Меню
  • Главная
  • Новости
    • Cтатьи, культурология
  • Учебные материалы
    • Основные темы по культурологии
    • Студенческие работы
  • Редакция
    • Вопросы по культурологии
  • Архивы по культурологии

Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Культурология
Подробнее о Культорологии: Скачать реферат

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский , Формат файла: MS Word 10,98 kb

Жизнь и творческий путь Суйменкула Чокморова

Международный Университет Кыргызстана

Институт дистанционного образования

Р е ф е р а т

на   тему:

“Жизнь и творческий путь
Суйменкула Чокморова”.

Выполнил:Шиленко В.Ю.

                        Гр. В.Ш.Э.и
Б. М.и П. 1-курс.

Руководитель:
Намазова.A.H.

Бишкек  2000

План.

§
Введение.

1.
Путь к творчеству.

2.
Творчество художника
Чокморова.

3.
Сулейменкул Чокморов –
артист кино.

§
Заключение.

§
Литература.

Введение.

В конце шестидесятых годов кыргызское
киноискусство достигло всемирной известности:тогда мировая печать заговорила о
“чуде кыргызского кино”. Именно в эти годы начал свою
кинодеятельность Суйменкул Чокморов. Если Ч.Айтматов, Б.Шамшиев, Т.Океев своими
произведениями, кинофильмами познакомили мир с кыргызским народом, то
посредством образов, созданных С. Чокморовым, зарубежный зритель получил яркое
представление о кыргызском народе,о его национальном мировидении. Он стал живым
воплощением всего самого лучшего, самого привлекательного в национальном
характере кыргызов.

Уже в первых работах С. Чокморова
проявились главные качества дара, данного ему Богом.Успех С. Чокморова в
создании образов обусловлен прежде всего знанием жизни своего народа,его
обычаев и нравов, глубоким проникновением в суть национального характера,
ощущением   единства, слитности с родной землёй. К этому следует добавить и
упорство Чокморова в достижении поставленной цели, несокрушимое мужество,
удивительное терпение и стойкость.

1. Путь к творчеству.

Суйменкул Чокморов родился 9 ноября 1939 года в
селе Чон-Таш Аламединского района Чуйской области.

Он принадлежал поколению людей, детство
которых пришлось на суровые годы войны. Здесь в маленьком аиле, у подножия гор,
берут начало истоки его жизни и творчества.

Суйменкул рано рано познал науку преодоления
самого себя. Он рос болезненным мальчиком и не мирился с этим, преодолевая свою
слабость физическими нагрузками, сознательно развивал в себе ловкость и силу,
упорно тренируя тело. В одно время у него даже отнимались ноги, но он не только
победил и этот недуг, стал первоклассным спортсменом, завоевал звание мастера
спорта.

В одиночку в те годы было трудно выжить .
Вообще, жизнь  в одиночестве чужда кыргызскому селу. Здесь нет пресловутой
“хаты с краю”. Здесь особый уклад быта, исчерпывающиеся формулой
“не чужие-соседи”. Взаимопомощь, готовность поделиться последним,
доверие – всё это помогло преодолеть сельчанам трудности военных лет.

Этот мир доброты, тепла и уважения, в
котором горе и радость не  бывают чужими; мир, в котором приход гостя также
естественен и желателен, как восход солнца, и где умение и знание одного
становились достоянием всех, этот мир, запечатлившийся в сознании мальчика,
звучит в памяти художника как образ человеческой гармонии, став для Чокморова
тем вечным источником, к которому он неизменно припадает всю свою жизнь.

Владимир Высоцкий

Первым учителем рисования был старший брат
Намырбек. По болезни Суйменкул пропустил учебный год и жил у брата во Фрунзе.
Результаты нехитрых уроков брата оказались неожиданными – рисование стало
любимым занятием Суйменкула и, вернувшись в школу он быстро приобрёл славу
лучшего школьного художника.

Азы художественного образования сельский
юноша получил во Фрунзенском художественном училище, а после его окончания
закрепил их в Ленинградском художественном институте имени И.В.Репина. Учителем
Чокморова был народный художник СССР Е.Е.Моисеенко, известный советский
баталист, автор многих прославленных картин, посвященных гражданской войне.

Были и другие учителя. Для поколения, к
которому принадлежит Чокморов, таким учителем был С.А.Чуйков, народный художник
СССР, основатель киргизского изобразительного искусства.

Со студенческой скамьи более всего
Суйменкул Чокморов тяготеет к старинным полотнам мастеров ренессанса. Он любит,
выделяет для себя в ряду истории мирового искусства работы Джорджоне, Леонардо
да Винчи, Тициана, Рембрандта.

2. Творчество художника Чокморова.

В ранних живописных работах Чокморов отдаёт
все свои симпатии сельской теме. В непритязательных, порою ещё ученических
работах художник сумел передать чувство непосредственного, живого восприятия
окружающего его и близкого ему мира.

Ему не нужно было “вживаться в
образ”, он хорошо знал жизнь села. Быт кыргызского села в его ранних
картинах весом, может быть несколько грубоват, но всегда правдив.

В пейзажах и бытовых
сценах(“Деревенский пейзаж” 1954г; “Утро в деревне” 1958г;
“Село Чон-Таш” 1958г) он не торопится продемонстрировать обновление
деревни. Ему дороги реалии старого быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие
обычные детали в его ранних сюжетах. Это мир его детства.

Первыми пробами в жанре портрета стали
небольшие по формату портреты детей и подростков села Чон-Таш
(“Нурсеид” 1955; “Бурулча” 1956; портреты смеющихся девочки
и мальчика, 1957; и другие). Чабаны, конюхи, рабочие совхоза – целый цикл
портретов своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом.
Дипломная работа “Вечер после работы” была задумана им как групповая
сельская сцена.

Чокморов написал немало портретов
зарубежных деятелей культуры. В собрании Чокморова сохранился один из вариантов
портрета Моники Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов
пишет серию портретов актёров театра Кабуки. Воспроизводя артистов в гриме,
костюмах, в обстановке декораций.

Чокморов многое черпает из сокровищницы
народной художественной культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления
современного человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса.

Деятельность Чокморова как художника многое
дает ему как артисту кино. Но связь эта обратная – работа в кино обогащает его
живопись, стимулирует её. Это обусловлено в первую очередь особенностями
кинематографического процесса: кинематографист-путешествующая профессия, дающая
возможность знакомства с новыми местами, людьми.

Молодой артист с впечатлительностью художника
не мог остаться равнодушным и не приобщиться к
этому
взгляду на мир, который называется
кинематографическим видением мира.

3. Суйменкул Чокморов – артист кино.

Неисповедима судьба Творца – именно через
личность великого сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним
художник Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино,
который станет затем звёздным путем С.Чокморова – артиста.

Уже в первых работах С.Чокморова проявились
главные качества дара, данного ему свыше. С появлением на экранах фильма
Б.Шамшиева “Выстрел на перевале Караш” 1969г снятого по одноименной
повести М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный актер,
обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то, что художник
Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он сыграл роль Бахтыгула с
мастерством опытного актера: перед зрителем предстал образ мужественного
человека, готового в борьбе со злом пожертвовать собой. Поразительная
способность актера в выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения
души своего героя.

Следующей значительной ролью молодого
актера стал образ Ахангула в фильме “Лютый” 1973г. Она раскрыла новую
грань актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам , а
также основным ролям в фильмах: “Чрезвычайный комиссар”, “Алые
маки Иссык-куля”, “Седьмая пуля”, “Поклонись
огню”,”Улан”, “Дерсу Узала” и другим, он приобрел
широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино.
Он-единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен
диплома на фестивалях за лучшую роль.

Рецензия на фильм ‘Ностальгия’

Суйменкул Чокморов участвовал в четырех
фильмах, созданных по произведениям Чингиза Айтматова “Джамиля”,
“Я-Тянь Шань” (Мосфильм), “Красное яблоко” (Киргизфильм),
” Ранние журавли”(Ленфильм и Киргизфильм). Проза Ч.Айтматова
привнесла в артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему
лирического героя.

Как популярному киноартисту Чокморову
выпала честь представлять советское киноискусство во многих зарубежных
странах-в Европе, Азии, Африке, Японии.

За выдающиеся творческие заслуги
С.Чокморову была присуждена Государственная премия имени Токтогула, премия
ВЛКСМ. Первым из плеяды своих собратьев – кинодеятелей  Кыргызстана он
удостаивается почетного звания “Народный артист СССР”. Он также является:
“Народным художником республики Кыргызстан”. В ноябре 1991года
Чокморов был удостоен международной премии клуба Ч.Айтматова в области
литературы, искусства и культуры. Художник и актер был награжден за огромный
вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства,
высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям
Ч.Айтматова. Последние звания были не просто государственной наградой, а
глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием одухотворенного
таланта выдающегося незабвенного творца.

Глубокой ночью 26 сентября 1992 года
остановилось сердце человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и
непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы кыргызов, которые он
с такой душевной щедростью выразил в своем творчестве – отныне уже в
неувядаемом наследии.

§
Заключение.

В расцвете лет и таланта ушел из жизни
гордость кыргызского народа, народный любимец, человек высокой души и помыслов,
выдающийся художник и актер Суйменкул Чокморов.

Многие годы он совмещал титаническую
творческую деятельность с общественным делом на поприще народного депутата
республики. До последнего своего вздоха он был предан своему таланту и
призванию, не не выпускал из руки кисть даже на больничной койке, куда на
долгие годы стремилась приковать его болезнь. Он вновь и вновь возрождался, как
птица Феникс, и несомненно, что этот неугасимый огонь его мужественного сердца
станет вечным в его творениях.

Творчество возрождало его к жизни,
благословляло его. Он щедро бросал горстями в наши души зёрна мудрости и
терпения.

Тяжелую утрату понесла наша республика и
вся многонациональная культура стран содружества. Он был поистине одним из ее
ярких и деятельных личностей. Он был самым известным, самым популярным в
республике киноактером, Самым любимым.

§
Литература.

§
В.И. Фуртичев.

Суйменкул Чокморов.
Фрунзе,1981г.

§
Э. Лындина.

Суйменкул Чокморов.
Москва,1985г.

§
А. Секимов.

“Жизнь в
искусстве”      / Экран, 1992г. № 2  с 6.

§
Суйменкул Чокморов  /
Никролог /

/ Эхо Оша, 1992г. 1 октября.

Похожие записи

Число зверя 666

Культурология

Тема сверхчеловека в произведениях русских классиков

Культурология

Боевые искусства древней Греции

Культурология

Рубрики

  • Cтатьи
  • Архивы по культурологии
  • Вопросы по культурологии
  • Новости
  • Редакция
  • Социология как наука
  • Студенческие работы
  • Учебные материалы
  • Основные темы по культурологии

Последние статьи о культурологии

  • Культурная антропология
  • Теоретические подходы к пониманию природы культуры
  • Господство сократической философии
  • Георг Зиммель и Освальд Шпенглер
  • Противостояние культуры и цивилизации
  • Духовная культура
  • Культурно-исторический подход к культуре. Основные варианты культурно-исторической типологии
  • Данилевский
  • Тойнби
  • Общая концепция цивилизаций
  • Ясперс
  • Своеобразие архаической культуры (первобытно-синкретической)
  • Транзитивный контекст современной культурной политики
  • ТЕМА 2. Возникновение и становление культуры в первобытном обществе и древних цивилизациях
  • Культура Древней Греции и Дpевнегo Рима
  • Культура Западноевропейского Средневековья
  • Культура эпохи Возрождения и Нового времени до второй половины XIX века
  • ТЕМА 6. Своеобразие русской культуры в ее историческом становлении
  • ТЕМА 7. Цивилизация и культура XX века
  • Выполнение контрольной работы
  • Темы контрольных работ и рекомендуемая литература
  • Основные функции культуры
  • Понятие «Культура»
  • Основные культурологические школыКультурно-исторические типы Данилевского
  • Особенности концепции Тойнби
  • Осевое время в концепции Ясперса
  • Культура в концепции З.Фрейда
  • Понятие культуры как символ в концепции Кассирера
  • Элитарная и массовая культура



© 2011 - 2021 Copyright :: Культурология / карта сайта | культура
При копировании материалов с сайта обратная активная ссылка обязательна.