- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 11,02 Кб
История театра
1.Скоморошество как элемент русской культуры
Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры – это прежде всего празднества карнавального типа: карнавал в собственном смысле «праздники дураков», «праздник осла» и т.д. У русских не было таких карнавалов как в Италии и Франции. Но на Руси были святки и масленица (европейский карнавал).
Свидетельство очевидца-иностранца, побывавшего в Москве при Иване Грозном: «Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то время и таким же образом отправляются вместе… Карнавал тем только отличается от масленицы, что в Италии день и ночь в это время ходит дозором конная и пешая городская стража и не позволяет излишнего буйства; а в Москве самые стражи упиваются вином и вместе с народом своевольствуют».
Святки – в Белоруссии и Малороссии святки называют колядою название сходствуется с римским Kolendae от чреч. глагола – сзывать, также от санкритского Kala.
После смерти Анастасии и осуждения Сильвестра и Адашева, начинается жесткий период царствования Иоанна. Начинается он с непристойных пиров. «Ежедневно вымышлялись новые потехи, игрища, на коих трезвость, самая важность, самая пристойность, считалась непристойностью». Когда князь М. Репин осудил пляски в масках царя и его любимцев и со словами «Государю ли быть скоморохом?» растоптал предложенную ему маску, Грозный повелел убить князя, что и было сделано.
Двойничество, оборотничество, театральность Ивана Грозного вошли в историю.
Опричники («Кромешники») ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что «грызут лиходеев царских и метут Россию».
Особенно любил Грозный медвежью травлю и забавы скоморохов и шутов, травил людей медведями и в гневе, и для развлечения.
Федор Иоаннович вечернее время «проводил с царицею, с шутами и с карликами, смотря на их кривлянья или слушая песни», не брезговал по праздникам и медвежьей травлей. Медвежий бой на площадке, огроженной глубоким рвом, – человек с рогатиной и медведь – любимая забава Федора Иоанновича.
Но особенно ярко страсть к развлечениям как признак двойничества, неправого дела и человека живописуется Карамзиным в истории Лжедмитрия I. Предаваясь своим чудным (часто иноземного происхождения) забавам, в глазах русских теряя свое царское достоинство; и обедал он не с молитвою, а с музыкой; не спал после обеда как было принято у россиян, а убегал в город гулять; любил ездить на диких лошадях, своей рукой бить медведя, учил воинов строить и брать земляные крепости, сам кидаясь в общую свалку; перед своим дворцом Лжедмитрий I поставил изваяние щербета, образ адского стража … «коего три «челюсти от легкого прикосновения разверзались и бряцали». В эти времена «музыка, пляска и зернь были ежедневною забавой Двора».
Марина Мнишек в ожидании венца жила в монастыре, но не вела монастырский образ жизни; с музыкой, плясками, песнями не духовными, со скоморохами.
Развлеченья – это антисвятость, парадоксальная близость святости и «потехи» особенно выявляется в XVII веке, когда от относительно мирного сосуществования церковь и скоморошество перешли к борьбе «на смерть». Ведь скоморохи и «поганьские игрища» были осуждены еще Стоглавом (1551 г.), но на практике эти рекомендации не слишком ретиво исполнялись.
Но именно в XVII веке начинается настоящая борьба за выживание, закончившаяся вытеснением скоморошества из бытовой жизни.
Даже сам император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить.
С XI-XVI веков процесс изменения в праздниках шел очень медленно.
Каждый праздник и обряд проходил из года в год по всем хорошо известному чину каждому празднику и обряду соответствовали строго определенные песни, танцы и игры.
Например на святки устраивались игры с маскированием и ряжением. Интересна была масленичная игра. Она представляет собой цикл, разворачивающийся в течение нескольких дней, притом в каждый из дней проводилась строго определенная часть этой замечательной и, к сожалению почти не изученной у нас игры.
Всевозможные песни, танцы, игры и т.д. и являлись столь ненавистные церкви народные игрища.
Заранее определенный распорядок обуславливал характер и особенности искусства оседлых скоморохов. Сценарий каждого игрища был досконально известен каждому участнику; надо полагать, что у скоморохов были какие-то твердые, закрепленные функции, четкий определенный круг обязанностей.
Действия оседлых скоморохов не слишком сковывались рамками игрища и традициями, ибо какими бы жесткими ни были традиции, и они предполагали все-таки большую активность каждого и давали как скоморохам так и всем остальным участникам игрищ возможности для импровизации.
Естественно, сохранилась общая основа натурального искусства из которого брали и много готового известного понравившегося перерабатывая, приноравливая это готовое к условиям своего творчества.
Разность условий в которых действовали оседлые и походные скоморохи породившая различие в характере их творчества, сказались в конце концов и на итоге их деятельности. Мы имеем в виду различие форм, в которые вылилось творчество скоморохов ко времени своего расцвета (XVI-XVII вв.). Походные скоморохи оказались почти монопольными «хозяевами» таких театральных и близких им форм, как «Петрушка» медвежья потеха, раек и т.д. Форм мобильных, дающих возможность устраивать представление без долгих приготовлений и в любых условиях. Оседлые же скоморохи – главные участники празднования народных игрищ и гуляний – активно участвовали в процессе становления иной разновидности русского народного театра, именно театра рожденного игрищами. Высшими его формами стали спектакли типа «Царя Максимилиана» и «лодки» и спектакли театра охочих комедиантов, т.е. театр живого актера.
Преимущественное внимание походных скоморохов к медвежьей потехе и «Петрушке» объясняется их исконной популярностью у народа. Это особенно характерно для медвежьей потехи.
«Появление поводельщика с медведем и его неразлучной спутницей ряженной козой, – пишет Архангельский, – в глухих наших деревнях до сих пор составляет целое событие».
Самое древнее из всех народных представлений на русской ярмарке. Истоки относятся к языческой эпохе славян и указывают на то, как медведь и коза были почитаемые в ту пору.
Еще первобытные охотники устраивали медвежьи праздники и хранили череп и кости медведей в специальном углу пещеры. А из медвежьих клыков и когтей изготавливали обереги и амулеты, которые должны были охранять человека от всяческих напастей.
В одних местностях говорили, что медведь произошел от мужика. В других считали, что медведь, наоборот, прародитель человека. Известно немало сказок, героем которых является полумедведь-получеловек. У него мать или отец медведи, поэтому он «до пояса человек, а от пояса медведь». В иных сказках у героя только ухо медвежье, отсюда и его имя – Ивашка – Медвежье ушко.
Люди чтили медведя и проводили медвежьи праздники – «комоедцы». Это происходило весною, когда медведь просыпался после зимней спячки и выходил из своей берлоги.
Приход на крестьянский двор вожака с медведем предвещал изобилие и благополучие. Поэтому поводырь медведя многое мог обещать хозяевам, входя в избу.
Люди верили что:
если обвести медведя вокруг дома, он отведет беду и защитит дом от нечистой силы;
если окурить двор и стоило дымом от сожженной медвежьей шерсти, это утихомирит лихого домового;
если повесить в хлеву медвежью голову – будет хорошо плодиться домашний скот;
если медведь перебежит в лесу дорогу – это к удачи;
если увидел медведя во сне – это к богатству.
К козе было тоже особенное отношение. Коза давала человеку мясо, молоко, шерсть, шкуры и кожи для изготовления сосудов (мехов, в которых хранили и переносили воду, молоко или вино).
Коза, как чистое животное, приносилось в жертву богам для отпущения людских грехов. Считалось, что козла не любят черти, а домовой вообще терпеть не может.
Оттого-то и держали козлов на конюшнях, чтобы защититься от нечистой силы.
Люди верили, что коза приносит удачу и богатство: считалось, что она связана с плодоношением и, в частности, влияет на буйный рост растений.
В декабре 1699 г. глашатаи объявляют москвичам царский указ «о праздновании нового года». В этом указе говорилось: в связи с тем, что многие народы Европы, исповедующие христианство, начинают от даты Рождества Христова, а не от даты сотворения мира, считать будущее 1 января началом Нового 1700 г.
В первый новогодний праздник в Успенском соборе Московского Кремля состоялось праздничное богослужение. На Красной площади был устроен парад, салют из 200 орудий и фейерверк. А в Кремле для «скудных людей» выставляли чаны и бочки с пивом и горы калачей. Праздник продолжался семь дней.
театральный жанр культура русский
2.Смешение театральных жанров
Связь с жизнью обязательна для всякого искусства, не только театрального. Ничто, кроме жизни, не может стать для художника источником его творчества. Но искусство театра связано с жизнью еще более тесно, еще более непосредственно, чем все другие виды искусства.
Товстоноговские спектакли 70-80-х годов в БДТ. Блестящие постановки, мастерская игра актеров во многом повлияли на театральные вкусы многих людей. В то время ленинградцы чуть ли не с шести утра занимали очередь в кассу БДТ, чтобы попасть на «Пиквикский клуб» с Николаем Трофимовым, «Историю лошади» с Евгением Лебедевым. Эти спектакли останутся в памяти навсегда.
Сильные впечатления производят постановки Льва Додина в Малом драматическом театре. Это «Московский хор» с Татьяной Щуко в главной роли и «Король Лир», смелый спектакль, о котором театральный мир еще долго будет спорить. А прекрасная постановка Ленкома «Tout paye, или «Все оплачено». Там играют чудесные актеры Инна Чурикова, Олег Янковский, Александр Збруев. Очень запоминающиеся спектакли «Ревизор» режиссера Валерия Фокина в Александринском театре, а также «Квартет» великих актеров – Алисы Фрейндлих, Кирилла Лаврова, Олега Басилашвили и Зинаиды Шарко в БДТ.
Театр – это взаимодействие сцены и зала. Есть три формы человеческого общения, которым соответствует три типа театра. Есть общение официально-ролевое, по определенным правилам, – это ритуальный театр, который работает с базовыми, системными ценностями, и зритель здесь тоже включается в действо, причем не как индивидуальность. «В русском театре этого всегда было очень мало, но элементы мы можем найти в искусстве Таирова и Коонен, а сейчас именно такой поворот происходит с А. Васильевым». Второй тип – это игровое общение, которому соответствует театр представления. Тебе предлагается поле, в котором ты играешь. И третье – межличностное общение, и самый любимый русским человеком театр – такой, то есть, разумеется, театр переживания.
Разнообразны жанровые формы театрального искусства: комедия, драма, мелодрама, монодрама, мюзикл, трагедия, трагикомедия…
Сегодня традиционная жанровая система обогащается многими новыми жанрами, в театр приходят жанры из других видов искусства, которых раньше не было в театральной практике, а с другой стороны, сама жизнь, ее жанры создают новые жанровые варианты театрального искусства. «Массовые» жанры – триллер, детектив, фэнтэзи.
Отдельно нужно говорить о жизненных подпитках новых жанров, которые происходят за счет включения в старые жанры новых форм общения, коммуникаций, языка, новых пространств, когда старый жанр вроде бы сохраняет свои черты, но становится совершенно другим. Потому что жанр – это способ видеть и понимать мир определенным образом, это выкристаллизованный в многовековой практике искусства взгляд на действительность.
Традиционное понимание жанра вообще вопрос сложный. Как обращаться сегодня с античной трагедией современному человеку, у которого понятие «судьбы» совершенно иное, чем понимание греками «рока»? Гневные греческие боги не дают человеку выбора, определяя его судьбу (Эдип попытался выбирать, и мы помним, чем кончилось дело). Человек нового времени понимает, что каждый раз Бог дает ему нравственный выбор и, в зависимости от этого выбора, от поступка, – дает или нет силы, нести свой крест дальше. Отсутствие выбора или его центральное значение дает абсолютно разный смысл трагическому.
Сегодня нарушены законы «классических» жанров. Многие современные спектакли жанровым обозначениям не подвластны.
Считалось, что трагедия строится на одном типе конфликта, а комедия на другом (конфликте комического несоответствия), а драма – на разрешенности конфликта. Но в разных театральных системах это подавляется, и то, что называется одним и тем же жанром, – оказывается абсолютно различным. У разных режиссеров система спектакля в одном и том же жанре – разная. Метод ассоциативного монтажа, например, определит здесь больше, чем жанр.
«Возьмем абсолютно все спектакли нашей «новой волны». В спектакле А. Галибина «Ла-фюнф ин дер люфт» было и трагическое, и комическое, и абсурд, но жанр не определить. То же с его «Городским романсом». А как определить жанр «Покойного беса» А. Праудина? В «Лунных волках» Туманова были элементы трагического (как эстетической категории), но трагедией в смысле жанра это не было. Мы либо должны отказаться от этого понятия вообще, либо понять, что мы имеем в виду под жанром».
Или – Московский Театр Музыки и Драмы Стаса Намина, созданный в августе 1999 года как совершенно новый театральный коллектив, в котором органически сочетается музыкальное и драматическое искусство. Это синтез музыки и драмы вне его канонических форм, таких как классическая опера, оперетта и даже мюзикл и рок-опера.
Программным направлением работы театра является поиск равноправного существования в рамках одного сценического произведения музыкального и драматического компонентов, взаимно дополняющих и обогащающих друг друга. И все же, несмотря на любовь режиссеров к новаторству, интерес к «классическим» жанрам не пропадает. В репертуаре театров, актеров все больше появляется, как чисто драматических, так и музыкальных произведений. Пример тому, Сергей Маковецкий, который уже успел освоить множество театральных жанров и теперь рискнул попробовать себя в одном из самых сложных театральных жанров – моноспектакле. «За основу он взял повесть Виктора Пелевина «Жизнь насекомых», которую, к слову сказать, недавно экранизировали чешские кинематографисты (фильм называется «Мотыльки»), и сработал одноименный спектакль. Недаром говорят, чтобы остаться с публикой один на один, надо быть не только авантюристом, но и относиться к себе с немалой иронией».
Говорить и спорить о современном театре и жанрах театрального искусства можно бесконечно: театр обладает огромнейшими возможностями в правдивом и мудром отражении на сцене движения жизни. И какой бы жанровый путь не выбрал театральный коллектив, и к каким бы историческим временам и эпохам ни обращал он свое искусство, оно остается современным, духовно близким своему времени, нравственным потребностям общества.
Литература
1.Закс Л. …И мои замечания о памяти жанра. Петербургский театральный журнал.- 2005г. №27
2.Московский театр Стаса Намина. Театр.- Страницы московской театральной жизни. №7., 2006г.
.Театральные новые известия. №7, 2007г.