- Вид работы: Контрольная работа
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 30,66 kb
Женщина в мусульманском обществе
Федеральное агентство по образованию
Филиал Санкт-петербургского государственного инженерно-
Экономического университета
Кафедра гуманитарных и социально-экономических наук
Контрольная работа
По дисциплине: История религии
Тема: Женщина в мусульманском обществе
Выполнила: студентка 2 курса заоч. отд
(на базе сред. образования)
Спец.080 105,группа № 6213 С
Михайлова О.Б.
Проверил: преподаватель
Саленко Ольга Алексеевна
Г. Псков 2007
Оглавление
1. Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений…
2. Брак в Исламе
Заключение
Список используемой литературы
1. Мусульманская женщина: сложные последствия наложенных ограничений…
Восточная женщина и “графический круг чадры".
Термин – “гедонизм" – взятый от древних греков, – как известно, означает наслаждение, блаженство. В мусульманском мире хиджаб (чадра, покрывало) и его пространственный символ – стены гарема, как это не странно, тесно связаны с понятием и содержанием гедонизма. В средние века хиджаб выполнял охранительные функции женщины от гедонистической агрессивности чужих мужчин. Вместе с тем, однако, хиджаб очерчивал и гедонистический круг для мужа, которому принадлежала женщина. То есть хиджаб как бы вычерчивал вокруг женщины “черную окружность” и последняя служила кругом гедонизма мужа. Хиджаб являлся “стеной”, устанавливающей границы восприятия мужем собственной жены. Таким образом, между стенами и чадрой существовала конкретная синонимичность, направленная по первоначальному замыслу культурной традиции на охрану женского достоинства.
Теперь же взглянем на прямо противоположные результаты целям, предусмотренным культурой “сокрытия лица”.
Культура сокрытия, “утаивания женщины в текстиле" ригористически направлена против мужской сексуальности. С помощью морали же символы чести и достоинства еще более усиливают эту жесткость, а, кроме того, идеологизируют ее. Однако опять же можно заметить, что, если в одном плане ужесточаемый “укрытием лица” моральный ригоризм и приводит к преследующим им результатам, в другом плане – он порождает альтернативу своим задачам.
Если мы обратимся к средневековой мусульманской поэзии Востока, то увидим, что направленный против женщин ригоризм Шариата так не смог утвердиться в стихах того периода. На Востоке трудно выискать хотя бы один стих, восхваляющий созданный Шариатом тип идеала Женщины. Стоящая в центре мусульманской поэзии прекрасная дама, часто обозначенная термином “афет”, ни по своему поведению, ни по своей психологии никак не соответствует “концепции женщины" Шариата. Однако ее антитетичность Шариату, религиозной морали не подводит этот образ и под категорию восточных “беспутниц", “блудниц". Афеты (красавицы) занимают в галереи Женщин Востока особое промежуточное место. Они составляют некий средний ряд между женщинами Шариата и блудницами, женщинами для забавы. Однако эта срединность никак не символизирует обыкновенную посредственность. Это то промежуточное состояние, которое создает чарующий мир любовной поэзии, облагороженный и возвышенный именно как стихия творчества.
Исторические факты свидетельствуют, что средневековые поэты, сколь бы они не отличались в своей повседневной жизни по поступкам, психологии и осмыслению от простых людей, сколько бы не преподносили на все четыре стороны сюрпризы своей странности, все же не являлись, подобно богемным художникам ХХ века, носителями декаденсного сознания, не были субъектами необузданного маргинального поведения. И они, подобно остальным мусульманам, выбирая женщину для брака, предпочитали шариатские нормы. Трудно предположить, чтобы Физули или Насими согласились бы создать семью с кокетками и “предательницами” – персонажами своих стихов.
Почему же в таком случае в своей поэзии они отдавали предпочтение не спокойному типу женщины, предназначенной для брака, а красавицам-фуриям, кокеткам-изменщицам, известным своим опасным непостоянством? Дело в том, что образ женщины, соответствующий идеалу Шариата, не мог создать в поэзии никакой психологической сложности, напряжения или опасного безрассудства. Поэтому такие женщины подходили для того, чтобы на них жениться и создать спокойствие, но никак не для поэзии. Средневековых поэтов (помимо вина) два символа приводили в состояние экстатического вдохновения: мистическая любовь к Аллаху и… кокетство безумствующих фурий, отмеченных печатью непостоянства.
Стало быть, с одной стороны, средневековые мусульманские поэты с удовольствием принимали “концепцию женщины" Шариата, с другой же – такой образ женщины они не могли поставить в центр своего творчества. Именно поэтому в средневековой мусульманской культуре наблюдался диссонанс и несовместимость двух противоположных взглядов на женщину.
В средневековой мусульманской культуре альтернативный Шариату женский образ не только смог создать собственное пространство существования, но и сохранил в безопасности свою автономность и неприкосновенность на протяжении всей истории развития мусульманской культуры. И не только сохранил, но и, выходя за рамки пространства искусства в современных мусульманских обществах, перешел в саму жизнь, превращаясь в своеобразный приспособительный код. Образ женщины-губительницы средневековья в новое время стал средством идентификации и сделал современных певиц и танцовщиц достойными любви и брака мусульманина. Хотя, следует признать, такой тип женщины в мусульманском восприятии признавался несколько маргинальным. В новой ситуации, современные мусульманские мужчины, в том или ином виде являющиеся носителями ценностей средневековой поэзии, идентифицировали образ женщины-губительницы этой поэзии с современными певицами и танцовщицами, тем самым наделив и восприняв последних как статусные женщины. Таким образом, выглядевшая на первый взгляд как вполне реальная или возможная перспектива, на самом деле не состоялась: запрет женщинам-артисткам, подобно касте шудра в Индии, появляться в приличном обществе, не состоялся, как и провалилась попытка превращения их в "нежелательных" женщин (хотя нельзя отрицать отдельные случаи исключений по данному поводу).
Культура сокрытого лица и агрессивная сексуальность на Востоке.
Другой, еще один, пример хорошо показывает порождение жесткой ригористической культурой иных альтернатив по проблеме женщин. Дело в том, что женщинам в культуре "сокрытого лица" вовсе не соответствует большой процент умиротворенных и “блюдущих честь и достоинство" мужчин. Из психологии мы знаем, что “запретный плод – сладок". В этом смысле мусульманские мужчины, лишенные возможности видеть лица и тела женщин, пребывают в большем напряжении агрессивной сексуальности и либидиозной энергии, чем представители культур со слабыми запретами в отношении женщин. Часто основу их эротической агрессивности вовсе и не составляет “южный темперамент", на который ссылаются любители “народной этимологии". В восточной культуре фундамент, направленной по отношению к женщинам, чрезмерной мужской либидиозности закладывает излишняя строгость запретов. Сказанное хорошо подтверждает следующий факт: поселившиеся в Европе тюрки Южного Азербайджана, работающие и проживающие в России тюрки Северного Азербайджана лишь в единичных случаях сохраняют сексуальную агрессивность, большинство же в своем поведении вовсе не выглядят заложниками сексуального темперамента южных народов и мало отличаются от них в данном плане (т.е. в плане пониженной внешней агрессивности). Можно видеть и другой факт понижения в обществе внешней, бросающейся в глаза сексуальности при снижении неуместных запретов и табу по отношению к женщинам. Современные азербайджанцы в плане сексуальной агрессивности выглядят намного умиротвореннее и спокойнее мужчин нашей страны периода Х1Х века. С другой стороны, в Азербайджане в так называемом “институте частной беседы” часто можно отметить акцентированное удивление мужчин: находясь в довольно-таки раскованных условиях пляжа, они бывают поражены снижением своей агрессивности (но, конечно же, не природного темперамента). Азербайджанец ХХ века все еще не может осознать, каким это образом полуголые тела женщин на пляже не порождают в нем такие же сексуальные мечты и агрессивные желания что, и женские тела на улицах города.
Возникает вопрос. Что могут поделать (какую роль выполняют) по отношению к сексуальной агрессивности наложенные на женщину восточной культурой чрезмерные запреты, фиктивно (т.е. с помощью дополнительных способов) воспламеняющие сердца мужчин и разрушающие исподтишка накладываемые на него обязательства блюстителя чести и достоинства?
Восточная культура, в отличие от современных западных культур, менее саморефлексивна, поэтому она не осознает ясных моделей опасностей, порождаемых запретами, однако в любом случае проблема осознается, “прочувствуется" в иных терминах (например, для культуры “опасность сексуально-агрессивных мужчин” и т.д.) и в ходе такого “осмысления" сами собой формируются способы выхода из ситуации. В Азербайджане постоянно напоминаемые мужчинам здравицы о “женщинах – матерях" направлены на преодоление мужской сексуальной агрессивности (порой произносящий их проводит над собой терапевтический сеанс). В культурах с пониженной эротической напряженностью напоминание о том, что женщина – это еще и мать, своей тривиальностью оставляют ощущение скучной риторики, ощущаемая восточными людьми мудрость этих слов остается закрытой для западных людей. Эти слова еще, в лучшем случае, приобретают глубокий смысл в культурах предельно эксплуатирующих женщин (как в наших селах).
Если взглянуть на наш современный мир, то мы можем заметить удивительное переплетение узоров прошлого и настоящего. Сегодня редко можно увидеть в Азербайджане женщину с покрытым лицом. Некоторые из них покрываются скорее из снобизма, чем из правоверия. Но, если в сегодняшнем Азербайджане хиджаб и не бросается в глаза, в осознании азербайджанских мужчин чадра, не будучи реальной, все еще продолжает существовать как виртуальное сокрытие. Многие мужья во взаимоотношениях со своими женами помещают их на этот раз в круг “виртуальной чадры". Женщины, конечно же, ощущают на себе эту виртуальную чадру и она оказывает свое скрытое влияние на их поведение и самооценку (с описанной ситуацией связано следующее существующее выражение: “главное не телесная, а нравственная чадра". Хотя это выражение является хорошей формулой с точки зрения модернизации религиозной морали, оно в любом случае соответствует идеи “виртуальной чадры”).
Именно в силу того, что в наш век “виртуальный хиджаб” все еще подобно дамоклову мечу висит над женщиной, в некоторых мусульманских обществах, даже если отсутствует реальная чадра, порождаемая ею ситуация преобладания в культуре мужской сексуальной агрессивности продолжает царствовать.
Если приложить обсуждаемую тему к проблеме Восток-Запад, то можно проследить интересные ситуации и различия между ними. Для дальнейшего поиска еще раз закрепим в памяти эти идеи: мы отметили, что чрезмерные запреты в одежде, поведении и внешнем виде женщин как будто направлены против мужской эротической агрессивности, однако, на самом деле, в большинстве случаев результаты получаются прямо противоположными. Подобные запреты превращаются в дополнительное усиление сексуальной агрессивности мужчин, становятся искусственным средством усиления либидиозности, "агрессивной энергетики" по отношению к женщине мусульманского общества. Если мы сравним общество иранского типа с западным, то увидим, что на Востоке мужчины переполненные сексуальной агрессивной энергией подобные стаду жеребцов каждое утро высыпают на улицы. Все их помыслы направлены только на обладание женщиной, на рассматривание ее со всех сторон. Такая психология вызывает интерес с точки зрения ее энергийной мощи. Однако, есть одна проблема – развитые культуры требуют постоянного расхода энергии. Скажем, на национальное достоинство, гражданские свободы и т.д. На Востоке же большая часть либидо направлена только на помыслы о женщине, на эротические фантазии. Такое положение примитивизирует психологию восточных молодых людей. По сути дела и психология девушек, ограниченная кругом бессмысленных запретов, также остается примитивной (и в их помыслах одни только юноши).
Сексуальные итоги культур, снявших чрезмерные запреты с женщин.
В западных обществах мы можем наблюдать мир мужчин со значительно пониженной сексуальной агрессивностью. В разговоре с одним из эстонских ученых я спросил его, какова в его краях роль женщины как влекущей цели, стимулирующего мотива для мужчин? Прояснилось, что сознание эстонцев, в меньшей степени, чем на Востоке, преследует узкую “цель" – женщину. Я задал второй вопрос: в таком случае откуда берутся для вас стимулы деятельности, осмысленной, интересной жизни. Ответ был очень характерен для представителей потребительского, пресыщенного общества. Он сообщил, что главными стимулами эстонцев является покупка новой марки машины, постройка хорошего дома, приобретение мебели, накопление денег для путешествия и т.п. Для сравнения скажу, что и у азербайджанских мужчин эти потребительские стимулы сильны, однако во многих случаях их главным собственным стимулирующим началом является Женщина. То есть, обладать Прекрасной Женщиной, самоутверждаться в ее глазах и т.д. – во многих случаях является скрытым или даже явным начальным мотивом стремления азербайджанцев приобрести материальных ценностей. В маскулинной культуре, пребывающей в состоянии сексуальной агрессивности, Женщина – первейшее условие интересной жизни.
Наши некоторые исследователи, ищущие причины методами “народной этимологии", в конце концов объясняют этот тип фактов, как мы уже отмечали, расово-биологической слабостью либидо западных людей.
Мне же, однако, кажется, что основная причина не в сексуальной слабости западных людей, а просто, в отсутствие в обществе, в котором они живут, фиктивной стимуляции агрессивности посредством принципа “запретный плод – сладок". Чтобы проаргументировать мои слова приведу факты из среды русскоязычной субкультуры Азербайджана. Данная субкультура сформировалась в советское время из азербайджанцев, евреев, русских, армян и др. на базе русского образования. Хотя в то время русский язык и выполнял цементирующую роль, многие реальности из него вовсе не вытекали: в противном случае в Азербайджане создался бы “филиал”.
Российской русской культуры, в то время как субкультура азербайджанских русскоязычных принципиальным образом отличалась от культуры России и когда русские этой субкультуры попадали на историческую родину, они отмечали резкое отличие “себя" от “них".
Когда-нибудь созданная русскоязычными в Азербайджане субкультура должна быть серьезно исследована, проанализированы нанесенный ее вред и приобретения азербайджанской культуры., пока же известные под именем “нации бакинцев” люди доживают свои последние дни.
Теперь же поговорим о культурологических частностях русскоязычной субкультуры. Одна из них связана с тем, что в ней весьма ослабел связанный с женщинами принцип “виртуальной чадры", превратившись в подобие скрытых от глаза “водных знаков”, наносимых на деньги. Такое превращение “виртуальной чадры" в сознании русскоязычных азербайджанцев, кроме влияния русских и евреев, обязано в целом также и процессу урбанизации. Пространство маневра, свобода женщин значительно возрастают при ослаблении “виртуальной чадры". Это можно ясно увидеть в разнице поведения и психологии азербайджанских девушек – носительниц русскоязычной субкультуры и азербайджанок, стоящих вне ее.
Если в поведении азербайджанок русскоязычной субкультуры ослабевает фактор “виртуальной чадры", то у остальных азербайджанцев создается такое мнение, что в нравственности юношей и девушек этой культуры ослаблен мотив чести. Дети номенклатуры и состоятельных азербайджанцев значительно повысили престиж русскоязычной субкультуры. Многие именно в силу этого престижа старались превратить своих детей в носителей этой культуры: однако, некоторые ригористы, обучая своих детей-мальчиков по-русски, в силу все того же принципа “чести” лишали этой возможности своих дочерей. Для некоторых же проблема престижа была настолько значима, что они вынуждены были одерживать победу в своем сознании над “виртуальной чадрой”.
После этих разъяснений перейдем к основному факту, связанному с нашей проблемой: если русскоязычные азербайджанцы не отличались в биологическом плане от остальных азербайджанцев и их сексуальная агрессивность была значительно понижена, то этот факт показывает, что проблема не носит биологический характер. Дело в “виртуальной чадре", в многообразии наложенных на женщину чрезмерных, неуместных запретов.
В этом контексте образуется начало новой ситуации в связи с появлением в средствах массовой информации большого количества изображений женщины. Взглянем на проблему с близи. Наши некоторые верующие считают большой опасностью для нации появляющиеся в газетах снимки полуобнаженных женщин, эротические фильмы. Рассуждая о приличиях и возвышая до небес мусульманских мужчин, они хорошо понимают все опасности эротической агрессивности и опасаются этого типа напряженности. Опасаются, но не понимают, что порождают агрессивность мусульманских мужчин как раз предлагаемые ими в качестве образцов для общества чрезмерные запреты, навязываемая женщинам хиджаб. Сегодня на последних страницах азербайджанских газет рядом с кроссвордами располагаются изображения женского тела. Нашим “защитникам нравственности и достоинства" представляется, что эти изображения еще больше тревожат и будоражат мужскую агрессивность. Но на самом деле, можно найти лишь незначительную часть читателей, которые подолгу останавливают взгляд на этих снимках. Если, конечно, эти снимки можно было бы предъявить читателя Азербайджана 60-х годов, то термометр зафиксировал бы совершенно иную температуру. В настоящее же время изображение женских тел в газете выполняет спокойные эстетические функции. Подобно тому, как приглушенная музыка слегка эстетизирует пространство ресторана, изображения женских тел наполняет пространство масс-медиа неназойливыми эстетическими узорами. Эти “узоры” не усиливают, а, напротив, способствуют снижению мужской агрессивности.
2. Брак в Исламе
Лингвистическое и юридическое значение слова "брак".
С точки зрения лингвистической брак (по-арабски ан-никах) имеет два значения: бракосочетание и совокупление с женщиной. Сказал Абу Али Аль-Кали: Используя данное слово, арабы вкладывают в него различный смысл. Так, если говорят: Никаха фуляна бинт фуляна, то имеют в виду, что такой-то женился на такой-то. А если говорят: Никах имраатуху ау зауджатаху, то имеют в виду только совокупление, половой акт, имевший место между мужчиной и женщиной.
Слово ан-никах в Шариате означает заключение договора (по-арабски: таакуд) между мужчиной и женщиной для получения удовольствия друг от друга, создания хорошей семьи и формирования здорового союза.
Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что смысл заключения брачного договора сводится не просто к получению взаимного удовольствия, но еще означает создание хороших семей и здоровых сообществ. Однако, в зависимости от конкретных условий, одно из значений может быть преобладающим.
Понятие брака.
Брак (ан-никах) в своем истинном смысле – неотъемлемое право каждого, имеющего сильное желание и способного к вступлению в брачные отношения. Брак относится к деяниям, совершавшимся посланниками Всевышнего Аллаха, который, хвала Ему, сказал: Мы посылали посланников до тебя и делали им супруг и потомство. (Сура Гром, аят 38). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) – женился и в одном из хадисов сказал: … а кто не следует моему примеру, тот – не из нас.
Поэтому ученые говорят: При наличии сильного желания брак лучше дополнительных молитв. При этом имеются в виду те положительные стороны брака, о которых, если Аллаху будет угодно, речь пойдет ниже.
В некоторых случаях, когда мужчина испытывает сильное половое влечение и опасается впасть в грех, если не женится, он должен вступить в брак, чтобы остаться добродетельным и предохранить себя от греха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Тот, кто в состоянии создать семью, должен жениться… А кто не в состоянии, тот должен поститься. Пост – снижает влечение.
Условия вступления в брачные отношения.
Одним из показателей большой организующей силы Ислама и точности его предписаний является то, что он определяет условия, которые регулируют процесс заключения договоров, их содержание и срок действия. Каждый договор действителен только при соблюдении определенных условий. Это – ясное свидетельство мудрости и совершенства Шариата. Ведь его ниспослал Аллах, Мудрый и Всезнающий, ведающий то, что полезно людям, и предписывающий богоугодное в вере и в земной жизни.
Среди этих договоров – брачный договор, имеющий определенные условия, среди которых как наиболее важное мы отметим следующее:
Согласие супругов. Нельзя заставлять мужчину вступать в брачные отношения с той женщиной, с которой он не желает, и нельзя принуждать женщину выходить замуж против ее воли. Всевышний Аллах сказал: О, вы, которые уверовали! Не разрешается вам наследовать жен против их воли". (Сура Женщины, аят 19). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: Не вступай в супружеские отношения с вдовой, пока та не подчинится, не вступай в супружеские связи с девственницей, пока она не даст согласие. Его спросили: О, Посланник Аллаха! А каково ее согласие? Он ответил: Если она будет молчать.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил выдавать замуж, будь то девственницу или бывшую замужем, если она на это не выразит своего согласия. Если речь идет о девственнице, то для выражения согласия достаточно ее молчания, так как, возможно, она стесняется выразить свое согласие вслух.
В случае, если девушка не пожелает выходить замуж, то никому, даже ее отцу нельзя принуждать ее к этому. Это согласуется со словами Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Согласия девственницы спрашивает ее отец. (Хадис передал Муслим).
На отце, если он при данных обстоятельствах не выдаст ее замуж, нет греха, так как она сама этого пожелала. Однако он должен оберегать ее и охранять.
Если ей сделали предложение двое мужчин, и она сказала: Желаю этого, то она выходит за того, кого пожелала, при условии, что он ей подходит. Если же он ей не подходит, то ее опекун должен воспрепятствовать ей выходить за него замуж. На опекуне в данном случае не будет греха.
Качества женщины, которую следует брать в жены.
Как мы отмечали выше, к браку стремятся для получения супругами взаимного удовольствия, создания добропорядочной семьи и здорового союза. Поэтому женщина, на которой следует жениться, должна обладать качествами, которые позволили бы ей достичь этих целей супружества. Она должна обладать внешней и внутренней красотой.
Внешняя красота – это качество физическое. Если женщина имеет красивый облик, мелодичный голос, ею радуются и душа, и сердце, в ней воплощены слова Всевышнего: Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость.
Внутренняя красота – это качество религиозное и нравственное. Чем женщина религиознее, тем она выше нравственно, тем она более любезна душе и тем правильнее ее поведение.
Верующая женщина, охраняя права своего мужа, ложе его, детей и имущество, подчиняется воле Аллаха. Она побуждает его к повиновению воле Всевышнего Аллаха: если он забудет о повиновении, то она ему напомнит, если проявит леность – она его подбодрит, а если разгневается – успокоит.
Учтивая женщина любезна со своим мужем и проявляет к нему уважение. Она не медлит в том, что на его взгляд, она должна делать быстро, и не проявляет торопливости в том, что по его мнению, должно делаться медленно.
Спросили Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Какая женщина является наилучшей? Он ответил: Та, которая радует мужа, когда он на нее посмотрит, подчиняется, когда он ей прикажет, и не совершает того, что ему не нравится как в плане моральном, так и в том, что касается его имущества. Сказал он (мир ему и благословение Аллаха): Берите в жены любящую, способную к деторождению….
Если удастся найти женщину, в которой сочетаются красота внешняя и красота внутренняя, то это – великое благо и счастье, полученное, благодаря Всевышнему Аллаху.
Мудрость брака.
Однако весь ли мудрый смысл известен человеку? Ведь человек имеет ограниченные знания, он обладает несовершенным умом и не может знать все, получить сведения обо всем.
Сказал Всевышний Аллах:
“Даровано вам знания только немного. (Сура Перенес ночью, аят 85).
Таким образом, мы должны с удовлетворением воспринимать предписания Шариата, ниспосланные Аллахом для Своих рабов, независимо от того, знаем мы их мудрый смысл или нет. Ведь даже если мы и не знаем их мудрого смысла, то это вовсе не значит, что его в них нет. На самом деле это показывает ограниченность нашего ума в понимании мудрости этих предписаний.
Вот некоторые проявления мудрого смысла брака:
1. Брак сохраняет и уберегает каждого из супругов. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
О, молодежь! Тот, кто способен к созданию семьи, пусть жениться. Это сохранит его взоры и защитит половые органы.
2. Брак предохраняет общество от зла и нравственного разложения. Если бы не было брака, то в отношениях между мужчинами и женщинами получили бы распространение порочные явления.
3. В браке каждый из супругов пользуется положенными ему правами и возможностями общения. Мужчина опекает женщину, обеспечивает ее едой, жильем, одеждой.
Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Вы должны безвозмездно обеспечивать их (жен) пищей и одеждой.
Женщина также опекает мужчину, выполняя свои обязанности в доме. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Женщина – пастырь в доме своего мужа и отвечает за свою паству.
4. Брак укрепляет связи между семьями и родами. Сколько было случаев, когда члены разных семей не знали друг друга, а брак сближал их и взаимно связывал. Поэтому, как уже отмечалось, Аллах сделал брачные отношения фактором, укрепляющим родственные связи между людьми.
5. Брак обеспечивает сохранение человеческого рода здоровым. Он является причиной роста населения. Сказал Всевышний Аллах:
О люди! Бойтесь Вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин. (Сура Женщины, аят 1)
Если бы не брак, то человечество либо вообще исчезло бы с лица земли, либо общество состояло бы из людей, родившихся в результате прелюбодеяния, не знающих своих корней и действующих аморально.
В этой связи мне хотелось бы сказать несколько слов об идее ограничения рождаемости. Я утверждаю, что ограничение рождаемости противоречит Шариату. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) велел брать в жены женщину плодовитую, объясняя это тем, что это будет способствовать увеличению населения. Ученые говорили: Следует жениться на женщине, о которой известно, что она плодовита либо на основании ее предыдущего брака, если она уже была замужем, либо на основании плодовитости ее ближайших родственников, таких как мать и ее сестра, если она не была замужем раньше.
Кроме того, зачем ограничивать рождаемость. Из опасений нехватки продовольствия или из страха перед трудностями, связанными с воспитанием? Если первое, то это – неправильное представление об Аллахе Всевышнем, так как Аллах, хвала Ему Всевышнему, если создает тварь, то обеспечивает ей и пропитание. Сказал Всевышний Аллах:
И нет ни одного животного на земле, пропитания которого не было бы у Аллаха. (Сура Худ, аят 6).
Сказал Всевышний Аллах:
Сколько животных, которые не приносят себе пропитания – Аллах питает их и вас. Он – Слышащий и Знающий. (Сура Паук, аят 60)
Сказал Всевышний о тех, кто убивает своих детей, боясь нищеты:
Мы пропитаем их и вас. (Сура Перенес ночью, аят 31).
Если причиной ограничения рождаемости является страх перед трудностями, связанными с воспитанием, то это – также глубокое заблуждение. Насколько утомительным является процесс воспитания малого числа детей и насколько легче идет воспитательный процесс, когда их много. Трудность или легкость воспитания зависят от воли Всевышнего Аллаха. Если человек является богобоязненным и придерживается Шариата, Аллах облегчит ему его миссию. Сказал Всевышний Аллах:
А кто боится Аллаха, тому Он устроит в Своем деле легкость. (Сура Развод, 4).
Запреты в вопросах брака.
Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Поистине, Аллах возложил на вас обязанности, которые вы не должны забывать, и установил пределы, за которые вы не должны переходить
Среди установленных Шариатом ограничений есть ограничения в вопросах брака и семейных отношений. В частности, мужчине запрещено вступать в семейные отношения с женщинами, находящимися с ним в кровном родстве.
Запреты для мужчин относительно женщин делятся на два вида: постоянные и временные.
1. Постоянные запреты
Они бывают трех видов:
Во-первых, запреты, связанные с кровнородственными отношениями. Таких запретов семь. О них упоминается в суре Женщины:
И запрещены вам ваши матери, и дочери, и ваши сестры, и ваши тетки по отцу и матери, и дочери брата, и дочери сестры. Коран 4: 23
1. К матерям относятся: мать, бабушки (как по отцу, так и по матери);
2. К дочерям относятся: родные дочери, дочери сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений;
3. К сестрам относятся: родные сестры, сестры по отцу и по матери;
4. К теткам со стороны отца относятся: тетки мужчины со стороны отца, тетки его отца, тетки его дедов, тетки его матери и тетки его бабушки;
5. К теткам со стороны матери относятся: тетки мужчины со стороны его матери, тетки со стороны матери его отца, тетки со стороны матери его матери и тетки со стороны матери его бабушек;
6. К дочерям брата относятся: дочери родного брата по отцу, дочери брата по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и представительницы последующих поколений;
7. К дочерям сестры относятся: дочери родной сестры, дочери сестры по отцу, дочери сестры по матери, дочери их сыновей, дочери их дочерей и др.
Во-вторых: запреты, связанные с кормлением грудью. Они подобны тем, которые связаны с кровнородственными отношениями. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Запрещено в связи с кормлением грудью тоже, что и в связи с кровным родством.
Однако запреты, связанные с кормлением, имеют ряд следующих условий:
1. Кормление грудью должно иметь место не менее пяти раз. Если состоялось кормление ребенка грудью всего четыре раза, то кормилица не является его матерью. В этой связи Муслим сообщает следующий рассказ Айши (да будет доволен ею Аллах): Сначала в Коране был ниспослан запрет на кормилицу после десяти, известных окружающим, кормлений грудью. Позднее пять кормлений были отменены. Затем умер Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и число кормлений осталось таким, которое следует из Корана.
2. Кормление грудью должно иметь место до завершения срока кормления грудью ребенка, то есть условие состоит в том, что пятикратное кормление грудью должно иметь место именно в период кормления грудью. Если же кормление состоялось после завершения срока кормления грудью или часть кормлений имела место до истечения срока кормления грудью ребенка, а часть – после, то кормившая женщина не является матерью ребенка.
Если условия кормления грудью были соблюдены, то ребенок становится сыном кормилицы, а ее сыновья – его братьями, независимо от того, появились они на свет до или после периода кормления. Сыновья мужа кормилицы становятся братьями этого ребенка независимо от того, рождены они женщиной-кормилицей или другими женщинами.
Здесь мы должны обратить внимание на то, что на родственников ребенка, кроме его прямых потомков, не распространяются запреты, связанные с кормлением грудью. Его кровнородственный брат может жениться на его кормилице или на его молочной сестре. Что касается потомков, вскормленного кормилицей, мальчика, то они будут считаться детьми кормилицы и ее мужа, равно как и их отец.
В-третьих – запреты относительно родственников по браку.
1. Жены отцов, дедов и представителей предыдущих поколений как по линии отца, так и по линии матери, согласно слову Всевышнего Аллаха:
Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы. Коран 4: 22
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то, независимо от того, имелась с ней близость или нет, она становится запретной для его сыновей, сыновей его сыновей, сыновей его дочерей и т.д.
2. Жены сыновей и представителей последующих поколений, согласно слову Всевышнего:
И жены ваших сыновей, которые от ваших чрев. Коран 4: 23
Если мужчина заключил брачный союз с женщиной, то она становится запретной для его отца, дедов его и т.д. как по линии отца, так и по линии матери, независимо от того, имел он с ней близость или нет.
3. Мать жены, ее бабушки и представительницы предыдущих поколений согласно слову Всевышнего:
И матери ваших жен. Коран 4: 23
После заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, независимо от того, были ли у них половые отношения или нет, ее мать и бабушки как по линии отца, так и по линии матери, становятся запретными для него.
4. Дочери жены, а также дочери ее сыновей, дочери дочерей и представительницы последующих поколений, т.е. падчерицы и их родственницы. Они запретны при условии, что муж имел половые сношения со своей женой. Если они разошлись не имея близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа, согласно слову Всевышнего:
И ваши воспитанницы, которые под вашим покровительством от ваших жен, к которым вы уже вошли: а если вы еще не вошли к ним, то нет на вас греха. Коран 4: 23
После того, как мужчина женился на женщине и имел близость с ней, ее дочери, дочери ее сыновей, дочери ее дочерей и представительницы последующих поколений становятся для него запретными, независимо от того, рождены они от мужа до него или после него. Если же произошел разрыв между ними до близости, то падчерицы и их родственницы не являются запретными для мужа.2.
Временные запреты бывают нескольких видов:
1. Запрет на сестру жены, ее теток как по отцовской, так и по материнской линиям. Запрет действует до тех пор, пока брак не распадется, либо по причине смерти жены, либо в результате развода. Всевышний Аллах сказал:
И – объединять двух сестер… Коран 4: 23
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
Не объединяйте жену и ее тетку по отцу, жену и ее тетку по матери. (Текст хадиса согласован).
2. Запрет, действующий в период, когда женщина после смерти мужа или развода не имеет права выходить замуж. На ней нельзя жениться, пока не закончится этот период, и в это время ей нельзя делать брачное предложение.
3. Запрет, действующий в период большого и малого хаджа. На женщине нельзя жениться, пока она не снимет ихрам. Есть и другие запреты, о которых мы не говорим, опасаясь затянуть нашу лекцию. Что же касается периода менструации, то с ним не связаны запреты на вступление в брак. Вступать же в половые отношения можно только после того, как завершится менструальный период и она совершит омовение.
Некоторые аспекты брака.
Махр необходим для выплаты невесте в связи с заключением брачного договора. Его размер может быть определен точно. Если же размер махра не оговорен, то есть при заключении брачного договора не указано на необходимость выплаты его, то муж, тем не менее, должен уплатить жене хотя бы символический махр. Таков обычай.
Шариат рекомендует, чтобы махр был небольшого размера. Чем он меньше, тем лучше, если руководствоваться указаниями Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и стремиться получить благословение. Если брак благословен, он будет легким.
Муслим сообщает в Ас-Сахих о том, что некий человек сказал Пророку (мир ему и благословение Аллаха): Я женился на женщине. Ему был задан вопрос:
Сколько заплатил в качестве махра?
Четыре оккийи (сто шестьдесят дирхамов), – ответил тот. Сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
Четыре оккийи! Как будто вы чеканите серебряные монеты из этой горы. Нам нечего тебе дать. Возможно, однако, мы пошлем тебя куда-нибудь, где ты преуспеешь.
Сказал Умар (да будет доволен им Аллах): Не увеличивайте выкупа за женщин. Если бы выкуп был благословением в этой жизни и благочестием в будущей, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал бы вам соответствующее указание. Не платил Пророк (мир ему и благословение Аллаха) за своих жен и не брал выкупа за своих дочерей больше, чем двенадцать оккий. А одна оккийа равна сорока дирхамам.
Увеличение размера махра в последние годы имеет отрицательное последствие в том смысле, что не позволяет многим мужчинам вступать в брак. Проходит много лет, прежде чем мужчина соберет необходимую сумму для выкупа за невесту. Это порождает ряд негативных явлений, в том числе:
1. Многие мужчины и женщины не вступают в брак.
2. Члены семьи женщины придают излишне большое значение размеру махра. Во многих случаях они подходят к махру чисто потребительски: если выкуп значителен, то женщина выдается замуж, несмотря на возможные негативные последствия; а если выкуп мал, то предложение отвергается, даже если претендент характеризуется положительно с точки зрения религиозности и нравственности.
3. Если взаимоотношения между мужем и женой испортятся, то большой размер махра, как правило, не позволяет мужу расстаться с женой по-доброму. Он мучает ее, издевается над ней, вынуждает ее возвратить хотя бы часть махра. Будь махр незначительных размеров, муж с легкостью дал бы ей развод.
Если бы люди проявляли умеренность и уступчивость в размерах махра, а влиятельные люди подали бы в этом деле пример, то принесли бы много добра всему обществу и помогли бы многим мужчинам и женщинам. Однако, к сожалению, люди состязаются между собой в увеличении размеров выкупа за невесту, с каждым годом добавляя к нему вещи, которые раньше не входили в него. И мы не знаем, чем это закончится.
Раньше некоторые люди, особенно в деревне, шли на определенные уступки в вопросах махра. Например, отдавали девушку в жены, соглашаясь на то, чтобы получить половину выкупа немедленно, а вторую половину с отсрочкой примерно на год. Для жениха это являлось определенной льготой.
Второе: расходы мужа в связи с браком.
Муж должен обеспечивать жену пищей, одеждой, жильем. Если он проявляет скупость в исполнении своих обязанностей, то тем самым впадает в грех. Она же должна брать из его средств только в пределах своих потребностей. А если она берет у него взаймы, то должна отдавать долг.
В расходы мужа входит также организация свадебного стола, то есть, угощения для гостей, которое готовится в доме мужа в дни бракосочетания. Это соответствует Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), который сам так поступал и велел поступать таким же образом остальным. Однако угощение не должно быть связано с излишними расходами. Это – запрещено. Расходы на угощение должны соответствовать имущественному положению жениха. Имеющие место излишества в устроении свадебного угощения не нужны. Ведь это связано с бесполезными расходами.
Третье: отношения между родственниками жены и мужа.
Аллах сотворил взаимную любовь и взаимное милосердие между супругами. Эти взаимоотношения предписаны обычным правом Шариата.
Четвертое: запреты.
Муж является запретным для матери его жены, если он имел близость с женой, а также для ее бабушек и представительниц предыдущих поколений ее прямых родственниц.
Он является запретным для дочерей ее сыновей, дочерей ее потомства.
Жена является запретной для отцов мужа и представителей предыдущих поколений его прямых предков, а также для его потомства.
Пятое: наследование.
Если кто-либо вступит в законный брак с женщиной, то они становятся наследниками друг друга, согласно слову Всевышнего:
И вам – половина того, что оставили ваши супруги…, что они завещают, или долга. Коран 4: 12
И, в случае смерти, не имеет значения, имели ли супруги близость, или нет.
И истинное знание у Аллаха!
Положение и права женщины в Исламе
Положение женщины в обществе – вопрос не новый и до конца не решенный. Позиция Ислама по этому поводу – тема, представленная западному читателю недостаточно объективно. Цель настоящей работы – дать краткое и верное представление об отношении Ислама к этой проблеме.
Женщина в Исламе.
Среди тьмы, поглотившей землю, божественное откровение, разнесшееся по обширным пустыням Аравии, стало новым, благородным и всеобщим посланием человечеству: "О люди, бойтесь вашего Господа, который сотворил вас из одной души и сотворил из нее пару ей, а от них распространил много мужчин и женщин" (Коран, 4:
1) Ученый размышлявший над этим аятом, утверждает: "Полагают, что нет текста, ни древнего, ни нового, который рассматривал бы человеческую природу женщин во всех ее аспектах с такой лаконичностью, выразительностью, глубиной и свежестью, как это божественное предписание. Подчеркивая это благородство и естественность понятия, Коран утверждает: Он (Аллах) – тот, кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее… (Коран, 7:
1); Творец небес и земли: Он создал вам из самих себя пары (Коран 42: 11); Аллах дал вам из вас самих жен, и дал вам от ваших жен и детей и внуков и оделил вас благами. Так неужели же в ложь они веруют, а в милость Аллаха не веруют? (Коран, 15: 72)".
Остальная часть данной работы посвящена точке зрения Ислама на положение женщины в обществе. Описываются следующие аспекты: духовный, социальный, экономический и политический.
Духовный аспект.
Коран четко свидетельствует о том, что женщина полностью уравнена с мужчиной перед лицом Аллаха в своих правах и обязанностях. В Коране говорится: "Всякая душа – заложница того, что она приобрела" (Коран, 74: 38). В нем также утверждается: "… И ответил им Господь их: Я не погублю деянний ни одного из ваших деятелей – ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других…" (Коран, 3: 195); "Кто совершил благое – муж или жена – и он верующий, Мы оживим его жизнью благой и воздадим их награду им еще лучшим, чем то, что они делали". (Коран, 16: 97, см. также 4: 124)
Женщина по Корану, не несет вины за первый проступок Адама. Оба они одинаково виновны в своем неподчинении Богу, оба раскаялись и оба были прощены (Коран, 2: 36, 37, 7: 20-24). В одном их стихов (Коран, 20: 121) вина, фактически, возлагалась на Адама.
Что касается религиозных обязанностей, таких, как ежедневные молитвы, посты, помощь бедным и паломничество между мужчинами и женщинами нет различий. Однако, в некоторых случаях женщина имеет определенные преимущества перед мужчинами.
Например, женщина освобождается от дневных молитв и поста во время менструации и в течение сорока дней после рождения ребенка. Она также освобождается от соблюдения поста во время беременности и кормления младенца, если это представляет угрозу ее здоровью или здоровью ее ребенка. Если пропущенный пост является обязательным (во время рамазана), она может возместить пропущенные дни, когда сможет. Она не должна возмещать молитвы, пропущенные по указанным причинам. Женщины, обычно посещают мечеть когда пожелают и не обязаны присутствовать на совместных молениях по пятницам, в то время, как для мужчин это является обязательным (по пятницам).
Исламское учение окрашено нежным отношением к женщине, так как считается с тем, что женщина может кормить или нянчить своего ребенка и поэтому не может пойти в мечеть для молитвы. Ислам также принимает во внимание физиологические и психологические изменения, связанные с функционированием женского организма.
Социальный аспект.
а) Детство и девичество
Несмотря на то, что некоторые арабские племена считали допустимым убийство младенцев женского пола, Коран наложил запрет на этот обычай и рассматривает его как преступление, приравнивая к любому убийству: "И когда зарытая живьем будет спрошена, за какой грех она была убита" (Коран, 81: 89). Критикуя родителей, которые отказываются от своих детей-девочек, Коран говорит: "И когда одного из них обрадуют девочкой, лицо его делается черным, и он удручен. Скрываясь от народа от горечи того, чем обрадован: удержать ли это на унижение или сокрыть его в прахе? Плохо они рассуждают" (Коран, 16: 58, 59).
Ислам спас жизнь новорожденных девочек не для того, чтобы они позднее страдали от несправедливости и неравенства, и требует к ним доброго и справедливого отношения. Среди высказываний пророка Мухаммада (мир ему) по этому поводу выделим следующее. "Тот, кто имеет дочь и не похоронил ее заживо, не оскорбляет ее, не предпочитает ей сына, будет введен Аллахом в рай". (Ибн Ханбал, 1957).
Женщины имеют право на получение образования наравне с мужчинами. Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "Стремление к знаниям обязательно для каждого мусульманина" (Аль-Байхаки). Под словом "мусульманин" здесь понимаются как мужчины, так и женщины.
б) Замужество
В Коране ясно указывается, что супружество имеет целью не только продолжение человеческого рода, но и эмоциональное благоденствие и духовную гармонию. Оно зиждется на любви и милосердии. Один из наиболее впечатляющих стихов Корана о супружестве гласит: "Из Его знамений – что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость. Поистине, в этом – знамение для людей, которые размышляют". (Коран, 30: 21).
Согласно Исламским законам, женщину нельзя заставить выйти замуж без ее согласия. Ибн Аббас поведал о девушке, которая пришла к Мухаммаду, Посланнику Аллаха (мир ему) и рассказала, что отец заставил ее выйти замуж без ее согласия, Посланец Аллаха предоставил ей выбор (согласиться с замужеством или отказаться от него) (Ибн Ханбал, 2469). Согласно другой версии, девушка сказала: "Фактически я признаю это замужество, однако, я хотела бы, чтобы женщины знали, что родители не имеют право (навязывать им мужа насильно)" (Ибн Мадже, 1873).
Кроме всех других гарантий защиты в замужестве, специально постановлялось, что женщина имеет полное право на ее Махр, подарок к свадьбе, который преподносился ей мужем и включался в брачный контракт, и эта собственность не переходит к ее отцу или мужу. Понятие Махра в Исламе – это не фактическая или символическая цена женщины, как в ряде других культур, а скорее подарок, символизирующий любовь и восхищение.
Правила супружеской жизни в Исламе ясны и гармоничны, они отвечают природе человека. С учетом физиологического строения и психологии мужчины и женщин, оба имеют равные права и обязанности друг перед другом, кроме одной ответственности-лидерства. Это естественное правило любой совместной жизни и оно соответствует природе человека. Коран постановляет: "И они (женщины) имеют те же права, что и (мужчины) имеют над ними, и мужьям над ними – степень" (Коран, 2: 228)
Эта степень – Кивама. Она основывается на природных различиях полов, дающих право более слабому полу на защиту. Она не дает превосходства или преимущества перед законом. Однако лидерство мужчины в семье не означает диктат мужа над женой. Ислам подчеркивает важность взаимного согласия во всех семейных вопросах. Коран дает такой пример: "… Если оба они пожелают отлучения с согласия между ними и совета, то нет греха над ними…" (Коран, 2: 233) Помимо тех основных правил, которые имеет жена, она вправе рассчитывать на доброе отношение и партнерство, что настоятельно рекомендуют Коран и пророк Мухаммад (мир ему). "… Обходитесь с ними достойно. Если же вы их ненавидите, то, может быть, что-либо вам и ненавистно, а Аллах устроил в этом великое благо" (Коран, 4: 19).
Пророк Мухаммад (мир ему) говорил: "… Кто лучше всех среди вас? – тот, кто лучше всего для своей семьи, и я лучше всех среди вас к моей семье. Самые совершенные правоверные лучше всех в поведении, а лучшие из вас те, кто лучше всех к своим женам" (Ибн Ханбал, 7396).
Поскольку признается право женщины самой решать вопрос о своем замужестве, признается и ее право на разрыв неудачного брака. Однако, для обеспечения устойчивости семьи и защиты ее от поспешных решений, принятых под влиянием временного эмоционального стресса, мужчины и женщины, намеревающиеся развестись, должны пройти через определенные этапы и периоды выживания. Учитывая большую эмоциональность женщин, чтобы просить о разводе, необходимо представить суду обоснованную причину. Однако, подобно мужчине, женщина может развестись со своим мужем, не обращаясь в суд, если это предусмотрено брачным контрактом.
В частности, некоторые аспекты Исламского законодательства в вопросах заключения и расторжения брака интересны и заслуживают особого упоминания. Если продолжение супружеских отношений по какой-либо причине становится невозможным, мужчин все-таки учат искать для них благоприятное завершение. Коран говорит в таких случаях: "А когда вы дали развод женам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому, или отпускайте их согласно принятому, но не удерживайте их насильно, преступая" (Коран, 2-231, см. также Коран, 2: 229 и 33: 49).
в) Женщина-мать
Ислам отводит доброте по отношению к родителям второе место после поклонения Богу. "И решил Господь, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и к родителям благодеяние…" (Коран, 17: 23). Кроме того, в Коране имеются особые указания на необходимость хорошо относиться к матерям: "И завещали Мы человеку его родителей. Мать носит его со слабостью поверх слабости…" (Коран, 31: 14, см. также Коран, 16: 55, 29: 8)
Один человек пришел к пророку Мухаммаду (мир ему) и спросил: "О Посланец Аллаха, кто среди людей наиболее достоин быть моим добрым товарищем?" Пророк ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" – спросил человек. Пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "А кто еще?" – снова спросил человек, и снова пророк (мир ему) ответил: "Твоя мать". "Кто же еще?" – спросил человек. И только тогда пророк (мир ему) сказал: "Твой отец". (Аль-Бухари и Муслим).
Экономический аспект.
Ислам утверждает права, которых женщина была лишена как до Ислама, так и позднее (вплоть до нынешнего столетия), права на независимую собственность. По законам Ислама полностью признается право женщины на ее деньги, имущество и другие виды собственности. Это право неизменно, независимо от семейного положения женщины. Она сохраняет полное право покупать, продавать, закладывать или сдавать в аренду всю свою собственность или часть ее.
В законе нигде не утверждается, что женщина имеет меньше прав просто потому, что она женщина. Стоит отметить, что она имеет право на собственность до замужества и на все, что она приобрела в замужестве.
Что касается права женщины иметь работу, следует, во-первых, иметь в виду, что Ислам трактует ее общественную роль матери и жены, как самую священную и главную. Ни няньки, ни служанки не могут заменить мать в воспитании честного, полноценного и здорового ребенка.
Эта благородная и жизненно важная роль, которая во многом формирует будущее нации, не должна рассматриваться как безделье. Однако в Исламе нет положений, запрещающих работать, когда в этом есть необходимость, особенно в тех областях, которые отвечают женской природе и в которых более всего нуждается общество. Кроме того, нет каких-либо ограничений для проявления исключительных талантов, которыми обладает женщина в той или иной сфере.
Даже по поводу должности судьи, где может возникнуть сомнение в пригодности женщины для этой должности ввиду ее более эмоциональной натуры, мы можем найти у первых мусульманских ученых, таких, как Абу-Ханифа и Ат-Табари, высказывания о том, что в этом нет ничего неверного.
Кроме всего, Ислам вернул женщине право наследования. Ее доля полностью принадлежит ей, и никто не имеет права претендовать на нее – ни отец, ни муж. "Мужчинам – удел из того, что оставили родители и близкие, и женщинам – удел из того, что оставили родители и близкие, – из того, что мало или много, удел определенный" (Коран, 2: 7). Ее доля в большинстве случаев составляет половину доли мужчины, без намека на то, что она стоит половины мужчины! Казалось бы, это грубое несоответствие тем убедительным свидетельствам равноправного отношения к женщинам по Исламским законам, которые обсуждались на предыдущих страницах, – ставить женщину в такое неравное положение. Такие различия в правах на наследство только отражают разницу в денежной ответственности мужчин и женщин по мусульманским законам.
Мужчина по Исламу обязан полностью содержать свою жену, детей, а в некоторых случаях – нуждающихся родственников, особенно женского пола. Эта ответственность не снимается и не уменьшается из-за богатства жены и ее вклада в личный доход, полученный от работы, ренты, прибыли или другими законными средствами. Женщина, с другой стороны, намного лучше застрахована материально и меньше обременена претензиями на ее собственность. Собственность, принадлежавшая ей до замужества, не переходит к мужу, и она даже сохраняет свою девичью фамилию. Она не обязана нести расходы на семью из этой собственности или из своих доходов после замужества.
Она имеет право на Махр, который получила от мужа при вступлении в брак. В случае развода она может получать суммы, выплачиваемые ей на содержание бывшим мужем.
Изучение права наследования в общих рамках мусульманского законодательства, раскрывает не только справедливость законов Ислама, но и избыток сочувственного отношения к женщине.
Политический аспект.
Все фундаментальные исследования учения Ислама или истории мусульманской цивилизации являются свидетельствами равенствами женщины с мужчиной в том, что мы сейчас называет политическими правами. Они включают право на выборы, а также на участие в политической жизни. Как в Коране, так и в истории Ислама мы найдем имена женщин, которые участвовали в серьезных дискуссиях и даже спорили с самим Пророком (см. Коран, 58: 1 и 60: 10 – 12).
Во время Халифата Омара Ибн аль-Хаттаба одна женщина спорила с ним в мечети, доказала свою правоту и вынудила его заявить в присутствии людей: "Женщина права, а Омар не прав". Несмотря на отсутствие указаний на это в Коране, один из Хадисов пророка трактуют как запрет женщине занимать пост главы государства. Цитируемый Хадис приблизительно переводится таким образом: "Люди не будут процветать, если они позволят женщине стать их лидером". Это ограничение, однако, не имеет ничего общего с правами женщины и ее достоинством. Скорее это касается природных различий биологического строения и различия в психологии мужчин и женщин. Согласно Исламу, глава государства не только его номинальный руководитель. Он ведет людей в молитвах, особенно по пятницам и в дни праздников, он постоянно принимает решения по вопросам безопасности, благосостояния своего народа. Его командное положение, например, Командующего армией, обычно несовместимо с физиологическими и психологическими особенностями женщины. Медициной установлено, что во время месячных и беременности организм женщины претерпевает физиологические и психологические изменения. Такого рода отклонения могут приводить к стрессовым ситуациям и влиять на их решения. Избыточное напряжение в такие периоды может привести и к другим эффектам. Кроме того, некоторые решения требуют максимального рационализма и минимума эмоций, требование несовместимое с инстинктивной природой женщин.
Нельзя относить это за счет отсталости различных народов или конституционных ограничений права женщины занимать пост главы государства или члена парламента. Логичнее объяснить сложившуюся ситуацию, исходя из естественных и бесспорных различий между мужчиной и женщиной, различий, которые не подразумевают верховенства одних над другими. Разница скорее состоит во взаимодополняемости обоих полов в их жизненной роли.
Заключение
В этой работе говорилось о положении женщины в соответствии с мусульманскими законами. Упор сделан на первоначальные и аутентичные источники Ислама. Стоит упомянуть три основных факта:
1. История мусульман богата именами женщин, совершивших великие деяния во всех сферах жизни, начиная еще с седьмого столетия (н. э)
2. Никто не может оправдать неправильное отношение к женщине ссылкой на какие-либо указания и правила Исламского законодательства, никто не может взять на себя смелость уничтожить, ограничить или исказить четко определенные Исламом права женщин.
3. Во всей истории репутация, добродетельность и материнские достоинства мусульманских женщин вызывали восхищение непредвзятых наблюдателей.
Стоит также отметить, что положением, которого достигли женщины в наши дни, они обязаны не доброте мужчин или природному прогрессу. Эти права были завоеваны женщинами в долгой и продолжительной борьбе только в последнее время, после двух мировых войн, и благодаря техническому прогрессу.
Применительно к Исламу же, такое, исполненное сострадания и благородства отношение к женщине, было закреплено законодательно еще в седьмом веке. И высокое положение женщины в мусульманском обществе было достигнуто не из-за актов протеста и давления со стороны женщин и женских организаций, а благодаря сути учения Ислама.
Список используемой литературы
1. Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение (Серия "Краткий курс") – СПб.: Питер, 2007. С.164-182.:
2. Журнал "Персия" (Научное, культурное и историческое издание Культурного центра при посольстве Исламской Республики Иран в РФ) 1 [6] /2002. С.7-10.
3. Рассылка "Ислам – религия истины <http://woman.upelsinka.com/history/%3Cfont%20face=%22Arial,%20Helvetica,%20sans-serif%22%20size=%222%22%3Ehttp:/www.islam.boom.ru/subs/index.html%20>". Выпуск № 27 (19.04.2001)
4. http://www.nursat. kz <http://woman.upelsinka.com/modern/%3Cfont%20face=%22Arial,%20Helvetica,%20sans-serif%22%20size=%222%22%3Ehttp:/www.nursat.kz%20%3C/font%3E>
5. Коран