Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Из истории узлов. Макраме

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы: Реферат
  • Предмет: Культурология
  • Язык: Русский , Формат файла: MS Word 5,58 kb

Из истории узлов. Макраме

Из истории узлов. Макраме

Завязывание узлов на веревке для ее практического использования относится к числу древнейших изобретений человечества. Можно предполагать, что первобытный человек придумал десяток-другой узлов и научился плести сети раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узел задолго до того, как изобрел лемех, колесо, иглу, топор, лук и стрелу. Существование первобытного человека, его быт невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий животных.

Умение вязать на веревке узлы и плести сети в древности ценилось очень высоко и считалось родовым достоянием. Оно ревниво охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну, из поколения в поколение.

Однако изобретателями самых хитроумных и практичных узлов оказались моряки. Появившийся более пяти тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались паруса.

Ко времени расцвета парусного флота в морском деле насчитывалось около 500 узлов. Моряки прошлого помимо узлов использовали в своей работе множество различных, практически необходимых плетений. Однако большинство различного рода плетений и орнаментов из веревки моряки придумали… от скуки. Вспомним, что в старое время плавание парусников длилось нередко годами. Чтобы скоротать свободное от вахты время, моряки занимались рукоделием. Их материалами были отслужившие свой век тросы из манилы, пеньки и сизаля.

Удивительные по замыслу и великолепные по исполнению предметы плетения моряки по возвращении на берег после долгой разлуки дарили своим женам и любимым. Со временем женщины переняли у моряков искусство превращать простую веревку в изящную и нужную вещь.

Макраме — это вид рукоделия, основой которого является узелок, первоначально происшедший от простой функциональной необходимости соединить две нити, но, постепенно усложняясь, приобретший декоративное значение.

Имеются разные толкования слова «макраме». В Европе впервые это слово начинают употреблять в XIX веке в значении «узелкового плетения». Более древним является арабское слово «миграмах», означающее «платок» или «шаль», и турецкое слово «макрама», означающее «нарядный платок» или «шаль с бахромой». Видимо, слово претерпело историческое изменение, путешествуя по странам.

История узелкового плетения является ровесницей истории человечества. Бытует мнение, что истоки декоративного искусства плетения следует искать в древнем Китае и Японии. Но археологические находки в других странах подтверждают распространение узелкового плетения и в других частях мира, например, в египетских гробницах найдены образцы узелкового плетения, которым более 4-х тысяч лет.

В истории человечества поразному завязанные узлы играли еще одну важную роль, они являлись способом накопления и передачи информации из поколения в поколение. В древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть — завязать узелок на память.

За свою историю макраме неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приемы, новые материалы и способы применения.

Как и в древности, по сей день сохранилось применение декоративного узелкового плетения для украшения одежды. В технике макраме создавались разнообразнейшие элементы гардероба: накидки, капюшоны, нарядные кружева и бахрома. Особо изысканные кружева плелись из золотых нитей и применялись для отделки одежды знатных вельмож.

В XIII веке узелковая техника из стран Востока проникла через Испанию в Европу. Этому процессу активно способствовали моряки, применявшие знание завязывания узлов не только в своей непосредственной работе, но и для создания предметов обихода, распространившихся затем по разным странам.

В XV столетии, после крестовых походов, плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии, а в Западной Европе особую популярность достигает в XVIII веке. «Золотым веком» макраме считается викторианская эпоха в Англии. Особенно популярно было применение этой техники для создания составных частей интерьера — скатертей, покрывал, абажуров, для отделки щирм и поверхностей кресел.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://igrushka.kz/

Похожие записи

Церковная история

Культурология

Мир сверхъестественного в древнем буддизме

Культурология

Суфизм в исламе

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.