- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 25,16 Кб
Из истории российского фарфора
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ХУДОЖЕСТВЕННО-ГРАФИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра декоративно-прикладного искусства
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История декоративно-прикладного искусства и народные промыслы»
на тему: «Из истории российского фарфора»
направление – 050100.62 Педагогическое образование,
профиль – Изобразительное искусство
Выполнила студентка 2 курса ХГФ
Старова Мария Сергеевна
Липецк 2015
Содержание
Введение
Глава 1. Фарфор как вид керамического изделия в декоративно-прикладном искусстве
.1 Виды фарфора
.2 Производство фарфора
.3 Технология росписи и классификация фарфоровых изделий
Глава 2. История Российского фарфора
.1 Возникновение промысла
.2 Развитие фарфорового производства
.3 Расцвет русского фарфора
.4 История создания фарфоровых сервизов
Заключение
Библиографический список используемой литературы
Введение
Керамика принадлежит к древнейшим созданиям человека, она известна нам с глубокой древности и является, возможно, первым созданным человеком материалом. Когда зарождалась керамика ее производство ограничивалось только факторами пользы, при этом замыслов о творчестве еще не существовало. Но вскоре наиболее развитые культуры древности начинают осуществлять эксперименты не только в технологии, но и уделяют внимание художественной ценности изделий. Развивалось качества черепка, а также появилось стремление вырабатывать наиболее разнообразные формы изделий. Тем не менее не упустили и из вида оформление наружной поверхности, которое становилось богаче и наряднее. После чего, керамика становится объектом художественного творчества.
Под керамикой понимается, изделия из неорганических материалов, и их смесей с минеральными добавками, изготавливаемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением.
Слово «фарфор» в русский пришло из персидского языка. Словом – «фарфур», персидские купцы называли китайскую посуду из белой полу просвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.
Фарфор – это основной представитель тонкой керамики. Характерными признаками фарфора является, белый цвет с синеватым оттенком, малая пористость и высокая прочность, термическая и химическая стойкость, природная декоративность. Его особенности определяются химическим составом и строением черепка, которые зависят от назначения изделия, условий их эксплуатации и предъявляемых к ним требований.
Фарфор – это вид керамики, наиболее благороднейший и совершенный. Данный материал, служил основой для создания подлинных произведений искусства, при этом развивается под воздействием многочисленных стилевых направлений. Фарфор – это тот материал, который был и остается высшим и непревзойденным произведением керамического искусства.
Период возникновения в России первых частных фарфоровых заводов можно отнести к 60-70м годам XVIII века. Это время обусловлено быстрым ростом военного, экономического и политического могущества Российского государства, которое превращалось в великую державу. С развитием государства связано бурное расширение дворянских привилегий и усиление крепостной зависимости крестьянства. В это время быстро возрастал материальный достаток господствующего класса – дворян. Бурное строительство пышных дворянских усадеб и дворцовых сооружений, стремление к созданию богато украшенных во французском вкусе интерьеров были первопричиной интенсивного развития народных ремёсел и возникновения многих новых отраслей художественной промышленности, в том числе и производства фарфора.
Актуальность данной работы определяется тем, что на долю фарфора за всю его мировую историю выпало настолько много славы, сколько ее не пришлось испытать ни одному керамическому материалу во всей истории его развития. Этот прекраснейший материал был и до сих пор остается высшим и непревзойденным произведением керамического производства. Он послужил основой для создания подлинных произведений искусства, развиваясь под воздействием многочисленных стилевых направлений, поэтому возросла необходимость изучения основ этого явления. В настоящее время производство фарфора по числу предприятий и объему выпускаемой продукции занимает одно из первых мест среди предприятий народных художественных промыслов.
Объект исследования: история возникновения фарфора в России.
Предмет исследования: становление и развитие фарфорового промысла в России.
Цель данного исследования: проследить историю возникновения и развития промышленного производства фарфора в России.
Задачи:
. Изучить особенности изготовления видов фарфора.
. Познакомиться с основными видами технологии росписи фарфоровых изделий.
. Рассмотреть развитие фарфорового производства в России.
Глава 1. Фарфор как вид керамического изделия в декоративно- прикладном искусстве
.1 Виды фарфора
Материалом для изготовления фарфора служит глиняная масса, составы которой очень различны, тем не менее основой является особая глина, имеющая название «каолин». В отличие от фаянса данная глина придает фарфору главные его свойства: относительную прозрачность, белизну, непроницаемость для воды и конечно же твердость.
Изготовленные из фарфоровой массы предметы покрываются глазурью, основу для которой составляет полевой шпат. После чего предметы подвергаются обжигу при очень высокой температуре в специальной печи. Далее после обжига предметы представляют собой «белье», то есть белый фарфор, не расписанный красками. Немногие краски выносят температуру большого обжига и не могут быть нанесены на фарфоровое изделие под глазурью, к ним можно отнести излюбленную в фарфоре синюю краску.
«В большинстве производств окраска изделий производится после большого обжига по белому фарфору, так же производится и позолота. Когда на изделие нанесены краски и золото, его подвергают второму малому обжигу, после которого, остается только оттереть золото до блеска.» [ 1. с. 5]
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор, а также разновидность мягкого фарфора, который называют костяным фарфором.
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор является образцом совершенства для его создателей. Первыми данный вид фарфора стали производить китайцы, из каолина и китайского камня в различных пропорциях. Они выявили тот факт, что чем больше в фарфор добавлять каолина, тем он становится крепче. Твердый фарфор отличается достаточной тяжестью, непрозрачностью, имеет белый цвет с серым оттенком, а поверхность напоминает ячную скорлупу.
Твердый фарфор в своем составе содержит в основном два исходных материала: каолин и полевой шпат. К этим основным веществам добавляется кварц или песок.
«Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она становится тверже. Данную смесь перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. После чего возникает пластичная масса, которую можно отливать в формах или же обтачивать на гончарном круге. Готовые предметы обжигают дважды: первый раз без глазури при температуре 600-800 градусов, второй – с глазурью – при 1500 градусах.» [4. Виды фарфора.] В качестве плавней используют полевой шпат или пегматит.
Для того чтобы фарфор просвечивался в него дополнительно вводят доломит и известковый шпат. Для покрытия твердого фарфора используют твердую глазурь. А тонкие сорта фарфора покрываются глазурью из шпата без использования извести, поэтому изделия получаются матовыми, молочно-кремового оттенка. Для покрытия более простых сортов используют совсем прозрачную известковую глазурь. В состав фарфоровой массы и глазури входят одни и те же вещества, только в разных пропорциях. В связи с этим фарфоровая масса и глазурь соединяются в единое целое, после чего ее невозможно отбить, и она не отслаивается.
Мягкий фарфор впервые был изобретен во Флоренции, в Европе он появляется на два столетия раньше твердого вида фарфора. Зачастую мягкий фарфор называют фарфором Медичи или художественным, так же он имеет название «фриттовый фарфор», последнее из названий он получил в связи со способом изготовления. Мягкий фарфор состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, которые содержат песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, кварцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащих гипс и глину. Получившуюся массу размалывают и фильтруют, доводя при этом до пластичного состояния.
Мягкий фарфор обжигается при 1100-1500 градусов, после обжига он делается сухим и непористым. Глазурь изготавливается преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, и содержащего песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050-1100 градусах, для соединения глазури с черепком.
По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже.
Костяной фарфор является разновидностью мягкого вида фарфора с добавлением пережженной кости. Для получения костяного фарфора в жидкую массу (шликер) наряду с глиной, каолином, полевым шпатом и кварцем добавляют предварительно костяную золу. Именно костяная зола придает фарфору необыкновенные свойства, такие как особая прочность, белизна, а также тонкостенность и просвечиваемость. Первый обжиг происходит при температуре 1200-1300 градусов, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 градусов. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 градусов, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.
В основе глазури лежат те же вещества, что и в мягком фарфоре, но все же незначительное различие в составе содержатся, кроме окиси свинца, добавляется некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком.
Данный вид фарфора был выведен в Англии, английским мастером керамики Джозайя Споудом, в процессе многократных попыток воссоздания формулы изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века в состав фарфоровой массы стали добавлять костяную золу. После чего в процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора. Костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке, благодаря своему молочно-белому цвету, особой прозрачности и прочности. Так же у костяного фарфора отсутствует эффект яичной скорлупы – это достигается тем, что именно костяной золой заполняются все пустоты между частичками белой глины.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что в основе изготовления фарфора существует три разновидности: твердый, мягкий и костяной. Они отличаются друг от друга тем, что имеют различный состав, температуру обжига, а также для каждого вида изготавливается своя глазурь.
.2 Производство фарфора
Подготовка сырьевых материалов. Чтобы подготовить сырьё для получения необходимого следующее: очистить исходные материалы от примесей, тщательном измельчении, просеивании, сушке. Материал смешивают, чтобы получилась однородная масса, и ускорился процесс взаимодействия частиц для фарфорообразования. Это обеспечивает получение равномерной по составу массы. Далее следует процесс формования изделия, который имеет несколько способов.
Формуют керамические изделия в основном пластическим методом и методом литья, а также полусухим прессованием. При пластическом формовании получают заготовки в виде пластов при использовании массы влажностью в среднем 23 процента. Чтобы изготовить плоское изделие, глиняный пласт помещают во вращающуюся форму, где его разравнивают роликом. Методом литья в гипсовые формы пользуются, когда необходимо получить изделие сложной формы, к примеру, чайники, художественно-декоративные предметы. Для этого метода литья готовят сметанообразную массу – шликер влажностью около 35 процентов.
Существует два способа для изготовления изделия: сливной и наливной.
При сливном способе шликер заливают в разъемную гипсовую форму и оставляют в ней на определенное время. Гипс быстро впитывает влагу, и на стенках формы откладываются твердые частицы, которые образуют стенки изделия. Время выдержки определяют опытным путем, оно зависит от толщины стенки изделия, толщины стенок гипсовой формы и пористости. После выдержки шликер сливают, а гипсовую форму с изделием подвергают медленной сушке.
Полнотелые изделия сложной формы, например, ручки для чайников, крышки, изготавливают наливным способом. Шликер наливают в гипсовую разъемную форму с соответствующими углублениями на внутренних поверхностях, где оно полностью затвердевает. Полусухое прессование используют при формировании плоских изделий небольшой толщины, например, тарелок. Массу подготавливают и высушивают до влажности 2-3 процентов, измельчают и получают порошок, в который добавляют пластификатор. Из этого порошка формуют изделие в металлических пресс-формах под большим давлением.
После формования изделия для подготовки к обжигу – заключительному и наиболее ответственному этапу производства – сушат до остаточной влажности 2-4 процентов. При этом изделие приобретает достаточную для обжига прочность, исключается образование внутренних напряжений, приводящих к появлению трещин, деформации и т.д. Высушенные изделия перед обжигом зачищают наждачной бумагой, удаляют швы от пресс-форм, посторонние примеси и загрязнения. После зачистки изделия обдувают сжатым воздухом для удаления пыли.
При обжиге керамические изделия подвергают, двукратному обжигу – утильному (до глазурования) и политому (после глазурования). Применяют также однократный скоростной и бескапсельный обжиг. Фарфоровые изделия, декорированные надглазурными украшениями, подвергают третьему обжигу – муфельному. При утильном обжиге удаляет механически и химически связанная влага, черепок приобретает необходимую прочность при достаточной для впитывания глазури пористости. Реакции взаимодействия исходных компонентов массы протекают в твердой фазе.
После утильного обжига керамические изделия либо декорируют послеглазурными красками, глазуруют и подвергают политому обжигу, либо глазуруют, обжигают и декорируют. Фарфоровые изделия после утильного обжига чаще всего глазуруют, а затем обжигают. При политом обжиге происходят расплавление глазури, равномерное ее распределение по всей поверхности изделия и сплавление ее с черепком.
Политой обжиг можно разделить на ряд периодов, каждый из которых протекает при определенном температурном режиме и газовой среде, что обеспечивает постепенное формирование черепка с необходимыми свойства. Однократному обжигу подвергают в основном толстостенные изделия – кружки, салатники, масленки, сахарницы, которые при глазуровании без утильного обжига не размокают, не деформируются и не разрушаются. При обжиге на изделиях могут образоваться следующие дефекты: искажение размеров и формы, щербины, задувка, прыщи, пузыри, желтоватый оттенок.
После обжига изделия проверяют для выявления дефектов. Изделия, отвечающие предъявляемым к ним требованиям, декорируют. При декорировании изделия украшают подглазурными и надглазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями с последующим обжигом. В зависимости от характера поверхности декорирование изделий может быть рельефным и гладким. Рельефное декорирование – это нанесение на поверхность изделий выпуклых или заглубленных украшений. К выпуклым относится рельеф, получаемый при формовании путем лепки, к заглубленным – сверление и вдавливание на поверхности. Различают гладкое декорирование по сырому черепку, подглазурное и надглазурное.
Вид разделки зависит от назначения и природы изделий. При выборе разделки необходимо учитывать естественную красоту черепка, украшение должно сочетаться с его естественными особенностями и подчеркивать их, а не затушевывать. Для фарфора в основном применяют гладкое надглазурное декорирование, иногда рельефное и подглазурное.
Существует две основных технологии росписи фарфора: первая – подглазурная, а вторая – имеет два подвида: надглазурная и внутриглазурная роспись.
Подглазурная роспись – это такая роспись, которая наносится после утильного обжига до нанесения глазури. Верхняя глазурь может быть прозрачной, тонированной и цветной, это дает эффект своеобразного наложения. Для подглазурной росписи существует два основных красителя: оксид железа и оксид кобальта, только эти два красителя выдерживают обжиг, при этом не перегорают и не меняют цвет. Подглазурная роспись по своим свойствам более устойчива, так как слой глазури защищает рисунок.
Если сравнить подглазурную с надглазурной росписью, то первая технология более долговечна и прочна, так ка сохраняется под слоем стекловидной глазури. Сам контур рисунка образуется слегка расплывчатый и более мягкого звучания. Сложность процесса подглазурной росписи заключается в том, что краски, которые наносятся на изделие имеют способность впитываться в черепок изделия, даже при тщательной очистке ненужной краски на этом месте после обжига остается темное грязное пятно. Подглазурная технология росписи требует особую точность и выразительность мазка.
Фарфор с подглазурной росписью обжигается при температуре около 1200-1350 градусов. За счёт, современных высокотехнологичных печей глазурь впитывает в себя краску, но рисунок не теряет чёткости. Наиболее часто используются газовые печи. Благодаря достаточно небольшому времени обжига (1,5-3 часа) снижается вред, наносимый краскам высокими температурами, поэтому такой способ декорирования позволяет использовать богатую палитру для росписи изделий.
Вторая технология росписи предусматривает нанесение краски на уже закрепленную глазурь на изделии. После чего изделие повторно обжигается при высоких температурах для внутриглазурной росписи и при низких – для надглазурной.
Надглазурная роспись выполняется с использованием кисти или пера, после чего изделия подвергаются декоративному обжигу, в процессе которого краски сплавляются и прочно закрепляются на глазурованной поверхности изделия.
Для данного вида росписи изделий характерна интенсивная яркость красок и большое количество оттенков. Еще особенностью данной технологии, является выпуклость рисунка после обжига. Выпуклость рисунка связано с тем, что краска не покрывается ровным слоем глазури.
Надглазурный способ росписи позволяет неоднократно исправлять рисунок, который можно стирать ватным тампоном, смоченным в специальном растворителе, исправления могут вносится только до того, как был проведен обжиг изделия.
Надглазурная роспись позволяет мастеру выполнять довольно красочные композиции. Это связано с тем, что обжиг производится при относительно низкой температуре – 700-900 градусов, такая температура в печи не приводит к выгоранию красок.
Тем не менее, у надглазурной росписи имеется некоторый недостаток, который связан с тем, что рисунок, нанесенный на изделие, оказывается не защищенным. Поэтому он является менее прочным и быстрее стирается, в отличие от подглазурной технологии нанесения росписи на изделие.
Внутриглазурная роспись изделия предполагает обжиг приболее высоких температурах нежели, чем при надглазурной росписи. Он обжигается при температуре около 1200-1350градусах. Поэтому изделия после обжига, отличаются повышенной стойкостью к механическим и химическим повреждениям.
Фарфоровые изделия бытового назначения можно классифицировать по форме, размерам, наличию глазурного слоя, назначению, комплектности, видам и группам сложности разделок, сортам.
По форме самих изделий их можно разделить на полые и плоские, по размерам – на мелкие и крупные, а также в зависимости от наличия глазурного слоя изделия различают глазурированные и неглазурированные.
По назначению фарфоровые изделия разделяют на бытовую посуду, художественно-декоративную и другие, по комплектности – на одиночные и в виде комплектов. Особенностью изделий, которые входят в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и самой формы. Выпускают такого рода посуду в виде сервизов, гарнитуров, наборов и подарочных комплектов, предназначенных для двух, четырех, шести и двенадцати человек. По функциональному использованию она может подразделяться на столовую, кофейную, чайную, закусочную, для вина, пива и воды, и изделия художественно-декоративного назначения.
В первой главе рассматривался фарфор как вид керамики в декоративно-прикладном искусстве. В ней была представлена информация о техники производства фарфора, технология росписи и классификациях фарфоровых изделий. А также узнали о таких видах фарфора как твердый, мягкий и костяной. Из перечисленных видов изготавливали не только посуду, но и такие изящные и изогнутые изделия как статуэтки.
Глава 2. История Российского фарфора
.1 Возникновение промысла
Азия считается страной чудес, оттуда родом и фарфор, который открыли китайцы. В источниках сохранились сведения о том, что изобретателем фарфорового производства, является некий Тао-Ию.
В Китае имеются обширные залежи фарфоровой глины «каолин», не плавящейся от жары огня и довольно пластичной, хорошо поддающейся лепке. Так же там встречается отличный материал для глазури, по-китайски «петундзе», в его основе лежит полевой шпат, который при обжиге от жары плавится и придает предмету блестящую, прозрачную стекловидную поверхность.
Появление китайского фарфора в Европе в конце Средних веков, вызвал беспредельный восторг, в особенности восхищала белизна, чистота и прозрачность изделий. Создалось некое поверие о том, что даже яд не выдерживал данной чистоты и мутнел от соприкосновения с фарфором.
В течении многих веков европейцы не могли распознать, из какого материала и каким способом производятся фарфоровые изделия. Но в конце 1709 года знаменитый Беттгер открывает способ изготовления фарфора. После чего в этом же году открывается первый европейский завод фарфора в Мейссене близ Дрездена в Саксонии. Постепенно производство фарфора начинает распространятся в Европе, тем не менее его изготовление было под строжайшей тайной, и посвященные в технические секреты мастера, называвшиеся «арканистами», состояли под усиленным присмотром. Но арканисты Мейссенской мануфактуры фактически не владели тайной изготовления фарфора. Все знал Беттгер, который возглавлял производство. Рабочие мануфактур были знакомы с отдельными процессами, которые им было поручено выполнять. Формовщики не знали условий обжига, а те, кто обжигал изделия, не знали, из чего они сделаны. Рабочие двух соседних мастерских никогда не видели друг друга. Никто из этих людей не имел права уйти на другую работу или покинуть страну. Тех, кто пытался вынести кусочек фарфора, били плетьми и бросали в подземелье. Производство фарфора сохранялось в строжайшей тайне, разглашение которой рассматривалось как преступление.
Фарфоровое производство в России в XVIII веке не было придумано «с чистого листа». В XVI веке существовало и развивалось производство посуды и других бытовых изделий из обожжённой глины, покрытой белой и цветной глазурью, часто с художественной росписью, который назывался «ценинный промысел». Ещё вначале XVIII гжельские мастера стали делать из местной белой глины посуду, также покрытую разноцветной глазурью и расписанную красками, но, заметно уступающую западному и китайскому фарфору.
Популярность фарфора и высокая востребованность в нём в сочетании с высокой ценой импортной продукции естественным образом привела к идее об основании собственного производства фарфоровых изделий, базирующегося на местных материалах. Для обучения российских мастеров и организации производства начиная с 1717 года приглашались иностранные мастера гончарного дела. Первую попытку наладить собственное фарфоровое производство в России сделал Петр I, придававший большое значение развитию различных видов отечественной промышленности. В 1718 году Петр I выписывает голландца Эггебрехта для выделки фаянса, а также поручает Юрию Кологривову узнать тайну мейссенского производства. Кологривов доносил, что надеется обмануть саксонцев и узнать их секрет, но данные надежды не оправдались. После смерти Петра I русское правительство продолжало делать попытки выведать тайну. В 1723 году указом Петра I были предложены льготы предпринимателям, которые сумеют «куриозное художество ввести и распространить», в особенности – с использованием российского сырья. В 1724 году в Москве Афанасий Кириллович Гребенщиков открыл ценинный завод – первый в России, производивший майолику и роспись по сырой эмали.
Таким образом, можно сказать, что фарфоровый и в основном майоликовый промысел России берёт своё начало в XIV-XV веках, а в середине XVIII века, получает быстрое развитие, кроме того, выпускаемая гончарная посуда не хуже аналогичных образцов других странах Европы.
.2 Развитие фарфорового производства
Создание первой мануфактуры относится к 1744 году в правление Елизаветы. Она пригласила из Швеции в Петербург И. Кр. Гунгера, который содействовал мануфактурам в Вене и Венеции. Но все же он не удержался и здесь и в 1748 году его отпустили с производства. После многочисленных неудач, оставался единственный путь, более трудный и тяжелый, зато единственно верный: открыть поисковую научно-технологическую работу, которая должна была привести к разработке технологий фарфорового производства. Для этого нужен был человек, который бы имел хорошую подготовку и обладал достаточной технической изобретательностью. Таким оказался Дмитрий Иванович Виноградов, из города Суздаля. В 1736 году Д.И. Виноградов со своими другом – М.В. Ломоносовым и Р. Райзером – по приглашению Петербургской Академии Наук и по императорскому указу был направлен в Германию, где изучал такие науки как химия, металлургия и многие другие. Учился Д.И. Виноградов в основном в Саксонии, там были лучшие на всей немецкой земле рукописные и плавильные производства и где работали тогда искуснейшие мастера этого дела.
Он пробыл за границей до 1744 года, после чего вернулся в Россию с аттестатом и свидетельством о присвоении ему звания "бурмейстера". Перед Виноградовым встала проблема – самостоятельного решения всех вопросов, связанные с открытием нового производства. На основе физических и химических представлений о фарфоре и керамики, предстояло изучить состав фарфоровой массы и открыть новые технологические приемы и варианты изготовления настоящего фарфора. И ещё одна задача встала – разработка глазури, также рецепт и технология изготовления керамических красок всех цветов для живописи по керамике и фарфору.
Больше тысячи различных вариантов было произведено Д.И. Виноградовым за время его размышлений на "порцелиновой фабрике". Виноградов мог рассчитать и сделать печь, приготовить краски для росписи. Став первым русским теоретиком фарфорового дела, он дал "Обстоятельное описание чистейшего порцелляна, как оной в России при Санкт-Петербурге делается купно с показанием к тому же принадлежащих работ". Вот так записан был Виноградовым рецепт фарфора: "Взять кварца, прокаленного 767 частей, глины подготовленной 383 части, алебастра, просеянного 73 части". И о глазури он говорил: "…Чтобы она толщиной в два бумажных листка на посуде пристала…" [2. 37 c.] Кварц был отощителем, алебастр – плавнем, связывающей пластичной добавкой – глина, гжельская бело-жгущаяся и оренбургская. В проектах Виноградова по организации фарфорового производства в России большой интерес имеют его поиски "рецепта" фарфоровой массы. Эти работы относились в основном к 1746-1750 годам, когда он искал оптимальный состав этих смесей, улучшал рецепт, ведя разные исследования по применению глин различных месторождений, изменяя режимы обжига. Самый ранний из всех обнаруженных сведений о составе фарфоровой массы имеет дату 30 января 1746 года. Возможно, с этого времени Виноградов приступил к экспериментальной работе по обнаружению лучшего состава русского фарфора и продолжал искать ее в течение 12 лет, до своей смерти, то есть до августа 1758 года.
В 1747 года Виноградов приступает к изготовлению пробных изделий из своих фирменных масс, как можно судить о том по отдельным предметам, хранящимся в музеях и носящим его марку и дату изготовления (1749 год и более поздние годы). В 1752 году заканчивается первый этап работ Виноградова по созданию рецептуры первого русского фарфора и открытии технологического процесса его производства. Необходимо обратить внимание на то, что, изобретая рецепт, Виноградов хотел по возможности засекретить его. Он не пользовался русским языком, а применял разные итальянские, латинские, и древнееврейские, слова, используя кроме того еще и их сокращение. Это объясняется тем, что Виноградову давались специальные указания о необходимости зашифровать работу, насколько это было возможно. Успех Виноградова по изготовлению фарфора на «порцелиновой фабрике» в это время были уже значительны.
марта 1753 года в "Санкт-Петербургских новостях" появляется объявление о приеме заказов на фарфоровые "пакетовые табакерки". Помимо проработки рецептов фарфоровых масс и изучения глин разных месторождений, Виноградов сделал составы глазурей, технологические приемы и рекомендации по промывке глин на месторождениях, ввел испытания разных видов топлива для обжига фарфора, делал проекты и изготавливал печи и горны, подбирал рецептуру красок по фарфору и решал многие проблемы. Большое участие в изготовлении фарфора в России принял так же и М.В. Ломоносов, хотя часть его участия в этом была намного меньше, чем Д.И. Виноградова. Тем не менее это не помешало назвать «Императорский завод» именем М.В. Ломоносова, а не Д.И. Виноградова.
В место Виноградова пришел директор Русского монетного двора И. Шлаттер, позже И.Г. Мюллер из Саксонии. Первые их изделия (примерно до 1760 года) ограничивалась небольшими вещями, как правило, мейсенского образца [иллюстрация № 1].
При царствовании Екатерины Великой, в художественных целях были приглашены иностранные модельеры, которые заменили большую часть рабочих, в этот период пришел художественный подъем. Восторг и восхищение французской культурой отражается на изготовлении фарфора: в формах и благородных декорах красивой посуды чувствуется влияние Севера. В части пластики начиная с 1780 года работал в Петербурге Жан Доминик Рашетт, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще чувствуется везде местная традиция, при Павле ее след совсем потерялся, и предметы приняли французский характер. Но несмотря на, это чувствуется подъем при Александре I. Тем не менее в третьей четверти XIX века помешать художественному упадку было уже никак нельзя. [3. с. 86]
Одинаково с императорским производством во второй половине XVIII – начале XIX в. появились разные частные производства. В Подмосковье в селе Вербилки в 1766 году англичанин Ф. Я. Гарднер открыл фарфоровое производство, которое выпускало эксклюзивные и дорогие сервизы, они отличались хорошим качеством фарфора и росписи на них. Гарднеровский завод производил и мелкую пластику, доступную всем слоям общества. Гарднеровская посуда всегда отличалась яркой и сочной росписью, цветочная роспись, похожая на русскую керамику. С 1829 года завод стал делать фаянсовую посуду, разукрашенную печатью. [1. с. 21]
Можно сделать вывод, что производство фарфора на императорском заводе за короткий промежуток времени, было различным в выполнении своей продукции. Из-за смены императоров, на производстве были и взлеты, и падения. Плохое значение имело то, что многие коммерческие заводы стали делать свою продукцию и составлять не малую конкуренцию.
.3 Расцвет русского фарфора
С правлением Екатерины II (1762-1796) было связано возобновление производство фарфора. С 1765 года данное производство стало называться «Императорским фарфоровым заводом», с поставленным перед ними целями – «удовольствовать всю Россию фарфором». Огромное влияние для производства русского фарфора оказала деятельность хорошего скульптора из Франции Ж.Д. Рашетта.
Конец ХVIII века-это время расцвета русского фарфора, а Императорский завод – становится одним из ведущих заводов по изготовлению фарфоровых изделий в Европе. Славу Императорского завода сделали заказанные Екатериной II красивые сервизные ансамбли – «Арабесковый» [иллюстрации № 2-4], «Яхтинский» [иллюстрация № 5], «Кабинетский» [иллюстрация № 6], в которых было около тысячи предметов.
Главную часть ансамблей составляли настольные скульптуры, прославляющие деяния императрицы. Аллегорическая живопись тоже славила добродетели Екатерины и выражала многие события, связанные с её правлением. С одобрения Екатерины II на производстве сделали серию предметов «Народы России» (около ста фигур) [иллюстрация № 7], распространенную потом лицами петербургских промышленников, ремесленников и разных торговцев.
В большом ассортименте завод выпускал вазы. Живопись гармонично сочетается с формой, подчеркивая белизну фарфора и теплый тон блестящей глазури.
Современники любили «екатерининский фарфор» он у них был наряду с картинами и скульптурами знаменитых мастеров. «Сегодняшний фарфор», – говорил в описании Санкт-Петербурга 1794 года известный этнограф и путешественник И.Г. Георги,- очень хорош как в чистоте массы, так и в рассуждении вкуса (то есть формы) и живописи».
С восхождением на царский престол, Павел I (1796-1801) не оставил интерес матери к фарфору. Он находил заводу крупные заказы, бывал здесь сам и с наслаждением показывал всё гостям.
Сервизы павловского времени не сильно отличаются пышностью и красотой как екатерининские: они были сосредоточены на узкий круг лиц. И тогда в моду вошли сервизы на 2 персоны – дежене.
При командовании производством князем Б. Юсуповым, в то время крупным из ценителей искусства, в большей степени подвигло развитию павловского фарфора, который стал исключительной вершиной в производстве «Императорского завода».
Последним сервизом ХVIII века стал сервиз, заказанный Павлом I в свою резиденцию – Михайловский замок. И ми же был сервирован стол в день гибели императора. По рассказам камер-пажа: «Государь был в чрезвычайном восторге, неоднократно целовал росписи на фарфоре и твердил, что это самый счастливый день в его жизни».
.4 История создания фарфоровых сервизов
Когда тайна состава фарфора, так тщательно скрываемая восточными умельцами, была еще не раскрыта, стола знатных господ украшали сервизы из серебра, золота, майолики. Купить фарфор в те времена было практически невозможно, и только самые зажиточные люди могли себе это позволить, скупая экзотичные предметы обихода у азиатских купцов.
Но когда Европейцы постигли тайну состава фарфора, фарфоровая посуда стала отделимой частью убранства стола европейца. Этот материал ценился своей способностью долго удерживать тепло, при этом практически не нагреваясь. Первые изделия европейских мастеров по форме напоминали всю туже серебряную или оловянную посуду, а вот керамика была сходна с дальневосточной. Но по прошествии небольшого времени форма и декор стали сочетать в себе все свойства, присущие настоящему фарфору.
К началу XVIII века фарфоровая посуда уже имела вид привычный для современного человека. В те времена уже создавались фарфоровые тарелки, фарфоровые блюдца, фарфоровые чайные и кофейные принадлежности. Вся посуда была объединена в общий стиль и декор и выпускалась целыми сервизами. Купить фарфор по отдельности было намного проще, так как в сервиз входило от 100 до 1000 предметов.
Работа над сервизом была очень сложной и трудоемкой. Мастера, благодаря своей высокой квалификации, создавали уникальное произведение удивительной красоты.
В крупнейших собраниях прикладного искусства нашей страны – Эрмитаже, Кускове, Русском музее – хранятся сервизы второй половины XVIII века [иллюстрация № 8]. Они разнообразны по значению и формам: чайные, кофейные, большие столовые из массы предметов – соусников, бутылочных передач, мисок, корзинок и солонок. Так, в течение 1782-1784 годов был изготовлен сервиз из 973 предметов на 60 персон, стоимость которого была не менее 25 тысяч рублей. По характеру орнамента, украшавшего предметы, сервиз называли «Арабесковым» [иллюстрации № 2-4]. Орнамент был задуман в стиле росписей, открытых при раскопках Геркуланума и названных арабесками.
В парадных сервизах, наподобие «Арабескового», центральное место занимало настольное украшение, которое имело несколько названий: филе от слова «ряд», вереница или сюрту-детабль. Настольное украшение выражало основное содержание сервиза.
«Арабесковый» сервиз был посвящен успехам России в период царствования Екатерины II. В центре помещалась фигура императрицы на высоком постаменте, далее, башни с сидящими около них фигурами, олицетворявшими Грузию и Крым, присоединенные к Росси во время царствования Екатерины II. Затем группы с изображением воинской арматуры и аллегорических фигур – военной и морской силами, свидетельствующими о мощи русского оружия. Между многофигурными композициями помещались аллегорические фигуры: «Справедливость», «Человеколюбие», «Правление», «Великодушие», олицетворяющие мудрое правление Екатерины II. Фигуры величественны, торжественны. Жесты значительны. Спокойными складками лежат драпировки. Белизна фарфора подчеркнута росписью золотом. Все фигуры отчетливо смотрятся среди разнообразных сосудов сервиза с многоцветной росписью.
Русские мастера фарфора хорошо знали декоративные свойства этого материала. Они ценили красоту его черепка и в редких случаях закрывали фарфор сплошь росписью. Иногда, для того чтобы скрыть дефект массы, белый фон закрывали золотом или кобальтом. На месте отдельных черных точек на поверхности предмета обычно помещали цветочек или листик.
Императорский фарфоровый завод мог удовлетворить только нужды двора. Во второй половине XVIII века возникают частные фарфоровые заводы, появление которых поощрялось правительством. В 1766 году в 24 километрах от города Дмитрова обрусевший английский купец Франк Гарднер открыл первый в России частный фарфоровый завод. К концу XVIII века завод Гарднера превратился в крупное коммерческое предприятие. Изделия его продавились в специальных лавках Москвы и Твери. Вначале это были небольшие предметы: чайная и кофейная посуда, тарелки, курительные трубки, фигурки. В семидесятые годы на заводе стали изготовлять крупные вещи.
Популярность фарфора Гарднера была настолько велика, что в 1777-1778 годах императрица заказала ему большой сервиз – «Георгиевский», предназначавшийся для приема во дворце кавалеров ордена св. Георгия. Впоследствии Гарднер выполнял «Андреевский», «Александровский», «Владимирский» [иллюстрации № 9-11] сервизы, получившие название «Орденских». Все сервизы были выдержаны в одном стиле и повторяли принцип украшения, примененный первоначально в «георгиевском» сервизе [иллюстрация № 12].
Рассмотрим этот сервиз. На репродукции разнообразные предметы: сухарница в виде кленового листа, корзиночка с прорезанным бортом и чашечка для крема. На всех предметах орнамент в виде черной с оранжевыми полосами ленты, скрепленной белым крестом. Это георгиевские орден и лента. Лента перевита гирляндой зеленых листьев. На некоторых предметах зеленые с золотым орнаментом. Роспись одновременно выполняет декоративную и смысловую нагрузку.
К сервизу было изготовлено и настольное украшение. К сожалению, до наших дней сохранилось незначительное число утилитарных предметов, а настольное украшение не сохранилось вовсе. То, что осталось, свидетельствует о высоком техническом мастерстве, которым владели исполнители сервиза. Ажурные сухарницы и корзиночки выполнены мастерски. Удачно и содержание росписи.
Сервиз произвел в Петербурге большое впечатление и, выполняя сервизы следующих орденов, Гарднер использовал орденскую ленту каждого ордена в качестве декора. Удача с выполнением дворцового заказа принесла Гарднеру известность, и на протяжении всего XVIII века фарфор Гарднера ценился так же высоко, как фарфор Императорского завода.
Последняя треть XVIII века – самый успешный период в истории Императорского фарфорового завода. К этому времени относится изготовление нарядных дворцовых ваз почти метровой высоты. Курильницы, ароматницы, просто декоративные вазы яйцевидной или цилиндрической формы, украшенные скульптурой, лепниной, многоцветной росписью, заполняли дворец.
Самой изысканной можно считать вазу 1790 года, которая хранится ныне в Русском музее в Ленинграде [иллюстрация № 13]. Высота ее 110 сантиметров. На яйцевидной форме вазы красиво смотрится гирлянда цветов, скрепленных масками из золоченой бронзы. Белизна фарфора умело подчеркнута стройной обтекаемой формой и нарядным декором, создающим своеобразное обрамление и подчеркивающим драгоценность фарфора.
Художественная сторона изделия русского фарфора целиком зависела от основных направлений в искусстве того или иного времени. Особенно ярко это проявилось в изделиях Императорского фарфорового завода первой четверти XIX века.
Общественный подъем сказался и на содержании русского фарфора. Интерес к простому человеку, солдату, самоотверженно защищавшему русскую землю от захватчиков, привел в изобретательное и прикладное искусство нового героя. На холстах и в скульптуре этого времени появляются парни, играющие в бабки, танцующие девушки в национальной одежде, миловидные крестьянки в кокошниках.
Типичен для искусства этого времени парадный столовой «Гурьевский» сервиз [иллюстрации № 14-16], изготовленный на Императорском фарфоровом заводе в самом начале XIX века. Название свое сервиз получил по имени управляющего кабинетом Екатерины II – графа Гурьева, который заказал сервиз для двора. В изготовлении сервиза принимал участие известный русский скульптор Пименов. Он не сделал к сервизу отдельного настольного украшения, но скульптура, которая широко использована в качестве подставок под вазы, составила основное идейное содержание сервиза.
По центру стола ставили разновысокие вазы для печенья, конфет, фруктов. Оригинальна форма каждой вазы: на круглом постаменте одна или несколько одетых в сарафаны девичьих фигур, поддерживающих ажурные круглой или овальной формы вазы. Ажурная часть вазы сделана из белого фарфора, фигуры золоченые, подставки пурпурного цвета с золотым орнаментом. Фигуры разнообразны – сидящие, в рост, в хороводе, коленопреклоненные. Прелесть этих ваз – в строгой красоте скульптур, в плавных движениях, поворотах головы, сильных статных фигурах.
Остальные предметы сервиза пурпурного цвета. В белых клеймах на молочниках, сливочниках, мисках, бутылочных и рюмочных передач изображены танцующие девушки и парни, на тарелках – пейзажи и этнографические зарисовки народов России. Строгая красотазолоченых скульптур, торжественность пурпура в сочетании с белизной фарфора составлением нарядных ансамблей.
«Гурьевский» сервиз стал одним из излюбленных во дворце. На протяжении всего XIX века к нему доделывались отдельные предметы, и к концу века он представлял собой самый большой сервиз, насчитывавший 4,5 тысячи предметов.
Данная глава была посвящена истории возникновения и развития такого промысла как фарфор. А также в ней рассматривалось развитие фарфорового производства в периоды правления Павла I и Екатерины II. Кроме этого мы узнали о том, какой значительный вклад в развитие фарфорового промысла внес Д.И. Виноградов, тем не менее не остается и без внимания М.В. Ломоносов, который принимал значительное участие в изготовлении фарфора в России.
фарфор керамический сервиз
Заключение
В моей работе были сделаны попытки отразить как можно больше информации о таком художественном промысле, как фарфор. В ней представлены интересные сведения об истории возникновения фарфора и развитии его как промысла, о технике производства фарфора. А также представлены сведения о разных видах фарфора, технологии росписи и классификации изделий данного промысла.
Благодаря Д.И. Виноградову, создавшему самобытный русский фарфор, в России был выработан собственный рецепт изготовления фарфора, так называемое «белое золото», а также он разработал составы глазурей, технологические приемы и рекомендации по промывке глин на месторождениях, занимался подбором рецептуры красок по фарфору.
Значительное участие в изготовлении фарфора в России принял так же и М.В. Ломоносов, в его честь назван «Императорский завод». Здесь выпускали разнообразный ассортимент, начиная от не больших сувениров, посуды, украшений, заканчивая большими сервизами для знатных господ, которые восхищают своим изяществом до сих пор. За время существования завода сменилось не одно поколение, кроме того, с приходом новых хозяев, менялась и выпускаемая продукция.
Очень большую роль так же играли на развитие фарфорового промысла и частные заводы, которые, вносили свою лепту в ассортимент российского фарфора.
Для художественного фарфора, фаянса и керамики в наши дни характерны стремление к большей декоративной выразительности, усиление живописного и эмоционального начала в творчестве, его индивидуализация.
В лучших произведениях эти качества привели к поискам особо выразительных ярких декоративных форм, более глубокому пониманию свойств материала, интересу к наследию прошлого. Выявились многообразные эстетические функции искусства керамики, вышедшего за рамки из сферы потребления и индивидуального быта.
Библиографический список используемой литературы
1. Иванов Д.Д. Искусство фарфора / Д.Д. Иванов, – М.: Государственное издательство, 1924. 36 с.
. Никифоров Л.Р. Родина русского фарфора / Л.Р. Никифоров, – М.: Лениздат, 1979. 104 с.
. Сарабьянов Д.В. История русского и советского искусства / Д.В. Сарабьянов – М.: Высшая школа, 1979г. 384 с.
. Официальный сайт, Народные промыслы/ Виды фарфора.