- Вид работы: Курсовая работа (т)
- Предмет: Культурология
- Язык: Русский , Формат файла: MS Word 39,95 Кб
Живописный образ Христа в творчестве В.Д. Поленова
Оглавление
Вступление
Глава 1. Формирование мировоззренческих взглядов Поленова на религиозную живопись. Эволюция исторической картины на евангельский сюжет
Глава 2. Образ Христа в цикле "Из жизни Христа"
Заключение
Список литературы
Вступление
Василий Дмитриевич Поленов вошел в историю русской живописи своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом «поэта живописи», открывшего мир старинной русской усадьбы и прелесть обыденной жизни людей, живущих в согласии с окружающей природой, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочное величие Востока.
Поленов выделяется среди русских художников редкой разносторонностью своего творчества: исторический живописец и пейзажист, автор картин на бытовые сюжеты, график и театральный декоратор, выдающийся архитектор, музыкант и композитор, он с успехом пробовал себя на любительской сцене в качестве актера и режиссера. Поленов одним из первых художников своего поколения вышел к новой стилистике искусства конца XIX – начала XX века, реализму, также он поднял роль этюдов в искусстве – они стали иметь самостоятельное значение, рассматривались как законченные произведения и впервые экспонировались на выставках.
Еще в юношеские годы под впечатлением грандиозного полотна Александра Иванова "Явление Христа" у Поленова зародилась мечта стать продолжателем великого художника и «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа».
К 80-м годам XIXв. русском искусстве уже сложилась новая традиция обращения к евангельским сюжетам как к реально происходившим событиям с акцентом на нравственную сторону христианства. Вслед за А.А. Ивановым ("Явление Христа народу"), Н.Н. Ге ("Тайная вечеря"), И.Н. Крамским ("Христос в пустыне»), В.Г. Перовым ("Христос в Гефсиманском саду") современники видели в евангельских сюжетах исторические события, которые одновременно являлись прообразами современных ситуаций, борьбы и страданий современного человека. Такая трактовка требовала иной, нежели в жанровых или обычных исторических полотнах идейно – образной структуры картин, иного живописного языка. С этой задачей мастерски справился Василий Дмитриевич, основной целью которого было создание произведения, отражавшего человеческую сущность Христа в исторически-верном окружении. Так пишет об этом Н. Яковлева в своей книге: «Попытка соединить в историческом полотне на евангельский сюжет традиции академической живописи с реалистическим толкованием евангельского сюжета была предпринята Поленовым. Для этого были все предпосылки – задача создания полотна большого воспитательного значения, академическая выучка исторического живописца, опыт художника -жанриста и оснащенность новейшими достижениями в технике живописи».
Художнику было иногда трудно, а порой и невозможно передать свои мысли и чувства средствами изобразительного искусства, поэтому параллельно работе над серией картин «Из жизни Христа» шла его работа над рукописью "Иисус из Галилеи" – сводом четырех канонических Евангелий, а также над литературно-научным трудом – пояснением к картине "Среди учителей". В период работы над евангельским циклом им были созданы духовные музыкальные сочинения – Всенощная и Литургия. Весь этот грандиозный труд должен был решить «непосильную» задачу, поставленную перед собой художником – представить исторический характер евангельских событий, дать «живой образ» Христа, «каким он был в действительности» и показать «величие этого человека».
У каждого бог разный и каждый видит его по-разному, но чтобы дать человеку полное представление об образе Христа мало евангелий, ведь в них внешность Иисуса почти не описана, а окружающая обстановка передана в общих словах, без указания подробностей. Поленов хотел "и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности», и создает цикл картин "Из жизни Христа", который является не иллюстрациями к самим евангелиям, но скорее к книге "Жизнь Иисуса" выдающегося ученого Эрнеста Ренана. Никаких чудес на картинах не происходит, а показана настоящая жизнь существующего мужчины. Как говорил сам Поленов: "Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа Сын Божий, как его называли другие". Лик Христа на полотнах В.Д. Поленова совсем не выражает того, что мы обычно привыкли видеть: Христос здесь слишком спокоен, хочется сказать – сурово спокоен, чтобы выражать любовь, любовь бесконечную, божественную.
Итак, Василий Дмитриевич, опираясь на труд Ренана и свой жизненный опыт создает цикл работ «Из жизни Христа», в который вошло 58 картин, которые фактически являются иллюстрациями к книге ученого и продолжением замысла Иванова. Большинство из этих полотен – ландшафтные этюды, талантливая зарисовка палестинских пейзажей. Художнику прежде всего интересна обстановка земной жизни Христа. К сожалению, большинство картин были проданы за границу или утеряны, но память об этой коллекции остается до сих пор. Например, 19 мая 2011г. В Таганрогском художественном музее состоялась выставка фотографий полотен «Из жизни Христа», что свидетельствует о заинтересованности современными людьми этими выдающимися произведениями.
Сегодня художники снова начинают обращаться к религиозным сюжетам, столь невостребованным в советские годы. Полотна Поленова могут серьезно помочь современному живописцу в изображении и понимании образа Христа. Выступая не только как художник, но и как историк, ученый, Василий Дмитриевич с поразительной точностью воспроизводит сцены из жизни Иисуса, но в то же время, наделяя свои палестинские пейзажи поистине божественной красотой.
В наше время, когда люди снова обращаются к религии, восстанавливают храмы и церкви, когда в школах начинают вводить новый предмет религиоведение, тема образа Христа очень актуальна. Ученикам школ очень полезно было бы увидеть разные трактовки изображения Христа и мысленно выбрать то, которое ближе. Ведь сложно верить в то что ты не можешь осознать, поэтому образ Христа в изображении Поленова гораздо легче понять, ведь он был изображен обычным человеком, но преисполненным мудрости и величия духа. Увидев картины Поленова из евангельского цикла, столь живо и реалистично написанные, у нас просто не остается сомнений, что Христос существовал на самом деле, ходил по палестинской земле, дышал таким же воздухом как и мы с вами, и наша вера в него становится еще крепче, мы словно ощущаем его присутствие, рассматривая картины.
Целью курсовой работы является исследование живописного образа Христа в творчестве В.Д. Поленова.
Первой задачей будет проанализировать обстановку, настроения и течения в искусстве, религии второй половины XIX в., которые сподвигли таких художников как В.Д. Поленов, М.В. Нестеров, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, искать новый подход к исторической живописи и отойти от академизма в своих работах.
Чтобы вникнуть в самую суть поленовского изображения Христа полезно будет рассмотреть и проанализировать книгу Э. Ренана «Жизнь Иисуса», на которую опирался художник в своих произведениях, практически создавая к ним иллюстрации.
Следующей задачей будет проанализировать образ Христа на картинах художника и сравнить его с изображениями на полотнах других живописцев, из которых наиболее интересны будут А.А. Иванов, Н.Н. Ге, И.Н. Крамской.
Как нам известно, на Поленова произвела огромное впечатление книга французского историка и ученого Эрнеста Ренана (1823-1892) «Жизнь Иисуса». Не прочитать труд Ренана значило бы для меня поверхностно изучить данную проблему. Ренан подошел к описанию жизни Христа с чисто научной точки зрения, воспринимая его как реально жившего человека, а все чудеса, сопровождавшие сказание о «Сыне человеческом» он пытался объяснить с научной стороны. В своем труде ученый исследует четыре евангелия, Апокалипсис, труды других ученых на данную тему. «История по существу своему беспристрастна. У историка одна лишь забота: соблюсти истину и художественность (эти оба требования неразделимы, ибо искусство есть хранитель неисповедимых законов истины)». Эрнест Ренан, как и Василий Поленов подошел к работе очень скрупулезно, тщательно изучая быт, культуру иудеев, одежду, местную природу того времени. Труд Ренана – одна из немногих книг, которая может влиять на наше мировоззрение так же, как она повлияла на Поленова, текст книги практически можно раскладывать на цитаты, каждая из которых несет огромный смысл и пользу. Вот одна из них: " Иисус составляет гордость всякого, кто носит в своей груди сердце человеческое. Слава его заключается не в том, что он выходит за пределы всякой истории; истинное поклонение ему заключается в признании, что вся история без него непостижима".
Изучать творчество великого художника невозможно без зрительного восприятия его произведений. Альбом "Василий Поленов" Е.В. Шиловой, посвященный в основном пейзажной теме в творчестве В.Поленова обладает очень хорошей печатью и цветопередачей, о чем мы можем судить, сравнивая изображения с картинами, находящимися в ГРМ.
Узнать больше о Поленове помогают воспоминания передвижника Я.Д. Минченкова в книге "Поленов Василий Дмитриевич. Эта книга как никакая другая дает нам возможность попасть во внутренний мир Поленова. В книге подробно описаны переживания Поленова насчет выставок, реакция публики на его произведения и его ожидания. Рассказ интересен тем, что ведется от первого лица и мы как будто становимся свидетелями игры Поленова на рояле, беседуем с ним об искусстве, помогаем строить дом-театр для рабочих и детей, и представляем себе кем был настоящий художник и чем он жил. Но так как Яков Минченков познакомился с Василием Дмитриевичем уже в зрелом возрасте то необходимо подробно узнать о раннем периоде жизни мастера. Здесь особенно полезной может быть монография Элеоноры Пастон "Василий Поленов", которая в полной мере дает представление об основных этапах жизни художника и то, что влияло на его творчество. Также в написании курсовой была очень полезна видеопередача «Библейский сюжет» на православном телеканале "Союз", из которой я узнал, какую роль в жизни художника играл Савва Мамонтов и как близко был связан художник со своей сестрой Еленой.
Огромную помощь в написании курсовой работы оказали книги О.А. Лясковской и Т.В. Юровой. Книги очень схожи по содержанию, но в первой книге большая роль отдана описательному значению картин и реакции публики, во второй же я узнал о психологических и теоретических аспектах творчества Поленова, к тому же Юрова дает нам очень много полезных цитат из разных источников (письма, критические статьи, строки из евангелия), она обращает наш взгляд на едва заметные детали, которые несли огромный смысл в творчестве Поленов.
Курсовая работа состоит из вступления, двух глав и заключения. Первая глава посвящена основным течениям в исторической и религиозной живописи в России конца XIX в. и их влиянию на мировоззрение В.Д. Поленова. Во второй главе мы подробно рассмотрим картины серии "Из жизни Христа". Наиболее интересными для исследования будут полотна "Христос и грешница", "На Генисаретском озере", "Мечты". Они отражают основные мировоззренческие идеи художника и его отношение к образу Христа. В заключении мы дадим общую характеристику образа Христа в творчестве В.Д. Поленова и его значение для современного общества.
Глава 1. Формирование мировоззренческих взглядов Поленова на религиозную живопись. Эволюция исторической картины на евангельский сюжет
Последняя четверть XIX века стала временем перемен в русском искусстве. Непосредственно человечество и человек стали рассматриваться как главные источники и носители идеалов нравственной чистоты. Исторический жанр требовал правдивости и достоверности в изображении реальности. Уход от академизма и новаторство импрессионистов открывают новые возможности для художников того времени. Четкая граница между религиозным и светским искусством, отличающиеся друг от друга, прежде всего предметом изображения, (в первом случае мы видим изображение религиозных истин, а во втором личные переживания и мысли автора), становится прозрачной. Религиозное искусство всегда было внеличностно, то есть иконописец является лишь посредником между зрителем и прообразом, теперь же в этом жанре появляется довольно ясное авторство и личный взгляд художника на происходящее не полотне действо.
«Кто теперь постится, собираясь писать библейскую картину? Да и зачем брать так высоко?» – с грустью спрашивал один критик, возможно, и не подозревая, что прикоснулся к самой сердцевине проблемы. Ведь от того, как художник изображает тему Христа в ту или иную эпоху, так сама эпоха и отвечает на вечный вопрос Христов: «За кого меня почитают люди?» (Ставший даже названием одной картины Поленова цикла «Из жизни Христа»). В русском искусстве конца XIX века существовал вполне определенный ответ: за человека, поскольку именно эта точка зрения стала преобладающей в общественном сознании.
Поленов был одним из последователей этой идеи и проповедовал ее в своих картинах. Иное понимание духовности отражалось в картинах В.И. Сурикова, В.М. Васнецова, М.В. Нестерова. Кстати именно Васнецов и Нестеров возродили в русском искусстве ореол как символ божественности, взятый из древнерусской иконописной традиции. В отличие от них, Поленов был истинным гуманистом своего времени, в одном из писем к жене, размышляя, в частности, о западниках, он писал: «В них что меня привлекает, это человеческая сторона, которая преобладает над национальной. В этом главная их сила и превосходство над славянофилами».
В 60е годы XIX века в Академии продолжал главенствовать исторический жанр. Василий Поленов, будучи учеником таких известных мастеров как А.Е. Бейдман, А.Т. Марков, П.П. Чистяков в основном работал над произведениями, связанными с библейской и древней историей. В 1871 художник участвует вместе с И.Е. Репиным, с которым он был в близких дружеских отношениях, в конкурсе на Большую золотую медаль и пишет картину "Воскрешение дочери Иаира" (Илл.1). Картина была выполнена в лучших традициях академической живописи и была очень интересна в своем колористическом решении. Уже по этой работе видно стремление Поленова изображать обстановку максимально реально, учитывая предметы быта того времени и костюмы, он тяготеет к реалистической трактовке евангельского сюжета. Поленов получает Большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу на шесть лет.
Во время путешествия по старинным европейским городам, с их изумительной архитектурой, художник интересуется романтическими сюжетами средневековой истории, что характерно для времени формирования историзма как направления в русском искусстве. Интерес художников к традиционным античным и библейским сюжетам с их холодным решением образов постепенно пропадает, уступая место русскому и европейскому средневековому искусству. Поленов, как недавний выпускник Академии художеств, тяготеет к созданию больших исторических полотен, но гуманизация исторической живописи и ее сближение с бытовым жанром влечет художника к реалистическому изображению сюжета и поискам нового изобразительного языка для своих произведений, более понятного обычным людям.
Молодые русские художники, отправлявшиеся за границу в конце 70-х годов, были не только профессионально подготовлены, но и внутренне готовы к осознанному восприятию мирового искусства. Идеи 60-х годов, на которых они были воспитаны, вызывали в них чувство ответственности за содержание своего творчества и серьезное отношение к своей роли в жизни общества. Их восприятие европейского искусства было обостренным, они ориентировались на классическое искусство Ренессанса: творчество Тициана, Веронезе, Тинторетто, Веласкеза, Рембранта и других великих мастеров XVII века. Академисты искали близкие им направления в современном искусстве Запада. Встретив в Европе глубокий идейный перелом, выразившийся в течении импрессионизма, они с интересом, но критически присматривались к нему. Для них ближе были мастера романтического направления, предшествовавшие импрессионистам.
Пенсионеры, поехавшие за границу с ясно определившимися требованиями идейного реализма, были разочарованы, не находя его в современном Париже начала 70-х годов. Взгляды Поленова в этом отношении не были достаточно сформированы, он искал естественности и реализма, выразительности и чувственности. Творчество Фортуни для него было наиболее близким. Его привлекала непринужденность композиции, гибкий и выразительный рисунок и переливчатая гамма красок, основанная на тоновых соотношениях, в противоположность импрессионистам, подчинивших цвет свету. Молодой Поленов из классиков выше всех ставил Веронезе, а из современников увлекался художниками романтического направления. Некоторые из них были в то же время представителями зарождающегося модернизма (Фейербах и Беклин). Поленов мечтал о возрождении высокого искусства, подобного искусству Ренессанса.
Занятия живописью, конечно, не занимали всего времени художника. Поленов виделся в Париже со многими выдающимися людьми этой эпохи и много читал. В своих письмах сестре, с которой он был в очень близких отношениях, он писал о разнообразии круга своих знакомств: это был русский аристократический кружок, музыкальное общество мадам Виардо, ученые, среди которых он упоминает Э. Ренана, французские художники – Жером, Бонна, Каролюс.
Образ Христа привлекал к себе почти всех крупных русских художников второй половины XIX века. Искусство 60-х – начала 70-х годов подчинено идеям критического реализма. Но уже с самого начала 70-х годов мы видим тоску по положительному герою, стремление выразить свои идеалы в осязаемом образе, вследствие чего многие художники уходят от академизма и жанровости в своих произведениях. Образ Христа очень ценился русской интеллигенцией того времени, как воплощение идеи нравственной силы человека, и противопоставлялся гнетущим оковам церкви, произволу и насилию со стороны власти. Изображая Христа, художники пытались ответить на вечный вопрос о смысле жизни и самопожертвовании ради общества. М.М. Антокольский, создавая своих героев, мучеников за идею, создал «Умирающего Сократа» (1875), «Спинозу» (1882) и наряду с ними – «Христа пред судом народа»1874. Но для того, чтобы понять Спинозу и Сократа, нужно было быть человеком просвещенным, а образ Христа был понятен всем, именно это и привлекало к нему внимание художников. И.Н. Крамской написал «Христа в пустыне»(1873), о котором сам говорил: « Я вижу ясно, что есть один момент в жизни каждого человека, мало-мальски созданного по образу и подобию божию, когда на него приходит раздумье – пойти ли направо или налево?… Мы все знаем, что обыкновенно кончается подобное колебание. Расширяя дальше мысль, охватывая человечество вообще, я, по собственному опыту, моему маленькому оригиналу, и только по нему одному, могу догадываться о той страшной драме, какая и разыгрывалась во время исторических кризисов…Итак, это не Христос, т.е. я не знаю кто это. Это есть выражение моих личных мыслей. Какой момент? Переходный.» То есть мы видим, что Крамской хотел изобразить не столько Христа, сколько своего личного героя, близкого и понятного, который бы выражал его переживания и стремления. Н.Н. Ге все свое творчество посвящает изображению евангельской драмы. Он следует нравственному учению Л.Н. Толстого, но горячий внутренний протест против существующих условий жизни и бурный темперамент приводят к тому, что сила образов Ге, их динамика разрывает самые рамки искусства.
Именно в это время складываются основы мировоззрения Поленова. Он с интересом воспринимает прогрессивные идеи современности, сочувствует революционному движению в России. Но в нем нет того бурного протеста против действительности, который есть в окружающих, который делал столь динамической и бурной живопись Н.Н. Ге, проповедовавшего в жизни евангельскую кротость. Подобно И.Н. Крамскому, Поленов с ранней юности ищет героя, но, как и многие, останавливается, в конце концов на личности Христа, который становится центральным образом на всем его творческом пути. Живописные работы Поленова, написанные за границей, были полны противоречий, художник пытался попробовать свои силы в самых различных направлениях. Однако, замыслы всех картин молодого художника объединяла тема борьбы за уважение к достоинству человека, за свободу совести, независимость. Он до конца жизни сохранял веру в глубокое воспитательное значение искусства. Как в старости он требовал, чтобы в народной аудитории исполнялась классическая музыка, так и в центральном периоде своего творческого пути он хотел создать картину, полную «одушевления и красоты», которая должна была завораживать зрителя заключенной в ней гармонией. «Искусство должно давать счастье и радость, Иначе оно ничего не стоит», – говорил Поленов. Он окончательно останавливается на теме «Христос и грешница».
Еще в самом начале творческого пути Поленова, словно предвидя дальнейшее развитие прозападнических идей в его художественном сознании, В.В. Стасов как-то заметил ему: «Москва Вам ровно ни на что не нужна, точь-в-точь как и все вообще российское. У Вас склад души ничуть не русский… Мне кажется, что Вам бы всего лучше жить постоянно в Париже или Германии… Разве только с Вами совершится какой-то неожиданный переворот». Хотя и никакого переворота не произошло, но нам становится понятно почему у художника вызвала такой живой отклик книга Эрнеста Ренана "Жизнь Иисуса", который писал о Христе как о простом человеке и о том что влияло на его мировоззрение. «13-е издание Ренана столько проливает света и столько дает теплоты, что я давно не испытывал таких живых впечатлений от чтения книги», – писал художник сестре в 1884 году. Эти впечатления стали мощным стимулом к созданию цикла «Из жизни Христа» на религиозную тему. Гуманистическое восприятие бога делало его образ, по признанию самого Поленова, «несравненно более привлекательным, трогательным и величественным» для художника.
Гуманистический взгляд на евангельские события, вкупе с превосходным талантом живописца, открывают для Поленова возможность изображения евангельских событий с географической точностью и достоверностью, этнографической узнаваемостью людей и костюмов, и, наконец, подлинной архитектурой, удостоверяющей время пришествия Христа. Разумеется, добиться всего этого без поездки по святым местам было нельзя. И многие произведения цикла – это эскизы и этюды, сделанные во время путешествий Поленова на восток, первое из которых было осуществлено в 1881-1882 годах. Главной задачей Поленова было соблюдение исторической правды, которая понималась художником как истина, для достижения наибольшей достоверности в своих произведениях. Ведь задача перед ним стояла изобразить сюжет так живо и реально, чтобы зритель поверил в происходящее на полотне, стал как бы свидетелем действа. Как писал Ренан: "Первая задача историка – верно изобразить среду, в которой имел место рассказываемый факт".
Поленов был продолжателем идеи А.А.Иванова о создании серии работ, посвященных земной жизни Христа. Но, в отличие от Поленова, для Иванова Христос был "свет миру", как он сам называл его, поскольку им "прозревают человеческие души". Автор хотел наделить светом самого Христа, сделать его носителем, но источником на картине является горячее южное солнце, озаряющее как палестинский пейзаж, так и собравшихся людей. Христос Поленова является носителем силы духа и веры человека, высокого разума и любви, божественной любви.
Замысел художника заключался не в изображении драмы, а в изображении духовного совершенства. Борьбы не может быть там, где господствует возвышенный разум и ясность духа, где царствует величественная природа Палестины.
Идеи, вложенные Поленовым в картину "Христос и Грешница" были характерны для времени создания произведения. 80-е годы в России вошли в историю как эпоха безвременья, царское правительство установило террористический режим после покушения на Александра II. Приход к власти Александра III и казнь пяти народовольцев в марте 1881 года только усугубили положение в стране. А. Блок назвал эпоху 80-х годов "глухими годами". Именно в это время произвола и насилия, кризиса старых общественных идеалов и поисков новых, среди интеллигенции распространилась идея самоусовершенствования как пути искоренения зла, началось увлечение христианской этикой, которая противопоставлялась современному православию. Поленов пытался добыть из под позднейших наслоений и переписей евангелий старую христианскую веру. Даже писатель Л.Н. Толстой в 80-е годы увлекается изучением евангелий. В течение 1880-1886 он написал такие произведения, как "Соединение и перевод четырех евангелий", "Исповедь", "В чем моя вера"." Люди живут дурно не потому, что они по своей натуре злы, а потому, что они неразумно мыслят" – писал Л.Н. Толстой.
Христос Поленова, которого он избирает героем большой серии картин на евангельский сюжет, несет в себе иное содержание. В нем нет внутренней борьбы, как у Крамского, жертвенности как у Антокольского, напряжения и силы эмоции как у Н.Н. Ге. Христос Поленова – здоровый, красивый человек из народа, благородного арабского типа. Часто он углублен в себя, созерцая природу и всегда находится в ее окружении, как ее неотлучная часть. "Спокойствие в сознании своей умственной и нравственной силы – основное качество Христа Поленова" – пишет в своей книге О.А. Лясковская. Сам же Поленов о содержании образа Христа писал: « Трудная задача передо мной – непосильная, но я не в состоянии от нее отказаться, слишком я охвачен величием этого человека и красотой повествования о нем. Вы называете мою картину «нигилистической. Так ли это? Я вполне согласен, что она не каноническая, т.е. не такая как принято изображать. Действительно, я не придерживаюсь установившихся правил. Мне все хочется доискаться исторической правды, но это не отрицание вовсе. Изображать предметы по возможности ближе к действительности, какие бы они ни были, для меня несравненно выше вымысла. В первых повествованиях о Христе личность его является чисто человеческой, со всеми человеческими чертами, и несравненно более для меня привлекательной, чем тот придуманный после его смерти, отвлеченный, почти мифический образ, который передали нам писатели и художники позднейших времен. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или сын человеческий, как он постоянно сам себя называл, а по величию духа сын божий, как его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности.
Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. Наконец, этот трагический, ужасный, но в то же время и грандиозный конец.
И что же? Из этого высочайшего учения любви люди создали узкое и жестокое притворное изуверство, называют это религией Христа и под ее окраской, в лице православия и католицизма, творят самые возмутительные дела. Люди, называющие себя христианами, убивают, вешают, насилуют, лгут, развратничают и грабят, а прикрываются самым нравственным, любвеобильным, самым чистым учением…»
Продолжая собирать материалы для картины «Христос и грешница», Поленов вместе с женой Натальей Васильевной зиму 1883-1884 года провел в Риме. Он писал этюды римских евреев, читал книгу Э.Ренана «Жизнь Иисуса», оказавшую большое влияние на формирование идеи картины. Наталья Васильевна даже шила костюмы, стараясь добиться исторической достоверности. В Риме замысел картины окончательно созрел – «Она стала для него необходимостью, она получила форму и образ».
Поленов мастерски выполнил свою давнюю мечту, написав картину «Христос и Грешница», ставшую кульминационной в его творчестве. Художник называет картину «Кто из вас без греха?», тем самым он задает вопрос зрителю, заставляет его задуматься «а что бы я сделал в такой ситуации?». Этим Поленов делает идею своей картины актуальной для любого времени, соединяя прошлое и будущее.
Чтобы понять всю значимость идеи, которой был охвачен художник, следует упомянуть, что во время создания цикла, он работал над рукописью "Христос из Галилеи", которая представляла из себя творческую переработку канонических евангелий. Он строил рассказ на отрывках текста, выражая после свое отношение и делая сноски на исторические данные о действующих лицах. Тут мы видим явную связь с Л.Н. Толстым, который тоже пытался соединить евангелия.
Христос Поленова – Прежде всего учитель, мудрец, человек который несет людям слова любви, на каком бы языке они не говорили. Христос Поленов не отторгает, а тем более не противостоит материальной основе мира, но является ее естественной частью, и в этом смысле он принадлежит земле, а не небу. И потому соизмерим с человеком и сам есть человек, а не человеческий бог. Величина его души божественная, но сущность человеческая.
Но был ли сам художник удовлетворен своей работой? Очевидно, не до конца. В ряде высказываний Поленова проскальзывает оттенок недовольства, ощущение художником недосказанности, нереализованности того, о чем мечталось во время работы. И это ощущение, видимо, заставляло его вновь и вновь обращаться к евангельским сюжетам, создав целый цикл картин «из жизни Христа».
Следует указать, что работа над циклом идет в мрачные революционные дни 1905 года, которые очень потрясли художника. Вместе с Серовым он написал протест против действий великого князя Владимира Александровича, стоявшего во главе войск, жестоко расправлявшихся с революционерами. Своими картинами, изображавшими великолепную природу Палестины и моменты жизни Христа, художник хотел показать, что решением многих проблем является гармония людей и природы, сила разума и духа, он призывает к спокойствию, ведь лишь тогда можно найти правильный ответ.
При создании образа Христа живописец выбирал сюжеты, к которым раньше не обращались русские художники, и не следовал канонам христианской иконографии, за что был критикован многими художниками. В его картинах последовательно излагалась цепь событий, но она никак не являлась иллюстрациями к евангелию – «мои картины служат главным образом изображением природы и обстановки, в которой совершались евангельские события.» Если раньше художник в соответствии с мировоззрением передвижников придавал важное значение содержанию произведения, то создавая цикл «Из жизни Христа», он стремился объединить их единой идеей христианского добра и милосердия, хотел выразить ее через красоту живописи. В его картинах действие отсутствует или течет неспешно. Поленов не занимался разработкой психологических образов, в картинах почти отсутствуют элементы жанра. Но совершенно особая роль принадлежит пейзажу, через красоту которого художник осмысливал и воспринимал христианскую историю. Древняя природа востока, представленная во всем великолепии красок, излучает величие и умиротворенность, придавая сюжету особый смысл. Гармония человека и природы – главная тема цикла, она выражена через философское и эстетическое понимание красоты природы. Теперь Поленов был удовлетворен своей работой. Перед открытием выставки в Петербурге он писал своей жене: «…я в самом бодром и радостном настроении, несмотря на легкий грипп. Я никогда не думал, что доживу до такой минуты». Произведения, созданные Поленовым во время путешествия и экспонировавшимися на выставке, выходили за рамки подготовительных работ к большой картине. Новизна живописных задач способствовала осознанию их самостоятельной художественной ценности. Экспонирование коллекции этюдов из путешествия на Восток на XIII выставке ТПХВ, с которой они были приобретены П.М.Третьяковым, показало их значимость и самодостаточность.
поленов живопись евангельский христос
Глава 2. Образ Христа в цикле "Из жизни Христа"
Василий Дмитриевич Поленов всю жизнь руководствовался идеей необходимости воспитания людей посредством искусства, красоты и гармонии. Глядя на его картины, мы погружаемся в прекрасный мир природы, где достигается такая высота духа, при которой становится возможна гармония человека и природы. Художник в искусстве видит ответы на многие окружающие нас проблемы.
Картина "Христос и Грешница" (Илл.2) стала главной на творческом пути В.Поленова, она является показателем высочайшего мастерства художника. Произведение стало первым из серии работ "из жизни Христа" и самым большим. Раскрыть суть этой картины – значит понять замысел художника, отразившийся на всей серии. В 1881 году живописец начал работу над этим произведением, захватившим его на последующие шесть лет.
Подготовка к созданию картины "Христос и грешница" была долгой и тщательной. Зимой 1881 года Поленов совершил первое путешествие по Египту, Сирии и Палестине. Во время поездки он написал множество этюдов, большинство из которых имело самостоятельное значение и были законченными произведениями, а не подготовительной работой к большой картине. Он познакомился с природой и бытом востока, открыл для себя новые цветовые отношения. Почти все работы были сразу же приобретены после выставки П.М. Третьяковым. Художник сумел прочувствовать природу Востока и изобразить ее живой, а так же запечатлеть ее образы в сознании зрителя. "Умение вжиться в чужую природу и понять другой народ – национальная русская черта, отмеченная еще Г. Белинским в творчестве самого народного из русских поэтов – А.С. Пушкина" – пишет в своей книге О.А. Лясковская. Этюды, привезенные Поленовым из путешествия, значительно отличались от его пейзажей семидесятых годов, в которых главным был рисунок. Новые этюды исполнены в мягкой, живописной манере. Поленов мало использует тон, отдавая предпочтение цвету. Художник очень часто изображает на композициях руины и храмы. Он не исключает на переднем плане глыбы камней, а использует их для создания еще большего зрительного впечатления. На этюдах изображены разнообразные погодные условия: и солнечное небо, и розовый закат, покрытый серыми облаками. На них изображены и обширные пространства, и маленькие уголки Палестины, которые так хорошо отражают характер местности. Талант Поленова наблюдать действительность был намного сильнее, чем умение создавать творческие концепции, поэтому он мог мастерски писать современную природу Палестины. Кроме того, он отлично изучил одежду, манеру двигаться, позы и жесты жителей Востока. При этом он старался сохранить настоящий характер народных типов и избегал приукрашивания. Только в изображении природы и в выборе точки зрения он мог позволить себе некоторую вольность для придания большей красоты.
У Поленова были все задатки для создания исключительной картины: необычайно свежий взгляд на природу, умение строить композицию этюда непосредственно на натуре, превосходное знание рисунка, дающее возможность сложного перспективного построения и возможность использовать тот или иной предмет для создания композиции. Поленов очень любил изображать местность с точки зрения, взятой немного сверху, от чего плоскость земли мы видим намного шире. Он любил писать почву в сочетании с травой и камнями, так как это давало ему возможность разнообразить оттенки в пределах одних и тех же близких тонов. Рефлексы он использует крайне осторожно, почти не пользуется усилением или ослаблением тонов, только в случае крайней необходимости.
Произведения цикла "Из жизни Христа" отличались от картин, экспонировавшихся на выставках в то время. Характер всех сцен был не жанровый, без каких либо драматических действий и диалогов, художник чаще употребляет жесты в картинах: Иисус призывает первых учеников оставить сети и идти за ним ("Симон и Андрей"), обнимает ребенка, которого привели к нему ("Привели детей). Вся серия в целом показывает отношение Поленова к личности Иисуса и отличия его трактовки от образа Ренана, который все время смотрит немного надменно на евангелия, называет Христа "гением" своей эпохи. Христос для него – "представитель варварской эпохи культуры". Поленов подошел к теме иначе, хотя и изучал труды Ренана. Он воспел, прежде всего, человека с чистым сердцем в единении с природой. Поленов пренебрег указаниями Ренана, который утверждал, что современная Галилея мало похожа на ту, в которой жил Иисус. Поленов изображал всюду залитую солнцем, пустынную Галилею, в то время как Ренан писал, что в былые времена она представляла собой цветущий сад. Но, в то же время, создавая не еврейский тип лица Христа, Поленов, вероятно, опирался на французского ученого, указывавшего, что "население Галилеи было очень смешанное, как показывает само название страны. В этой провинции во времена Иисуса, в числе жителей было много не евреев. (финикиян, сириян, арабов и даже греков)."
Он тщательно штудировал типы восточных евреев. Окончательные эскизы в костюмах были написаны в Риме в 1884 году. Поленов писал головы персонажей довольно необычным способом: портреты писались в меньшем размере, чем натура, а ля прима, кистью без прорисовки углем. Поленов воспроизводит живую натуру практически без изменений. Но в конечном варианте картины "Христос и грешница" мы видим некоторую шаржированность и преувеличение. Поленов старается изобразить все происходящее как можно живее: прописывает каждую травинку, каждую трещину в стене храма, исторически точно воссоздает древнеиудейский костюм того времени. Дает своим героям совершенно разные эмоциональные состояния: от глубокой задумчивости до неистовой ярости. Реалистическая трактовка происходящего создает достоверность изображаемого.
Основная композиция картины "Христос и Грешница" была задумана еще до поездки на Восток. Но Поленов хотел на месте изучить характер местности и типы населения. В письме к А.А. Горяиновой он писал:" Точного изображения еврейского костюма того времени не осталось, но тем не менее, до нас дошли некоторые подробности, как по археологии, так и по этнографии, дающие возможность восстановить до известной степени внешность жизни этой эпохи. В самих евангелиях есть очень ценные бытовые черты, рисующие картину того времени и указывающие на сходство тогдашней жизни и обстановки насущей. Но, что вероятно, не изменилось, или если изменилось, то очень мало, – это природа: небо, горы, озеро, скалы, тропинки, камни, деревья, цветы – все это осталось приблизительно тем же. Тоже и постройки и одежды простого люда были близки к теперешним. Все это я говорю на основании изучения и наблюдения и вот всем этим я стараюсь воспользоваться в своих картинах." Слова Поленова в письме относятся к циклу картин "Из жизни Христа", но для создания картины "Христос и Грешница" он пользовался тем же методом.
В первоначальном эскизе (Илл.3) действие картины происходило у стен храма, где то в зарослях деревьев, персонажи располагались довольно близко друг к другу. Грешница была одета в разорванное платье, видимо испорченное разъяренной толпой. В законченном варианте композиция картины "Христос и Грешница " претерпела значительные изменения. Картина была отчетливее разделена на смысловые группы, фигура Христа стала более изолирована от учеников. Сцена изображена на фоне каменной ограды лестницы храма. Основной смысл происходящего был сохранен, но общий характер изображения изменился. "Увлечение Поленовым передачей подлинности изображаемого, его жизненной достоверностью имело свой смысл. Оно было обусловлено тем, что художник настойчиво стремился утвердить реальность личности Христа и всех событий, связанных с тем, чтобы доказать жизненность его учения и его значение для развития человеческого общества" – пишет в своем произведении И.В. Юрова, и мы полностью согласны с этим утверждением.
Сюжетом картины является легенда о Христе и грешнице, описанная в Евангелии от Иоанна в восьмой главе. Изначально Поленов хотел назвать картину "Кто из вас без греха…", дающую явную расшифровку ее смысла, но это название было категорически запрещено цензурой. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною "Кто из вас без греха". В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». Для того, чтобы понять смысл происходящего, необходимо разобраться в некоторых деталях истории. Во времена Иисуса господствовали законы пророка Моисея, которые определяли религиозные верования и нормы поведения жителей этой страны. Первосвященники были хранителями этих заповедей и законов. Христос не опровергал и не подчинялся им, но утверждал, что первосвященники сильно исказили смысл слов Моисея, поэтому священнослужители ненавидели его и видели в нем угрозу, они пытались показать, что Христос нарушает заповеди Моисея, который говорил побивать камнями уличенных в прелюбодеянии. С этой целью они привели грешницу, решить участь которой они предложили Христу.
Почему Поленов выбрал именно этот сюжет для создания картины? В разборе Ренаном евангелия от Иоанна говорится о сомнениях, связанных с этим эпизодом, некоторые историки считают этот эпизод маловероятным. В евангелии от Иоанна этого рассказа нет. Итак, Ренан считает, что этот рассказ был исключен из текста позднее: "Я предполагаю, что эти строки были исключены вследствие неуместной щепетильности каких-либо лживых ригористов, вызванной в них слишком свободной моралью эпизода, но, однако, благодаря своей красоте, они сохранились, войдя в состав других частей евангельского текста". Видимо эта "свободная мораль", некая загадка, таящаяся во всей этой истории и привлекала художника. Здесь он мог показать свое видение этой проблемы.
Поленов выбрал для своей картины горизонтальный формат, размер холста был три метра на шесть метров, причем холст пришлось заказывать из Италии, в России в то время не выпускали таких больших холстов. Выбор такого громадного полотна давал художнику возможность развернуть перед зрителем огромное пространство, в котором мог изобразить персонажей почти в натуральную величину. Зритель словно погружается в мир, созданный художником, становится участником происходящего. Все это было задумано для придания большей достоверности и реальности сцены, чтобы зритель поверил, что изображенное действие происходило на самом деле.
Художник построил композицию на пересечении диагоналей на полотне: от фигуры осла к ступеням храма, и от Христа к толпе. Пересечение немного смещено вправо по правилам "золотого сечения". В центре его находится Фарисей, таким образом, Поленов ставит его в середину композиции: его мы видим первым, далее взгляд перемещается на грешницу, затем на фигуру наездника на осле, далее на Христа, и снова на фарисея. Таким образом, композиция получается замкнутой, это придает цельность работе. Фигура Христа – самая освещенная на картине, именно в ней кроется развязка сюжета: от его ответа зависит дальнейшее действие в картине.
В картине художник при помощи света указывает, что значимо, а что – второстепенно: Христос и толпа довольно ярко освещены вечерним палестинским солнцем, в то время как ученики на переднем плане и наездник на осле находятся в тени. Все цвета прописаны художником с точки зрения тепло – холодности. Но все же картина теплая по восприятию, оттенки песочные, светлые. Фигуры в тени прописаны аккуратно, контрастируя, но не выпадая из общей цвето-тоновой композиции. Пейзаж мягко удаляется вдаль, но все же, не отдален цветом и тоном.
Белые, коричневые, зеленые и синие пятна одежд создают основную красочную гамму картины, ее осложняют желто-розовые тона храма, освещенного золотистыми лучами солнца. Художник усиливает тона, подчеркивая вечернее время. Несмотря на хорошо переданную перспективу, произведение кажется плоскостным, что свойственно академической живописи, возможно, это от того, что художник мало усиляет или ослабляет тон. Во всей картине художник не пользуется черным цветом, что создает неповторимую мягкость цвета. Задний план пишет отдельными широкими мазками, в то время как передний план и фигуру Христа выписывает мельчайшими деталями. Светотень не делит картину на основные массы, что было характерно для эпохи романтизма.
Центральным героем картины становится фарисей, задающий вопрос Иисусу: "Учитель !…Моисей в законе заповедал нам побивать камнями таких. Ты что скажешь?". Но, как ни странно, не эти слова несут основную смысловую нагрузку, несмотря на то, что они явно произнесены в картине. А главной становится фраза "Кто из вас без греха, пусть первым кинет в нее камень". Эти слова еще не произнесены, они словно витают над героями и ждут своего часа, но именно они раскрывают смысл картины. Христос замер в ожидании, его мало заботят эти алчущие расправы жестокие люди, но он верит в силу разума, он уверен в своей правоте и ничего не боится. Реакция сидящих вокруг него учеников спокойная, нет осуждения на их лицах, нет удивления, потому что они верят в силу слова Иисуса. Как говорил Христос "его ученики – часть него самого". Взгляды всех персонажей устремлены на священника, задающего вопрос, но Христос – единственный кто смотрит на грешницу, ведь его больше волнует ее участь. Он смотрит спокойно и смело, он уверен в своей силе и правоте, что бы ему ни сказали – он сумеет найти правильный ответ. Персонажи, составляющие толпу за грешницей, написаны живо и правдоподобно: каждый изображает отдельную эмоцию. Их физиономии достаточно карикатурны и выглядят нелепо на фоне вековых стен величественного храма и прекрасного пейзажа на дальнем плане. Фигура едущего на ослике очевидца подчеркивает случайность происходящего. По замыслу самого художника, эта фигура должна была придать композиции характер естественности, случайного момента.
Драму в картине составляет противостояние толпы и Христа: его спокойствие и напряжение толпы создает контраст. Люди, сидящие рядом с Христом, объединены мудрым созерцанием, а толпа, окружающая грешницу – злым смехом. Здесь мы можем провести сравнение с картиной И.Н. Крамского "Хохот" (Илл.4), в которой мы видим осужденного Христа, участь которого решают римляне и фарисеи. Человеческие типы представлены очень разнообразно и их трактовка реалистична.
Образ Христа на картине буквально приковывает взгляд зрителя, мы чувствуем что главный герой сидит на ступенях, даже отведя взор и рассматривая другие персонажи. Хотя во всех изданиях написано, что Христос смотрит на грешницу, нам кажется, что он смотрит немного в сторону, отвлеченно, он наблюдает за происходящим как бы краем глаза, что показывает его пренебрежительное отношение ко всей этой ситуации.
"Доселе никто из художников, не включая даже и западной живописной литературы, – писал А. Соболев, – не заинтересовало и не вызвало на размышление странное как бы несоответствие, в словах евангельского текста: "…пришел в храм…" и "…писал не земле…". Поленов стал первым, кто по научным исследованиям разрешил это недоразумение, и теперь мы видим, что в тексте евангелия нет несоответствия.
Необходимо уточнить, что связывает сидящего Христа и группу из двух фигур на вершине лестницы у входа в храм. Скорее всего, один из них – старец, законоучитель Гамалиил, дед которого Гилел был, по утверждениям, учителем Иисуса. Сам Поленов писал: " В учении Гилела, в эпоху, которую мы привыкли считать еще не развитой ни в научном, ни в нравственном отношениях, мы не можем, однако, не видеть уже некоторой близости с учением Христа". Тем самым Христос является как бы продолжателем идей Гилела, который принадлежал миру горнему, а Христос, как "человек среди людей" – миру дольнему. Но таким образом художник ставит Ветхий Завет выше Нового, что противоречит церковным понятиям, согласно которым "Откровение Слова не превалирует над Откровением Образа, а лишь предшествует ему".
Христа по православным было принято изображать в идеально-прекрасном облике, с волнистыми рыжеватыми волосами, правильными чертами лица, голубыми глазами и аккуратной бородой. Лицо его должно было быть худощавое с глубоко – запавшими глазами, нависающими надбровными дугами и большим носом с горбинкой. Однако лицо поленовского Христа не отличается ни правильностью форм, ни красивостью. Художник не нашел сколько-нибудь достоверных данных о внешности Христа, поэтому сделал его похожим на простых галилейских рыбаков, учеников, которые окружают Христа. Поленов писал по этому поводу: "Дело в том, что положительных данных очень мало. Те, которые дошли до нас, крайне противоречивы; с самого начала возникают споры и два противоположных сказания: одно описывало его почти физическим уродом, другое, наоборот, облекает его в красивую внешность. Поэтому изображение его лица относится к области творчества". Аналогично дело обстоит и с одеждой, поэтому Поленов одевает героев в обычную одежду простого народа.
Поленова внутренне мало интересовало изображение народа в картине и его отношение к христианскому учению, но его волновал образ самого Христа, его переживания и мысли. В картине А. Иванова " Явление Христа народу" (Илл.5) главная проблема была – народ и учение Христа, показ духовного преображения народа от общения с Христом, Поленов трактует эту проблему в обратном плане – его, прежде всего, интересует сам Христос и его внутренний мир в момент обращения к народу. Поленов стремится найти идеал в образе Иисуса. У художника есть собственное представление о Христе, он ему внутреннее близок. Именно это делает Христа главной фигурой в картине и приковывает взгляд зрителя к нему. Он несет в себе идею и переживания самого автора. По сравнению с другими людьми в картине Иисус является как бы олицетворением высшей ступени развития человеческого разума и силы духа. При этом в его образе нет ничего идеального и исключительного. В образе Христа на картинах запечатлено поленовское мировоззрение, его настроение, мысли. Разум является решающей силой для героя Поленова, с помощью которого можно совершать поистине великие дела, не создавая никаких чудес и иллюзий. Чистота и сила духа придают Иисусу созидающую энергию, призванную сделать мир лучше. Ни в одной картине цикла "Из жизни Христа" нет ни одного из библейских чудес, сотворенных Иисусом. Но Поленов не отрицает их существование, он лишь показывает нам другие моменты жизни Христа, тем самым он обращает наше внимание, что истинные чудеса творились не божественными силами, а высоким человеческим разумом и верой. Не зря Ренан писал, что "самым великим чудом было бы, если бы Иисус не делал чудес". И мы в этом согласны с Ренаном, это многое для нас объясняет и делает подвиг Христа еще значимее.
Нужно сказать, что условия, в которых нам приходится видеть картину в Русском музее, не дают возможности посмотреть ее с достаточного отдаления. Зал, где выставлена работа, небольшой, отойти назад можно лишь незначительно, поэтому общее впечатление может ускользнуть от зрителя, оставив лишь живописные детали.
Картина " На Генисаретском озере " (Илл. 6), ставшая второй в цикле, несет в себе идею гармонии человека и природы. Она не несет в себе вопрос или глубокую мысль, фактически в ней нет сюжета. Но в ней изображено самое главное, она раскрывает нам образ Поленовского Иисуса. На мой взгляд, именно эта картина открывает нам мироощущение Поленова через образ Христа.
Поленов выбирает горизонтальный, достаточно широкий формат полотна, и это не случайно: такое решение позволяет нам шире охватить великолепный пейзаж, разворачивающийся на картине и являющийся важной частью ее. Композиция построена на зигзагообразной форме, наш взгляд медленно спускается с верха – к низу картины. Фигура Христа смещена вправо, левую сторону картины уравновешивают огромные вековые валуны. Вся картина прописана достаточно хорошо, как задний, так и передний планы. Все линии на полотне смягчены: нет выступающих или острых деталей, все максимально округлено. Поленов уделяет большое внимание прописыванию переднего плана: мы видим каждый камешек и травинку, это создает впечатление действительности и реализма картины. Вся картина залита ярким и теплым дневным светом, розоватым в дали и желто-белым на переднем плане. Тени на камнях очень четкие и грубые, почти черные. Вода написана живо и красиво, ее чуть колышет несильный ветер.
Фигура Христа как будто парит над землей, настолько легкое впечатление создает ее образ; он почти не опирается на посох, движения его размеренные и плавные, взгляд спокоен. Христос заповедывал "ничего не брать в дорогу, кроме одного посоха: ни сумы, ни хлеба, ни меди в поясе", и сам соблюдал эти правила. Евангельский язык довольно иносказателен, он предполагает не буквальное восприятие текста, а в переносном смысле. Посох в данном случае является символом веры как опоры человека на жизненном пути. Но все было бы логично, если бы перед нами предстал любой апостол но не сам Христос, ведь он не нуждается в опоре, а сам должен быть ей для людей. Человеческое начало Иисуса здесь сильнее божественного начала. Перед нами скорее странствующий мыслитель, погруженный в раздумья, соизмеримые с масштабом нашего мира, который "нельзя охватить взглядом, но можно объять мыслью". Некоторые искусствоведы по праву считают картину "На Генисаретском озере" ведущим произведением цикла, поскольку здесь образ Христа наиболее очеловечен. Он здесь находится в гармонии с природой, которая есть его "отец", и является ее неотъемлемой частью. Никто другой не мог бы столь гармонично вписаться в великолепный пейзаж, разворачивающийся на заднем плане, ведь только величие духа и силы Иисуса соизмеримо с этим великолепием. Красота евангельского повествования передана художником через выразительную красоту живописи, именно этого добивался художник.
Самые тонкие связи между словом и живописью были уловлены художником еще в Париже, где он видел интерьер русской церкви, в оформлении которой были использованы пейзажи Боголюбова. «…Не знаю, чья мысль, – писал он о своем впечатлении в одном из писем родным, – но оригинально и красиво в церкви видеть большие пейзажи, переносящие тебя в природу». Картина Поленова "На Тивериадском озере" говорит о высокой значимости пейзажа в размышлениях художника о гармонии, к которой он всегда стремился, которая была воплощена для него в образе Христа. То же восприятие природы присутствовало во всех произведениях цикла.
Картину В.Д. Поленова "Тивериадское озеро" можно сравнить с картиной И.Н. Крамского "Христос в пустыне". Герой Крамского погружен в тяжелые раздумья, в то время как Христос Поленова находится в полной гармонии с миром, в нем нет противостояния земли и неба. Сам пейзаж у Поленова является более жизнеутверждающим, чем у Крамского. Иисус Поленова – обычный человек, он опирается на посох, дышит, мечтает, и является непосредственной частью этого великолепного вида, в то время как Христос в пустыне кажется лишним, смотрится очень тяжело на фоне глыб камней и дороги. Он глубоко погружен в себя, его мучают неразрешимые вопросы о сложности и противоречии жизни. Главным для Крамского в картине является мысль. Картины концептуально близки друг к другу, и мы можем провести несколько аналогий между ними. В названии обоих картин художники исключают имя Иисуса, но мы явно видим, что именно он изображен на них, хотя Крамской и пишет: "Итак, это не Христос, то есть я не знаю, кто это. Это есть выражение моих личных мыслей». В то же время Поленов называет весь цикл "Из жизни Христа", что вполне может исключить имя Иисуса из произведений, но мы видим на картинах именно спасителя. Оба художника наделяют своих героев личными качествами и переживаниями, оба разрабатывают одежду и лик исходя больше из своего воображения.
Еще одним произведением, которое занимает значительное место в серии картин, является полотно "Мечты" (Илл. 7), написанное в 1894 году. Картина необычна, как в композиционном, так и в смысловом отношении. Поленов также использовал в основе композиции картины пересечение диагоналей. Фигура Христа сдвинута в правый край композиции, левую сторону уравновешивает обрыв скалы. Герой смотрит в левую сторону, что делает композицию статичной. Дальний план уведен художником в лилово-фиолетовую дымку, для создания простора и ощущения возвышенности, ведь действие происходит на горе. Источник света на картине находится сверху справа, за зрителем. Самыми темными пятнами в картине являются сам Христос и тень под скалой перед ним. Сама скала выписана очень реалистично, художник прописывает все изгибы и переломы ее, также добавляет мох и растения на передний план. Автор соблюдает правило тепло-холодности: картина озарена теплым желтым светом, в то время как тени имеют сине-фиолетовый и зеленый оттенки.
Название картины несет в себе загадку, а сюжет кажется невообразимым: Иисус сидит на выступе горы и мечтает, как обычный человек. Сложно представить себе его, являющимся опорой и надеждой людей, погруженным в мечты. Думает ли он о царстве небесном или же поднял взор к своему небесному отцу, это мы должны понять сами. Но то, что эта картина как никакая другая очеловечивает поленовского Христа, наделяет его земными чувствами, является однозначным.
Если смотреть на картину вблизи, то кажется, будто герой сидит на освещенной части горы, но если немного отойти назад, мы видим, что он сидит в тени. Взгляд Христа на картине направлен на горизонт, даже чуть чуть выше горизонта, что явно указывает на глубокие раздумья, мечты главного героя. Есть интересные предположения, что на картине, в образе Христа изображен ученик Поленова И. Левитан.
Христос сидит на выступе скалы, спокойный и умиротворенный, его волнуют лишь его мысли. Он смотрит на великолепный пейзаж, открывающийся со скалы. Левый край картины кажется обрезанным, художник намеренно не показывает пейзаж, дабы тот не отвлекал от главного образа картины – образа Христа. Тот пейзаж невольно рисует в нашем сознании воображение, от этого простор в картине увеличивается.
Следует обратить внимание на тот факт, что в названии картин цикла, за исключением полотна "Христос и грешница" отсутствует имя спасителя. Они скорее указываю место действия: "На Генисаретском озере", "В кругу учителей" (Илл. 8), "Пределы Тирские" (Илл. 9), "Решили идти в Иерусалим" (Илл. 10). Тем самым художник делает главным героем картин не только самого Христа, но и все окружающее: природу, архитектуру, людей; такие короткие названия картин, больше похожие на записки из путевого дневника, создают впечатление мимолетности происходящего, реальности события. Поленов подчеркивает этим, что Иисус существовал, и был неотъемлемой частью мира, художник не ставит его выше других людей на картине, это мы должны почувствовать сами.
В 1908 году работа над серией картин на библейские сюжеты была закончена, 58 картин были показаны в Петербурге, а затем 64 картины экспонировались в Москве и других городах. Выставки пользовались большим успехом. Художник добился передачи зрителям своего высокого настроения, восхищения личностью Христа и великолепием Палестинской природы. Учитель Поленова П.П. Чистяков рассказывал ему о выставке: "И много со мной художников ходило, и все молчат… Маяковский Владимир – на что мудрый, и тот присмирел, говорит: "Тут чистота Христа связана с красотой природы". Это верно!»
Картина "Христос и грешница" и весь цикл были показаны художником на XV Передвижной выставке 1887 года. Основным смыслом картины художник считал несение добра и всепрощения. "Кто из вас без греха, первый брось на нее камень", – отвечал Христос разгневанной толпе на вопрос, как поступить с женщиной, обвиненной в прелюбодеянии. Согласно Евангелию, люди "обличаемые совестью", разошлись. Так Иисус преподал людям урок морали.
Выставка пользовалась успехом, вот слова Я. Минченкова из его "Воспоминаний о передвижниках: "Несмотря на то, что выставка помещалась в глухом месте, на одной из линий Васильевского острова, успех ее был огромен. Она всегда была переполнена самой разнообразной публикой, в основном демократического характера. Посетителями, главным образом, являлись интеллигенция, учащиеся" им был предоставлен свободный доступ на выставку) и рабочие." Хотя цензура и не сразу разрешила выставку, она все же состоялась, став настоящим культурным событием в жизни Петербурга. Каждый интеллигентный человек считал себя обязанным посетить ее.
Образ поленовского Христа не соответствовал ни академическим, ни религиозным канонам: в нем не было ни напряжения и драмы (Н.Н. Ге "Тайная вечеря", Илл. 11), ни внутренней борьбы (И.Н. Крамской "Христос в пустыне", Илл. 12), ни душевной боли (В. Перов "Христос в Гефсиманском саду", Илл. 13). Христос Поленова сосредоточен, он выражает мироощущение живописца, сложно представить его в гневе выгоняющим торгующих из храма. Бушующая толпа в картине "Христос и Грешница" как бы нарушает спокойный ход его размышлений. Сама природа, величественно красивая и спокойная делает эту разъяренную толпу чем-то лишним. Поленов тратил много времени и сил, чтобы максимально точно воссоздать реальную обстановку описанных в Евангелии событий, но это сыграло и отрицательную роль, помешав зрительному восприятию основного замысла картины.
В свое время В.Г. Короленко и М.В. Гаршин написали сочувственные рецензии на картину "Христос и грешница "и лучше всех поняли и передали ее содержание. Характеризуя образ Христа Короленко писал:" "С первого взгляда на картину вы как будто не замечаете ее главной фигуры, другие выступают с большей резкостью. Но это только кажется. В сущности, даже рассматривая прежде другие фигуры, вы уже испытываете какое-то неопределенное беспокойство: что это за человек сидит на камне, освещенный солнцем? Да, это он, убеждаетесь вы, с чувством, похожим на разочарование, этот человек – именно человек, сильный, мускулистый, с крепким загаром странствующего восточного проповедника… Чем больше вы вглядываетесь в эту замечательную фигуру, с ее физической крепостью, вместо аскетической полувоздушности, с ее небрежно упавшей на колено рукой, со всей незамечаемой им самим усталостью утружденного, но сильного человека, и, человека с этим замечательным выражением лица, – тем больше первоначальное чувство заменяется удивлением, уважением, любовью… В мирную возвышенную беседу в затененном углу врывается шумная, пестрая, дикая и страстная улица. Толпа влечет на суд к Иисусу молодую блудницу. Она бедно одета, молода, красива, и испугана… Христос оторван от своей общей мысли. Блудницу еще не довели до того места, где ее нужно поставить перед Христом, в толпе продолжается движение… На лице Христа не исчез отпечаток общей отвлеченной возвышенной формулы…Он еще не вполне спустился с высоты, еще не отдал себе полного отчета во всех подробностях предстоящего частного факта человеческого гнева и страдания, но этот факт уже зовет его к себе, требуя разрешения… И взгляд Христа исполнен уверенности, это-точка, вокруг которой должен повернуться весь этот умственный и душевный хаос старого мира". М.В. Гаршин выразил свое впечатление так: "Христос Поленова очень красив, очень умен и очень спокоен. Его роль еще не началась. Он ожидает…Что бы ни спросили у него, он знает, что он сумеет ответить, ибо у него в душе есть живое начало, могущее остановить всякое зло". Но Короленко был неправ, видя в грешнице блудницу. Она изображена молодой и красивой, но Поленов изображал не блудницу. Это наивное дитя, еще очень юное. В картине, между тем, нет драмы, за что она была критикована П.П. Чистяковым и другими. В то же время консервативная критика нападала на Поленова за искажение Евангельской темы и уход от канонов.
Картина "Боярыня Морозова" В.И. Сурикова была экспонирована на той же выставке 1887 года, рядом с которой "Христос и Грешница" Поленова еще сильнее выказывала свою близость к академическому жанру, как ни старался отойти от него сам художник. Поленов самостоятельно продумал содержание и новые живописные приемы, принципы построения большой академической картины. Таким образом, он создал не новаторское, но умно и красиво скомпонованное произведение русской школы живописи XIX века. Сам художник не был до конца удовлетворен картиной, над которой так упорно и долго работал, она была слишком близка к академической живописи. В картине "Христос и грешница" он не до конца раскрыл задуманный им образ Иисуса, поэтому он решил создать цикл картин, посвященных земной жизни Христа.
Следует сказать, что художественная критика была не единодушна в оценке произведений цикла, только достоверность картин не оспаривалась. Сразу нашлись аналогии с трудом Ренана. Одни полагали, что картина оскорбляет религиозные чувства верующих, так как спаситель изображен обычным человеком. Другие отнеслись к выставке очень сочувственно и с пониманием. Самые противоречивые суждения вызвала огромная картина "Христос и грешница". Вся консервативная критика обрушилась на художника за слишком вольную интерпретацию евангельского сюжета. В.В. Стасов и И.Е. Репин отнеслись к картине довольно сурово, как и П.П. Чистяков, бывший учитель Поленова. Но такие писатели, как Короленко и Гаршин отнеслись к картине с уважением. Картина была довольно сложной, не так легко было прочитать ее смысл, ведь яркость красок и ее красота отвлекали от содержания. Стасов хвалил картину лишь за живописные достоинства, игнорируя саму идею картины. Свою рецензию он закончил словами:"… в общем, Поленов остался изящным, элегантным живописцем, каким мы его знаем давно уже, с самого начала его карьеры, в 1871 году. Но к этому он прибавил еще большое мастерство и живописность в передаче пейзажа". Отрицательно к картине также отнесся и Л.Н. Толстой, но причина у него была совсем другая. Он поддерживал идеи, лежавшие в основе картины, но его отталкивала чересчур реальная трактовка образа Христа как простого смертного. Толстой также критиковал Ренана за попытку представить Иисуса в образе человека, со всеми свойственными ему слабостями: "Новая у Ренана мысль это то, что если есть учение Христа, то был какой-нибудь человек, и этот человек непременно потел и ходил на час. Для нас и христианства все человеческие унижающие реалистические подробности исчезли потому, почему все исчезает, что не вечно, осталось же вечное. То есть песок, который не нужен, промыт, осталось золото по неизменному закону. Ренан говорит: если есть золото, то был песок, и он старается найти, какой был песок. И все это с глубокомысленным видом." Не более ему понравился Христос и в картине Поленова: "Христос у него – какой-то полотер" – пишет он в своей рецензии. Несогласие с трактовкой образа Христа не позволило Толстому адекватно оценить достоинства картины. Только много лет спустя он признался художнику в высокой оценке этого произведения живописи.
Заключение
В ряде академического искусства второй половины XIX века творчество В.Д. Поленова занимает особое место. Его произведения были гораздо серьезнее и значительнее всего того, что создавала в то время академическая школа. Поленов поднял жанр этюда на новый уровень: он стал иметь самостоятельное значение в искусстве и не был лишь подготовительной работой. Он открыл путь таким художникам, как И.И. Левитан и К.А. Коровин.
Образ Христа привлекал к себе множество талантливых художников того времени (Н.Н. Ге, И.Н. Крамской, В. Перов) и каждый вполне имел право на собственную трактовку личности спасителя, исходя лишь из своего воображения. Художники обращались к тем моментам жизни Иисуса, которые раннее не упоминались в искусстве. Это были минуты слабости (В. Перов "Христос в Гефсиманском саду"), глубокие раздумья (И. Крамской "Христос в пустыне"), драматические сюжеты из жизни Христа (Н.Н. Ге). Поленов же выбрал самый необычный путь жизнеописания Иисуса, используя в композициях бытовые сюжеты. Кажется, что через картины Поленова мы видим мир глазами Христа: настолько возвышенное ощущение любви к природе создается у нас после просмотра полотен. Художник посредством живописи донес до нас идею добра и всепрощающей "божественной" любви. Образ Христа являлся главным в творчестве художника. Именно над ним Поленов работал больше всего. Изучив многие произведения, касающиеся евангельского повествования, он создал собственного героя, Спасителя, образ которого не похож на евангельский и Ренановский. В евангелиях образ Христа слишком чист, недосягаем, не от мира; Ренан же чересчур надменно называет Иисуса "гением" своего времени, проповедничество считает не более, чем "искусством" или "мастерством", а воскрешение Христа объявляет галлюцинацией Марии из Магдалины. Поленов выбрал свой путь, создал героя и наделил его своими чертами, качествами и мыслями. В его образе выражено мироощущение живописца, в основе которого лежит стремление к красоте и гармонии мира. Иисус Христос это и сам человек, изображенный на картинах Поленова, и люди вокруг него (ведь в них есть бог), и великолепная природа Палестины. Причем даже если на картине художник не изображает никаких персонажей, мы все равно ощущаем присутствие чего-то высокого и божественного, художнику удалось через красоту природы передать это неповторимое ощущение единения с природой и создателем.
Итак, образ Христа, задуманный Поленовым, заключен во всей серии работ "Из жизни Христа" и отражен в каждом произведении цикла. Это великий дух и сила человеческого интеллекта, сопоставимые лишь с совершенством природы во всех ее проявлениях. Чтобы понять все, что хотел сказать автор своими картинами, необходимо увидеть все работы цикла, причем именно в той последовательности, которую задумал Поленов, ведь весь цикл является одним целым.
В.Д. Поленов создал образ Христа исходя из гуманистического мировоззрения, очеловечив его, придав ему земные черты, он приблизил к нам этот недосягаемый образ, чтобы еще более укрепить нашу веру в него и в силу человеческого духа. Глядя на картины Поленова, мы верим, что разум и духовность, любовь и спокойствие могут противостоять любому злу. Таким образом поленовский Христос был именно человек, но человек необычный, способный с помощью веры и силы духа творить великие дела.
В наше время большинство картин В.Д. Поленова хранится в Государственной Третьяковской Галерее, несколько картин выставлены в Русском музее. К сожалению, большинство работ из серии "Из жизни Христа" были проданы за границу или утрачены в годы революции. Иллюстрированных альбомов, посвященных выставке было издано в середине XX очень мало, поэтому визуально посмотреть все изображения практически невозможно. Сейчас многие даже не знают о существовании данного цикла, который мог бы нести огромное воспитательное значение для современного поколения. Главная картина цикла "Христос и грешница" Хранится в Русском Музее, и, к великому сожалению не пользуется большим интересом. Большинство зрителей интересует лишь живописная сторона картины, но не сама идея, которой В.Д. Поленов посвятил почти всю жизнь. Причиной этого может быть малая культурная просвещенность людей в России, равнодушное отношение к своей религии: многие даже не знают, что такое Евангелие. Поленов хотел создать героя, сюжет, картину, понятную всем, но из за культурной неграмотности не многие в наше время могут по достоинству оценить картину.
Вся творческая жизнь В.Д. Поленова вызывает у нас восхищение и уважение, он внес в российское и мировое искусство огромный вклад, его картины настолько красивы и душевны, что до сих пор вызывают самые положительные эмоции. Художник через свои картины погружает нас в мир гармонии и духовного совершенства. В образе поленовского Христа мы видим столько доброты и человечности, силы духа и разума, которые влияют и на окружающих персонажей картины, и природу, и на нас с вами. Картины художника имеют огромное воспитательное значение, учат нас христианской этике и ведут нас к духовному совершенству, идеалу, воплотишемуся в образе Христа.
Список литературы:
1. Лясковская О.А. В.Д. Поленов. М.:ГТГ, 1946. 128 стр.
2. Минченков Я.Д. <http://az.lib.ru/m/minchenkow_j_d/text_0200.shtml>
. Пастон Э. Монография о творчестве Василия Поленова, электронная версия <http://vasily-polenov.ru/paston.php>
.Петрова М. В евангельском кругу Поленова, электронная версия <http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc.asp?id=290&>
.Ренан Э. Жизнь Иисуса, электронная версия <http://lib.ru/HRISTIAN/RENAN/iisus.txt>
.Шилова Е.В. Василий Поленов. М.: Арт-Родник, 2001, 71 стр.
. Юрова Т.В. Василий Дмитриевич Поленов. М.: Искусство, 1961, 167 стр.
. Яковлева Н.А. Историческая картина в русской живописи. М.: Белый город, 2005. 656 стр.