- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 20,57 Кб
Изображение богов и героев в мифологии
Введение
Древнегреческий божественный пантеон был основой развития общества не только Древней Греции и Рима, но и отображал историю и развитие одной из первых древних цивилизаций мира. Рассмотрев богов, божеств и героев древнегреческой мифологии можно увидеть развитие современного общества, как оно меняло свое восприятие вселенной и мира, как относилось к общности и индивидуализму. Благодаря мифологическим историям Древней Греции, можно увидеть как менялось отношение человека к тем стихиям и проявлениям природы, которое человечество не могло объяснить с помощью логики и науки. Мифология Древней Греции важна тем, что она подтолкнула человечество к умственному развитию, к появлению множеств наук (математики, логики, риторики и мн. др.).
Несмотря на то что в наши дни веру в древнегреческих богов не исповедует, наверное, ни один человек в мире, боги древней Эллады присутствуют в нашей повседневной жизни. Хотя вера в силу этой религии весьма пошатнулась и вызывала здоровую иронию уже в Древнем Риме (римляне были изрядными прагматиками и лишь исполняли положенные обряды, ничуть не веруя в силу своих богов), символы Древней Греции и атрибутика древних эллинских богов и героев и поныне пронизывают всю человеческую культуру, науку, литературу.
Из года в год на свет появляются фильмы, романы, исследования на эту тему – чего не скажешь про божеств Древнего Египта, Шумера, Вавилона, Америки, Китая.
Греческая мифология, закрепленная в литературном виде большой коллекцией книг и сохранившихся летописей, а также в изобразительном искусстве – в форме вазописи, фресок и т.д., сегодня интересует население и как интересное чтиво, и как предмет изучения. Греческий миф объясняет происхождение мира и подробности жизни и приключений широкого круга богов, богинь, героев, героинь, и других мифологических существ. Эти произведения первоначально были распространены в устно-поэтической редакции, сегодня мифы древней Греции известны в основном из греческой литературы.
Греческая мифология оказала большое влияние на культуру, искусство и литературу западной цивилизации и остается частью западного наследия и языка. Поэты и художники с древних времен до настоящего получали вдохновение из греческой мифологии и привносили современное значение и актуальность в эти мифологические темы. Неоценима роль, которую сыграла древнегреческая мифология и религия в становлении европейской культуры и в ее последующем развитии.
Цель контрольной работы заключается в том, чтобы дать представление об изображении богов и героев Древней Греции.
Задачи:
показать изображение богов и героев Древней Греции в литературе;
скульптуре.
Объектом исследования являются исторические данные о Древней Греции.
Методы исследования аналитический, конкретно-исторический.
Теоретической основой контрольной работы являются исследования русских и зарубежных учёных: Любимова Л., Лосева А., Р. Грейвса, Джейн Чизолм и др.
Контрольная состоит из введения, 3 глав, заключения и списка литературы.
1. Изображение богов и героев в мифологии
Огромное влияние религия оказала на античную культуру, одним из элементов которой явилась древнегреческая мифология. Из мифов мы узнали об исторических событиях того времени, о жизни общества и его проблемах.
Благодаря трудам Гомера, Гесиода и Софокла до наших дней дошли мифы и легенды, которые составляют значительную часть античной истории. Греческая религия стала оформляться в крито-микенскую эпоху, во II тысячелетии, и позже – в начале I тысячелетия до н.э. Миф был краеугольным камнем греческой цивилизации, определяющим прикладное искусство, литературу, философию и др. Мифы создавали целостный образ мира, в котором всё имело своё значение, место и объяснение. Прошлое, настоящее и будущее были неразрывно связаны друг с другом. Сначала существовал Хаос, вместе с которым родилась Любовь, и только после этого стал создаваться мир. Выделилась Земля – Гея и породила из себя Урана (Небо), Горы, Понт (Море). Ночь и Мрак породили День и Эфир, отчего возникла смена дня и ночи. От союза с Небом-Ураном Земля-Гея родила второе поколение богов – могучих титанов, которые породили Солнце, Луну, Зарю, Ветры, Звёзды. Главой титанов считался младший сын Урана и Геи – Кронос. Он низвергнул отца. В свою очередь его сын Зевс сверг Кроноса и захватил власть над вселенной и сделался главой третьего поколения богов, которые непосредственно управляли миром.
Древние греки считали, что боги во главе с Зевсом жили на высокой горе Олимп, которая находится в Северной Греции. Кроме Олимпийцев почитались многие другие божества. Каждое явление природы, каждый уголок земли, моря, неба, подземного мира имел своих и малых богов и богинь.
1.1 Боги Древней Греции
Титаны: боги первого поколения, рождённые от брака Геи и Урана, их шесть братьев (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан) и шесть сестёр-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов: Прометей, Гелиос, музы, Лето и других. Имя «титаны», связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого происхождения.
Младший из титанов, Крон, по наущению своей матери Геи серпом оскопил Урана, чтобы прекратить его бесконечную плодовитость и занял место верховного бога среди титанов. Родившемуся от Крона и Реи Зевсу, в свою очередь, было суждено лишить власти отца и стать во главе нового поколения богов – олимпийцев.
Олимпийские боги:
Зевс. В греческой мифологии верховное божество, сын титанов Кроноса и Реи. Всемогущий отец богов, повелитель ветров и облаков, дождя, грома и молнии. Ударом скипетра вызывал штормы и ураганы, но также мог успокоить силы природы и очистить небо от туч. Кронос, боясь быть свергнутым своими детьми, проглотил всех старших братьев и сестёр Зевса сразу после их рождения, но Рея вместо младшего сына подала Кроносу завёрнутый в пелёнки камень, а младенца тайно вывезли и воспитали на острове Крит. Возмужавший Зевс стремился рассчитаться с отцом. Его первая супруга, мудрая Метида («мысль»), дочь Океана, посоветовала дать отцу зелье, от которого тот изрыгнёт всех проглоченных детей. Одолев породившего их Кроноса, Зевс и братья разделили мир между собой. Зевс выбрал небо, Аид – подземное царство мёртвых, а Посейдон – море. Землю и гору Олимп, где был расположен чертог богов, решили считать общим.
Влияние Зевса распространялось на все сферы, правда, он не обладал властью над судьбой. Поэтому напрасно молила его Фетида, в своё время призвавшая на помощь Зевсу сторуких великанов, спасти её сына Ахилла от гибели в Троянской войне. Будучи «отцом людей и богов», Зевс являлся грозной карающей силой. По его велению был прикован к скале Прометей, похитивший для людей божественный огонь; он наслал на землю потоп и развязал Троянскую войну, карая человеческий род за нечестие.
Но со временем мир олимпийцев меняется и делается не таким жестоким. Оры, дочери Зевса от Фемиды, его второй жены, внесли в жизнь богов и людей порядок, а хариты, дочери от Эвриномы, прежней владычицы Олимпа, – радость и изящество; богиня Мнемосина родила Зевсу 9 муз. Таким образом, в человеческом обществе заняли своё место закон, науки, искусства и нормы морали. Зевс также являлся отцом знаменитых героев – Геракла, Диоскуров, Персея, Сарпедона, славных царей и мудрецов – Миноса, Радаманфа и Эака. Правда, любовные связи Зевса, как со смертными женщинами, так и с бессмертными богинями, легшие в основу многих мифов, вызывали постоянный антагонизм между ним и его третьей женой Герой, богиней законного супружества. Некоторых детей Зевса, рождённых вне брака, например Геракла, богиня жестоко преследовала.
Гера. Супруга и сестра Зевса, верховная олимпийская богиня, младшая дочь Кроноса и Реи. Её имя, возможно, означает «охранительница», «госпожа». Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Кронос, боявшийся рождения сына, который захватил бы его власть, глотал своих новорождённых детей. Так и случилось – Зевс, с помощью своей жены Метиды, заставил отца вернуть их обратно – среди них была и Гера. Перед титаномахией мать спрятала Геру у Океана и Тефиды, на краю света; в дальнейшем Гера примиряла их в супружеских ссорах. Гера была последней, третьей после Метиды и Фемиды, законной супругой Зевса. Однако задолго до их брака у Геры с Зевсом была тайная связь, верховный бог полюбил за её необыкновенную красоту, но при этом активную роль играла именно она. Супружество Геры определило её верховную власть над другими олимпийскими богинями, она первая на Олимпе и самая великая богиня, к её советам прислушивался сам Зевс. Но в этом образе усматриваются черты женского местного божества доолимпийского периода: самостоятельность и независимость в браке, постоянные ссоры с Зевсом, ревность, ужасающий гнев.
Посейдон. В древнегреческой мифологии бог подводного царства. Посейдон считался владыкой морей и океанов.
Подводный царь родился от брака земли Реи и титана Кроноса и сразу после рождения был вместе со своими братьями и сёстрами проглочен отцом, который боялся, что они отнимут у него власть над миром. Всех их освободил в последствии Зевс.
Посейдон обитал в подводном дворце, среди сонма послушных ему богов. В их числе был его сын Тритон, нереиды, сёстры Амфитриты и многие другие. Бог морей был равен по красоте самому Зевсу. По морю он передвигался на колеснице, в которую были впряжены дивные кони.
При помощи волшебного трезубца Посейдон управлял морской пучиной: если на море был шторм, то стоило ему протянуть перед собой трезубец, как взбесившееся море успокаивалось.
Древние греки очень почитали это божество и, чтобы достичь его расположения, приносили подводному владыке множество жертв, бросая их в море. Это было очень важно для жителей Греции, так как их благосостояние зависело от того, пройдут ли торговые корабли по морю. Поэтому, прежде чем выйти в море, путешественники бросали в воду жертву Посейдону.
Афина. В греческой мифологии богиня мудрости, справедливой войны и ремёсел, дочь Зевса и титаниды Метиды. Зевс, узнав, что сын от Метиды лишит его власти, проглотил беременную супругу, а затем сам произвёл на свет совершенно взрослую Афину, вышедшую с помощью Гефеста из его головы в полном боевом облачении.
Афина являлась как бы частью Зевса, исполнительницей его замыслов и воли. Она – мысль Зевса, осуществлённая в действии. Её атрибуты – змея и сова, а также эгида, щит из козьей шкуры, украшенный головой змееволосой Медузы, обладающий магической силой, устрашающий богов и людей. По одной из версий, статуя Афины, палладий, якобы упала с небес; отсюда её имя – Афина Паллада.
Ранние мифы описывают, как Гефест пытался силой овладеть Афиной. Чтобы избежать потери девственности, она чудесным образом исчезла, и семя бога-кузнеца пролилось на землю, породив змея Эрихтония. Дочери первого правителя Афин, полузмея Кукропа, получив на хранение от Афины сундук с чудовищем и наказом не заглядывать внутрь, нарушили обещание. Разгневанная богиня наслала на них безумие. Она же лишила зрения юного Тиресия, случайного свидетеля её омовения, но наделила его даром прорицателя. Афина в период героической мифологии боролась с титанам гигантами: она убивает одного гиганта, с другого сдирает кожу, на третьего наваливает остров Сицилию.
Она помогла Прометею похитить божественный огонь, защищала греков-ахейцев во время Троянской войны; она – покровительница гончаров, ткачих и рукодельниц. Культ Афины, распространённый по всей Греции, особенно почитаем был в Афинах, которым она покровительствовала.
Аполлон. В греческой мифологии сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец девственной богини охоты Артемиды. Он занимал одно из главных мест в греческой и римской традициях и считался богом-стреловержцем, прорицателем, светоносным покровителем искусств.
Известно, что Зевс, разгневанный независимым нравом Аполлона, дважды заставлял его прислуживать людям. За убийство Пифона бог был послан служить пастухом к царю Адмету в Фессалию, где вместе с Гераклом спас от неминуемой смерти супругу царя Алкесту.
Второй раз Аполлон и Посейдон, как участники заговора против Зевса, в образе смертных служили у троянского царя Лаомедонта. Согласно мифу, именно они возвели стены Трои, а затем разрушили их, гневаясь на Лаомедонта, который не отдал им договорённой платы. Возможно, поэтому в Троянской войне бог-стреловержец помогал троянцам, и его стрелы девять дней несли чуму в лагерь ахейцев. Аполлон, имевший связи со многими богинями и смертными женщинами, часто бывал отвергнут. Его отвергли Дафна, превращённая по её просьбе в благородный лавр (с тех пор голову бога украшает лавровый венок), и Кассандра.
Аполлон был прекрасным музыкантом. Кифару он получил от Гермеса в обмен на своих же коров. Бог являлся покровителем певцов, был предводителем муз и жестоко наказывал тех, кто пытался соперничать с ним. Однажды Аполлон победил в музыкальном состязании сатира Марсия. Но после состязания Аполлон, взбешённый злословием и дерзостью Марсия, живьём содрал с несчастного кожу. Он поразил своими стрелами великана Тития, пытавшегося оскорбить Лето, и циклопов, ковавших молнии для Зевса. Участвовал он и в битвах олимпийцев с гигантами и титанами. Культ Аполлона был широко распространён в Греции, а главным центром его почитания считался Дельфийский храм с оракулом. В древности в Дельфах проводились пышные празднества и состязания, немногим уступавшие славным Олимпийским играм.
Аид. В греческой мифологии бог царства мёртвых, а также само царство. Сын Кроноса и Реи, брат Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии. При разделе мира после свержения отца Зевс забрал себе небо, Посейдон – море, а Аид – подземной царство. Землёй братья договорились править вместе. Вторым именем Аида было Полидегмон («получатель множества даров»), что связано с бесчисленными тенями умерших, обитающих в его владениях. Посланец богов Гермес препровождал души умерших к паромщику Харону, который перевозил через подземную реку Стикс лишь тех, кто мог заплатить за переправу. Вход в подземное царство мёртвых охранял трёхголовый пёс Цербер, никому не позволявший вернуться в мир живых.
Подобно древним египтянам, греки полагали, что царство мёртвых расположено в недрах земли, а вход в него – на крайнем западе (запад, закат – символы умирания), за рекой Океан, омывающей землю. Самый популярный миф об Аиде связан с похищением им Персефоны, дочери Зевса и богини плодородия Деметры. Зевс обещал ему свою красавицу-дочь, не спросив согласия её матери. Когда Аид силой увёл невесту, Деметра от горя чуть не лишилась рассудка, забыла о своих обязанностях, и землю охватил голод. Спор Аида и Деметры по поводу судьбы Персефоны решил Зевс. Две трети года она обязана проводить с матерью и одну треть – с мужем. Так возникло чередование времён года. Однажды Аид влюбился в нимфу Минту или Мяту, которая была связана с водой царства мёртвых. Узнав об этом, Персефона в порыве ревности превратила нимфу в благоухающее растение.
Арес. В древнегреческой мифологии бог войны.
В отличие от Афины Паллады – богини честной и справедливой войны, Арес, отличаясь вероломством и хитростью, предпочитал вести войну коварную, войну ради самой войны. В произведениях Гомера можно встретить отождествление Ареса с войной и смертоносным оружием. Негреческое имя бога свидетельствует о его фракийском происхождении.
Спутницы Ареса – богиня раздора Эрида и кровожадная Энио. Его кони, дети одной из эринний и Борея, носили имя Пламя, Шум, Ужас, Блеск. Атрибутами бога считались собаки, горящий факел и копьё.
Рождение Ареса произошло без участия отца от прикосновения Геры к волшебному цветку.
В более поздних мифах Арес выступал как сын Зевса, который называл его самым ненавистным из всех богов и утверждал, что не будь Арес его родным сыном, он бы давно отправил его в Тартар, туда, где томятся потомки Урана.
В античной литературе можно встретить упоминания о том, что Арес вступил в брак с самой красивой из богинь – Афродитой, иногда даже называются его дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
«Благодаря» своим отрицательным качествам Арес с большим трудом утвердился среди остальных олимпийских богов, поэтому в его образе явственно прослеживаются следы напластования различных эпох.
Афродита. «Пеннорождённая», в греческой мифологии богиня красоты и любви, пронизывающей весь мир. По одной из версий, богиня родилась из крови Урана, оскоплённого титаном Кроносом: кровь попала в море, образовав пену (по-гречески – афрос). Афродита являлась не только покровительницей любви, о чём сообщал автор поэмы «О природе вещей» Тит Лукреций Кар, но и богиней плодородия, вечной весны и жизни. Согласно легенде, она обычно появлялась в окружении своих обычных спутниц – нимф, ор и харит. В мифах Афродита выступала богиней браков и родов.
Благодаря восточному происхождению Афродита часто отождествлялась с финикийской богиней плодородия Астартой, египетской Исидой и ассирийской Иштар.
Несмотря на то, что служение богине содержало в себе некоторый оттенок чувственности (гетеры называли её «своей богиней»), с течением веков архаическая богиня из сексуальной и распущенной превратилась в прекрасную Афродиту, которая смогла занять почётное место на Олимпе. Факт её возможного происхождения из крови Урана был забыт.
Увидев прекрасную богиню на Олимпе, все боги влюбились в неё, но Афродита стала женой Гефеста – самого искусного и самого некрасивого из всех богов, хотя в дальнейшем у неё были дети и от других богов, включая Диониса и Ареса. В античной литературе также можно встретить упоминания о том, что Афродита состояла в браке и с Аресом, иногда даже называются дети, которые были рождены от этого брака: Эрот (или Эрос), Антерос (ненависть), Гармония, Фобос (страх), Деймос (ужас).
Возможно, самой большой любовью Афродиты был прекрасный Адонис, сын красавицы Мирры, превращённой богами в мирровое дерево, дающее благотворную смолу – мирру. Вскоре Адонис погиб на охоте от раны, нанесённой диким вепрем. Из капель крови юноши расцвели розы, а из слёз Афродиты – анемоны. По иной версии, причиной смерти Адониса был гнев Ареса, приревновавшего Афродиту.
Афродита была одной из трёх богинь, заспоривших о своей красоте. Посулив Парису, сыну троянского царя, прекраснейшую женщину на земле, Елену, жену спартанского царя Менелая, она выиграла спор, и похищение Парисом Елены послужило поводом к началу Троянской войны.
Многочисленные святилища богини находились во многих областях Греции – в Коринфе, Мессении, на Кипре и Сицилии.
1.2 Герои Древней Греции
Ахилл. В греческой мифологии один из величайших героев, сын царя Пелея и морской богини Фетиды.
Иметь сына от прекрасной Фетиды хотели Зевс и Посейдон, но титан Прометей предупредил их, что ребёнок превзойдёт величием своего отца. И боги благоразумно устроили брак Фетиды со смертным. Любовь к Ахиллу, а также стремление сделать его неуязвимым и дать бессмертие заставили Фетиду купать ребёнка в реке Стикс, протекавшей через Аид, страну мёртвых. Но так как Фетида вынуждена была держать сына за пятку, то эта часть его тела осталась беззащитной.
Наставником Ахилла был кентавр Хирон, который кормил его внутренностями львов, медведей и диких вепрей, обучал игре на кифаре и пению. Ахилл вырос бесстрашным воином, но его бессмертная мать, зная, что участие в походе против Трои принесёт сыну гибель, нарядила его девушкой и спрятала среди женщин во дворце царя Ликомеда.
Когда вождям греков стало известно предсказание жреца Калханта, внука Аполлона, что без Ахилла поход на Трою обречён на неудачу, они отправили к нему хитроумного Одиссея. Прибыв к царю под видом купца, Одиссей разложил перед собравшимися женские украшения вперемежку с оружием. Обитательницы дворца принялись рассматривать украшения, но вдруг, по знаку Одиссея, раздался сигнал тревоги – девушки в испуге разбежались, а герой схватился за меч, выдав себя с головой. После разоблачения Ахиллу волей-неволей пришлось отплыть в Трою, где он вскоре рассорился с предводителем греков Агамемноном.
По одной из версий мифа, это произошло потому, что, желая обеспечить греческому флоту благоприятный ветер, Агамемнон тайно от героя, под предлогом бракосочетания с Ахиллом, вызвал в Авлиду свою дочь Ифигению и принёс её в жертву богине Артемиде.
Разгневанный Ахилл удалился в свой шатёр, отказываясь воевать. Однако смерть его верного друга Патрокла от руки троянца Гектора принудила Ахилла к немедленному действию.
Получив в дар от бога-кузнеца Гефеста доспехи, Ахилл сразил Гектора ударом копья и двенадцать дней глумился над его телом поблизости от могилы Патрокла. Лишь Фетида смогла убедить сына отдать останки Гектора троянцам для проведения погребального обряда – священного долга живых по отношению к мёртвым.
Вернувшись на поле брани, Ахилл разил врагов сотнями. Но его собственная жизнь подходила к концу. Стрела Париса, метко направленная Аполлоном, нанесла Ахиллу смертельную рану в пятку, единственное уязвимое место на теле героя. Так погиб доблестный и самонадеянный Ахилл, идеал великого полководца древности Александра Македонского.
Геракл. В греческой мифологии величайший из героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Зевсу был необходим смертный герой для победы над гигантами, и он решил родить Геракла. Лучшие наставники обучали Геракла различным искусствам, борьбе, стрельбе из лука. Зевс хотел, чтобы Геракл стал правителем Микен или Тиринфа, ключевых крепостей на подходах к Аргосу, но ревнивая Гера расстроила его планы. Она поразила Геракла безумием, в припадке которого тот убил жену и трёх своих сыновей. Во искупление тяжкой вины герой должен был двенадцать лет служить Эврисфею, царю Тиринфа и Микен, после чего ему было даровано бессмертие.
Наиболее известен цикл сказаний о двенадцати подвигах Геракла. Первый подвиг состоял в добыче шкуры немейского льва, которого Гераклу пришлось задушить голыми руками. Победив льва, герой выделал его шкуру и носил как трофей.
Следующим подвигом стала победа над гидрой, священной девятиголовой змеёй Геры. Чудище обитало в болоте близ Лерны, недалеко от Аргоса. Трудность состояла в том, что вместо отрубленной героем головы у гидры тут же вырастали две новые. С помощью своего племянника Иолая Геракл осилил свирепую лернейскую Гидру – юноша прижигал шею каждой отрубленной героем головы. Правда, подвиг не был засчитан Эврисфеем, так как Гераклу помогал племянник. Следующий подвиг не был таким кровавым. Гераклу следовало изловить керинейскую лань, священное животное Артемиды. Затем герой поймал эриманфского вепря, который опустошал поля Аркадии. При этом случайно погиб мудрый кентавр Хирон. Пятым подвигом стала очистка Авгиевых конюшен от навоза, что герой сделал за один день, направив в них воды ближайшей реки. Последним из подвигов, совершённых Гераклом на Пелопонессе, было изгнание стимфалийских птиц с остроконечными железными перьями. Зловещие птицы испугались медных трещоток, изготовленных Гефестом и дарованных Гераклу благосклонной к нему богиней Афиной. Седьмым подвигом была поимка свирепого быка, которого Минос, царь Крита, отказался принести в жертву богу моря Посейдону. Бык совокупился с женой Миноса Пасифаей, которая родила от него Минотавра, человека с бычьей головой. Восьмой подвиг Геракл совершил во Фракии, где подчинил своей власти кобылиц-людоедок царя Диомеда. Оставшиеся четыре подвига были иного рода. Эврисфей приказал Гераклу добыть пояс царицы воинственных амазонок Ипполиты. Затем герой похитил и доставил в Микены коров трёхголового великана Гериона. После этого Геракл принёс Эврисфею золотые яблоки Гесперид, для чего ему пришлось задушить великана Антея и обмануть Атланта, держащего на своих плечах небосвод. Последний подвиг Геракла – путешествие в царство мёртвых – был самым многотрудным. При содействии царицы подземного мира Персефоны герой смог вывести оттуда и доставить в Тиринф трёхголового пса Цербера, стража преисподней. Конец Геракла был ужасен. Герой погиб в страшных муках, надев рубашку, которая его жена Деянира, по совету умирающего от руки Геракла кентавр Несса, омочила ядовитой кровью этого получеловека-полуконя. Когда герой из последних сил взошёл на погребальный костёр, с небес ударила багряная молния, и Зевс принял сына в сонм бессмертных. Некоторые подвиги Геракла увековечены в названиях созвездий. Например, созвездие Льва – в память о немейском льве, созвездие Рака напоминает об огромном раке Каркине, посланной Герой в помощь лернейской гидре.
Ясон. В греческой мифологии правнук бога ветров Эола, сын царя Иолка Эсона и Полимеды, герой, предводитель аргонавтов. Когда Пелий сверг своего брата Эсона с престола, тот, опасаясь за жизнь сына, отдал его под опеку мудрого кентавра Хирона, жившего в фессалийских лесах. Дельфийский оракул предсказал Пелию, что его погубит человек в одной сандалии. Это объясняет испуг царя, когда в город вернулся возмужавший Ясон, потерявший по дороге сандалию.
Пелий решил избавиться от нависшей угрозы и пообещал признать Ясона наследником, если тот, рискуя жизнью, добудет в Колхиде золотое руно. Ясон и его команда на корабле «Арго», испытав множество приключений, возвратились с чудесным руном на родину. Своим успехом – победой над драконом и грозными воинами, выраставшими из его зубов, – они во многом были обязаны колхидской царевне Медее, поскольку Эрот, по просьбе Афины и Гер, покровительствовавших Ясону, вселил в сердце девушки любовь к герою. По возвращении в Иолк аргонавты узнали, что Пелий убил отца Ясона и всех его родственников. По одной из версий, Пелий погибает от чар Медеи, чьё имя означает «коварная». По другой – Ясон смирился с изгнанием, лет десять счастливо жил с Медеей и у них родилось трое детей. Затем герой женился на царевне Главке. В отместку Медея погубила её и умертвила своих сыновей от Ясона. Шли годы. Престарелый герой влачил свои дни, пока однажды не забрёл на причал, где стоял знаменитый «Арго». Вдруг гнилая от времени мачта корабля подломилась и обрушилась на Ясона, упавшего замертво.
2. Изображение богов и героев Древней Греции в литературе
Из мифологии черпались сюжеты и образы произведений Гомера, Гесиода, афинских трагиков – Эсхила, Софокла и Еврипида, труды Овидия, Плутарха и других знаменитых писателей древности. Источники многих трагедий Софокла и Еврипида – сами мифы, сохранили большую привлекательность даже в кратком изложении.
Все этапы мифологии представлены в героических песнях греков – так называемом гомеровском эпосе. Эпос означает не что иное, как слово о подвигах, под аккомпанемент лиры их пел аэд – сочинитель песен или рапсод – исполнитель и собиратель героических сказаний. Предание считает создателем древнегреческого эпоса Гомера, слепого бродячего аэда, нищего певца. С его именем связаны две величайшие поэмы «Одиссея и «Илиада», входящие в Троянский мифологический цикл, которое объединяет ряд мифов, отражающих борьбу греков за овладение малоазиатским городом Илионом или Троей.
Мифы троянского цикла изложены в поэме Гомера "Илиада", трагедиям Софокла "Аякс-биченосец", "Филоктет", Еврипида "Ифигения в Авлиде", "Андромаха", "Гекуба", в поэмах Вергилия "Энеида", Овидия "Героини" и отрывках ряда других произведений
Мифы о богах и их борьбе с гигантами и титанами изложены в основном в поэме Гесиода "Теогония" (Происхождение богов). Некоторые сказания заимствованы из поэмы римского поэта Овидия "Метаморфозы". «Метаморфозы» являются лучшим произведением Овидия, оно является систематизацией мифов. Это был значительный труд, в котором в единое целое были объединены все разрозненные мифы: миф о Нарциссе, сказания о Пигмалионе, Ниобе, гибель Паламеда.
Мифы о Геракле изложены в трагедиях Софокла ("Трахинянки") и Еврипида ("Геракл"), а также в сказаниях, упоминаемых в "Описании Эллады" Павсания.
Последние дни Трои, падение Трои, возвращение греков на родину передано Софоклом в «Филоктете», Вергилием в «Енеиде», Еврипидом в трагедиях «Андромаха» и «Гекуба».
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.
3. Изображение богов и героев Древней Греции в скульптуре
Архаический период. Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые курсы (юноши), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известная мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени архаическая улыбка, глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами (девушками) в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в.до н.э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
Классический период. Пифагор Регийский (480-450). Раскрепощенностью своих фигур, включающих как бы два движения (исходное и то, в котором часть фигуры окажется через мгновенье), он мощно содействовал развитию реалистического искусства ваяния. Современники восхищались его находками, жизненностью и правдивостью образов.
Великий скульптор Мирон, работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый Дискобол, известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Период эллинизма. Как и в предыдущие периоды, скульптура оставалась неотъемлемой частью архитектурного убранства эллинистических городов. Монархический строй эллинистических государств и иное мировоззрение вызвали к жизни официальную, придворную тенденцию искусства, воплотившуюся в портретных и аллегорический статуях.
Лучше всего известны произведения пергамской школы с характерной для нее патетикой и подчеркнутым драматизмом скульптурных изображений. Не обошла эллинистическую скульптуру и страсть к гигантомании: ярким образцом является огромная, 32-метровая статуя бога Гелиоса из золоченой бронзы, установленная у входа в Родосскую гавань. Над статуей Колосса Родосского 12 лет трудился ученик Лисиппа Харес из Линда, это чудо инженерного искусства заняло последнюю строчку в списке чудес света.
Заключение
бог герой греция скульптура
В процессе написания контрольной работы я рассказала, как изображали богов и героев Древней Греции в литературе, главным образом, в мифологии. Многие даже не задумываются о том, что многие цитаты и выражения, которые мы употребляем сейчас, пришли к нам из мифов Древней Греции. К примеру: Авгиевы конюшни, Эдипов комплекс, Ахиллесова пята, Кануло в лету, Содом и Гоморра, Все в Тартарары, Взгляд Горгоны, Геростратова слава и другие.
Ахиллесова пята – пятка была единственным уязвимым местом Ахилла, так как ее не коснулись воды подземной реки Стикса, в которую окунала, держа младенца за пятку, богиня Фетида, чтобы сделать его бессмертным. Отсюда ахиллесова пята – уязвимое, слабое место;
Кануло в Лету – в подземном царстве Аида струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Это выражение означает – забыть навсегда;
Все в Тартарары – мрачный Тартар – ужасная бездна, полная вечной тьмы. Все что ни сделано, все напрасно;
Геростратова слава – слава о Герострате, который, желая прославиться, сжег храм Артемиды в Эфесе, означает память о злодеянии.
Также я показала изображение богов и героев в скульптуре.
Наиболее популярными художественными образами были образы величавого, могущественного и спокойного божества (мужского и женского), обнаженного воина-атлета. В IV в. до н. э. происходит очеловечивание образа божества, смягчение идеальных черт и подчеркивание в них чисто человеческих качеств. Скульптуры богов и богинь в IV в. до н. э. больше напоминают смертных людей, чем могущественных небожителей.
Список литературы
1.Любимов Л. «Искусство древнего мира», М., Изд.: «Просвещение», 1980 г., 240 с.
2.Алексей Лосев «Боги и герои Древней Греции», М., Изд.: «Слово», 2002г., 278 с.
.Р. Грейвс, «Мифы Древней Греции», М., Изд.: «Прогресс-традиция», 2001г., 430 с., перевод Лукьяненко К.
.Джейн Чизолм, Лайза Майлз «Энциклопедия Древней Греции», 2005г., 480 с.
5.www.greekgod.ru <http://www.greekgod.ru>
.<http://mifopedia.ru>
.<http://www.hellados.ru>
.<http://www.101mif.ru/>