- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 33,22 Кб
Изучение технологических особенностей плёночного витража на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Воронежский государственный педагогический университет»
Курсовая работа
По специальности «Изобразительное искусство»
«Изучение технологических особенностей плёночного витража на занятиях по декоративно-прикладному искусству в системе дополнительного образования»
Выполнила:
студентка 5 к. 2гр. З/О факультета искусств
и художественного образования
Глушкова Ирина Евгеньевна
Научный руководитель:
старший преподаватель кафедры
изобразительного искусства Трунова М. В.
Воронеж 2015
Содержание
Введение
Глава I История. Оп-арт и восприятие
1.1 История возникновения оп-арта
.2 Оп-арт, как авангардистское течение в декоре интерьера
Глава II Зеркальная «изюминка»: жизнь в другом измерении и техника создания панно
.1 Настенные часы в качестве арт-объекта
.2 Технология создания витражей на зеркале
2.3 Технология создания зеркальных часов
Заключение
Глоссарий
Список литературы
витраж панно декор интерьер зеркало
Введение
Красота любого сооружения зависит равным образом от его архитектуры и внешней и внутренней отделки. Одними из самых красочных элементов оформления различных строений на протяжении многих столетий, были витражи.
Пленочная технология изготовления витражей сразу стала пользоваться популярностью: украсить свой дом теперь стало возможным и простым обывателям, не прибегая к услугам профессионального декоратора. У людей, не являющимися художниками, появилась возможность самостоятельно украшать различные предметы интерьера или мебели.
«Витраж – это особый вид монументально-декоративного искусства. Интересный сам по себе, он приобретает огромную выразительность в сочетании с другими видами изобразительных искусств, особенно с архитектурой. Богато его прошлое, безграничны его перспективы, неисчерпаемы его творческие возможности».
Пленочный витраж является одним из современных способов создания витражей, изготовление которого основано на тонировании стекла специальными пленками, с последующим закреплением их оловянной или свинцовой каймой по контуру. Основное преимущество пленочного витража заключается в том, что при изготовлении витража по этой технологии используется листовое стекло. Кроме того витраж, изготовленный из цельного стекла получается достаточно легким, и идеально ровным. Поэтому пленочный витраж – это самое оптимальное решение для украшения стеклопакетов, межкомнатных дверей, подвесных потолков и корпусной мебели.
Ныне акцент в создании витражных произведений сместился из области монументалистики в сторону камерности, от архитектуры к декорации интерьера. И в таком качестве витраж, можно смело утверждать это, переживает в последние годы и десятилетия настоящий бум. Чтобы убедиться в этом, достаточно увидеть то количество предложений, которые предлагает в этом направлении современный нам рынок дизайнерских, декораторских и строительных услуг.
Краткому обзору истории этого вида декоративно-прикладного искусства, его современного состояния, основных техник и приёмов создания, а также наиболее интересным новым направлениям в его развитии.
Если же говорить о пленочных витражах более конкретно, то необходимо отметить, что это своего рода аппликация.
Еще одним преимуществом витража можно назвать его способность придавать помещению невероятную атмосферу волшебства, делая при этом интерьер стильным и утонченным. Людей всегда восхищала изысканность стеклянных картин, они приходили в восторг, рассматривая эти произведения искусства.
Особо изысканно и богато смотрятся витражные зеркала. Примечательно, что использование витражных техник позволяет декорировать зеркала в различных стилях с применением любых цветовых оттенков. Довольно сложно представить современный интерьер без зеркал. С их помощью мы можем видеть себя со стороны и визуально корректировать пространство, а если зеркало украшено рисунком, то оно становится очень ярким и выразительным предметом декоративного оформления интерьера.
На современном этапе роспись по стеклу является очень востребованным видом декоративно-прикладного искусства, среди профессиональных художников и людей, увлеченных художественным и декоративным творчеством, это и определило актуальность разработанного спецкурса « Арт-Декор» для детской школы искусств МОУДОД.
Мне захотелось узнать прошлое, познакомиться с настоящим и привнести в некую неповторимость в дизайн интерьера.
Целью данного исследования является:
Знакомство с витражным искусством при создании арт-объекта для декорирования интерьера.
Для реализации цели мной решались следующие задачи:
·Познакомиться из литературных источников об использовании оп-арта в интерьере;
·Исследовать восприятие изделия арт-дизайна при помощи витражного искусства;
·Разобраться с этапами создания макетов витражей.
Актуальность исследования специфики создания и восприятия изделий арт-дизайна обусловлена потребностью общества в эксклюзивных продуктах, отражающих различные вкусы и грани реализации личности и соответствующих стремительно меняющимся горизонтам развития современного мира. Арт-дизайн совмещает в себе искусство и дизайн, художественное творчество и современные технологии. Произведение арт-дизайна может не иметь прикладного значения, но обладать при этом, высокой художественной ценностью.
Арт-дизайн отличает приоритет эстетического начала, направленный на организацию художественного впечатления, получаемого от воспринимаемого объекта. Цель арт-дизайна – «проектирование эмоций», создание ярких и символических образов, имеющих высокую художественную ценность. Объектами арт-дизайна являются декоративные образы знакомых по визуальным признакам вещей: одежды, головных уборов, посуды, мебели, светильников и т.д. Преобразованные фантазией художника-дизайнера, в своем большинстве они мало рассчитаны на практическое использование, поскольку их утилитарные функции завуалированы, отстранены или вообще сняты авторами.
Арт-объект в данной работе определяется как объект, который представляет художественную ценность. Таким образом, основными показателями качества арт-объекта являются не только показатели технического свойства (масса, габариты, функции и т.д.), но и эстетические показатели (художественная выразительность, эстетическое совершенство или историко-художественная ценность). Арт-объекты создаются в основном не столько как функциональные (утилитарные) вещи, а как вещи, имеющие высокую художественно- эстетическую, либо символическую значимость для их обладателя. В своей дипломной работе я расскажу, как можно по-другому взглянуть на привычный элемент, как превратить его в интересный арт-объект.
Глава I История. Оп-арт и восприятие
1.1 История возникновения оп-арта
В середине прошлого века в словарях появилось два новых термина: «поп-арт» и «оп-арт». На письме их разделяет всего одна буква, а на деле…
Само сходство терминов «оп-арт» и «поп-арт» является чисто случайной рифмой, порожденной привычкой давать самым разным художественным направлениям одинаковые названия, да еще приблизительной одновременностью обоих явлений, достигших массовой популярности к середине 1960-х годов.
Представителем «геометрической» абстракции был Виктор Вазарели, основоположник оп-арта.Уже в 1889 году <#”justify”>Иллюзиями зрительного восприятия обычно называют закономерно возникающие у разных людей впечатления искажения размера, формы и цвета предметов в определенных условиях их восприятия. Оптические иллюзии веками увлекали людей.
Иллюзорные произведения искусства имеют определенное обаяние. Они – триумф изобразительного искусства над действительностью. Почему иллюзии так интересны? Почему так много художников используют их в своих произведениях? Возможно, потому что они показывают не то, что нарисовано на самом деле. Они обманывают и загадывают загадки. Оптическая живопись основывается на зрительных иллюзиях, возникающих при восприятии некоторых конфигураций на плоскости или цветовых сочетаний.
Например:
) При рассматривании чередующихся черных и белых концентрических окружностей появляются пересекающие их лучи, которые вращаются наподобие пропеллера;
) Чертеж куба, на котором обозначены все его ребра, оказывается для глаза неустойчивым, и его грани постоянно меняются местами, то выдвигаясь вперед, то отступая в глубину;
) При пересечении отрезка прямой штрихами может возникнуть ощущение ломаной линии – эффект скрученного шнура;
) Взаимодействие двух геометрических (например, кольцевых) структур дает эффект волн – эффект тюля;
) Яркая и резко обозначенная форма провоцирует так называемый последовательный образ, то есть иллюзорную форму той же конфигурации и контрастного цвета;
) Концентрические окружности создают иллюзию спирали;
) Бессмысленный набор пятен на самом деле содержит спрятанное изображение;
) Фигура/фон – что является фигурой, а что фоном;
) Симметрия может быть мощным и простым приемом маскировки – странный символ, сожжет оказаться всего лишь симметрично отраженной буквой;
) Фон может влиять на восприятие цвета – цвет меняет свой оттенок в зависимости от соседства с другим цветом;
) Картинки-перевертыши;
) Определенные фигуры рождают несуществующий образ другой фигуры – иллюзорный контур;
) Темные цвета зрительно уменьшают объем, поглощая свет, тогда как светлые, и особенно теплые тона увеличивают его.
Иллюзия положения – иллюзия Поггендорфа (Poggendorf), или "пересеченный прямоугольник", вводит нас в заблуждение, какая из линий A или B является продолжением линии C. Однозначный ответ можно дать только, приложив линейку к линии C, и проследив, какая из линий с ней совпадает.
В этих иллюзиях используется особенность нашего мозга обрабатывать видимую информацию, в том числе штрихованные поверхности. Один образец штриховки может доминировать настолько сильно, что другие элементы рисунка кажутся искаженными.
Классический пример – набор концентрических кругов с наложенным на них квадратом. Хотя стороны квадрата абсолютно прямые, они кажутся изогнутыми. То, что стороны квадрата прямые можно убедиться, приложив к ним линейку. На этом эффекте основано большинство иллюзий формы.
На том же принципе работает следующий пример. Хотя оба круга имеют один и тот же размер, один из них окружен большими кругами, а второй маленькими, таким образом, первый выглядит меньше другого. Это – одна из многих иллюзий размера.
Объяснением подобному эффекту может служить наше восприятие перспективы на фотографиях и картинах. В реальном мире мы видим, что две параллельные линии сходятся при увеличении расстояния, поэтому мы воспринимаем, что круг, касающийся линий, находится дальше от нас и, следовательно, должен быть большего размера. Если круги закрасить черным цветом круги и области, ограничиваемые линиями, то иллюзия будет слабее.
Эффект остаточного изображения – очень частое явление. Например, если смотреть на свет, а затем резко отвернуться, или закрыть глаза, то изображение на некоторое время останется перед глазами. То же самое происходит с цветами. Если смотреть на какой-нибудь цвет, то возникает остаточное изображение противоположного цвета, дополнительного к данному. Если два взаимодополняющих (или противоположных) цвета расположены рядом, они оба кажутся ярче, т.к. каждый из них создает остаточное изображение, совпадающее с соседним цветом и усиливающее его. Иллюзии, подобные эффекту остаточного изображения, когда красный цвет на фоне зеленого кажется ярче, оранжевый на фоне синего, а желтый желтее на лиловом фоне, такие иллюзии встречаются очень часто, стоит только присмотреться повнимательнее.
Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим относительно черного квадрата на белом фоне.
Для передачи иллюзии трехмерной действительности используются двухмерные рисунки (рисунки на плоской поверхности). Обычно обман состоит в изображении проекций твердых фигур, которые человек пытается представить как трехмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.
В изометрических рисунках все параллельные линии представляются параллельными, даже если они наклонены по отношению к наблюдателю. Объект, имеющий угол наклона, направленный от наблюдателя, выглядит точно так же, как если бы он был наклонен к наблюдателю на тот же угол. Прямоугольник согнутый вдвое (фигура Мача (Mach)) ярко показывает такую двусмысленность. Эта фигура может показаться вам раскрытой книгой, как будто вы смотрите на страницы книги, или может показаться книгой, развернутой к вам переплетом и вы смотрите на обложку книги. Эта фигура также может казаться двумя совмещенными параллелограммами, но очень небольшое количество людей увидят эту фигуру именно в виде параллелограммов.
Оптические иллюзии помогают обнаружить некоторые закономерности зрительного восприятия, поэтому им уделяли пристальное внимание псиxoлоги. Сконструированные ими визуальные тесты имели экспериментальный характер. При восприятии реальных объектов иллюзии возникают редко. Поэтому, чтобы выявить скрытые механизмы человеческой перцепции, необходимо было поставить глаз в необычные условия, заставить его решать нетиповые задачи. Опытные графические образцы, созданные, например, школой гештальтпсихологии, привели к формулированию некоторых правил, по которым протекает процесс зрительного восприятия.
К числу законов, выдвинутых гештальтпсихологами по отношению к области зрительного восприятия, относятся: контраст «фигуры и фона», соотношения части и целого, вертикали и горизонтали, стремление к «хорошей форме», константность (сохранение постоянства) образа и т.д. Опираясь на эти законы, Арнхейм рассматривает зрительное восприятия, в том числе и восприятие произведений изобразительного искусства, как схватывание гештальтов, т.е. наиболее характерных особенностей объектов, способных обозначать целое.
Ни один предмет не воспринимается изолированно. Акт восприятия представляет собой визуальное суждение. Но визуальные суждения не являются результатом интеллектуальной деятельности, поскольку последняя возникает тогда, когда процесс восприятия уже закончился. Несмотря на то, что эти процессы носят физиологический характер, психологически они ощущаются как свойства самих воспринимаемых объектов. И. Рок в своей книге «Введение в зрительное восприятие» рассматривает ряд геометрических иллюзий и ряд выдвинутых для объяснения этих иллюзий теорий. Ни одна из них не дает объяснения всем иллюзиям и поэтому иллюзии остаются до конца не разгаданными. Наиболее пригодной для анализа иллюзий, по мнению Рока как общее учение оказалась гештальттеория, поскольку школа гештальтпсихологии, более, чем какая-либо другая, подчеркивала важность взаимоотношений стимулов при определении того, что мы воспринимаем, и указывала на ошибочность гипотезы константности. Если то, что мы воспринимаем, не просто зависит от отдельного стимула, но зависит также от других стимулов, попадающих в зрительное поле, то тогда иллюзии не выглядят чем-то аномальным или неожиданным, а есть то, чего и следовало ожидать.
Для передачи иллюзии трехмерной действительности используются двухмерные рисунки (рисунки на плоской поверхности). Обычно обман состоит в изображении проекций твердых фигур, которые человек пытается представить как трехмерные объекты в соответствии со своим личным опытом.
Правила, по которым мы воспринимаем то, что видим:
·Закон объединения – объекты, расположенные рядом, обычно объединяются вместе и воспринимаются как одно целое;
·Закон подобия – похожие объекты обычно объединяются в группы;
·Принцип завершенности – пространство, окруженное точками или линиями, не соединенными между собой, с легкостью воспринимаются как единая форма или фигура;
·Принцип единонаправленности – объекты, имеющие общее направление, обычно объединяются вместе.
Эстетическими принципами оп-арта становятся принципы соединения иллюзорного и реального, с помощью которых оказывается определенное воздействие на зрителя, достигается цель «поэтизации вещи». Эти же принципы близки некоторым направлениям дизайна. Художники формируют новое визуальное мышление, новое видение предметного мира. Художники в живописи, графике, скульптуре обращаются к тому, что недоступно прямому видению и воспроизведению. Возникшее в начале 20 века авангардное искусство включило в себя разнообразные направления. Одни из них пытались передать внутренний мир человека, его психическое состояние и эмоции, а другие – сконструировать новую реальность, выявить структуру, строение вещей, за счет которых подчеркнуть выразительность и информативность окружающей действительности.
1.2 Оп-арт, как авангардистское течение в декоре интерьера
Предпосылками к возникновению авангардистских течений в искусстве и литературе Европы можно считать и всеобщую тенденцию к переосмыслению общеевропейских культурных ценностей. Последняя треть XIX века охарактеризовалась появлением новых философских работ, переосмысляющих моральные и культурные аспекты цивилизации. Апогеем новой философской мысли следует считать творчество Ницше, напрямую призывавшего к переоценке ценностей и переосознанию сущности человека и культуры. [ ]
Понимание современного искусства осложняется тем, что новаторские устремления в нем постоянно сталкиваются с попытками возврата к традиции, поэтому оказывается, что авангард по названию не всегда является таковым по существу.
Как реакция на это закономерное явление, с 1970-х гг. все чаще появляются названия неоавангард, поставангард, трансавангард.
Современное искусство стало действительно свободным. Этой безудержной свободой и дерзостью оно покоряет, увлекает и захватывает, но одновременно свидетельствует о разрушении гармонии, целостности мироощущения, находящегося в состоянии разлада с самим собой и окружающим миром (с. 5 № 32-34). Такая свобода незамедлила оказать разрушительные последствия в отношении самой творческой личности.
Авторы оп-арта (оптического искусства), проявляя невероятное терпение и аккуратность, создают сложные композиции на плоскости из решетчатых и спиральных фигур и раскрашивают их таким образом, что у зрителя вначале просто рябит в глазах, а через некоторое время появляются ощущения оптических иллюзий и пространственных сдвигов на плоскости этих композиций.
В конце 50-х годов авангард обогатился еще одним творческим направлением. Мир познакомился с поп-артом. Существо этого направления заключается в использовании мотивов массовой культуры в формах фундаментального искусства. Живописец, например, совершенно серьезно, на холсте огромного размера а несколько метров, изображает этикету с коробки папирос Казбек или сигарет Памир. Скульптор выполняет огромные муляжи пищевых продуктов. Например, батон любительской колбасы размером во весь выставочный зал и т. д. Авторы поп-арта были создателями таких форм авангарда, как инсталляция, хэппенинг, перформанс и некоторых других, которые заняли важное место в концептуальномнаправлении авангардного искусства. Концептуализм особенно интересен для нас потому, что это направление претендует на особое положение в ряду современного авангарда
Современный дизайн интерьера во многом опирается на цветовые опыты Виктора Вазарели, художника и декоратора интерьера, идеолога оп-арта.
Кроме цвета, чтобы достичь иллюзии движения, оп-арт в интерьере позволяет декоратору и художнику интерьера применять материалы не относящиеся к живописи (металл, пластик, стекло). Главное, что такие материалы имеют отражающую поверхность.
Геометрические рисунки на картинах художников оп-арта перетекают друг в друга, двигаются в разных направлениях, и как будто оживают, зависают, начинают светиться, меняться местами, колеблются, пульсируют, раздуваются, сжимаются. Игра с чередованием, кругов, граней, линий, отрезков и цветов видоизменяет простой рисунок в загадочную и интересную головоломку, смысл которой хочется разгадать.
Опираясь на определенные психологические особенности зрительного восприятия, художники применяют в работах эффекты зрительных иллюзий.
Психологи говорят, что человеческий глаз инстинктивно стремится собрать хаотически разбросанные пятна в целостную систему. А представители оп-арта пытаются «обмануть глаз, вызвать ложную реакцию, показать образ несуществующий. Вот поэтому вызвать ложный образ при помощи обмана глаз, как превратить статические формы в движение и есть задача оп-арта.
Оп-арт в домашнем интерьере выглядит достаточно эксцентрично. Им надо уметь пользоваться грамотно. Если вы помните сказку "Алиса в стране чудес", то вам не составит труда представить себе дизайн интерьера с элементами оп-арта. Действительно, когда люди попадают в комнату, оформленную в таком духе, им может показаться, что они очутились в каком-то другом волшебном мире, в ином измерении. Данные произведения в стиле оп-арт вызывают не просто наслаждение. Они заставляют думать и завораживают. Более того, они сделают дизайн интерьера помещения оригинальным и ярким. Главное, чтобы это был интерьер в минималистическом или классическом стиле. Оп-арт еще может и корректировать пространство.
Оформив оптическими картинами стены или потолки, они визуально расширят помещение.
Лучше употреблять оп-арт в умеренном количестве: одна стена, шторы, пол, потолок, шкаф.
Важно чтобы изображение было на достаточном расстоянии от зрителя, тогда оно произведет неизгладимое впечатление.
Современный минималистский стиль в интерьере.
Минимализм является одним из самых популярных стилей оформления квартир, как во всем мире, так и в нашей стране. К тому же замечено, что данный стиль предпочитают люди творческие, самодостаточные и глубоко философские. В «минималистской» квартире лучше отдыхается и думается, поскольку ничто не отвлекает от размышлений.
Для интерьера в классическом стиле характерны гармония, симметрия и дорогие, качественные материалы во всех деталях, начиная от отделочных материалов и заканчивая статуэтками на каминной полке. Для классики типичен высококлассный паркет, мебель из дорогих пород дерева, использование натуральной кожи, бархата, парчи. Обязательны всевозможные элементы декора, чаще всего это статуэтки, подсвечники, люстры с подвесками, лепнина, картины и зеркала. Цветовая гамма в классическом интерьере должна быть спокойная, без ярких акцентов. Преобладают бежевые и кремовые тона. Основные черты минималистских интерьеров:
Большие пространства, отсутствие ощущения захламленности мебелью, текстилем, аксессуарами и другими вещами, превалирование функциональности над эстетичностью и декоративностью, минимальное количество используемых цветов, их нейтральность, монохромность, продуманность систем хранения вещей.
Аксессуары.
Приверженцы минималистского стиля не отказываются от аксессуаров, которые играют символическую роль и представляются в умеренном количестве, например, в виде дорогих жильцам вещичек.
Выгодно дополнят минималистский интерьер абстрактные картины, а вот академическая живопись наверняка испортит общее настроение комнаты. При этом все картины, зеркала или фото должны быть оформлены в простые плоские рамки. Обилие современной техники в квартире может негативно сказаться на восприятии общей картины интерьера. Поэтому рекомендуется приобретать бытовые приборы четких форм, в классическом белом или черном цвете. Обилие элементов из стекла и металла, которыми наполнено современное жилье, не нарушит гармонию интерьера в классическом стиле, если придерживаться золотой середины. Не следует также ставить рядом изделия из металла и классические серебряные приборы.
В любом случае, каким бы вызывающим ни казались приемы оп-арта на выставленных в галереях картинах или инсталляции, в домашних условиях они всегда носят характер шутки. А поскольку шутка должна быть веселой и приятной, границы экспериментов с этим видом искусства определяет только наш собственный комфорт- для глаз и для души.
Глава II Зеркальная «изюминка»: жизнь в другом измерении и техника создания панно
2.1 Настенные часы в качестве арт-объекта
Арт-объекты являются не просто красивыми и полезными предметами. Прежде всего, они представляют собой произведения искусства. Эти уникальные изделия могут использоваться в интерьере или ландшафтном дизайне. Они создают настроение или становятся своеобразной «изюминкой».
Встречаются самые разнообразные арт-объекты. Они могут быть декоративными или функциональными элементами. Арт-объекты выполняются из различных материалов, посредством разнообразных технологий. У каждого человека индивидуальное чувство прекрасного. Подобно этому, с помощью подходящих материалов можно создать уникальные арт-объекты своими руками. За счет такой оригинальности обстановка станет неповторимой.
Главным при создании арт-объекта как раз является поиск идеи, способным стать центром внимания. Но при этом такой объект должен стать уместным в окружающей обстановке, выделяться, но не казаться лишним. Затем выбираются материалы и техники, которые наиболее эффективно могут реализовать данную идею, стать действительно впечатляющими. При этом создаются эскизы, иногда и чертежи. И лишь затем можно приступать к реализации проекта.
Предметы интерьера могут и способны как ничто другое украсить собой любое жилье, и не только украсить, но и кардинально его преобразить, придать каждому помещению особую стилевую направленность. Стиль интерьера сегодня в современном мире играет важную роль и ценится также, как уют, удобство и комфорт дома или квартиры. А необычные, оригинальные предметы интерьера отлично подчеркнуть стиль дома. В некоторых случаях, декоративные предметы, элементы помещения становятся ключевой фигурой всего интерьера, особенно, если они оригинальные, эксклюзивные, и содержат в себе историю и некий смысл. Тот шик и лоск, который придают элементы интерьера <#”justify”>Не меньше популярны зеркальные часы. Это вообще что-то нереальное, необычное, способное привнести в интерьер помещения загадочность и подчеркнуть выбранный стиль. Они идеальный вариант и для офиса и для дома.
А вот витражные часы. Эти необычайно красивые часики требуют отдельного внимания. Сделанный витражный узор по контуру часов делает их настолько неповторимыми, эксклюзивными, что они сразу становятся ценной вещью. Такая яркая нотка будет уместной даже в самом сдержанном, самом минималистском интерьере.
Оп-арт можно смело назвать художественной росписью, ведь оно включает в себя и элементы живописи, и оптические эффекты. Благодаря этому получаются уникальные картины, например, на стенах которые могут жить своей непонятной самостоятельной жизнью, придавая интерьеру оригинальность и необычность. Они могут двигаться, изменяться, даже приобретать объем.
В большинстве случаев в качестве арт-объектов выступают следующие элементы: Живопись. Витражи. Декоративная керамика. Художественная роспись. Декоративные барельефы. Различная скульптура. За основу таких шедевров могут быть взяты необычное материалы, а также их затейливое сочетание. К примеру, витражи являются знакомыми всем объектами.
В качестве элемента декора, зеркало будет уместным везде- в спальне, в гостиной, в ванной, в коридоре, в рабочем кабинете.
Зеркало, является с позиции дизайна одним из наиболее интересных элементов. Однако, как не жаль, но зеркало в основном используют как утилитарный, функциональный предмет.
Во все времена и эпохи зеркала занимали особенную позицию в доме. В далеком прошлом им приписывали магические свойства и силу. Сегодня в современных интерьерах <#”justify”>В некоторых иллюзиях используется неоднозначное соединение линий. Иллюзии можно обнаружить во всем, в том числе существуют иллюзии цвета. «Чтобы правильно использовать цвет, необходимо помнить, что цвета постоянно заводят нас в заблуждение», Жозе Альбер.
Из всех цветов именно красный первым бросается в глаза. Красный, например, выглядит быстрым. Известно, что желтые предметы кажутся больше, а черный заставляет предметы казаться меньше. Черный – это отсутствие цвета, он поглощает свет. Чем меньше света, тем меньше кажется размер. Есть две причины, по которым цвета могут обманывать нас: особенности работы зрения и влияние освещения. Наши глаза посылают информацию в мозг, который вынужден делать из нее выводы, какой бы странной она ни была. Когда мы говорим, что какой-нибудь предмет того или иного цвета, мы просто описываем то, как он отражает свет. Если изменить освещение предмета, его цвет тут же изменится. Можно ли верить тому, что видишь? В некоторой степени все, что мы видим, является иллюзией. Ты думаешь, что видишь один предмет, но на самом деле ты видишь одновременно множество пятен разного цвета и яркости. Но сознание устроено так, что оно объединяет эти пятна в группы … независимо от того, составляют ли они одно целое или нет.
2.2 Технология создания витражей на зеркале
Для создания стильных зеркальных витражей сегодня применяются различные техники, такие как:
·пленочный витраж;
·заливной витраж;
·фьюзинг;
·пескоструйная обработка;
·техника Тиффани;
·роспись по зеркалу.
1.Пленочный зеркальный витраж очень красив, он визуально имитирует технику Тиффани <#”justify”>Пленочный витраж часто называют псевдо витражом. Он наиболее доступен по цене, но проигрывает по качеству классическим вариантам. Современные методы позволяют получить пленочный витраж, который внешне трудно отличить от настоящего. Используемая при создании пленочного витража свинцовая лента точно имитирует пайку, а специальные пленки выполнены настолько качественно, что их можно принять за настоящее цветное стекло.
. Заливные витражи в настоящее время являются одной из наиболее популярных разновидностей витражей, к тому же технология их изготовления позволяет добиться удивительного сходства с настоящими витражами. Красивейшие рисунки на зеркале, выполненные заливным способом, также имитируют классические витражи. Данный метод несколько сложнее пленочной технологии. В этом случае мастер все рисунки выполняет вручную, что позволяет создавать сложные, высокодетализированные и по-настоящему красивые композиции. А суть довольно проста – на стекло наносится полимерный контур (также используется специальная свинцовая лета), после чего пространства, образованные им, заливаются витражными красками. Изготовление заливных витражей осуществляется как вручную так и с использованием автоматизированной техники.
Краски для заливного витража могут быть на водной или на органической основе. Сам контур может быть золотым, бронзовым серебряным или черным – это для любителей классики. Для всех остальных существует целая палитра цветных контуров, перламутровых, контуров с блестками (они, кстати, успешно используются при декорировании различных поверхностей).
Заливные витражи могут быть сделаны практически на любой поверхности: на матовом или прозрачном стекле, на пластике, металле, зеркалах или любой другой гладкой поверхности, а также на рельефном стекле. Эти изделия долговечны, прочны и красивы.
3. Фьюзинг на зеркале – популярная дизайнерская тенденция, которая придает интерьеру дома особую декоративность. Несомненно, являясь творческой частью украшения стен при обустройстве жилища фактически в любом стиле, зеркала с фьюзинг витражами добавляют всплески изысканности в привычную обстановку. Даже небольшие фьюзинговые элементы на зеркалах превращают их в художественные предметы интерьера, акцентирующие внимание на любую область в доме.
Фьюзинг на зеркале, без сомнения, можно назвать наследником великих традиций. В прошлые столетия, как известно, декоративному оформлению зеркал придавали огромное значение. Сегодня, когда зеркало в наших домах стало по существу частью ежедневной рутины, привычным объектом, которому не придают особой важности для интерьера, можно вновь привлечь к нему внимание, декорировав фьюзингом. Любопытно то, что обычное настенное зеркало, не представляя никакой эстетической ценности, украшенное при помощи фьюзинга, мгновенно становится шедевром, как прекрасная картина.
При выборе зеркала с фьюзинг витражом на стену, нужно учитывать, как конкретное зеркало повлияет на общий фон жилого пространства.
Несмотря на отличные эстетические и эксплуатационные качества получаемого изделия, данный способ декорирования не является дорогостоящим. Технология довольно проста: рисунок на поверхности создается при помощи специальных красок, а затем обрабатывается при высокой температуре.
. Пескоструйная технология не требует при декорировании поверхности использования каких-либо красителей. Этот способ представляет собой матирование зеркала пескоструйным устройством. Рисунок создается за счет чередования прозрачных и матовых участков. При качественном выполнении он смотрится очень стильно, причем подходит для интерьера, оформленного практически в любом цвете. Пескоструйный витраж является недорогим и смотрится очень стильно, особенно при качественной подсветке.
Пескоструйная обработка стекла проводится методом повреждения его поверхности песком, который распыляется потоком воздуха. На данный момент различают 4 вида пескоструйной обработки:
1. Глубокий пескоструй <#”justify”>Изготовление зеркал Тиффани можно распределить на три этапа:
·Изготовление зеркального полотна. Этот процесс имеет много нюансов. К примеру, размер цельного зеркального полотна может превышать 3210х2250 мм. Стандартная толщина листа составляет 3-4 мм. Обычные зеркала могут доходить по толщине и до 8-10 мм, но для зеркал с витражной рамой Тиффани такие материалы не используются. Формы могут быть стандартными (круг, овал, ромб, квадрат, прямоугольник) или криволинейными. На готовое полотно наклеивают защитную пленку, повышающую прочность и безопасность изделия.
·Изготовление витража (рамки) Тиффани. Разрабатывают эскиз будущего рисунка. Затем из специального стекла вырезают кусочки, которые обрабатывают, оборачивают по краям металлической лентой и спаивают между собой оловянным припоем, согласно заданному эскизу.
·Соединение зеркала и витража Тиффани. После этого выполняют непосредственно соединение витража (рамки) с зеркальным полотном. Оно происходит также с помощью оловянного припоя и, опционально, крепежей. Применение техники Тиффани для зеркал предоставляет возможность создания объемных витражных рам, с вогнутыми или выпуклыми деталями. Кроме этого можно соединять элементы зеркала под требуемым углом.
Изготовление витражей для зеркал по технологии Тиффани предполагает применение немецкого, американского либо французского стекла толщиной 3-4 миллиметра. Оно может быть полупрозрачным, прозрачным, матовым. Богатство структуры стекла определяет красоту витража. Armstrong <#”justify”>Помимо стекол для витража, необходимо определиться и с характеристиками зеркального полотна, которое бывает следующих оттенков:
·серебряный;
·золотой;
·бронзовый.
Существуют и цветные зеркала, основные варианты – голубой, изумрудный, серый. Кроме того, зеркало для Тиффани может быть матовым или состаренным.
6. Роспись по зеркалу красками – отличный способ создать неповторимый рисунок с диковинными орнаментами, привнеся в интерьер любого помещения изысканность и особый стиль. В данной статье повествуется о преимуществах и нюансах данной техники. Обратившись к нашим мастерам, Вы можете заказать производство оригинальной росписи по зеркалу красками для себя или в подарок.
Перед тем, как выполнить роспись по зеркалу акриловыми красками, необходимо тщательно очистить поверхность зеркала. Для удаления этикеток нужно погрузить лист в горячую воду на 20 минут, после чего очистить остатки клея мягкой губкой. Последний этап подготовки – удаление пыли и возможных масляных частиц посредством спирта или жидкости для снятия лака и просушка зеркального листа.
Определившись с эскизом изображения, необходимо перенести контур на зеркало при помощи тонкого маркера. «Контуром» называется краска в тюбике с тонким длинным наконечником, имеющим отверстие. Наносить контур необходимо очень аккуратно, т.к. сильный нажим на тюбик может спровоцировать излишки краски на зеркале. Если вдруг рука мастера дрогнет и линия станет неровной или волнистой, такие огрехи можно поправить ватной палочкой или зубочисткой. После нанесения контура, поверхность зеркала сушится на протяжении одного-двух часов. Далее выполняется непосредственно роспись зеркала красками и помещение изделия в печь (при необходимости и в зависимости от типа акриловых красок).
Для выполнения художественной росписи по зеркалу понадобятся следующие материалы:
·акриловый лак;
·акриловые краски;
·различные кисти для рисования;
·зубочистки и ватные палочки (для корректировки рисунка);
·контуры различных цветов;
·разбавитель для акриловых красок (можно заменить простой водой);
·палитра для смешения оттенков красок.
Зеркало для росписи акриловыми красками также может иметь различные оттенки (серебро, бронза, графит и пр.) и структуру. Ламинированное зеркало отличается особой прочностью, т.к. может разбиться только в случае очень сильного удара тяжелым предметом. При этом осколки не упадут на пол, а будут удерживаться посредством полимерного состава, входящим в структуру многослойного зеркала.
Секреты мастерства создания росписи по зеркалу красками.
Роспись по зеркалу акриловыми красками может наноситься в несколько слоев. Однако каждый слой перед нанесением последующего обязательно должен успеть высохнуть. Чтобы акриловые краски легли ровно, нужно брать на кисть больше цвета, после чего, слегка прикасаясь к зеркалу, равномерно распределять его тонким слоем. Важно делать это быстро, т.к. края окрашенной области быстро высохнут и получатся некрасивые разводы. Для придания фактурности росписи по зеркалу красками рекомендуется пользоваться поролоновой губкой или кистью с жестким ворсом, при помощи которой можно оставить «бороздки». Получить нужный оттенок акриловой краски можно путем смешивания ее оттенков посредством палитры. Покрыть большую зеркальную поверхность можно посредством краски в форме аэрозоля. Применять краски на основе алкидных смол необходимо в хорошо проветриваемом помещении с использованием респиратора. После завершения создания расписного витража<#”center”>2.3 Технология создания зеркальных часов
Когда создаются арт-объекты своими руками, необходимо решить главную задачу – найти оригинальные идеи. Это то, что станет центром внимания. Однако арт-объекты обязательно должны сочетаться с окружающей обстановкой, то есть быть уместными. При этом им необходимо выделяться на фоне остальных элементов, но одновременно и не казаться лишними. После этого можно приступить к выбору техники и материалов, наиболее эффективно реализующих возникшую идею.
Моим арт-объектом являются настенные часы, выполненные из зеркала с витражной пленкой, по мотивам выдающегося французского (венгр по рождению) графика Виктора Вазарели, являющегося основателем оп-арта. Настенные часы всегда останутся одним из наиболее популярных и функциональных видов декора. Особенно, когда сами часы представляют собой образец интересного и необычного дизайна.
Любая работа начинается с эскиза, и поэтому моя задача была-разработать несколько вариантов, из которых я выберу наиболее соответствующий моему замыслу и пожеланию.
Витражи на зеркале позволяют сделать из привычного предмета обихода уникальное произведение искусства.
До изобретения компьютеров, рисунок витража переносился на бумагу в натуральную величину. В наше время все выглядит по-другому. На компьютере создается макет витража, визуально приближенному к готовому витражу, после чего выполняется корректировка эскиза с учетом замечаний.
Поскольку витраж у меня изготавливается на зеркале, вырезаем по шаблону рисунок удаляя с внутренней стороны амальгаму.
Творческий процесс продолжается, далее применяем разноцветные полимерные пленки, имитирующие цветное витражное стекло.
Наконец, следом идет подсветка, так как витраж будет у нас размещен на стене, где нет естественного источника света. Освещение придаст яркость геометрическому рисунку. При этом витраж эффектно смотрится даже при солнечном освещении, а в ночное время является замечательным ночником, создавая фантастическое впечатление светящегося в темноте изображения. Размер 130*35 см
Заключение
Все области применения – будь то инженерная или искусство/развлечения- является сферой применения компьютерной графики.
В результате данного исследования было выявлено, что использование графических программ при выполнении макета витража стало необходимым обстоятельством в наш технологенный век.
Еще несколько десятков лет назад проект витража дизайнеры делали вручную, без применения какой-либо техники. Сейчас- же компьютер значительно облегчил данную задачу и позволил не только сохранить время, но и сделать работу намного качественнее, оригинальнее и креативнее.
Каким бы вызывающим не казались приемы оп-арта на выставленных галереях картинах или инсталляциях, в домашних условиях они всегда вносят характер шутки. А поскольку шутка должна быть веселой и приятной, границы экспериментов с этим видом искусства определяет только наш собственный комфорт- для глаз и для души.
Глоссарий
Термин витраж происходит от французского слова vitre (оконное стекло).
«Поп-арт» –
«оп-арт» (сокращение от optical art – «оптическое искусство»).
Оптическое искусство (оп-арт – сокращённый вариант от англ. <#”justify”>Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи целевой аудитории информации о продукте.
Прочие инструменты маркетинговых коммуникаций:
1.упаковка;
2.сувениры с фирменной символикой в качестве подарков;
.предоставление лицензии на использование фирменных символов компании или продукта;
.послепродажное (сервисное) обслуживание;
.личная продажа;
.незапланированные обращения;
.средства стимулирования торговли или рекламно-оформительские средства для мест продажи, доставляющие маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями (внутренние купоны магазина и пр.).
Визуальные суждения – это необходимые и непосредственные ингредиенты самого акта восприятия.
Зрительное восприятие – это не только восприятие пространственное. Зрительно воспринимая объект, человек может обнаружить его характер – неугомонность, нетерпеливость, нестатичность, вызванные по Арнхейму некими психологическими «силами». Силы эти можно назвать «психологическим двойником» физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга.
Список литературы
1. Дизайн. Материалы. Технологии. Энциклопедический словарь / Под. ред. В.И. Куманина, М.С. Кухта – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2011. – 320 с.
. Кухта М.С. Промышленный дизайн. / М.С. Кухта, В.И. Куманин, М.С. Соколова, М.Г. Гольдшмидт. – Томск: Изд-во ТПУ, 2013. – 312 с.
. Каган М.С. Философия культуры. – СПб., 1996. – С. 206-215. 89
. Кухта М.С.. Восприятие визуальной информации: философия процесса. Монография. – Томск: ТГПУ, 2004. – 202 с.
. Эпштейн М. Вещь и слово. О лирическом музее // М. Эпштейн. Парадоксы новизны. О литературном развитии Х1Х-ХХ веков. – М.: Советский писатель, 1988 – С. 304-333.
. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. – 1991. – 270 с.
. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. 214 с.
. Seitz W. The Responsive Eye. N.Y., 1965 (Cat.); Parola R. Optical Art Theory and Practice. N.Y., 1969; Barrett C, Op Art. L., 1970; Groupes, mouvements, tendances de 1&art contemporain depuis 1945. P., 1989.
. Рок И. Введение в зрительное восприятие. – Т.2, 1980
. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Изд-во Прогресс, 1974.
. Нуроси А. Оптические иллюзии. – М.: Изд-во Эксмо,2004. – 80с.,ил.
. Хидеяки Чидзиива. Гармония цвета. – М.: Астрель-АСТ, 2003. – 142,ил.
.Хольцхай М. Вазарели. – Изд-во Taschen / Арт-родник, 2006
. Художественный авангард и социалистическая программа Часть 1: до второй мировой А. Цветков
. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм. Власов В.Г., Лукина Н.Ю. – Азбука : 2005