- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,46 Кб
История создания Второго концерта С. Рахманинова
Оглавление
Введение
. Культурно-историческая обстановка конца 19 – начала 20 века. Организации 70х-80х гг.
. Кризис русской классической культуры и «русский культурный ренессанс»
. Особенности русской культурной жизни
.Из биографии С.В. Рахманинова
. История создания Второго концерта
Заключение
Список литературы
Введение
русский культура композитор рахманинов
Актуальность темы исследования. Русскую художественную культуру конца XIX, начала XX века – эпоху, «серебряного века» определяют большое количество блестящих имен.Среди них особое место занимает фигура Сергея Васильевича Рахманинова – пианиста, композитора, дирижера. Личность С.В. Рахманинова и его творчество играют важную роль в изучении русского фортепианного искусства в репертуаре пианиста, т.к. подлинной стихией рахманиновского творчества являлась фортепианная музыка, в частности, концерты. Среди сочинений композитора ему отводится одно из ведущих мест. Каждый из периодов его творчества ознаменован созданием концерта: Первый (1891 г) – произведение раннего периода, был создан еще во время обучения в консерватории Второй (1901) и Третий (1909) концерты – вершинные произведения композитора, появились в центральный, зрелый период творчества, Четвертый стал переходным от русского к заграничному творчеству, а его редакции олицетворяют поздний стиль Рахманинова. Подробнее мне хотелось бы остановиться на его Втором концерте, т. к. он является самым исполняемым, хрестоматийным произведением, затронуть тему создания Концерта, рассмотреть психологический и творческий кризис Рахманинова после Первой Симфонии, подробнее рассмотреть личность автора, его участие в культурно-исторической деятельности, а так же рассказать об общей культурно-исторической обстановке рубежа 19-20 века.
Степень изученности личности Рахманинова и его фортепианного творчества велика. В своем реферате я опиралась на письма Рахманинова, которые помогают выстроить более полную картину истории создания концерта; понять события провала и последовавшего за ним творческого кризиса композитора. Они были опубликованы в книге З.А. Апетяна « С.В. Рахманинов. Литературное наследие: В 3-х томах», изданы в период с 1978 по 1980 гг. На Историю русской музыки. – Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. М.: Музыка, 1994,которая дает понимание культурно-исторической обстановки рубежа 19-20 веков. Интересными стали воспоминания о Рахманинове М. Шагинян опубликованные в Собрании сочинений в 9 томах, которые помогают раскрыть историческую обстановку того времени, отношение общества к творчеству композитора.
1. Культурно-историческая обстановка конца 19 начала 20 века. Организации 70х-80х гг.
На рубеже веков в России происходит нарастание тех противоречий, которые накапливались на протяжении всей ее истории. Подобно тому, как в социальной сфере усиливалось расслоение, в культуре оформилось идейное размежевание, подрываются прежние классические основания культуры как носительницы просвещения, прогресса, народности.
На смену настроениям известной стабильности, распространенным в обществе в 80-е гг., приходит некая психологическая напряженность, ожидание "великого переворота"(Л. Толстой). цит. по: Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. История русской музыки. – М.: Музыка, 1994.
В истории России мы видели революционные выступления дворян. На смену революционерам-дворянам приходят революционеры-разночинцы. Именно они поднимают на новую высоту борьбу с царизмом. Революционеры-разночинцы поставили вопрос о ликвидации самодержавия в России и провозглашали борьбу за демократическую республику и социалистическое общество. Зимой 1873-74 гг. народнические организации приняли решение весной идти в народ. Весной и летом 1874г. в народ двинулись сторонники П.Л.Лаврова и Бакунисты. Свыше 1000 революционеров направились в 37 губерний России. Результатом этого массового хождения в народ стали многочисленные восстания крестьян. Активная работа велась в Верхневолжской, Саратовской, Киевской губерниях. Народники встречались с большими трудностями, главной из которых было недоверие со стороны народа. Поднять массы на всероссийское восстание не удалось, поскольку не было четкого руководства, связей между народниками, ушедшими в народ. Провал был полный, поскольку полиция свирепствовала, отлавливала народников, в итоге, арестовав большую часть революционеров. Но революционеры не отказались от своих взглядов. Необходимо было изменить приемы своей деятельности и создать единую организацию. Такая организация была создана в 1876г. и названа Земля и Воля. Созданная организация выработала программу и устав. Программа требовала ликвидации частной собственности на землю и передачи ее в руки крестьянства при равномерном распределении. Для осуществления положенных задач Земля и Воля выдвинула лозунг слияния всех революционных организаций с ней для подготовки восстания. Предлагалось систематически истреблять видных лиц правительства. В уставе определялись структуры организации по принципу строгой конспирации и централизации. Руководящую роль осуществляла управленческая группа, включающая в свой состав наиболее активных членов движения. Администрация находилась в Петербурге. Земля и Воля состояла из нескольких групп, выполняющих основные революционные задачи. Все общество насчитывало около 200 человек, в основном молодежи. В 1878г. в Петербурге стала действовать тайная землевольческая типография, где печатали журнал Начало, газету Земля и Воля, листки Земля и Воля. Силами отделения Земли и Воли было совершено несколько террактов. Террор сначала одновременно и осуждался и приветствовался, но реальная ситуация требовала пересмотра взглядов на террор. Многочисленные казни, аресты революционеров толкали последних на решительные действия и усиление борьбы. Можно выделить один из совершенных терактов — выстрел Веры Засулич: она 24 января 1874 года стреляла в Ф.Ф.Трепова и тяжело его ранила. Правительство рассчитывало, что суд присяжных привлечет ее к большому сроку заключения, но во время суда ее адвокат Александров представил дело так, что Трепов сам вынудил ее выстрелить в него. Суд присяжных оправдал Веру Засулич, которая сразу же после процесса исчезла из поля видимости полиции. Её выстрел явился последним аргументом, склонившим революционеров к началу политической борьбы. Сложилась особая группа, состоявшая из А.И. Зунделевича, А.А. Квятковского, Н.А. Морозова и др., считавших, что без политической силовой борьбы нельзя свергнуть царизм. В 1879 г. от ножа А.А. Квятковского был убит градоначальник Петербурга. На съезде в Липецке и Воронеже от Земли и Воли откололась группа Черный передел. Эта группа подготовила и успешно осуществила теракт против Александра II 1 марта 1881г. Группой руководила C.Л. Перовская; первую бомбу бросил Н.И. Рысаков, ранив заодно и себя, а вторую — роковую для Александра II – И.И. Гриневецкий. Убийство Александра I не привело к положительным результатам, наоборот, правительство усилило террор против революционеров.
С середины 90-х г. в общественно-политической жизни России вновь начинается общественный подъем, особенностью которого стало широкое либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических выступлениях. Революционеры-народники начала XX века вступили в борьбу с царизмом, как выразители интересов крестьянства. Они отстаивали идею о том, что Россия, опираясь на общинное землевладение, минуя стадию капитализма, перейдет непосредственно к социализму. Народничество выражало в себе революционные и либеральные тенденции, и между ними шла борьба. Если в 70-е годы преобладало революционное крыло народничества в борьбе против царизма, то в 80-90гг. либеральное.
2. Кризис русской классической культуры и «русский культурный ренессанс»
На этом фоне шел рост духовной жизни.
Период "переходных" культур всегда демократичен, и всегда сложны и противоречивы отношения между традиционной, классической культурой прошлого – знакомой, привычной, но уже не возбуждающей особого интереса, и формирующейся культурой нового типа, настолько новой, что ее проявления непонятны и порой вызывают негативную реакцию. Это вполне закономерно, так как в сознании общества смена типов культур происходит достаточно болезненно.
В общественной мысли в переходный период формируется проблема противостояния этического и эстетического, науки и религии, веры и разума, личности и общества, социального и культурного прогресса, Запада и Востока, государства и свободы, элиты и массы. Падает престиж классической культуры как некоего общего достояния, равно приемлемого для верхов и низов, господствующих слоев и трудящихся, консерваторов и радикалов. Рвутся традиционные общинные связи, процесс маргинализации захватывает все большее и большее количество людей. Русская культура в целом теряет один из основополагающих принципов своего существования – "соборность" (А. Лосев) – ощущение единства человека с другим человеком и социальной группой.
Растущее многообразие духовной жизни на рубеже двух веков содействовало ее обогащению, которое получило название "русский культурный ренессанс". Однако органической слабостью этого ренессанса стал отход от проблем социальной справедливости и правды. Для представителей "русского культурного ренессанса" была характерна слабость общественной активности, переход на позиции элитарности и любования искусством. Оторванность художественных, религиозных и философских исканий от политики, от массовой психологии, уход в сферу "чистого искусства" обрекли духовную жизнь на противостояние различных сил. Взаимоисключающий, антагонистический характер двух основных направлений в истории русской культуры предопределил глубокий и непримиримый социокультурный раскол, последствия которого определили все дальнейшее развитие российского общества, всей отечественной культуры.
3. Особенности русской культурной жизни
-понимание сущности культуры было в России теснейшим образом связано с религиозным видением мира, в частности с православием и шире – с христианством;
культура часто носила патриотический характер, была преимущественно сосредоточена на раскрытии своеобразия исторических судеб России, а следовательно, нередко переплеталась с политикой;
огромное влияние происходивших в стране социальных сдвигов и революционных катаклизмов, глубочайшим из которых стали события февраля и октября 1917 г. Ни в одной стране Запада или Востока не существовало, например, таких длительных и устойчивых понятий как славянофильство и западничество, споры представителей которых тянутся до наших дней; таких духовных движений, как религиозное подвижничество и народничество.
Все эти особенности нашли отражение в жизни и творчестве Сергей Васильевича .Рахманинова. Его концерт очень точно и убедительно передает противоречивость, тревожность, настороженность и, вместе с тем, оптимистические надежды, соседствующие в комплексе настроений, характерном для России начала XX века. Приуроченность Второго концерта к рубежу веков (1900-1901), «надстраиваясь» и накладываясь на отчетливо выраженную в нем озабоченность и обеспокоенность судьбами России, закономерно и естественно «выводит» данное произведение на уровень глобальной и художественной проблематики.
4. Из биографии С.В. Рахманинова
Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.
Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) ― дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.
Интерес Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В.В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.
Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также А.Н. Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты ( К.Н. Игумнов, А.И. Зилоти). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера – «Алеко» (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года – дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист, дирижер. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии , которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и – главным образом – из-за новаторской сущности музыки. Определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни Рахманинова. В течение 1897-1901 годов он не мог сочинять, и лишь с помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из кризиса.
В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно – вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С.В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А.В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.
Вскоре после октябрьской революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась ему двоюродной сестрой по отцу) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926-1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918-1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, – Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.
Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С.В. Рахманинова, связывает с этой привычкой.
Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико.
5. История создания Второго концерта
Как уже было отмечено, провал в 1897 году Первой симфонии Рахманинова сильно отразился на его душевном здоровье. В течение нескольких лет он находился в глубоком творческом кризисе. Лишь к началу 1900-х Рахманинов смог вернуться к активной композиторской деятельности, не в последнюю очередь благодаря лечению у известного врача-гипнотизёра Николая Даля, которому и посвящён концерт. Свои встречи с этим человеком Рахманинов вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему. Второй концерт стал началом нового периода в творчестве Рахманинова.
В письме к А.К. Глазунову от 11 января Рахманинов интересуется, когда Симфония назначена к исполнению. До него дошла информация, что будто она назначена на 18-е января, но автор хотел лично узнать это от Глазунова, а так же попросил сообщить о том, кто будет дирижировать.
февраля А.В. Затаевичу (1869-1936 – русский и советский музыкант-этнограф, композитор) сообщает о своем нездоровье. Причиной был «рассеянный» образ жизни, который вывел его из равновесия на месяц. Рахманинов рассказывает, что получил новые фортепианные произведения Затаевича, дает ему несколько советов по улучшению произведений и просит прислать ему еще несколько фортепианных пьес для печати. Сообщает, что премьера его Симфонии состоится 14 марта.
После провала Симфонии в марте, Рахманинов практически два месяца никому не писал, первое письмо было отправлено А.В. Затаевичу 6 мая: «Я давно не писал писем, милый друг Александр Викторович. Ни Вам, ни другим. Главная причина этому – моя слабость, которая заставляет меня всё время лежать. Это ежегодное моё весеннее состояние. Лежу и изредка читаю. Сочинять тоже не могу. Длится всё это до моего приезда в деревню, где я быстро прихожу в себя и начинаю работать, так что теперь я только и мечтаю об отъезде… Не сообщал Вам также впечатлений после исполнения моей первой Симфонии. Сделаю это теперь, хотя мне это и трудно, так как до сих пор не могу в них разобраться сам. Верно только то, что меня совсем не трогает неуспех, что меня совсем не обескураживает руготня газет – но зато меня глубоко огорчает и на меня тяжело действует то, что мне самому моя Симфония, несмотря на то, что я её очень любил, раньше, сейчас люблю, после первой же репетиции совсем не понравилась… Значит, плохая инструментовка, скажете Вы. Но я уверен, отвечу я, что хорошая музыка будет «просвечивать» и сквозь плохую инструментовку, а я не нахожу, чтоб инструментовка была совсем неудачна. Остаётся, значит, два предположения. Или я, как некоторые авторы, отношусь незаслуженно пристрастно к этому сочинению, или это сочинение было плохо исполнено. А это действительно было так. Я удивляюсь, как такой высокоталантливый человек, как Глазунов, может так плохо дирижировать? Я не говорю уже о дирижёрской технике (её у него и спрашивать нечего), я говорю о его музыкальности. Он ничего не чувствует, когда дирижирует. Он как будто ничего не понимает! Я допускаю, что исполнение могло быть причиной провала. (Я не утверждаю, а я допускаю.) Если бы эта Симфония была бы знакома публике, то она обвиняла бы дирижёра (я продолжаю «допускать»), если же вещь незнакома и плохо исполнена, то публика склонна обвинить композитора. Это, кажется, вероятная точка зрения. Тем более, что эта Симфония, если и не декадентская, как пишут и как понимают это слово, то действительно немного «новая». Значит, её уж нужно сыграть по точнейшим указаниям автора, который, может быть, помирил бы хоть этим немного себя с публикой, и публику с произведением (т. е. произведение для публики было бы в этом случае более понятно). Не потому ли и моим приятелям, ездившим в Петербург, она не понравилась (не публика, а Симфония), хотя, когда я сам играл им её, они говорили другое. В данную минуту, как видите, склонен думать, что виновато исполнение. Завтра, вероятно, и это мнение переменю. От Симфонии всё-таки не откажусь. Через полгода, когда она облежится, посмотрю её, может быть, поправлю её и, может быть, напечатаю – а может быть, и пристрастие тогда пройдёт. Тогда разорву её…»
Затаевич был первым, с кем Рахманинов поделился впечатлениями от премьеры Симфонии. Возможно, начиная с этого письма можно говорить о начавшемся творческом кризисе композитора. В письме к С.В. Смоленскому от 30 июня Рахманинов пишет о своем нездоровье и неспособности заниматься ничем, кроме лечения, но при этом упоминает, что должен за лето выполнить переложение Симфонии А.К. Глазунова для фортепиано в четыре руки.
В сентябрьском письме к Затаевичу Рахманинов так же пишет о своей летней болезни, дает объяснение, что это была болезнь почек в тяжелой форме, и что он до сих пор не может от нее оправиться. По этой причине Рахманинов не занимался никакой творческой деятельностью, о чем совершенно не жалеет.
Около полугода в его письмах не было никакого упоминания ни о провале Симфонии, ни о новых творческих порывах, лишь в 1898 году в апреле в письме к Затаевичу Рахманинов признался, что им «овладела непростительная лень», которая его съедает.
В июне этого же года в переписке с Гольденвейзером появляются первые упоминания о Втором Концерте, Александр Борисович желает первым исполнить Концерт, но Рахманинов обещает дать ему точный ответ в августе, потому что самого концерта еще нет, а вся усиленная работа совершенно ни к чему не приводит. В августе Рахманинов дал ответ Гольденвейзеру: «Концерта я не написал, а посему и рассчитывать на него нечего. Прошу у тебя от души извинения за напрасные ожидания!»
Частой была переписка Рахманинова с сестрами Скалон (они были дальними родственниками). С сестрами он общался исключительно на личные темы, свое творчеству не обсуждал. Однако из переписки с одной из сестер, Натальей, можно понять, что в ноябре 1898г. Рахманинов снова болен и вынужден ехать в Москву на лечение. До конца января композитор не мог работать, никуда не ездил.
До марта 1900г. в своих переписках Рахманинов никак не упоминал о своем творчестве, новое упоминание появляется в письме в Канцелярию Московской консерватории, в котором он дает согласие на публикацию своей пьес в пользу вдов и сирот.
В мае Рахманинов уезжает в Ялту, там он снова начинает заниматься. В июле он приезжает в воронежскую губернию, почтовая станция Красненькая, где просит выделить ему рояль для занятий, т.к. заниматься ему необходимо много. Здесь уже можно сделать вывод, что творческая жизнь Рахманинова начала активно возвращаться к жизни. В феврале 1901г. Из письма к Гольденвейзеру можно понять, что композитор создал сюиту для фортепиано, в апреля 1901 г. отправляет две части концерта, одну часть он закончить еще не успел.
За пять дней до премьеры Второго концерта,22 октября, Рахманинов пишет Н.С. Морозову: «Ты прав, Никита Семёнович!
Сейчас я проигрывал первую часть своего Концерта, и только сейчас мне стало вдруг ясно, что переход от первой темы ко второй никуда не годится, что в таком виде первая тема не есть первая тема, а есть вступление, и что мне ни один дурак не поверит, когда я начну играть вторую тему, что это вторая тема именно и есть. Все будут думать, что это начало Концерта. По-моему, вся часть эта испорчена и стала мне с этой минуты положительно противна. Я просто в отчаянии! И зачем только ты пристал ко мне со своим анализом за пять дней до исполнения этого Концерта?!Концерт исполнен 27 октября.»
Второй концерт для фортепиано с оркестром, до минор, соч. 18 был впервые исполнен в Московском филармоническом сезоне 1901/1902 года под управлением А.И. Зилоти, солировал автор. На следующий день концерт был исполнен «наоборот» – за дирижерским пультом стоял Рахманинов, партию фортепиано исполнил Зилоти. Критики писали: «У Зилоти фортепиано звучало гораздо полнее, а у Рахманинова оркестр шел увереннее. Да оно и понятно: когда автор стоял за дирижерским пультом, Зилоти гораздо удобнее было сообразовываться с его намерениями, чем когда автор сидел за роялем… Нельзя сомневаться, что концерт, так хорошо принятый в Москве, сделается вскоре везде одним из самых популярных произведений концертного репертуара».
В девятисотых годах Сергей Васильевич познакомился с Мариэ́ттой Шагиня́н (русская советская писательница, одна из первых советских писательниц-фантастов.). На ее стихи Рахманинов написал романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «Маргаритки», впоследствии о были опубликованы её воспоминания о Рахманинове.
Тогда снова заговорили о трагическом неуспехе Первой симфонии Рахманинова и разного рода объяснения этого неуспеха. Запомнилось обратное суждение человека, в основном к Рахманинову благожелательного; он как-то сказал: «Это ещё хорошо, что Рахманинов дирижировал не сам. Возьмись он сам за дирижёрскую палочку – нервный шок от провала был бы для него гораздо сильнее».
Молодой Рахманинов в этой симфонии поставил перед собой проблему новаторства, но не органически, не силясь выразить в ней голос своего времени, его стремлений и поисков выхода, а лишь поддавшись внешнему «веянию» времени, требовавшего новизны. Это не тот Рахманинов, который вошёл в историю музыки! Но как хотелось бы – из любви к его дорогой памяти – быть неправой в этом…
По тогдашнему убеждению, болезнь пришла к Рахманинову не от провала симфонии, даже не от собственного разочарования в ней, а от внезапной утраты пути в будущее, то есть от потери веры в себя как новатора. Понятно, каким убийственным должен был быть для него этот прилепившийся к нему, страшный для него, окончательно подрывавший его силы, несправедливый, лживый ярлык «эклектика» и хвалебные статьи, подчёркивавшие безысходную грусть его музыки. Но после обретения нового пути и исполнения Второго концерта, Рахманинов произвел у слушателей освежающую разрядку. В Концерте отражается современное понимание того, что такое – раскрытие в музыке жизни своего общества, запросов и характера человека своей эпохи. Повесть в звуках об историческом перепутье, о чеховском безвольном интеллигенте, который тоскует по действию, по определённости и не умеет найти исхода внутренним силам. Впрочем, исход во Втором концерте есть, он в великой, сердечной человечности, в той любви к прекрасному в человеке, которая и движет борьбой за лучшую жизнь для него.
Но вернемся к письмам Рахманинова. В 1905 г он отправил письмо Рахманинова в газету «Русские ведомости» которое было подписано 17 деятелями культуры, среди них: К. Коровин, Ник. Кашкин, А. Гольденвейзер, Р. Глиэр, С. Мамонтов.
Вот этот текст:
«Не откажите поместить в вашей уважаемой газете нижеследующее. Растёт и крепнет борьба за лучшее будущее. Во всех общественных группах идёт энергичная работа по созданию союзов, как наиболее могучих факторов борьбы. Безусловно потребность в такого рода организации должна глубоко чувствоваться людьми, несущими знамя свободного искусства. Необходим союз, в котором соединились бы в общей деятельности служители всех изящных искусств. В организации сила. Время не ждёт. Во имя общих профессиональных интересов и интересов того искусства, которому каждый служит, мы зовём наших сотоварищей соединиться и образовать один общий союз – «Всероссийский союз деятелей изящных искусств».
Желающих присоединиться просим адресовать: Москва, Большая Никитская, Оперный театр С.И. Зимина. Для личных объяснений – от 4-х до 5-ти часов ежедневно. Покорно просим другие газеты перепечатать.
г. Москва, 1905 г., Ноября 12-го дня."
В то время правительством разрабатывались даже специальные законы,создавались административные структуры при губернских властях с целью регулирования и контроля деятельности общественных организаций. Так формировалась правовая основа их существования, узаконивались возможности удовлетворения культурных потребностей творческой интеллигенции через негосударственные организации, но под «присмотром» государства.
Желающие учредить общества должны были подать заявление губернатору или градоначальнику. Для рассмотрения данных заявлений создавались губернские по делам об обществах присутствия.
Вся внутренняя жизнь обществ жестко регламентировалась и ставилась под надзор полиции. Соединение нескольких профессиональных обществ в союз запрещалось открытие отделений обществ ограничивалось.
Данный закон вызывал неприятие в среде художественной интеллигенции, и это было понятно. Первым серьезным ее ответом стала попытка создания «Всероссийского союза деятелей изящных искусств» в 1906 г. в Москве.
Союз был задуман группой художников, литераторов, музыкантов и любителей искусства, которые ставили целью объединить деятелей всех изящных искусств для достижения и защиты такого правового положения, при котором в области свободного искусства будет свободно и проявление деятелей его служителей.
Предполагалось,что высшим органом союза будет съезд, созываемый в Москве, а в промежутках между съездами -Центральный комитет.
Инициаторы союза приняли декларацию и выработали проект устава, в котором сформулировали ближайшие цели: «Достижение надлежащего пересмотра законов страны, касающихся области изящных искусств,и выработка проектов новых законоположений в этой области», а также «отмена цензуры на произведения искусства».
По сути это был призыв к объединению художников, музыкантов,писателей и театральных деятелей в условиях, когда государство ограничивало их свободу творчества.
В конечном итоге в регистрации союза было отказано по политическим мотивам «в связи с революционными событиями».Однако в настоящее время этот союз существует.
Заключение
Сергей Василевич Рахманинов среди представителей сложного по облику «рубежного» поколения русских музыкантов наиболее органично сочетал чуткое восприятие напряженной атмосферы своего времени со стойкой верностью высоким традициям, особую интенсивность художественного мышления – с прочностью и глубиной народно-национальных связей. Поэтому можно говорить о том, что творчество Рахманинова помогает увидеть ценные ориентиры, дающие возможность понять пути развития музыкального искусства в переломный исторический и музыкальный период.
Творческий кризис композитора 1897 – 1901 годов, случившийся после неудачной премьеры Первой симфонии наступает только в результате внутренних причин творческого характера, происходит отторжение собственного стиля, желание обновления музыкального языка. После трудных четырех лет мучительных сомнений, разочарований и размышлений о своем пути композитор предстает во Втором Концерте как зрелый сложившийся мастер с ярко выраженной индивидуальностью и выработанной манерой письма. Жанр концерта приобрел особое значение, поскольку он давал наибольшие возможности для соединения всех граней его дарования. Поскольку фортепианный концерт – симфоническое произведение широкого масштаба – в нем воплотилось мастерство Рахманинова как композитора, пианиста и дирижера. За всю историю своего существования этот жанр не занимал ни у одного крупного композитора настолько важного, первостепенного места в творчестве.
1. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. История русской музыки. – М.: Музыка, 1994. – Т. 8, 480 стр., Т.9
. Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. Корабельникова Л.З. История русской музыки. – М.: Музыка, 2004. – Т. 10А, 10Б.
. Наумова О.В. Личности в истории. Россия – М.: Новый Акрополь, 2014.
. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org
5. С.В. Рахманинов. Литературное наследие. – Сост. 3. Апетян. – Т. 1. – 5-е изд., М.: Музыка, 1988.
. М. Шагинян .: Собрание сочинений в 9 томах. – Гл. Воспоминания о Рахманинове, (т.) 2, М., 1957, 1974