- Вид работы: Реферат
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 12,98 kb
История возникновения и развития библиографии
История возникновения и развития библиографии
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения и развития библиографии
.1 Определение понятия "библиография"
.2 Проблема эволюции библиографии
.3 Основные функции библиографии
.4 Закономерности развития библиографии
Список использованных источников
1. История возникновения и развития библиографии
.1 Определение понятия "библиография"
Развитие библиографической науки – это прежде всего процесс осмысления понятий, в том числе ее базового понятия – библиография.
В специальной литературе насчитывается сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научной общественности ни одному из них не получило.
В ходе своей эволюции библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, даже в стандартах, которые призваны способствовать однозначному пониманию терминов.
В настоящее время термин "библиография" употребляется в разных значениях:
) как наиболее общее понятие, объединяющее всю совокупность библиографических явлений;
) как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации (библиографических пособий) и библиографическому обслуживанию потребителей информации, в противовес понятию "библиографоведение", которое обозначает науку;
) как отдельное библиографическое издание, например, "Библиография Афганистана", "Библиография Японии" и т.д., или список литературы в выражениях типа "библиография в конце книги", "библиография в конце статьи"; совершенно недопустимо использование термина в таком его значении. Сегодня используется только в единственном случае: как элемент библиографического описания: "Библиогр.: с. ".
) как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому-либо признаку, например, библиография стран Азии. Также недопустимо.
Вообще в культуре библиографической среды сложилась традиция нестрогого употребления термина, но в познавательной сфере (т.е. научной и учебной) понятийные контуры библиографии должны быть очерчены достаточно отчетливо, для однозначного их понимания в процессе научных дискурсов (диалогов) и изучения в различных курсах библиографических дисциплин.
Попытаемся дать определение.
При всем разнообразии взглядов на библиографию специалисты едины в одном: у истоков библиографии находится потребность в знании, недостаток знания о чем-либо, стремление человека получить информацию об этом знании. Библиография сформировалась как структура, которая оказалась способной помочь в удовлетворении этой потребности. Она выработала специфические средства, организующие знания, накопленные человеком, и позволяющие человеку ориентироваться в нем. Поэтому, в самом общем виде библиографию можно определить как систему, упорядочивающую пространство информации и знания с целью ориентации в нем.
Информация и знание выступают в единстве, но нетождественны друг другу. Информация накапливается с помощью органов чувств, аналитически обрабатывается, логически осмысляется, закрепляется в суждениях и превращается в знания. Средствами закрепления и сохранения знания является язык и знак. Т.о. знание является феноменом познавательной деятельности человека, результатом переработки полученной информации. Информация же есть передаваемое знание и выступает в качестве способа передачи знания. Следовательно, знание может быть представлено в качестве содержания информации, передаваемой в процессе коммуникации.
В последнее время мы часто апеллируем понятиями "информационное общество", "общество знания". Знание должно выступать в качестве исходного пункта в построении всех информационно-коммуникационных систем. (Где наша мудрость, потерянная ради знаний, где наши знания, потерянные ради информации. Т.е. информация, наиболее упрощенная форма выражения знания, а знания порой бывают избыточными и не всегда используются для благих дел. Мудрость же – исходное состояние человеческого сознания. Младенец – мудр, но мы теряем мудрость в процессе выработанных методик обучения и воспитания. К старости человек становится мудрым, но не всегда, только в том случае, когда в его сердце сохраняется любовь. Злой человек никогда не будет мудрым).
В определении мы говорили о библиографии как системе ориентации в мире знаний и информации. Под ориентацией следует понимать способность библиографии структурировать, организовывать, упорядочивать информацию и знание с целью обеспечения свободного поиска и обнаружения необходимого.
К сожалению, одна из главных проблем XXI века – переизбыток неструктурированной, не превращенной в знания информации. По мнению ученых, даже в самых эффективных организациях используется лишь третья часть полезной информации по профилю их деятельности. Отсюда – важность создания систем по управлению знаниями, разработки интеллектуальных методов, обеспечивающих извлечение, интеграцию и обработку знаний из различных информационных источников. Библиография такими методами структурирования располагает.
Специфика данного метода будет прослежена при дальнейшем рассмотрении сущности библиографии.
1.2 Проблема эволюции библиографии
Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам.
Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" – книга, "графо" – пишу).
Примерно в V в. до Р.Х. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. Это была очень уважаемая профессия, т.к. искусство "писания" книг требовало высокого уровня грамотности и художественно-каллиграфических способностей.
После крушения античного мира слово "библиография" надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания в середине XV в. и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в названиях своих работ в смысле "списка литературы". Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: "кнгоописание" (по аналогии со словом "география", "биография" и т.п.). Что касается собственно библиографических трудов, то они длительное время именовались "каталогами", "лексиконами", "описями", "реестрами", "инвентарями" и т.д.
Библиография возникла на определенном этапе развития общества и средств общения. Первоначально, в дописьменный период, обмен информацией между людьми осуществлялся посредством устной коммуникации, в процессе непосредственного общения. По мере того, как накапливался объем знаний, появилась необходимость его фиксировать, так как только закрепленное знание создавало возможность его собирать, хранить, передавать.
В соответствии с исследованиями историков, библиография возникла в ІІІ-м тысячелетии до РХ, в Месопотамии и Древнем Египте. История ее начинается с рукописной книги, существующей на разных носителях. В Древнем Египте информация передавалась через письмена на папирусе, в Месопотамии на глиняных табличках. Текст на них был стандартизирован. Создавались таблички сериями, на них размещались выходные сведения о тексте. Т.о., отметим, что первоначальная форма существования библиографии является афинная (т.е. библиографическая информация о содержании текста помещалась непосредственно с текстом и была с ним тесно связана, на одном носителе).
АФИННАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Информация о документе в самом документе, на основе которой формируется библиографическая запись о нем, предназначенная для использования в библиографической деятельности и включения в самостоятельные (диагенетические) библиографические пособия. К АБИ относятся сведения об авторе, названии, выходных данных, издательская аннотация, оглавление, вспомогательные указатели, примечания и комментарии, фрагменты предисловий и послесловий, позволяющие точнее проводить идентификацию документа и т.д.
В Месопотамии библиотеки появились рано, в них большое развитие получили каталоги (т.е. каталожная форма существования библиографии – суть – связь с хранилищем). В это же время появляются и самостоятельные формы существования библиографии, т.н. диагенетическая форма. Это – списки новых поступлений, гимнов, писем и т.д.
Существует также латентная форма, суть которой в том, что библиографическая информация вкраплена в текст повествования.
Возникновение библиографии на Руси и Беларуси связывают с IX в., и ее эволюцию связывают с появлением письменности и развитием книжной культуры.
Сущность библиографии, несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в сфере технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и видеозаписи, телевидения, компьютерной техники не смогли изменить природу библиографии, поскольку основная потребность общества и человека, которая стала причиной появления библиографии – потребность в знании и информации – сохраняется и остается до нашего времени.
Единственное, что важно отметить, что в ходе изменений социально-экономических и культурных условий изменились способы фиксации и распространения знаний и информации.
Библиография тесно связана с объектом фиксирования информации. В начале таким объектом был рукописный текст (рукописная книга), с началом книгопечатания – печатная книга, потом шире – произведения печати, т.к. включали в себя и другие разновидности печатных изданий (журналы, газеты и т.д.) Во второй половине ХХ в. широкое распространение получили непечатные источники информации (аудио- и видеозаписи), и появилась необходимость в термине, обозначающем более широко источник информации. В качестве такого термина с сер. 70-х годов утвердился "документ". Его понимали как любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация.
Необходимо иметь в виду две основные стороны документа – его идеальное содержание и материальную форму. В рамках библиотечно-библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в библиотечно-библиографическом определении документа они должны быть отражены. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых со стороны его формы:
. Со стороны содержания: документ – это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.
. Со стороны формы: документ – это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.
Различные точки зрения на терминологические производные от "документа".
Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных – документный (состоящий их документов) и – документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.
О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.
Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как "медиа", который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова "медиа" выступает слово "медиадокумент", т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие "электронный документ" – это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. "Э.д" нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы – это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.
Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись – книга – документ – электронный документ – медиа.
В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.
Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.
Коммуникация – это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии "коммуникация" всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.
Система документных коммуникаций – это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация – система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.
Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе "документ – потребитель информации". Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием – "потребитель информации" – это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.
Однако в процессе взаимодействия документ – потребитель информации могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно "рассеиваются" в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов "рассеивается" и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.
Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.
По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются. Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:
. Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):
пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;
географические, связанные с расстояниями между документом – потребителем информации;
количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;
содержательные (смысловые), вызываемые недостатком информации из-за сложности изложения, обилия специальной терминологии и т.п.;
качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.
. Субъективные информационные барьеры, зависящие от потребителей:
языковые, как результат незнания потребителей языка, на котором написан документ. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование документов (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском – 13%, испанском – 12%, русском – 6% и т.д.
психологические, обусловленные наличием у потребителей предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;
барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;
стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением потребителей выбрать правильную стратегию документального поиска;
временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20-25% своего рабочего времени;
экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.
ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;
режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;
редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.
барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;
библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании потребителей.
Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача – осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.
1.3 Основные функции библиографии
библиография информация знание коммуникационный
Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография – это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция – это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным. Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой. Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности. Основная функция библиографии – упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов. В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:
отражательно-преобразующая – суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ – первоисточник;
структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;
ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.
В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:
познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;
информационная – библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию – библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;
социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию – функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами – особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.
Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография – функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).
.4 Закономерности развития библиографии
. Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.
. Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.
. Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.
. Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение "веса" и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.
. Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: – максимально полное отражение всех документальных ресурсов; – дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.
. Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.
. Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.
Список использованных источников
. Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.
. Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я.Коготков. – СПб.: Профессия, 2003. – 304 с.
. Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. – СПб. : Профессия. – 2002. – 288 с.
. Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; – Санкт Петербург: Профессия, 2005. – 208 с.
. Вохрышева, М. М. Теория библиографии : учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. – Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. – 368 с.