- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 22,04 Кб
История украинской культуры
история украинской культуры
1.Источники формирования и истоки украинской культуры
На территории современной Украины археологами найдено многочисленное количество культур, охватывающее весь исторический период развития человечества – периоды палеолита, мезолита и неолита. Железный век на территории Украины представлен Черняховской культурой, а медный век – трипольской и ямной культурами.
Что касается истоков украинской культуры, то на сегодняшний день существует несколько гипотез украинского этногенеза:
·Теория «извечности» – существует столько, сколько вообще существует человек современного типа, то есть от 30-40 тыс. до 2-3 млн лет;
·Теория автохтонности (М. Грушевский), согласно которой украинскую этническую основу составляло население позднего палеолита, которое проживало на территории Украины, а россияне и белорусы имели свою отдельную этническую основу и территорию проживания;
·Теория «единой колыбели» (которая была общепринятой в СССР): зарождение и развитие трех близких славянских народов с единой древнерусской народностью;
·Теория «независимого развития отдельных восточнославянских народов», то есть украинского, русского, белорусского, получившая распространение в последнее время.
К важнейшим источникам украинской культуры причисляют природное окружение (земля), продажу, древние верования и этнокультуру в общем, христианство, внешние воздействия (восточные и западные), профессиональную культуру.
Примерно в 3 тыс. до н. е. на всей Украине, где разворачивалась трипольская культура, появились новые поселенцы. По уровню культуры они стояли ниже трипольцев, но были более воинственны и покорили их. Пришельцы умели обрабатывать медь (медный век на Украине датируется 3300- 2800 до н. Э.), впоследствии к ней начали добавлять олово и получили бронзу – металл прочнее меди (бронзовый век на Украине датируется 2800-1200 гг. До н. е.). Искусство эпохи бронзы представлена многочисленными золотыми изделиями в форме диадем, стилизованных фигурок хищников, где заметное влияние трипольской искусства. Меняется также керамика: рядом со шнуровым орнаментом появляются геометрические формы: треугольники, круги, зигзаги которыми украшали посуду.
К концу бронзового века на Украине приходится появление в Северном Причерноморье киммерийцев – первого народа на украинском поприще, имя которого сохранила история. Хронологически культура киммерийцев охватывает период с 1500 по 700 гг. До н. е. Они имели укрепленные городища. В киммерийцев были сложные ритуальные обряды: они хоронили покойников и имели некрополи. Киммерийцы характеризуются табунным скотоводством, высокой культурой бронзы и керамики с цветными инкрустациями. Их культуру следует считать продолжением трипольской.
Надо отметить, что в период киммерийской культуры на Украине в употребление входит железо, которое вытесняет более дорогую бронзу (железный век на Украине датируется XII в. До н. Э. – IV в. Н. Э.). Наблюдается дальнейшее совершенствование средств производства. Тогда же появляются многочисленные городища, окопанных рвами и обнесены валами. Из иранских племен, побывавших в Украине в VIII – II вв. до н. е., больше культурных памятников оставили после себя скифы. В южной право- и левобережной Украины найдены огромные курганы, где хоронили скифских царей. Скифское искусство было своеобразным и сыграло важную роль в формировании славянской культуры и жилищного строительства. Здесь следует вспомнить и скифскую керамику, украшенную углубленным геометрическим узором, и скифское декоративное искусство, основой которого является изображение животных.
Скифы пользовались всеми формами посуды, произведенные трипольцами. Гребенчатой орнамент был ведущей формой в трипольской, киммерийский и анто-славянской культуре. Он сохранился почти неизменным до наших дней и является национальной формой изделий украинской керамики. С началом греческой колонизации Причерноморья (VII в. До н. Э.) на скифов все в большей степени влияет античная культура. Традиции скифского искусства продолжали сарматы, которые вытеснили скифов из южных степей Украины.
Прямым источником античных традиций в украинской культуре были греческие города-колонии: Тира – в устье Днестра; Ольвия – в устье Буга; Херсонес, Феодосия, Пантикапей – в Крыму и др. Между метрополией и колониями развивалась оживленная торговля. Влияние греческих колоний на местное население сказалось, прежде всего, на производстве посуды, ювелирных изделий, предметов домашнего обихода, строительной технике. В формах архитектуры античного периода Причерноморья преобладает ионийский стиль, а впоследствии, в эллинистической эпохе – дорический и корипфський. Памятники искусства греческих, колоний, дошли до нас в форме скульптур, многочисленных терракотовых фигурок, настенных росписей, ювелирных изделий, надгробных рельефов, мраморных резных саркофагов и др. Итак, греческие колонии сыграли большую роль в истории Украины, распространяя среди населения высокую культуру Эллады.
Значительное влияние на развитие украинской культуры имели античные традиции Рима. Эти воздействия, в частности, можно увидеть в I – II вв. н. э., когда границы Римской империи приблизились к украинским территорий. В то время между Украиной и Римом установились тесные торговые и культурные связи. В римских кладах со II в., Найденных на Украине, кроме монет и металлических украшений встречается также стеклянную посуду римского происхождения и римские эмали. Приближение римлян к украинским территориям стало причиной популяризации здесь христианства.
В начале III в. н. е. Южную Украину захватили германские племена готов (ост-готов), подчинив себе как туземцев, так и сарматско-скифское население. Готы усвоили скифо-сарматской и греческой культуры, приняли христианство. Они имели, влияние на славян, особенно в области военной организации.
С IV в. начинается большая миграция народов с востока. Через Украину проходят тюркские племена гуннов, которые разгромили Готскую государство в 375 г.. Восточные славяне, жившие на территории современной Украины, начиная с IV в., Объединились в государственную формацию антов. Следует отметить, что готский историк Иордан всех славян называет венедами, которые делятся на склавинов (юго-западная группа) и антов. Итак, антов можно назвать предками украинский, которые, по мнению М. Чубатого, «создали союз племен, к которому северные соседи никогда не принадлежали».
Культуру, типичную для антов, впервые открыто в могильниках у с. Зарубинцы Киевской и назван зарубинецкой (II в. До н. Э. – II в. Н. Э.). Продолжением ее была открыта возле с. Черняхова (тоже на Киевщине) Черняховская культура, которую археологи датируют II – V вв. н. е. Обе культуры характеризует прежде всего керамика. Керамику зарубинецкой культуры производили вручную из черной глины, а черняховской – с серой глины с помощью гончарного круга. На землях между Днепром, Карпатами и Дунаем археологи открыли сотни захоронений, большинство которых принадлежало к антского суток. Причем они были двух видов: тилопальни и захоронения в ямах. С раскопок целых десятков антов поселков и городищ видно, что правобережная. Украина была густо заселена праукраинского племенами. Находки черняховской культурного слоя свидетельствуют о высокой культуре наших предков в сутки антов.
Государство антов просуществовала три столетия – с конца IV до начала VII в. Она упала под напором тюркских племен аваров. Однако в середине VII в. славяне начали освобождаться из-под власти завоевателей. В процессе разложения первобытнообщинного строя у восточных славян формируются племенные союзы. Автор «Повести временных лет» называет такие племена, от которых происходят Украинцы: поляне жили на правом берегу Днепра, возле Киева; северяне – над Десной и Сеймом; древляне – между Тетеревом и Припятью; дулибы или бужани – вдоль Буга (их называли также Волынью) уличи – над Днестром и Бугом; тиверцы – между Бугом и Прутом; белые хорваты – на Подкарпатье. Среди всех украинских племен ведущее значение приобретают поляне с центром в Киеве, на которых в VII в. впервые распространяется название «Русь».
В вопросе происхождения этнонима «Русь» существует много гипотез. Из них важнейшие две: варяжская и автохтонный. Первая базируется на предположении, что «русью» финны называли одно из племен норманнов – шведов. Но М. С. Грушевский доказал, что в Скандинавии никогда не отождествляли варягов с «русью». Русь для них была чужой землей. Напротив, существует много оснований, чтобы считать, что название «Русь» местного происхождения. Это доказывают арабские источники. В частности, сирийский писатель «псевдо-Захарий» уже в 555. г.. Упоминает о «русь», «как рослый мощный народ», живший примерно в Приднепровье. Ни одно восточное источник не отождествляло русов с скандинавами. И в греческих источниках, по поводу нападения Руси на Царьград в 860 г.., Они названы росами или скифами, а не варягами, которых греки хорошо знали. Названия рек в Украине (Рось, Роска и др.) Также свидетельствуют, что название «Рось» местного происхождения. Позже, в XI – XII вв., Термин «Русь» был синонимом Киевского княжества.
Культура, как известно, является определяющим фактором формирования и развития этноса. Именно в народной культуре (традиционном образе жизни и производства, системе духовных, эстетических и этических ценностей, языке и т.д.) находится «генетический код» этноса. Украинский этнокультурный массив существовал в составе древнерусского народа как суперэтнической сообщества уже с самого начала образования Киевского государства и хранил свои особенности в течение всего времени ее существования.
Процесс формирования украинского этноса со своим сознанием и етнодиференцийнимы признаками ускоряется во второй половине XII в., Когда в результате феодальной раздробленности ослабляются центростремительные силы Киевского государства и углубляются этнокультурные различия между Южной и Северной Русью. Под 1187 годом в Ипатьевской летописи содержится первое упоминание об Украине.
. Ренессансно-реформационные идеи и образовательные процессы в украинской культуре 16 в.
Реформационные движения развернулись на территории Украины в то время, когда на территориях соседней Польши уже набирали силу контрреформативные силы. В 30-40 -ых годах 16 века на территории Украины появились общества кальвинистов, которые, как правило, возникали в больших панских участках или городе, который принадлежал магнатам. Первыми, кто принял кальвинизм, стали магнатские семьи Потоцких и Радзивиловых. К ним присоединились представители православных знатных родов. Среди них были такие, как Вишневецкие, Фирлея, Волович, Хоткевичи и Сапеги. Потом к движению примыкают более мелкие княжеские роды. Общества кальвинистов возникло также на Закарпатье, Холмщины, Подляшье, Перемышльской и Белзкой землях. А лютеранство, в отличие от кальвинизма, не было принято на украинских землях.
Однако реформационные движения не привились в широких слоях украинского населения. По подсчёту Грушевского, существовало не болей ста протестанских обществ, состоящих, как правило, из шляхты, которая не всегда была украинской. Приход протестантизма в Украину несколько притормозил проникновение идей католицизма. В связи с этим, православное население несколько изменило реформационные идеи для своих нужд, однако главное (освобождение из-под власти Рима, демократизация церкви и приближение её к народу, перевод Библии на родной язык) осталось неизменным. Протестантизм и Православие стали одновременно и союзниками, и врагами. Они оба боролись за освобождение от влияния католической церкви, однако в это же время старались максимально контролировать друг друга. Издание в 1556-1561 годах на Волыни Пересопницкой Евангелие на украинском языке стало значительным событием протистанского реформаторского движения в Украине.
Ренессанс в украинской культуре был своеобразным и как исторический этап хронологически НЕ совпадал с итальянским или западноевропейским Возрождением. Ренессанс начал прокладывать свой путь в украинских землях уже в начале XVI в. Однако лишь во второй половине XVI в. и в первые годы XVII в. проявления Ренессанса стали весьма заметными. Причина такого отставания была, прежде всего связана с упадком в результате монголо-татарского нашествия на одно из наиболее развитых государств Средневековья – Киевской Руси. На украинских землях была на долгое время приостановлена культурная эволюция. Были уничтожены главные культурные центры, утрачена культурная элита.
Влияние градостроительной и архитектурной практики европейского Возрождения сказался на украинских землях уже в начале XVI в. Лучшие условия для этого были в западноукраинских землях, где восстанавливаются старые и закладываются новые города, основой которых часто были магнатов крепости. Регулярную планировку в соответствии с ренессансных требований характерно прежде всего для Львова и Каменца-Подольского. В плане каждый город имел вид прямоугольника, разделенного на две части – места проживания основных общин – русской, польской, армянской. В центре каждой части – рыночная площадь, от которой параллельно расходятся улицы, в центре города – большая площадь с ратушей.
На 70-90-е годы XVI в. приходится наибольший расцвет гражданского и культового строительства в ренессансном стиле во Львове. Создается ансамбль зданий на площади Рынок, жемчужиной которого считается "Черная Каменица", Успенская церковь, башня Корнякта, часовня Трех Святителей.
Во второй половине XVI в. ренессансные влияния становятся ощутимыми и в украинской живописи. В настоящее время основными его видами остаются настенная роспись и иконопись, однако рядом с ними возникают новые жанры – портрет, историческая живопись, в иконах и фресках растет интерес художника к реалистическому изображению персонажей, показа бытовых сцен, пейзажа. К сожалению, лучшие фресковые росписи того времени почти не сохранились. В то же время даже в таком консервативном виде искусства, как иконопись признаки Ренессанса очевидны.
В конце XVI в. уже не только священнослужители определяли идейно-художественную направленность иконописи, но и активные демократические слои – украинское мещанство, которое объединялось в братства. Эта общественная и культурная сила внесла в живопись новое мировосприятие, наполнила его гражданскими идеями, пафосом национально-освободительной борьбы. О широком распространении реализма в живописи свидетельствует то, что он находит место в творчестве мастеров даже из провинции. Так, неизвестный художник, который создал иконостас церкви села Раделичи Львовской области (1620), во многих религиозных сценах изображает современную ему одежду, передает ренессансные детали архитектуры, стремится передать психологизм персонажей, проявляет немалую осведомленность в анатомии и законах перспективы.
Портретная живопись второй половины XVI в. постепенно выдвигается на одно из ведущих мест в живописи. Среди известных светских портретов, выполненных в реалистическом ренессансном духе – изображение Стефана Батория (1576), созданное львовяном Стефановичем, портреты воеводы Ивана Даниловича (1620), знатных горожан Константина и Александра Корняктов (20-30 годы XVII в.), нарисованные неизвестными мастерами. К последним образцам ренессансного портрета относят также произведения киевской художественной школы 40-х годов XVII в. – это изображение Петра Могилы, Захария Копистенского, Елисея Плетенецкого и других выдающихся деятелей украинской культуры того времени.
Распространению ренессансной культуры в украинских землях способствовало, прежде всего, развитие образования. В конце XV-XVI вв. заметно возрастает прослойка украицев, получивших образование в лучших западноевропейских университетах – Краковском, Пражском, Болонском и др. В списках студентов Краковского университета того времени найдено свыше ста имен выходцев из Украины. Некоторые из них были проводниками общеевропейского ренессанса.
В конце XVI – начале XVII в. образование становится одним из важнейших средств в борьбе против полонизации и окатоличивания, за сохранение этнической целостности Украины. Деятельность, которую начали и развернули в это время братства на ниве образования, науки, книгопечатания, дает право отнести их к общественным организациям нового, ренессансного образца. Благоприятные условия для развития украинского образования создались в Киеве, поскольку школы здесь были под защитой казаков. Киевская братская школа, основанная около 1615-1616 pp., Была создана одновременно с организацией Киевского Богоявленского братства; это говорит о том, что для основателей братсва и школы главным было именно создание школы. Школа находилась под постоянной опекой выдающихся политических и культурных деятелей Украины – Петра Сагайдачного, Петра Могилы, Ивана Борецкого (позже – митрополита Иова Борецкого), Мелетия Смотрицкого, Кассиана Саковича и других просветителей, принявших активное участие в ее реформировании в Киево-Могилянской коллегиум (1632 p.), что по своей учебной программе был близок к западноевропейским университетов. Киевский коллегиум в первой половине XVII в. стал центром сплочения лучших национальных сил в науке, литературе, философии.
Развитие печатного дела в Украине является наилучшим подтверждением благотворного влияния ренессансной культуры. В первый период своего существования в конце XVI – начале XVII в. большинство типографий, которые создавались при братствах, выдавали литературу преимущественно светского направления. Распространение образования повлекло большой спрос на учебную и научную литературу. Первые книги "Октоих" и "Часослов", напечатанные кириллицей, появились в Кракове в 1491 p., Где были достаточно значительными украинская и белорусская общины. До сих изданий примкнул немец по происхождению Швайпольгп Фиоль. Языковые украинизмы его книг можно объяснить тем, что Фиоль пользовался помощью украинских книжников и был исполнителем их заказов. Однако начало книгопечатания непосредственно в украинских землях связано с Иваном Федоровым. Наряду с полемической литературой развивается поэзия. В лучших поэтических произведениях, принадлежащих Памва Беринди, Касияну Саковичу, Мелетия Смотрицкого, Транквилион Ставровецкий, передается красота человеческих чувств, с большой силой звучат патриотические мотивы.
Таким образом, Ренессанс в украинской культуре стал следствием сложного и длительного процесса взаимодействия отечественной и европейской культуры. И хотя украинские художники не сформировали целостной ренессансной культуры или стиля, зато творчески переработали лучшие достижения западной Европы, прежде всего Италии, использовали их для развития собственной нации, формирования собственной государственности. "Так же, как Сечь одолела создать на территории чужого государства военную республику, – пишет Е. Маланюк, – так общество преодолело школами, братствами и непрерывной борьбой – создать" государство в государстве "-" Русскую Речь Посполитую ".
Своеобразие и драматизм Ренессанса в Украине заключается и в том, что своей вершины он достигает в период кризиса западного гуманизма, господство контрреформации, национальных и религиозных войн, в одной из которых украинский народ боролся за свое право на существование. Потерпев свежего дыхания европейского Ренессанса, украинская культура развивалась своим путем, трансформируясь в культуру национального возрождения, которая стала основой государственного возрождения в эпоху Б. Хмельницкого и Ивана Мазепы.
. Киево-Могилянский коллегиум как культурно-просветительский центр 17-18 вв.
Начало XVII ст. в Украине отличается активным развитием образования. По всей территории открывались школы разного рода. Особую роль в становлении высшего образования сыграла Киево-Могилянская академия, созданная в 1632 г. в результате объединения лаврской школы, основанной накануне митрополитом Петром Могилой, с братской школой, основанной 1615 г. Иваном Борецким на Подоле в усадьбе, подаренной братству Гальшкой Гулевичівною. Сначала новообразованное учебное заведение имело статус коллегии, ее основатель Петр Могила (1597-1647) был одной из самых заметных фигур в истории украинской культуры. Он получал образование в Львовской братской школе и иезуитском коллегиуме, затем в западноевропейских университетах. Как просветитель и религиозный деятель Петр Могила без преувеличения сыграл едва ли не решающую роль в развитии образования в Украине накануне Освободительной войны под руководством Богдана Хмельницкого в 1648 – 1654 гг. Заботясь о своем любимом детище, киевский митрополит упорно добивался, чтобы коллегия получила право называться академией. Причин этому несколько. Во-первых, академия имела выше коллегии ранг, что приравнивалось к университету. Как отмечает француз Жан-Бенуа Шерер в книге "Анналы Малороссии, или История казаков-запорожцев" (Париж, 1788), "под академией здесь следует понимать то, что мы обычно называем университетом". Во-вторых, только в академии существовали богословские классы; только академия имела право самоуправления и училищные колонии. В-третьих, академия должна стать очагом культурной "схизмы", образовательно-научным, литературным центром, который боролся против полонизации во всех сферах жизни, в частности духовной.
В большинстве научных работ, справочников, монографий официальной датой предоставления Киево-Могилянской коллегии статуса академии считается 26 сентября 1701 p., когда Петр 2 своей грамотой утвердил право преподавать богословие, добытое самоуправления и название: "Академии их Киево-Могилянской, что от прежнего своего основания имеет равные привилегии как обыкновенно иные Академии во всех государствах иноземческих право свободности иметь подтверждено". Однако исторические факты, последние исследования свидетельствуют, что Киево-Могилянская коллегия юридически получила право называться академией в 1670 г., а фактически стала ею в 1676 г.
Педагогическую деятельность в академии в начале ее становления вели известные тогдашние деятели культуры и церкви. Это – известный философ, поэт, профессор богословия Стефан Яворский (1658-1722) и Феофан Прокопович (1677-1736) – выдающийся украинский писатель, культурно-общественный деятель. Некоторое время он был ректором академии.
Студентами Киево-Могилянской академии были представители различных слоев населения Украины, хотя и преобладали дети состоятельных граждан. Учились в академии и иностранцы. На начало XVIII в. здесь получали высшее образование более 2 тыс. студентов. Курс обучения длился 12 лет. Штудировали поэтику, риторику, философию, богословие, грамматику, арифметику, геометрию, нотное пение, греческий и латинский, старославянский и украинский языки. Обучение велось преимущественно на латинском языке. Но, что характерно, постепенно он вытеснялся на русским, который был ежедневным языком общения студентов и профессоров.
За структурой, организацией, стилем академия была демократическим учебным заведением. К ней принимали и причисляли студентами в течение всего учебного года. Не было и возрастных или сословных ограничений.
Киево-Могилянская академия стала элитной высшей школой, центром науки и культуры казацкой Украины. В ней учился и работал цвет украинского народа. Тысячи граждан гордились тем, что они являются воспитанниками академии. Среди них – выдающиеся ученые, политические и религиозные деятели, учителя, композиторы. Многие из воспитанников занимали высокие государственные должности в Москве и Петербурге.
Образование в Киево-Могилянской академии получили шесть гетманов Украины: Иван Выговский, Иван Мазепа, Пилип Орлик, Павел Полуботок, Иван Самойлович, Юрий Хмельницкий. А гетман Петр Конашевич-Сагайдачный (1614-1622) был причастен до основания академии. Учениками академии были известные в Украине и на территории Российской империи такие подвижники науки и культуры, как Григорий Сковорода, Дмитрий Туптало, Григорий Полетика, Александр Безбородко, Иван Величковский, Петр Гулак-Артемовский, Филипп Козицкий, Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский и др.
С Киево-Могилянской академии вышли деятели, которые способствовали становлению высшего образования в России. Показательно, что именно киевляне начали высшее образование в России. Так, в 1687 г. в Москве по инициативе питомца Киевской академии Симеона Полоцкого было открыто Елліно-греческую академию. Она создавалась как общеобразовательная высшая школа для подготовки государственных и религиозных деятелей. 1701 г. школу переименован на Слов’-русский, а потом на Слов’-греко-латинскую академию. И только в 1755 г. предстал Московский университет.
Многих воспитанников Киево-Могилянской академии русские цари приглашали на работу в Московскую академию, а затем и в Московский университет.
Исторические факты свидетельствуют, что в первой половине XVIII в. Киево-Могилянская академия переживала период подъема, готовила высококвалифицированные кадры не только для Украины, но и для всей России, в том числе, для Российской академии наук, московской Слов’-греко-латинской академии, Московского и Петербургского университетов. Воспитанники академии принимали активное участие в государственном и духовном управлении Российской империей. Слава о украинской элите возвышалась над образовательными просторам империи. Можно только сожалеть, что эти силы рассеивались за пределами Украины, приумножали культуру других народов.
Во второй половине XVIII в. положение Киево-Могилянской академии ухудшается. Однако администрация, профессора и передовая украинская общественность пытались сохранить предыдущие достояние, отстоять национальный духовное заведение, утверждать статус высшего учебного заведения европейского качества. С другой стороны, под давлением имперских посягательств, враждебного влияния московских и петербургских вельмож, тенденций русификации слава высшего заведения Украины начинает приходить в упадок. Русские цари усматривали в академии, в ее прогрессивных просветительских идеалах, в воспитании национального самосознания опасность.
На судьбе академии сказалась личная неприязнь Екатерины II (1729-1796). Все больше Киево-Могилянская академия подвергалась различным притеснениям. Закончилось все это царским указом, которым Академия в 1817 г. была ликвидирована, а на ее богатейшей учебно-материальной базе создано духовную семинарию. В 1819 г. это заведение реорганизован в Духовную академию, подчиненную Синоду.
После октябрьского переворота 1917 г., в последний год освободительных соревнований в Украине, большевистская власть передала помещение Духовной академии штабові Днепровской военной флотилии, а бывший академический корпус академии – филиала Центральной научной библиотеки АН Украины. В 1967 г. на территории Киево-Могилянской академии открыто Высшее военно-морское политическое училище. Лишь с утверждением независимости Украины 16 октября 1991 г. началась новая страница истории Киево-Могилянской академии. Указом Президента Украины было начато Независимый международный университет "Киево-Могилянская академия".
Но этой датой не завершается летопись становления и возрождения Киево-Могилянской академии. 24 августа 1992 г. был официально открыт Университет "Киево-Могилянская академия", состоялось посвящение в студенты первых поступающих. 23-24 мая 1993 г. проходила международная совещание экспертов ЮНЕСКО, посвященная анализу деятельности УКМА. 19 мая 1994 г. издан Указ Президента Украины о предоставлении УКМА нового статуса – Национальный университет "Киево-Могилянская академия" (НаУКМА). 30 июня 1994 г. принято решение республиканской Межотраслевой аккредитационной комиссии о лицензировании НаУКМА по IV уровню аккредитации.
Следовательно, развитие образования Украины в XVII-XVIII ст., появление сети различных видов учебных заведений и в частности Киево-Могилянской академии как центра образования и культуры имели большое влияние на подъем образованности среди населения, формирование интеллектуальной элиты в стране. Общая грамотность граждан Украины тех времен бросалась в глаза даже иностранным путешественникам, которые имели возможность сравнивать это с другими странами. Сирийца архидиакона Павла Алеппского, что сопровождал своего отца – антиохийского патриарха Макария в Россию и Украину в 1657 г. приятно поразило то, что в стране даже во время длительной национально-освободительной борьбы (1648-1657 гг.) против шляхетской Польши, султанской Турции, Крымского ханства, население умело читать и писать, знало порядок церковных служб, прекрасно пел церковные вокальные службы. "По всей русской земле, – писал П. Алеппский, – мы заметили замечательную черту, которая вызвала наше удивление: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знать порядок церковных служб… В земле казаков все дети умеют читать, даже сироты".
В этом же плане интересен такой исторический факт: в процессе заключения в 1654 г. Переяславского соглашения между Украиной и Россией о военной взаимопомощи выяснилось, что гетман Богдан Хмельницкий владел шестью языками, а московский царь Алексей Михайлович был неграмотным.
4. Украинский театр в контексте национально-культурного возрождения 19 в. – от вертепа к театру «корифеев»
украинский культура театр могилянский
Среди явлений художественного быта Украины ХVII-ХVIII веков особого внимания заслуживает театр, истоки которого уходят еще во времена синкретического единства древнейших фольклорных жанров: обрядовых песен, хороводов, театрализованных действ, которые неразрывно соединяли слово, музыку, танец, актерскую игру. Однако постепенное развитие образования, культуры народа привело к компромиссным решениям этой проблемы. Этому способствовали также контакты с европейским театром XVI-ХVII века, где наряду с пьесами религиозного содержания, которые исполнялись в храмах по случаю Рождества, Великого Поста, Пасхи, приобретал широкое распространение народный ярмарочный театр. Сформировались типичные сюжетные коллизии бытовых представлений с характерными персонажами-масками: ревнивый старый муж, кокетливая молодая женщина, любовник, монах, Арлекин, Коломбина и др. Подобные процессы своеобразно выявлялись и в Украине как на профессиональном уровне в формах «высокой драмы», так и в широком бытовании жанров «низкого барокко» – в народных интермедиях, кукольном театре-вертепе.
Главным центром созидания, исполнения и распространения этих основных форм театральной жизни ХVII-ХVIII ст. была Киево-Могилянская академия, ее профессора были авторами драматических произведений, теоретиками театра, а студенты-бурсаки – актерами и основными носителями этого искусства. С особым рвением выполнялись театральные пьесы во время традиционных «рекреаций» – майских дней отдыха, когда ученическая группа под опекой педагогов и наставников отправлялась на окраину Киева: «Все играло, бурлило, тешилось и мячом, и кеглями, и приличными гимнами, а студенты старших отделов создавали оркестры, а порой там же при дневном свете случайно разыгрывали какую-то комедию или драму». Музыкальность украинского театра была органичной – песня, хор, танец, инструментальное сопровождение выполняли в спектаклях важную драматургическую функцию: характеристики места действия, исторической ситуации, действующих лиц, завязки и кульминации сценического конфликта.
Две основные жанровые разновидности театрального искусства эпохи «украинского барокко» – школьная драма и вертеп в исполнительской практике тесно переплетались между собой. К антрактам «высокой драмы» относились народно-бытовые сценки – интермедии, а вертеп после первого действия религиозного содержания переходил к колоритному жанровому действу. Однако оба образно-тематических разделы украинского театра имели свою теорию, эстетические нормы, язык, способ исполнения. Преимущественно религиозная, философская или морализаторская тематика пьес школьной драмы, оторванная от реальной жизни, требовала соответствующего литературного изложения – книжной, стихотворного языка, а также условно-символического стиля интерпретации.столетие. Первые театральные труппы родились на Приднепровье в XVIII в. Позже в Киеве (1806), Одессе (1809), Полтаве (1810), появляются первые театральные здания. Становление классической украинской драматургии связано с именами И. Котляревского, который возглавил театр в Полтаве и Квитки-Основьяненко – основоположника художественной прозы в новой украинской литературе. Бурклеск и экспрессивность, наряду с живописностью и юмором, которые характерны для их произведений, надолго определили лицо академического театра в Украине. Во второй половине XIX ст. в Украине распространился любительское театральное движение. В любительских кружках начинали деятельность корифеи украинского театра – драматурги и режиссеры М. Старицкий, М. Кропивницкий и Иван Карпенко-Карий. Заслуга быстрого развития театра принадлежит также выдающейся семье Тобилевичей, члены которой выступали под сценическими псевдонимами Ивана Карпенко-Карого, Николая Садовского и Панаса Саксаганского. Каждый из них не только создал собственную труппу, но и был выдающимся актером и режиссером. Путеводной звездой украинского театра того времени была Мария Заньковецкая.
(БОЛЕЕ КОНКРЕТНО): Наряду с развитием новой украинской литературы развивается и театральное искусство. Появлению украинского профессионального театра предшествовали любительские спектакли, объединявшие актерскую игру и пение. Из домашнего театра генерал-губернатора Я. Лобанова-Ростовского возник в 1818 г. Полтавский театр. В 1819-1821 гг. его возглавлял Иван Котляревский; именно для Полтавского театра он написал пьесы «Наталка Полтавка» и «Москаль-чародей», в которых использовал приемы народного вертела, интермедии, многочисленные народные песни и водевильные диалоги.
Театральные традиции Котляревского продолжил Квитка-Основьяненко, один из создателей Харьковского профессионального театра. Большой успех имели его социально-бытовые комедии «Сватанье на Гончаровке» (1835) и «Шельменко-денщик» (1838). Основоположником сценического реализма в украинском и российском театральном искусстве был крупнейший актер XIX в. Михаил Щепкин (1788-1863). Свою актерскую деятельность он начал в 1805 г., будучи крепостным. В 1821 г. представители украинской и российской интеллигенции выкупили его из крепостного рабства. Щепкин первым из актеров перешел от классической манеры игры к сценическому реализму. Он выступал в театрах Харькова, Полтавы и Киева, а с 1824 г. – в московском Малом театре.
Карпенко-Карый работал в русле двух театральных систем – романтично-исторической и реалистично-бытовой. Он был актером и драматургом, написал 18 пьес, среди которых – социальная драма «Бурлака», социально-психологические драмы «Наймичка» и «Бесталанная», комедии «Мартын Боруля», «Сто тысяч» и «Хозяин», историческая трагедия «Савва Чалый».
В 1890 г. Карпенко-Карый и Саксаганский создали «Общество российско-малороссийских артистов под управлением П.К. Саксаганского». На его основе в 1900 г. возникла объединенная труппа корифеев украинского театра – «Малороссийская труппа М.П. Кропивницкого под управлением П.К. Саксаганского и М.К. Садовского при участии М.К. Заньковецкой». Мария Заньковецкая (Адасовская, 1854- 1934) была самой известной украинской актрисой того времени. Современники сравнивали ее с итальянской актрисой Элеонорой Дузе и француженкой Сарой Бернар.
Талант Марка Кропивницкого проявился в самых разных сферах театрального искусства: он был и актером, и режиссером, и драматургом, и театральным директором. В его драматургическом наследии – более 40 пьес. В1881 г., когда царские власти разрешили пользоваться на сцене украинским языком, Кропивницкий основал в Елисаветграде первый профессиональный украинский театр; в 1885 г. в его труппе насчитывалось уже около ста актеров Подъем профессиональной украинской музыки в XIX в. был связан как с народным песенным творчеством, так и с влиянием русской оперной классики. В 1809 г. российский оперный театр открылся в Одессе. Здесь выступали как дирижеры П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков, пела Соломия Крушельницкая, гастролировали итальянский тенор Э. Карузо и американская танцовщица А Дункан. В 1867 г. спектаклем «Аскольдова могила» АН. Верстовского началась деятельность русской оперы в Киеве.
Первая украинская опера, «Запорожец за Дунаем», была написана С.С. Гулаком-Артемовским (1813-1875) в 1862 г. и поставлена в 1863 г. в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. На украинской сцене ее впервые поставил М. Кропивницкий в 1884 г.
5. Современная украинская культура под влиянием глобализации и постмодернистского мировоззрения
В течение последних лет условия творческой свободы значительно расширили стилевые и тематические границы в театральном искусстве и исполнительно-концертной деятельности, Шли поиски эффективных организационно-творческих и экономических структур, утвердилась творческая самостоятельность художественных коллективов. Появились первые, порой весьма удачные попытки организации негосударственных театров и концертных групп. Заметно расширилась сеть государственных театров, преимущественно за счет предоставления бюджетного статуса вновь возникшим театрам-студиям. Новые представления украинских театров выступления украинских исполнителей стали заметными художественными событиями далеко за пределами нашего государства.
Однако в условиях крайне медленных шагов по реорганизации творчески организационного и экономической жизни коллективов, никак разработанности негосударственных механизмов поддержки в развитии театрального и музыкального искусства обострились негативные тенденции. Несмотря на это необходимо осуществить ряд мероприятий. В частности, обеспечить переход театрально-концертных организаций на хозяйствования в новых условиях, расширить их творческую и финансово-экономической самостоятельности, стимулировать поиск внебюджетных форм финансирования, совершенствования системы формирования творческих составов и тому подобное. В то же время путем осуществления целевых государственных заказов, поддержки отдельных художественных проектов целенаправленно осуществлять мероприятия по повышению профессионального мастерства, влиять на формирование репертуара творческих коллективов для полного репрезентування в нем выдающихся достижений мировой и национальной культур, лучших произведений современных авторов, интеграции в мировое культурное пространство. Значительное внимание должно уделяться обеспечению языкового статуса украинских театров, которые финансируются из государственного и местных бюджетов.