот свойства новаторского кино 1970-х».
В 70-е гг. продолжалось творчество С. А. Герасимова, выдающегося режиссера, сценариста, имя которого неразрывно связано с историей советского кино. В эти годы он снял ряд фильмов, посвященных нравственным проблемам, которые тесно соприкасались с проблемами сохранения окружающей среды, современного общества: «У озера» (1970), «Любить человека» (1973), «Дочки-матери» (1975). В фильме «У озера» наиболее ярко выразилось стремление режиссера ввести в художественный кинематограф элементы документальности, приблизить героев к реальной жизни молодых современников, большим делам и проблемам своего времени.
Экранизации литературных произведений в 70-е гг. по характеру отличаются от экранизаций прошедших десятилетий. Если в 60-е гг. режиссеры старались как можно бережнее перенести на экран мысли, заложенные в оригинале, то в 70-е гг. складывается другое отношение к классике, все чаще отмечается «свое» прочтение классических произведений.
После запрета фильма «История Аси Клячиной» А. С. Кончаловский обратился к экранизации классических произведений. Им был снят фильм «Дворянское гнездо» (1969), который критика обвинила в «эстетизме». В 1971г. режиссер снял фильм «Дядя Ваня». Главной темой для режиссера в обоих фильмах стала проблема самоопределения, поиска своей судьбы, смысла жизни. В этих фильмах созданы прекрасные образы людей с чуткой душой, думающих, страдающих.
И. Е. Хейфиц снял фильм «Плохой хороший человек» (1973), где блестящий актерский дуэт составили В. С. Высоцкий и О. И. Даль. С. Юткевич снял фильм «Сюжет для небольшого рассказа» (1970). В фильме снялась известная французская актриса из семьи русских эмигрантов Марина Влади (Полякова-Бойдарова).
Кино 1980-х – 1990х.
Начало 80-х гг. в СССР характеризовалось как время застоя в политической, социальной и экономической жизни страны. Советское правительство было не в состоянии решить имеющиеся в стране проблемы, среди которых отмечались дефицит потребительского рынка, невысокий жизненный уровень населения, отсутствие свободы слова и др. Пришедший к власти М. С. Горбачев провозгласил в 1985 г. курс на «перестройку», в результате чего в жизни страны произошли крупные изменения. В стране стала развиваться рыночная экономика, в 1991 г. перестал существовать Советский Союз, на его территории образовалось несколько суверенных государств. Фактической правопреемницей СССР стала Российская Федерация – Россия.
Переход от общественной собственности на средства производства к частной, и от государственного регулирования экономики – к рынку сильно отразился на состоянии российского кинематографа. Крупные студии страны, прежде финансируемые государством, оказались в тяжелом положении. Провозглашение демократических свобод и отмена всякой цензуры сняли барьеры для проникновения на российский рынок зарубежной кинопродукции. С одной стороны, российский зритель получил возможность познакомиться со многими выдающимися произведениями, созданными за рубежом, но, с другой стороны, на российский экран хлынули фильмы очень низкого уровня – многочисленные боевики, эротические и порнографические фильмы. Приток зарубежной кинопродукции нанес сильный удар по кинопромышленности страны. В это же время началось распространение бытовой видеотехники, поэтому любой фильм стало возможным просмотреть дома. В результате кинозалы, где уже и так демонстрировались преимущественно зарубежные фильмы, вовсе опустели. Существовавшая в стране мощная система кинопроката фактически развалилась.
Произошел раскол и в среде самих работников кино, что показал V съезд кинематографистов СССР, прошедший в 1986 г. – почти в самом начале перестройки. Кинематографическое сообщество оказалось разобщенным, что также отразилось на качестве кинопродукции в эти сложные годы перехода к рыночной экономике. Объем производства полнометражных кинофильмов стал падать. Если в 1992 г. было выпущено 166 фильмов, то в 1996 г. – всего 34 фильма. В 2003 г. было выпущено 54 фильма.
Телевидение, имея благодаря рекламе значительно больше средств для развития, смогло быстрее наладить производство своей продукции – телефильмов и телесериалов. В 1992 г. было выпущено 18 полнометражных телефильмов и 5 сериалов, в 1996 г. – соответственно 4 и 5, а в 2003 г. -23 полнометражных фильма и 78 телесериалов.
Но, пережив очень сложное время, кинопроизводство стало постепенно возрождаться. Наряду с крупными киностудиями («Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия им. М. Горького), которые также претерпели структурные изменения, возникают и начинают выпускать фильмы множество новых, часто небольших, студий. В российском кино появилась профессия продюсера, незнакомая советскому кинематографу. В стране начинают открываться новые, оборудованные современной техникой кинотеатры.
Содержание фильмов, вышедших на экран в первые годы «перестройки» и последующее время, резко отличалось от того, что было на экранах Советского Союза. Многие режиссеры, желая воспользоваться полной свободой в творчестве и отсутствием запретов, стали создавать фильмы, получившие название «чернухи», в которых они показывали наиболее неприглядные стороны жизни в СССР и в условиях «перестройки». Как правило, такие фильмы не обладали большими художественными достоинствами, а лишь отражали состояние растерянности и депрессии, желание дистанцироваться от социалистического прошлого. Подражание зарубежным фильмам и криминальная ситуация в стране способствовали появлению фильмов определенных жанров: боевик, триллер, криминальная драма, детективный триллер, комедия абсурда и т. п.
Постепенно кино получает возможность снимать дорогостоящие фильмы, появляются так называемые блокбастеры. Часто в создании высокобюджетных фильмов принимают участие и телевизионные каналы, что позволяет делать разные варианты этих произведений – для кинопроката и телевизионную версию.
В первой половине 80-х гг., еще в рамках советской системы, продолжалось творчество известных режиссеров. С. Ф. Бондарчук, творчество которого было связано с экранизацией литературных произведений, снял «Красные колокола» (1982). Это кинопроизведение состояло из двух фильмов: «Мексика в огне» и «Я видел рождение нового мира». В 1986 г. вышел его фильм «Борис Годунов». В главной роли снялся сам С. Бондарчук. В создании этих двух фильмов, кроме отечественных, принимали участие и зарубежные студии. С. Бондарчук продолжает сниматься как актер в фильмах других режиссеров: кардинал Монтенелли («Овод», 1980); боярин Морозов («Гроза над Русью», 1992) и др.
В 80-е гг. выходят на экраны фильмы режиссеров А. Алова и В. Наумова «Тегеран-43» (1981, совместно с Францией), «Берег» (1984). В этих фильмах речь идет о событиях, связанных с прошедшей войной, но имеющих отголоски в современной жизни.
В 1988 г. В. Наумов снял по роману Ю. Бондарева фильм «Выбор», где также пересекаются настоящее и прошлое. В основе сюжета фильма – встреча двух друзей, оказавшихся в разных странах, через много лет. Социальные конфликты переведены на экране в конфликты нравственные. Режиссер и актеры сосредоточили внимание на ответственности человека за выбор своей судьбы.
В первой половине 80-х гг. выходят фильмы, которые привлекли большое внимание зрителей и критики: «Лев Толстой» (1984) С. А. Герасимова, «Полеты во сне и наяву» Р. Г. Балаяна, «Мой друг Иван Лапшин» (1984) А. Г. Германа, «Парад планет» (1984) и «Плюмбум, или Опасная игра» В. Ю. Абдрашитова, «Вам и не снилось» (1981) И. А. Фраза, «Чучело» (1984) Р. А. Быкова и др.
В большинстве фильмов ставились нравственные проблемы, отражалось стремление осмыслить, исследовать, вскрыть причины их возникновения. Фильм Р. Быкова «Чучело», был посвящен подростковой проблематике, в нем рассматривались проявления жестокости, мещанских идеалов, ложного понимания коллектива. Картина привлекла внимание не только юных зрителей, но и педагогов и родителей, некоторые из них неоднозначно приняли этот во многом смелый фильм. Высказывались даже предложения о его запрете, но этого не произошло, и фильм вышел на экраны, получив высокую оценку зрителей, оценивших творческую и гражданскую позицию режиссера. Фильм получил также Государственную премию (1986).
С началом перестройки на экраны вышли фильмы, ранее «положенные на полку», т. е. не демонстрировавшиеся в советское время: «Тема» Г. А. Панфилова, «Проверка на дорогах» А. Германа, «Комиссар» А. Я. Асколъдова, «Покаяние» Т. Е. Абуладзе.
Сложности в экономике страны в эти годы тяжело отразились и на состоянии кинематографа. Даже известным режиссерам трудно было найти средства для реализации своих творческих замыслов.
Некоторые выдающиеся советские кинорежиссеры
С.Ф. Бондарчук и его вклад в развитие кино
Сергей Федорович Бондарчук (1920-1994) – выдающийся советский, российский актер и кинорежиссер. Учился во ВГИКе, в мастерской С. А. Герасимова. В кино дебютировал как актер в фильме «Молодая гвардия». Яркий, глубокий образ украинского поэта и художника Тараса Шевченко был создан им в фильме «Тарас Шевченко». С. Бондарчук снялся во многих фильмах известных режиссеров, где создал запоминающиеся образы: Дымов в фильме «Попрыгунья», Отелло в фильме «Отелло», Коростылев в фильме «Сережа», и др. В основе актерских образов, созданных Бондарчуком, – глубокое проникновение в суть характера, достоверность и правдивость в передаче тончайших нюансов психологического состояния человека, необычайно выразительная пластика и рисунок роли.
Режиссерским дебютом С. Бондарчука стал фильм «Судьба человека», сразу же получивший признание зрителей и критики.
Выдающейся работой в области экранизации стал четырехсерийный фильм-эпопея «Война и мир» (1966-1967). Создание этой киноэпопеи продолжалось несколько лет. Масштаб работы требовал от режиссера полной самоотдачи, огромного трудолюбия и высокой ответственности. Можно сказать, что за съемками фильма наблюдала вся страна: в журналах, газетах сообщалось о том, как идут съемки – все ждали появления экранной версии знаменитого романа. В фильме были приглашены сниматься известнейшие актеры: В. Тихонов (Андрей Болконский), И. Скобцева (Элен), В. Лановой (Анатоль), А. Кторов (князь Николай Болконский), О. Табаков (Николай Ростов), О. Ефремов (Долохов), Н. Рыбников (Денисов) и др. Роль Пьера Безухова исполнил сам С. Бондарчук, а на главную женскую роль – Наташи Ростовой – была приглашена дебютантка, балерина Л. Савельева.
Режиссер стремился как можно бережнее сохранить текст романа Толстого. Философские размышления автора нашли свое отражение в закадровом тексте фильма.
Создание экранной версии романа требовало участия специалистов самых разных профессий, и не только тех, кто работал на киностудии: работников библиотек, музеев и архивов, пошивочных мастерских, военных, оружейников и многих других. Воссоздание на экране сражения под Аустерлицем, грандиозного Бородинского сражения, сцен пожара Москвы требовало большого мастерства режиссера, оператора и всего съемочного коллектива.
Зрители по достоинству оценили фильм-эпопею. Четырехсерийный широкоформатный фильм получил множество кинематографических наград в стране и за рубежом, в том числе Большой приз Московского международного кинофестиваля 1965 г. и Гран-при VIII Международного «Фестиваля Фестивалей» в Акапулько (Мексика) – за первые две серии (1965), премия Американской киноакадемии «Оскар» (1969)и др.
В.М. Шукшин и его роль в развитии кино
Василий Макарович Шукшин (1929-1974), в 1960 г. закончил ВГИК (мастерская М. И. Ромма). В институт он пришел, имея опыт работы учителем, директором школы и др. Еще будучи студентом, Шукшин начал сниматься в кино («Два Федора», 1959), тогда же начал печататься. Его режиссерский дебют – фильм «Живет такой парень» (1964) – сразу же обратил на себя внимание зрителей и критики легким юмором, хорошим знанием жизни простых людей, их интересов. Писательская и кинематографическая деятельность В. Шукшина в дальнейшем тесно переплетаются. Он пишет повести, рассказы, сценарии, снимает фильмы, выступает как актер в фильмах известных режиссеров. Выходят его фильмы: «Ваш сын и брат» (1966), «Странные люди» (1970), «Печки-лавочки» (1972), отразившие самобытность его творчества, в основе которого лежало стремление осмыслить сложные явления в современной жизни города и деревни, исследовать характер простого русского человека. Остался нереализованным его замысел снять фильм о Степане Разине – вожде народного бунта. Сценарий этого фильма был переработан Шукшиным в роман «Я пришел дать вам волю».
Темы нравственного долга, вины и расплаты ярко и выразительно прозвучали в его последней режиссерской работе – фильме «Калина красная» (1974). Герой фильма, вернувшись из мест заключения, старается найти свое место в жизни, сделать эту жизнь более достойной, осмысленной. Но месть старых друзей из его прошлой жизни мешает ему это сделать.
В творчестве В. Шукшина более двадцати актерских работ – от типажных ролей людей из народа до сложных экранных образов в лучших фильмах отечественного кино. Среди этих работ – Степан («Аленка», 1962), директор комбината Черных («У озера», 1970), крестьянин Иван Расторгуев («Печки-лавочки»), солдат Лопахин («Они сражались за Родину», 1975), Егор Прокудин («Калина красная»). По сценариям В. Шукшина, другими режиссерами были поставлены фильмы: «Пришел солдат с фронта» (1972), «Земляки» (1975), «Позови меня в даль светлую» (1978). В. Шукшину посмертно присвоена Ленинская премия.
Н.С. Михалков
На 70-е гг. приходится начало режиссерского творчества Н. Михалкова. Никита Сергеевич Михалков (род. в 1945 г.) – сын известного писателя и драматурга С. Михалкова и поэтессы, переводчицы Н. Кончаловской. Учился на актерском факультете театрального училища им. Щукина. Отслужив в армии, Н. Михалков поступает во ВГИК (в режиссерскую мастерскую М. И. Ромма) и в 1971 г. заканчивает его. Первые актерские работы Н. Михалкова отличались естественностью и искренностью: Коля («Я шагаю по Москве», 1963), Сергей Бородин («Перекличка», 1966).
Режиссерский дебют Михалкова – короткометражный фильм «Спокойный день в конце войны» (1971). Его следующая работа – художественный фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) -сразу показывает высокий профессионализм молодого режиссера, картину хорошо встречают зрители и критики. В 1976 г. выходит его новый фильм, снятый в жанре мелодрамы – «Раба любви». Работа над ним началась довольно случайно – молодому режиссеру предложили снимать фильм, начатый другим человеком. Однако в процессе съемок Н. Михалков сделал по-настоящему свой фильм: был переписан сценарий, введены новые герои.
В 1977 г. Михалков поставил фильм по произведениям А. П. Чехова, «Неоконченная пьеса для механического пианино». Молодому режиссеру удалось очень тонко передать атмосферу произведений писателя, показать чеховских героев, смысл их переживаний и исканий. В 1979 г. по пьесе известного драматурга А. Володина, он поставил фильм «Пять вечеров».
Следующей крупной работой Н. Михалкова в жанре экранизации стал фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1980).
Интересы режиссера были очень разнообразны, он пробует себя в новых жанрах, и все его фильмы отличаются профессионализмом и высокой режиссерской культурой, поисками живописного изобразительного стиля на экране. Фильмы Михалкова были отмечены наградами на международных фестивалях.
Н. Михалков продолжал и свое актерское творчество, в эти годы он снялся в ролях: князя Нелидова («Дворянское гнездо», 1969), Чухновского («Красная палатка»), Ежова («Песня о Маншук») – обе 1970, ротмистра Минского («Станционный смотритель», 1972), Брылова («Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974), Трилецкого («Неоконченная пьеса для механического пианино», 1977), Алексея Устюжанина («Сибириада», 1979).
Заключение
Советский кинематограф поднимали не только художественные деятели, но и политики. Советское кино всегда было очень самобытно. Отчасти это объясняется тем, что оно десятилетиями развивалось в изоляции от остального кинематографа.
Преодолев все стадии своего развития, взлеты и падения, кинематограф все-таки стал тем, чем он является сейчас, необычным, завораживающим миром для многих зрителей.
Советское кино может по праву считаться одной из самых главных культурных ценностей нашего Отечества. В современном обществе очень популярно мнение о том, что "раньше умели снимать кино, не то, что сейчас…" И действительно, мастерская режиссура и великолепная актерская игра не могли оставить никого равнодушным тогда, не могут оставить и сейчас.
Список использованной литературы
кино фильм мультипликация кинорежиссер
1 Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского – М.: Искусство,1992.
Юренев Р. Чудесное окно: Краткая история мирового кино. – М. -Просвещение, 1983 г.
Л.М. Баженова, Л.М. Некрасова. Мировая художественная культура XX век. Кино, театр, музыка. [Электронный книга].
Н.М. Зоркая. История советского кино. -Санкт-Петербург. -Алетейя, 2005 г.