Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Из истории грима и одежды

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать доклад

  • Вид работы: Доклад
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 7,33 kb

Из истории грима и одежды

Из истории грима и одежды

Алекс Громов

Меняющие облик  

Грим – это свобода выбора лица…

Когда человек впервые надел маску? Условный язык масок почти забыт, как и их история. До наших дней дошли лишь ритуальные маски разных племен, маски танца и маски карнавалов.

Карнавальные маски за свою тысячелетнюю историю не раз меняли форму и размеры. Они делались из разноцветной кожи, бархата, золотой и серебряной фольги. Традиционные маски венецианского карнавала – Арлекино, Коломбины, Пульчинелло, а самая распространенная маска – «баута», имеющая прорези для глаз миндалевидной формы. До наших дней в музеях и частных коллекциях сохранились маски, расписанные знаменитыми художниками, украшенные инкрустацией из драгоценных камней…

История грима – это история сцены. По изменению грима можно проследить эволюцию культуры. Так, один из самых необычных гримов применялся в театре Кабуки, зародившемся в Японии в XVI веке и существующем до сих пор. В этой музыкально-танцевальной драме присутствует традиционная символика цветов в гриме и маске. Так, белый грим накладывали на лицо актера, игравшего положительного актера, а отрицательный персонаж должен был иметь на лице общий красный фон и синие полосы. Метод нанесения красок резкими линиями, разными по цвету, форме и рисунку, усиливал естественные линии на лице. После спектакля существовал древний обычай – актеры дарили зрителям отпечаток «своего рисунка» на шелковой материи или рисовой бумаге.

Грим – самый яркий элемент образа. Удачный грим в кино запоминается на десятилетия: достаточно сказать – «Баба-Яга», и перед глазами возникает Георгий Милляр в этой роли. Этот грим сварливой старухи-колдуньи перешагнул рамки фильма, сделав «кинематографическую сказку» реальностью.

В мюзиклах часто грим наносят по схеме «молодое, красивое лицо». В книге подробно описаны грим и история создания звездных мюзиклов «Кошки», «Волосы», «Метро», «Иисус Христос – суперзвезда», постановок «Независимой группы пластической драмы» Аллы Сигаловой, и создание «футбольного» макияжа на теле французских красавиц из прославленного кабаре «Мулен Руж».

В XXI веке модным стал брэндинг – современный вариант постановки на теле клейма (тавро). Самые распространенные рисунки, выжигаемые на коже – руны, иероглифы, родовые печати и магические символы.

Кто будет спорить, загадочное искусство грима способно превратить юношу в дряхлого старика, блондинку – в мулатку, красавицу – в дурнушку – и наоборот. Грим – это свобода выбора «собственного» образа, лица, себя…

Костюм – это биография характера, времени

Костюм – визитная карточка цивилизации. Этому полностью соответствует разнообразие разделов книги. Множество вариантов одежды, множество вопросов и загадок. Одежда повседневная, парадная и для сцены…

Так, фанаты театра и кино, открывшие книгу, будут восторгаться описанием театральных костюмов (например, «вахтанговских плащей») и необычных эскизов к старому советскому фильму «Аэлита». У многих народов костюм имел и религиозно-мистическое значение – у племен туарегов мужчина после возмужания должен был всегда и повсюду носить покрывало. Туареги недаром называют себя «люди покрывала», закрывая лицо от кончика носа до конца подбородка (табутация – запрет рта).

Костюм является ключом к пониманию человека. Захаржевская написала магическую фразу: «Костюм – это средство исполнения желаний». Нашим современникам важно – не кто и что носил, а почему носили именно эти вещи. «Если в жизни костюм постепенно приобретает очертания и характер владельца, то в театре этот процесс идет в обратном направлении». Если актер «оживляет» вещи, «подгоняет» их под нужный образ, то в повседневной жизни человек выбирает вещь под собственный «образ». Если внимательно посмотреть на одежду, то можно «прочитать» и самого человека.

«ОДЕВАНИЕ СЕБЯ прежде всего подразумевало ВОЗВЫШЕНИЕ СЕБЯ». История костюма – это тайная история человеческих страстей, защитная мимикрия среди униформ и суеверий. Психологическая характеристика костюма передает суть его «персонажа», носителя. Так, во время Французской революции была распространена «формулировка»: «нарядная одежда есть кража у государства». «Костюмы английского Возрождения – это костюмы пьес Шекспира». Буржуа, разыгрывающие комедию «добродетели», бережливы, домовиты и хозяйственны. Ткань – прочное сукно и тонкая шерсть (а не аристократические шелк и бархат). На их платье нет разрезов и украшений, ничего лишнего…

Одежда не только украшает человека, но в каждую эпоху меняет его облик, «формируя» человека под модные исторические типажи… «Костюм – проявление стиля эпохи». Так, национальная одежда граждан Римской империи – тога (ткань эллипсовидной формы, складывающаяся вдвое) «исчезла во времени» — даже в спектаклях и фильмах ее заменяют более простой подделкой».

Одежда – не только историческая декорация, разнообразие жизненных укладов оборачивалось многогранностью нарядов. Одежда конструируется, игнорируя и деформируя естественные формы тела. Когда тонкая талия считалась признаком женственности, в моде были корсеты, которые пропорционально удлиняли фигуру и укорачивали ноги. Так, появилась обувь на подставках, а позже – на каблуках…

Современная «продвинутая» одежда (асимметрия, разрезы, шнуровки) начиналась в агрессивном Средневековье. Легенда рассказывает о возникновении одежды наемников, ландскнехтов. Они штопали свои порванные одеяния кусочками разноцветных знамен неприятеля и после каждого боя добавляли очередные «навороты»… Напрашивается параллель с 70-ми годами прошлого века, с зарождением агрессивной моды Панков. А позже появились и «готы», имитирующие Средневековье…

Чем быстрее прогрессирует общество, тем быстрее эволюционирует костюм. Разнообразие тканей и фасонов означает не только свободу выбора, но разнообразие вкусов, наличие в обществе разных неформальных течений. Свободу выбора думать и одеваться…

Но в современном мире бунт оборачивается бизнесом. «Иметь право одеваться по своему вкусу – этот первый протест в традиционной Англии стал девизом молодежи всех стран, ну, а бизнесмены извлекли из этого наживу, да здравствует молодежная мода!»

Первые попытки стандартизации одежды начались еще во времена крестовых походов: «Унификация продиктованная бедностью и примитивностью производства, восполняется погоней за объемом, как первое и доступное проявление наглядного «обогащения»…

В приложении дается подробное описание «идеала женской красоты» и анализ национальных черт светской одежды.

История одежды превращается в зеркала эпох, уводящих читателей и коридор Современности.

Похожие записи

Библия и научные данные

Культурология

На пути к решению загадок Гизы

Культурология

Христианизация Древней Руси

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.